горький в людях чему учит для читательского дневника
Горький «В людях» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Одним из произведений автора является повесть «В людях», написанная в 1916 году.
Краткое содержание
Главные герои
1) Алексей – мальчик, которому в конце повести 15 лет, добрый, тянущийся к знаниям, переживший много трудностей, старается зарабатывать себе на жизнь.
Читайте по теме:
Главная мысль
Можно пережить множество тягот и лишений, но сохранить доброту, человечность и тягу к знаниям.
Чему учит?
Повесть учит быть добрым и отзывчивым, трудиться, любить знания, быть терпеливым и старательным, принимать людей какими они есть.
Пословицы
1) Терпенье и труд – все перетрут.
2) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
3) Ум без книги, как птица без крыльев.
Отзыв
«В людях» очень интересная и немного печальная повесть. Удивительно было узнать, что эта повесть является автобиографией писателя. Она рассказывает о его детстве, о том сколько трудностей пришлось пережить мальчику, как тяжело пришлось зарабатывать на жизнь, как узнавал о том, какими разными бывают люди, как развивалась его любовь к чтению и получению знаний.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса, 7 класса, 8 класса.
«В людях» — читательский дневник по повести М. Горького
Повесть «В людях» — это вторая часть автобиографичной трилогии Максима Горького. Написана и опубликована в 1916 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Максим Горький
Название произведения: «В людях»
Жанр: повесть
Год написания: 1914
Издательство: АСТ
Год издания: 2021
Главные герои и их краткая характеристика
Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.
Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.
Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, суровый мужчина.
Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.
Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.
Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.
Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.
Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.
Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.
«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.
Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.
Время и место действия
Книга рассказывает о событиях, происходивших с писателем в 1879-1883 годы.
Краткое содержание и сюжет
С первых страниц произведения происходит знакомство с Алексеем, который работает помощником в магазине, где продают обувь. Помог ему туда устроиться дедушка, который стал опекуном для мальчугана после смерти его родителей.
Алеша кроме работы в лавке, трудился по дому, он выполнял все обязанности. Поднимался он ежедневно практически с рассветом, вместе с поварихой, которую недолюбливал его брат Александр, и сразу же начинал чистить одежду хозяина. Вскоре женщина умерла, и Саша стал командовать над мальчиком. Порой он пугал его и грозился побить его. Друзей у Алеши не было, и играть ему было не с кем. Но как бы братья не ссорились друг с другом, они всегда играли вместе.
Алеше вся эта жизнь надоела, и он надумал бежать, однако, вечером, когда он разогревал рыбный суп, то перевернул себе на руку чугунок. Получив сильный ожог, он попадает в больницу. В лазарете ему было скучно и страшно. Сильно болели руки, и мальчик хотел убежать, но на следующий день пришла бабушка и забрала внука. По дороге домой она помянула свою дочь Варвару, и поздравляла знакомых с Вербным воскресением.
Когда наступили холода, то дедушка вновь заставил его ехать в город на работу. Мальчику же хотелось остаться с бабушкой и с девочкой, которая ему очень нравилась. Новый хозяин был не лучше первого, но мальчику пришлось выполнять все поручения, которые ему давали. Он старался осваивать чертежное мастерство, так как не мог огорчить бабушку. Хоть они и находились в родстве с бабушкой, все равно гулять его не пускали, а по воскресениям и в праздники ходили в храм.
Когда закончилась зима, Алеша сбежал, он скитался на пристани, смотрел, как работают крючники. Наконец его заметили мужчины, которые посоветовали ему идти на судно «Добрый» мыть посуду, и наконец, его взяли работать на корабле. Пока он трудился, то узнал, что люди бывают подлые, грубые и жестокие. Он был разочарован в том, что оказывается, в литературе, которую он читал, персонажи представлялись храбрыми, умными и мужественными. В действительности все оказалось наоборот.
Работа здесь мальчику не принесла много денег и радости, поэтому он стал ловить птиц. Но, в зимнее время, этот бизнес совсем не шел, и опять Алеше пришлось идти на поклон к бабушкиной сестре. Вскоре он завел знакомство с супругой портного, которую в доме считали полоумной, и ничего не умела делать по хозяйству. Она давала мальчику книги. Он читал их с огромным удовольствием, но родственники не разрешали тратить его время на чтение, и считали, что в них пишут про недопустимые для его возраста истории. Алеша, же, все больше узнавал из зарубежной литературы о людях в других странах и сделал для себя вывод, что всех умных и доброжелательных персонажей ожидают одни несчастья и преследования.
После отъезда этих постояльцев, приехали другие жильцы. Это была красивая дама с девочкой. Именно она привила ему любовь к произведениям русских поэтов. По выходным он приходил к ней и рассказывал ей о прочитанных книгах. Потом наш герой встретите через много лет будучи, имея супруга-жандарма.
Недолго Алеша пробыл у хозяев, его снова манила свободная жизнь, и он попал опять на теплоход. Там он познакомился с кочегаром, который научил его играть в карты.
Вскоре Алексей устроился работать «десятником», он очень старался заработать обещанные пять рублей, но рабочие пытались обмануть его и когда приходили ремонтировать что-нибудь, то утаскивали, то ручку от двери или разные мелкие вещи. И вообще у нового хозяина было много лишних вещиц, которые мешали и загромождали комнаты. Алеше все это строительство казалось глупым, так как каждый год начиналось половодье, и все вокруг затапливало. Жизнь вокруг казалось такой скучной и грязной. Ничего хорошего он и не видел. Там, где он трудился, его окружали порочные люди, у которых не было чистой любви к близким и окружающим. Только бабушка и женщина, которую он прозвал Королева Марго, были для него душевными и близкими.
Совсем недавно ему исполнилось пятнадцать лет, а он чувствовал себя человеком, прожившим целую жизнь. Тогда Алексей принимает решение поступить учиться в Казанский университет.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед отправил одиннадцатилетнего внука, оставшегося без родителей, работать и жить у чужих людей. Алёша терпит издевательства, побои. Его жизнь скучна и грязна. Мальчик наблюдает за простыми людьми и видит, что их жизнь тоже безрадостна. Чтобы отвлечься от неприятностей и тягостного впечатления от такого существования, Алёша начал читать книги. Со временем мальчик почувствовал тягу к знаниям и решил отправиться учиться.
План пересказа
Основная мысль
Люди бывают разные, с разными характерами и с разными подходами к друг к другу, но каждый ищет своё счастье и каждый хочет насладиться жизнью, а не страдать от неё. Несмотря на все жизненные невзгоды важно сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.
Чему учит
Повесть учит тому, что несмотря на всю окружающую действительность и жизненные трудности, нужно оставаться добрым и душевным человеком. А также не потерять веру в то, что хорошие и порядочные люди есть и их гораздо больше, чем порочных и непорядочных.
Отзыв и что понравилось
Мне понравилось, что произведение является автобиографичным. Максим Горький на своем жизненном реальном примере показывает нам, как можно, пройдя тяжелый путь разочарований и тягостных испытаний, не потерять веру в людей и стремиться к лучшему.
Вывод и мое мнение
Можно оставаться честным и хорошим человеком даже в сложных жизненных ситуациях. Несмотря на то что герой повествования встретил на своем пути немало плохих людей, он не стал как они, а стремился быть лучше их.
Пословицы
Словарь новых и незнакомых слов
Приказчик — наёмный служащий в торговом заведении, продавец.
Ротонда — верхняя женская теплая одежда в виде длинной накидки без рукавов.
Немотно — тихо, безмолвно.
Офеня, Афеня — в Российской империи странствующий по деревням торговец мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками.
Полати — в избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.
«В людях» — краткое содержание повести Максима Горького
Произведение Максима Горького «В людях» было написано в 1914 году. Это вторая часть его автобиографической трилогии. В центре сюжета подросток, столкнувшийся с трудностями самостоятельной жизни и вынужденный ютиться у незнакомых ему людей, зарабатывая на жизнь всеми доступными способами. Краткое содержание «В людях» М. Горького поможет понять идею повести, провести анализ сюжета, познакомиться с характеристиками главных и второстепенных персонажей.
Основные персонажи
В своей истории автор определяет несколько основных персонажей, а также главного героя, Алексея Пешкова. Это мальчик подросткового возраста, который стремится учиться, отличается добротой и честностью, но ввиду тяжелых жизненных обстоятельств вынужден зарабатывать себе на жизнь всеми доступными способами.
Несмотря на наличие центрового персонажа, повесть косвенно затрагивает жизни других людей. Также героями произведения выступают:
Сюжет произведения
Произведение «В людях» повествует о судьбе подростка, семья которого обеднела. Мальчик остается на воспитание бабушки, которая направляет его на обучение к дальним родственникам, не отличающихся добротой и чистосердечностью.
Главный герой недолго терпел невежественное отношение со стороны родственников. Он попытался освоить множество видов работ:
После нескольких неудач с работой, получив наставление бабушки, которая любила его всем сердцем, Алексей уехал из Нижнего Новгорода и отправился исследовать просторы страны, побывав в Перми и многих других городах.
Краткое содержание
История подростка Алеши Пешкова начинается с его неинтересной и однообразной работы помощником в магазине обуви. Мальчику помогал его бабушка, которая после смерти родителей, была признана опекуном. Алексей был трудолюбивым подростком, который, помимо работы в магазине, был полностью занят домашними делами: чистил одежду, помогал повару.
Спустя некоторое время бабушка Алеши умирает, и мальчик остается со своим старшим братом Александром и сварливой сестрой бабушки Матреной. Она командовала подростком, пугала его и угрожала. Играть Алексею было не с кем, поэтому единственным «другом», несмотря на плохое отношение, был только его брат Сашка.
Долгое время Алеше приходилось работать в городе, чтобы быть полезным для своей семьи. Однако не всегда достойное обращение и грубость вынудили его сбежать, и если в один день мальчик не обжег руку о чугун и не попал в больницу, то ему бы это удалось.
После неудачного завершения работы на пароходе из-за вороватого официанта Алексею ничего не оставалось, как вернуться к сестре бабушки. Там он знакомится с женой одного портного, которая хоть и кажется всеми сумасшедшей, но дает мальчику много интересных книг. Алеша погружается в различные истории, изучает зарубежную литературу, однако родственники не поддерживают это увлечение, ведь произведения кажутся им не подходящими для возраста Пешкова.
Вскоре Алексей устает от такой жизни с родственниками, которым он не нужен, и он снова сбегает и попадает на корабль, где учится играть в карты. После этого мальчику подворачивается удача, и он получает работу в иконописной мастерской. Там он находит особое место среди мастеровых — рассказывает им о своей жизни на пароходе, бывших приключениях и истории из книг. Большой интерес неграмотные работники проявили к рассказу о Демоне, герое поэмы Лермонтов. Мальчик стал в мастерской кем-то вроде рассказчика и чтеца, который развлекал людей, работавших в скуке.
Но там же он снова сталкивается с меркантильной и подлой человеческой натурой. Хозяин забирал серебряные вещи, книги и кресты даром у старых женщин и мужчин, которые приносили ему их. Это был обман с целью наживы.
Алексей еще долго пытается найти свое место, меняет работу, старается заработать денег, но в итоге только натыкается на обман. Однако это не лишает его веры в себя и даже в людей, поэтому в итоге он решает поступать в Казанский университет. Образ Алексея Пешкова в этой истории учит читателя, что каким бы ни был путь, не следует терять веру в людей, а нужно только стремиться к лучшему.
Краткий пересказ повести дает представление о ее героях и сюжете. Однако для более подробного исследования представленной темы следует читать полный текст, который доступен онлайн. В произведении двадцать глав. Повествование ведется от первого лица, представляя своего рода дневник главного героя, что упрощает читательское восприятие и позволяет полностью окунуться в атмосферу произведения.
Краткое содержание рассказа Горького «В людях»
Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».
Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».
Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.
Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.
Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.
Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.
Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.
Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.
Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.
«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького
Краткие сведения о произведении
Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова, который с 11 до 15 лет вынужден был жить у чужих людей, работая на них. Такой образ жизни раньше называли фразой «в людях». Второй смысл её в данной повести, возможно, и в том, что автор описывает множество людей, с которыми пришлось встретиться мальчику во время его отрочества.
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед отправил одиннадцатилетнего внука, оставшегося без родителей, работать и жить у чужих людей. Алёша терпит издевательства, побои. Его жизнь скучна и грязна. Мальчик наблюдает за простыми людьми и видит, что их жизнь тоже безрадостна. Чтобы отвлечься от неприятностей и тягостного впечатления от такого существования, Алёша начал читать книги. Со временем мальчик почувствовал тягу к знаниям и решил отправиться учиться.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава I
Алёшу Пешкова, одиннадцатилетнего подростка, дед Василий устроил на службу «мальчиком» в магазин «Модной обуви». В его обязанности входило открывать дверь перед посетителями. Хозяин часто напоминает ему, чтобы он стоял у двери, как статуя, не почёсывая руки, не гримасничая.
В этом же магазине работают приказчик и его помощник, Саша, двоюродный брат Алёши. Он старше и по годам, и по должности. При случае всегда готов унизить младшего брата и помыкать им.
Рабочий день у Алёши начинался очень рано. Пока магазин закрыт, кухарка заставляла его чистить одежду и обувь не только хозяев, но и приказчика, и Саши, приносить дрова, ставить самовар. Такая жизнь была очень тяжела, и Алёша решил сбежать, но побег не удался из-за того что он ошпарил на кухне руки и попал в больницу. Бабушка Акулина забрала его оттуда домой в слободу Кунавино.
Глава II
Дед Василий встретил Алёшу неласково. Оказалось, что он разорился. Акулина Ивановна тайком раздаёт милостыню, чтобы задобрить господа.
От своего товарища Костромы Алёша узнал, что кто-то из друзей тяжело болен, кто-то умер. Кострома рассказал, что у них появились новые соседи, у которых старшая дочь Людмила — хромая, но очень красивая девочка. Алёша познакомился с ней, и они подружились. Алёшина бабушка была этому рада.
Кострома рассказал, что умерший местный охотник вечером «встаёт из гроба и ходит по кладбищу». У мальчишек возникает спор, кто сможет пролежать на могиле недавно умершего старика. Соглашается на это только Алёша. Бабушка посоветовала ему всю ночь читать молитвы, Алёша так и сделал, и ему даже удалось уснуть. На следующий день он становится героем среди мальчишек.
Глава III
Болезненный Алёшин младший брат, Коля, умирает, и бабушка даже радуется за него — не проведёт всю жизнь в мучениях.
С дедом и бабушкой Алёша идёт в лес за дровами и лекарственными травами. Акулина Ивановна, собирая травы, рассказывает внуку о них.
Поздней осенью дед сообщил Алёше, что отвезёт его в Нижний Новгород к Матрёне, бабушкиной сестре, чтобы он выучился на чертёжника у её старшего сына.
Глава IV
В городе, в доме Матрёны, мальчику не по себе — там часты ссоры, ругань, собирание сплетен. Матрёна «очень сердита и криклива». Её старший сын, Василий, напротив, добрый человек, а младший, Виктор, был с Алёшей жесток.
У Алёши очень много обязанностей: чистка медной посуды и самовара, мытьё полов, доставка с базара овощей, выполнение разных поручений.
Наконец, хозяин начал обучать мальчика черчению, но Матрёна постоянно мешала этому. Она была недовольна, что сын учит чужого мальчишку, а не брата. Уроки прекратились. Виктор Алёшу часто бил, издевался над ним.
Глава V
Алёша стал работать под начальством повара по прозвищу Смурый, который отнёсся к мальчику доброжелательно. Узнав, что он грамотный, Смурый часто просил почитать вслух и постоянно говорил, что «правильные книги» помогают поумнеть. Он жалел, что не может отправить Алёшу учиться.
Глава VI
Второй посудник покинул пароход, на его место взяли «вятского солдатика». С первым же заданием он не смог справиться — курицы, которых должен был зарезать, разбежались по палубе. Пассажиры издевались над ним, а Алёше была непонятна такая жестокость.
Он хочет сбежать с парохода, останавливают только мысли о Смуром. Неожиданно Алёшу прогнали с парохода за то, что официант воровал у него посуду, чтобы продать пассажирам. При расчёте мальчик получает «около восьми рублей — первые крупные деньги» в его жизни, а Смурый дарит ему на память бисерный кисет.
Глава VII
Алёша вернулся к деду и бабушке, которые переехали в Нижний Новгород. Он стал ловить птиц, а бабушка их продавала на базаре. Таким способом они добывали деньги на еду до поздней осени.
Глава VIII
В начале зимы дед снова отправил Алёшу к Матрёне. Там по-прежнему постоянно ссорятся, злословят, сплетничают. Жизнь скучна, тосклива. Чтобы отвлечься от этого Алёша с усердием принимается за домашнюю работу.
Он часто ходит к ручью полоскать бельё. Там со всей округи собиралось много прачек. Мальчику «с ними было весело, интересно», так как прачки рассказывали друг другу городские новости. Алёше нравилась прачка Наталья, её уважали и другие прачки за то, что она была аккуратная, работящая и за то, что отправила дочку учиться в гимназию.
Алёша познакомился с двумя денщиками и от них узнал о жене закройщика, над которой офицеры зло подшутили. Они начали писать ей любовные письма и потешались над её ответами. Мальчику стало обидно за молодую женщину, и он рассказал ей правду. Закройщица, очень любившая читать, дала Алёше роман. Читал он по ночам, прятал от хозяев, которые считали, что от книг один вред.
Глава IX
Вслух же Алёша читал по вечерам газету, которую выписал хозяин. В ней печатались низкопробные романы. На длинный зимний вечер такой газеты не хватало, и Алёша предложил читать подписки «Живописного обозрения» и «Огонька», которые хозяева не читали, а выписывали их только из-за приложенных репродукций картин. Из них мальчик узнавал много нового, а непонятные слова ему объяснял аптечный провизор.
Во время Великого поста зазвонили соборные колокола, оказалось — убили царя.
Однажды ребёнок хозяина выпустил всю воду из кипящего самовара, и он развалился. Разгневанная Матрёна побила Алёшу за недогляд пучком лучины из сосны, под кожей от этого осталось множество заноз. Спина распухла, и мальчика отвезли к доктору. Тот хотел составить об истязании протокол, но Алёша жаловаться не стал. За это ему разрешили брать у закройщицы книги.
Читая авантюрные французские романы, мальчик начал замечать, что в них всегда зло побеждается добродетелью. Скоро ему надоели сюжеты, совершенно не сходные с жизнью. Вскоре закройщица уехала.
Глава X
Ещё до её отъезда в доме поселилась молодая красивая дама с матерью-старушкой и пятилетней дочкой. Алёша стал называть её про себя королевой Марго. Он подружился с её дочкой, часто играл с ней, читал сказки. За это королева Марго хотела отблагодарить мальчика деньгами, но он отказался и попросил только, чтобы можно было брать у неё книги. «Жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом», — сказал ей Алёша. В книгах королевы Марго он впервые стал читать русскую поэзию. Королева Марго часто говорила, что мальчику нужно учиться.
Однажды у Алёши «страшно вспухли веки, и совсем закрылись глаза». Хозяева испугались, что он ослепнет, и показали мальчика доктору. Тот прорезал ему веки изнутри, и несколько дней Алёше пришлось лежать с повязкой на глазах «в мучительной чёрной скуке».
На Троицу один денщик, Ермохин, разбил другому денщику, Сидорову, голову поленом. Алёша ухаживал за раненым, а на следующий день в сарае он нашёл пустой кошелёк Сидорова, и тот обвинил его в краже денег. Хозяйка, увидев, что Алёша разговаривает с прачкой Натальей, решила, что он украл деньги, чтобы отдать ей за близость. Когда мальчик грубо ответил ей, хозяйка его избила. О краже стали говорить уже соседи, но Наталья рассказала, что деньги ей предлагал Ермохин, который украл их у Сидорова.
Глава XI
На четвёртые сутки, оправившись от побоев, мальчик ушёл из дома и устроился «посудником» на пароходе «Пермь», оклад был 7 рублей в месяц. Прослужил он там всё лето. Самым интересным человеком на этом пароходе был кочегар Яков Шумов, большой обжора, картёжник и рассказчик баек.
От скуки Яков стал учить Алёшу играть в карты, тот проиграл 5 рублей, поддёвку и новые сапоги. Яков возвратил ему эти вещи, взяв «за науку» только рубль.
Мальчик, слушая рассказы Якова, замечает, что они какие-то бездушные, ему не нравилось в Якове равнодушие к людям.
Глава XII
Поздней осенью Алёша поступил «учеником в мастерскую иконописи». Хозяйка, вечно «пьяненькая старушка», распорядилась, что учиться он будет вечером, а днём — служить «мальчиком» в лавке, где продавали иконы. В обязанности «мальчика» входило заманивание покупателей в лавку. Часто приносили на продажу старинные книги, иконы. Эти ценные вещи приказчик и начётчик покупали очень дёшево, обманывая стариков и старух.
Глава XIII
Вечерами Алёша сидел в подвале, где помещалась иконописная мастерская. Там работало около двадцати человек, работа была неинтересная, так как иконы писали по конвейеру: фон делал один мастер, лица писал другой и т. д.
Управлял мастерской Иван Ларинович, он с мастерами обращался хорошо, давал им дельные советы.
Глава XIV
В начале своей службы в мастерской Алёша растирал краски, присматривался к мастерству. Вскоре ему стало понятно, что мастера не любят свою работу и страдают от страшной скуки.
Мальчик стал рассказывать мастеровым о том, как служил на пароходе, о книгах, читал вслух. Он подружился с Пашкой Одинцовым, с которым стал разыгрывать сценки, а иногда даже спектакли. Это спасало иконописцев от тоски и скуки.
Глава XV
В тот день, когда Алёше исполнилось 13 лет, мастеровые подарили ему «маленький, красиво написанный образ Алексия — божия человека». Но радость мальчика омрачается стычкой с приказчиком, который невзлюбил его. Этот человек постоянно придирался к Алёше, и тот уже собрался бежать в Персию, но однажды встретил своего бывшего хозяина, Василия, бабушкиного племянника. Тот сказал, что получил много подрядов, предложил мальчику стать его помощником и пообещал, что дома помогать по хозяйству он уже не будет.
Алёша согласился на это, ведь вернуться к бабушке он не мог — она помогала безработному внуку и внучке, сбежавшей от жестокого мужа, ухаживала за дедом, впавшим в старческое слабоумие.
Глава XVI
Каждый год после половодья торговые ряды, стоящие в низине, приходилось отстраивать заново.
Алёша возит хозяина на лодке, он доволен своей новой работой, так как вечером свободен и может много читать. В квартире, из которой уехала королева Марго, поселилась большая семья, гимназисты дают мальчику читать книги.
Новые товарищи старше Алёши, который завидует, что они учатся. «Не желая ни в чём отставать от них», мальчик влюбился в барышню Птицыну и предложил ей прокатиться на доске по пруду. Доска перевернулась, барышня оказалась в тине и потеряла всю свою привлекательность.
У хозяина было очень много чертёжной работы, и он пригласил в помощника отчима Алёши. Тот был аристократом, называл пасынка по имени и отчеству. Отчим был болен чахоткой, домашние относились к нему враждебно. Он считал, что мальчику необходимо учиться. Вскоре у отчима болезнь обострилась, и он умер в больнице на глазах у Алёши.
Глава XVII
В шесть часов каждое утро Алёша шёл на Ярмарку. Он стал служить десятником и следил, чтобы строители выполняли свои обязанности и не воровали.
Глава плотницкой артели Осип, видя, что мальчику неловко было следить за рабочими, рассказывал ему, кто из бригады честен, а кто вороват.
Платили Алёше очень мало, часто он был голоден. Работники подкармливали его, а Алёша читал им книги.
Глава XVIII
Мальчику всё больше нравился Осип, которого рабочие хоть и уважали, но предупредили Алёшу, чтобы он не очень доверял хитрому старику. Впоследствии мальчик узнал, что Осип передавал его слова хозяину.
Некоторые рабочие были честными людьми, но почти всех сломала безрадостная жизнь, полная разврата и пьянства. Особенно поразила мальчика судьба Ардальона. Этот каменщик был лучшим работником в артели, он собирался в Сибирь стоить церковь, но, неожиданно загуляв, все деньги потратил на непотребных девок. Оставшись без средств, он стал жить на Миллионной улице, где ютились нищие.
Алёша навещал каменщика, ставшего босяком. Когда Осип сообщил хозяину, что мальчик ходит на Миллионную улицу, Алёша стал тайком ходить туда, и однажды ему встретилась там прачка Наталья. Из-за того, что её единственная дочь, окончив гимназию, стала стесняться, что мать у неё прачка, и бросила её, Наталья стала пить. После того, как Алёша увидел, что Ардальон избил Наталью, потому что она «гулящая», мальчик перестал ходить к нему.
Глава XIX
В зимнюю пору работы на Ярмарке почти нет, и Алёша выполнял мелкие обязанности по хозяйству, а вечером читал вслух хозяевам. Он увлёкся поэзией и пытался сам писать стихи.
Мальчик видит, что хозяин стал очень задумчив, печален. Однажды Алёша позвал его в трактир послушать пение (трактирщик очень любил слушать хороших певцов из народа).
Хозяин под впечатлением пения поделился с мальчиком своим несчастьем. Оказалось, что он любит прекрасную женщину, но она отправилась на каторгу вслед за мужем, осуждённым за изготовление фальшивых денег. Чтобы заработать деньги на дорогу в Сибирь, эта женщина продавала себя.
Глава XX
Три года Алёша работал десятником и видел, как к зиме рабочие ломают лавки, а весной строят их снова. Это кажется мальчику глупостью. Ему надоело воровство рабочих, обман.
Пятнадцатилетний Алёша считал, что в жизни много глупого, он устал от этого и «чувствовал себя пожилым человеком». Понимая, что это житейское болото затягивает, Алёша решил уехать осенью в Казань, надеясь, что там удастся пристроиться учиться.
Заключение к краткому пересказу
Повесть М. Горького «В людях» во многом автобиографична. В ней раскрывается конфликт человека и эпохи. Идея этого произведения — при всех невзгодах и несчастьях необходимо сохранять чистоту души, человечность по отношению к другим.
Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.