гоголь вечера на хуторе близ диканьки о чем это произведение
Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголь Н.В. — читательский дневник
Рассмотрите читательский дневник по произведению Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», что поможет вам структурировать основную информацию этого уникального сборника.
Произведение написано Гоголем в 1829-1831 гг. Повествование ведется от имени пасечника Рудого Панька, в гостеприимной хате которого собираются односельчане. Они рассказывают интересные истории. Действие происходит на Украине, в Диканьке, в первой половине XIX века.
Грицько — парубок, влюбившийся на ярмарке в девушку Параску. Свадьбу с ней помогает устроить цыган, разыгравший отца Параски.
Петрусь — сирота, бедный и красивый парень, находящийся в услужении у богатого казака Коржа.
Пидорка — дочь Коржа, влюбленная в Петруся.
Басаврюк — колдун, представитель темных сил.
Панночка — молодая девушка, которая утопилась, не выдержав издевательств мачехи.
Левко — молодой парень, который помог панночке распознать ведьму-мачеху. Панночка отблагодарила Левко, устроив его женитьбу с любимой девушкой Ганной.
Дед — молодой казак, ехавший в Петербург с поручением – отвезти грамоту.
Ведьма — представительница сил тьмы, проигравшая деду в дурака.
Вакула — кузнец, покоривший нечистую силу, которую заставил служить себе. Он любит Оксану и готов ради нее дойти до самой царицы.
Оксана — красивая и своевольная девушка, влюбленная в Вакулу.
Бурульбаш — отважный казак, погибший от руки злого колдуна.
Катерина — жена Бурульбаша, отцом которой был злой колдун.
Колдун — человек, совершивший множество преступлений, разрушивший семью своей дочери.
Шпонька — молодой человек, необщительный, робкий.
Тетушка — одинокая женщина, души не чаявшая в своем племяннике.
В сборник входит 8 повестей.
«Сорочинская ярмарка» рассказывает читателю о парубке Грицько, который сумел жениться на любимой девушке благодаря цыгану. Парубок и его помощник умело использовали легенду о красной свитке, и их план удался.
«Вечер накануне Ивана Купала» рассказывает о сложном выборе, перед которым очутился парень Петро Безродный. Он заключил договор с нечистой силой, желая получить в жены любимую девушку. Эта история заканчивается трагически.
«Майская ночь или утопленница» рассказывает о молодой панночке, которую изводила мачеха-ведьма. Она не давала покоя девушке даже после того, как панночка утопилась. Парубок Левко помог панночке отыскать мачеху и освободиться от ведьмы, за что в награду получил помощь в решении своего вопроса.
Главная мысль – победа добра над злом. Произведение учит не вступать в сговор с нечистой силой, не идти у нее на поводу, а достигать цели честным путем.
Мистические истории Гоголя очень интересны, необычны. Они написаны прекрасным языком, нестандартно и ярко. Диалоги персонажей смешны и колоритны. Когда я прочла повести, то сразу представила, какой была Украина в давние времена, ее веселый самобытный народ, отважных и бесстрашных казаков, мистический склад характера украинцев и самой украинской природы. Ни у одного из авторов я не читала такого цельного описания Малороссии.
Образы персонажей можно разделить на две категории – приверженцы сил добра и зла. Вакуло, Левко, Панночка, Бурульбаш, Витязь с ребенком из «Страшной мести» – силы добра, которые борются со злом. Зло представлено в образах нечистой силы – ведьмы, черти, мачеха, отец Катерины, Басаврюк.
Парубок — молодой парень, еще не вступавший в брак.
Свитка — длинная суконная домотканая верхняя одежда.
Хутор — маленькое поселение, небольшая деревня.
Люлька — трубка.
Кожух — тулуп.
Женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицею.
Клады не даются нечистым рукам
саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних.
Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Главные герои: Вакула (кузнец), Чуб (отец Оксаны), Оксана (дочь Чуба, возлюбленная Вакулы), черт, Солоха (мать Вакулы, ведьма), Осип Никифорович (дьяк, друг Чуба), Панас (кум), жена Панаса
Второстепенные персонажи: Шапуваленко (ткач), Пацюк (колдун, знахарь), Одарка (ведьма), Екатерина II, князь Потёмкин
Автор: Гоголь Н.В. | Дата публикации: 1832 | Форма произведения: повесть | Жанр: фантастический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 6-10 часов |
Темы: добро и зло, изъяны общества, любовь, месть и великодушие, милосердие и жестокость, ответственность, патриотизм, религия и бог, смелость и трусость
Рассказчик собрал в этом произведении страшилки и истории на зимних посиделках в Диканьке.
Сорочинская ярмарка
Иллюстрация Г. Спирина
Солопий Черевик с собственной дочкой Параской и женой, которая приходилась мачехой девушке, поехал на ярмарку в Сорочинец. Во время поездки девушка понравилась щеголеватому парубку, который ругался со склочной мачехой.
После прибытия на место Черевик с Параской пришли на ярмарку и узнали, что торговцы боятся появления красной свитки. Черевик увидел, что его дочь находится в объятиях парубка. Молодой человек угостил Солопия пивом и даже получил согласие на свадьбу. Однако мачеха не приняла его кандидатуру.
Вечером появилась красная свитка. Ее историю поведал кум. Черта изгнали из ада за провинность. Он пропил красную свитку, и она передавалась из рук в руки. Свитка доставляла собственным хозяевам лишь несчастья. Последний владелец изрубил ее и раскидал части по округе. С того времени черт ходил на ярмарке и собирал эти куски.
Желая получить Параску в жены, молодой человек использовал данную легенду как хитрость. Его приятели испугали всех, вставив в окна дома кума ужасные рыла свиней. Далее они подкинули Черевику часть красной свитки, сказали, что он и кум украли кобылу, связали их и закрыли в сарае. Из заточения их вызволил парубок. Благодаря этому спасению парубку разрешили взять в жены Параску.
Вечер накануне Ивана Купала
Иллюстрация Г. Спирина
Молодая супруга обратилась к знахарке. Это была та самая ведьма и Петрусь узнал ее. При появлении ведьмы молодой человек все вспомнил и кинул топор. Ведьма обратилась в Ивася, который был залит кровью. Девушка в ужасе убежала на улицу. Когда она вошла обратно в дом, Петрусь превратился в пепел, а золото стало битыми черепками. В скором времени девушка стала богомолкой. Басаврюка все стали сторониться.
Майская ночь, или Утопленница
И. Крамской. Русалки. 1871
Теплым летним вечерком собралась компания молодых парубков и девушек, чтобы весело провести время и попеть песни. Был среди них и Левко, сын местного головы. Вскоре он отделился от молодежи и направился к дому своей возлюбленной Ганны. Он давно любил ее, но отец парня даже слышать не хотел о свадьбе и запретил Левко думать об этом.
Вышла из дома Ганна, молодые люди завели беседу, которая прерывалась нежными объятиями и объяснениями. С того места у пруда, где они находились, был виден старый дом, о котором ходили легенды. Девушка попросила Левко рассказать о нем подробнее. Вот, что поведал Левко. Когда-то в том доме проживал пан сотник с женой и дочкой. Когда жена умерла, сотник привел в дом новую супругу, очень молодую и красивую, которая лютой ненавистью возненавидела падчерицу. Какими только способами не сживала она ее со света! В конце концов она уговорила мужа, чтобы тот выгнал панночку из дома. Заливаясь слезами от несправедливости и предательства отца, панночка прибежала на берег озера и бросилась в воду. Там, под водой, она стала предводительницей над всеми утопленницами. Месть не давала ей покоя. Однажды, когда мачеха была на берегу, панночке удалось схватить ее и утащить под воду. Но мачехе, которая как оказалось, была ведьмой, удалось превратиться в одну из утопленниц, которые были подругами панночки. Теперь панночка не могла понять, кто из утопленниц ее мачеха.
Левко стало известно, что на Ганну положил глаз его отец и собирается жениться на ней. Он подговорил друзей и они, облачившись в черные тулупы стали по ночам пугать местного голову. Однажды, после одной такой шалости Левко прилег отдохнуть на берегу пруда. Стояла тихая майская ночь, и парубок впал в какую-то полудрему. Вдруг, в окне дома, который отражался на глади пруда, он увидел панночку. Она манила его к себе.
Левко подошел, и панночка стала умолять его помочь определить среди утопленниц мачеху. Она затеяла игру, во время которой ворон ловит цыплят. Все утопленницы изображали кто цыплят, а кто ворона. Вдруг Левко заметил, что взгляд утопленницы, изображавшей ворона, засветился злобой. Парубок указал панночке на ведьму, а она в благодарность дала ему записку, прочитав которую отец Левко тут же дал согласие на свадьбу сына и Ганны.
Пропавшая грамота
Иллюстрация Р. Штейна
Дед из Диканьки был отправлен к царице с грамотой. Грамота была зашита в шапку. Дед по пути загулял с запорожцем, который вечером рассказал, что продал свою душу черту, а сегодня ночью долг нужно будет отдать. Дед собирался оказать помощь запорожцу и не спать. Однако он все-таки уснул, а утром запорожец пропал: вместе с ним кони, деньги и шапка с грамотой.
Шинкарь поведал ему, как найти черта. Дед поехал возвращать грамоту. Ночью он оказался в лесу у костра. Около костра он обнаружил страшные рожи. Дед поведал им, зачем явился, отдал последние деньги и оказался за столом с чертями и ведьмами.
Одна из ведьм предложила ему три раза сыграть в дурака. В случае выигрыша он получит шапку обратно. При проигрыше сгинет. Дед два раза проиграл. Потом скрытно перекрестил карты и одержал победу. Шапку он получил. Набравшись храбрости, он стал требовать назад коня, однако конь был съеден чертями. Вместо своей лошади ему вручили дьявольского скакуна. Конь скакал над всеми пропастями.
Дед не удержался и упал. Пришел в себя он на крыше своего дома, а его супруга в этот момент спала сидя. Во время сна она подпрыгивала. Перед отправлением к царице дед не освятил свой дом. С той поры один раз в году его супруга плясала во время сна.
Ночь перед Рождеством
Иллюстрация М. Петрова
Рождественским вечером Вакула, кузнец, явился к возлюбленной Оксане, дочери состоятельного казака Чуба. Девушка была красива, но с капризным характером. Оксана заявила, что станет женой кузнеца только тогда, когда он достанет ей черевички, которые принадлежат царице.
Солоха была ведьмой и матерью Вакулы. У нее в гостях побывало сразу несколько гостей: черт, за ним голова, потом дьяк и Чуб. Все они были спрятаны хозяйкой от сына в мешки. Расстроенный кузнец взял эти мешки и отнес на улицу. Там он повстречал свою возлюбленную, которая повторила собственное условие.
Оставив мешки на улице, и взяв с собой самый маленький, в котором находился черт, кузнец пошел к колдуну Пацюку. Колдун сказал, что ему не надо помогать тому, у кого черт есть черт за спиной. Из мешка появился черт и пожелал заключить с кузнецом сделку. Но Вакула взял его за хвост, сел на него верхом и приказал доставить его к царице.
Страшная месть
Иллюстрация В. Маковского
На свадьбу сына Горобца был приглашен Данил Бурульбаш с женой Катериной. Во время благословления молодоженов иконами в толпе гостей был колдун, однако он испугался святого места и исчез. После свадьбы Данило проезжал мимо кладбища и видел там шатающиеся кресты и восставших мертвецов.
Дома он поругался с тестем. После этого его жене приснилось, что ее родитель является тем самым колдуном. Данило поехал к замку колдуна и в окно увидел собственного тестя, который занимался ворожбой. Колдун призвал душу жены Данилы и пытался заставить ее влюбиться в него, но у него ничего не вышло. Когда Данило вернулся домой, он рассказал об увиденном жене. Колдуна заковали в железные цепи. Он дал Катерине обещание начать новую жизнь, и девушка отпустила его. Данило погиб во время нападения на село ляхов. Колдун вновь призвал душу дочери в своем замке. Однако к нему пришел кто-то ужасный.
В это же время на вершине гор появился огромный всадник с младенцем. Колдун увидел в нем ужасного гостя, посетившего его в момент ворожбы. Это его испугало и он пустился в бегство, но в какую сторону бы он не направлялся, его дорога каждый раз приходила к горам. Тут всадник обратил собственный взор на колдуна и тот умер. Всадник бросил его тело в пропасть.
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Иллюстрация А. Каневского
Этот рассказ был записан в тетрадь, но жена рассказчика взяла из нее несколько листов. По этой причине конец этой повести неизвестен.
Шпонька был робким и прилежным человеком. Спустя два года после кончины отца он отправился служить в пехоту и получил звание поручика. Мать его скончалась, и хозяйство вела тетка. Тетка требовала, чтобы Иван сам управлял хозяйством. Шпонька получил отставку и направился в собственное имение. Во время дороги он познакомился со своим соседом Строченко. Тетка вспомнила, что село подарил Шпоньке прежний хозяин, поэтому она послала племянника забрать дарственную.
Строченко принял его в качестве дорогого гостя, однако, услышав про дарственную, внезапно изменился. Иван вернулся домой ни с чем. Тетка почувствовала досаду от такого поведения соседа и решила женить Ивана на сестре Строченко. Это очень смутило ее племянника: ему стали являться кошмары. Тетка придумала иной план, но на этом повесть закончилась.
Заколдованное место
Иллюстрация М. Петрова
Когда Панько был ребенком, его отец отправился торговать табаком. Дома остались жена, три сына и дед. Вечером пришли старые друзья деда и организовали гулянку. Дед начал плясать. Но дойдя до грядки, остановился: он ни единожды начинал плясать, но каждый раз танец прекращался на одном месте.
Оказавшись снова у грядки, вокруг деда возникло чистое поле. Пока он пытался оттуда выбраться, стемнело. Недалеко на могилке он увидел свет и подумал, что в этом месте находится клад, поэтому пометил место, решив взять инструмент и вернуться сюда, когда будет светло.
Дед вернулся за кладом, однако найти помеченную могилку у него не получилось. Домой он пришел ни с чем. На следующий вечер, перекапывая грядку, он оказался у могилки.
Он откопал котел, и тут же вокруг него появилась нечисть, стала запугивать, повторяла его слова и не позволяла взять найденное. Дед взял добычу и побежал. Дома, открыв котел, он обнаружил в нем мусор и другую гадость. Заколдованное место он обнес плетнем, и ходить туда с того времени считалось чем-то непотребным.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Микропересказ : Цикл из восьми повестей написан от имени гостеприимного пасечника, который устраивает лучшие посиделки на хуторе. Услышанные на них истории пасечник записал, чтобы повеселить и напугать народ.
Предисловие
Предисловие написано от имени пасечника из Диканьки, которого односельчане прозвали Рудым Паньком. Он описывает зимние посиделки, которые похожи на балы, только собираются там «не для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку». Девушки приходят на посиделки с веретёнами, потом в хату набиваются парубки со скрипками и начинается веселье. А после «собьются все в тесную кучку» и начнут «нести болтовню». Каких только страхов тогда не услышишь! В эту книгу он собрал «страхи» и истории, рассказанные его соседями.
Лучшие в Диканьке посиделки — в хате Рудого Панька. В заключение пасечник приглашает всех к себе в гости и объясняет, как добраться до Диканьки.
Сорочинская ярмарка
Солопий Черевик со своей дочерью, красавицей Параской и её мачехой отправились на ярмарку в местечко Сорочинец. По дороге на Параску положил глаз щеголевато одетый парубок и затеял перебранку со злоязыкой мачехой.
Остановившись у кума, Черевик с дочерью отправились на ярмарку и узнали, что торговый люд опасается появления красной свитки. Тут зазевавшийся Черевик обнаружил, что Параска обнимается с давешним парубком. Тот угостил Черевика пивом и уже было договорился о свадьбе, но мачеха не одобрила кандидатуры жениха.
К вечеру на ярмарке появилась красная свитка, историю которой рассказал Черевику кум. Чёрт, изгнанный из пекла за некую провинность, пропил в шинке свою красную свитку, которая пошла по рукам, принося своим владельцам одни несчастья. Последний из них порубил свитку и разбросал куски по округе. С тех пор каждый год чёрт ходит по ярмарке и собирает их.
Чтобы добиться прекрасной Параски, парубок воспользовался этой легендой. Сначала его друзья напугали всех до смерти, сунув в окна кумовой хаты страшные свиные рыла, потом подбросили Черевику кусок красной свитки, обвинили его и кума в краже собственной кобылы, связали и бросили в сарай. Оттуда их «спас» парубок и получил руку Параски.
Вечер накануне Ивана Купала
Лет сто назад жил в Диканьке козак Корж с маленьким сыном Ивасём, красавицей-дочерью Пидоркой и работником Петрусём. Заметив, что дочь и работник полюбили друг друга, Корж выгнал Петруся из дому, а Пидорку решил выдать замуж за богатого ляха.
Очнувшись, ничего не помнящий Петрусь отнёс Коржу золото, и вскоре сыграли свадьбу. Праздник омрачало только исчезновение Ивася. Пертусь всё пытался вспомнить, что было с ним той ночью, и вскоре вконец одичал.
Майская ночь, или Утопленница
Молодой козак Левко, сын сельского головы, влюбился в красавицу Ганну, но его отец не желал слышать о свадьбе. Однажды Левко рассказал Ганне о доме с заколоченными ставнями у пруда. Живший там когда-то с дочерью сотник-вдовец женился. Его жена невзлюбила падчерицу и заставила сотника выгнать дочь из дому. Панночка бросилась в озеро, стала утопленницей и однажды утащила мачеху на дно, но та избегла наказания, сама став утопленницей.
Вскоре Левко узнал, что на Ганне хочет жениться его вдовый отец, и решил отомстить его. Парубок с друзьями, переодевшись в чёрные тулупы наизнанку, начали преследовать и пугать голову.
Присев отдохнуть у пруда, Левко увидел в окне заколоченного дома панночку. Она пожаловалась ему на мачеху, которая не перестаёт её изводить, и попросила отыскать ту среди остальных утопленниц, пообещав награду.
Левко быстро узнал ведьму среди других призрачных девушек, и панночка дала ему записку для головы, в которой некий поручик запрещал ему жениться и давал множество важных поручений. Левко передал отцу записку, придумав встречу с поручиком, и голова разрешил сыну сыграть свадьбу.
Пропавшая грамота
Деда одного из жителей Диканьки вельможный гетман послал с грамотой к царице. Зашив грамоту в шапку, дед отправился в путь, но по дороге загулял с неким запорожцем. Вечером запорожец признался, что продал душу нечистому, и этой ночью он придёт за долгом. Дед пообещал не спать всю ночь и помочь запорожцу, но, как не крепился, всё равно уснул. Проснувшись утром, дед обнаружил, что запорожец исчез вместе с конями, деньгами и шапкой с грамотой.
Шинкарь рассказал деду, где отыскать чёрта, и тот отправился добывать грамоту. Ночью дед углубился в лес и вышел к костру, вокруг которого сидели страшные рожи. Дед рассказал им о своём деле, бросил к костру все оставшиеся деньги и очутился за накрытым столом в окружении чертей и ведьм.
Одна ведьма предложила деду трижды сыграть в дурня. Выиграет — вернёт шапку, проиграет — света божьего больше не увидит. Дед согласился и дважды проиграл, а потом перекрестил тайком карты и выиграл. Получив шапку, он расхрабрился и потребовал назад своего коня. Оказалось, что его коня черти съели. Взамен дед получил дьявольского скакуна, который понёс его над пропастями и страшной крутизной.
Не удержавшись, дед упал и очнулся весь окровавленный на крыше своей хаты, а его жена в это время спала сидя и во сне подпрыгивала на лавке. Дед отправился к царице, а хату освятить забыл. С тех пор раз в год его жена плясала во сне.
Ночь перед Рождеством
Вечером перед рождеством сельский кузнец Вакула пришёл к своей любимой, капризной красавице Оксане, дочери богатого козака Чуба. Наряжаясь на коляды, Оксана заметила на одной из подружек нарядные черевички и заявила, что пойдёт замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички самой царицы.
Тем временем мать кузнеца, ведьма Солоха, по очереди принимала гостей — сначала чёрта, потом сельского голову, дьяка и Чуба. Всех их Солоха спрятала от сына в мешки. Огорчённый Вакула схватил лежащие посреди хаты мешки и вынес их на улицу, где встретил Оксану, повторившую свой условие.
Бросив мешки посреди улицы и захватив с собой самый лёгкий, с чёртом, Вакула отправился к местному колдуну, Пузатому Пацюку. Тот заявил, что его помощь не нужна человеку, у которого чёрт за плечами. Тут из мешка выскочил чёрт и попытался заключить с Вакулой сделку, но кузнец схватил его за хвост, перекрестил, оседлал и велел везти его в Петербург, к царице.
Вскоре Вакула прибыл во дворец и выпросил у царицы Екатерины черевички. Тем временем по селу пошли слухи, что кузнец наложил на себя руки, а колядующая молодёжь нашла в мешках посреди улицы уважаемых в селе людей. Оксана не спала всю ночь и к утру влюбилась в Вакулу. Отоспавшись, кузнец принёс Оксане черевички, но та и без них уже была согласна выйти за него замуж.
Страшная месть
Есаул Горобец пригласил на свадьбу сына своего названного брата Данилу Бурульбаша с красавицей-женой Катериной. Когда молодых благословляли иконами, среди гостей открылся колдун и исчез, испугавшись святых образов. Домой Данило возвращался мимо замка колдуна и кладбища, на котором шатались кресты и вставали мертвецы.
Дома Данило поссорился со своим хмурым и вздорным тестем, а потом Катерине приснилось, что отец её — тот самый колдун. Вечером Данило отправился к колдунову замку, заглянул в окно и увидел своего тестя, занятого ворожбой — он вызвал душу Катерины и заставлял её полюбить себя, но душа не покорилась колдуну.
Вернувшись домой, Данило рассказал всё Катерине и заковал колдуна в железные цепи. Колдун пообещал дочери начать праведную жизнь, и та отпустила его. Сразу после этого на село напали ляхи. Горобец поспешил на помощь, но опоздал — Данило погиб. Колдун же вернулся в свой замок и вызвал душу Катерины, но вместо неё к нему явился некто незваный и наводящий ужас.
Тем временем на вершинах Карпатских гор появился исполинский всадник с младенцем. Колдун узнал в нём незваного гостя, явившегося во время ворожбы, испугался и попытался скрыться, но куда бы он ни ехал, всё равно двигался к Карпатам. Наконец, всадник открыл глаза и посмотрел на колдуна. Тот умер и был брошен всадником в пропасть к голодным мертвецам.
Кончается быль песней о том, как завистливый Пётр столкнул своего брата Ивана с маленьким сыном в пропасть. Иван проклял потомство брата и предрёк, что последним в его роду будет небывалый злодей, которого он сам низвергнет в пропасть, явившись в виде исполинского всадника.
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Эту повесть Рудый Панько записал в тетрадку, но жена его растаскала часть листов, поэтому конец повести остался неизвестным.
Иван Фёдорович Шпонька с детства отличался робостью и прилежанием. Приверженцем штатской службы он не был, а посему через два года после смерти отца поступил на службу в пехотный полк и дослужился до поручика. Матушка его тем временем умерла, и хозяйством занялась тётушка.
Наконец тётушка, ссылаясь на свою старость и немощь, потребовала, чтобы Шпонька сам занялся хозяйством. Иван Фёдорович вышел в отставку и отправился в своё имение, по дороге познакомившись с соседом Григорием Григорьевичем Строченко, владельцем села Хортыше.
Некоторое время спустя тётушка вспомнила, что село Хортыше было подарено Шпоньке бывшим хозяином, который часто захаживал к его матушке, и отправила племянника за дарственной.
Строченко встретил Шпоньку как дорогого гостя, но, слыша о дарственной, внезапно глох. Потерпев неудачу, Иван Фёдорович вернулся тётушке, и та, раздосадованная увёртливостью соседа, задумала женить племянника на одной из сестёр Строченко. Эта идея настолько смутила Ивана Фёдоровича, что ему начали сниться кошмары с участием множества жён. Но у тётушки тем временем созрел новый замысел, о котором читателям узнать не суждено.
Заколдованное место
Быль сия случилась, когда Рудый Панько был ещё дитятей. Отец его уехал продавать табак, оставив дома жену, трёх сыновей и деда. К вечеру явились старинные знакомые деда, и началась гулянка да пляски. Не стерпев, дед сам пошёл плясать, дошёл до места возле грядки с огурцами, и тут ноги его стали. Несколько раз начинал дед плясать, и всё время останавливался на том же месте.
Подойдя в очередной раз к заколдованному месту, дед очутился вдруг в чистом поле, за гумном волостного писаря. Пока выбирался, стемнело. На могилке поблизости заметил дед огонёк, решил, что там клад зарыт, и отметил место, думая вернуться днём и с заступом.
На следующий день отправился дед за кладом, долго бродил, но попасть к отмеченной могилке так и не смог, вернулся домой ни с чем. Следующим вечером, вскапывая грядку, ударил дед заступом по заколдованному месту, и очутился у той могилки.
Выкопал дед котёл, и тут окружили его нечистые духи, стали пугать, повторяя всё, что он скажет, и не давая взять котёл. Схватил дед свою добычу и кинулся бежать. Прибежал домой, открыл котёл, и оказался он полон сора и прочей гадости. Заколдованное место дед огородил плетнём, и всходило на нём с тех пор только что-то непотребное.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.