Экзистенциальное одиночество что это

Концепция экзистенциального одиночества

Концепция экзистенциального одиночества

Помимо осознания собственной уникальности в этом мире, необходимо понять, что вы всегда остаетесь одинокими. Да-да, одинокими!

Никто не способен почувствовать то, что чувствуете вы, — окружены ли вы сотнями или тысячами себе подобных, занимаетесь ли с кем-нибудь любовью или заперты наедине с собой в четырех стенах. Неизбежное экзистенциальное одиночество означает всего лишь то, что существование человека предопределяется его уникальными чувствами и мыслями, недоступными другим людям.

Осознание экзистенциального одиночества для каждого человека может нести как свободу, так и порабощение — все зависит от вашего выбора. Однако само наличие состояния одиночества неизбежно в любом случае. И только в вашей власти обратить его в свободу и заставить работать на вас.

Рассмотрим, к примеру, случай с Ральфом, администратором, мужчиной сорока шести лет, который обратился ко мне несколько лет тому назад.

Осознание Ральфом своего экзистенциального одиночества оказалось для него полной неожиданностью. Он рассказал мне, как однажды вечером сидел у себя в гостиной и смотрел на жену, которая с головой ушла в чтение газеты. Одолевавшие его мысли начали невольно складывать ужасную картину: он почувствовал вдруг, что эта женщина, на которой он был женат уже двадцать четыре года, абсолютно его не знает, она была словно незнакомка, случайно оказавшаяся в его гостиной. Впервые в жизни Ральф осознал, что этот, казалось бы, самый близкий ему человек бесконечно далек от его подлинного внутреннего мира!

Охватившие его чувства были настолько неожиданными, что Ральф растерялся и решил обратиться за консультацией. На первых наших встречах он был уверен, что необходимо что-то обязательно предпринять: развестись или просто уйти от жены. Но, глубже познакомившись с природой человеческого существования, Ральф научился рассматривать свое неизбежное одиночество с совершенно иной точки зрения — если хотите, с точки зрения освобождения личности. Поскольку жена в принципе не способна переживать его чувства, Ральф перестал претендовать на полное понимание и абсолютную преданность. С другой стороны, осознав, что и ей свойственно подобное экзистенциальное одиночество, он смог освободиться от надуманной обязанности всегда и везде быть рядом, а также и от чувства вины, связанного с нарушением этого долга. Вооружившись таким пониманием, Ральф избавился от необоснованных и унизительных для него самого претензий на то, чтобы другие разделяли его чувства, что помогло ему стать полновластным хозяином собственной жизни. Он смог, наконец, расстаться с бесполезными ожиданиями и угрызениями совести, которыми была наполнена его супружеская жизнь.

Впервые за долгое время Ральф почувствовал себя новым человеком — и все благодаря освобождению от навязчивой идеи о полном единении с кем-либо, единении, в котором участвуют его уникальные тело и разум.

Важно отдавать себе отчет в том, что новый взгляд на экзистенциальное одиночество мог ввергнуть Ральфа в отчаяние, как это случалось со многими людьми, которые сочли себя жертвами человеческой природы и всеобщего непонимания. До нашей встречи Ральф часто возмущался, что жена его не понимает, а интуитивное восприятие ее как чужой могло только усугубить его поведение и завести ситуацию в тупик. Во время наших бесед об одиночестве он осознал тщетность попыток разделить с кем-либо свой внутренний мир: людей может связывать много общего, но суровая правда заключается в том, что знают они лишь внешние оболочки друг друга. Внутренний мир остается за семью печатями, и здесь ничего не поделаешь.

Экзистенциальное одиночество может быть как источником небывалой силы, так и огромных неприятностей.

Всякий раз, испытав искушение построить свою жизнь по образу и подобию других людей, вспомните слова Генрика Ибсена, норвежского драматурга девятнадцатого века: «Самым сильным в этом мире является самый одинокий».

Можно интерпретировать подобную мысль как антиобщественную или эгоистичную — это ваше право, но попробуйте подумать над ней, основываясь на реалиях нашей жизни. Нельзя не признать, что люди, оказавшие наибольшее влияние на судьбы человечества, действовали по велению собственного разума и сердца, а не шли по проторенной другими дороге. В данном контексте сила означает отказ от попыток заставить ближних разделять ваши чувства и способность отстаивать свои убеждения.

Вернемся еще раз к моему давнему клиенту Ральфу. Он до сих пор считает тот самый момент в его гостиной наиболее важным в своей жизни, и не только потому что он подтолкнул его обратиться за консультацией и освободил от бесконечных и тщетных попыток навязывать свои чувства жене и детям. Происшедшее сделало его сильным человеком, направив действия в более позитивное русло. Ральф не считает людей разрозненными субъектами либо бегущими от общения отшельниками, но он на собственном опыте убедился, что внутренний мир каждого из нас представляет собой уникальный остров и очень важно наводить мосты между этими островами, а не возводить дополнительные стены, отчаиваясь по поводу того, что другие люди на нас не похожи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Сергей Ковалёв. Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования

Сергей Ковалёв. Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования Никто никогда не создавал новых идей. Любая новая идея выкристаллизовывается из идей, рожденных тысячами людей. А потом какой-то человек вдруг придумывает нужное слово, правильное

Глава 1. Описание экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности на основе анализа работ Э. Фромма

Глава 1. Описание экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности на основе анализа работ Э. Фромма Специфика подхода Э. Фромма к проблеме нормальной и аномальной личности состоит в том, что изначально она была им поставлена и решалась в более широком

Часть II. Использование экзистенциального критерия нормальности и аномальности личности в исследовании детско-родительских жизненных проблем

Часть II. Использование экзистенциального критерия нормальности и аномальности личности в исследовании детско-родительских жизненных проблем Введение Во второй части этой книги излагаются результаты исследования детско-родительских проблем, в котором для оценки

8.3.3. Использование экзистенциального критерия для оценки личности родителей

8.3.3. Использование экзистенциального критерия для оценки личности родителей Описанные нами основные стили родительского воспитания, встречавшиеся в семьях клиентов психологической консультации, позволяют сделать вывод об односторонности содержания позиций,

9.3. Использование экзистенциального критерия для оценки личности детей

9.3. Использование экзистенциального критерия для оценки личности детей Результаты исследования гиперопекаемых детей свидетельствуют о том, что гиперопека, в которой проявляется односторонность позиции родителей, занимаемой ими в воспитании своих детей по отношению к

11.1.2. Использование экзистенциального критерия для оценки личности родителей

11.1.2. Использование экзистенциального критерия для оценки личности родителей Так же как в гиперопеке и сверхтребовательности, в сбалансированном стиле воспитания проявляется особенность содержания позиции, занимаемой родителями в воспитании своих детей. На основе

11.1.4. Использование экзистенциального критерия для оценки личности детей

11.1.4. Использование экзистенциального критерия для оценки личности детей Результаты исследования, изложенные в этой главе, показывают, что сбалансированный стиль воспитания, в котором проявляется компромиссная позиция родителей по отношению к экзистенциальным

Вера в смысл или ощущение смысла? О различении онтологического и экзистенциального смыслов в логотерапии

Вера в смысл или ощущение смысла? О различении онтологического и экзистенциального смыслов в логотерапии Такой вопрос задал Лэнгле в своей работе, опубликованной в юбилейном издании «Альманаха Общества логотерапии и экзистенц-анализа» (L?ngle, 1994), где он выявил

Чувство одиночества

Чувство одиночества «…я получила несколько горьких уроков, перед тем как узнала, что мне надо делать то, что я считала эгоистичным; что мне нужно время для себя, чтобы писать, чтобы дойти до ручья, чтобы просто быть». * * *Я помню, как подошла к моей 89-летней бабушке, сидящей

1. Ролло Мэй. ИСТОКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ[30]

1. Ролло Мэй. ИСТОКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ[30] В последнее время многие психиатры и психологи все больше и больше осознают, что в нашем понимании человека существуют серьезные пробелы. Для психотерапевтов, которые сталкиваются в своей

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

Три шага из одиночества

Три шага из одиночества Великий английский писатель, лауреат Нобелевской премии Бернард Шоу заметил: одиночество – прекрасная вещь, но не тогда, когда ты один.Ведь и на самом деле есть как бы два одиночества.Одно – одиночество, необходимое для сосредоточенности и

Жажда одиночества.

Жажда одиночества. Однако бывают минуты, когда просто необходимо уединиться. Постоянная жизнь на людях, на виду у товарищей по несчастью, каждый день, каждый час, даже при выполнении каких-то мелких житейских процедур, начинает тяготить, рождает настоятельную

Источник

Теория и практика экзистенциальной психологии: Введение в проблему одиночества

(Эта статья всего лишь небольшой набросок, посвященный проблеме одиночества. Мне не удалось осветить все аспекты проблемы – поэтому читатель должен простить меня и название – «введение в проблему»)

Больше, чем смерти, люди боятся одиночества, неизменного спутника болезни. Мы стараемся пройти по жизни рука об руку с кем-либо, но умирать нам приходится поодиночке.

А сейчас я задам вопрос – как появляется человеческая психика? Или, правильнее сказать, то, что мы называем «сознание». Для этого ответа нам нужно поставить мысленный эксперимент, а именно представить, что на земле осталось единственное живое существо – человек. Нет ни других людей, ни других зверей. Теперь вопрос: как этот несчастный может удостовериться в собственном существовании? В том, что он реально есть? Единственный способ для него убедиться, что он существует – это взглянуть на свои руки и ноги, тело – но в таком случае, он бы видел только тело. А как удостовериться, что это тело – и есть он? Только взглянув на себя в зеркало, в отражение. Т.е., посмотреть на себя через Другого.

Точно также, на самом деле, познает себя и младенец. К его колыбели наклоняется мать, отец или любой Другой, – главное, чтобы он мог отражать эмоции ребенка. И когда младенец улыбается в ответ на улыбку, он осознает себя, как нечто отличное от того, что его окружает. В этот момент, когда Другой показывает ребенку его собственную «идентичность», «инаковость» появляется самосознание. Однако одновременно с этим исчезает иллюзия целостности мира и ребенка в нем – теперь младенец понимает, что окружающая его среда – это не часть его, а что он – сам по себе. Он выходит из мира и вступает на путь одиночества… И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал — Я одинок. Сотворю себе мир (Джонсон Дж. У.).

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

Никто не способен прожить за меня мою жизнь. Мои чувства, переживания, боль и радость тоже будут прожиты и осмысленным только мною. Как бы ни был близок мне человек, как бы хорошо он ни понимал меня, он сможет пережить мою боль только как «свою». Иначе говоря, все, даже то, что не касается нас самих, мы все равно переживаем через самих себя. Эти вещи, возможно, кажутся очевидными. Слишком очевидными, чтобы о них говорить, но в них, на самом деле, гораздо больше смысла и значения, чем нам думается.

Мы боимся нашего одиночества. Потому что человек одинокий – это человек близкий к смерти. (О смерти я уже писал – тут). Но что я хотел бы заметить отдельно – так это осознание того, насколько одиночество близко подводит нас к смерти, к ее осознанию и столкновению с ней. Будучи экзистенциально одиноки, мы находимся одни-в-мире – и с этой данностью нам ничего не поделать; но, если взять одиночество бытовое, повседневное – оно открывает завесу страшной правды. Когда я один – то не привлекаю внимания кого-либо, никто не вступает со мной во взаимосвязь. (Имеется в виду аутентичная взаимосвязь, душевная близость и доверительность, а не повседневное общение.) Меня будто нет для целого мира, будто я – призрак, будто я тень. Но будучи этой тенью, будучи Незамеченным, мы одновременно превращаемся в тех, кого УЖЕ нет. Незамеченные мы становимся Несуществующими. «Меня не замечают, будто меня и нет» – правда, знакомая фраза? Будучи Несуществующими, мы уподобляемся Мертвым. Это Мертвых нет среди живых; это Мертвых не замечают. В этом лежит и дальнейший конфликт – между экзистенциально – Мертвым мною и все еще Живыми Другими; чем больше я утверждаюсь в своей позиции, тем сложнее мне проникнуть обратно, преодолеть грань между Живым и Мертвым.

Поэтому, боязнь одиночества и страстное стремление его избежать – вдобавок ко всему еще несет в себе и желание быть живым, не умереть символически. Вот, что может натворить неаутентичное восприятие своего собственного бытия.

Что значит неаутентичное? Это значит, как я уже писал здесь бытие человека, который не признает собственную смертность, одиночество, и т.д. Конечно же, на экзистенциальном, если хотите – философском уровне. Человек, чье бытие не аутентично, не может найти себя самого, он также не может признать собственное одиночество – как в силу того, что боится смерти, так и в силу того, что без отождествления себя с кем-либо, без поддержки со стороны, он рискует потерять собственную личность. Это проблема, и сейчас мы рассмотрим ее на конкретном примере.

Молодой человек,этим человеком был я,долгое время был в тесных взаимоотношениях с одной компанией, которая, откровенно говоря, для меня была губительной. Конечно же, приобретение собственного бунтарского опыта – это отлично, но в какой-то момент это стало серьезно мешать в жизни и создавать массу проблем. В конечном счете, я стал терять самого себя.

Почему? Сейчас ответ мне кажется очевидным. Я не был уверен в себе, в подлинности своего существования – проблема свойственная многим подросткам. Дабы укрепиться и не «потеряться», я примыкал к более харизматичным парням, и таким образом становится таким же, как они. Как они. Мне казалось, что будучи самим собой – я буду одинок, и что меня попросту не станет как личности. Если бы я тогда осознал, что я все равно одинок и что истинная подлинность лежит как раз в сфере моего одиночества – конечно же, я бы вел себя иначе. Кроме того, идентификация – это еще и способ «не быть» одному, через иллюзию, через миф. Так, увлекаясь какой-то рок-звездой, я подсознательно ставил знак равенства, я символически обращался к нему – и попробуйте сказать 15-ти летнему парню, что тот музыкант – не его друг! Он будет защищать его ровно так же, (если не сильнее) как если бы он был настоящим, живым человеком.

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

Проблема состоит в том, что мы ищем собственную идентичность – в окружающих, вне нас самих. На самом же деле, только в одиночестве лежит истинное познание самих себя. По этому поводу я изобрел для одного моего клиента такую фразу, которой сейчас очень горжусь: «Сталкиваясь с одиночеством, мы сталкиваемся сами с собой. Подумайте, если вы боитесь одиночества – может быть, вы боитесь сами себя? Одиночество – это даже не проверка и не экзамен нашим собственным силам и потенциалам, это шанс понять, кто ты на самом деле, и чего на самом деле хочешь. Поэтому, для тех, кто в мире с собой и своим образом существования, боязни одиночества нет». (Моя цитата перекликается с мыслью Шопенгауэра «в одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле».)

«В мире с собой и своим образом существования» это синоним той самой аутентичности бытия, о котором я говорил выше. И одна из целей экзистенциальной психологии – это примирить человека с его собственным бытием, дать опыт переживания конечных данностей и на основании этого, сделать бытие человека более аутентичным, ведь вся наша жизнь – это одиночество.

Вот что интересно – как видите, сегодня я чаще обычного делюсь с вами собственными наблюдениями – в моей группе в вконтакте наибольшее количество сердечек собрал пост, который называется «Наука одиночества». В этом посте я высказал свое отношение к тому, что значит «аутентично жить»:

«В сущности, учиться жить – учиться одиночеству. Процесс нашего взросления непременно сопряжен с учением одиночеству. Ребенок научается быть взрослым сперва лишь на минуту отрываясь от матери, затем на две, на час… Потом он самостоятельно играет, остается сам дома, потом следует школа, наконец, университет… Все это – путь научения одиночеству. Умение быть одному – это как признак зрелости. Принимая решения – мы все равно принимаем их в одиночестве; в конце концов, как бы кто ни влиял на нас со стороны, то последнее внутреннее «да» или «нет» мы принимаем сами. Одиночество преследует нас в нашем бытии – одинокими мы рождаемся; в одиночестве мы постигаем свой собственный смысл существования, одинокими мы учимся принимать (или не принимать) решения. Наконец, мы умираем одни – и вместе с нами погибает весь этот мир. Потому, одиночество – это не грех, не приобретаемое качество… одиночество – это данность бытия, свойственная всем. Только научившись одиночеству, только приняв нашу изоляцию – мы сможем по-настоящему научится жить, любить, в конце концов, быть счастливыми. В сущности, уметь жить – уметь быть одиноким. А учится жить – учится одиночеству».

Я, конечно же, не могу обойтись без привычного мне P.S.

Многие сочтут написанное мною чрезмерно депрессивным или жестоким. Но это не так, друзья!

Во-первых, закрыть глаза перед лицом правды – не лучший выход, а во-вторых, я хочу напомнить то, что одиночество и принятие его дарит человеку колоссальный потенциал. Потенциал для раскрытия самого себя, своего бытия, а также для взаимодействия с другими, которое будет поставлено не по принципу побега от одиночества, общения и отношения «только бы было, не важно как», а по принципу помощи ближнему в том, чтобы помочь пережить его собственную тяжесть бытия.

Проблема состоит в обратном – чем больше человек бежит от одиночества, тем сильнее оно нагоняет его, и в еще более патологических формах. Вот, что писал Ролло Мэй в середине прошлого века: «Райсман в своей работе “Одинокая толпа” представил большое количество социопсихологических данных с целью показать, что черты изолированности, одиночества, отчужденности характерны не только для невротических пациентов, но в нашем обществе для людей в целом. Он добавляет, что за последние пару десятилетий эта тенденция усилилась».

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

Купить книгу Дмитрия Лобачева “Между тьмой и светом” вы можете на нашем сайте

Читайте также другие статьи из цикла:

Источник

Никто не знает, что такое экзистенциальное одиночество

Это не просто чувство. Это концепция. Вы читаете статью про экзистенциальное одиночество, но никогда не поймете, что же вложил в нее автор. Потому что вы — это вы, а он — это он. Вы с ним не пересекаетесь, не читаете его мысли, как этот текст.

Когда вы беседуете с другом о политике, вы почти никогда друг друга не понимаете. Отношения с властью свои у каждого. А у тех, кому знакомо экзистенциальное одиночество, свои отношения с жизнью. Поэтому они не понимают окружающих, а окружающие — их.

Хотя те, кому экзистенциальное одиночество незнакомо, тоже никого не понимают, и никто не понимает их. Просто они не задумываются над тем, как именно их поняли.

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

Экзистенциальное одиночество — сложная штука. Абстрактная. Ум за разум зайдет, пока разберешься, что это такое. Ведь оно у каждого свое. Одинокое экзистенциальное одиночество…

Люди в жизни только гости

Они приходят и уходят. А я всегда один. Вроде бы, общаешься с интересными личностями, есть друзья, с родственниками нормальные отношения. Работа не так плоха, как у многих, или даже напоминает хобби. А от экзистенциального одиночества не уйти.

Не хватает не то чтобы кого-то… Даже если бы волшебный кто-то появился, одиночество бы не ушло. Каким бы чудесным ни был этот кто-то, он остается чужим, незнакомцем и черным ящиком. Кем угодно. Вы никогда не узнаете, что за человек перед вами на самом деле. Чужая душа — потемки. Если она вообще есть.

Чего же тогда не хватает? Навыков телепатии? Их ведь не существует. Выходит, экзистенциальное одиночество предопределено природой? Мало того, что мы неизбежно одиноки, так еще и переживаем из-за этого. Пытаемся под кого-то подстроиться, подстроить их под себя, выкачиваем из себя и других нервы и растерзанные возвращаемся в одиночную камеру своих личных надежд и сомнений.

Как перестать быть одиноким

Может быть, есть особый рецепт общения? Или секрет вовсе не в отношениях, а во внутренней гармонии? Но о какой гармонии идет речь, когда ты живешь, не оставляя следа в мире? Откуда в жизни вообще взяться гармонии?

Нам кажется, что мы всегда были и будем одиноки. Потому что мы живем в своем собственном мире и боимся высунуться наружу. Дверь заперли, а ключ потеряли. Каждый человек сам создает свое одиночество и сам же от него избавляется. Ваша жизнь полна людьми, а вы так непохожи на других, что обречены на одиночество? Звучит странно и неправдоподобно. Возможно, стоит просто подпустить других чуть ближе?

Лекарство от одиночества не в том, чтобы завести больше друзей или сильнее доверять людям. Причина экзистенциального одиночества в другом. То, что у человека мало социальных контактов — это, конечно, плохо. Но это следствие экзистенциального одиночества, а не причина. Зачем дружба человеку, который априори одинок или чувствует себя таковым?

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

Избавиться от экзистенциального одиночества — это значит научиться любить жизнь. Не в смысле радоваться цветочкам и солнышку, а видеть в мире некую цель, смысл, причину, почему все существует. И любить жизнь за глубину, которую в ней внезапно обнаруживаешь, если найти ключ от двери своего внутреннего мира.

Мы одиноки всегда и везде, потому что в нашу голову никто не может залезть. Каждый живет в собственной вселенной. Один. Но что, если заглянуть в чужую вселенную? Или вы боитесь, что вас не пустят?

Ломаем концепцию экзистенциального одиночества

Вы не одиноки, когда в ваших мыслях происходит то же, что и в голове другого человека. Когда вы с кем-то думаете об одном и том же, синхронно. Как? Это возможно. Именно для тех, кто чувствует себя одиноко, есть особый вид общения — единомыслие.

Обычно люди, страдающие от одиночества, не любят открывать рот. А если говорят что-нибудь, то им кажется, что они несут бред. Зато они улавливают малейшие интонации, слушая собеседника, вдумываются в то, что им сказали. Философский склад ума отличает их от остальных, мыслящих приземленно.

Эти люди — носители звукового вектора. Для них слово, символ, любая абстракция и музыкальная гармония важнее жены, мужа, друзей и родственников. Отношения с людьми не заменяют разговора с самим собой.

Почему вектор звуковой? Потому что колебания и волны за барабанной перепонкой влияют на психику звуковика особенно сильно. Они любят тишину, успокаивающие мелодии или тяжелый рок — по-разному. Но никто из звуковиков не любит беспорядочный шум и гвалт. Поэтому и людей они не очень-то жалуют. Со стороны они выглядят высокомерными и эгоцентричными, без передышки прислушиваются к себе.

Им так важен их внутренний мир, что на внешний не хватает энергии. В итоге они сами не замечают, как остаются один на один с собой. Звуковики, которые замыкаются в себе, не чувствуют себя счастливыми. Тишины и покоя вокруг недостаточно. Наоборот, в одиночестве ясно осознаешь, что твоя вселенная имеет границы. Что в ней скучно. А хочется бесконечных новых смыслов, идей, мелодий, переплетения звуков и слов.

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

Экзистенциальное одиночество наступает на пятки. А люди так далеко. В другом мире повседневности. Как они могут развеять внутреннюю пустоту? Каждый маленький и ничтожный. Вместе — безликая толпа. Мыслить с ними синхронно их примитивные мысли? Разве звуковикам больше нечем заняться?

Но от экзистенциального одиночества иначе не избавиться. В вашу вселенную никто не полезет без ключа. А ключ — это ваше личное расположение. Если вы найдете в людях интересные качества, экзистенциальное одиночество развеется. Другим проще будет вас понять, если вы заговорите на их языке.

На одной волне

Раствориться в человеке — это не значит потерять себя. У вас когда-нибудь было чувство, с возлюбленным или близким, что вы с ним крепко и неразрывно связаны? Это ощущение убивает экзистенциальное одиночество.

Вы уже испытывали это чувство, когда читали захватывающую художественную книгу, слушали музыку в тишине, закрыв глаза. Если подняться на крышу и посмотреть на город внизу, он будет принадлежать вам, а вы — ему. На этой крыше больше всего чувствуешь себя одиноким. Внизу бурлит живая толпа, а вы смотрите на нее, и никто вас снизу не замечает. Вы тоже не видите четко никого. Только безликий город.

Прийти на крышу с кем-то — иная история. Экзистенциальное одиночество накроет вас обоих. Оно будет общим. Свеситься с парапета вдвоем — это пикантная щекотка в груди, а не тягостная отчужденность. Как будто вас объединяет общая тайна. Вы оба столкнулись лицом к лицу с одиночеством и освободились. Опустошенность сменяется счастьем, когда вместе смотрите вниз с крыши. Немногие звуковики воплощают в жизнь такие эмоции. Настоящий, тесный контакт с людьми остается фантазией. Эта неисполнимая, неосознанная мечта тяготит одиночеством.

Не обязательно залезать на крышу, чтобы экзистенциальное одиночество перестало вас мучить. Высота и город внизу всего лишь помогают разглядеть в другом человеке его вселенную. В обычной жизни нам нет особого дела до окружающих. Повседневные заботы отвлекают от главного — отношений с живыми людьми. Не бывает так, что у вас все идеально: вы счастливы и готовы дарить любовь каждому встречному. Личные проблемы оттягивают внимание на себя.

Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть фото Экзистенциальное одиночество что это. Смотреть картинку Экзистенциальное одиночество что это. Картинка про Экзистенциальное одиночество что это. Фото Экзистенциальное одиночество что это

В обыденности тоже можно найти точки соприкосновения с людьми и создать крепкие отношения. Если вы внимательно вслушаетесь и вдумаетесь в речи человека, то наверняка обнаружите сходства в ваших мыслях и мнениях. С близкими по духу людьми случается такое — один говорит о себе, а другой понимает: «Да, я думал о том же. Это же про меня!»

Сложно найти человека, который будто читает ваши мысли, избавляя вас от одиночества. Если же вы сами станете понимать людей и располагать их к себе, вы избавитесь от этого чувства самостоятельно. Многие звуковики хотят быть рядом с приятными людьми, найти единомышленников. И не знают, как. И остаются одни. Когда они видят человека, который готов быть к ним внимательным, они тянутся к нему. Поэтому не бойтесь, что ваши усилия уйдут впустую. Когда человек мучается от одиночества, он не упустит возможность его развеять и обязательно заметит вас.

Звуковики обладают даром слушать и слышать: и себя, и других. Когда они погружаются в себя, они попадают в ловушку экзистенциального одиночества. А если настраивают свои уши на окружающих и разгадывают их поведение, то находят невероятную душевную близость.

Автор София Улантикова

Редактор Марина Алексеева

Корректор Татьяна Орлова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *