если мусульмане отмечают новый год что будет
Что делают мусульмане на Новый год и как отмечают праздник
Почему мусульманам нельзя отмечать Новый год 1 января
Аутентичные мусульмане не хотят признавать этот праздник, ведь светские гулянья для них являются греховными. Потому только в некоторых мусульманских государствах могут нарядить елку к зимним праздникам.
Известно, что Новый год вовсе не имеет религиозного подтекста. Праздник основал Петр Первый на Руси. Он означает лишь старт будущего календарного года. А вот у людей, которые исповедуют ислам, календарный год совсем иной.
В мусульманских государствах праздники с чревоугодием считаются лишней тратой денег, а праздное провождение времени греховным. Однако в это же время в восточных государствах не против накрыть богатые столы без всяких причин. Но на счет новогоднего торжества настоящие приверженцы Корана очень негативно настроены.
Как к Новому году относятся современные мусульмане
Сейчас мусульмане, особенно те, что разлетелись по миру, просят у своих Высших сил послаблений. В Коране не существует четкого указания о том, что мусульманам нельзя отмечать светские гулянья. А ведь Новый год считается очень ярким и красивым праздником, потому мусульманам не хочется оставаться в стороне.
Сейчас мусульмане, особенно люди юного поколения, часто не любят слушать своих родителей и придерживаться их указаниям. Они развлекаются и веселятся в новогоднюю ночь вместе со всеми.
В реальности новогодние праздники не виновны в том, что верующие люди могут потерять свое достоинство. Можно погулять на праздник вполне прилично, без алкоголя и разврата. Просто повеселиться и пообщаться с друзьями, ведь именно для этого и существуют праздники.
В исламе все праздники обращены к Аллаху. Остальные же, которые популярны в иных государствах, пришли, как считают мусульмане, из язычества или христианства. Поэтому религия их не приветствует.
Новый год не является мусульманским праздником. Если рассмотреть историю его появления, дата явно связана с христианством. Однако можно принимать его не в качестве церковного праздника, а в качестве начала нового периода жизни.
Мусульманам нельзя устанавливать дома елку в качестве символа праздника, чтобы поклоняться перед ней и загадывать желание. Однако можно ее использовать в качестве декора. Дети мусульман имеют право участвовать в любом торжестве, если оно не противоречит вере родителей. В любом случае, каждый родитель сам принимает решение относительно того, что будет делать его ребенок.
Стоит отметить, что верующий мусульманин, если он знает принципы религии, может только объяснить причину своего отказа отмечать праздник. Однако он не будет запрещать остальным это делать. Одной из основ ислама является терпимость и спокойствие, поэтому каждый человек имеет право самостоятельно выбирать свой путь.
Ислам и празднование Нового года
Скоро наступит праздник, который отмечает почти весь мир, — Новый год. Как относиться мусульманам к празднованию его?
В мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним. При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!). Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно — мусульмане не празднуют языческие праздники. Но с другой стороны — нужно учитывать, что никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется, ни елочке, ни Снегурочке, ни Деду Морозу. Это очевидно.
Сегодня для многих жителей Земли празднование Нового года является государственным праздником, цель которого — отметить окончание очередного календарного года[1]. Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности.
Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников. Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят им подарки, вкусности, водят на новогодние представления, концерты, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе. Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям.
Хадисы по теме праздников
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[2]. Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[3].
Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.
Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе.
Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.
При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.
Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году.
Хадисы и 5 важных аргументов
Несведущий интернет-пользователь, особенно из новичков в религиозной практике, любящих запрещать все и вся, может прислать вам ролик о «запрете Нового года», где будут фигурировать слова «ширк» (язычество), «куфр» (безбожие). В ответ на такие «богобоязненные додумывания и выдумывания» приведу несколько хадисов:
1) Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]»[4].
Если вы не поклоняетесь новогодней елочке, Снегурочке или Деду Морозу, тогда нет язычества, нет обожествления чего-либо, помимо Бога, а потому и запрета нет.
2) В наше время появилось много интернет-»шейхов», завлекающих людей «обоснованными» запретами, которые на самом-то деле додуманы или выдуманы ими. Вынужден напомнить им и их последователям: если прямого и однозначного текста в Коране и Сунне нет, тогда и запрета нет. Канонические запреты – прерогатива Аллаха (Бога, Господа). Если кто-то хочет что-то запретить, косвенно обосновывая Кораном и Сунной, то это его личное мнение, которому можно следовать по желанию, а можно и игнорировать. Мнения в мусульманском богословии исчисляются сотнями тысяч, а возможно, и миллионами, но если идет речь о запрете (харам), то на это должен иметься прямой и однозначный Божий запрет в тексте Корана и Сунны. Жизнь подтверждает: народные «законотворцы» подводят людей в итоге к радикализации либо к полному отчуждению от религии. И те из вас, кто имеет более 20 или 30 лет опыта совершения религиозной практики, наверняка видели тому много живых подтверждений. Не зря пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически; физически] те, кто щепетилен (чрезмерно строг). [Опасайтесь перфекционизма, в том числе и в вопросах веры, религиозной практики, иначе это погубит вас! Упрощайте, а не усложняйте]». Он (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды[5]. Также пророк Мухаммад предупреждал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры (религии)! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[6].
3) Сторонники запрещать Новый год любят цитировать следующий достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[7]
Имеет ли этот хадис отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником. Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может. К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.
Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).
4) Также современные интернет-»шейхи» и их последователи любят цитировать в адрес осуждающих их слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями]. Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]». Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами [а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света – Корану и Сунне]»[8].
И если посмотреть на этот хадис объективно, то он адресован именно самим законотворцам мусульманских запретов. Ведь основой в шариате является разрешенность (ибаха), если нет прямого и однозначного запрета (тахрим) в Коране и достоверной Сунне. Именно выдумывающие запреты и являются сбившимися с верного пути и сводящими с него («сами заблудились и других вводят в заблуждение»[9]).
5) Для тех, кто хоть чуть-чуть разбирается в мусульманском богословии, проведу параллель с запретами (тахрим) на европейскую одежду, которые были категоричными на начальном этапе появления ее в традиционно мусульманских странах, где стиль одежды совсем иной.
Вот, что сказал один из главных и очень авторитетных богословов саляфитского течения Ибн ‘Усаймин (1929-2001)[10], отвечая на вопрос о возможности ношения европейской одежды: «Ношение ее запрещено (харам). Но это в том случае, если надевают ее лишь и только безбожники. Надев ее, ты становишься одним из них. В хадисе сказано: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11]. Но если она, европейская одежда, станет чем-то распространенным среди людей (все ее надевают, независимо от вероисповедования), тогда элемента стремления походить на кого-то нет, а потому нет и запрета»[12].
Один из величайших мусульманских ученых современности ‘Али Джум‘а[13] относительно истории появления европейской одежды в мусульманских странах сказал: «На начальном этапе появления европейской одежды (шляп, костюмов) мусульманские ученые запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной (отсутствие привязки к представителям какой-либо религии), никто (абсолютно никто) из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение»[14].
Некоторые современные интернет-пользователи заявляют о запрете в Исламе Нового года, обосновав это якобы языческими корнями данного праздника. Такой подход и хукм (богословский вывод) – очевидное невежество. В современных реалиях России это просто светлый семейный праздник, не имеющий никакого отношения ни к язычеству, ни к какой-либо из религий. Запрещать его — значит не знать, как выводится хукм в Исламе, как дается богословское заключение (фетва). Обзывать празднующих его мусульман кяфирами — очевидное заблуждение и проявление такфиризма. И замечу, что я говорю о праздновании Нового года, а не Рождества, и именно в рамках мусульманских канонов, когда отсутствует явно запретное, например, алкоголь. И уместно вспомнить, что 12 месяцев как лунного календаря, так и солнечного являются знамением Господа миров и упоминаются в Коране[15].
Какому мнению последуете вы, читатель, для меня не имеет значения. Моей обязанностью, как профессионального богослова с многолетним стажем, было прояснить вопрос с точки зрения Корана, Сунны и шариата.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Новый год в Исламе. Могут ли мусульмане отмечать новый год, день рождения и другие праздники?
Из года в год мусульмане задаются вопросом: дозволено ли им участвовать в праздновании нового года? Или же праздновать новый год является харамом? Те же самые вопросы возникают в отношении дня рождения и иных праздников.
Высказываются различные мнения, вплоть до того, что тот мусульманин, который примет участие в праздновании нового года, совершит тем самым куфр и станет кафиром. Так ли это?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе без эмоций, опираясь на доказательства от Аллаха и Его посланника ﷺ.
Одним из основных хадисов по этой теме является передача от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который рассказал:
قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم الْمَدِينَةَ وَلَهُمْ يَوْمَانِ يَلْعَبُونَ فِيهِمَا فَقَالَ » مَا هَذَانِ الْيَوْمَانِ » . قَالُوا كُنَّا نَلْعَبُ فِيهِمَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم » إِنَّ اللَّهَ قَدْ أَبْدَلَكُمْ بِهِمَا خَيْرًا مِنْهُمَا يَوْمَ الأَضْحَى وَيَوْمَ الْفِطْرِ »
« Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, во время которых они играли.
Он спросил (их): « Что это за дни? » Они ответили: «(Это дни), в которые мы играли и веселились, (празднуя) их во времена невежества».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: « Поистине, Аллах заменил их [эти два праздника] для вас двумя лучшими (праздничными днями), чем они: днём жертвоприношения и днём разговения» » (Абу Дауд 1134).
Многие используют этот хадис в качестве довода на то, что пророк запретил празднование любых праздников, помимо дня жертвоприношения (‘ид уль-Адха) и дня разговения (‘ид уль-Фитр). Однако это не так.
Этот тезис можно легко доказать, вспомнив, что к Сунне посланника Аллаха ﷺ относится, например, также празднование по поводу заключения никах (валима), а также празднование посредством принесение жертвы по поводу рождения ребёнка (‘акыка).
Приведём соответствующие хадисы.
Сообщается, что Сальман бин ‘Амир ад-Дабби, да будет доволен им Аллах, сказал:
« Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал :
مَعَ الْغُلاَمِ عَقِيقَةٌ
«За новорожденного мальчика следует приносить жертву [‘акыка]» » (Бухари 5472).
Пророк также ﷺ сказал:
مَنْ وُلِدَ لَهُ وَلَدٌ فَأَحَبَّ أَنْ يَنْسُكَ عَنْهُ فَلْيَنْسُكْ عَنِ الْغُلَامِ شَاتَانِ مُكَافِئَتَانِ، وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةٌ
« Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку — одного » (Абу Дауд 2842).
Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал сподвижнику, который женился:
أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ
« Устрой угощение (валима) хотя бы из одной овцы » (Бухари 5153).
Эти хадисы доказывают законность, с точки зрения Ислама, таких праздников, как валима и ‘акыка. Очевидно, что они не входят в число тех праздников, которые посланник Аллаха ﷺ запретил в Медине, а значит тот запрет не является всеобщим, запрещающим любые праздники помимо дня жертвоприношения и дня разговения.
Общий приказ на запрет такого уподобления приходит из хадиса со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, который передал, что однажды пророк ﷺ сказал:
لتتبعن سنن من قبلكم شبرا بشبر، وذراعا بذراع، حتى لو سلكوا جحر ضب لسلكتموه
« Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними! »
Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?», — и он сказал :
« А кого же ещё? » (Бухари 3456, Муслим 2669).
Поэтому нельзя уподобляться представителям других конфессий в том, в чём они сами сбились с прямого пути.
Например, из Кур’ана и достоверной Сунны известно, что христиане:
Ни христиане, ни иудеи, ни представители какой-либо иной конфессии не считают эти мероприятия своими религиозными праздниками. Напротив, их отмечают абсолютно разные люди по всему миру. Это является частью общего обычая людей местности и времени, в которых мы живём (страны СНГ).
هُوَ ٱلَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى ٱلْأَرْضِ جَمِيعًا
«Он сотворил для вас всё, что есть на земле» (2:29)
Всё это может сделать празднование греховным, однако не само по себе, а в силу наличия дополнительных грехов.
Празднуя исламские праздники, мусульмане поминают Аллаха и поклоняются Ему, надеясь что это станет их благим запасом в Судный День.
Что касается таких мирских праздников как новый год, день рождения и им подобных, то даже если мусульмане и принимают в них участие, то они понимают, что это не имеет никакого отношения к их религии и не является поклонением Аллаху.
Если всё происходит именно так, и при этом мусульмане не допускают при проведении этих мероприятий каких-либо дополнительных грехов, то мы не имеем довода от Аллаха и Его посланника ﷺ на то, чтобы запретить мусульманам принимать в них участие.
Так, например, если мусульмане соберутся в кругу семьи или позовут гостей 31 декабря для того, чтобы, воспользовавшись выходными, пообщаться и попить чай, то в этом не будет абсолютно никаких проблем. Тоже самое касается и дня рождения.
Лично я (автор этой статьи) не отмечаю ни новый год, ни день рождения, поскольку не вижу в этом никакой пользы. Ведь собраться в кругу друзей и родственников можно и в любой другой день.
Однако и категорично запрещать их праздновать кому-то не могу, поскольку Аллах сказал в Кур’ане:
وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَهَذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено (халяль), а то — запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха! Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116)
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِىٓ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزْقِ
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благой удел?»» (7:32)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُحَرِّمُواْ طَيِّبَٰتِ مَآ أَحَلَّ ٱللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوٓاْ ۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ
«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах дозволил вам, и не преступайте меру. Поистине, Аллах не любит преступающих меру» (5:87)
А ясного довода не принимать участие в таких мирских праздниках как новый год, день рождения или им подобных — нет.
Если же кто-то из мусульман посчитает новый год, день рождения или какой либо иной праздник, не упомянутый в Кур’ане и достоверной Сунне, угодным Аллаху делом и частью Ислама, то совершит тем самым нововведение в религию Аллаха.
Резюмируя можно сказать:
Новый год в Исламе
Вопрос № 131:
«Сделайте, пожалуйста, наставление мусульманам по поводу приближающегося праздника Новый год. Известно, что многие мусульмане сделали из него семейный праздник. Также некоторые из соблюдающих братьев и сестер под давлением родителей вынуждены участвовать в этом торжестве».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Дабы понять положение шариата касательно подобных празднеств, надо понимать причину их возникновения. Всем известно, что Новый год — это начало летоисчисления у людей Писания. Основой же празднований в эти дни является их мнение о том, что у Бога родился сын, вменив себе в традицию ежегодно отмечать это событие. Почти у всех христианских течений есть разногласия по поводу точной даты. Однако суть у них одна — отмечать рождение сына Бога, из их вероубеждения. Поэтому, понимая, почему они отмечают праздник в эти дни, мы должны знать, как нам относиться к подобным убеждениям.
Аллах, Свят Он и велик, сказал об этих людях в Коране:
«Они сказали: «Милостивый взял себе сына». Сказав это, вы совершили ужасное злодеяние. Небеса готовы расколоться, земля готова разверзнуться, а горы рассыпаться в прах оттого, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына!»
[Сура «Марьям», аяты 88-92]
В этих аятах говорится о том, насколько это великий и ужасный грех. Все это из-за того, что они приписали Всевышнему Аллаху сына.
Также об этом говорится в самой известной суре Корана — «аль-Ихляс»:
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
«Он не родил и не был рожден».
[Сура «аль-Ихляс», аят 3]
Если мусульманин празднует Новый год, понимая, что это заблуждение и скверное вероубеждение людей Писания, несомненно, это для него является неверием, выводящим из Ислама. То, что он называет себя мусульманином, при этом молится и постится, — не поможет ему, если он имеет такое же вероубеждение и празднуют таким же образом.
Однако тот человек, который уподобляется людям Писания, не зная истинный смысл этого праздника, конечно же, не впадает в неверие, но он совершает большой грех. Такое уподобление является для нас запретным. Как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе:
«مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ»
«Тот, кто уподобился какому-то народу, то он из них»[1].
Таким образом, запрещается отмечать мусульманам этот праздник, потому что он является религиозным торжеством.
Что же касается праздников, которые являются нерелигиозными в своей основе, как, например, день государства, день народа или флага, то их также запрещается отмечать. Однако запрет на них меньше, чем на религиозные праздники, и необходимо это учитывать.
Как же поступить в том случае, когда люди живут в местности, где большинство жителей немусульмане и где во всех государственных и негосударственных учреждениях отмечают эти праздники? В этом случае мусульманин должен крепко держаться за свою религию, не отступать от нее и помнить, что у нас есть праздники, установленные нашей религией.
Когда Пророк ﷺ переселился в Медину и увидел, что местные жители отмечают свои праздники, то сказал им: «Поистине Аллах заменил вам ваши праздники двумя великими праздниками Ислама — ‘Ид аль-Фитр и ‘Ид аль-Адха»[2].
Таким образом, у мусульман только два праздника. И если кто-то говорит, что это сугубо арабские праздники, то вышеприведенный хадис является опровержением этому. Довод заключается в том, что когда арабы отмечали какие-то свои праздники, дни побед, благоденствия и т. д., пришел Пророк ﷺ и сказал им, что Аллах заменил им эти праздники двумя лучшими, согласно данному хадису.
И тем, кто сегодня приходит и говорит: «В нашем народе есть такой-то праздник, он не является религиозным, и мы будем его отмечать», — тоже дается опровержение в этом хадисе. У мусульман есть узаконенные в Исламе праздники, и все, что противоречит этому, — запретно.
Однако бывают какие-то события, например, окончание университета, окончание заучивания Корана или переезд в новый дом и т. д., которые отмечаются только один раз, с соблюдением рамок Шариата, и люди более никогда не возвращаются к этой дате. Подобное является дозволенным, так как в корне отличается от праздника, к которому возвращаются вновь и вновь, каждый месяц или год, сопровождающийся выполнением определенных ритуалов и действий. Вот это и есть определение праздника: от слова «عَادَ» — «возвращаться» — происходит слово «عِيدٌ» — «праздник», то есть то, что делают постоянно, в определенное время.
Известно, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, выучил суру «аль-Бакъара», то позвал некоторых близких сподвижников. Также ибн Хаджар, когда завершил книгу «Фатх аль-Бари» — комментарии к достоверному сборнику Бухари, да помилует их Аллах, — то собрал къадыев (судей-правоведов) той страны, в которой он жил, и отметил это событие.
Таким образом, разрешается устраивать торжество при появившемся важном событии в жизни человека, в котором есть благо для мусульман. Например, сын закончил заучивание Корана или Сахиха аль-Бухари, либо добился успеха в каком-то разрешенном виде спорта и т. д. Особенно если это касается детей, подобное следует проводить для их мотивации к дальнейшему развитию в полезном деле. Это не является праздником. Это торжество. имеющее место только в этот день без каждогоднего празднования. Если человек организовал торжество по какому-либо событию из описанных выше примеров, находясь в рамках шариата, то это не возбраняется.
Что можно делать во время празднования Нового года, а что запрещено?
Как мы уже сказали, если это касается «Нового года», то мусульмане должны отдаляться от этого полностью и ничего не предпринимать: не праздновать, не поздравлять и не принимать поздравлений, не дарить и не принимать подарки и т. д. Однако если кто-то угостил едой, например, соседи, то можно принять угощения при условии, что продукты являются дозволенными, и можно принимать их в пищу.
Что же касается всего остального, то запрещено принимать участие в праздновании, так как это их религиозный праздник. В противном случае это может расцениваться, как будто мы оправдываем и одобряем их ложные слова об ‘Исе, мир ему, о том, что он — сын Бога.
Как мусульманин может оправдывать это? Ведь мы знаем, что ‘Иса сын Марьям, мир ему, — великий Пророк, один из пяти обладателей решимости среди Посланников[3]. Он тот, который возвестил, что после него придет Пророк Мухаммад[4] ﷺ, которому должны следовать люди. Он тот, который был вознесен на небо живым и не был распят[5]. Мы знаем об ‘Исе, мир ему, то, чего они не знают, и мы можем научить и их, и остальных людей. Поэтому мы не берем от людей Писания никаких знаний про ‘Ису, сына Марьям, мир ему.
Разве Рождество и Новый год не разные праздники? Ведь Новый год — не христианский праздник, а праздник язычников.
В отношении Нового года мы сказали, что у различных христианских течений разные даты празднования. Что же касается Нового года или Рождества, то и христиане, и нехристиане взяли эти даты от язычников. Поскольку ни ‘Иса, мир ему, ни его апостолы не повелевали этого делать. Все, что придумано после них, такое как Новый год, Рождество, Троица, — взято от многобожников.
‘Иса, мир ему, и его праведные апостолы были единобожниками. Однако пришли те, которые сражались с ними, мучали и убивали их. Потом они смешали религию ‘Исы, мир ему, с языческими верованиями, существовавшими в Римской империи, после чего это использовалось для установления политической власти данной империи. А так, в основе своей, никто из апостолов не говорил про Рождество, что его надо отмечать и что ‘Иса, мир ему, — сын Божий, — все это является клеветой на них и ложью.
Даже сами христиане об этом прекрасно знают. Аллах, Свят Он и Велик, говорит об этом в Священном Коране:
ۖ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ
«Те, кому Мы даровали Писание, знают его (нашего Пророка Мухаммада) так же, как знают своих сыновей».
[Сура «аль-Бакъара», аят 146]
Естественно, человек знает все про своего ребенка, и даже больше, чем сам ребенок. То же самое Аллах, Свят Он и Велик, говорит про предводителей христианства и иудаизма. Они знают истину, знают про Коран, знают про Сунну, знают про Мухаммада ﷺ, знают про «Троицу», знают про все это лучше, чем знают своих детей. Однако, как известно, они это скрывают.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
22 Раби́’у с-сани 1440 г. (29.12.2018)
[1] Сунан Абу Дауда, хадис № 4031, т. 4, с. 204; Муснад Ахмада, хадис № 5114, т. 9, с. 123.
[2] Сунан Абу Дауда, хадис № 1134, т. 1, с. 471; Сунан Ан-Насаи, хадис № 1556, т. 3, с. 179; Муснад Ахмада, хадис № 12006, т. 19, с. 65.
[3] Сура «аль-Ахзаб», аят 7.
[4] Сура «ас-Сафф», аят 6.
[5] Сура «ан-Ниса’», аят 157; Сура «аль-‘Имран», аят 55.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]