Экзистенциальный холод что это
Экзистенциальный холод что это
Что это: «Экзистенциальный холод»? | ||||
19.12 02:15 | 7026 | |||
Кох Альфред | ||||
|
Который день не отпускает фотография людоедов во время голода 1921 года в России.
Все мы видели «Прогулки по Венеции» с Иосифом Бродским. Там он говорит важные вещи о русском народе. И он говорит ключевую (во всяком случае для меня) фразу: «В 20 веке русских выставили на экзистенциальный холод. «
Что это: «Экзистенциальный холод»? Как его описать, как его осмыслить? Может ли он пройти для нации безнаказанно, бесследно? В чем выражаются последствия пребывания на нем?
Соседка моя по коммунальной квартире в Питере. Блокадница Евдокия Ивановна. Уж померла, наверное. Когда началась блокада, у нее на руках была дочь, 6 месяцев. Сначала кончилось молоко в груди. Тогда она резала лезвием сосок и поила ее кровью. Потом кровь перестала течь. Потом дочка умерла. Прямо на руках. Уснула и не проснулась. Было ли в ней к моменту смерти полтора кг? Или меньше? Поди узнай.
Экзистенциальный холод. Как это? Рвутся связи, умирает признательность, благодарность, кровное родство теряет смыл, уходит все человеческое. Каждый сам по себе. Замерзает. Умирает. Превращается в еду. Тебя съедают. Потом умирают те, кто тебя съел. Потом едят их. Потом всех несут на Пискаревку.
Что теряет и что приобретает нация после пребывания на экзистенциальном холоде? Эмпирически ясно, что она приобретает совершенно фантастическую адаптивность и живучесть, но утрачивает способность к сочувствию. К милосердию.
А россияне никак не прореагировали. Просто тупо смотрели в телевизор. И переключали. И до этого, то же самое: вон на площадке стоит крышка гроба. Это у соседей цинковый гроб из Афгана пришел. Все. Сходили на поминки. Выпили. Поплакали. Забыли. Точка.
Это кто? Муж. Где убит? На Украине. Значит так: хочешь получать пенсию за него, скажи, что помер от пневмонии в воиснкой части в Бурятии. Хорошо? Хорошо. Помер в воинской части в Бурятии. Мне какая разница?
Скажите, где ваш муж? Помер от пневмонии в Бурятии. Зачем вы врете! Он у вас погиб на войне с Украиной! Нет. Он умер в Бурятии. Послушайте! Если вы скажете правду и другие, такие же как вы скажут правду, может быть нам удастся остановить войну и поток гробов прекратится! Ну же! Скажите как есть на самом деле.
Как было на самом деле, хотите? Вот вам правда: он. Умер. От. Пневмонии. В. Бурятии. В. Воинской. Части. Зачем вы врете? Мне плевать на всех. Мне плевать на поток гробов к другим. Мне платят пенсию за него. Больше, чем я получала от него, когда он был жив. От него, алкаша, от мертвого толку больше, чем от живого было. Идите на х. й, правдоискатели. А то я щас кого надо позову.
А вы хотите, чтобы в России возмутились трупам в Алеппо. Нет у них такого места, которое бы болело от чужой боли. Выболело все. Остался рубец. У народа умерла душа. Больше нет той русской души, о которой Достоевский писал, что она всемирная. Выморозилась душа у людей. Вот что принес русским 20 век. Москва слезам не верит. Жалеть нынче немодно. Эй, слюнтявку не распускай. А то по сопатке схлопочешь, не ровен час.
Что же делать? Что нам остается? Остается известно что: надежда. И вера с любовью. На что нам надеяться? На повторение чуда Хануки: на то, что Бог пожалеет нас и масла, которого должно было хватить на огонь в меноре в течении одного дня, хватит на восемь. Как братья Маккавеи искали в развалинах Храма хоть один кувшин священного масла, так и нам надо искать в развалинах своей души крупицы милосердия и жалости.
Вот я иногда по себе сужу: сообщают мне какую-то страшную весть про чужую боль. А у меня ничего внутри не болит. Мертво. И первая мысль: зачем он мне это сказал. А потом другая: а ведь мне должно быть жалко!
Вот сейчас, сию минуту, мне не жалко. Нисколько. Это мне так досталось от русского 20 века. Но что осталось от предков? От десятков предыдущих поколений? Осталось знание, что мне должно быть жалко! Я точно знаю, что в такой ситуации я должен испытывать сочувствие. Да, я сейчас его не испытываю. Потому, что. Да в общем понятно почему. Но (вот он слабенький огонек!) я знаю, что мне нужно его испытать! Я должен себя вести как будто я его испытываю!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—неизвестно
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Альфред Кох: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХОЛОД
Экзистенциальный холод. Как это? Рвутся связи, умирает признательность, благодарность, кровное родство теряет смыл, уходит все человеческое. Каждый сам по себе. Замерзает. Умирает. Превращается в еду. Тебя съедают. Потом умирают те, кто тебя съел. Потом едят их. Потом всех несут на Пискаревку.
Тут где-то в сети прочитал, что какой-то польский ни то писатель, ни то сценарист писал, что у русских бессмысленно искать сочувствия. Мол, он как-то начал жаловаться Ахматовой, что его в Польше не печатают, не дают ставить его пьес, не пропускают сценарии на киностудии.
Что теряет и что приобретает нация после пребывания на экзистенциальном холоде? Эмпирически ясно, что она приобретает совершенно фантастическую адаптивность и живучесть, но утрачивает способность к сочувствию. К милосердию.
А россияне никак не прореагировали. Просто тупо смотрели в телевизор. И переключали. И до этого, то же самое: вон на площадке стоит крышка гроба. Это у соседей цинковый гроб из Афгана пришел. Все. Сходили на поминки. Выпили. Поплакали. Забыли. Точка.
Это кто? Муж. Где убит? В Украине. Значит так: хочешь получать пенсию за него, скажи, что помер от пневмонии в воинской части в Бурятии. Хорошо? Хорошо. Помер в воинской части в Бурятии. Мне какая разница?
Скажите, где ваш муж? Помер от пневмонии в Бурятии. Зачем вы врете! Он у вас погиб на войне с Украиной! Нет. Он умер в Бурятии. Послушайте! Если вы скажете правду и другие, такие же как вы скажут правду, может быть нам удастся остановить войну и поток гробов прекратится! Ну же! Скажите как есть на самом деле.
Как было на самом деле, хотите? Вот вам правда: Он. Умер. От. Пневмонии. В. Бурятии. В. Воинской. Части. Зачем вы врете? Мне плевать на всех. Мне плевать на поток гробов к другим. Мне платят пенсию за него. Больше, чем я получала от него, когда он был жив. От него, алкаша, от мертвого толку больше, чем от живого было. Идите …, правдоискатели. А то я сейчас кого надо позову.
А вы хотите, чтобы в России возмутились трупам в Алеппо. Нет у них такого места, которое бы болело от чужой боли. Выболело все. Остался рубец. У народа умерла душа. Больше нет той русской души, о которой Достоевский писал, что она всемирная. Выморозилась душа у людей. Вот что принес русским 20-й век. Москва слезам не верит. Жалеть нынче немодно. Эй, слюнтявку не распускай. А то по сопатке схлопочешь, не ровен час. Что же делать? Что нам остается? Остается известно что: надежда. И вера с любовью. На что нам надеяться? На повторение чуда Хануки: на то, что Бог пожалеет нас и масла, которого должно было хватить на огонь в меноре в течении одного дня, хватит на восемь. Как братья Маккавеи искали в развалинах Храма хоть один кувшин священного масла, так и нам надо искать в развалинах своей души крупицы милосердия и жалости.
Новое в блогах
Экзистенциальный холод
Который день не отпускает фотография людоедов во время голода 1921 года в России.
Все мы видели «Прогулки по Венеции» с Иосифом Бродским. Там он говорит важные вещи о русском народе. И он говорит ключевую (во всяком случае для меня) фразу: «В 20 веке русских выставили на экзистенциальный холод. «
Что это: «Экзистенциальный холод»? Как его описать, как его осмыслить? Может ли он пройти для нации безнаказанно, бесследно? В чем выражаются последствия пребывания на нем?
Соседка моя по коммунальной квартире в Питере. Блокадница Евдокия Ивановна. Уж померла, наверное. Когда началась блокада, у нее на руках была дочь, 6 месяцев. Сначала кончилось молоко в груди. Тогда она резала лезвием сосок и поила ее кровью. Потом кровь перестала течь. Потом дочка умерла. Прямо на руках. Уснула и не проснулась. Было ли в ней к моменту смерти полтора кг? Или меньше? Поди узнай.
Экзистенциальный холод. Как это? Рвутся связи, умирает признательность, благодарность, кровное родство теряет смыл, уходит все человеческое. Каждый сам по себе. Замерзает. Умирает. Превращается в еду. Тебя съедают. Потом умирают те, кто тебя съел. Потом едят их. Потом всех несут на Пискаревку.
Что теряет и что приобретает нация после пребывания на экзистенциальном холоде? Эмпирически ясно, что она приобретает совершенно фантастическую адаптивность и живучесть, но утрачивает способность к сочувствию. К милосердию.
А россияне никак не прореагировали. Просто тупо смотрели в телевизор. И переключали. И до этого, то же самое: вон на площадке стоит крышка гроба. Это у соседей цинковый гроб из Афгана пришел. Все. Сходили на поминки. Выпили. Поплакали. Забыли. Точка.
Это кто? Муж. Где убит? На Украине. Значит так: хочешь получать пенсию за него, скажи, что помер от пневмонии в воиснкой части в Бурятии. Хорошо? Хорошо. Помер в воинской части в Бурятии. Мне какая разница?
Скажите, где ваш муж? Помер от пневмонии в Бурятии. Зачем вы врете! Он у вас погиб на войне с Украиной! Нет. Он умер в Бурятии. Послушайте! Если вы скажете правду и другие, такие же как вы скажут правду, может быть нам удастся остановить войну и поток гробов прекратится! Ну же! Скажите как есть на самом деле.
Как было на самом деле, хотите? Вот вам правда: он. Умер. От. Пневмонии. В. Бурятии. В. Воинской. Части. Зачем вы врете? Мне плевать на всех. Мне плевать на поток гробов к другим. Мне платят пенсию за него. Больше, чем я получала от него, когда он был жив. От него, алкаша, от мертвого толку больше, чем от живого было. Идите на х. й, правдоискатели. А то я щас кого надо позову.
А вы хотите, чтобы в России возмутились трупам в Алеппо. Нет у них такого места, которое бы болело от чужой боли. Выболело все. Остался рубец. У народа умерла душа. Больше нет той русской души, о которой Достоевский писал, что она всемирная. Выморозилась душа у людей. Вот что принес русским 20 век. Москва слезам не верит. Жалеть нынче немодно. Эй, слюнтявку не распускай. А то по сопатке схлопочешь, не ровен час.
Что же делать? Что нам остается? Остается известно что: надежда. И вера с любовью. На что нам надеяться? На повторение чуда Хануки: на то, что Бог пожалеет нас и масла, которого должно было хватить на огонь в меноре в течении одного дня, хватит на восемь. Как братья Маккавеи искали в развалинах Храма хоть один кувшин священного масла, так и нам надо искать в развалинах своей души крупицы милосердия и жалости.
Вот я иногда по себе сужу: сообщают мне какую-то страшную весть про чужую боль. А у меня ничего внутри не болит. Мертво. И первая мысль: зачем он мне это сказал. А потом другая: а ведь мне должно быть жалко!
Вот сейчас, сию минуту, мне не жалко. Нисколько. Это мне так досталось от русского 20 века. Но что осталось от предков? От десятков предыдущих поколений? Осталось знание, что мне должно быть жалко! Я точно знаю, что в такой ситуации я должен испытывать сочувствие. Да, я сейчас его не испытываю. Потому, что. Да в общем понятно почему. Но (вот он слабенький огонек!) я знаю, что мне нужно его испытать! Я должен себя вести как будто я его испытываю!
Что это: «Экзистенциальный холод»?
Который день не отпускает фотография людоедов во время голода 1921 года в России.
Все мы видели «Прогулки по Венеции» с Иосифом Бродским. Там он говорит важные вещи о русском народе. И он говорит ключевую (во всяком случае для меня) фразу: «В 20 веке русских выставили на экзистенциальный холод. «
Что это: «Экзистенциальный холод»? Как его описать, как его осмыслить? Может ли он пройти для нации безнаказанно, бесследно? В чем выражаются последствия пребывания на нем?
Соседка моя по коммунальной квартире в Питере. Блокадница Евдокия Ивановна. Уж померла, наверное. Когда началась блокада, у нее на руках была дочь, 6 месяцев. Сначала кончилось молоко в груди. Тогда она резала лезвием сосок и поила ее кровью. Потом кровь перестала течь. Потом дочка умерла. Прямо на руках. Уснула и не проснулась. Было ли в ней к моменту смерти полтора кг? Или меньше? Поди узнай.
Экзистенциальный холод. Как это? Рвутся связи, умирает признательность, благодарность, кровное родство теряет смыл, уходит все человеческое. Каждый сам по себе. Замерзает. Умирает. Превращается в еду. Тебя съедают. Потом умирают те, кто тебя съел. Потом едят их. Потом всех несут на Пискаревку.
Что теряет и что приобретает нация после пребывания на экзистенциальном холоде? Эмпирически ясно, что она приобретает совершенно фантастическую адаптивность и живучесть, но утрачивает способность к сочувствию. К милосердию.
А россияне никак не прореагировали. Просто тупо смотрели в телевизор. И переключали. И до этого, то же самое: вон на площадке стоит крышка гроба. Это у соседей цинковый гроб из Афгана пришел. Все. Сходили на поминки. Выпили. Поплакали. Забыли. Точка.
Это кто? Муж. Где убит? На Украине. Значит так: хочешь получать пенсию за него, скажи, что помер от пневмонии в воиснкой части в Бурятии. Хорошо? Хорошо. Помер в воинской части в Бурятии. Мне какая разница?
Скажите, где ваш муж? Помер от пневмонии в Бурятии. Зачем вы врете! Он у вас погиб на войне с Украиной! Нет. Он умер в Бурятии. Послушайте! Если вы скажете правду и другие, такие же как вы скажут правду, может быть нам удастся остановить войну и поток гробов прекратится! Ну же! Скажите как есть на самом деле.
Как было на самом деле, хотите? Вот вам правда: он. Умер. От. Пневмонии. В. Бурятии. В. Воинской. Части. Зачем вы врете? Мне плевать на всех. Мне плевать на поток гробов к другим. Мне платят пенсию за него. Больше, чем я получала от него, когда он был жив. От него, алкаша, от мертвого толку больше, чем от живого было. Идите на х. й, правдоискатели. А то я щас кого надо позову.
А вы хотите, чтобы в России возмутились трупам в Алеппо. Нет у них такого места, которое бы болело от чужой боли. Выболело все. Остался рубец. У народа умерла душа. Больше нет той русской души, о которой Достоевский писал, что она всемирная. Выморозилась душа у людей. Вот что принес русским 20 век. Москва слезам не верит. Жалеть нынче немодно. Эй, слюнтявку не распускай. А то по сопатке схлопочешь, не ровен час.
Что же делать? Что нам остается? Остается известно что: надежда. И вера с любовью. На что нам надеяться? На повторение чуда Хануки: на то, что Бог пожалеет нас и масла, которого должно было хватить на огонь в меноре в течении одного дня, хватит на восемь. Как братья Маккавеи искали в развалинах Храма хоть один кувшин священного масла, так и нам надо искать в развалинах своей души крупицы милосердия и жалости.
Вот я иногда по себе сужу: сообщают мне какую-то страшную весть про чужую боль. А у меня ничего внутри не болит. Мертво. И первая мысль: зачем он мне это сказал. А потом другая: а ведь мне должно быть жалко!
Вот сейчас, сию минуту, мне не жалко. Нисколько. Это мне так досталось от русского 20 века. Но что осталось от предков? От десятков предыдущих поколений? Осталось знание, что мне должно быть жалко! Я точно знаю, что в такой ситуации я должен испытывать сочувствие. Да, я сейчас его не испытываю. Потому, что. Да в общем понятно почему. Но (вот он слабенький огонек!) я знаю, что мне нужно его испытать! Я должен себя вести как будто я его испытываю!
Экзистенциальный холод одиночества и восприятие
Я хотел бы избавиться от тебя пустота, но ты так приятна мне в иное время. Мне кажется с тобой я сойду с ума если уже не сошёл.
Скажем, чтение биографий заставляет задуматься о собственной судьбе, и сравнение ее с какими-то авторами. Нормальное явление. Прочитал биографию и ты прожил жизнь субъекта. Вжух, просто по мановению палочки. Так пройдёт и твоя жизнь. Это и грустно и радостно
Когда бухал, у меня такие мысли возникали на второй неделе запоя
Я вечером пивка холодного возьму и дочитаю. А сейчас что-то, аж глаза в кучу. Понятно, почему психологи чутка сдвинутые по фазе.
Книги для любителей психологии (не КПТ, но близко)
Добрый вечер. Большинство моих постов посвящено так или иначе когнитивно-поведенческой терапии и работе нервной системы. Но сегодня будет немного философии.
Сегодня мне хотелось бы рассказать о нескольких книгах, которые я прочитал за этот год и которые показались мне особо интересными.
В основе когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) многое позаимствовано из античной философии стоицизма. И стоицизм и КПТ учат разделять вещи на те, что в нашей власти, и те, которые мы не можем контролировать. И стоицизм и КПТ предлагают нам ориентироваться на сам процесс нашей деятельности, а не результат (который зачастую не полностью в нашей власти). И КПТ и стоицизм учат нас, что для настроения первичны наши мысли и именно они, а не реальные события нас приводят в огорчение.
Из более современного могу упомянуть книги Массимо Пильюччи:
— Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь (2017г.)
— Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека. 53 кратких урока ныне живущим. (2020г.)
Помимо стоицизма и литературы на тему КПТ, я решил еще раз перечитать Виктора Франкла. Его самый популярный труд «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» и «Человек в поисках смысла».
В первой книге описывается его нахождение в нацистских лагерях с жестокими подробностями жизни узников, а так же идеи, которые помогали ему не только выживать, но и помогать другим.
«Человек в поисках смысла» представляет собой более философский труд, сборник лекций и интервью Виктора Франкла. В ней поднимаются вопросы об отношениях детерминизма и человеческой свободы, редукционизм современных наук о человеке, проблемы религии, совести, любви. Здесь Франкл рассуждает о чисто человеческих феноменах, обращаясь к своему опыту и психиатра и узника концентрационных лагерей. Одним вечером не ограничитесь, если её читать, нужно запастись терпением.
Спасибо за внимание!
Ответ на пост «Думать это больно»
Мне больше всего нравится философия воспринимать все невзгоды, которые на нас обрушиваются как жизненные уроки. Что бы не случилось, всегда можно достать из этого что-то полезное. Что можно было сделать иначе? Какие ошибки не совершать? Каких действий со стороны других не допускать? К чему просто нужно быть готовым как к возможной неизбежности?
Что-то мной не так?
Просто хочу поделиться. Наболело. Живу один достаточно долго, около 5 лет. За это время периодически пытался знакомиться с девушками, но вообще не аллё. Либо вялотекущая переписка, либо после 1- ого свидания всё понятно и общение прекращается. Вроде и так и эдак, пытаешся быть общительным (хотя я интроверт) и показываешь свои лучшие стороны и с деньгами проблем нет, а ничего не выходит. За эти 5 лет хорошо вырос в профессионально, с семейными ценностями, вроде как симпатичный и адекватный. Что не так? Чувствую себя будто нафиг никому не нужен в этой жизни (кроме себя конечно) и хз когда это закончится. Читаешь тут волну постов про намёки и знакомства и думаешь вот чо за хня.. почему у меня не так))
Конфликт с нарциссом
Одна из вещей, на которой спотыкаются даже очень опытные и продвинутые в психологии люди и на которую тратится огромное количество лишних нервов и времени — это попытки разрешить конфликт с нарциссом в свою пользу.
Я сам тысячу раз наступал на эти грабли в конфликтах с родственниками, учителями и коллегами, а после прихода в психотерапию — еще и нарциссичными терапевтами и тренерами, пока у меня не сложилась ясная и целостная картинка. (Для ясности оговоримся, что слово «нарцисс» в этом тексте употребляется в значении «человек, удовлетворяющий клиническим критериям нарциссического расстройства личности». Мы не включаем сюда так называемых «высокофункциональных» или «осознанных» нарциссов, которые читают Кернберга, работают со своим нарциссизмом в терапии и не дотягивают до психиатрических критериев).
Итак, чаще всего безуспешные попытки разрешить долгоиграющий конфликт с нарциссом начинаются примерно с такой надежды:
— «может быть, хотя бы в этот раз он/она меня услышит. »
— «может быть, хотя бы сейчас мне удастся достучаться. »
— «ну это-то точно поставит его/ее в тупик, не может же человек и дальше отрицать очевидное. ».
Все эти надежды базируются на непонимании того, как устроен клинический нарциссизм, и поэтому практически всегда приводят к тяжелым разочарованиям и нарциссической травматизации пытающегося, а в особо злокачественных случаях и его близких.
В чем же здесь ошибка? Дело в том, что в нарциссической психике из-за нарушения раннего развития заблокирована способность воспринимать других людей как живых и отдельных от себя. В восприятии нарцисса другой человек — это что-то вроде персонажа в его личной компьютерной игре, главное свойство которого — то, что он приносит нарциссу то приятные, то неприятные чувства. И когда эти чувства неприятные, нарцисс стремится поскорее заблокировать это влияние. Способов здесь много: манипуляции, прямое давление, полная изоляция от персонажа, либо, если ничего не срабатывает, хотя бы обесценивание персонажа в собственной голове, вплоть до выдумывания целой альтернативной реальности, где этот человек очень плохой, непорядочный, неадекватный, психопат и т. п.
Такой механизм блокировки обратной связи можно наблюдать на всех уровнях общества: на уровне самообмана внутри конкретной личности, на уровне семейного насилия, в токсичных психологических тренингах, в тоталитарных сектах, в автократических политических системах. Запреты на критику и альтернативные мнения, закрытые и фильтруемые комментарии в соцсетях, запрет на мирные собрания — все это инструменты обслуживания чьих-то нарциссических «пузырей» и изоляции их от опасной правды.
Соответственно, что необходимо понимать, если вы оказались в конфликте с нарциссом:
— Вы общаетесь с человеком, для которого вас вообще не существует. На вашем месте у него тусклая, плохо прорисованная говорящая голограмма с вашим лицом. И если эта голограмма не из тех, которые имеют над ним прямую власть, то прислушиваться к ее мнению всерьез никто не будет (если, конечно, это не какая-нибудь приятная похвала).
— Восприятие любых ваших слов блокируется ровно в тот момент, когда оно начинает вызывать неприятные чувства. Здесь сразу же включаются нарциссические защиты, которые намного надежнее и жестче, чем любой железный занавес, блокируют обратную связь.
— Вам никогда не удастся достучаться до нарцисса (по крайней мере, пока он/она не пройдет многолетнее лечение НРЛ, что практически невероятно). Неприятная обратная связь, если бы нарцисс впустил ее в себя, привела бы к разрушению в психике защитного пузыря и выходу на поверхность такого количества стыда, что это сразу же погрузило его/ее как минимум в тяжелую депрессию, а как максимум мгновенно вызвало бы нервный срыв или даже психоз. Пытаться донести до нарцисса то, что он не хочет слышать — это как убеждать человека, чудом зацепившегося над пропастью, добровольно разжать руку, на которой держится вся его жизнь. Это не только бесперспективно, но и в какой-то мере даже жестоко по отношению к самому нарциссу, т. к. не учитывает его объективные ограничения.
— Любые неприятные чувства, которые вы вызываете у нарцисса, он/она попытается мгновенно, механически, без какого-либо осмысления вернуть вам же — словно вы кидаете гранату за стену, а она выбрасывается назад и взрывается у вас же в руках. Не стоит рассчитывать на пощаду от человека, который не способен справиться с такими переживаниями и борется за банальное психологическое самосохранение.
Что делать, если вы уже оказались в конфликте с нарциссом, чтобы получить максимальный результат при минимальном ущербе?
— Как можно раньше смириться с тем, что вы не будете ни услышаны, ни поняты этим человеком и как можно раньше прекратить попытки что-либо объяснить и достучаться, чтобы минимизировать вред для себя.
— Четко определить, что вам нужно от этого человека. Сразу вычеркнуть из этого списка все, что потребовало бы эмпатического взаимопонимания. Оставить только те пункты, которых вы готовы добиваться манипуляциями (если у вас неординарные актерские способности), либо грубой властью и силой (если они у вас есть).
— Заручиться мощной поддержкой лояльных друзей и/или психотерапевта, которая потребуется вам для того, чтобы каждый раз «собирать» свою психику обратно после очередной нарциссической атаки в ваш адрес.
И главная рекомендация: помнить, что настоящий патологический нарциссизм — явление сродни тяжелой инвалидности. Ни один человек по своей воле не сделал бы выбор стать нарциссом, но если психика человека развилась в такой конфигурации, вероятность того, что он выйдет из этой конфигурации при нынешнем развитии технологий можно смело принять равной нулю. Да, иногда нарциссы обращаются за помощью, если совсем уже доходят «до ручки», но: во-первых, они, даже попав в тяжелый кризис, в подавляющем большинстве случаев не проходят весь путь излечения НРЛ и ограничиваются лишь снятием острых симптомов, а во-вторых, рассчитывать на такой поворот точно не стоит, если нарцисс имеет доступ к надежному источнику подпитки своей самооценки.
Орел или решка?
Говорят, в момент падения монетки мы четко знаем какую сторону хотим увидеть в ответ. А значит понимаем, что хотим на самом деле
А вы точно психолог?
Есть у меня небольшая компания друзей. Все тепло общаемся, всегда друг друга можем выручить и финансово, и морально поддержать, однако среди нас есть парень, который вдруг начал бросаться современными психологическими терминами и вести себя, мягко говоря, очень неприятно.
Как выяснилось, он решил быть современным и здоровым, отчего и пошел к психологу, который сбил ему все настройки в голове в конец.
Например, когда я заталкивала бухущую вхлам малознакомую барышню в баре в такси, предварительно отбив ее у толпы мужиков, мне мой друг заявил: «а тебе не кажется, что ты больна синдромом спасателя? Зачем тебе это все? Это ведь ее проблемы».
Таких случаев становилось все больше и в какой-то момент такое мышление коснулось и нас.
Подруга моя больна нервной анорексией, мы с друзьями решили силой заставить ее пойти к психотерапевту и лечь на лечение, ибо уже не смешно. Услышав эту новость, мой друг спокойненько заявил мне: «тебе не кажется, что вы все с ней няньчитесь. Она большая девочка. Если хочет сдохнуть от своего похудения, так пусть и дохнет, зачем бегать по психотерапевтам с ней?».
Спустя какое-то время он вдруг заявляется с сообщением: «Привет, мне очень плохо, меня никто не поддерживает и никто не хочет видиться. Можно я как раньше приду к тебе домой, а ты меня выслушаешь и вкусно накормишь?».
Также узнала, что этот психолог вбил в голову моего друга, что все, кто ради кого-то совершает какие-то поступки, жертвы синдрома спасателя и нужно такого избегать. Жить только ради себя надо, понимаешь ли.
Теперь пытаюсь понять, почему психолог не объяснил, что такое поведение обеспечит тебя одиночеством и отсуствием сострадания со стороны близких. Так и хочется спросить, а он точно психолог?
П.С. Сначала допускала, что психолог нормальный и мой друг искажает информацию, полученную от него, пока не поняла, что все это прямая речь специалиста.
Случаи из практики 107
— У вас бывало ощущение что за вами кто-то наблюдает? – очень тихо спросила клиентка. – Когда будто что-то колет в спину, а когда оборачиваешься, то ничего не замечаешь.
— Конечно, оно бывает у всех людей.
— Впервые это случилось чуть больше года назад, в августе месяце: я как обычно шла с работы домой, и уже подходя к входной двери, ощутила чей-то взгляд. Это было словно прикосновение ветра – я осмотрелась, но никого не увидела, и только поднявшись в квартиру, почувствовала себя в безопасности.
— Безопасности? То есть вы посчитали что этот взгляд враждебен?
— После этого мне стало легче и до следующего дня все шло спокойно, но когда утром снова отправилась в офис, то опять уловила на себе чье-то внимание. Я резко повернулась и начала осматриваться, но так ничего не увидела: матери вели детей в школу, взрослые спешили на работу, – никто не обращал на меня абсолютно никакого внимания.
— И вы попыталась отогнать это наваждение?
— Что вы сделали когда вернулись в квартиру?
— Я осторожно подошла к окну и попыталась найти наблюдателя и, к своему ужасу, заметила его на том же самом месте, только на этот раз он смотрел не на улицу, а прямо на меня. Первой мыслью было позвонить в полицию, я даже набрала номер – но тут же сбросила, потому что не смогла придумать, как объяснить то, что происходит. Затем позвонила отцу и, захлебываясь слезами, рассказала об этом извращенце. Он попросил меня успокоиться и обратиться к кому-нибудь из друзей или коллег. Папа бы мне и сам помог, если бы не жил на другом конце страны, но он пообещал, что приедет, если я только позову.
— Вы последовали его совету?
— Как отреагировал участковый?
— Он отправился к этому извращенцу и попытался вразумить, но тот начал отнекиваться и сказал, что ничем подобным не занимался. А потом, когда полицейский ушел, снова начал подглядывать. И так продолжалось изо дня в день: утром, в обед и вечером. Я пыталась снимать его на камеру, но фотографии получились нечеткими, и когда он это заметил. то начал наблюдать из глубины комнаты так, чтобы мне не удалось его поймать. В конце концов, моя жизнь превратилась в настоящий ад.
— Вы стали бояться выходить из дома, открывать балкон и так далее?
— Да, но при этом мне же нужно было как-то зарабатывать на жизнь, вот и приходилось как-то преодолевать этот страх…
— И как долго вы держались?