горные и луговые марийцы в чем разница
Луговые и горные марийцы
Относительно марийцев: после упоминания в еврейско-хазарской переписке, они долгое время не упоминались в источниках. Их землю как Меровию упоминал Юлиан. Дальнейшие упоминания также отмечались через несколько столетий. Александр Гванини отмечал, что часть из них язычники, часть мусульмане. Он говорил, что они колдуны, а также любят заниматься воровством и грабежом. Сообщалось, что мужчины и женщины из этого народа мастерски владеют луком и быстро перемещаются.
Сигизмунд Герершейн делил марийцев на две группы — горные и луговые, и говорил, что они живут за русской крепостью Сура и частично магометане, частично язычники. Жак Маржерет отмечал, что знатные марийцы имеют кольчугу, шлем, копье, лук и стрелы и могут выставлять семь-восемь тысяч коней как и мордва. Адам Олеарий указывал, что марийцы делятся на горных и луговых. Сообщалось, что после смерти воина черемиса убивали его лошадь. Отмечалось, что марийцы язычники и поклоняются солнцу. Отмечалось, что марийцы колдуют и являются хищническим народом. Энтони Дженнкинсон считал черемисов полутатарами-полуязычниками. Петер Петрей отмечал, что когда-то черемисы подчинялись татарам и что теперь они нападают на страну Вятку и опустошают ее огнем и мечом. Джером Горсей отмечал мордву, как и черемисов, как искусных всадников. Джильс Флетчер считал и мордвинов и марийцев татарами, отмечал, что луговые черемисы много раз беспокоили русского царя. Исаак Масса говорил о 50 тыс. черемисов и татар, участвовавших в Ливонской войне, что является большим преувеличением. Из военной истории марийцев, пожалуй, наиболее известный аспект это Черемисские войны. Однако и более ранняя военная история марийцев также интересна.
Горные марийцы жили по правому берегу Волги. Луговые марийцы жили у Малой Кокшаги. После монгольских завоеваний многие горные марийцы перебрались на более безопасный левый берег. У них существовало несколько княжеств основанных полулегендарными правителями-куогузами (Кай, Коджа-Яралтем, Бай-Борода), это были выборные старейшины родов. Не внушает доверия Ветлужский летописец, поскольку он так и не был издан в отличие от той же вымско-вычегодской летописи у коми. Горные марийцы находились в вассальной зависимости от Галичского княжества. Иногда они заключали союз с татарами.
На Нижней Суре русские в 1374 г. соорудили крепость Курмыш, что должно было обострить отношения марийцев с русскими. Взаимные набеги русских и татар опустошали марийские земли. Чтобы не быть поглощенными русскими и татарами они лавировали между ними, заключая союзы, то с одними, то с другими. В конце XIV—XV вв. марийцы из бассейнов рек Меша, Казанка, Ашит мигрировали севернее, поскольку в эти регионы устремились волжские булгары и татары, спасаясь от войск Тимура. Также марийцы мигрировали на восток под давлением русской колонизации.
Отношения марийцев с Казанским ханством часто бывали союзными. Марийцы признавали зависимость от Казани в силу сложившейся традиции зависимости волжских финнов от татар. Их правители носили имена татарского типа — Кельдибек, Мамич-Бердей, Акпарс. Луговые марийцы были лояльны в отношении Казани. На стороне русских выступала только часть горных марийцев, которые, подобно чувашам и мордвинам, поддерживали также отношения с русскими. Марийцы по сведениям А. Курбского были достаточно богатыми крестьянами. По отношению к татарам марийцы несли постойную, строительную и военную повинности, а также платили харадж. В языках марийцев значительное количество булгаризмов. В составе Золотой Орды и Казанского ханства марийцы пользовались относительной автономностью и возглавлялись своими родовыми старейшинами.
Протогосударства марийцев
У марийцев, как и у мордвинов, стали складываться княжества. Так Малмыжское княжество находилось по среднему течению Вятки и по ее правому притоку Шошме. Правителями княжества были Алтыбай, Урсу, Яшман, Алек, Сабатор, Тулбай, Тюкан Шура, Болтуш, Акмазик. Марийцы делились на 16 племен и 200 родов. Вооружены марийцы были саблями, луками со стрелами, топорами, копьями. Тело защищала кольчуга. Воины сражались конными, пешими и на ладьях. В зимнюю пору использовали лыжи.
До того момента как быть втянутыми в большую политику марийцы враждовали с удмуртами. Удмурты называли марийцев народ пор, а Поркар дословно значил марийский город. В удмуртском фольклоре сохранились упоминания о столкновениях удмуртских батыров с марийцами.Тактика марийцев была проста и фактически была партизанской войной.
В 90-е гг. XIV в., спасаясь от вторжения войск Тимура, татары и булгары бежали в бассейн Меши и Казанки. Касательно конкретных военных действий, то набеги ушкуйников на булгарские эмираты в 1392 и 1393 гг. затронули и марийские земли.
В 1394 г. марийцев мобилизовали в войска Токтамыша. В это время марийцами правил куогуз Кельдибек. Его противником был галичский князь Юрий Дмитриевич. В 1415 г. Кельдибек заключил с вятчанами союз и напал вместе с ними на Двинскую землю. В 1417 г. он пытался захватить Устюг.
В 1428—1429 гг. вместе с булгарами Либея (Али-бея) марийцы напали на Галич. Ими были взяты Кострома, Плесо, Лух, Юрьевец, Кинешма, однако сам Галич выстоял при месячной осаде. В 1452 г. Иван Васильевич воевал против марийцев на Кокшеньге. Было разорено и много окрестных сел. В 1462 г. марийцы вместе с казанцами напали на Устюг. В 1468 г. они совершили новый набег на Устюжский уезд и взяли Кичменгский городок. В ответ на набег русские воеводы напали на марийские поселения по Вятке и Каме.
В 1524 г. марийцы нанесли поражение флотилии И. Палецкого. Вместе с чувашами марийцы запрудили реку и, когда русские суда скопились в одном месте, начали кидать на них камни и деревья. Против других русских отрядов они развернули партизанскую войну. Около Свияги на Итяковом поле казанцы Отуна и Аталыка, а также чуваши и марийцы были разбиты русскими.
В 1526 г. с близких к русским владениям марийских земель русские депортировали население. Это зафиксировал сам Сигизмунд Герберштейн. Марийцев переселяли на границу с Литвой. В 1526—1527 г. они сбежали к литовцам.
В 1530 г. одно из русских войск прошло через Горную сторону. Оно прорвалось к Казани, встречая ожесточенное сопротивление казанцев, чувашей и марийцев. Марийцы вместе с ногайцами и казанцами обороняли Казань в во время ее осады русскими в 1530 г.
В 1532 г. казанцы и марийцы ответили набегом на Толмшу, Тиксну, Сянжему, Товто, Городишную, Унжу. Четыре тысячи марийцев и казанцев осадили Солигалич, но русские вынудили их снять осаду.
Осенью 1534 г. марийцы снова напали на Унжу. Марийцы приняли активное участие в русско-казанских войнах XV и XVI веков. В Соловецком патерике 40-х гг. XVI в. указывалось, что марийцы ходили в набеги вместе с казанцами всегда. В «Истории о Казанском царстве» поганые черемисы упоминались вместе с татарами. Марийская земля в составе Казанского ханства делилась на Горную и Луговую стороны.
Марийцы принимали участие в набегах Казанского ханства и были проводниками татар. Луговые марийцы были хорошо интегрированы в татарское общество, Горная сторона же ощущала как татарское, так и русское влияние. За марийскими землями со стороны Казани присматривали баскаки и даруги, а марийская знать была прочно связана с татарами. В 1551 г. при переходе большинства марийцев Горной стороны к русским марийские мирзы бежали в Казань.
Отпадение Горной стороны
Нужно отметить, что во время пребывания на казанском престоле пророссийских ханов марийцы попадали в число войск, помогавших русских. В Стародубской войне марийцы вместе с казанцами в 1534 г. воевали на стороне русских. Однако это было недолго. С воцарением в Казани Сафа-Гирея марийцы вместе с татарами пришли на Унжу, Шишкилево, Чюхлому, Глазуново. Был сожжен посад Галича. З
имой 1535—1536 г. марийцы и казанцы напали на нижегородские земли, но были отражены русскими. Зимой 1537—1538 гг. марийцы вместе с казанцами ходили на Нижний Новгород, Вологду, Галич. Об этом набеге сохранилась память в житиях нескольких русских иерархов. Ценой больших усилий казанцы на Плеси были разбиты русскими.
В 1540 г. Чюра Нарыков с татарами, чувашами и марийцами опустошил села около Костромы. В 1542 г. казанцы и марийцы напали на Вятскую землю и на Устюжскую волость. В 1544 г. на нижегородские места снова напали казанцы и марийцы. В
1546 г. прорусски настроенные татарские мирзы в Казани свергли Сафа-Гирея и призвали на престол Шах-Али. Чтобы вернуть себе власть Сафа-Гирей готов был отдать Йусуфу Арcкую и Горную стороны. Учитывая это марийцы Горной стороны во главе с Акпарсом перешли на сторону русских. Кроме него среди знатных марийцев упоминались Аказ, Ковяж, Яныгыт. В Никоновской и Львовской, летописях упоминалось, что русским бил челом старейшина Тугай с двумя товарищами и что они просили йти походом на Казань. В «Разрядной книге» упомянут Атачик, а в Продолжении хронографа 1512 г. сообщалось, что марийцы хотели сделать ханом Шах-Али.
В июне 1551 г. марийцев вместе с мордвинами и чувашами привели к присяге Ивану Грозному. Они приняли участие в реставрации Шах-Али в 1551 г. Однако после этого Шах-Али стал требовать возвращения Горной стороны и иных отторгнутых территорий. Не сумев добиться чего либо, Шах-Али удалился в изгнание, а властью завладела группировка знати во главе с Суюнбике, а потом ханом Едигером.
По сведениям ряда источников, в русском войске, взявшем в осаду Казань в 1552 г., были удмурты, мордвины, чуваши и марийцы. В «Степенной книге Царского Родословия» говорилось, что татары в 1551 г. вместе с мордвинами, чувашами, марийцами приняли русское подданство и приняли Шах-Али. В походе принимали участие Акпарс, Акрям, Сяр. В марийских преданиях говорилось, что марийцы согласились платить ясак русским. В штурме города они участия не принимали. Нужно отметить, что и на стороне казанцев сражались луговые марийцы. После Казанского взятия царь пожаловал земли Среднего Поволжья в кормление своим боярам и дружинникам и назначил туда своих чиновников. К управлению также привлекалась лояльная местная аристократия. Местному населению навязывалась христианизация.
Дорогая цена русской победы
Марийцы были недовольны такой ситуацией, и луговые марийцы подняли восстание против русских. Тугаевы люди в Арской стороне подняли восстание, но были разбиты прорусским татарским мирзой Камаем. Васильсурский воевода сообщал о восстании в приволжских землях. Оставив в Поволжье тысячу воинов русские вскоре были разбиты марийцами. Русские были осаждены в Казани, а восставшие, провозгласив целью восстановление Казанского ханства, основали свою столицу на Меше.
В 1553 г. Усеин-Сеит и Сарый-богатырь во главе марийско-татарского войска оказались на Горной стороне. Русское войско Б.Салтыкова-Морозова было разбито, Васильсурск и Свияжск были осаждены, а марийцы начали нападать на нижегородские, муромские и вятские волости.
В 1553 г. против восставших направили войска Ф.Адашева и казаков, которые пришли на Волгу, Каму и Вятку. В конце года русские собрали значительное войско из русских, лояльных к себе мордвинов, чувашей, татар, марийцев.
Зимой 1554—1555 г. русские опустошили марийский край, а пришедшие на Арскую сторону луговые марийцы надеялись поднять на борьбу татар и удмуртов, но это им не удалось. Разгневаные марийцы начали громить татарские поселения. Весной и летом 1555 г. марийцы нападали на коммуникации русских. Мамыч-Бердей просил Йусуфа назначить их правителем Ахполбея, что ногайцы и сделали.
Зимой 1556 г. Ахполбей погиб. В посольских книгах сказано, что из Казани (от казанских татар) к ногайцам прибыл посол Кулай, который просил Йусуфа назначить казанским правителем Али-мирзу. Ногайцы считали, что Казанское ханство со всеми его землями должно принадлежать ногайцам и требовали отдать их. Они ставили себе в заслугу, что не принимали послов казанцев. Русские же считали эти земли своими по праву завоевателя и отвечали отказом.
В апреле 1557 г. марийцы пришли в Арскую и Горную стороны. На Горной стороне горные марийцы и русские под руководством И.Коврова разбили отряд Ахмачека. Вторжение на Арскую сторону также было отбито. Сыновья Мамыч-Бердея, сотники Абыз и Енебяк присягнули русскому царю. А. Курбский отмечал, что победа в войне 1552—1557 гг. досталось дорогой ценой. На службе у русских находились Шах-Али, Кайбула, Саин-Булат вместе со своими служивыми татарами. Они вместе с лояльными русским горными марийцами принимали участие в кампаниях Ивана Грозного в Прибалтике.
Репродукция картины Георгия Тайгильдина «Арест Мамич-Бердея»
С надеждой на крымцев
Последующие Черемисские войны имели схожий характер. Марийцы поднимали восстания и вели характерную для себя партизанскую войну. Они в 1572 г. подняли восстание пользуясь тем, что основные силы русских в то время воевали в Прибалтике против поляков, литовцев, шведов, а также находились на южных форпостах против крымцев. Русской администрации и сборщиков податей в отличии от Горной стороны не было на Луговой стороне.
В 1565—1568 гг. в Писцовой книге по Казани указывалось на постоянные нападения луговых марийцев на служивых татар и чуваш. Галицкий летописец указывал, что в 1568 г. на Галич приходили луговые черемисы. Генрих Штаден указывал, что луговые и горные черемисы (марийцы) грабят суда по Волге.
В 1571 г. случилось большое восстание, когда марийцев стали мобилизовать для участия в Ливонской войне. В 1572 г. полыхал весь Волго-Уральский регион. Марийцы нападали на костромские, нижегородские, вятские, пермские земли. Нападению подверглись земли Чухломского уезда. Разорялись монастырские земли в Поволжье. Такое восстание было вызвано известием о сожжении Москвы Девлет-Гиреем. Кроме того, на русские земли нападали сибирские татары. По данным вычегодско-вымской летописи, в 1573 г. сын сибирского хана Кучума Маметкул напал на Пермь.
По данным Строгановской летописи, на владения Строгановых в 1572 г. напали марийцы, башкиры и ханты. В 1573 г. в летописи сказано о походе сибирских татар Маметкула на Пермь Великую. Имея в своем распоряжение ограниченные силы, русские обещаниями льгот и амнистии переманили часть восставших на свою сторону. Из казаков, манси и хантов формировались отряды для борьбы с восставшими. Да и желающих воевать против русских после разгрома крымцев и ногайцев в битве при Молодях в 1572 г. поубавилось.
Зимой 1572—1573 гг. русские вторглись в земли луговых и горных марийцев и много их опустошили. Однако помощь со стороны ногайцев позволила марийцам еще некоторое время продержаться.
Конец восстаний
В 80-х гг. XVI в. марийцы подняли последнее большое восстание. Исаак Масса отмечал угнетение чинимое марийцам русскими. Джильс Флетчер говорил о больших податях, налагаемых русскими. Систему власти, которая была на территориях татар и горных марийцев русские начали распространять и на луговых марийцев. Чиновники и служивые чинили большой произвол на Горной стороне. В земли луговых марийцев начали отправлять сборщиков податей и глав администрации. Марийцы бежали на Урал, где нападали на русские земли.
В 1576 г. на них отправили войско Тюфякина и Нарышкина. В 1580 г. от ногайского бия Уруса к луговым марийцам было отправлено четыре посла. В 1581 г. ногайцы предприняли набеги на русские земли, а на западе начал большое наступление Стефан Баторий. Ханты и манси во главе с Бегбелием Агтаковым атаковали Сылвенский острог.
Зимой 1581—1582 гг. началось восстание, которое охватило Горную и Луговую стороны. Набегам подверглись вятские земли и марийские отряды находились недалеко от Хлынова. В 1582 г. с литовцами и поляками русские заключили мир, а в Крымском ханстве боролись за власть преемники Девлет-Гирея. Ногайское войско, шедшее на помощь марийцам, было разбито русскими отрядами из Казани. Русских поддержали служивые татары. Несмотря на партизанскую войну к весне 1583 г. восстание на Горной стороне было подавлено.
Весной 1583 г. русские основали Козьмодемьянск и опустошили Луговую сторону. Зимой 1583—1584 г. царь направил новое войско против луговых марийцев, однако и к лету 1584 г. восстание марийцев еще не было подавлено. Лев Сапега преувеличивал, когда писал о свергнувших иго черемисах. Однако марийская проблема была актуальна почти для всего правления Ивана Грозного.
На протяжении осени 1584 г. и зимы 1584-1585 г. марийцы еще оказывали сопротивление, но в 1585 г. сложили присягу Федору Иоанновичу. В 1585 г. был основан город Царевосанчурск. Восстание 1591—1592 гг. не могло сравниться по масштабу с предыдущими Черемисскими войнами. Марийцы подняли его, когда русские воевали против Швеции и Крымского ханства. В «Разрядной книге» сообщалось, что луговые марийцы разорили 16 царевых волостей.
Против восставших отправили войско из наемников и построили город Яранск. Восстание возглавляли Акмазик, Мамай, Кокша-богатырь,Чумбулат. Орудж-бек Байат (он же дон Хуан Персидский), сообщая о путешествии по Волге, говорил о нападающих на суда разбойниках.
Об авторе:
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии (1593 г.)
Горные и луговые марийцы в чем разница
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Коренное население республики Марий Эл — это марийцы (черемисы): луговые и горные. Луговые живут в основном вокруг Йошкар-Олы, на левом, луговом берегу Волги. Горные, соответственно, осели на правом, горном берегу. Есть еще восточные мари, но они чаще живут в Башкирии и Приуралье.
Скажу сразу: я — русская. Мои пращуры приехали из Кировской области, да так тут и остались. 16 лет я жила среди горных марийцев, но потом судьба перебросила меня к луговым. Пришлось заново учить язык. Горные не всегда понимают луговых, луговые — горных; их говоры сильно разнятся, более того — отличается даже алфавит. Например, у луговых есть носовой звук «н» (напоминающий французское en), а у горных — нет. Зато в горномарийской азбуке есть звук «ы краткое».
Еще со школьных уроков по культуре родного края я усвоила, что марийцы — народ вольный и доставлял местной власти хлопот не меньше, чем татарское иго. То войной пойдут на ставленников русского царя, то к Степану Разину примкнут, то к войскам Емельяна Пугачева, то на вилы поднимут агитатора советской власти. В общем, скучно тут никогда не было, что на левом берегу, что на правом.
А еще их называют последними язычниками Европы. Слово «язычники» марийцы почему-то не любят, предпочитая называть себя «последователями традиционной религии». Все усилия обратить черемисов в православие с треском проваливались. Они продолжают молиться Большому Белому Богу (Ош Кугу Юмо), чье дыхание — ветер, а радуга — лук, и проклинать его антагониста — Керемета, чье имя вообще нельзя называть.
Когда-то у горных и луговых мари было больше 100 богов. Сейчас времена изменились, из этого пантеона осталось не более 10. Тем не менее, марийцы уверены, что все мы — часть природы, которую следует почитать. Из этого поклонения проистекает и всеобщая гармония с собой и с миром. Своеобразный вариант поволжского буддизма.
Марийцы молятся богам в священных рощах (кстати, они охраняются государством), жертвуют им водоплавающих птиц (уток и гусей), деньги, хлеб или крупу, а руководит всем процессом карт — верховный жрец. Если вы думаете, что в рощи ходят только бабушки, заставшие Ленина, то ошибаетесь. Хорошо помню, как на кухне студенческого общежития, девочки обсуждали: «А ты ездила в июне на молебен? А я нет, сессия была. А что надела? Какой платок? А я вот платье купила белое, пока в шкафу висит. Жалко». Соседки охотно рассказывали о том, что лучше взять с собой в рощу, что надеть, как себя вести и пустят ли туда вообще. Оказалось, что пустят. Главное — не отсвечивать, не ходить во время моления и не выносить ничего из рощи. А что именно происходит в роще и про другие особенности национального колдовства я расскажу завтра.
Марийцы. История этноса
История этноса.
Марийцы.
Происхождение марийского народа
Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв.
Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.
Марийцы в IX – XI вв.
В IX – XI вв. в целом завершилось формирование марийского этноса. В рассматриваемое время марийцы расселялись на обширной территории в пределах Среднего Поволжья: южнее водораздела Ветлуги и Юги и реки Пижмы; севернее реки Пьяны, верховьев Цивиля; восточнее реки Унжи, устья Оки; западнее Илети и устья реки Кильмези.
В IX – XI вв. марийцы вели меновую торговлю с соседними народами – удмуртами, мерей, весью, мордвой, муромой, мещерой и другими финно-угорскими племенами. Торговые связи с булгарами и хазарами, находившимися на относительно высоком уровне развития, выходили за рамки натурального обмена, здесь имели место элементы товарно-денежных отношений (в древнемарийских могильниках того времени найдено немало арабских дирхем). На территории, где проживали марийцы, булгары даже основывали торговые фактории типа Мари-Луговского селища. Наибольшая активность булгарских купцов приходится на конец Х – начало XI вв. Каких-либо явных признаков тесных и регулярных связей марийцев с восточными славянами в IX – XI вв. пока не обнаружено, вещи славяно-русского происхождения в марийских археологических памятниках того времени единичны.
По совокупности имеющихся сведений трудно судить о характере контактов марийцев в IX – XI вв. с их волжско-финскими соседями – мерей, мещерой, мордвой, муромой. Однако согласно многочисленным фольклорным произведениям напряженные отношения у марийцев складывались с удмуртами: в результате целого ряда сражений и мелких стычек последние были вынуждены покинуть Ветлужско-Вятское междуречье, отступив на восток, на левый берег Вятки. Вместе с тем среди имеющегося археологического материала никаких следов вооруженных конфликтов между марийцами и удмуртами не найдено.
Отношения марийцев с волжскими булгарами видимо, не ограничивались только торговлей. По меньшей мере, часть марийского населения, граничившая с Волжско-Камской Булгарией, платила этой стране дань (харадж) – вначале как вассалу-посреднику хазарского кагана (известно, что в Х в. и булгары, и марийцы – ц-р-мис – были подданными кагана Иосифа, правда, первые находились в более привилегированном положении в составе Хазарского каганата), затем как независимому государству и своеобразному правопреемнику каганата.
Марийцы и их соседи в XII – начале XIII вв.
XII – начало XIII вв. ознаменовались заметным ростом славяно-русского и падением булгарского влияния на марийцев (особенно в Поветлужье). В это время появляются русские переселенцы в междуречье Унжи и Ветлуги (Городец Радилов, впервые упомянутый в летописях за 1171 г., городища и селища на Узоле, Линде, Везломе, Ватоме), где еще встречались поселения марийцев и восточных меря, а также на Верхней и Средней Вятке (города Хлынов, Котельнич, поселения на Пижме) – на удмуртских и марийских землях.
Территория расселения марийцев, по сравнению с IX – XI вв., существенных изменений не претерпела, однако продолжалось постепенное ее смещение на восток, что во многом было обусловлено продвижением с запада славяно-русских племен и славянизирующихся финно-угров (в первую очередь, меря) и, возможно, продолжавшимся марийско-удмуртским противостоянием. Передвижение мерянских племен на восток происходило небольшими семьями или их группами, и дошедшие до Поветлужья переселенцы, скорее всего, смешались с родственными марийскими племенами, полностью растворившись в этой среде.
Под сильным славяно-русским влиянием (очевидно, при посредничестве мерянских племен) оказалась материальная культура марийцев. В частности, согласно археологическим исследованиям, вместо традиционной местной лепной керамики приходит посуда, изготовленная на гончарном круге (славянская и «славяноидная» керамика), под славянским влиянием изменился облик марийских украшений, предметов обихода, орудий труда. Одновременно среди марийских древностей XII – начала XIII веков становится гораздо меньше булгарских вещей.
Марийцы в составе Золотой Орды
Марийцы подчинялись Золотой Орде через булгарских феодалов и ханских даруг. Основная часть населения была разделена на административно-территориальные и податные единицы – улусы, сотни и десятки, которыми руководили подотчетные ханской администрации сотники и десятники – представители местной знати. Марийцы, как и многие другие подвластные золотоордынскому хану народы, должны были выплачивать ясак, ряд других податей, нести различные повинности, в том числе воинскую. Они преимущественно поставляли пушнину, мед, воск. Вместе с тем марийские земли находились на лесной северо-западной периферии империи, вдали от степной зоны, не отличался он и развитой экономикой, поэтому здесь не было установлено жесткого военно-полицейского контроля, а в наиболее труднодоступном и удаленном районе – в Поветлужье и на прилегающей территории – власть хана была лишь номинальной.
Данное обстоятельство способствовало продолжению русской колонизации марийских земель. Появилось больше русских поселений на Пижме и Средней Вятке, началось освоение Поветлужья, Окско-Сурского междуречья, а затем и Нижней Суры. В Поветлужье русское влияние было особенно сильным. Судя по «Ветлужскому летописцу» и другим заволжским русским летописям позднего происхождения, многие местные полумифические князья (кугузы) (Кай, Коджа-Яралтем, Бай-Борода, Кельдибек) принимали крещение, находились в вассальной зависимости от галицких князей, заключая иногда против них военные союзы с золотоордынцами. Видимо, схожая ситуация была на Вятке, где развивались контакты местного марийского населения с Вятской Землей и Золотой Ордой.
Сильное влияние одновременно и русских, и булгар ощущалось в Приволжье, особенно в его горной части (в Мало-Сундырском городище, Юльяльском, Носельском, Красноселищенском селищах). Однако здесь русское влияние постепенно росло, а булгарско-золотоордынское ослабевало. К началу XV в. междуречье Волги и Суры фактически стало частью Московского великого княжества (до этого – Нижегородского), еще в 1374 г. на Нижней Суре была основана крепость Курмыш. Отношения между русскими и марийцами складывались сложно: мирные контакты сочетались с периодами войн (взаимные набеги, походы русских князей на Булгарию через марийские земли с 70-х гг. XIV вв., нападения ушкуйников во второй половине XIV – начале XV вв., участие марийцев в военных акциях золотоордынцев против Руси, например, в Куликовской битве).
Продолжались массовые переселения марийцев. В результате монголо-татарского нашествия и последующих набегов степных воинов многие марийцы, жившие на правом берегу Волги, перебрались на более безопасный левый берег. В конце XIV – начале XV вв. в более северные районы и на восток были вынуждены переселиться левобережные марийцы, проживавшие в бассейне рек Меша, Казанка, Ашит, поскольку сюда устремились прикамские булгары, спасавшиеся от войск Тимура (Тамерлана), затем от ногайских воинов. Восточное направление переселения марийцев в XIV – XV вв. было обусловлено также русской колонизацией. В зоне контактов марийцев с русскими и булгаро-татарами протекали и ассимиляционные процессы.
Экономическое и социально-политическое положение марийцев в составе Казанского ханства
Казанское ханство возникло в период распада Золотой Орды – в результате появления в 30 – 40-е гг. XV в. в Среднем Поволжье золотоордынского хана Улу-Мухаммеда, его двора и боеспособного войска, которые в совокупности сыграли роль мощного катализатора в деле консолидации местного населения и создания государственного образования, равносильного пока еще децентрализованной Руси.
Марийцы не были включены в состав Казанского ханства насильственным путем; зависимость от Казани возникла в силу стремления предотвратить вооруженную борьбу с целью совместного противостояния Русскому государству и в порядке сложившейся традиции выплаты дани булгарским и золотоордынским представителям власти. Между марийцами и казанским правительством установились союзные, конфедеративные отношения. Вместе с тем существовали заметные различия в положении горных, луговых и северо-западных марийцев в составе ханства.
У основной части марийцев экономика была комплексной, с развитой земледельческой основой. Лишь у северо-западных марийцев из-за природных условий (они проживали в районе почти сплошных болот и лесных массивов) земледелие играло второстепенную роль по сравнению с лесными промыслами и скотоводством. В целом основные черты хозяйственной жизни марийцев XV – XVI вв. не претерпели существенных изменений по сравнению с предшествующим временем.
Горные марийцы, проживавшие, как и чуваши, восточная мордва и свияжские татары, на Горной стороне Казанского ханства, выделялись активным участием в контактах с русским населением, относительной слабостью связей с центральными областями ханства, от которых они были отделены крупной рекой Волгой. Вместе с тем Горная сторона находилась под достаточно жестким военно-полицейским контролем, что было связано с высоким уровнем ее экономического развития, промежуточным положением между русскими землями и Казанью, ростом влияния России в этой части ханства. В Правобережье (в силу его особого стратегического положения и высокого хозяйственного развития) несколько чаще вторгались иноземные войска – не только русские ратники, но и степные воины. Положение горных людей осложнялось наличием магистральных водных и сухопутных дорог на Русь и в Крым, поскольку постойная повинность была весьма тяжкой и обременительной.
Луговые марийцы в отличие от горных, не имели тесных и регулярных контактов с Русским государством, они в большей степени были связаны с Казанью и казанскими татарами в политическом, экономическом, культурном отношении. По уровню своего хозяйственного развития луговые марийцы не уступали горным. Более того, экономика Левобережья накануне падения Казани развивалась в относительно стабильной, спокойной и менее жесткой военно-политической обстановке, поэтому современники (А.М.Курбский, автор «Казанской истории») описывают благосостояние населения Луговой и особенно Арской стороны наиболее восторженно и красочно. Размеры выплачиваемых податей населения Горной и Луговой сторон тоже сильно не отличались. Если на Горной стороне сильнее ощущалось бремя постойной повинности, то на Луговой – строительной: именно население Левобережья возводило и поддерживало в надлежащем состоянии мощные фортификационные сооружения Казани, Арска, различные остроги, засеки.
Северо-западные (ветлужские и кокшайские) марийцыбыли относительно слабо втянуты в орбиту ханской власти из-за удаленности от центра и из-за относительно низкого хозяйственного развития; в то же время казанское правительство, опасаясь русских воинских походов с севера (с Вятки) и северо-запада (со стороны Галича и Устюга), стремились к союзническим отношениям с ветлужскими, кокшайскими, пижанскими, яранскими марийскими предводителями, также видевшими выгоду в поддержке захватнических действий татар по отношению к окраинным русским землям.
«Военная демократия» средневековых марийцев.
Марийские патриархальные семьи объединялись в патронимические группы (насыл, тукым, урлык), а те – в более крупные поземельные союзы (тистэ). Их единство основывалось не на кровнородственных связях, а на принципе соседства, в меньшей степени – на хозяйственных связях, которые выражались в разного рода взаимных «помочах» («вÿма»), совместном владении общими угодьями. Поземельные союзы являлись, кроме всего прочего, союзами военной взаимопомощи. Возможно, тисте были территориально совместимы с сотнями и улусами периода Казанского ханства. Сотнями, улусами, десятками руководили сотники или сотенные князья («шÿдöвуй», «лужа»), десятники («лувуй»). Сотники присваивали себе какую-то часть ясака, взимаемого ими в пользу ханской казны с подчиненных рядовых общинников, но при этом пользовались среди них авторитетом как умные и мужественные люди, как умелые организаторы и военные предводители. Сотники и десятники в XV – XVI вв. еще не успели порвать с первобытной демократией, вместе с тем власть представителей знати все более приобретала наследственный характер.
Феодализация марийского общества ускорялась благодаря тюрко-марийскому синтезу. По отношению к Казанскому ханству рядовые общинники выступали как феодально-зависимое население (фактически они были лично свободными людьми и входили в состав своеобразного полуслужилого сословия), а знать – как служилые вассалы. Среди марийцев стали выделяться в особое военное сословие представители знати – мамичи (имильдаши), богатыри (батыры), которые, вероятно, уже имели некоторое отношение к феодальной иерархии Казанского ханства; на землях с марийским населением стали появляться феодальные владения – беляки (административно-податные округа, даваемые казанскими ханами в награду за службу с правом взимания ясака с земельных и различных промысловых угодий, находившихся в коллективном пользовании марийского населения).
Господство военно-демократических порядков в средневековом марийском обществе явились той средой, где были заложены имманентные импульсы к набегам. Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения или чтобы расширить территорию, теперь становится постоянным промыслом. Имущественное расслоение рядовых общинников, хозяйственная деятельность которых затруднялась недостаточно благоприятными природными условиями и невысоким уровнем развития производительных сил, приводило к тому, что многие из них начинали в большей мере обращаться за пределы своей общины в поисках средств для удовлетворения своих материальных потребностей и в стремлении поднять свой статус в обществе. Феодализировавшаяся знать, которая тяготела к дальнейшему увеличению богатства и своего социально-политического веса, тоже стремилась за пределами общины найти новые источники обогащения и усиления своей власти. В результате возникала солидарность двух различных слоев общинников, между которыми формировался «военный союз» с целью экспансии. Поэтому власть марийских «князей» наряду с интересами знати все еще продолжала отражать и общеплеменные интересы.
Наибольшую активность в набегах среди всех групп марийского населения проявляли северо-западные марийцы. Это было обусловлено их относительно низким уровнем социально-экономического развития. Луговые и горные марийцы, занятые земледельческим трудом, принимали менее активное участие в военных походах, к тому же местная протофеодальная верхушка имела иные, кроме военных, способы усиления своей власти и дальнейшего обогащения (в первую очередь, за счет укрепление связей с Казанью)
Присоединение горных марийцев к Русскому государству
К 1551 г. в московских правительственных кругах созрел план присоединения Казанского ханства к России, предусматривавший отторжение Горной стороны с последующим превращением ее в опорную базу для захвата остальной части ханства. Летом 1551 г., когда был возведен мощный военный форпост в устье Свияги (крепость Свияжск), удалось осуществить присоединение Горной стороны к Русскому государству.
Причинами вхождения горных марийцы и остального населения Горной стороны в состав России, по всей видимости, явились: 1) ввод многочисленного контингента русских войск, возведение города-крепости Свияжска; 2) бегство в Казань местной антимосковской группы феодалов, которая могла бы организовать сопротивление; 3) усталость населения Горной стороны от опустошительных вторжений русских войск, его стремление установить мирные отношения путем восстановления московского протектората; 4) использование русской дипломатией антикрымских и промосковских настроений горных людей в целях непосредственного включения Горной стороны в состав России (на действия населения Горной стороны серьезно повлияло прибытие на Свиягу вместе с русскими воеводами бывшего казанского хана Шах-Али в сопровождении пятисот татарских феодалов, поступивших на русскую службу); 5) подкуп местной знати и рядовых воинов-ополченцев, освобождение горных людей от налогов на три года; 6) сравнительно тесные связи народов Горной стороны с Россией в предшествующие присоединению годы.
По поводу характера присоединения Горной стороны к Русскому государству среди историков не сложилось единого мнения. Одна часть ученых считает, что народы Горной стороны вошли в состав России добровольно, другие утверждают, что это был насильственный захват, третьи придерживаются версии о мирном, но вынужденном характере присоединени. Очевидно, в присоединении Горной стороны к Русскому государству свою роль сыграли как причины и обстоятельства военного, насильственного, так и мирного, ненасильственного характера. Эти факторы взаимно дополнили друг друга, придав вхождению горных марийцев и других народов Горной стороны в состав России исключительное своеобразие.
Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552 – 1557 гг.
Летом 1551 – весной 1552 гг. Русское государство оказывало мощное военно-политическое давление на Казань, была начата реализация плана постепенной ликвидации ханства путем устройства казанского наместничества. Однако в Казани антирусские настроения были слишком сильны, вероятно, они росли по мере увеличения давления со стороны Москвы. Как следствие, 9 марта 1552 г. казанцы отказались впускать в город русского наместника и сопровождавшие его войска, а весь план бескровного присоединения ханства к России рухнул в одночасье.
Весной 1552 г. на Горной стороне вспыхнуло антимосковское восстание, в результате которого была фактически восстановлена территориальная целостность ханства. Причинами восстания горных людей явились: ослабление военного присутствия русских на территории Горной стороны, активные наступательные действия левобережных казанцев при отсутствии ответных мер со стороны русских, насильственный характер присоединения Горной стороны к Русскому государству, отбытие Шах-Али за пределы ханства, в Касимов. В результате крупномасштабных карательных походов русских войск восстание было подавлено, в июне-июле 1552 г. горные люди повторно дали присягу русскому царю. Так, летом 1552 г. горные марийцы окончательно вошли в состав Русского государства. Результаты восстания убедили горных людей в бесперспективности дальнейшего сопротивления. Горная сторона, являясь наиболее уязвимой и в то же время важной в военно-стратегическом плане частью Казанского ханства, не могла стать мощным очагом народно-освободительной борьбы. Очевидно, заметную роль сыграли и такие факторы, как привилегии и всевозможные дары, предоставленные московским правительством горным людям в 1551 г., наличие опыта многосторонних связей мирного характера местного населения с русскими, сложный, противоречивый характер отношений с Казанью в предшествующие годы. Вследствие этих причин большинство горных людей во время событий 1552 – 1557 гг. оставалось лояльным власти русского государя.
В период Казанской войны 1545 – 1552 гг. крымские и турецкие дипломаты вели активную работу по созданию антимосковского союза тюрко-мусульманских государств, чтобы противостоять мощной русской экспансии в восточном направлении. Однако объединительная политика провалилась из-за промосковской и антикрымской позиции многих влиятельных ногайских мурз.
В битве за Казань в августе – октябре 1552 г. с обеих сторон участвовало огромное количество войск, при этом численность осаждавших превосходила численность осажденных на начальном этапе в 2 – 2,5 раза, а перед решающим штурмом – в 4 – 5 раз. Кроме того, войска Русского государства были лучше подготовлены в военно-техническом и военно-инженерном отношении; армии Ивана IV также удалось разгромить казанские войска по частям. 2 октября 1552 г. Казань пала.
В первые дни после Казанского взятия Иван IV и его окружение провели мероприятия по организации управления завоеванной страной. В течение 8 дней (со 2 по 10 октября) к присяге были приведены приказанские луговые марийцы и татары. Однако основная часть левобережных марийцев не проявила покорности и уже в ноябре 1552 г. марийцы Луговой стороны поднялись на борьбу за свою свободу. Антимосковские вооруженные выступления народов Среднего Поволжья после падения Казани принято называть Черемисскими войнами, поскольку в них наибольшую активность проявляли марийцы, вместе с тем повстанческое движение в Среднем Поволжье в 1552 – 1557 гг. является, по своей сути, продолжением Казанской войны, и главной целью его участников было восстановление Казанского ханства. Народно-освободительное движение 1552 – 1557 гг. в Среднем Поволжье было вызвано следующими причинами: 1) отстаивание своей независимости, свободы, права жить по-своему; 2) борьба местной знати за восстановление порядков, существовавших в Казанском ханстве; 3) религиозное противостояние (поволжские народы – мусульмане и язычники – серьезно опасались за будущее своей религий и культуры в целом, поскольку сразу же после взятия Казани Иван IV стал разрушать мечети, возводить на их месте православные храмы, уничтожать мусульманское духовенство и проводить политику насильственного крещения). Степень влияния тюрко-мусульманских государств на ход событий в Среднем Поволжье в указанный период была ничтожной, в некоторых случаях потенциальные союзники даже мешали повстанцам.
Движение сопротивления 1552 – 1557 гг. или Первая Черемисская война развивалась волнами. Первая волна – ноябрь – декабрь 1552 г. (отдельные вспышки вооруженных выступлений на Волге и близ Казани); вторая – зима 1552/53 – начало 1554 гг. (наиболее мощная стадия, охватившая все Левобережье и часть Горной стороны); третья – июль – октябрь 1554 г. (начало спада движения сопротивления, раскол среди повстанцев из Арской и Побережной сторон); четвертая – конец 1554 – март 1555 гг. (участие в антимосковских вооруженных выступлениях только левобережных марийцев, начало руководства повстанцами сотником из Луговой стороны Мамич-Бердеем); пятая – конец 1555 – лето 1556 гг. (повстанческое движение под предводительством Мамич-Бердея, поддержка его арскими и побережными людьми – татарами и южными удмуртами, пленение Мамич-Бердея); шестая, последняя – конец 1556 – май 1557 гг. (повсеместное прекращение сопротивления). Все волны получали свой импульс на Луговой стороне, при этом левобережные (луговые и северо-западные) марийцы проявили себя как самые активные, бескомпромиссные и последовательные участники движения сопротивления.
Казанские татары тоже принимали активное участие в войне 1552 – 1557 гг., борясь за восстановление суверенитета и независимости своего государства. Но все же их роль в повстанческом движении, за исключением некоторых его этапов, не была главной. Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, татары в XVI в. переживали период феодальных отношений, они были классово дифференцированы и такой солидарности, какая наблюдалась у левобережных марийцев, не знавших классовых противоречий, у них уже не было (во многом из-за этого участие низов татарского общества в антимосковском повстанческом движении не отличалось устойчивостью). Во-вторых, внутри класса феодалов шла борьба между родами, что было обусловлено притоком иноземной (ордынской, крымской, сибирской, ногайской) знати и слабостью центральной власти в Казанском ханстве, и этим успешно пользовалось Русское государство, которое смогло перетянуть на свою сторону значительную группу татарских феодалов еще до падения Казани. В-третьих, близость социально-политических систем Русского государства и Казанского ханства облегчала переход феодальной знати ханства в феодальную иерархию Русского государства, в то время как марийская протофеодальная верхушка имела слабые связи с феодальной структурой и того, и другого государства. В-четвертых, поселения татар, в отличие от большинства левобережных марийцев, находились в относительной близости от Казани, крупных рек и иных стратегически важных путей сообщения, в местности, где было мало естественных преград, которые могли бы серьезно осложнить передвижения карательных войск; к тому же это были, как правило, экономически развитые районы, привлекательные для феодальной эксплуатации. В-пятых, в результате падения Казани в октябре 1552 г. была уничтожена, пожалуй, основная масса наиболее боеспособной части татарских войск, вооруженные отряды левобережных марийцев тогда пострадали в гораздо меньшей степени.
Движение сопротивления было подавлено в результате широкомасштабных карательных операций войск Ивана IV. В ряде эпизодов повстанческие выступления принимали форму гражданской войны и классовой борьбы, однако основным мотивом оставалась борьба за освобождение своей земли. Движение сопротивления прекратилось вследствие нескольких факторов: 1) беспрерывные вооруженные столкновения с царскими войсками, приносившие неисчислимые жертвы и разрушения местному населению; 2) массовый голод и эпидемия чумы, пришедшая из заволжских степей; 3) левобережные марийцы лишились поддержки своих прежних союзников – татар и южных удмуртов. В мае 1557 г. представители практически всех групп луговых и северо-западных марийцев принесли присягу русскому царю.
Черемисские войны 1571 – 1574 и 1581 – 1585 гг.Последствия присоединения марийцев к Русскому государству
Очередное вооруженное выступление народов Поволжья и Приуралья, начавшееся в 1581 г., было вызвано теми же причинами, что и предыдущее. Новым было то, что жесткий административно-полицейский надзор начал распространяться и на Луговую сторону (приставление к местному населению голов («сторожей») – русских служилых людей, осуществлявших контроль, частичное разоружение, конфискацию лошадей). Восстание началось в Приуралье летом 1581 г. (нападение татар, хантов и манси на владения Строгановых), затем волнения перекинулись к левобережным марийцам, вскоре к ним присоединились горные марийцы, казанские татары, удмурты, чуваши и башкиры. Повстанцы блокировали Казань, Свияжск и Чебоксары, совершали далекие походы в глубь русской территории – к Нижнему Новгороду, Хлынову, Галичу. Русское правительство было вынуждено срочно прекратить Ливонскую войну, заключив перемирие с Речью Посполитой (1582 г.) и со Швецией (1583 г.), и бросить значительные силы на усмирение поволжского населения. Основными методами борьбы против восставших были карательные походы, строительство крепостей (в 1583 г. возведен Козьмодемьянск, в 1584 г. – Царевококшайск, в 1585 г. – Царевосанчурск), а также мирные переговоры, в ходе которых Иван IV, а после его смерти фактический правитель России Борис Годунов обещали желавшим прекратить сопротивление амнистию и подарки. В итоге весной 1585 г. «добили челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси черемиса вековым миром».
Вхождение марийского народа в состав Русского государства нельзя однозначно охарактеризовать как зло или благо. Как негативные, так и позитивные последствия вхождения марийцев в систему российской государственности, тесно переплетаясь друг с другом, стали проявляться практически во всех сферах развития общества. Однако марийцы и другие народы Среднего Поволжья столкнулись в целом с прагматичной, сдержанной и даже мягкой (по сравнению с западноевропейской) имперской политикой Российского государства.
Это было обусловлено не только ожесточенным сопротивлением, но и незначительной географической, исторической, культурной и религиозной дистанцией между русскими и народами Поволжья, а также восходящими к раннему средневековью традициями многонационального симбиоза, развитие которых в дальнейшем привели к тому, что обычно называют дружбой народов. Главное, что, несмотря на все страшные потрясения, марийцы все же сохранились как этнос и стали органичной частью мозаики уникального российского суперэтноса.
Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005