ерур что это ашан
Зачем «Ашан» превращает сотрудников в акционеров
Число акционеров компании «Ашан Россия» среди сотрудников достигло более чем 80%, до этого акционерами были около 73–74% работников, заявила на днях директор по персоналу российского подразделения Auchan Валери Маршадур. Речь идет о программе акционирования, в которой может участвовать как управляющий, так и линейный персонал. В Auchan она действует во Франции, Испании, Португалии, Польше, Венгрии, Италии и Китае.
В российском подразделении программа стартовала в 2010 г. В мае – июне этого года завершился ее второй этап: сотрудники сети получили акции люксембургской компании Valauchan Rus, которой французская группа передала по 2% акций своих «дочек» Meelaker, Tesseldjik и Sogepar (на эти фирмы зарегистрированы активы «Ашан Россия»).
Что так пять лет, что эдак
В «Ашане» стимулируют трудовой энтузиазм с помощью программы распределения улучшенных результатов (РУР). РУР может быть ежемесячным – в нем участвуют сотрудники, которые проработали три полных месяца, и ежегодным – он для тех, кто в «Ашане» не меньше полугода. Ежемесячный РУР рассчитывается, когда магазин демонстрирует увеличение товарооборота и количества проданных артикулов. В этом случае процент прибыли магазина делится поровну среди всех сотрудников. Годовой РУР рассчитывается для каждого сотрудника при условии превышения запланированных годовых финансовых показателей.
По словам Павла Прокофьева, менеджера сектора касс магазина «Ашан Сокольники», который работает в компании уже девять лет, 50% ежемесячного РУР прибавляется к зарплате сотрудника и еще 50% идет на транзитный счет. На этот же счет в марте перечисляются премии по результатам года. Далее сотруднику предлагается либо перевести все свои деньги на текущий счет, который блокируется на пять лет (как пояснила представитель компании Мария Курносова, ставка финансирования текущего счета рассчитывается исходя из процента, под который компания берет краткосрочные кредиты), либо конвертировать их в акции, которые также блокируются на пять лет (по словам Курносовой, сотрудники заключают договор об их покупке с Valauchan Rus. Все акционеры зарегистрированы в реестре, а бумаги хранятся в банке «Сосьете женераль» во Франции. Миноритарии голосуют через представителей от каждой страны).
В июне, когда начинается подписка на акции, сотрудников информируют о том, какая сумма у них накопилась, рассылая каждому так называемое письмо акционера. По словам Прокофьева, его накопления в виде премий (ежемесячного и годового РУР) в 2010 г. составили 15% от его годового дохода. Все деньги он перевел в эти акции. Сейчас, по его словам, их стоимость составляет 18% от его текущего годового дохода. В 2011 г. его накопления на транзитном счету составили 20% от его годового дохода, и он повторно конвертировал их в акции.
«Процент участия персонала в программе разный, но в целом по компании это больше половины рядовых сотрудников», – полагает Прокофьев. Один из менеджеров аффилированной «Ашану» компании рассказал, что многие коллеги действительно купили акции, но все они относятся к офисному персоналу.
Корреспондент «Ведомостей» решил опросить нескольких работников торгового зала в «Ашане» на Шереметьевской. Двое не стали отвечать на вопросы, сославшись на то, что «это не входит в их служебные обязанности». Еще двое – уроженцы Киргизии – рассказали, что устроились в компанию год назад, получают «хорошую» зарплату (около 20 000 руб.), но ни о какой программе акционирования не слышали.
Женись – и получи
После пяти лет компания обязуется выплатить сотрудникам деньги, которые они вложили в акции – держать их можно только на период работы. При увольнении сотрудник должен обратно продать их компании. Стоимость акции рассчитывают из стоимости компании, которую раз в год определяют независимые эксперты, назначаемые Торговым судом и не являющиеся сотрудниками «Ашан».
В «Ашане» рассказали, что воспользоваться деньгами до истечения пяти лет можно только в исключительных случаях: например, если сотрудник решил купить квартиру или сделать ремонт на сумму свыше 5000 евро, если ему нужно заплатить за первое высшее образование ребенка больше 1500 евро, а также в случае свадьбы, рождения или усыновления второго ребенка, смерти мужа или жены, наступления инвалидности акционера.
По словам Курносовой, в компании еще не проанализировали, какую долю от общего числа акционеров составляет линейный персонал, но подсчитали, что у одного менеджера, например, который участвует в программе с 2008 г. (в этом году был запущен ее пилотный проект), накопления в виде акций составили 45% от его текущего годового дохода. «Наш желаемый показатель – 100%», – говорит Курносова.
Кому это надо
Программы акционирования эффективны для управляющего персонала, рассуждает Юлия Капитанчук, партнер консалтинг-центра «Шаг»: для них это своего рода вызов – увеличить стоимость компании и получить за это бонус. Для линейного персонала такие программы, тем более долгосрочные, могут даже стать демотивирующими, считает консультант: продавцы с невысокой зарплатой больше заинтересованы в оценке результатов работы в краткосрочный период – месяц, максимум квартал – и в получении денег сразу, по факту конкретных достижений.
Текучесть персонала в «Ашан Россия», по словам Курносовой, составляет 35%. «Это хороший показатель, если учесть, что в целом по ритейлу этот показатель составляет 50–80%», – удивляется Капитанчук.
По мнению Давида Шустермана, директора консультативной компании «Пятерка», люди прежде всего должны иметь выбор – получать отложенные или реальные премии. «У сотрудников просто нет возможности отказаться от какой-либо программы, – говорит Шустерман. – В идеале в компании должен быть профсоюз, который бы контролировал любую систему мотивации, начисление окладов и премиальных, а также получение сотрудниками определенной прибыли с «акций». В «Ашане» ответили, что профсоюза у них нет.
Неправильно начисленная заработная плата
Для вас работают 64 специалиста, ответ в течение 15 минут
Расскажите друзьям
Это увеличит ее рейтинг.
Ход решения
Ожидание ответа
на заявление
Отправил заявление в Государственную инспекцию труда
Также вы можете:
Снять видеоролик о проблеме
Снимите видеоролик по своей проблеме и пошлите его в «Мобильный репортер» — это привелчет дополнителное внимание к ваше проблеме.
Снять видеоролик о проблеме
Снимите видеоролик по своей проблеме и пошлите его в «Мобильный репортер» — это привелчет дополнителное внимание к ваше проблеме.
Обсуждение 0
Добавить комментарий
Пожалуйста, высказывайтесь только по существу проблемы. Все не относящиеся к делу комментарии будут удалены.
Через аккаунт на «Сердитом гражданине»
Присоединиться к проекту
Воспользуйтесь регистрацией, если вас нет ни в одной из 5 социальных сетей.
«Сердитый гражданин» закрывается.
В то время электронная коммуникация граждан и власти только начинала развиваться, удобные и понятные онлайн-инструменты для решения типовых социальных проблем просто отсутствовали, и мы понимали, что наш проект может принести людям ощутимую пользу.
На протяжении шести лет мы вместе с вами стояли на страже справедливости и за эти годы решили более 170 тысяч различных проблем, в том числе:
и многое-многое другое.
Сегодня ситуация уже совсем другая – появилось много хороших государственных порталов, таких как московский «Наш город» или «Добродел» Московской области – решать проблемы через такие проекты для конечного человека действительно проще, и не только потому, что на их развитие и поддержку выделяются большие деньги. Такого рода проекты глубоко интегрированы во внутренние процессы регионов или городов: сроки решения небольшие, к рассмотрению принимаются вопросы, которые власть действительно в состоянии решить, а за отсутствие результата по каждой принятой проблеме чиновников наказывают.
Также мы продолжим развивать наш продукт для коммерческих компаний – «Довольный клиент».
Но в «Сердитом гражданине, в том виде, в котором он существует сегодня, к сожалению, больше нет смысла. Каждый день жалобы, отправленные с нашего независимого портала, встречаются с новыми и новыми препятствиями, например, по ряду обращений для проведения проверки требуется авторизация через портал госуслуг, подключить которую мы, как некоммерческая организация, не можем по закону. Официальные порталы государственных органов таких недостатков, разумеется, лишены, поэтому мы предлагаем нашим пользователям в дальнейшем обращаться именно туда.
Мы очень сожалеем, что нам не удалось превратить «Сердитого гражданина» в единую общероссийскую точку входа для решения социальных проблем, интегрированную со всеми ответственными государственными органами. Мы верим в то, что рано или поздно это задача будет решена, ведь при колоссальном прогрессе в развитии государственных порталов сохраняется их разрозненность и отсутствие объединения в «одно окно».
Мы невероятно благодарны каждому из 400 тысяч пользователей, зарегистрировавшихся у нас, и сожалеем о каждой нерешенной проблеме.
С этого момента на “Сердитом гражданине” будет закрыта возможность оставить жалобу, но мы будем поддерживать портал, пока не поступят ответы по ранее направленным обращениям.
Но мы не прощаемся с вами, мы говорим до новых встреч, ведь на смену старым форматам приходят новые решения, и скоро мы будем готовы вам их представить.
«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России
Российское подразделение французской Auchan в январе—июне 2021 года закрыло 17 супермаркетов, сообщила в своей отчетности за первое полугодие Elo Group (ранее называлась Auchan Holding). На 30 июня 2021 года, как указано в отчетности головной компании, сеть в России насчитывала 238 точек, из которых 95 были обычными гипермаркетами и гипермаркетами меньшего по площадям городского формата «Ашан Сити», 143 — супермаркетами.
Годом ранее, в конце июня 2020 года, ретейлер в России управлял 274 точками: 62 гипермаркетами и 212 супермаркетами. Таким образом, за 12 месяцев число супермаркетов снизилось на 32,5% (часть из них могла при этом перепозиционироваться как «Ашан Сити»).
Как пояснил генеральный директор «Ашан Ритейл Россия» Иван Мартинович, закрытие 17 супермаркетов в 2021 году было связано с их неудовлетворительными результатами. Однако компания открывала в июне один супермаркет в Дедовске.
Elo Group не приводит финансовых показателей российского подразделения, однако в своей отчетности указывает, что в Центральной и Восточной Европе выручка выросла на 3%, до €14,8 млрд, в том числе благодаря очень сильным показателям в России. Сопоставимые продажи в России год к году выросли на 3%, на 66% увеличилась EBITDA и почти в три раза выросла доля онлайн-продаж, составив 4% от локальной выручки ретейлера.
У X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сопоставимые продажи за первые шесть месяцев 2021 года выросли на 3,1%, у «Магнита» — на 4,7%, «Лента» снизила сопоставимые продажи на 0,7%.
Показатель EBITDA у X5 Group вырос на 7,1%, до 79 млрд руб, у «Магнита» — на 8,8%, до 57,9 млрд руб., у «Ленты» снизился — на 16,8%, до 20,6 млрд руб.
Доля онлайн-продаж у X5 Group (без учета сервиса доставки 5Post) в первом полугодии равнялась 1,9% от всей выручки ретейлера, которая превысила 1 трлн руб., подсчитал РБК. У «Магнита» на онлайн-продажи приходится менее 1% всех доходов (7,6 млрд руб. против 801,6 млрд руб.), у «Ленты» это уже 3,6% при общей выручке 218 млрд руб.
Российский «Ашан» в течение последних пяти лет снижал выручку по РСБУ. В 2020 году она у ООО «Ашан» упала на 12%, до 223,2 млрд руб. Кроме того, в прошлом году ретейлер впервые за пять лет зафиксировал чистый убыток в размере 4,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.
В первом полугодии 2020 года (более поздних данных нет), по данным «InfoLine-Аналитика», рыночная доля «Ашана» снизилась до 1%, тогда как по итогам 2019 года сеть занимала 1,5% рынка. В тот год материнская компания докапитализировала российскую «дочку» на €200 млн, чтобы обеспечить ее финансовую стабильность.
Стремительное снижение выручки в последние годы, как объяснял в интервью РБК бывший гендиректор российского «Ашана» Йоханнес Толай (покинул компанию в январе 2021 года), связано с тем, что ретейлер не смог подстроиться под новые экономические реалии после 2014 года: «Первая причина потери позиций — продовольственные санкции, из-за которых была потеряна часть ассортимента. Во-вторых, на рынке начал бурно развиваться формат магазина «у дома», в результате чего доля супермаркетов и гипермаркетов уменьшается».
На показателях также сказывались коррупционные схемы, внедренные менеджментом: в марте 2020 года стало известно, что из-за них ретейлер ежегодно терял около 2–3% оборота, или €80–100 млн. Создание комитета по внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и ее сотрудников законодательству было одним из первых решений Толая, после того как он возглавил ретейлера в ноябре 2019 года.
В текущем году российский «Ашан» не собирался открывать новых магазинов. Программа модернизации гипермаркетов сети предполагает сокращение их площадей, рассказывал «Ведомостям» президент «Ашана» Филипп Брошар. Высвободившиеся помещения компания предложит другим ретейлерам для открытия небольших магазинов.
Тайны семьи Мюлье: кто владеет французским торговым гигантом Auchan
В августе 2002 года на пересечении МКАД и Осташковского шоссе улыбающиеся европейцы и русские с серьезными лицами встречали будущее российской розницы. Не потерявший военной выправки губернатор Московской области Борис Громов перерезал ленту перед входом в самый большой гипермаркет России площадью 16 000 кв. м, на полках которого разместился невиданный для россиян ассортимент из 40 000 товаров. Почти сразу же появились скептики: кто будет ездить за МКАД за покупками?
Французы под Москвой
«Многие товары в «Ашане» продавались на 30–40% дешевле, чем в других магазинах», — вспоминает бывший директор по закупкам «Ашан Россия» Эмин Рустамов. Менеджеры компании убеждали поставщиков, что им выгоднее упасть в цене, но существенно повысить объем продаж. В первом подмосковном «Ашане» помимо гипермаркета расположилась галерея из 60 бутиков и 12 ресторанов и кафе. Предполагалось, что поначалу гипермаркет будет обслуживать до 15 000 посетителей в день, впоследствии — до 20 000 человек. Планы были моментально выполнены, а рекорд, по словам Рустамова, был зафиксирован в одном из «Ашанов» чуть позднее, в преддверии новогодних праздников — 39 000 чеков за один день. Первый генеральный директор российского представительства Auchan в России Патрик Ланге не раскрывал объема инвестиций в пилотный проект, но называл их «значительными». «Судите по размерам гипермаркета и прилегающих земельных площадей, которые переданы группе в аренду», — говорил он с гордостью.
Вскоре за МКАД компания открыла еще три гипермаркета — в Коммунарке, Марфино и Красногорске. Подмосковное правительство выделило французам дополнительные земельные участки под строительство транспортных развязок рядом с магазинами. Борис Громов заявлял, что первые «Ашаны» сдавались в небывало короткие сроки — всего за девять месяцев.
Многие эксперты связывали успех «Ашана» именно с Громовым, который после поездки в Париж и знакомства с работой французского торгового гиганта создал «зеленый коридор» для «Ашана» в Московской области. Освоение России было личным решением создателя компании Жерара Мюлье, он же настаивал на быстрой экспансии, хотя менеджмент в тот момент занимал более консервативную позицию.
Эмин Рустамов пришел работать в «Ашан» после того, как побывал в первом российском гипермаркете французской компании. «Я был поражен площадью магазина и ассортиментом: тогда это была революция в торговле для России. Когда я увидел, как работает магазин изнутри, я решил для себя: буду здесь работать», — вспоминает он. Рустамов начал свою карьеру в «Ашане» 2003 году с должности руководителя сектора свежих продуктов, через три года он уже был директором гипермаркета в Марфино, а через восемь лет возглавил один из магазинов Auchan в Париже. «В компании ценили результат и отдавали должное вовлеченности и самоотдаче сотрудников, за успехи было принято хвалить и поощрять», — говорит Рустамов. Одним из поощрений для него стало знакомство с самим Жераром Мюлье, крайне закрытым человеком. Непубличность была и остается главным принципом всей империи Мюлье — с момента основания компании в 1961 году ни один из членов многочисленной семьи отца-основателя не дал ни одного интервью. Единственным исключением стала книга французского журналиста Бертрана Гобена «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье», над которой он работал несколько лет. В книге есть комментарии самого Мюлье.
Песочные часы
По данным французского журнала Challenges, всеми активами семьи сейчас управляет «Ассоциация семьи Мюлье», объединяющая около 1300 членов семьи, но акциями владеют лишь 700 человек. Ассоциация владеет 93% Auchan Retail, остальные акции у сотрудников. Семья занимает 5-е место в рейтинге богатейших семейных кланов Франции, ее активы оцениваются в €38 млрд, а сама бизнес-империя, куда помимо Auchan Retail входит девелоперская компания Сeetrus и финансовая Oney, оценивается в €90 млрд и насчитывает около 60 компаний.
Бизнес семьи Мюлье начинался с компании по производству текстиля и текстильной торговли. Жерар Мюлье, основатель империи Auchan, был одним из активных отпрысков в многодетном семействе. Первый магазин Auchan был открыт в городе Рубе на территории семейной текстильной фабрики, которая переживала упадок. Начало 1960-х было удачным временем для предпринимателей — кроме взлета промышленности начинало формироваться общество потребления. Первый магазин получил название Hauts Champs, по названию бульвара, на котором он расположился. Вскоре его переименовали в Auchan, чтобы во всех каталогах занимать первые строчки по алфавиту. Для первого магазина в формате самообслуживания Жерар выбрал американскую модель, а с технологиями, как ни странно, помогли консультанты из Carrefour, которые, чтобы избежать обвинений в монополизме, были вынуждены помогать становлению конкурента. В числе удачных экспериментов Жерара было максимальное снижение цен на почитаемый французскими мужчинами виски, в результате Auchan заполучил еще больше лояльных покупателей. Первый гипермаркет Auchan появился через шесть лет после открытия первого магазина.
Жерару Мюлье сейчас 87 лет, он был председателем совета директоров группы Auchan до 1996 года, затем возглавил наблюдательный совет, а в 2006 году на этом посту его сменил двоюродный племянник Вианне Мюлье. Но сам Жерар Мюлье от дел не отошел, теперь он председатель комитета по стратегии.
В феврале 2017 года совет директоров Auchan впервые возглавил человек, не имеющий родственных связей с семьей Мюлье, — Дегальке Реджис, ранее работавший в Leroy Merlin. Но чужак продержался на главной должности меньше года, уже в октябре 2018 года на его место пришел зять Патрика Мюлье, младшего брата Жерара.
Секреты семьи должны оставаться в семье. Хотя в последнее время они все чаще утекают в публичное пространство. В мае 2016 года в домах членов семьи Мюлье в Бельгии, Люксембурге и Рубе прошли обыски. По данным французских СМИ, восьмимесячное расследование было проведено в ответ на жалобу одного из членов семьи Мюлье, заподозрившего руководство компании в налоговом мошенничестве и отмывании денег. Обыски прошли и в доме Патрика Мюлье. «Мюлье — эксперты в оптимизации налогов. Если их поймают, это будет впервые», — прокомментировал обыски автор книги о семье Мюлье Бертран Гобен. Но обвинений против семьи от полиции не последовало.
Структура управления активами семьи подчинена принципу «все владеют всем», отмечает доцент исторического факультета МГУ Георгий Моисеев. Гобен сравнил структуру капитала Мюлье с песочными часами: в нижней части находятся семейные компании, над ними стоят два уровня холдингов, еще выше узкое горлышко — семь головных структур, а в верхней части 248 гражданских товариществ самих Мюлье, которые владеют акциями головных структур. Все компании действуют независимо друг от друга, консолидированной отчетности у холдинга нет. Такая структура обеспечивает Мюлье максимальное реинвестирование прибыли в развитие бизнеса: доход, полученный на самом нижнем уровне, декларируется руководителями предприятий как «инструмент, необходимый для выполнения профессиональной деятельности», что выводит значительную часть прибыли из-под налогообложения в соответствии с национальным законом о налоге на богатство ISF. На смену этому налогу пришел налог на имущество, и корректировка законодательства позволила Мюлье вообще не платить этот налог по части активов, отмечает Моисеев. «Подход семьи Мюлье к управлению активами довольно креативный, в его основе лежит децентрализация, которая противоречит широко принятой практике консолидации активов», — говорит старший юрист UFG Wealth Management Николай Варгасов.
«Децентрализованная система обеспечивает устойчивость к внешним поглощениям, так как разговор нужно вести не с единым центром принятия решений, а с широким кругом наследников», — считает Варгасов. Пересечь границы империи невозможно: даже если несколько членов семьи решат продать свои доли сторонним инвесторам, группа может быстро их выкупить, отмечает старший партнер ITS Wealth Management Алексей Илюхин. Принцип выделения разных бизнес-структур и отсутствие единого холдинга позволили более гибко управлять рисками — финансовые проблемы отдельных акционеров (дефолт, банкротство, залог доли) не могут затронуть деятельность самого актива, отмечает Варгасов. В России нет таких структур, как у Мюлье, считает он: у нас состоятельные бизнесмены предпочитают выстраивать вертикальные холдинги, а основатели бизнеса редко передают свои доли детям, не думая о преемственности и наследовании. Случай дробления долей — это обычно результат отсутствия предварительного наследственного планирования, когда при наступлении смерти патриарха бизнеса его акции в равных долях распределяются между наследниками, многие из которых к этому совершенно не готовы. Эмин Рустамов описывает семью Мюлье как преданных делу и очень работоспособных людей. «А вообще это скромная католическая семья», — уверяет он.
На мели в бурной реке
На конец 2017-го в России у «Ашана» было 62 гипермаркета и 248 магазинов, во Франции — 119 гипермаркетов и 425 магазинов. На российском рынке французской компании удалось добиться успеха гораздо быстрее, чем, например, в Испании, Португалии, Италии или какой-либо другой стране, говорит представитель «Ашана» Мария Курносова. «Ашану» повезло — компания очень вовремя пришла в Россию. «Это было золотое время для российского ретейла: широкий ассортимент, у людей были деньги, и они с ними легко расставались», — вспоминает Рустамов.
Группе без больших потерь удалось пройти в России кризис 2008 года: были использованы разные антикризисные стратегии, в их числе товары не дороже 100 рублей. Уже в 2010 году российский рынок стабилизировался, и покупательский спрос начал восстанавливаться. Россия все быстрее становилась частью мировой экономики, снимая барьеры для иностранного бизнеса, и, помимо прочего, в 2012 году вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), чему особенно радовались руководители «Ашана». «Хорошо, что современная Россия будет разделять правила ВТО. В среднесрочной перспективе это улучшит экономическое развитие страны», — комментировал это событие президент группы Аuchan Вианне Мюлье.
Новый кризис был связан с геополитикой и оказался неожиданным для всех иностранных игроков на российском рынке. События на Украине и в Крыму положили начало санкционной войне. «С прилавков «Ашана» пропали французские продукты под своей маркой — именно те, которые выгодно отличали ассортимент группы от конкурентов», — рассказывает Рустамов. Упали цены на нефть, и начался спад в российской экономике, снижались доходы россиян.
Сейчас «Ашан» в России оказался в глубоком системном кризисе, поскольку слишком долго ориентировался на цену товаров в ущерб ассортименту и сервису, считает генеральный директор «INFOLine — Аналитика» Михаил Бурмистров: «Это более глубокий кризис, чем был у X5 Retail Group в 2012–2013 годах или у «Магнита» в настоящее время: рентабельность бизнеса «Ашана» продолжает снижаться, и есть риск, что уже в 2019 году компания зафиксирует чистый убыток. Пока неясно, как выходить из кризиса. Изменить ситуацию крайне непросто». В 2017 году выручка российского «Ашана» снизилась на 12%. Тем временем, по данным PwC, розничный товарооборот в России вырос за год на 1,3%. Выручка головного холдинга Аuchan Retail увеличилась в 2017-м на 0,5%, до €52 млрд.
Гипермаркет — это тяжелый и дорогой формат торговли. «Выручка с квадратного метра в последние годы падала, в том числе из-за роста числа магазинов шаговой доступности», — считает партнер BCG Иван Котов. Мир сильно изменился, а «Ашан» долгое время меняться не хотел. «В новый кризис «Ашан» вовремя не перестроил бизнес-модель и не разработал агрессивных промопредложений для клиентов: его бизнес в России, как большой корабль, продолжал плыть по инерции, пока не сел на мель», — добавляет Рустамов.
Новые старые форматы
Холдинг Аuchan Retail в 2015 году решил провести реструктуризацию бизнеса. По данным BCG, был разработан новый формат торговли «Одастор» (в переводе с французского «смелый магазин»). Это концепция ориентирована на создание атмосферы рынка выходного дня, которая обычно царит в небольших городках во Франции, где можно попробовать все продукты и пообщаться с продавцами. В Китае «Ашан» экспериментирует с новыми технологиями: в магазинах больше нет касс, товары не нужно сканировать, тележки сами ездят за покупателями, мониторы в залах позволяют моментально получить информацию о любом товаре, можно «поймать» рыбу в аквариуме, и здесь же в магазине ее приготовят.
Понемногу меняется «Ашан» и в России. В 2018 году «Ашан» стал сотрудничать с российским гражданином и мировой кинозвездой Жераром Депардье. Товары с его именем начали продаваться с марта 2018 года в гипермаркетах Москвы и Московской области, в их числе фуа-гра, утиное филе, творожные запеканки и пирожные «Наполеон», а также алкогольные и безалкогольные напитки (водка «Жерар Депардье», одноименная минеральная вода и морс) и варенье. Депардье лично знаком с Жераром Мюлье, во Франции они живут по соседству. «Моя идея заключалась в том, чтобы открыть для России местные производства, которые так же увлечены качеством и пользой продуктов, как и я, и начать совместную деятельность», — сказал Депардье.