Экзистенциальное кино что это

Что такое «экзистенциальные комедии» и почему их нужно смотреть всем, кто (хотя бы иногда) задумывается о смысле жизни

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Почти 20 лет назад, примерно с «Клана Сопрано», начался новый период в истории телесериалов. Его назвали то ли вторым, то ли третьим золотым веком телевидения (в зависимости от того, считать ли 1980-е), а в зарубежной прессе притерся термин «престижное телевидение». Постепенно расплывчатые критерии стали вырисовываться точнее: это драмы, серьезные и мрачные, «похожие на кино» — и в них играют кинозвезды. За 20 лет к «престижному ТВ» так привыкли, что уже стало казаться, будто оно никогда не кончится. Хотя параллельно вся идея «мрачного шоу» начала выгорать, непоколебимая серьезность становилась все более потешной, кинозвезды уже никого не удивляли, да и сами истории кончились — сколько еще может быть неплохих душою людей, которые оказались в тяжелых обстоятельствах и стали антигероями? Так почти незаметно за престижными драмами телевидение вышло на новый уровень — экзистенциальные комедии.

Прибегать к пирамиде Маслоу в описании чего-либо давно уже считается моветоном, да и сама эта теория в научных кругах не особо признается, но тут она слишком уж удачно подходит для объяснения того, что именно произошло. На первых трех уровнях пирамиды мы видим все то, что покрыли предыдущие два (или один) золотых века сериалов. Физиологические потребности — это «хлеб и зрелища»; телевизор как дополнение к ужину. Безопасность — это про стабильность: непоколебимым правилом тогда было сохранение статус-кво, и что бы за одну серию ни происходило, в финале все должно было вернуться на свои места. Потребность в принадлежности и любви — это самое простое: сериалы от «Я люблю Люси» до «Друзей» (и далее) создавали для зрителей вторые и третьи семьи и компании лучших друзей. На следующем уровне пирамиды (в пятиступенчатой версии) — потребность в признании и уважении, и это то, чего добилось то самое «престижное ТВ». Остался последний уровень — самореализация, потребности экзистенциальные, и вот тут вступают экзистенциальные комедии.

Первой новый термин озвучила обозреватель издания Vulture Джен Чейни: в ее статье также есть ответ и на главный вопрос, который может возникнуть в связи с этим понятием: почему комедии? А потому, что драмы уже немного надоели, потому что о по-настоящему серьезных вещах говорить совсем без юмора невыносимо. Чейни напоминает об «Остаться в живых» и о том, что конфликт взглядов на мир Джека и Джона был одним из центральных для сериала, только поучительный и пафосный тон, с которым этот конфликт в финале разрешался, разочаровал многих зрителей. В своем следующем сериале «Оставленные» один из соавторов «Остаться в живых» Деймон Линделоф только удвоил серьезность и пафосность. Тем временем путь нового поколения совсем иной: копнуть глубже, но не особо переживать по этому поводу.

Вообще, «экзистенциальная комедия» — это такой же расплывчатый и нечеткий термин, как и «престижная драма». Даже деление на комедию и драму тут весьма условное, и если «Сопрано» и «Безумцы» временами могли быть очень даже смешными, то примеры из нового поколения — например, «Ложа 49» и «Навсегда», — часто обходятся совсем без шуток, а иногда и натурально доводят зрителей до слез (и мы не о слезах от смеха).

Но вот с экзистенциальностью все уже куда четче. Тут можно разбить всех на два лагеря: психотерапевтический и философский. В первом находятся сериалы, чей просмотр напоминает визит к терапевту и которые призваны транслировать лучшие достижения профессии за последние годы. Конечно, это в первую очередь шоу про депрессию, и «герой в клинической депрессии» понемногу становится таким же штампом для нового поколения, как и «харизматичный антигерой» для предыдущего. Второй подвид, впрочем, немного интереснее — он буквально задает философские вопросы и, конечно, не может на них исчерпывающих ответить, зато обозначает вектор поиска. Что это за сериалы и какие вопросы они задают — в примерах ниже.

«Хорошее место» (The Good Place): зачем быть «хорошим»?

«Хорошее место» — это первостепенная причина возникновения термина «экзистенциальная комедия». Типичный ситком, в котором мимоходом упоминаются работы Аристотеля, Канта и Сартра и который попутно успевает пересказать теории этих и других философов, — да так, что все это органично ложится между шутками про пердеж и Флориду. Впрочем, даже как ситком «Хорошее место» не очень типичный: статус-кво здесь отсутствует, все меняется с невероятной скоростью, и кратко пересказать фабулу — задача невыполнимая. Можно разве что завязку: девушка Элеанор просыпается в незнакомой обстановке и узнает, что только что умерла и попала в «хорошее место», то есть, считай, в Рай. Проблема только в том, что в небесной канцелярии или ее местном аналоге все перепутали: умерла Элеанор в один момент со своей полной тезкой, и одну отправили в место хорошее, а другую — в место плохое. Разумеется, она сознаваться не стала и поселилась в идиллическом мире вместе с напарником — профессором философии, который уже постфактум стал подтягивать девушку до уровня остальных обитателей хорошего места. Дальше, конечно, твист, потом еще один, но как бы дальше все ни развивалось, вопрос всегда остается один — тот, который вынесен в заголовок: зачем быть «хорошим»?

Поиск ответа сериал начинает с привычного религиозного дискурса: вот есть рай и ад, будешь «плохо» себя вести — попадешь в ад. Но (простите за небольшой спойлер) концепция рая и ада из уравнения постепенно уходит, как и вообще любого «морального десерта» в награду за правильный поступок, а вопрос остается: что же именно заставляет нас поступать (или не поступать) правильно?

Разумеется, четкого ответа «Хорошее место» не дает, но направление все-таки подсказывает — и это дорога эмпатии. Жанр ситкома в этом смысле оказывается идеальным для такой задумки, ведь ситком — это, в первую очередь, про персонажей. У создателя шоу Майкла Шура уже есть за спиной соавторство в одном из лучших комедийных сериалов эпохи «Парки и зоны отдыха», и тут он держит тот же уровень: назвать даже хотя бы трех любимых персонажей — задача такая же мучительная, как и в «Парках». Они все чудесные, все несовершенные, каждого хочется полюбить за его изъян даже больше, чем за достоинства. Поступать хорошо и правильно в логике «Хорошего места» — это делать что-то для них и ради них. Ну, а другие люди — тоже ведь люди, и тоже заслуживают такого же обращения? Как-то так.

«Навсегда» (Forever): зачем нужны отношения?

Рассказывать о «Навсегда» совсем без спойлеров, к сожалению, невозможно, так что сразу предупреждаем: они начнутся со следующего абзаца и если первый вас хоть немного заинтригует, то дальше лучше не читать. Сериал с ветеранами комедии Майей Рудольф и Фредом Армисеном рассказывает о более-менее обычной 40-летней паре без детей и о том, что держит их вместе. На первый взгляд, это лишь рутина, привычка. Как-то они решают рискнуть и разнообразить рутину: поехать на выходные не в домик на озеро, а на лыжный курорт. Большая ошибка.

Ошибка эта оборачивается тем, что в финале первого эпизода герой Армисена разбивается на лыжах насмерть; героине Рудольф побыть вдовой тоже долго не удается — она уходит в иной мир в финале второго. А там — да, загробная жизнь, с мужем, та же рутина, но теперь уже навсегда. И вот это «отныне и вовеки веков», которому при свадьбе особого значения не придают и которое в наши дни скорее означает «ну, если не разведемся», вдруг становится слишком реальным и отягчающим. Готовы ли вы действительно провести вечность с тем, кто сейчас рядом, — спрашивает сериал. А потом просит не торопиться с ответом, предлагая все новые и новые аргументы.

«Ложа 49» (Lodge 49): является ли наш образ жизни единственным из возможных?

Практически все критики сходятся во мнении, что совершенно невозможно объяснить, о чем вообще сериал «Ложа 49». Но это лишь потому, что объяснять его пытаются через фабулу. Тем временем вопрос, вынесенный в подзаголовок выше, звучит прямым текстом в финале первого эпизода — и остается главным. Сам вопрос, впрочем, тоже нужно объяснить, и это совсем непросто. Потому что образ человека как ячейки общества существует уже тысячи лет, и никто даже не думает о том, чтобы его менять. Есть ремесло — это главное, потом семья, жизнь по принципу работа-дом-дети. Все это настолько очевидно, что сам факт того, что это ставят под вопрос, кажется странным. Тем не менее, сегодня Америка сталкивается с переходом в пост-пост-индустриальную эпоху; все больше профессий становятся совсем ненужными, а целые районы джентрифицируются так быстро, что обитатели не успевают и глазом моргнуть, как оказываются окруженными очередными техно-стартапами, о которых они ничего не понимают; а вместе с технологиями приходят дикие цены и конец тому образу жизни, к которому жители районов изначально привыкли.

Лонг Бич, один из пригородов Лос-Анджелеса — ровно такой район. Дад (Вайат Рассел — нет, не однофамилец, действительно сын Курта Рассела и Голди Хоун) родился там и прожил всю жизнь, его отец владел небольшим бизнесом по продаже оборудования для бассейнов, сам Дад профессионально занимался серфингом. Но укус змеи и навсегда поврежденная нога закончили его карьеру серфингиста, а отец потерял свой бизнес, дом, а потом и вовсе пропал — Дад остался один с сестрой, воспоминаниями о старой лучшей жизни и без перспектив. Вокруг — та самая джентрификация, и бывший магазин отца вот-вот превратится в вейп-шоп. Как-то Дад случайно находит значок местного тайного клуба «Ложа 49» и считает это знаком свыше: надо попасть в клуб — и жизнь наладится. Тем временем в самой «Ложе 49» нет ничего особо таинственного, она полна таких же жителей района, чье время безвозвратно ушло. Ну, или все-таки что-то странное происходит. По улицам Лонг-бич тем временем прыгает тюлень-потеряшка.

В общем, критиков можно понять, фабула «Ложи 49» действительно только запутывает, но сериал дает довольно четкую картину того, что происходит в районе на грани джентрификации, насколько это несправедливо к людям, там живущим, и как это заставляет задуматься о том, действительно ли имеющийся образ жизни — единственный возможный. Название сериала отсылает к Томасу Пинчону и его известному роману «Выкрикивается лот 49». Создатель сериала Джим Гэвин называет книгу одним из главных источников вдохновения, но все-таки пинчонской фантасмагории здесь меньше, чем куда более простой и понятной урбанистической тоски, больше напоминающей о романах Дугласа Коупленда. И поклонникам последнего наверняка шоу больше всего и понравится.

«Конь БоДжек» (BoJack Horseman): оправдывают ли наши травмы плохие поступки?

Да, если делить новые экзистенциальные комедии на терапевтические и философские, то «БоДжек» скорее относится к первой категории. Его вообще можно считать духовным наследником «Безумцев», только анимированным и формально смешным (формально — потому что эпизодов, после которых зрители плакали навзрыд тут, пожалуй, больше, чем у любого другого шоу). БоДжек — человек (то есть конь) плохой, он регулярно предает и подставляет друзей. В 1990-х он снимался в дико популярном сериале, а в 2010-х оказался один и никому не нужен. Еще он несчастный и в депрессии, а корни ее уходят в детство к безразличным и просто-напросто ужасным родителям, которые его никогда не любили. Это все мы уже видели в «Безумцах», а отличает «БоДжека» от них именно вопрос в заголовке, которым создатели задаются в поздних сезонах.

Задумались они об этом, когда в одном из интервью Харви Вайнштейн назвал «БоДжека» одним из любимых своих сериалов. При определенной оптике, суть «Коня БоДжека» можно увидеть так: все в Голливуде травмированные моральные уроды, так что это нормально; и для людей вроде Вайнштейна такой сериал может быть оправданием собственного поведения. Так «БоДжек» из терапевтического сериала все-таки превратился в философский: в поздних сезонах хоть и продолжили объяснять, как депрессия и нелюбовь сделали БоДжека таким, какой он есть, но заодно и задались вопросом — значит ли это, что его нужно прощать? И это вопрос не только про Голливуд в целом и Вайнштейна в частности, он про токсичных людей в жизни каждого, которых вроде как приходится терпеть просто потому, что их такими жизнь сделала. Но где грань? Как и во всех остальных случаях, четкого ответа тут нет.

«Кайф с доставкой» (High Maintenance): кто все эти люди вокруг?

Представьте, что вы едете домой в вагоне метро — для вас, как правило, это просто бессмысленный набор бессмысленных людей, с которыми вы не особо отождествляетесь. Теперь представьте, что буквально про каждого пассажира вам снимут получасовую зарисовку, которая поможет понять, кто он и откуда. Это и есть «Кайф с доставкой». В роли города тут Нью-Йорк, а в качестве объединяющего фактора не вагон метро, а курьер, развозящий марихуану. Каждый эпизод — это рассказ об одном клиенте; по сути, просто обычном ньюйоркце: как он живет, чем дышит (окей, ответ на последний вопрос очевиден). У «Кайфа с доставкой» нет иной идеи, кроме как просто показать разнообразие города — но идея эта невероятно гуманна и полезна, потому что очень легко перестать сочувствовать толпе, воспринимать ее как фон. Все вопросы сериалов выше изначально задуманы риторическими, и вопрос «Кто все эти люди?», по идее, не должен быть исключением. Но у главного вопроса «Кайфа с доставкой», пусть и частично, есть простой и понятный ответ. Они люди. Не то чтобы он многое объяснял, но помнить об этом полезно.

Источник

Список лучших фильмов про Экзистенциализм

Джерри

США, 2002, Детектив, Драма, Приключения

Двое парней затевают в пустыне игру на выживание. В какой-то момент им становится ясно, что с цивилизацией их больше ничто не связывает

Персона

Швеция, 1966, 1 к/т, Драма

Психологическая драма об осознании одиночества и бессмысленности существования.

Пустоши

США, 1973, Детектив, Драма, Триллер, Мелодрама

Юноша Кит и его подружка Холли пускаются в бега после убийства отца девушки, который запрещал им встречаться.

Великобритания, 1968, Драма

Один из самых отчаянных бунтарских воплей в истории кино, вошедший в сотню лучших британских фильмов по версии Британского киноинститута (12 место).

Профессия: Репортер

Испания, Италия, Франция, 1975, Детектив, Драма, Триллер, Мелодрама

Репортер Дэвид Локк, воспользовавшись случаем, меняет свои документы на бумаги умершего незнакомца.

Пианист

Великобритания, Германия, Польша, Франция, 2002, Военный, Драма, Биография

Фильм Романа Полански завоевал трех «Оскаров» и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах-2002.

Рестлер

США, Франция, 2008, Драма, Спорт

Получив инфаркт во время одного из матчей, борец уходит из большого спорта. Но уж больно заманчивой выглядит перспектива матча-реванша со старым соперником.

Дни жатвы

США, 1978, Драма, Мелодрама

Великая картина Малика безупречно снята, сыграна, оформлена музыкой Эннио Морриконе и при этом лишена ненужной сентиментальности.

Бесконечность

Главного героя одолевают мысли о смерти. Чтобы избавиться от них, он отправляется в путешествие.

Таксист

США, 1976, 1 к/т, Детектив, Драма, Триллер

Главный фильм 70-х о фатальном одиночестве.

Бегущий по лезвию

Фильм Ридли Скотта, ставший классикой кинофантастики.

Воспитание чувств

Великобритания, США, 2008, Драма

Ретро-драма о любви 16-летней романтичной девушки и богатого взрослого мужчины.

Восточные пьесы

Болгария, Швеция, 2009, Детектив, Драма

Драма о двух братьях, пересмотревших свои взгляды на жизнь после неожиданной встречи.

Красота по-американски

Примерный семьянин, переживающий кризис среднего возраста, начинает испытывать влечение к подруге своей дочери.

Преступления и проступки

США, 1989, Драма, Комедия

Сладко-горькое кино Вуди Аллена о двух мужчинах, недовольных своей жизнью.

Жить (Япония, 1952)

Умирающий старик строит детскую площадку на пустыре, проходя через все круги бюрократического ада.

Плата за страх

Знаменитый приключенческий фильм, ставший первой картиной, получившей и «Золотую пальмовую ветвь» и «Золотого медведя».

Синоптик

Германия, США, 2005, Драма, Комедия

Кино о человеке, который понимал: жизнь так же непредсказуема, как и погода.

Беспечный ездок

США, 1969, Детектив, Драма

Два друга садятся на мотоциклы и уезжают из Лос-Анджелеса дабы насладиться романтикой свободы и путешествия. Но чем дальше они едут по просторам Америки, тем яснее становится, что свободные люди родине не нужны…

Древо жизни

Философская драма о жизни и взрослении американского мальчугана Джека, впервые столкнувшегося с болью и страданиями.

Поезд-беглец

Нарыв

Наблюдения 11-летнего мальчика за миром и его обитателями.

Сцены сексуального характера

Великобритания, 2006, Драма, Комедия

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Обнаженная

Великобритания, 1993, Драма

Джонни — абсолютный антигерой нашего времени, холодный, циничный и грубый молодой человек «без руля и тормозов», разрушающий свою жизнь со скоростью реактивного самолета.

Проклятие

Венгрия, 1988, Детектив, Драма, Мелодрама

Первый нуар Тарра — мрачная история преступной связи затворника и замужней певицы кабаре.

Франция, 1960, Драма

Мастерская работа Жана Бекера, умершего через две недели после окончания фильма. Пятеро заключенных в тюрьме роют тоннель в надежде выбраться на свободу. Эта работа и совместное заключение их сближает, делая сильнее и увереннее в себе. Когда к побегу все готово, одному из них сообщают о досрочном освобождении.

Мои ночи прекрасней ваших дней

Франция, 1989, Драма

Фильм по роману Рафаэлль Билледу рассказывает о трех жарких днях и ночах, которые смертельно больной Лукас (Дютроник) проводит со своей возлюбленной (Марсо). Оба знают, что их любовь обречена, но от этого их чувства еще более безумны.

Пробуждение жизни

США, 2001, Детектив, Драма, Фэнтези, Мультфильм

Ошеломляющая цепь превращений, калейдоскоп парадоксов, постоянное меняющийся мир, путешествие из реальности в сон и обратно.

Простая формальность

Италия, Франция, 1993, Детектив, Триллер

Той ночью разразилась страшная гроза. Пытаясь спрятаться, он бежал по улицам, не зная куда, как вдруг путь ему преградили трое. Вскоре он был арестован. За что? В чем его преступление?

Макбет

Великобритания, США, 1971, Драма

Очередная версия бессмертной трагедии Шекспира в версии Романа Полански. Бессердечный шотландский лорд Макбет убивает короля и занимает его место на троне.

Причастие

Драма, затрагивающая самые серьезные вопросы мироустройства.

Отчуждение

Святая гора

Мексика, США, 1973, Драма, Комедия, Приключения, Фантастика

Мистическая, наполненная религиозными и философскими аллюзиями картина, герой которой отправляется в путешествие вместе с восемью другими персонажами.

Драйв

Беспечное существование каскадера-гонщика прерывает один контракт.

Канада, 1997, Детектив, Триллер, Ужасы, Фантастика

Научно-фантастический психологический триллер, являющийся дебютным полнометражным фильмом канадского режиссёра.

Ты, живущий!

Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Япония, 2007, Драма, Комедия, Мьюзикл

Драма скандинавского авангардиста Роя Андерссона, основной смысл которой укладывается в фразу: «Человек человеку друг».

День психа

Польша, 2002, Драма, Комедия

Один день из жизни ничем не примечательного гражданина Польши Адася Мяучинского.

Обход Мика

Изоляционистский вестерн от восходящей звезды артхауса.

Моцарт — навсегда

Швейцария, Франция, 1996, Военный, Драма, Комедия

Фильм-размышление на тему может ли искусство изменить мир.

Одержимая (ФРГ, Франция 1981)

ФРГ, Франция, 1981, Драма, Ужасы

Психологический триллер о супругах, жизнь которых полностью меняется после командировки мужа.

Сквозь тусклое стекло

Экзистенциальная драма из разряда «Безумец или пророк?»

Исчезновение

Нидерланды, Франция, 1988, Детектив, Драма, Триллер

Криминальная драма о том, как парень ищет свою девушку.

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Великобритания, США, 1990, Драма, Комедия

Экранизация одноименной пьесы Тома Стоппарда, срежисированная им самим.

Тонкая красная линия

Несколько месяцев из жизни армейского подразделения и его участии в битве за Гвадаканал.

Метро (Южная Корея, 2003)

Группа отчаянных террористов захватывает поезд в метро.

Источник

Экзистенциальное кино что это

Отчасти согласен с MysteryMan. Но добавлю пару фильмов. Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

А вот и фильмы:
«Моя Жизнь». Умрёт Майкл Китон. Поможет Николь Кидман.
«Моя жизнь без меня». Умрёт Сара Полли. Никто не поможет.
«Жизнь или что-то вроде того». Умрёт Анджелина Джоли. Никто не поможет.
Ну и конечно «Эпилог». Умрёт непревзойдённая Эмма Томпсон. Помогут доктора.

Какая депрессивная тема, однако.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Говорила, что не понимаешь признаков экзистенциализма(к топикстартеру)=).

Список, мягко говоря, сомнительный. В кино есть понятие «экзистенциальная драма», тобишь бытийное повествование на основе жизни одного человека, в котором происходит некая трагедия и драматический конфликт, следует жизненный выбор. К примеру «Три цвета» подходит под этот алгоритм, или «Не уходи».

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Говорила, что не понимаешь признаков экзистенциализма(к топикстартеру)=).

Список, мягко говоря, сомнительный. В кино есть понятие «экзистенциальная драма», тобишь бытийное повествование на основе жизни одного человека, в котором происходит некая трагедия и драматический конфликт, следует жизненный выбор. К примеру «Три цвета» подходит под этот алгоритм, или «Не уходи».

Очередная тема из серии «принесите мне то не знаю что» Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Источник

Экзистенциальное кино что это

В кинематографе Экзистенциальная драма – драматургические фильмы, выросшие на основе распространения экзистенциализма в философии и литературе в ХХ в. Экзистенциализм появляется в период напряженного переживания кризиса буржуазной цивилизации ХХ в. как невозместимого износа в ней духовного смысла и ценностей, что приводит к осознанию извечного трагизма человеческого удела и тщетным намерениям преодолеть его, перестроить изнутри мировоззренческие установки самой личности, покинутой в одиночестве среди враждебного мира. Экзистенциализм в драме знаменует возврат к единичному, к индивидуальному существованию, поскольку здесь есть философски обоснованная установка выбора самого себя в трагических, пограничных ситуациях. Ссылка на неизменную участь человека приводит к особой художественной форме, притчевому иносказанию, когда в символических «иероглифах»-мифологемах, в подчеркнутом сдвиге жизненной достоверности снова и снова проверяются постулаты трагического гуманизма экзистенциализма.

Я сейчас на стадии знакомства с этим жанром. Многое уже очень нравится.
Michelangelo Antonioni и Ingmar Bergman в особенности.

Буду рад добрым советам. да и вообще любым отзывам. Что вы думаете по поводу такого кино?

Хм, пропустил тему, могу посоветовать посмотреть вам два первых фильма Лео Каракса.
«Парень встречает девушку» и «Дурная кровь».

По поводу кино сложно что-то сказать, уж очень расплывчато это утверждение.
А вот в литературе люблю Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Источник

Экзистенциализм и экзистенциальный подход в философии жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экзистенциализм обычно связывают с мрачным мировосприятием: жизнь — тлен, смысла в ней нет, человек трагически одинок.

Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Произношение и смысл слова «экзистенциальный»

Для русского языка слово экзистенциализм — труднопроизносимая скороговорка. Многие произносят его с ошибкой, добавляя лишний слог — «экзистенциОНализм». Чтобы правильно употреблять все формы этого слова, нужно понять его происхождение.

Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.

Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Экзистенциализм — это.

Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями.

Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.

«Умер мужик, перед райскими вратами видит апостола Петра и говорит ему:
— Извините, апостол, у меня к вам есть один вопрос. Я долго жил, но так и не понял, в чем был смысл моей жизни?
— Ты действительно хочешь это знать?
— Очень!
— Помнишь в 1975 году ты ехал в поезде Воркута–Москва?
— Ну… кажется, припоминаю.
— Вы еще с попутчиком разговорились.
— Что-то такое было.
— А потом вы с ним пошли отметить знакомство в вагон-ресторан.
— Возможно…
— Там за соседним столиком сидела рыжеволосая женщина.
— Да-да, что-то такое было…
— Она попросила тебя передать ей соль.
— Точно! Вспомнил, попросила солонку передать!
— И ты передал ей соль.
— Да-да, передал.
— Ну и вот. »

*Бородатый экзистенциальный советский анекдот

Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.

Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)

Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.

Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?

Кьеркегор повернул философию лицом к обычным людям. Отныне она должна помогать человеку делать внутренний выбор, нащупывать свое Я, находить идею, ради которой стоит жить.

Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.

Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

В противовес Кьеркегор ставит подлинное существование — экзистенцию, жизнь, где человек делает осознанный выбор, управляет своей судьбой, находит себя и свое призвание.

Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.

Атеистический и религиозный экзистенциализм

Внутри философии экзистенциализма выделяют два течения, хотя разделение это весьма условно:

Для этого направления характерно представление о «богооставленности» человека, который следует свободно выбранному пути развития вне зависимости от внешних обстоятельств.

Но выбирая путь ответственности за себя, человек взваливает на свои плечи ответственность за все человечество, подобно Богу. Отсюда ощущение непосильной ноши, осознание свободы как кошмара.

«Бог умер», заявил Ницше, но теперь его роль выполняет человек. Точкой отсчета экзистенциальной философии становится фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Религиозные экзистенциалисты не считают веру способом убежать от реальности.

Вера для них — это испытание, попытка понять сущность человека, открыть для себя Бога-личность, с которым можно вести бесконечную внутреннюю беседу.

Человек — со-творец Бога. Он сам творит свою жизнь и мир вокруг.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Проблемы экзистенциализма

Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).

Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.

Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.

Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Экзистенциальная психология

Из философии в область психологии экзистенциализм попал благодаря работам немецкого мыслителя и психолога Карла Ясперса и швейцарского врача Людвига Бинсвангера, который, по сути, бросил вызов Фрейдовской модели анализа, заявив об уникальности существования каждой личности.

Экзистенциальная психология строится на философских понятиях жизни и смерти, одиночества и смысла существования.

С экзистенциальным психоанализом связаны имена многих известных психологов. Виктор Франкл, Ролло Мэй, Альфрид Лэнгле, Ирвин Ялом — каждый из них разрабатывал собственные оригинальные методики в ключе экзистенциализма.

Немецкий психолог Эрих Фромм в 1955 году в работе «Здоровое общество» пишет о том, что человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, удовлетворяя лишь свои базовые физиологические потребности.

Экзистенциальное кино что это. Смотреть фото Экзистенциальное кино что это. Смотреть картинку Экзистенциальное кино что это. Картинка про Экзистенциальное кино что это. Фото Экзистенциальное кино что это

Фромм выводит формулу из пяти экзистенциальных потребностей, утоляя которые человек двигается по пути самосовершенствования.

Заключение

Экзистенциализм — это философия, ставящая во главу угла уникальность человека, наверное поэтому здесь так много самобытных концепций (это что?), представленных яркими личностями. Каждый из экзистенциалистов по-своему понимает и объясняет главные категории философии существования, объединяет их всех одно — интерес к человеческому бытию.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Лучше держаться как можно дальше от таких «учений» и их последователей. Настрой должен быть всегда положительным и предельно оптимистичным.

Сейчас же есть такие науки, как психология, психиатрия, социология, маркетинг, в принципе, они и занимаются вопросами человеческого бытия, а эта философия уже устарела.

М-да. Вроде люди прочитали статью, но о чём она, не поняли. Насколько у всех нас разное восприятие.

Способность мыслить дана всем людям. Только ничтожно малая часть людей понимает, что мыслить эта работа. И очень тяжёлая. Вот и живут постоянно заглядывая в гороскоп, календарь и прогноз погоды. Аминь, амёбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *