Эластичность спроса что это

Эластичность спроса

Эластичность спроса – принятая в экономической науке характеристика изменения объема платежеспособного спроса в связи с изменением других ценовых и неценовых факторов. Например:

Эластичность спроса по цене, в большинстве случаев оказывается отрицательной, т.е. при росте цены – количественно снижается спрос. Хотя есть и исключения, так например имиджевые вещи подешевев теряют привлекательность

Эластичность по доходу, напротив, имеет положительное значение – рост доходов сопровождается соответствующим увеличением расходов.

Для расчета степени приведенной зависимости в экономических исследованиях применяются коэффициенты эластичности, в общем виде представляющие собой дробь, в числителе которой размещается изменение объема спроса, в знаменателе – изменение фактора, влияющего на спрос.

Феномен спроса по цене можно наглядно представить на следующих примерах:

В реальности точное соответствие приведенным примерам встречается крайне редко, но описанные тенденции, в той или иной степени, имеют место практически на любом рынке.

В отношении эластичности можно проследить несколько общих закономерностей часто встречающихся вне зависимости от рынка и предмета торгов:

Наряду с описанными видами экономическими закономерностями имеет место еще один вид эластичности – перекрестная эластичность спроса по цене. Суть ее состоит во взаимосвязи изменения цены одного товара и спроса на другой. Например – рост цены на технику может приводить к увеличению спроса на детали и услуги.

Кроме эластичности спроса по цене, большое значение имеет также эластичность по доходу. Здесь причиной изменения спроса оказываются рост или ухудшение финансового положения покупателей. При этом влияние может оказаться разнонаправленным в зависимости от видов покупок. Потребление большинства товаров и услуг возрастает с ростом благосостояния покупателей, однако спрос на некоторые, определяемые как: «товары для бедных» может снижаться. Хороший пример тому – отказ от дешевой крупы и полуфабрикатов при появлении возможности покупать мясо.

Экономические тенденции, которые по сути своей можно определить как эластичность, присущи не только спросу, но и предложению, а также многим другим экономическим процессам имеющим ценовую составляющую.

Источник

Эластичность в экономике

Эластичность – это показатель того, насколько изменится одна переменная при изменении другой, связанной с ней, величиной. Коэффициент эластичности – это степень количественного изменения одного показателя в ответ на изменения другого.

Определение коэффициента эластичности

Рынок функционирует по определенным законам. Знание этих законов – является обязательным условием для того, чтобы понимать почему под воздействием ценовых и неценовых факторов происходит изменение спроса и предложения.

Для планирования своей деятельности, экономическим субъектам мало знать, что рост цен на товары вызывает сокращение объема спроса на них – им необходимо знать уровень “чувствительности” рынка. Этот уровень выражается в показателе эластичности и коэффициенте эластичности.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Эластичность спроса

Изучение эластичности спроса имеет практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия: на изменении цены, на изменение ассортимента продукции и др. Это необходимо для прогнозирования объема продаж и выручки.

Ценовая эластичность спроса – это чувствительность потребителей к изменению цены продукта. Она отражает зависимость изменения количества покупаемой продукции от изменения её цены.

Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его величина измеряется следующим образом:

Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены

Виды эластичности спроса

Обычно спрос на товары, которые имеют высокую цену – эластичен, а на товары, которые имеют низкую цену – неэластичен

Например, повышение цен на машины на 15% приведет к резкому сокращению сделок на автомобильном рынке, а увеличение цен на соль на 15% почти не повлияет на объемы продаж.

На ценовую эластичность спроса влияют:

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой потребителями продукции в связи с изменением уровня их дохода.

Из-за того, что рост дохода потребителей увеличивает их возможности совершения покупок, с увеличением доходов, спрос на многие товары возрастает.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:

Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса показывает как повлияет изменения цены одного товара, на объемы продаж другого товара.

Эластичность предложения – это чувствительность производителей к изменению цен.

Если для производителей не составляет труда изменить объемы производства при повышении или снижении цен, то предложение эластично, если же трудно, то предложение неэластично.

Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es):

Es = Процентное изменение величины предложения продукта X / процентное изменение цены продукта X

Чем больше времени у производителей на реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, тем выше эластичность предложения.

В краткосрочном периоде предложение почти всегда неэластично: часто производитель почти никак не может повлиять на объем предложения.
Например, фермер продаёт на рынке овощи.

Если цены на овощи поднялись и оказались выше ожидаемых, то он не сможет продать больше овощей, чем вырастил. Если же цены сильно упали, яблоки придётся продавать даже если цена за них ниже их себестоимости – иначе они испортятся, и фермер не получит ничего.

В долгосрочном периоде предложение почти всегда эластично: у фирм есть время увеличить или уменьшить мощность производства и перенаправить производственные ресурсы.

Например, если на протяжении долгого времени цены на картофель падают, то фермеры могут сократить площади посева или же начать выращивать вместо него что-то, что принесёт им больший доход.

Специфика производства

Если производителю необходимо срочно расширить производство, то важную роль будет играть специфика его производства.

Например, если предприятие специализируется на изготовлении технологически сложной продукции, для производства которой требуется узкопрофильное дорогостоящее оборудование, то для расширения производства потребуются большие вложения

Возможности хранения изготовленной продукции

Чем дольше производитель может хранить свою продукцию, тем больше коэффициент эластичности предложения.

Вывод

Любой экономический субъект коммерческой направленности стремится к получению максимального дохода.

Изучение измерения эластичности позволяет им понимать, как происходит адаптация рынка к изменениям различных факторов, что необходимо для планирования своей экономической деятельности. Анализируя показатели, компании вырабатывают стратегию производственного процесса.

Источник

Эластичность спроса и предложения: эластичный и неэластичный спрос, коэффициент эластичности

Эластичность спроса что это. Смотреть фото Эластичность спроса что это. Смотреть картинку Эластичность спроса что это. Картинка про Эластичность спроса что это. Фото Эластичность спроса что это

Что такое эластичность в экономике

Эластичность предложения по цене показывает, насколько больше товара готовы будут предложить производители, если его цена вырастет.

Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос

Спрос обычно эластичен в интервале высоких цен и неэластичен в интервале низких цен.

Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его можно посчитать, взяв процентное изменение спроса на продукт X и разделив его на процентное изменение цены продукта X

Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены

Эластичность спроса что это. Смотреть фото Эластичность спроса что это. Смотреть картинку Эластичность спроса что это. Картинка про Эластичность спроса что это. Фото Эластичность спроса что это

На эластичность спроса по цене влияет целый ряд факторов:

Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен. Повышение цен на электричество заставит людей платить больше, но отказаться от электричества они не смогут.

А вот спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Даже богатый человек может отказаться от покупки новой яхты или бриллиантов, если цены на них повысятся. Без этих благ вполне можно прожить, а деньги с не меньшим удовольствием потратить на что-то другое.

Спрос на соль и сахар крайне неэластичны. Причин этому несколько:

1. Это продукты первой необходимости.

2. Их трудно чем-то заменить.

3. Они стоят относительно недорого, на них уходит мизерный процент от доходов семьи.

Что такое товары Гиффена. Чем необычен спрос на товары Гиффена?

Эластичность спроса что это. Смотреть фото Эластичность спроса что это. Смотреть картинку Эластичность спроса что это. Картинка про Эластичность спроса что это. Фото Эластичность спроса что это

Что такое перекрестная эластичность

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого. Например, если компания Coca-Cola собирается снизить цены ны «спрайт», то возникает опасение: не станут ли потребители покупать меньше «колы» и переходить вместо нее на «спрайт»?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вычислить перекрестную эластичность двух товаров по цене (Exy). Для этого процентное изменение величины спроса на продукт X нужно разделить на процентное изменение цены продукта Y.

Если же коэффициент оказался нулевым, то значит два продукта никак не связаны между собой. К примеру, снижение цен на футбольные мячи никак не изменит спрос на валенки.

Эластичность предложения по цене. Факторы ценовой эластичности предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es) можно посчитать, взяв процентное изменение величины предложения продукта X и разделив его на процентное изменение цены продукта X.

Эластичность спроса что это. Смотреть фото Эластичность спроса что это. Смотреть картинку Эластичность спроса что это. Картинка про Эластичность спроса что это. Фото Эластичность спроса что это

Эластичность спроса по доходу

На величину спроса влияют не только цены, но и доходы населения. Коэффициент эластичности по доходу (Ei) можно рассчитать, разделив процентное изменение величины спроса на процентное изменение дохода.

Источник

Эластичность спроса, виды и примеры

Нестеров А.К. Эластичность спроса, виды и примеры // Энциклопедия Нестеровых

Виды эластичности спроса

Предприятиям необходимо постоянно проводить замеры изменений спроса, для оценки его эластичности. Кривая спроса на товар будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.

Эластичность спроса определяет чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают.

Данная категория отражает изменение спроса, как реакцию на изменение цены, но при условии, что все остальные факторы, которые могут влиять на объем приобретаемых товаров, остаются неизменными. Очевидно, что у разных товаров этот показатель будет существенно различаться.

Товары могут иметь эластичный или неэластичный спрос.

Классический пример неэластичного спроса – товары первой необходимости, продукты питания и обувь, спрос на них практически не меняется при изменении цены.

Пример эластичного спроса – это предметы роскоши, которые сильно реагируют на изменение цены.

Определить вид эластичности спроса на товар достаточно легко.

Эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (в процентах) к изменению цен (в процентах).

Соответственно, чтобы установить вид эластичности спроса используют формулу:

Э – эластичность спроса

С – изменение спроса в процентах

Ц – изменение цены в процентах

Эта формула отражает изменение спроса в процентах на каждый процент изменения в цене.

В соответствии с ней, есть 3 вида эластичности спроса:

При этом говорить об эластичности спроса можно только в определенном диапазоне, так как при очень высоких ценах объем продаж товаров падает и при очень низких ценах тоже, потому что происходит насыщение рынка и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.

Примеры эластичности спроса

Напрямую на эластичность спроса влияет три фактора, в зависимости от которых она будет различаться.

Эластичность спроса что это. Смотреть фото Эластичность спроса что это. Смотреть картинку Эластичность спроса что это. Картинка про Эластичность спроса что это. Фото Эластичность спроса что это

Факторы эластичности спроса

Приведу несколько примеров товаров с разной эластичностью спроса в зависимости от трех факторов.

Примеры товаров с разной эластичностью спроса

Вид эластичности спроса

Существует множество товаров аналогов, поэтому потребители имеют много возможностей сделать выбор.

В данном случае спрос сильно зависит от цены, поэтому подвержен сильному изменению при колебаниях цен.

Повышение цены приведет к покупке товара-аналога, снижение – увеличит объем реализации.

Предметы роскоши, драгоценности, деликатесы

Спрос наиболее активно реагирует на изменение цен за счет привлечения потребителей из других целевых сегментов.

Электроника, мебель и бытовая техника

Типовой пример эластичности спроса. Стоимость таких товаров ощутима для бюджета домохозяйства, поэтому снижение цен приводит к резкому росту объемов продаж за счет отложенного спроса. Повышение цен, напротив приводит к росту отложенного спроса и снижению объемов реализации.

Группы легкозаменяемых товаров (фрукты, овощи, вкусовые товары, продукты питания, не являющиеся необходимыми, и т.д.)

За счет возможности выбора, потребитель может прибегнуть к приобретению товаров-заменителей, если цена будет увеличиваться.

Уникальность продукта, при этом он крайне необходим в какой-либо момент времени, следовательно изменение цены на спрос не влияет.

Приверженность конкретной марке товара

Человек не хочет искать замену конкретной марке, поэтому возникает неэластичный спрос.

Группа труднозаменяемых товаров (бензин, электрические лампочки и т.д.)

Потребители практически не имеют возможности выбрать товары-заменители, поэтому изменение цен слабо влияет на объемы спроса.

Продовольствие, обувь и другие товары первой необходимости

Базовый пример отсутствия эластичности спроса.

Однако, следует учитывать, что в массе своей спрос на эти товары является неэластичным, но в отношении конкретных товаров потребители могут выбирать товары-аналоги разных производителей и торговых марок.

Группы товаров, стоимость которых незначительна (карандаши, зубные щетки, туалетная бумага и т.п.)

Для такого рода товаров действует скорее принцип необходимости их приобретения, когда на стоимость потребители не обращают внимания в силу низкой цены.

Покупка совершается при условии наличия необходимости в посуде, а цена лишь регулирует объем приобретаемого товара. Следовательно, в массе товаров будет наблюдаться единичная эластичность, однако в отношении конкретных товаров будут колебания спроса.

Типовой пример единичной эластичности спроса, так как товар сезонный и объем спроса определяется исключительно ценой.

Эластичность спроса на практическом примере

Рассмотрим на практическом примере, как расчет эластичности спроса позволяет установить для товара цену, которая обеспечит максимальный объем реализации.

Для примера возьмем холодные кофейные напитки в жестяной банке «Капучино», «Латте», «Эспрессо», объем каждой 0,5 л. Определим ценовую эластичность спроса.

С уменьшением цены на кофе в банках спрос на них растет. Однако при цене 84 рубля и ниже спрос начинает падать, так как покупатели считают, что кофе слишком дешевый, к примеру, из-за нарушения условий хранения или низкого качества.

Допустим в результате проведенного замера спроса в течение месяца были установлены следующие соотношения цены и уровня спроса на продукцию.

Источник

Эластичность спроса

Определение

В микроэкономике эластичность (англ. Elasticity) является показателем, с помощью которого оценивают степень чувствительности покупателей и продавцов к изменению рыночных условий. Эластичность спроса (англ. Elasticity of Demand) является показателем, который характеризует степень чувствительности количества спроса к изменению таких рыночных условий как цена на данный товар, уровень доходов потребителей, цена на товары заменители и дополняющие товары.

Факторы эластичности спроса

На эластичность спроса оказывают влияние следующие факторы.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене (англ. Price Elasticity of Demand, PED) является коэффициентом, при помощи которого оценивается чувствительность количества спроса к изменению цены на данный товар. Его значение показывает на сколько процентов изменится количество спроса на товар при изменении цены на 1%.

Формула

В общем случае коэффициент эластичности спроса по цене представляет собой отношение процентного изменения количества спроса к процентному изменению цену, что может быть представлено в виде следующей формулы.

где ΔQ – абсолютное изменение количества спроса, Q – количество спроса до изменения рыночных условий, ΔP – абсолютное изменение цены на товар, P – цена на товар до изменения рыночных условий.

Существенным недостатком данной методики расчета коэффициента эластичности спроса является его чувствительность к направлению, в котором происходили изменения рыночных условий. Проиллюстрируем этот недостаток на простом примере.

Как мы смогли убедиться на примере, расчетное значение коэффициента зависимо от направления, в котором происходило изменение цены.

Метод средней точки

При расчете коэффициента эластичности спроса по цене рекомендуется использовать метод средней точки, который позволяет устранить чувствительность к направлению изменения рыночных условий. В этом случае формула приобретает следующий вид:

где Q1 и Q2 – количество спроса до и после изменения цены, P1 и P2 – цена товара до и после изменения.

Значение коэффициента, полученное при расчете данным методом, будет одинаково при любом направлении изменения цены.

Интерпретация значений

Следует отметить, что значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда является отрицательным числом, а интерпретировать его значения следует по следующей шкале:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *