гоголь петербургские повести о чем

Краткое содержание цикла «Петербургские повести» Гоголя

Цикл «Петербургские повести» Н.В. Гоголя включает в себя произведения, посвященные Петербургу, за исключением неоконченной повести «Рим». Центральная тема этих произведений – «маленький человек». Краткое содержание сборника Гоголя «Петербургские повести» позволит подробнее узнать о героях повестей.

Невский проспект

В итоге оба приятеля расходятся в разных направлениях. Пискарев, преследуя брюнетку, вышел к четырехэтажному дому. Незнакомка манила его рукой, и Пискарев вошел в дом, но быстро понял, что попал в публичный дом, да и сама красавица, которой оказалось всего 17 лет, теперь выглядела глупой и пошлой. Он поспешил уйти из этого места, однако, очутившись дома, брюнетка не выходила у него из головы и являлась во снах. Пискарев решает сделать ей предложение и вновь отправился в публичный дом. Он получает отказ. Вернувшись домой, Пискарев закрывается в своей комнате и перерезает себе горло.

Пирогов, последовав за блондинкой, попадает в мастерскую жестянщика Шиллера. Блондинка оказывается женою Шиллера. Шиллер прогоняет Пирогова, узнав, что его интересует его жена, но Пирогов, явившись на следующий день, заказывает у Шиллера шпоры. Пирогов теперь часто стал захаживать к Шиллеру, чтобы узнать, не готовы ли шпоры. Сам же в своих кругах хвалился тем, что имеет интрижку с женой немца. И вот как-то пришел он к жестянщику, а его не оказалось дома, тогда он предложил его жене сплясать с ним мазурку, мечтая сблизиться с ней. Во время танца домой вернулся пьяный Шиллер в окружении друзей, которые сразу напали на Пирогова, тот хотел было пожаловаться на случай генералу, но зайдя по дороге в кондитерскую, скоро позабыл о случившемся.

Глава 1.

Глава 2.

Отчаявшись, Ковалев направляется в газету, где умоляет чиновника подать объявление о пропаже, на что получает отказ в связи с опасностью падения репутации издания. Ковалев отправился домой и тут к нему в дверь постучал полицейский, который вошел и объявил, что его нос найден. Более того, он принес его с собою в тряпочке. Ковалев не зная, как приделать нос на прежнее место, немедля послал за доктором, однако и тот не смогу ему помочь.

Тогда Ковалев решает, что проделки с носом дело рук штаб-офицерши Подточиной, которая хотела женить его на своей дочери. Он пишет ей письмо, но получает такой ответ, что понимает – штаб-офицерша не виновна.

Между тем по Петербургу стала распространяться история о пропавшем носе, к которой прибавляли, что видели его сегодня сначала в одном, а затем в другом месте.

Глава 3.

Портрет

Часть 1.

Однажды Чарткова пригласили оценить картину его друга, после чего он, увидев, что талант его пропал, разорвал все купленные им произведения и велел выкинуть злополучный портрет. Чартков сделался безумцем, всюду ему мерещились глаза старика, так он закончил свою жизнь.

Часть 2.

Пока юноша рассказывал, обнаружили, что картина пропала.

Шинель

Служил в департаменте один чиновник – Акакий Акакиевич Башмачкин, службу он свою любил всем сердцем. Занимался он переписыванием документов, платили за эту работу мало, да еще и чиновники постоянно подкидывали новые и новые документы, при этом посмеиваясь над Акакием Акакиевичем. Жизнь он вел тихую, семьи не имел. Из одежды имел лишь старый мундир, да прохудившуюся шинель. Когда пришли морозы, заметил Башмачкин, что шинель продувает и надо бы ее отнести портному. Портной Петрович заявил, что починить эту шинель уже нельзя, а новая будет стоить 150 рублей. Такой суммы у Акакия не было и он решает прийти к портному, когда тот будет выпивший, чтоб сторговаться в цене. В итоге решили, что за шинель придется уплатить 80 рублей. Половина суммы была у Башмачкина, а недостающие деньги он решил сэкономить, отказывая себе в самом необходимом.

Когда же наконец вся сумма была собрана и портной сшил ему новую шинель, счастью Акакия не было предела. Довольный он отправился в ней на службу. Сослуживцы заметили обнову и предложили устроить по этому случаю вечер. Один чиновник, собиравший всех у себя на именины, пригласил в числе других и Акакия.

Акакий Акакиевич заметил, как изменилось к нему отношение на службе, вместо подтрунивания стали его одаривать комплиментами. Выпив в гостях шампанского, отправляется Акакий домой пешком, а увидев красивую даму, даже решает следовать за ней. На дороге его встречают люди, один из которых отбирает шинель, заявляя, что она принадлежит ему.

На следующий день Акакий вынужден был прийти на работу в старой шинели, и снова стал объектом насмешек. Он пытался обратиться за помощью к «значительному лицу», но и там получил отказ. Возвращаясь домой в дырявой шинели, Акакий заболел и умер. На службе о нем вспомнили лишь спустя несколько дней после похорон.

Записки сумасшедшего

Октября 3.

У магазина он видит карету, в которой сидит Софи – дочка директора. На руках у нее сидит Меджи – маленькая собачка. Мимо проходят дамы с еще одной собакой – Фиделькой, Поприщин внезапно становится свидетелем разговора двух собак. Увлекшись, он забывает о том, что шел на работу и отправляется вслед за Фиделькой.

Октября 4.

Ноября 6.

Ноября 8.

Ноября 9.

Ноября 11.

Ноября 12.

Ноября 13.

Декабря 3.

Декабря 5.

Декабря 8.

Год 2000 апреля 43 числа.

Мартобря 86 числа. Между днем и ночью.

Никоторого числа. День был без числа.

Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое.

Числа 1- го.

Мадрид. Февруарий тридцатый.

Январь того же года, случившийся после февраля.

Число 25.

Чи 34 сло МЦ гдао, Февраль 349

Коляска

Когда обед у генерала уже подошел к концу, тот решил похвастать перед гостями своей кобылой Аграфеной. Чертокутцкий, увидев кобылу, заявил, что в его хозяйстве имеется удивительная венская коляска, и предложил ее купить генералу. Он пригласил всех присутствующих к себе на обед, но, увлекшись игрой в вист и выпивкой, пришел домой лишь под утро. Проснувшись утром, жена Пифагора Пифагоровича увидела, что к их дому съезжаются коляски с офицерами. Она тотчас разбудила мужа и рассказала ему о прибывающих гостях, на что тот дал распоряжение прислуге сообщить гостям, что он в отъезде. Сам же Чертокутцкий спрятался в той самой коляске, которую хотел продать генералу, в надежде, что его не обнаружат. Собравшиеся гости решили, что если уж не застали дома хозяина, то хотя бы осмотрят коляску. Каково же было их удивление, когда в коляске они обнаружили согнувшегося Пифагора Пифагоровича. Гости были обескуражены происшедшим, а генерал произнес «А, это вы тут». После же все уехали.

Повесть начинается с восторженного описания альбанки Аннунциаты. Далее мы знакомимся с молодым князем, который родился в Риме, но был на учебе в Париже. Париж увлекает главного героя своей жизнью – кафе, театрами, лекциями профессоров и блеском, однако он тоскует по своей родине. Князь решает вернуться в Рим. К тому же, финансовые его дела стали не так хороши и на множественные письма его отец перестал отвечать. Вскоре юноша узнает, что его отец умер и оставил поместье и все дела в плохом состоянии.

Молодой человек возвращается в Рим. Он восхищается его архитектурой, природой, его величием и великолепием. В эти дни в городе проходит карнавал, и князь встречает там девушку, похожую на Аннунциату. Он просит Пеппе разузнать о ней, но привлеченный красивым видом города, забывает о девушке.

Источник

«Петербургские повести»

«Петербургские повести» — общее название сборника повестей Н.В. Гоголя, написанных в 1830-40 гг.

Содержание сборника «Петербургские повести»

В сборник входят следующие повести: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего».

История создания сборника «Петербургские повести»

Сам Н.В. Гоголь никогда не объединял свои произведения в такой сборник, название цикла появилось позднее, уже после смерти автора. Повести были написаны в разное время и публиковались по отдельности. Так «Невский проспект» и «Портрет» Н. Гоголь создал в 1833-1834 гг. Сам автор поместил оба произведения в сборник «Арабески», который вышел в печать в 1835 году. Туда же были включены и «Записки сумасшедшего», которые в то время публиковались под название «Клочки из записок сумасшедшего».

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чем

Повесть «Нос» была создана в 1832-33 гг., но первая публикация состоялась лишь в 1836 году в «Современнике» Александра Пушкина. Интересно, что журнал «Московский наблюдатель», куда Николай Васильевич пришел сначала, отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Созданию «Шинели» Н. Гоголь посвятил несколько лет, с 1836 по 1842 год. Первоначально автор назвал ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

К 1842 году Николай Гоголь серьезно отредактировал все вышеперечисленные повести, у некоторых поменял заголовки и уже в обновленном виде включил их в третий том своего первого Собрания сочинений. К ним же он добавил повести «Коляска» и «Рим» и назвал весь том просто и лаконично «Повести».

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чем

Впервые название «Петербургские повести» появилось у известного биографа Н.В. Гоголя Владимира Ивановича Шенрока. В конце XIX века Владимир Иванович оформлял «Материалы для биографии Гоголя» и одну из частей этого труда так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это словосочетание тот час же прижилось и стало активно употребляться в литературной среде. А в 1924 году впервые пять знакомых всем нам произведений великого классика были выпущены отдельным сборником под привычным нам сегодня названием «Петербургские повести».

Главные герои

Петербург

Итак, В.И. Шенрок дал такое название сборнику не прихоти ради, а в связи с тем, что действие всех указанных повестей Николая Васильевича происходит в Петербурге. Более того, город является не просто фоном для описываемых событий – он как будто бы становится одним из основных персонажей. И это не случайно.

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чемКолокольня Владимирского собора

Детство и юность Николая Гоголя прошли в Малороссии, и столица Российской империи – Петербург – такой далекий и манящий, всегда виделся ему красивым, блестящим, нарядным. Однако, когда Гоголь в 1828 году прибыл в Петербург, город открыл ему не только свою праздничную сторону, но и будничное, совсем не такое привлекательное лицо. Наряду с лощеным Невским проспектом здесь были и маленькие улочки, и грязные тупики, и темные зловонные дворы-колодцы. А по соседству с богатыми горожанами терлись бедняки. Причем, не только откровенно нищие и попрошайки, но и мелкий чиновничий люд, служащие, работники, мастеровые – все они жили во много-много раз беднее дворян, помещиков и крупных торговцев и составляли основную часть населения города.

Маленький человек

И именно такие «маленькие люди» и стали главными героями «Петербургских повестей». Гоголь знал тех, о ком писал. В какой-то мере он и себя относил к этой категории, а также в избытке повидал таких персонажей в то время, когда служил чиновником на государственной службе. Кто такой «маленький человек»? Он робкий, неуверенный в себе, никак не может вырваться из череды неприятностей, бедности, неудач. Он постоянно терпит унижение от начальства, более удачливых коллег и вообще всех, кто стоит выше него на социальной лестнице. Их подколки, издевательства, пренебрежение больно ранят таких героев, заставляя еще больше замыкаться в себе, терять надежду, разувериться в себе, в справедливости и в целом в жизни.

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чем

В итоге герои Гоголя либо сходят с ума, либо заканчивают жизнь самоубийством, либо умирают – тихо и незаметно, также, как жили. Никто даже не замечает, что их больше нет. А нарядный и блестящий Петербург продолжает жить своей парадной жизнью…

Нет сомнений в том, что весь данный цикл – протест Гоголя против трагической неустроенности жизни и тех, кто сделал ее такой: жестокой, несправедливой, бесчеловечной.

Краткое содержание

«Невский проспект»

История о бедном художнике Пискареве. Однажды, художник вместе с другом прогуливался по Невскому и увидел привлекательную брюнетку. Он последовал за дамой, желая с ней познакомиться, но вскоре понял, что попал в публичный дом, а понравившаяся ему барышня – жрица любви, хотя ей всего 17 лет. Поняв это, художник поскорее ретировался. Разочарованный он вернулся домой и в эту же ночь увидел возлюбленную во сне. Там она была совсем иной: они вместе попали на бал, где девушка объяснила, что все, что он видел – неправда и она должна открыть Пискареву тайну…

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чем«Невский проспект». Иллюстрация Дмитрия Кардовского (1904)

Его товарищ же Пирогов, который в тот же день решил приударить за блондинкой, получил тумаков от мужа той самой блондинки, но решил не расстраиваться по этому поводу и в этот же вечер прекрасно провел время за танцами.

«Портрет»

К молодому и бедному художнику Чарткову попадет необычный мужской портрет. Картина привлекла его тем, что глаза мужчины выглядят как будто живыми. Вскоре начинают происходить странные вещи: Чартков видит сон, где старик с портрета трясет перед ним деньгами и художник выкрадывает один сверток, а утром он обнаруживает такой же сверток в раме картины и с помощью этих денег расплачивается с долгами за квартиру.

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чемЯвление старика Чарткову на иллюстрации Алексея Кравченко

С этих пор начинается совсем другая жизнь: у Чарткова нет проблем с деньгами, но его картины получаются откровенно плохими, механическими, поверхностными. Завидуя «настоящим художникам» Чартков вскоре сходит с ума и умирает. Однако повесть на этом не заканчивается. Читателю раскрывается история появления того самого портрета, который испортил жизнь Чарткова. И без нечистой силы здесь не обошлось…

«Нос»

Сюжет повести весьма нетривиален: однажды коллежский асессор Ковалев теряет нос, а его цирюльник этот нос находит. Далее следует ироничное описание автора, как первый герой свой нос безуспешно ищет, а второй – столь же безуспешно избавляется от него.

На первый взгляд, это произведение может показаться лишь забавной фантазией. Но если прочесть послание автора между строк, то становится ясно, что Н. Гоголь в образе потерянного носа показывает нам как внешний образ, под которым нет особого содержания, идет впереди самого человека. А сам герой, неожиданно потеряв свой имидж, не может даже на службу идти, так как без внешней оболочки он – никто. Гоголь высмеивает общество, где чины ценятся выше личности.

«Шинель»

Герой этой повести, наверное, и есть самый яркий и типичный образчик «маленького человека». Акакий Акакиевич Башмачкин служит титулярным советником в Петербурге. Это очень старательный честный человек, но так как в его обязанности только и входит, что переписывать бумаги, на службе его особо не уважают и постоянно подтрунивают, на что он только и может, что восклицать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Однажды Башмачкин замечает, что его шинель совсем прохудилась и начинает копить на новую.

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чемИллюстрации Кукрыниксов к повести «Шинель»

Так как жалование у него маленькое, мужчине приходится экономить на самом необходимом, чтобы скопить нужную сумму. Когда же ему это удается и он, наконец, отшивает себе новую шинель, ее в первый же вечер у него крадут. Пристав посоветовал потерпевшему обратиться к «значительному лицу», но тот не стал даже слушать мелкого чиновника, накричал на него и выгнал. От такой несправедливости Башмачкин заболевает и вскоре умирает. А на улицах столицы с тех пор появилось привидение, которое снимало шинели с богатых и высокопоставленных людей.

«Записки сумасшедшего»

Повесть представляет собой выдержки из дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, который так был озабочен поиском своего поприща и тем, что занимает низкое положение в обществе, что на этом фоне получил нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. По записям героя читатель может наблюдать за тем, как болезнь прогрессирует: если изначально в них есть некая логика и изложение реальных событий, то ближе к концу появляются даты из будущего и совершенно фантастические события.

Источник

Краткое содержание «Петербургские повести»

Всего получено оценок: 115.

О произведении

Сборник «Петербургские повести» Гоголя представляет собой цикл из пяти повестей, объединённых общим местом действия — Петербургом. Во всех произведениях автор поднимает тему «маленького человека» — убогого, нищего, отверженного обществом.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петербургские повести» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чем

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

«Невский проспект»

Двое приятелей, поручик Пирогов и художник Пискарёв, отправились на прогулку по Невскому проспекту, чтобы невинно пофлиртовать с девушками. Пирогову понравилась очаровательная блондинка, и он, « уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться », отправился за ней попытать счастья.

Ранимого и чувствительного Пискарёва зацепила утончённая красота брюнетки в дорогом плаще. Он был уверен, что незнакомка — знатная дама, но на деле та оказалась проституткой. Девушка была чудо как хороша: « она была свежа; ей было только семнадцать лет; видно было, что ещё недавно настигнул её ужасный разврат », Пискарёв был глубоко разочарован.

Вернувшись домой, художник не переставал думать о красавице. Ему было больно осознавать, что такая неземная, чистая красота могла оказаться во власти разврата. Когда Пискарёв уснул, ему привиделось, будто брюнетка на самом деле была не проституткой, а знатной дамой с таинственным прошлым.

Когда Пискарёв увидел сон, в котором незнакомка предстала в образе его жены, он отправился в тот самый дом и сделал ей предложение. Художник хотел совершить благородный поступок: подарить падшей женщине честную жизнь и одновременно вернуть « миру прекраснейшее его украшение », однако девушка решительно отказала ему. Она не собиралась выходить замуж за бедняка, чтобы тяжело работать и прозябать в нищете.

Тем временем Пирогов, отправившийся за блондинкой, узнал, что она была немкой, женой немца-жестянщика Шиллера. На следующий день поручик заказал у Шиллера шпоры и принялся регулярно наведываться в мастерскую, заигрывая по возможности с его белокурой супругой.

« Жена Шиллера при всей миловидности своей была очень глупа » и не поняла намёков Пирогова. Тогда он, улучив момент, стал распускать руки. За этим занятием его застал пьяный Шиллер с двумя своими приятелями и изрядно поколотил любвеобильного поручика. Пирогов хотел было жестоко отомстить обидчику, но уже к вечеру того дня отошёл и совершенно позабыл об этом досадном происшествии.

Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаружил за завтраком в хлебе чей-то нос и очень испугался: « нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую середу и воскресенье ».

Желая поскорее избавиться от страшной находки, он поспешил к набережной — « не удастся ли как-нибудь швырнуть его в Неву? ». Швырнув в реку тряпку с носом, цирюльник облегчённо вздохнул. Вскоре возле него появился квартальный надзиратель и принялся строго допрашивать о случившемся. Что произошло вслед за этим допросом, « решительно ничего не известно ».

Тем же утром майор Ковалёв, глядя на себя в зеркало, « к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место ». Он решил заявить о пропаже носа и « полетел прямо к обер-полицмейстеру ».

Неожиданно Ковалёв увидел свой нос в богатом мундире высокопоставленного чиновника. Бедняга не знал, что и думать: его собственный « нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире ». Ковалёв потребовал у носа, чтобы тот вернулся на своё законное место, но тот сделал вид, что ничего не понял, и поспешил скрыться.

К счастью, полицейский вовремя смог поймать нос, который « уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу », и вернуть его Ковалёву. Вот только нос ещё долгое время не хотел прирастать к лицу, чем доставил своему владельцу массу хлопот.

Между тем история с пропажей носа стремительно разошлась по Петербургу, « были чрезвычайно рады все светские, необходимые посетители раутов, любившие смешить дам ».

«Портрет»

В картинной лавке бедный художник Чартков за последние гроши приобрёл поразивший его портрет, на котором был изображён « старик с лицом бронзового цвета, скуластым, чахлым ».

Самой выразительной частью лица старика были тёмные, пронзительные глаза, которые, казалось, были живыми. Ночью Чарткову привиделось, будто старик ожил и принялся пересчитывать свёртки с золотыми монетами. Художнику удалось забрать один из свёртков, и на эти деньги он решил заняться совершенствованием своего мастерства.

Чартков приоделся, снял приличную квартиру и стал модным в городе портретистом. В погоне за славой и деньгами он растерял свой талант, поскольку писал портреты в угоду заказчику.

Художник попытался было вернуть утраченные им способности, но « кисть невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались на один заученный манер ». Осознав своё ничтожество, Чартков люто возненавидел талантливых мастеров. Он скупал самые прекрасные картины, чтобы дома уничтожать их. От зависти и ненависти рассудок Чарткова помутился, и он скоропостижно скончался от припадков бешенства.

Впоследствии стало известно, что злосчастный портрет старика с пронзительными, живыми глазами написал художник-самоучка. Ему позировал жадный, злобный ростовщик, деньги которого вызывали в людях самые отвратительные порывы. После смерти ростовщика его душа поселилась в портрете, который сводил с ума всех владельцев.

«Записки сумасшедшего»

Дождливым осенним днём мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин отправился, как обычно, в департамент. По дороге он встретил юную дочку директора департамента, которая пленила сердце скромного чиновника. Рядом с девушкой шла её маленькая собачка Меджи. Неожиданно Поприщин понял, что слышит разговор Меджи и собачки Фидель, которые обсуждали последние новости.

На следующий день дочь директора пришла навестить отца в департамент. При виде её Поприщин потерял дар речи. Когда девушка случайно уронила платок, он « кинулся со всех ног, подскользнулся на проклятом паркете и чуть-чуть не расклеил носа ».

Чувство Поприщина к директорской дочке не осталось незамеченным, и начальник отделения отчитал его за дерзкие мечты: « ведь ты нуль, более ничего ». Но счастливый Поприщин не обращал никакого внимания на его слова, куда большей проблемой для него была его бедность: « достатков нет — вот беда ».

Оказавшись в доме директора по делам службы, Поприщин попытался заговорить с Меджи, но та лишь « поджала хвост, съёжилась вдвое ». Заметив изорванную в клочки бумагу, он решил, что это переписка Меджи и Фидель. Из неё влюблённый узнал, что директорскую дочку зовут Софи и она собиралась выйти замуж за камер-юнкера Теплова, а над ним открыто смеялась.

Любовные переживания настолько сильно истощили Поприщина, что он стал считать себя королём Испании. Он перестал вставать в присутствии директора, а на документах стал ставить подпись «Фердинанд VIII». Когда же Поприщин проник в директорский дом и сильно испугал Софи своим поведением, его забрали в сумасшедший дом.

«Шинель»

Преклонных лет чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин всю свою жизнь прослужил в департаменте на одной должности, все считали, что он « родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове ». В департаменте его никто не уважал, а начальники « поступали с ним как-то холодно-деспотически ».

Когда Башмачкин обнаружил, что его старая шинель совсем протёрлась и не подлежала починке, он очень расстроился. Чтобы насобирать нужную сумму, он решил « изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи…, ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее…, чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток; как можно реже отдавать прачке мыть бельё ».

Спустя полгода всяческих лишений Башмакин накопил деньги и пошил новую шинель. Вот только радовался долгожданной обновке чиновник совсем недолго: в тот же вечер его ограбили на улице.

В полиции даже не попытались помочь несчастному чиновнику. Он обратился за помощью к генералу, но был с криком изгнан вон. В расстроенных чувствах Башмачкин кинулся на улицу, где бушевала метель. На следующий день он « весь распух и слёг в постель », а вскоре скончался от горячки.

Вскоре после смерти чиновника по Петербургу поползли слухи, будто его призрак бродил по городу и снимал с прохожих шинели.

гоголь петербургские повести о чем. Смотреть фото гоголь петербургские повести о чем. Смотреть картинку гоголь петербургские повести о чем. Картинка про гоголь петербургские повести о чем. Фото гоголь петербургские повести о чем

Заключение

В цикле «Петербургские повести» автор поднимает проблему «маленького человека», который неизбежно становится жертвой произвола властей или суровых жизненных обстоятельств. Оказавшись один на один со своим горем, такой человек не может рассчитывать на чью-либо помощь или простое участие, он обречён.

После ознакомления с кратким пересказом «Петербургские повести» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сборнику

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *