Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов что за профессия
Специальность «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов»(бакалавриат)
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Современный мир невозможно представить без авиасообщения, внутренних и международных перелетов. Ежедневно осуществляются тысячи полетов, стабильность и безопасность которых обеспечивается огромным штатом специалистов. Отрасль постоянно развивается, и тому примером служит открытие нового аэропорта «Раменское» в Москве, постройка самого масштабного по европейским меркам аэропорта в Стамбуле и новые проекты в других мегаполисах по всему миру. Перспективность специальности 25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» не оставляет сомнений, поэтому многие современные выпускники стремятся освоить именно это направление.
Условия поступления
Поскольку профессия тесно связана с точными науками, для поступления вам потребуется предъявить результаты по таким дисциплинам, как:
Некоторые вузы могут запросить баллы по химии и иностранному языку. Поэтому заранее уточняйте в деканатах выбранных вами учебных заведений, какие конкретно предметы вам потребуется сдавать для поступления.
Будущая профессия
В первую очередь студенты заданного отделения изучают правила эксплуатации и технологические процессы, связанные с деятельностью аэропортов. Большой блок программы посвящен освоению основ управления коллективом и эффективного функционирования инфраструктуры. Отдельной и немаловажной частью обучения является изучение правил обеспечения авиационной безопасности. Кроме того, студенты учатся проводить научно-исследовательские работы в области и заниматься производственной деятельностью.
Куда поступать
В России имеется всего лишь четыре вуза, предлагающих своим абитуриентам освоить специальность «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». При этом в Москве нет ни одного образовательного учреждения, связанного с данной областью. Так, освоить профессию можно в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Красноярске, где расположились следующие учебные заведения:
Срок обучения
Образовательная программа бакалавриата длится четыре года на очном отделении и пять лет на заочном.
Дисциплины, входящие в курс обучения
В процессе обучения студенты изучают следующие предметы:
Приобретаемые навыки
По получении диплома выпускники направления приобретают следующие умения и навыки:
Перспективы трудоустройства по профессии
Кем работают выпускники после окончания вуза? Отделение выпускает квалифицированных специалистов, которые занимают такие должности, как:
Молодые специалисты, как правило, занимают должности диспетчеров и специалистов эксплуатационных служб: их заработная плата не велика и составляет 20 000 – 25 000 рублей. Более опытные профессионалы имеют возможность занять позицию авиадиспетчера, оклад которого на порядок выше и равняется 40 000 – 50 000 рублей.
Преимущества поступления в магистратуру
Получив степень бакалавра, некоторые студенты решают продолжить свое обучение в магистратуре, что дает им ряд преимуществ:
Специальность «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» (25.03.04) в вузах России 2021, бакалавриат: где учиться?
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения зависит от профиля, на который вы поступите
средняя цена обучения (год)
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов — специализации в вузах России
Комбинации ЕГЭ по специальности
Варианты обучения
Преподается в 1 вузе
Где учат на специальность «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов»: вся Россия
Специальности Отзывы Факультеты Задать вопрос
Специальность Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов в вузах России
Направление ФГОС Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (25.03.04) в вузах (университетах, институтах) России. Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов в нашем каталоге специальностей представлена 1 вариантом обучения. Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть эти варианты. Узнайте больше о будущей карьере и зарплате выпускников, посмотрите специализации, чтобы выбрать нужный профиль обучения по специальности. Посмотрите профессии, которые вам будут доступны после окончания этого направления в вузе России. Также важно знать комбинации предметов по специальности Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов, чтобы сдать правильные предметы ЕГЭ.
Специальность «эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов» – 25.04.04
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (магистратура)
25.04.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Куда пойти учиться
В России продолжить высшее образование и получить степень магистра по направлению 25.04.04 можно только в одном вузе – Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации. Стоимость обучения за год – 200 тысяч рублей.
Экзамены для поступления
Университет зачисляет на курс после сдачи междисциплинарного комплексного экзамена. За три часа абитуриенты письменно отвечают на пять вопросов билета (по количеству разделов).
Оценка выставляется по 100-балльной шкале. Программа испытаний включает проверку знаний по темам:
Перечень вопросов по каждому разделу вместе со списком рекомендуемой литературы можно скачать на официальном сайте СПбГУ ГА.
Чем занимаются выпускники
Направление подготовки в большей степени связано с гуманитарными науками, чем с техническими. Специалисты отлично знают законодательство, правила перевозок грузов и пассажиров, умеют управлять персоналом и подбирать сотрудников. В обязанности входят:
Кроме того, магистры могут работать в области планирования и строительства аэропортов.
Навыки
Дисциплины
Теоретический блок направлен на изучение общих и профильных модулей. К обязательным дисциплинам, которые изучают все студенты, относятся:
Профессиональные дисциплины относятся к вариативной части рабочей программы. Их наличие в учебном плане зависит от профиля.
Студенты могут изучать:
Практика
Началом карьеры может стать производственная практика. Студенты, обучающиеся в СПбГУ ГА, проходят стажировку в аэропортах, авиа- и транспортно-логистических компаниях, аэронавигационных центрах, на авиаремонтных и других предприятиях страны, связанных с перевозкой пассажиров и организацией воздушного движения.
Подробную информацию о практике можно узнать на сайте университета. За время стажировки студенты пишут научно-исследовательскую работу, которая становится основой ВКР. После сдачи итогового государственного экзамена и защиты присваивается степень магистра.
Программы
СПбГУ ГА предлагает четыре образовательные программы:
Формы обучения
ФГОС допускает три формы обучения. СПбГУ ГА зачисляет бакалавров, желающих продолжить образование по профилю, на очный курс. Заочно могут учиться работники аэропортов, обеспечивающие безопасность или сопровождающие воздушные перевозки. Очно-заочная форма в университете не предусмотрена.
Срок обучения – два года, включая каникулы. Заочная учеба занимает на полгода больше.
Кем работать
Магистры устраиваются в сферы транспорта, обеспечения безопасности, науки и образования. Выпускники работают в аэропортах и на аэродромах на должностях:
Также специалисты могут устроиться в отдел кадров аэропорта или заняться преподавательской деятельностью.
Работа в авиации: кого ждут и где учиться
Работа в авиации — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других — знание языка.
Востребованность кадров в авиации
Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.
Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.
Профессии в гражданской и военной авиации
Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.
К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.
Работа в небе
1. Пилот гражданской авиации
Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.
Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.
Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.
2. Летчик военной авиации
Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.
Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.
3. Летчик-испытатель
Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.
«Лётчик-испытатель постоянно «не помнит», что может не вернуться из полёта – Он «знает это». В ином случае работать качественно не смог бы».
Заслуженный лётчик-испытатель РФ С. Н. Тресвятский
Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.
4. Бортпроводник
В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.
5. Бортинженер
Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.
Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.
Работа на земле, связанная с небом
1. Диспетчер аэропорта
Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.
Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.
2. Авиаконструктор
Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.
Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.
3. Персонал аэропорта
В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.
Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.
Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.
Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища
Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!
Хочу летать
Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.
Специальность | Ссуз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов |
Специальность | Вуз | Профессия |
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика | МГТУ им. Баумана, МАИ, ЮурГУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ | Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт |
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика | МАИ, ТГУ | Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами |
24.03.04 Авиастроение | МАИ, КАИ, УлГУ, УГАТУ, Университет Дубна | Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик |
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов | МАИ, КАИ, РГАТУ им. П.А. Соловьева, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ | Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов |
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов | МГТУ им. Баумана, МАИ, ЮУрГУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ | Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников |
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей | МГТУ им. Баумана, МАИ, КАИ, ЮурГУ, ПНИПУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ, ОмГТУ | Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам |
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение | МАИ, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ, ЮФУ | Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники |
Хочу управлять полетами
Специальность | Вуз | Профессия |
24.03.02 Системы управления движением и навигация | ИТМО, МАИ, ГУАП, ПНИПУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева | Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением |
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники | МГТУ им. Баумана | Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник |
25.03.03 Аэронавигация | МГТУГА, СпбГУГА | Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности |
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов | СПбГУГА | Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте |
Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования
Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.
Как познакомиться с профессией ближе?
Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.
3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.
4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (квалификация (степень) «бакалавр»)
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (квалификация (степень) «бакалавр»)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 января 2011 г. N 72)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
Прием на обучение в соответствии с настоящим федеральным государственным образовательным стандартом прекращается 31 декабря 2020 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
высшее профессиональное образование;
основная образовательная программа;
учебный цикл основной образовательной программы;
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации
Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
обеспечение взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
обслуживание воздушных судов и авиатопливообеспечение воздушных перевозок;
организация и обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты;
организация и обеспечение авиационной безопасности;
организация и обеспечение аварийно-спасательных и противопожарных работ;
организация и обеспечение безопасности технологических процессов и производств на воздушном транспорте.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
аэродромы, включая взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения; процессы, методы и средства аэродромного обеспечения полетов воздушных судов (поддержание аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов);
радиотехническое оборудование и средства связи; процессы, методы и средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
светосигнальное и электротехнические оборудование, средства централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов; процессы, методы и средства электросветотехнического обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
средства авиатопливообеспечения воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочные комплексы и системы заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями; процессы, методы и средства авиатопливообеспечения воздушных перевозок и авиационных работ;
аэропорты, процессы, методы и средства приема, отправки и обслуживания воздушных судов, обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты;
объекты авиационной инфраструктуры, процессы, методы и средства эксплуатации и обслуживания объектов авиационной инфраструктуры;
системы управления производственно-технологическими процессами; процессы, методы и средства организации и обеспечения производственно-хозяйственной деятельности аэропортов;
аварийно-спасательные и пожарно-технические средства; процессы, методы и средства аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов;
процессы, методы и средства организации и обеспечения безопасности технологических процессов и производств на воздушном транспорте;
технические средства и системы обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации; процессы, методы и средства обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 18 мая 2011 г. N 1657 в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов должен решать следующие задачи профессиональной деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности:
эксплуатация аэродромов (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок воздушных судов, площадок специального назначения), специальных средств и технологического оборудования аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов и средств аэродромного обеспечения полетов воздушных судов;
эксплуатация авиарепелентного оборудования аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств орнитологического обеспечения полетов воздушных судов;
эксплуатация измерительной техники и контрольно-проверочной аппаратуры в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств метрологического обеспечения полетов воздушных судов;
эксплуатация зданий и сооружений аэропортов в соответствии с техническими нормами эксплуатации производственных зданий и сооружений, требованиями и правилами производственной санитарии и противопожарной безопасности;
эксплуатация радиотехнического оборудования и средств связи в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
эксплуатация светосигнального и электротехнического оборудования, средств централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств электросветотехнического обеспечения полетов воздушных судов;
техническая эксплуатация энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей;
эксплуатация средств приема, хранения, транспортировки, очистки, контроля качества, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочных комплексов и систем заправки воздушных судов;
эксплуатация технических средств обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты в аэровокзалах и на грузовой территории;
эксплуатация технических средств оперативного управления производственно-технологической деятельностью подразделений аэропорта, средств механизации и автоматизации при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов и почты;
эксплуатация аварийно-спасательных и пожарно-технических средств в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации средств аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов;
эксплуатация технических средств и систем обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации систем и средств для выполнения мер авиационной безопасности;
определение работоспособности эксплуатируемого оборудования;
выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов;
настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;
проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
приемка и ввод в эксплуатацию объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов;
организация работы малых коллективов исполнителей;
участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
участие в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды, обеспечению качества работ и услуг;
организация и эффективное осуществление входного контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг;
эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;
проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг;
участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства;
текущий и капитальный ремонт летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, привокзальной площади и подъездных путей, необходимых для движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов);
контроль за поддержанием в работоспособном состоянии специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов);
оперативная координация работы специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) при проведении (производстве) аэродромных работ;
обеспечение безопасности движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) на аэродромах;
обеспечение технического обслуживания, государственной приемки, наладки и испытания контрольно-измерительных приборов и устройств;
техническое обслуживание и текущий ремонт авиарепелентного оборудования аэродромов;
обеспечение контроля за орнитологической обстановкой в районе аэродрома;
участие в работах по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации производства и систем качества;
метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества;
проведение экспертизы технической и технологической документации;
обеспечение работ по поверке (калибровке) и ремонту средств измерений;
реализация мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения, средств и методов измерений;
техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений аэропортов, проведение паспортизации зданий и сооружений;
обеспечение материально-технического снабжения;
техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт радиотехнического оборудования и средств связи;
техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт светосигнального оборудования аэродромов, энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей;
оперативный контроль технического состояния средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, связи и источников электропитания;
лабораторный и аэродромный контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
контроль выполнения технологии приема, хранения, транспортировки, перекачки, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями;
контроль технического состояния средств заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями;
обслуживание пассажиров, обработка багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов;
обеспечение обслуживания воздушных судов на вылет и прилет;
обеспечение обслуживания пассажирских и почтово-грузовых перевозок воздушным транспортом;
организация и обеспечение загрузки воздушных судов в соответствии с руководством по центровке и загрузке;
контроль технического состояния наземной техники, используемой при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
контроль за обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическим графиком;
реализация мероприятий, направленных на повышение уровня культуры обслуживания пассажиров, заказчиков и потребителей почтово-грузовых перевозок;
оперативное управление, операционный контроль, оперативное взаимодействие и координация работы подразделений аэропорта в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов;
обеспечение и проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома);
контроль за поддержанием в рабочем состоянии аварийно-спасательных и пожарно-технических средств, специального оборудования и снаряжения;
обеспечение безопасности полетов воздушных судов;
обеспечение авиационной безопасности;
организация и обеспечение досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов и воздушных судов в соответствии с утвержденными технологиями и картами досмотра;
организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах;
организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов аэропорта;
обеспечение мероприятий по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации;
реализация мероприятий по внедрению новых передовых форм и методов технического обслуживания и текущего ремонта технических средств обеспечения полетов воздушных судов;
реализация организационно-технических мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов обеспечения полетов воздушных судов;
обеспечение соответствия технических средств обеспечения полетов воздушных судов государственным сертификационным требованиям;
проведение рекламационно-претензионной работы;
составление заявок на выполнение работ и услуг, оборудование и запасные части, подготовка технической документации;
обеспечение экологической безопасности эксплуатации объектов аэропортов и технических средств обеспечения полетов воздушных судов;
обслуживание технологического оборудования;
участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства;
выполнение работ по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала.
выполнение работ по информационному обеспечению обслуживания воздушных судов и пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическими схемами обработки и передачи информации;
проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
участие в выполнении эксперимента, составлении описания проводимых исследований и формулировке выводов;
участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области эксплуатации аэропортов и обеспечения полетов воздушных судов;
информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
изучение технических данных, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчётов с использованием современных средств вычислительной техники;
проведение измерений и наблюдений;
подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
участие в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с развитием аэродромной (аэропортовой) сети, эксплуатацией аэродромов и аэропортов, технических средств обеспечения полетов воздушных судов, обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, организацией и обеспечением аварийно-спасательных и противопожарных работ;
участие в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями;
участие в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала;
участие в проведении проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик;
участие в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска авиационного персонала к работе.
Конкретные профессиональные задачи, которые должен решать бакалавр по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов в соответствии с видами профессиональной деятельности, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом профиля основной образовательной программы бакалавриата.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, знать его общие законы (ОК-1);
способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном (ОК-2);
способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5);
способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);
креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (ОК-7);
способностью применять нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-8);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОК-12);
способностью использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-14);
способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (ОК-15);
готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-16);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-17);
способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-18);
способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-19);
способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-20);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-21);
способностью и готовностью приобретать новые знания, используя различные формы обучения, современные образовательные и информационные технологии (ОК-22);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своей страны, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-23);
способностью и готовностью понимать закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-24);
способностью понимать место и роль области деятельности выпускника в общественном развитии, во взаимосвязи с другими социальными институтами (ОК-25);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-26);
способностью и готовностью осознавать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-27);
способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-28);
способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ОК-29);
способностью к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (ОК-30);
способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-31);
способностью и готовностью понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (ОК-32);
способностью и готовностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-33);
готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению (ОК-34);
способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-35);
способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеть навыками публичной речи, аргументации (ОК-36);
готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива (ОК-37);
способностью актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки при принятии решения и реализации его в действиях (ОК-38);
способностью проводить доказательства утверждений, как составляющей когнитивной и коммуникативной функции (ОК-39);
владением методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОК-40);
способностью и готовностью осознавать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии (ОК-41);
способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-42);
способностью использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-43);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-44);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-45);
наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-46);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-47);
владением английским языком в объеме достаточном для эффективного общения на общие темы (ОК-48);
способностью и готовностью понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-49);
способностью и готовностью понимать проблемы устойчивого развития человека в его взаимосвязи с социальной системой и природной средой и рисков, связанных с деятельностью человека (ОК-50);
владением культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-51);
владением приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества (ОК-52);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-53);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, в том числе с использованием навыков самоконтроля (ОК-54);
готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-55).
Дополнительные общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом профиля основной образовательной программы бакалавриата.
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью применять законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области воздушного транспорта, в своей профессиональной деятельности (ПК-1);
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-2);
способностью использовать математические, аналитические и численные методы для решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ПК-3);
умением выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);
умением использовать основные приемы обработки экспериментальных данных при решении профессиональных задач (ПК-5);
владением авиационным английским языком в объеме достаточном для эффективного общения на конкретные и связанные с работой темы (ПК-6);
способностью использовать языки и системы программирования, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и производственных задач (ПК-7);
готовностью работать с программными средствами общего назначения при решении профессиональных задач (ПК-8);
готовностью работать с информацией, получаемой из различных источников, для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью формулировать профессиональные задачи и находить пути их решения (ПК-10);
владением культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-11);
готовностью применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-12);
для эксплуатационно-технологической деятельности:
способностью эксплуатировать аэродромы (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения), специальные средства и технологическое оборудование аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов и средств аэродромного обеспечения полетов воздушных судов (ПК-13);
способностью эксплуатировать авиарепелентное оборудование аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств орнитологического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-14);
способностью и готовностью эксплуатировать измерительную технику и контрольно-поверочную аппаратуру в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств метрологического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-15);
способностью и готовностью эксплуатировать здания и сооружения аэропортов в соответствии с техническими нормами эксплуатации производственных зданий и сооружений, требованиями и правилами производственной санитарии и противопожарной безопасности (ПК-16);
способностью эксплуатировать радиотехническое оборудование и средства связи в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (ПК-17);
способностью эксплуатировать светосигнальное и электротехническое оборудование, средства централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств электросветотехнического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-18);
способностью и готовностью эксплуатировать энергетическое оборудование, электрические и тепловые сети (ПК-19);
способностью эксплуатировать средства приема, хранения, транспортировки, очистки, контроля качества, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочные комплексы и системы заправки воздушных судов (ПК-20);
способностью эксплуатировать технические средства обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты в аэровокзалах и на грузовой территории (ПК-21);
способностью эксплуатировать технические средства оперативного управления производственно-технологической деятельностью подразделений аэропорта, средства механизации и автоматизации при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов и почты (ПК-22);
способностью эксплуатировать аварийно-спасательные и пожарно-технические средства в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации средств аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов (ПК-23);
способностью эксплуатировать технические средства и системы обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации систем и средств для выполнения мер авиационной безопасности (ПК-24);
способностью и готовностью осуществлять проверку работоспособности эксплуатируемого оборудования (ПК-25);
способностью и готовностью безопасно эксплуатировать технические системы и объекты (ПК-26);
готовностью осуществлять выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-27);
способностью осуществлять обслуживание аппаратно-программных средств (ПК-28);
готовностью осуществлять проверку технического состояния и остаточного ресурса оборудования, профилактические осмотры и текущий ремонт (ПК-29);
готовностью осуществлять приемку и ввод в эксплуатацию объектов аэропорта, технологического оборудования и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-30);
для организационно-управленческой деятельности:
готовностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-31);
готовностью участвовать в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-32);
готовностью выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-33);
способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-34);
готовностью участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества предприятия (ПК-35);
готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды, обеспечению качества работ и услуг (ПК-36);
для производственно-технологической деятельности:
способностью организовать и эффективно осуществлять входной контроль качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов (ПК-37);
готовностью участвовать в организации и проведении производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг (ПК-38);
готовностью эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологических процессов (ПК-39);
готовностью участвовать в проведении стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг (ПК-40);
готовностью участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства (ПК-41);
способностью и готовностью осуществлять текущий и капитальный ремонт летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, привокзальной площади и подъездных путей, необходимых для движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) (ПК-42);
способностью организовать и осуществлять контроль за поддержанием в работоспособном состоянии специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) (ПК-43);
способностью осуществлять оперативную координацию работы специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) при проведении (производстве) аэродромных работ (ПК-44);
способностью и готовностью обеспечивать безопасность движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) на аэродромах (ПК-45);
способностью обеспечивать техническое обслуживание, государственную приемку, наладку и испытания контрольно-измерительных приборов и устройств (ПК-46);
способностью и готовностью обеспечивать и осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт авиарепелентного оборудования аэродромов (ПК-47);
способностью обеспечивать и осуществлять контроль за орнитологической обстановкой в районе аэродрома (ПК-48);
готовностью участвовать в работах по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации производства и систем качества (ПК-49);
способностью проводить метрологическую экспертизу технической и технологической документации (ПК-50);
способностью и готовностью осуществлять метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества (ПК-51);
способностью обеспечивать работы по поверке (калибровке) и ремонту средств измерений (ПК-52);
способностью и готовностью участвовать в реализации мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения, средств и методов измерений (ПК-53);
способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений аэропортов, обеспечивать и проводить паспортизацию зданий и сооружений (ПК-54);
готовностью осуществлять и обеспечивать материально-техническое снабжение (ПК-55);
способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт радиотехнического оборудования и средств связи (ПК-56);
способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт светосигнального оборудования аэродромов, энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей (ПК-57);
способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, связи и источников электропитания (ПК-58);
способностью обеспечивать и проводить лабораторный и аэродромный контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (ПК-59);
способностью осуществлять оперативный контроль выполнения технологии приема, хранения, транспортировки, перекачки, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ПК-60);
способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния средств заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ПК-61);
способностью и готовностью обеспечивать обслуживание пассажиров, осуществлять обработку багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-62);
способностью и готовностью обеспечивать обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов (ПК-63);
способностью и готовностью обеспечивать обслуживание воздушных судов на вылет и прилет (ПК-64);
способностью обеспечивать обслуживание пассажирских и почтово-грузовых перевозок воздушным транспортом (ПК-65);
способностью организовывать и обеспечивать загрузку воздушных судов в соответствии с руководством по центровке и загрузке (ПК-66);
способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния наземной техники, используемой при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-67);
способностью осуществлять оперативный контроль за обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическим графиком (ПК-68);
готовностью реализовывать мероприятия, направленные на повышение уровня культуры обслуживания пассажиров, заказчиков и потребителей почтово-грузовых перевозок (ПК-69);
способностью осуществлять оперативное управление, операционный контроль, оперативное взаимодействие и координацию работ подразделений аэропорта в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов (ПК-70);
способностью обеспечивать и проводить аварийно-спасательные и противопожарные работы на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома) (ПК-71);
способностью осуществлять контроль за поддержанием в рабочем состоянии аварийно-спасательных и пожарно-технических средств, специального оборудования и снаряжения (ПК-72);
готовностью участвовать в выполнении аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома) (ПК-73);
способностью и готовностью обеспечивать безопасность полетов воздушных судов (ПК-74);
владением методами и процедурами обеспечения безопасности полетов воздушных судов (ПК-75);
готовностью участвовать в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства (ПК-76);
способностью и готовностью обеспечивать авиационную безопасность и предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-77);
владением методами и процедурами обеспечения авиационной безопасности (ПК-78);
способностью и готовностью грамотно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-79);
способностью организовывать и обеспечивать досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов и воздушных судов в соответствии с утвержденными технологиями и картами досмотра (ПК-80);
способностью организовывать и обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах (ПК-81);
способностью организовывать и обеспечивать охрану воздушных судов и объектов аэропорта (ПК-82);
готовностью обеспечивать и проводить мероприятия по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-83);
способностью использовать все виды метеорологической информации при исполнении своих профессиональных обязанностей (ПК-84);
способностью обеспечивать внедрение новых передовых форм и методов технического обслуживания и текущего ремонта технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-85);
готовностью реализовывать организационно-технические мероприятия по повышению эксплуатационной надежности объектов обеспечения полетов воздушных судов (ПК-86);
готовностью обеспечивать соответствие технических средств обеспечения полетов воздушных судов государственным сертификационным требованиям (ПК-87);
готовностью осуществлять рекламационно-претензионную работу (ПК-88);
умением составлять заявки на выполнение работ и услуг, оборудование и запасные части, оформлять техническую документацию (ПК-89);
готовностью обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации объектов аэропортов и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-90);
готовностью обслуживать технологическое оборудование (ПК-91);
готовностью выполнять работы по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала (ПК-92).
готовностью выполнять работы по информационному обеспечению обслуживания воздушных судов и пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов с помощью средств вычислительной техники в соответствии с технологическими схемами обработки и передачи информации (ПК-93);
способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-94);
владением методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач (ПК-95);
владением современными средствами измерений и методами проведения измерений (ПК-96);
готовностью выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов (аэропортов) и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-97);
способностью выполнять требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса (ПК-98);
владением правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (ПК-99);
владением методами организации и обеспечения обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-100);
для научно-исследовательской деятельности:
способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-101);
готовностью участвовать в выполнении эксперимента, составлении описания проводимых исследований и формулировке выводов (ПК-102);
готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области эксплуатации аэропортов и обеспечения полетов воздушных судов (ПК-103);
способностью осуществлять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-104);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-105);
готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчёты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-106);
способностью проводить измерения и наблюдения (ПК-107);
готовностью участвовать в подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-108);
умением составлять отчет по выполненному заданию, готовностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-109);
готовностью участвовать в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с развитием аэродромной (аэропортовой) сети, эксплуатацией аэродромов и аэропортов, технических средств обеспечения полетов воздушных судов, обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, организацией и обеспечением аварийно-спасательных и противопожарных работ (ПК-110);
способностью к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей и трехмерных компьютерных моделей (ПК-111);
способностью обосновывать правильность выбранной модели при решении профессиональных задач сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-112);
способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов исследований (ПК-113);
способностью производить расчет на прочность деталей конструкций при статических и динамических нагрузках при решении профессиональных задач (ПК-114);
для учебно-методической деятельности:
готовностью участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями (ПК-115);
готовностью участвовать в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала (ПК-116);
готовностью участвовать в проведении проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик (ПК-117);
готовностью участвовать в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска авиационного персонала к работе (ПК-118).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
учебная и производственная практики,
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, умения, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности в различных областях и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Структура ООП бакалавриата
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
- Эксплуатационный сбор по договору аренды что это
- Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов что это