головка цапковая для чего
Головки соединительные пожарные и их виды
И так сегодня мы с Вами поговорим и разберем достаточно важную тему – рукавную арматуру, а если конкретнее, то виды пожарных соединительных головок. На первый взгляд может показаться, что нет ничего особенного в том какие есть соединительные головки, но если вы обратите свое внимание и немного поищете, то будете потрясены тем изобилием и разновидностью соединительных пожарных головок.
А ведь именно эта маленькая мелочь и делает невозможным использование пожарно-технического вооружения разных стран мира. И тогда приходится нашим «Кулибинам» делать собственные переходные головки на заграничные водяные ручные пожарные стволы, пенные пожарные стволы, рукава и другую рукавную арматуру.
Отечественные
Перед тем как разобрать самые распространенные соединительные головки стран Европы и мира давайте рассмотрим наши отечественные.
Соединительная головка Богданова
На территории бывшего СССР на сегодняшний день практически со 100% уверенностью можно утверждать, что используются соединительные головки «Богданова» утвержденные ГОСТ Р 53279-2009.
В зависимости от назначения и пожарных рукавов, с которыми они эксплуатируются пожарные головки «Богданова» могут быть напорными и всасывающими.
В общем, данные соединительные головки соединяются за счет двух зубьев, которые перемещаются по внешним скосам. Особенность данного соединения (как и некоторых соединений, которые рассмотрим ниже) в том, что мы можем соединить два разных конца пожарного рукава, то есть здесь нет различия от входного и выходного отверстия, в отличие от некоторых соединений рассмотренных ниже.
Хотя существует некоторая классификация данных головок:
Соединительная головка Ротта
Несмотря на широкое использование на сегодняшний день соединения «Богданова» вы еще можете встретить другой вид соединительных пожарных головок, которые широко использовались примерно до 60-70х годов XX ст – речь идет о соединение «РОТТ».
Данный вид соединение принципиально отличается от головок Богданова наличием трех зубьев, которые сцепляются между собой, что позволяет значительно быстрее осуществить прокладку рукавных линий и стволов.
Но преимущество данного соединения является и его изъяном, вследствие не герметичности соединения и потери напора на линии на сегодняшний день соединение типа «Ротт» практически не используется, кроме как на спортивных снарядах в пожарно-прикладном спорте или на устаревших системах противопожарного водоснабжения.
Европы и США (симметричные)
На сегодняшний день подразделениями Европы и США наиболее распространенными являются соединительные головки «STORZ» (Шторца)
В 1890 году Carl August Guido Storz запатентовал свое быстрое соединение в Швейцарии. Очень скоро стало общепринятой нормой на пожарных гидрантах во многих частях Европы использовать именно его соединение. И за последние 100 лет, соединительные головки Storz стали популярны в США и остальном мире.
Соединительная головка Storz
Особенностью данного соединения является наличие внутренних двух зубьев, которые зацепляются на внутренних скосах. По сути, это головка «Богданова» вывернутая вовнутрь.
Но благодаря внутреннему размещению системы крепления головка «STORZ» является более защищенной от механических внешних повреждений и легче в использование.
Шведская соединительная головка (SMS)
Еще одним видом соединительных головок является Шведская соединительная головка «SMS». Она очень напоминает головку «STORZ» но имеет отличительную техническую деталь – небольшой рычаг на корпусе головки, с помощью которого осуществляется отсоединение головки.
Одновременно с головками «STORZ» подразделениями США используются соединительные головки на резьбовом соединение National Standard Thread (NST). Что с точки зрения оперативности не очень рационально.
Использования резьбового соединения разделяет пожарный рукав на входной и выходной патрубки, здесь уже необходимо различать, где начало, а где конец рукава.
Хотя если внимательно рассматривать роботу пожарных подразделений США, то можно заметить, что на их автомобилях рукава уже заранее соединены в линии (по аналогии с нашими насосно-рукавными автомобилями) таким образом, может быть, по этому, у них используют такой вид соединения.
Не симметричные
Таким образом, мы рассмотрели наиболее распространенные рукавные головки, где необходимо приложить некоторое усилие для их соединения. Но современные технологии и разработки позволяют сегодня использовать также быстросъемные пожарные головки, которые присоединяются за принципом штекерного соединения или ему подобного.
Примером первого вида быстросъемного (не симметричных соединительных пожарных головок) соединения может служить японский образец «Machino»
Соединительная головка Mashino
Также достаточно широко используется британская соединительная быстросъемная головка.
Английская быстросъемная соединительная головка
На технологических установках (в производстве) очень широко используется соединение «Cam&groove».
Соединительная головка Cam&groove
Таким образом, мы рассмотрели практически все основные виды соединительных пожарных головок, которые можно встретить в сфере пожаротушения и водоснабжения.
В рамках данной статьи мы не акцентировали внимание на материале, с которого изготовляются головки (и так должно быть понятно, что изготовляются с легкоплавких антикоррозийных материалов) и в каких сферах деятельности человека они используются.
Если у кого-нибудь возникнут вопросы или дополнения будем рады – пишите в социальных сетях…
Пожарные головки соединительные
Пожарные головки соединительные — это пожарная арматура, применяющаяся для того, чтобы удобно и быстро объединить два пожарных рукава в герметичное соединение. А так же для соединения пожарных стволов, и другого противопожарного оборудования. В результате чего возможно значительно увеличить расстояние от источника тушения до самого места возгорания. Все головки сделаны таким образом, чтобы была возможность их быстро соединить и разъединить. Это необходимо, когда дорога каждая минута и нельзя тратить драгоценное время на трудносоединительную и громоздкую арматуру. В большинстве случаев головки соединительные изготавливают из алюминия или латуни. Крайне редко встречаются головки из пластика. Пожарные головки соединительные бывают напорные и всасывающие. Напорные применяются там, где используются напорные пожарные рукава, а всасывающие головки применяются со всасывающими рукавами. Различают головки рукавные и головки муфтовые, которые применяются к соответствующему пожарному оборудованию.
Головки напорные муфтовые ГМ делают, в основном, из алюминия, состоит из втулки, внутри которой сделана резьба, по краю которой сделана канавка для того, чтобы в этом месте поместилось уплотнительное кольцо. На внешней части сделаны два наклонных выступа. Головка напорная соединительная муфтовая ГМ применяется там, где необходимо соединить в одну водную магистраль нескольких напорных пожарных рукавов. А также в том случае, когда есть необходимость присоединить их к пожарному оборудованию.
Головки пожарные напорные рукавные ГР это изготовленная из алюминия головка, для соединения рукавов пожарных. Представляет собой несущую конструкцию, на которую надета свободно движущееся обойма. Несущая конструкция представляет собой крышкообразную втулку, с канавкой для кольца, куда вставляется уплотнитель, и двумя выступами на обойме для соединения. Применяется присоединения рукавов пожарных и пожарного оборудования.
При эксплуатации пожарных рукавов необходимо использовать пожарные головки соединительные для крепления между собой рукавов, как следует из их названия. Очень часто используются так называемые пожарные головки Богданова. Они изготавливаются в двух вариантах исполнения. Напорные и всасывающие головки. Конструкция головок Богданова очень простая. Соединение рукавов происходит за счет двух выступов которые скользят по внешним скосам. В результате имеется возможность соединить два любых конца пожарного рукава без ограничения.
В большинстве случаев применение находят напорные пожарные головки соединительные, которые используются совместно с напорными рукавами.
Какие виды пожарных головок бывают:
пожарная соединительная головка
рукавная пожарная соединительная головка (ГР, ГРВ) (для соединения пожарных рукавов)
муфтовая пожарная соединительная головка (ГМ, ГМВ) (с внутренней резьбой для трубопроводов)
цапковая пожарная соединительная головка (ГЦ) (с наружной резьбой для трубопроводов)
пожарная соединительная головка-заглушка (ГЗ, ГЗВ) (совместно муфтовая и цапковая)
переходная пожарная соединительная головка (ГП) (для быстрого соединения в коммуникациях)
вспомогательная соединительная головка (для испытаний)
контрольная соединительная головка (для испытаний)
Классификация пожарных головок соединительных
видео Пожарные головки соединительные
Головка (гайка) пожарная: типы, устройство, назначение
Соединительные головки пожарных рукавов (гайки) являются основным функциональным элементом, от которого зависит возможность применения шланга пожаротушения.
Пожарные рукава (ПР) после принятия на вооружение находятся с уже навязанными СГ (исключение – не используемые на долгосрочном складском хранении). Достаточно развернуть скатку и несколькими простыми движениями подключить шланг. Для затягивания соединений применяют специальные ключи.
Около пожарного крана рукава находятся уже подключенными посредством СГ к патрубку, а на другом окончании – брандспойт, присоединенный с помощью этого же элемента. Но также часто соединение со стволом осуществляют навязыванием, если он имеет штуцер под проволоку и без быстросмыкающегося сегмента.
Источники норм и правил:
Стандартная головка (Богданова) имеет вид втулки, в торце которой желобок с резиновым уплотнительным кольцом. Корпус имеет движущуюся обойму (полугайку) с винтовыми захватами и зубьями (чаще два, реже три) для смыкания с такими же ответными элементами. Часть корпуса с проточками для навязывания называется штуцером. Минимум безотказной работы механизма – 560 циклов смыкания/размыкания.
Головки изготавливаются из материалов:
Как называется гайка на пожарном рукаве
Соединительное кольцо со штуцером, вставленном в шланг (его манжету) и закрепленное проволокой, называется пожарной головкой (СГ) или гайкой. Строго говоря, это устройство рукавного типа, поскольку также есть варианты, накручиваемые на патрубки насосов, кранов.
СГ – это быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов между собой и подключения к технике, оборудованию (насосы, краны, гидранты, патрубки), а также для заглушки (закрывания).
Механизм для рукавных соединений, как правило, цапковый, что обеспечивает быстроту и простоту подключения с высокой степенью герметичности – достаточно поместить винтовые захваты с зацепами (клыками) в пазы и сделать небольшую часть оборота, затянув элементы пожарным ключом.
Соединительные головки: классификация
Основные виды пожарной соединительной арматуры описывает ГОСТ Р 53279. Помимо этого, различают конструкции Богданова, Ротта, Шторца.
Специфика пожарного оборудования
Всасывающие (ГРВ, ГМВ, ГЭВ): рукавные, муфтовые, заглушки.
Типоразмеры по условному проходу (вн. Ø) и рабочему давлению (табл. 1 ГОСТ Р 53279):
Условный проход, тип
25, 40, 50, 65, 40×50, 65×50, все типы
40, 50, 65, 80, 90, 40×50, 65×50, 80×50, 80×65, все типы
ГРВ-80, ГМВ-80, ГЗВ-80, ГМВ-100, ГЗВ-100, ГМВ-125, ГЗВ-125
Вариант классификации из табл. 1 НПБ 153:
50х25, 50х40,70х50, 80х50,80х70
По табл. 2 НПБ 153 гайки должны отвечать следующим параметрам:
Испытательное гидравлическое давление, МПа
Гидравлическое давление разрушения головки, МПа, не менее
40х50, 70х50, 80х50, 80х70
Виды и типы напорных и всасывающих головок
Основным является разделение по функциональному предназначению и типу конструкции. Соединения разрабатываются по утвержденной документации, снабжаются сертификатом соответствия, проходят испытания.
Рукавные головки
Гайки, именуемые «рукавными» (ГР), применяют для навязки ПР и используются для объединения гибких трубопроводов, подключения стволов, подсоединения к патрубкам, к оборудованию, также оснащенному СГ, то есть переходниками с помпы на шланг. Штуцер гайки находится внутри манжеты ПР, у него нет резьбы, но есть длинный конец с выступами и проточками под навязку проволоки или хомут.
Муфтовые головки
Муфтовые пожарные соединительные головки – это гайки с внутренней резьбой. Размещение резьбы внутри является основным отличием от цапкового сцепления. ГМ, ГМВ предназначены для накручивания на патрубки, к которым затем подключают ПР с навязанными ГР, для чего на втором конце есть клыки и винтовой захват. ГМ применяют на малых, средних диаметрах. Эти механизмы находятся на патрубке оборудования.
Конец ГМ наворачивается на ответный патрубок оснащения с концевой короткой резьбой, Характерное положение корпуса СГ на соединении рукава с трубопроводом наружное: штуцер гайки охватывает, а не входит внутрь, поэтому – «муфта».
Цапковые головки
И ГЦ, и ГМ имеют винтовые захваты с зацепами (клыками), их конструкция аналогичная, но последние названы именно муфтами для рукава, чтобы подчеркнуть, что корпус накручивается. Цапковые гайки, в отличие от них, оснащены внешней резьбой. Штуцер изделия при использовании располагается не сверху, а внутри патрубка (вкручивается в него).
Переходные головки
Проблемы несоответствия диаметров решают переходники для рукавов. Это двусторонние головки. В пожарном автомобиле всегда есть широкий ассортимент переходных адаптеров.
Головки-заглушки
Заглушки используются для закрытия соединительных головок. Задача – перекрыть ход огнетушащему веществу, если в конкретный момент оно не используется. ГЗ имеют те же стандартные подвиды: цапковые/муфтовые, напорные/всасывающие. Конструктивная особенность – второй конец заглушен крышкой с небольшим выступом для ухвата, цепочки.
Рукавные разветвители
При тушении часто возникает необходимость модифицировать (регулировать) объем перемещаемого ОТВ, создав две или больше линий, для чего применяют шланговые разветвления.
РД, РТ, РЧ представляют собой металлические размножители потока с несколькими патрубками с клапанами и вентилями. К входному концу подключается рукав, вода внутри разделяется на потоки, идущие в выходные отверстия. Стандартные модели имеют от 2 до 4 выходов (ходов), концы которых снабжены СГ.
Разветвители состоят из корпуса, ручки, перекрывающего устройства (клапаны с маховиками), вентилей, патрубков с СГ. Чаще используются трехходовые модели РТ 70, 80 и четырехходовые РЧ 90, 150.
Рабочее давление, МПа
Условный проход входного патрубка, мм
Условный проход выходных патрубков, мм
Габаритные размеры, мм (д*ш*в)
Головки из Европы и США
В мире есть несколько стандартов сцепления рукавов: они разные на постсоветском пространстве, в Европе и США. Некоторые уже сняты с производства (например, гайка Ротта).
Стандарт для СНГ, самая популярная с обоймой с двумя зубьями, перемещающейся по наружным скосам. При смыкании нет значения, используется входной или выходной конец.
Использовались до 70-х годов, с тремя зубьями, за счет чего смыкались быстрее, но это же было причиной худшей герметичности.
Стандарт для европейских государств. Особенность – клыки на внутренних скосах. Фактически, это вывернутая СГ Богданова. Но конструкция Шторца имеет плюсы: она более защищенная от повреждений и ее легче использовать.
Похожая на STORZ, но с небольшим рычагом на корпусе, облегчающим применение.
National Standard Thread (NST)
Американские, на резьбовых соединениях. Повышается надежность, но снижается оперативность. Поэтому пожарные автомобили США часто загружаются уже готовыми линиями.
Не симметричные (соединение без инструментов)
Machino (Япония) и английские быстросъёмные
Изделия cam&groove (camlock fitting)
Проверка, испытания, обслуживание головок
Объем испытаний указан в табл. 6 НПБ 153. Виды проверок:
Стандартные испытания и проверки СГ, пребывающих на вооружении, делают не реже 2 раза в год, а также учитывая указания инструкции.
После изменения конструкции.
Первое испытание осуществляется при поступлении на вооружение – это входной контроль, затем проводят периодические мероприятия 2 раза в год. Объем (табл. 16 ГОСТ 53279):
Герметичность соединений, прочность и плотность материала головок при максимальном гидравлическом давлении
Наличие выступов и ограничительного буртика и обеспечение захвата ключом
Наработка на отказ
При обнаружении недостатков быстроразъемные головки не ремонтируют, а списывают, кроме случаев замены уплотнителей, удаления заусениц на резьбе и прочих некритичных дефектов.
Навязка пожарных рукавов: нормы, порядок действий
После входной проверки и контрольных манипуляций на гайки производят навязку. В ПЧ крепление пожарных рукавов к головкам делают на специальных станках (ТЦ 15, ТЦ 16, НТ 159.000 или 117.000, Barth ESB-69-2, СНП-2А, компактные ручные устройства Ziegler, Балтика-01).
Навязка осуществляется натягиванием манжеты рукава на штуцер СГ и закрепления его намоткой мягкой оцинкованной металлической нитью Ø 1,6 – 1,8 мм, для больших размеров – Ø 2 мм.
Кратко порядок навязки из п. 3.4.2 Инструкции 1994 года (станок НТ 159.000):
Клей, ЛКМ нельзя наносить на штуцер, на внутреннюю поверхность шланга, так как вещества повреждают гидроизоляцию. На манжету допускается для укрепления надевать отрезки того же рукава 10 – 15 см. Навязка может осуществляться иным методами: хомутами, зажимами, стальными кольцами.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГОЛОВКИ
Рукавная пожарная соединительная головка (ГР, ГРВ) — пожарная соединительная головка для крепления пожарных рукавов [1].
Муфтовая пожарная соединительная головка (ГМ, ГМВ) — пожарная соединительная головка с внутренней присоединительной резьбой для оборудования трубопровода [1].
Цапковая пожарная соединительная головка (ГЦ) — пожарная соединительная головка с наружной присоединительной резьбой для оборудования трубопровода [1].
Пожарная соединительная головка-заглушка (ГЗ, ГЗВ) — пожарная соединительная головка для быстрого закрывания трубопровода, оборудованного муфтовой или цапковой пожарной соединительной головкой [1].
Переходная пожарная соединительная головка (ГП) — пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов [1].
Вспомогательная соединительная головка — соединительная головка с размерами, обеспечивающими смыкаемость с пожарными соединительными головками, предназначенная для проведения испытаний [1].
Контрольная соединительная головка — пожарная соединительная головка, используемая в качестве образца для проведения испытания, размеры которой соответствуют стандарту ГОСТ Р 53279-2009 [1].
В зависимости от назначения коммуникаций пожаротушения при транспортировании огнетушащих веществ ( см. ОГНЕТУШАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО ) :
· напорные (напорные головки пожарные соединительные предназначены для быстрого, прочного и герметичного соединения напорных рукавов между собой и пожарным оборудованием);
· всасывающие (соединительные всасывающие головки служат для соединения всасывающих и напорно-всасывающих рукавов между собой и с пожарным оборудованием).
Напорные соединительные головки
Напорные, в зависимости от области применения:
· для внутренних пожарных кранов (ВПК) (см. ПОЖАРНЫЙ КРАН);
· для пожарных машин (см. АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ) и наружных пожарных кранов (ПМ).
По типам, в зависимости от конструктивного исполнения, напорные головки бывают:
· ГР — головка рукавная (рис. 1);
· ГМ — головка муфтовая (рис. 2);
· ГЦ — головка цапковая (рис. 3);
· ГП — головка переходная (рис. 4);
· ГЗ — головка-заглушка (рис. 5).
Рисунок 1 – Рукавная напорная головка
Размеры рукавной напорной головки указаны в таблице 1.
Рисунок 2 – Муфтовая напорная головка
Размеры муфтовой напорной головки указаны в таблице 2.
Муфтовые головки, также как и другие типы (рукавные и цапковые), применяются для быстрого и герметичного соединения пожарных рукавов между собой или с пожарным оборудованием.
Соединительные муфтовые головки состоят из следующих элементов:
· втулка с внутренней резьбой и канавкой для уплотняющего кольца на торцовой кромке;
· два клыка со спиральными наклонными площадками на наружной поверхности втулки.
Как правило, в каталогах компаний вы найдете соединительные головки различных моделей. Они отличаются между собой некоторыми техническими характеристиками — размерами, диаметром условного прохода, весом, шириной по клыкам, высотой между наклонными площадками, длинной.
Рисунок 3 – Цапковая напорная головка
Размеры цапковой напорной головки указаны в таблице 3.
Цапковые соединительные головки служат преимущественно для соединения с пожарным вентилем и с некоторыми типами мотопомп-насосов (см. ПОЖАРНАЯ МОТОПОМПА).
Рисунок 4 – Переходная напорная головка
Размеры переходной напорной головки указаны в таблице 4.
Примечание — Смыкаемые части головки должны свободно вращаться относительно корпуса с установленным резиновым кольцом и не смещаться вдоль корпуса относительно продольной оси головки
Переходные головки используются для быстрого, герметичного и прочного соединения пожарных рукавов различного диаметра между собой или с оборудованием. Головки такого типа служат в качестве переходника и позволяют осуществлять переход с одного диаметра на другой.
Рисунок 5 – Напорная головка-заглушка
Размеры напорной головки-заглушки указаны в таблице 5.
Примечание — Смыкаемая часть головки должна свободно вращаться относительно корпуса с установленным резиновым кольцом и не смещаться вдоль корпуса относительно продольной
Соединительные напорные головки заглушки применяются для блокирования не использованных каналов подачи воды и пены (см. ОГНЕТУШАЩАЯ ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕНА) в пожарной технике (см. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА) (разветвителях, переходниках, автоцистернах (см. ПОЖАРНАЯ АВТОЦИСТЕРНА), колонках и пожарных рукавах).
Всасывающие соединительные головки
По типам, в зависимости от конструктивного исполнения, всасывающие головки бывают:
· ГРВ — головка рукавная, всасывающая (рис. 6);
· ГМВ — головка муфтовая, всасывающая (рис. 7);
· ГЗВ — головка-заглушка всасывающая (рис. 8).
Рисунок 6 – Размеры рукавной всасывающей головки указаны в таблице 6
Размеры муфтовой всасывающей головки указаны в таблице 7.
Рисунок 8 – Всасывающая головка-заглушка
Размеры всасывающей головки-заглушки указаны в таблице 8.
Примечание — Смыкаемая часть головки должна свободно вращаться относительно корпуса с установленным резиновым кольцом и не смещаться вдоль корпуса относительно продольной оси головки
Пожарные соединительные головки, в зависимости от величины условного прохода и рабочего давления, определяются в соответствии с таблицей 9.
Маркировка соединительных головок
На головке должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:
· наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
· тип (кроме головок ГР, ГРВ);
· климатическое исполнение для головок из полимерных материалов.
Рисунок 9 – Схема маркировки соединительных головок
Допускается не включать в маркировку условный проход и рабочее давление на головках с DN 25.
Маркировка на резиновых кольцах должна содержать следующие данные:
· наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
Рисунок 10 – Схема маркировки резиновых коле ц
Допускается не включать в маркировку тип кольца на резиновых кольцах с DN 25-50.
Конструкторской документацией должно быть предусмотрено место на головках для маркировки знака соответствия пожарной безопасности.
Маркировка должна быть четкой и понятной и сохраняться в течение всего срока эксплуатации головок [2].