горные лыжи с чего начать
С чего начать?
Использованы материалы Жоры Дубенецкого
СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ, ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК
Старайтесь не растопыривать палки в стороны, не выставлять их вперед и не волочить их по снегу. И вообще палки должны почти постоянно (за исключением момента нанесения укола) находиться практически параллельно друг другу, кольца палок находятся чуть позади ботинок. Если Вы этого добьетесь, то впоследствии сможете контролировать положение и движение палок автоматически.
Для постановки правильного положения коленей и ощущения работы ног имеет смысл покататься без палок, взяв себя руками за ноги чуть выше коленей. Этот прием перенесет вес Вашего тела вперед и поможет Вам достаточно хорошо почувствовать поочередную загрузку Ваших лыж (напряжение мышц на ногах) и поможет начать выполнять параллельные повороты с проскальзыванием лыж. Колени, конечно-же, должны быть полусогнуты, взгляд устремлен далеко вперед.
И еще раз скажу: колени полусогнуты и мягкие.
Начинайте проверку Вашей стойки не со сгибания коленей, а с наклона верхней части корпуса. Если Вы, уже на лыжах, только согнете колени, то это движение в сочетании с мощной задней поддержкой, которую обеспечивают горнолыжные ботинки, может привести к тому, что Ваша стойка будет очень сильно напоминать человека, сидящего на унитазе. Если при этом Вы сильно выставляете руки вперед, то может создасться впечатление, что Вы еще и газету читаете. Это не совсем правильное положение тела для катания на горных лыжах. А вот если Вы согнетесь в пояснице, то скорее всего, Ваши колени согнутся следом за поясницей почти автоматически.
Не пытайтесь перенять стойку и технику катания хороших лыжников на простых пологих трассах, поскольку многие из них на таких трассах расслябляются, катаются с загрузкой внутренней лыжи, без упора на палку, или поворачивают, сильно закручивая корпус внутрь поворота и заставляя лыжи следовать за корпусом. Гораздо полезнее внимательно посмотреть, что те-же лыжники делают в сложных местах, и попытаться повторить самостоятельно на склоне, который Вам «по зубам».
И не старайтесь резко подпрыгнуть для разгрузки лыж. Без опоры (и очень интенсивной!) на палку это приведет к полному Вашему распрямлению и ма-а-аленькому подпрыгиванию с последующим жестким хлопком лыж о снег. Лучше попробуйте стоя на снегу (без уклона) опереться о палки, стоящие почти у носков лыж и в этом положении, сильно и резко приседая и выпрямляясь, попрыгать так, чтобы пятки ваших лыж перемещались вправо-влево, а носки лыж при этом оставались-бы на месте.
Смотрите вперед и вдаль, не опускайте голову.
Выносите палку коротким движением кисти вперед непосредственно перед уколом.
Не вытягивайте вперед руку для нанесения укола. Старайтесь делать короткое движение кистью руки с одновременным коротким-же движением руки немного вперед и немедленно после укола убирайте руку с палкой «на место».
Много букв про первые шаги на горных лыжах – на склоне, без инструктора
Дорого – если в качестве цели вам попался некто принципиальный(-ая), которому(-ой) вы что-то сломали, повредили или порвали. Замечу в скобках, что въезжать в деревья и опоры – тоже не подарок. Не верите – проверьте сами, но… не советую.
Если такой итог первых спусков вас не устраивает, читаем дальше.
Самое главное умение горнолыжника – умение балансировать. Во всех смыслах. В частности, выбирать оптимальное соотношение цена-качество одежды, снаряжения, курорта… Но сейчас о технике катания, так что – баланс, как умение держать равновесие.
Итак, купили снаряжение и нанимаем инструктора. Не хотите? Сейчас я скажу: и правильно. На этом этапе вы действительно легко обойдетесь без инструктора. Честные инструктора, скрипя зубами от бессильной злобы, это подтвердят. Дело в том, что все лыжные школы первое занятие проводят на ровном месте. Конечно, всем хочется сразу ехать, но сначала нужно привыкнуть к движению по скользкому основанию с лишними килограммами на ногах, попытаться почувствовать связь с лыжами через ботинки, научиться балансировать, переступать и скользить.
Самые первые шаги, если очень не терпится, можно сделать даже дома. Если площадь комнаты позволяет, ничего не разрушив, походить в ботинках, а затем и в лыжах.
Надеваем ботинки, берём в руки палки и стоим. Основная стойка горнолыжника (сейчас «гуру» будут забрасывать тухлыми яйцами, утверждая, что «стойка» всегда динамическая, и вообще её не существует). Смываем стекающие яйца и движемся дальше. Итак, стойка. Расстояние между ступнями – 15-20 см. Ступни параллельны друг другу, ноги слегка согнуты в коленях, корпус слегка наклонен вперед. Я написал «слегка», а не «достать руками до пола»! Кстати, о руках. Руки немного согнуты в локтях, вытянуты вперед и в стороны, палки вертикальны, упираются в пол. Расстояние между кистями рук – примерно 50 см.
Задача – постарайтесь почувствовать, как ваш вес равномерно распределяется по всей площади стопы, а голеностоп слегка упирается в язык ботинка. Покачайтесь медленно и аккуратно вперёд-назад, поймайте ощущения нагрузки на всю стопу, затем – на переднюю часть стопы, зону пальцев и плюсны, потом на пятку. Теперь переставьте палки ещё немного вперед, ладони положите на их торцы и пытайтесь переместить свой вес на носки ботинок (то есть, наклонив вперед всё тело, а не только верхнюю часть корпуса, пытайтесь встать «на цыпочки»), опираясь на палки.
Новый этап – выйти со снаряжением на снег, обуться и походить в ботинках. Скорее всего, вам в любом случае нужно будет дойти от места, где вы переобувались, до подходящей площадки. Поэтому пару слов о том, как переносить лыжи. Начинающего лыжника можно определить по тому, как он несёт снаряжение. Лыжи не на плече, а в руках, при этом и лыжи, и палки не сложены аккуратно, а торчат одновременно во все стороны, периодически выпадая из рук. «Душераздирающее зрелище». Особенно, когда при попытке повернуть голову поворачивается вся тушка, при этом конец одной из торчащих крестообразно лыж втыкается в чей-нибудь глаз. Круто, чё… А если всё это ещё дополнено расстегнутыми ботинками, съехавшей на одно ухо шапкой и распахнутой курткой, диагноз «чайник» поставит даже неопытный диагност.
Поэтому следующее упражнение – переноска лыж. Когда вы переносите лыжи на небольшое расстояние, в руке их нужно нести вертикально, скользящие поверхности приложены друг к другу, чтобы не повредить канты, при этом рычаги ски-стопов сцеплены (сложите лыжи и сдвиньте одну так, чтобы рычаги сцепились). Если расстояние значительное, то сцепленные ски-стопами лыжи кладутся на плечо носками вперёд, палки переносятся в другой руке. Походите немного с лыжами на плече, опираясь на палки – почувствуйте, как это делается.
Добрались до подходящего места? Теперь можно встегнуться в лыжи (сначала вставляете носок ботинка в переднюю головку креплений, а затем с силой встёгиваете пятку ботинка в расстегнутую перед этим пятку крепления) и аккуратно, чтобы не упасть сразу же, попытаться пошагать в лыжах – вперёд и назад, поддерживая равновесие при помощи палок.
Это не бессмысленное занятие – поверьте, это тренировка, вы учитесь балансировать на одной ноге, используя палки в качестве опоры. Заодно и встёгиваться в крепления научитесь. А чтобы расстегнуть их, с силой надавите при помощи палки на специальную педаль сзади, одновременно слегка сгибая ногу в колене и перенося вес на носок. Походите ещё – и в ботинках, и с лыжами на ногах. На ровной площадке всё это проделывать легче, а следующее занятие на склоне пройдет эффективнее.
Упражнений в сети можно найти много. Лучше всего все нелепые (на первый взгляд) телодвижения проделывать где-нибудь на горизонтальном участке выката склона, в стороне от зоны торможения. На мой взгляд, конкретные упражнения непринципиальны: главное – почувствовать лыжи на ногах, ощутить границы своих движений, привыкнуть к снаряжению и освоить баланс и скольжение. Не жалейте времени (понимаю – хочется побыстрее съехать, но поверьте: в данном случае торопиться не нужно). Поэтому – двигайтесь.
Все последующие упражнения надо выполнять не торопясь, поочерёдно на каждой ноге с опорой на обе палки. Поднимите одну лыжу параллельно снегу (согнув ногу в колене), постойте пару секунд, опустите.
Поднимите одну лыжу так, чтобы носок её остался на снегу, а поднялась только пятка. Для этого немного отклонитесь всем телом вперёд, так, чтобы голень сильно давила на язык ботинка – так будет удобнее. Возможно, палки придётся поставить перед ботинками, возможно также, что лыжи начнут скользить – так что двигайтесь аккуратно и не торопясь, при этом старайтесь почувствовать баланс. Опустите лыжу на снег.
Пошагайте вперед, толкаясь по очереди палками – попеременнм ходом. Постепенно старайтесь скользить всё дольше. Не задумывайтесь о правых и левых руках и ногах, шагайте, как шагается.
Почувствуйте сопротивление снега лыжам, упор на палки и то, насколько широко нужно шагать и сильно отталкиваться. Затем, на укатанном снегу (не в сугробах) оттолкнитесь сразу двумя палками, держите лыжи рядом. Поскользите так несколько раз. Затем толкайтесь сильнее, ещё сильнее, ещё – почувствуйте, что чтобы отталкивать сильнее и скользить дальше, нужно приседать. Ощутите – насколько нужно приседать, чтобы не делать это чрезмерно. Сильно отолкнитесь несколько раз подряд, попробуйте развить хоть какую-то скорость.
Теперь снова движемся попеременным ходом, причём сначала по прямой, потом сделайте большой круг влево, потом круг вправо. Когда чуть-чуть освоитесь, попробуйте пройти восьмерку.
А теперь – коньковый ход. Также, как это делают лыжники и батлонисты, но с тяжелыми ботинками и лыжами на ногах. Да, и это движение тоже пригодится в дальнейшем. Попробуйте преодолеть коньковым ходом какое-то расстояние, хотя бы метров десять – пятнадцать. Не торопясь! Для этого вам потребуется уже умение и отталкиваться, и переносить вес с одной ноги на другую в нужный момент, и баланс в передне-заднем направлении, и координация движений. Может и не получиться сразу – отдохните, но научитесь это делать обязательно. Очень невредно для развития способности балансировать на лыжах.
Устали? Тогда снова упражнения без особой нагрузки – переступание. Вытопчите на снегу два «солнышка»: вокруг носков лыж, а затем и вокруг пяток. Постарайтесь, чтобы центр круга был как можно меньше, а круг – ровнее.
Ещё пара упражнений, уже посложнее, особенно для не слишком физически активных офисных клерков: встегнуться в лыжи, принять основную стойку (вспоминаем!), наклониться вперед, опираясь на палки. Затем снова в основную стойку и сесть назад – как на стул, но без стула. Встать с опорой на палки. Потом снова сесть и снова встать, но попытаться это сделать без опоры на палки.
Все вышеописанное займет у вас час – полтора. Надоест, конечно, гораздо раньше, но не вру: пригодится все, что вы проделываете, и чем дольше вы будете все эти упражнения проделывать, тем лучше освоитесь на горных лыжах и лучше сможете удерживать равновесие в сложных ситуациях. То есть все эти упражнения реально помогут вам быстрее прогрессировать при катании.
Надеюсь, вы уже прочитали и другие заметки автора для начинающих:
10 лайфхаков для начинающих горнолыжников
Главный пункт для любого лыжника. Ведь от того, как он будет одет, зависит, во-первых, насколько удобно ему будет передвигаться, а, во-вторых, комфортно ли он будет чувствовать себя при различных погодных условиях. Для катания понадобится специальный костюм, шлем, ботинки, перчатки и очки. При их выборе необходимо учитывать различные характеристики, к примеру, водостойкость и паропроницаемость. Внешний вид тоже важный параметр, но здесь важно понимать, какую сумму вы готовы переплатить за модный дизайн и бренд.
В первую очередь это касается горнолыжного костюма. Комбинезон или комплект «куртка + штаны» – каждый решает для себя сам. Это вопрос удобства и эстетики. Но точно стоит обратить внимание на современные технологичные материалы, как снаружи, так и изнутри, которые позволят не промокнуть и не замерзнуть. Новички поначалу проводят на трассе около 2-3 часов в день, для этих целей достаточно костюма с водостойкостью 10 000 мм водяного столба. Такая информация имеется на этикетке любого уважающего себя бренда. Но если вас затянет, то этого может оказаться мало. Чтобы кататься на лыжах целый день. Костюм должен иметь водостойкость от 10 000 мм и выше.
Теперь о паропроницаемости. Она характеризует, насколько эффективно мембрана куртки или штанов отводит влагу от тела. Максимальные цифры здесь нам не нужны – все-таки мы говорим о горных лыжах, а не о беговых. Тем не менее, эффективный отвод влаги – это вопрос комфорта и уменьшения риска простуды. Высокие показатели водонепроницаемости и паропроницаемости имеет экипировка с мембраной. Внутренний слой у такой одежды выводит влагу тела наружу через микропоры и в тоже время наоборот не пропускает воду с внешнего слоя во внутрь. Кстати, для начала лучше взять более яркий цвет куртки. Пусть вас лучше будет видно на склоне.
Старайтесь избегать многослойности в одежде. Чтобы не замерзнуть, даже при температуре 10-15 градусов ниже нуля, порой достаточно хорошего синтетического или шерстяного термобелья и мембранной куртки сверху. Большего не нужно – иначе возникает вероятность чрезмерного потоотделения.
Главное правило для всех горнолыжных аксессуаров – простота и удобство в использовании. Если мы говорим о перчатках, то важно не только, чтобы они не промокали, но и чтобы в них вы могли расстегнуть молнию, достать из кармана телефон (специальные сенсорные накладки на пальцах будут приятным бонусом ), снять очки или маску. Не помешает и специальный крепеж или карман на рукаве для пропуска на подъемник (ski-pass).
При выборе очков большая часть экспертов рекомендует покупать зеркальные, если вы катаетесь при ярком дневном свете, разумеется. Чем меньше солнечного света пропускают линзы, тем меньше устают глаза при катании под ярким солнцем. Есть и специальные модели для людей, которые носят очки для зрения.
Еще совсем недавно любители горнолыжного отдыха старались откреститься от этого неудобного и громоздкого аксессуара. Но технологии не стоят на месте. Некогда тяжелые модели стали намного легче, удобнее и изящнее. Теперь можно найти дизайн на любой вкус, а современные материалы практически лишают шлемы всех прежних недостатков. Но главное – делают катание безопасным. Шлем должен сидеть на голове довольно плотно – иначе при падении он может слететь или сбиться, не только не предохраняя, но даже травмируя лицо или шею райдера. Есть модели с фиксированным размером и с регулируемым. В первом варианте необходимо просто выбрать комфортный размер, учитывая что шлем должен хорошо держаться на голове даже не застегнутым. Регулировка позволяет подогнать размер более точно, но здесь важно обратить внимание, чтобы не было лишнего зазора между затылком и шлемом. Идеальная ситуация – это примерка шлема непосредственно его будущим хозяином, ведь размерный ряд внутри одного бренда может отличаться – например, у мужских и женских моделей.
Особого внимания требует выбор правильной и комфортной обуви для горных лыж. Так, ботинки должны плотно и равномерно облегать ногу, но при этом не давить и не болтаться. Проверьте также, чтобы при подъеме на носок пятка не отрывалась от стельки. Имеет значение и жесткость: для начинающих подойдет обувь из нежесткой пластмассы, в которых можно будет ходить. Выбирая обувь, отдавайте предпочтение моделям с металлическими застежками: шанс, что они пострадают от падения, на порядок ниже, чем у пластиковых.
Еще один пункт, без которого точно не обойтись. Если вы – начинающий лыжник, и не уверены, что будете продолжать кататься, то лучше взять снаряжение на прокат. Если вы все-таки решились на покупку горнолыжного снаряжения, никогда не покупайте его «на глаз». Стоит запомнить одно важное правило: самое дорогое обмундирование – не обязательно самое лучшее, а самые красивые лыжи – не обязательно самые качественные. Так что в магазин лучше отправиться с опытным другом-горнолыжником, который сможет помочь купить снаряжение, соответствующее вашей комплекции.
Многим известен тот факт, что горнолыжные трассы бывают разные. Если лыжи для вас в новинку, выберите тот курорт, где есть хорошие трассы для новичков, удобные канатные дороги, прокат качественного лыжного оборудования и грамотные инструкторы. С выбором горнолыжного курорта поможет международная маркировка горнолыжных трасс, согласно которой существует 4 типа горнолыжных склонов:
«Зеленые» – трассы для начинающих: широкие пологие склоны, заканчивающиеся большим пологим участком. Также называются «лягушатниками». Здесь проще всего учиться кататься.
«Синие» – тоже из числа простых, с пологими участками, хотя могут встречаться и неровности, но без трамплинов и перепадов по высоте. Склоны ровно заглажены и хорошо оборудованы, а вокруг них существует целая инфраструктура: все виды сервисов и развлечений.
«Красные» – трассы средней сложности, с крутым спуском по всей длине или с чередованием пологих и крутых участков. Эти спуски больше подойдут для опытных лыжников, которые уже уверенно стоят на лыжах. Начинающим пока лучше держаться подальше от них.
«Черные» – трассы повышенной сложности, рассчитанные на профессионалов: спортсменов и экстремалов. На этих трассах крутые спуски, резкие перепады высоты, а от вас потребуется умение маневрировать и совершать прыжки.
Самому научиться кататься на горных лыжах невозможно. Это важно понять сразу и не геройствовать. На друзей, пусть даже и из числа самых крутых райдеров, рассчитывать тоже стоит не всегда: хороший спортсмен далеко не всегда будет хорошим тренером. Самым правильным будет нанять инструктора – так вы точно получите положительные эмоции, сэкономите время, а если повезет – получите увлечение на всю жизнь. Опытные горнолыжники советуют в первую очередь спросить у инструктора удостоверение, гарантирующее, что он прошел обучение и сертификацию.
Едва ли не первое, чему вас обучит хороший инструктор – правильному падению. Это такая же неотъемлемая часть обучения, как и сама езда на лыжах. На горнолыжных склонах падают все – от новичков до профессионалов. И единственный выход – научиться делать это правильно.
Для начала попробуйте упасть в сторону на бок, а не вперед или назад – так вы защитите себя от вывихов. После падения постарайтесь зафиксировать свое тело, чтобы предотвратить дальнейшее скольжение вниз. Не пытайтесь сразу встать, а оставайтесь лежать, не выпрямляя ног, и постарайтесь немного приподнять лыжи, не касаясь ими склона, пока скорость скольжения не станет безопасной для этого. В противном случае велик риск получить травму и вывихнуть суставы. При падении вы рискуете еще и наткнуться на свои же палки, удариться об них или зацепиться. Поэтому не забывайте отводить их вперед и от себя.
Страховка и аптечка
Отправляясь покорять горы в первый раз, нелишним будет оформить и страховку. Особенно, если вы отравляетесь в горы впервые и еще не до конца представляете, что из себя представляет горнолыжный отдых. В случае необходимости вы будете обеспечены услугами врача, необходимыми лекарствами и медицинской помощью. Помимо страховки с собой стоит взять обычную походную аптечку, в которой будет обезболивающее, крем или мазь от растяжений, мазь с согревающим эффектом, специальный зимний солнцезащитный крем для лица, а также пластырь и эластичный бинт.
Аккуратность и мера
И напоследок несколько важных правил поведения на самом склоне, которые помогут избежать травм:
Для первого раза главное – не переусердствовать. В первый день постарайтесь оценить свои возможности по количеству спусков и сложности трасс. Для первого катания, возможно, стоит запланировать короткую поездку – например, на выходные. Конструкция пассажирского салона Volkswagen Multivan позволяет ему быть и передвижным офисом, и гостиной. Благодаря рельсовой системе автомобиль находится вне конкуренции по части удобства трансформации салона. Сиденья второго ряда вращаются на 360 градусов, чтобы пассажиры при желании могли сидеть друг напротив друга, беседуя во время поездки. Просторный салон автомобиля умещает до 7 человек. Собравшись компанией прямо в пятницу вечером, вы успеете сделать все дела по дороге к склону, а после катания – немного отдохнуть.
Если поездка в горы планируется долгосрочная, важно прислушиваться к себе и при необходимости дать своему организму выходной. Ведь обучение горнолыжному спорту – это всегда падения и серьезная, иногда нестандартная, нагрузка на мышцы.
На склоне не превышайте скорость и старайтесь держаться на достаточном расстоянии от других катающихся, чтобы успеть объехать упавшего или совершающего маневр лыжника. Сторонитесь деревьев и заборов и не пытайтесь об них тормозить.
Поднимаясь или спускаясь пешком, держитесь ближе к краям трассы.
Упал – отползи. Очень простое и полезное правило. Ведь двигающийся сзади райдер может не заметить за поворотом или в снегу неожиданное препятствие.
Если вы стали свидетелем несчастного случая, поставьте скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других лыжников о необходимости объехать место падения. Передайте информацию о несчастном случае с указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, вид склона) на станцию подъемника или лыжному патрулю.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Самоучитель по горным лыжам
Здравствуйте, я Александр Смирнов и это первый день занятий на горных лыжах. Я надеюсь, вы уже хорошо экипированы и подготовились морально. Обязательно проверьте свои крепления, чтобы избежать каких-то нежелательных последствий. Данная система упражнений, ели ее можно назвать системой, ставит своей целью не только научить вас простым движения, а создать конкретный рисунок в вашем катании, что будет ясно только через некоторое время. Поэтому постарайтесь не двигаться слишком быстро, не перескакивать через упражнения, добиваться какого-то внятного результата в каждом из них.
Я надеюсь, мои слова вас немножко взбодрили и поэтому мы можем смело перейти к просмотру самой креативно содержательной части этого видео.
Пешком в гору
Так, это первый день занятий. Для начала скажу, что когда-то мне понравилось фраза о том, что настоящие горные лыжи начинаются, когда вы начинаете ходить пешком в гору. Кто это сказал я, уже не могу вспомнить, будем считать, что это сделал я только что.
И первое задание будет поднимание в гору, обязательно на носках, ботинок вбивая их в склон так, чтобы появилось ощущение, что мы идем по ступеням лестницы. В общем, берем лыжи на плечо или как вам удобнее, палки пока что нам не будут нужны, их можно смело закинуть в ближайший сугроб.
Устройство лыж
Пока вы будете идти к горе, я немного расскажу о самих горных лыжах, о том, как они работают. Да, такая прогулка в гору хорошо заменяет разминку перед катанием, по крайне мере часть ваших мышц сможет прийти в рабочее состояние.
Лыжи представляют собой довольно сложную конструкцию и нужно понимать, как она работает, чтобы можно было достигнуть максимальных результатов. Обычно лыжи крепятся специальными устройствами, которые, естественно, называются креплениями. Эти крепления довольно жестко фиксируют ботинок и позволяют установить связь с лыжами. Расположены они довольно логично, примерно на центре лыж и таким образом это позволяет лыжнику управлять процессом катания.
Важнейшим элементов в управлении является кант лыжи, обычно он металлический и имеет довольно острый угол, что позволяет цепляться за поверхность склона. Чтобы кант мог работать эффективно, необходимо стараться загружать его по всей длине, то есть, чтобы давление распределялось по всей длине лыжи.
Лыжнику нужно расположить центр массы своего тела над центром лыжи. Пока я рассказывал, мы уже набрали необходимую высоту, обычно это буквально десяток метров по склону так, чтобы вы, делая свой первый спуск, гарантировано не набрали высокую скорость и смогли устоять на ногах, не упав со страху. Помните, падение очень опасно. Невозможно научиться, правильно падать. В катании нужно научиться обходиться без падений, хотя, конечно, есть способы смягчить последствия, но сейчас давайте предполагать идеальное катание.
Надеваем лыжи
Теперь нам нужно научиться одевать лыжи. Располагаем их поперек склона, сначала нужно пристегнуть нижнюю лыжу, для этого согните верхнюю опорную ногу в колене, а ту ногу, которая внизу под склоном, постарайтесь вставить в переднюю часть крепления, но не торопитесь сразу защелкивать пятку, опустите её так же аккуратно в заднюю часть и не защелкивая крепления заверните лыжи в нормальную плоскость и спокойно нажмите на пятку.
С верхней лыжей все гораздо удобнее, следите только, чтобы нижняя была на канте или иначе на уклоне она может покатиться вниз.
Самое время объяснить довольно интересный момент, пока вы стоите на месте и еще никуда не поехали. Для того, чтобы сейчас вам удержаться, необходимо чтобы ваши лыжи были на канте и, таким образом, вы удерживаетесь на месте, но при этом больше вы ничего не должны делать, то есть веса вашего достаточно для создания необходимого давления на склон.
Но, однако не все понимают, что в катании все будет ровно так же.
Вам просто нужно научиться правильно распределять давление на лыжи и тогда все будет практически идеально, при этом угол закантовки лыж при катании будет изменяться в диапазоне, необходимом для обеспечения максимального сцепления.
То есть — так же, как и стоя на месте, вам не нужно дополнительно увеличивать угол. На скорости картина ничем не будет отличаться.
Первое упражнение
Теперь мы можем перейти к выполнению первого упражнения. Хочу обратить внимание, что наша задача будет — освоить довольно значительную часть ощущений, свойственных горным лыжам и будет большой ошибкой воспринимать данный этап как недостаточный навык.
Итак, первое упражнение в народе называют плугом из-за характерной постановки лыж. Для того, чтобы все получилось так, как надо, сразу определимся со стойкой. Ноги ставим так, как если бы мы должны были поставить на ширине плеч, только в раза полтора шире. Лыжи разворачиваем носками друг к другу, пятки, соответственно, будут врозь.
Важно, чтобы лыжи не наезжали друг на друга, из-за особенности данного положения обе лыжи обязательно встанут на внутренний кант. Колени в этом упражнении, да и вообще всегда в катании на лыжах должны быть согнуты, а корпус естественным образом наклонен вперед. Задача, как мы помним, состоит в том, чтобы лыжи оказались загружены по всей своей длине, тогда у нас появляется возможность полностью контролировать ситуацию.
Уверен, что внимательные слушатели уже готовы задать вопрос, каким образом мы поедем вниз, а может быть и по поводу самого положения лыж. Я не забыл, что оставил вас стоящими поперек склона только что в пристегнутых лыжах. Поэтому, чтобы принять положение в соответствие с моим описанием, нам придется оставить нижнюю лыжу на месте, а верхнюю переместить вверх по склону и развернуть носком к нижнему наску, только не опирайтесь на нее сразу или иначе можете покатиться вниз.
Первый спуск
А вот теперь, если у вас все получилось, возникает второй вопрос, как начать движение. В рамках данного упражнения предполагается, что давление будет распределено между лыжами одинаково, но это произойдет только в момент, когда условная стрелка, образованная вашими лыжами будет направлена вниз.
Главное, чтобы у вас не возникало вопроса, в каком направление вам предстоит начать движение, ответ очевиден, вниз по склону. Для этого придется перенести вес вашего тела вперед и сильнее загрузить носки ваших лыж.
Помните, я просил вас идти на носочках в гору, вот такие ощущения должны возникнуть и в катании. Какие? Вспоминайте, вы шли на носках, и передняя часть стопы явно ощущала это давление, но помимо этого вы чувствовали давление на голень от язычка ботинка.
Как только вы начнете загружать носки лыж, а точнее это в основном будет загрузка нижней лыжи, вы начнете движение. сохраняйте описанное положение тела и дождитесь пока у вас естественным образом не развернет лицом вниз по склону. Сделайте ваш первый спуск. Я надеюсь, что вы услышали меня в процессе рассказа и не забрались слишком высоко. Метров пять десять вверх по склону обычно достаточно, чтобы сразу же не наделать глупостей.
Снимаем лыжи
Теперь снимаем лыжи, для этого нужно надавить на заднюю часть крепления и одновременно поднять пятку этой ноги. Я в отсутствии палок делаю это таким вот образом. Ну, можно сделать это руками или попросить помощи у прохожих.
Берем лыжи на второй подъем. Постепенно можно увеличивать высоту, на которую мы будем подниматься. Так, начнем углубляться в происходящее.
Чтобы избежать ошибок в выполнении, я должен сразу рассказать еще одну очевидную особенность. Вы помните, что мы должны загружать лыжу равномерно и для этого создать условия, чтобы центр массы нашего тела находился над центром лыжи, но, чтобы давление передавалось эффективно, нужно, чтобы оно шла прямо в лыжу, по прямой, без различных изгибов. К слову, анатомически наиболее просто это получается, когда мы даем нашим ногам работать в естественной плоскости.
Почему так подробно о столь очевидном? Дело в психологии. Нормальному человеку свойственно испытывать недоверие или даже страх и, поэтому он, сам того не понимая, начинает ставить лыжи на кант, не загружая их нормально, то есть сводит колени и отсаживается назад, а должен находиться впереди и ставить лыжи шире.
Это чисто психологическая проблема, поэтому следите, чтобы ноги у вас стояли достаточно широко, а колени не сводились от страха. А чтобы проверить свои ощущения, попробуйте попружинить, а если уклон небольшой, и вы стоите на плоскости, то вы можете даже подпрыгнуть в таком положении.
Делайте это расслаблено и тогда вы удивитесь, что естественное возьмет верх над противоестественным. То есть вы и одновременно примите нужное положение тела над центром лыжи и ваши ноги начнут работать в нужной плоскости.
Ну и возвращаемся к нашему упражнению, сколько нужно сделать спусков и какого результата добиться. Это все сугубо индивидуально, и ориентироваться нам придется на результат, а результат нам нужен вот какой: после серии новых спусков вы освоитесь с условиями и ощущениями и начнете понимать, каким образом загружается лыжа.
Торможение и остановка
Но навык нужно развивать, поэтому на начальном этапе нам нужно добиться полной остановки на склоне. То есть, если это непонятно, надо начать движение и плавно остановиться. Для того, чтобы все получилось, вам потребуется делать следующее: для продолжения движения вы тянетесь вперед, больше загружаете носки лыж и отпускаете пятки, но пока держите общее положение в идее стрелки, направленной вниз.
А для остановки или для сброса скорости плавно разводите пятки как можно шире и внимание, не распрямляя коленей и корпуса, слегка наклоняетесь назад. Почему важно не распрямлять колени и корпус? Нам необходимо в процессе этого упражнения сохранить давление в зоне центра лыж, чтобы они работали эффективно по всей длине. А чем шире мы разведем пятки лыж, тем лучше они будут тормозить.
Поскольку давление распределено между двумя лыжами, линию разводить не придется. Если вы помните, стоя на месте, я говорил, что веса тела достаточно для всех ситуаций в горных лыжах. И вы помните, что лыжи были расположены поперек склона, в общем, это и есть главная формулировка, чтобы начать движение лыжи, нужно направить вниз, а, чтобы остановиться — поперек. Обычно не так все категорично, но крайности выглядят именно так.
Еще раз, потянулись вперед, пятки отпустили, поехали, а затем отклонились назад, лыжи развели шире и остановились. Помните, положение тела сохраняется, но допускается в процессе торможения отклоняться назад без разгибания, как единая конструкция, только лишь для более эффективного давления лыжи.
В общем то, что мы сейчас проделали, довольно важно, самое главное — это научиться владеть лыжами, научиться правильно использовать кант и понять, что значит контроль и как лыжи работают в поперечном скольжении. Нужно делать движения плавно и обратить все свое внимание на ощущения, которые возникают при этом.
Ну не будем надолго задерживаться в этой позиции, само по себе такое положение не естественно для человека, а нагрузка достаточно высока и может в длительной перспективе отрицательно сказаться на суставах. Для нас важно начать и плавно продолжить, что мы сейчас и сделаем.
В горных лыжах основная задача сводится к повороту, то есть если у кого-то есть в этом сомнение и он думает, что важна скорость, то я его, пожалуй, разочарую.
Скорость в прямом спуске (я надеюсь не нужно пояснять, что это такое), довольно часто бывает ниже, чем лыжника, совершающего повороты на кантах лыж. Да и, в конце концов, куда торопиться, рекорд скорости вы вряд ли побьете, а в очереди на подъемник оказаться успеете, поэтому начнем постепенно переходить к самому интересному.
Первые повороты
Для свершения первых поворотов нам нужно будет оставить пока положение лыж в предыдущей позиции, то есть в плуге. А для совершения первого поворота просто будем сгибать внутреннюю, по отношению к нашему повороту, ногу.
Руки при этом будут находиться в следующем положении: та рука, которая будет с внешней стороны, поставлена на пояс, а вторая будет помогать нам и указывать направление к условному центру поворота, то есть начинаем движение, лыжи в положении плуга, стартуем как в предыдущем положении и начинаем плавно сгибать ногу, а рукой тянемся в ту же сторону, в которую будет вместе со сгибанием ноги, отклонятся наше тело, вторую руку держим на поясе.
В таком движении вы сразу ощутите, что, если вы начали сгибать одну ногу, нагрузка начнет сразу переходить на ту ногу, которую мы оставили распрямленной. Что, в общем, совпадает с нашими нуждами, и если посмотреть внимательно, то лыжи в положении плуга, направлены в разные стороны и готовы двигаться в нужном направлении. Главное, не пытаться двигаться сразу в обоих.
Посмотрите еще раз, куда направлен носок лыжи, туда она и должна двигаться. Сделав правильно то, что я сказал, вы довольно быстро окажетесь в нужно положении и будете двигаться поперек склона. В общем, это и есть наше искомое в дальнейшем начальное положение, оно и безопасно, поскольку по крайне мере одна лыжа уж точно не поедет вниз, но такое положение позволит нам слегка передохнуть и сообразить, что делать дальше.
Рассмотрим, что у нас получилось к этому моменту, нога, которая внизу или с внешней стороны предыдущего поворота, распрямлена и большая часть нагрузки или веса нашего тела, находится на ней. Это дает нам уверенность и стабильность. Внутренняя нога согнута и, находится выше по склон. Развернутая в положении плуга верхняя лыжа дополнительно дает нам ощущение, что колено должно быть согнуто.
Рука направлена в центр поворота
Рука продолжает тянуться в сторону условного центра предыдущего поворота. Давайте посмотрим в её направлении. В разных обстоятельствах она может нам указывать на заснеженные вершины гор или кого-то, кто с интересом смотрит в тот момент на вас, находясь выше по склону. Нас это не должно сильно волновать, главное — она указывает нам в сторону того места, откуда мы приехали, то есть наверх, а ехать нам предстоит вниз.
Поэтому сейчас нам нужно сделать следующее: одновременно поменять руки. Нам придется ехать вниз, значит, руки будем менять по принципу «я еду сверху вниз» показываем себе предполагаемый центр следующего поворота и, не теряя времени, начинаем сгибать нижнюю ногу, плавно перенося вес тела на ту ногу, которая была внутренней.
Наше тело начинает перемещаться в направлении, которое указывает нам рука, а новую внешнюю ногу мы начинаем слегка сгибать. Едем сверху вниз. Не нужно тянуться за рукой слишком далеко, главное, чтобы появилось уверенное положение над верхней лыжей. Внутренняя нога расслаблена, но контролируем её скольжение. Не бойтесь небольшого набора скорости, это нормально: когда, двигаясь по траектории поворотов, в той части, когда вы начинаете ехать вниз, вас слегка разгоняет, но довольно быстро ваша траектория изменит направление, и вы снова окажетесь в комфортном и полностью контролируемом положении поперек склона.
Помните, лыжи наверх сами не едут и, если вам нужно погасить скорость, просто продолжите поворачивать, и в какой-то момент ваши лыжи начнут забираться вверх по склону, и вы остановитесь без малейших усилий. Используйте это знание и контролируйте свою скорость, а не пытайтесь цепляться за воздух и окружающих в надежде остановиться.
Надеюсь, у вас получилось сделать связку поворотов, именно это и есть основная точка в катании.
Но в этой части нам необходимо наработать определенную ритмичность движений. Осмыслите то, что у вас получилось и продолжайте. Начните снова двигаться, слегка надавите на носок нижней лыжи, она начнет плавно двигаться поперек склона. Помните,
Нам нужно, чтобы внешняя лыжа была загружена полноценно, голень давит на язычок ботинка, корпус слегка наклонен вперед, чувствуем, как наша стопа давит на стельку, вспомните ощущения от пешего подъема в гору. Доезжаем поворот до конца. Чувствуем, как отведенные в плуг лыжи постепенно оказываются выше, заставляя нас продолжать сгибать внутреннюю ногу. Не сопротивляемся этому, а сгибаем ее дальше, выезжаем поперек склона, рука указывает на вершину.
Движемся некоторое время поперек склона, соображаем, приходим в себя и меняем руку сверху вниз, вторую ставим на пояс, начинаем сгибать ту ногу, которая сейчас внизу.
Тянемся за рукой и едем до конца траектории, пока не поедем снова поперек склона, но уже в другую сторону и дальше либо продолжим без существенной потери скорости, либо остановимся передохнуть.
Существенную деталь нужно уточнить: направление, в котором вы тянетесь рукой — это условное направление центра нашего поворота.
Поэтому не стоит тянуться назад в попытках вернуть прошлое, так же, как и вбок, направление которое нам нужно, находится впереди, примерно под углом 45 0 к нашим лыжам. Надеюсь понятно, посмотрите внимательно демонстрацию.
Практикуемся
Делаем некоторое количество спусков, нарабатываем плавный переход из поворота в поворот, контролируем скольжение, без форсирования и упирания. Помните, веса нашего тела достаточно, чтобы решить большую часть трудностей без видимых усилий. Делайте движения плавными и расслабленными, но не бросайте начатый поворот: то, что имеет начало, должно иметь и конец. Вроде по-другому, пока не бывает.
Самое время сделать небольшой перерыв.
Немного отдохнем. Впрочем, я не настаиваю, чтобы вы обязательно за день прошли все, что я обычно предполагаю. Ориентируйтесь на свои ощущения и, если вы не готовы продолжать физически сегодня, перенесите на другой день. Но я продолжу, как если бы было все по плану.
Следующий этап, который было бы неплохо начать с небольшого усложнения задачи, уже наметился. Однако прежде чем начать его осваивать, сделаем одно закрепляющее упражнение. В целом по ходу нам нужно будет, сохраняя положение лыж в позиции плуг, научиться переносить вес тела полностью на нижнюю лыжу или, в других обстоятельствах, внешнюю лыжу, а вторую полностью разгружать. Из исходного положения поперек к склону, ставим лыжи в плуг и выходим в стартовую позицию, когда стрелка, образованная нашими лыжами, направлена вниз.
Плечи смотрят вниз
Я надеюсь, вы довели владения лыжами до состояния, когда вы можете зафиксировать себя на склоне на месте. Если нет, то вернитесь к первому упражнению и доработайте его. Еще раз, вышли на исходную, остановились, зафиксировали позицию и после этого потянулись вперед.
Но теперь наша задача будет несколько иначе выглядеть, нам нужно перевести вес тела так, как мы бы делали это без лыж на одну из наших ног. Это, естественно, приведет к началу движения лыжи, к попытке начать делать поворот. Но нам сейчас поворот не нужен, поэтому продолжим давить весом на нее и дополнительно, усилив давление на пятку, развернем эту лыжу поперек склона.
При этом корпус пускай останется в неизменном, относительно стартовой позиции, положении все время.
Таким образом, мы должны продолжить движение на развернутой поперек к склону лыжи, а вторую лыжу оставим позади основного события. То есть она остается в положении плуг, но при этом направлена вниз, а нога находится в распрямленном положении. Поскольку вес тела — на нижней развернутой поперек лыжи, это не приведет к ускорению в этом направлении. Для вывода лыжи в положение поперек к склону нам потребовалось сместить давление с носка лыж на пятку и, если вспомнить наш первоначальный опыт, изменить схему давления.
Нам нужно добиться уверенного скольжения вниз в таком положении и склон должен обладать определенными параметрами. Он должен иметь достаточный уклон, чтобы у нас все получилось. Движемся некоторое время и затем, не меняя положение корпуса, то есть плечи все время смотрят вниз, начинаем плавно переносить вес тела на другую ногу и так же плавно сначала вводим лыжи в положение плуг в направлении вниз по склону и продолжаем затем переносить вес тела, повторяем с переносом давления на пятку этой лыжи, разворачиваем теперь уже другую лыжу так же поперек склона, корпус без изменений, скользим на той лыжи некоторое время.
Если у вас появится усталость, перенапряжение, то закончите упражнение, сделав поворот, для этого потянитесь рукой в сторону центра этого поворота и согните ее, как я вам уже рассказывал, внутреннюю ногу, чтобы она не мешала нашей траектории. Если вы все уже успели забыть, то посмотрите предыдущий эпизод еще раз в нужном моменте.
От этого упражнения я хочу, чтобы вы научились контролировать поперечное скольжение, используя только манипуляции с собственном весом и точнее дозировать давление на лыжи, ну и чтобы у вас появилась еще одна степень свободы. Только свободный и не закрепощённый человек сможет продвинуться дальше остальных. Хочется верить, что моих объяснений достаточно, а когда умные слова заканчиваются, я просто говорю, дави на лыжи, что, в общем-то, от части, решает возможность быстро объяснить все теоретические аспекты происходящего.
Приставляем внутреннюю лыжу
Сделав несколько спусков, мы можем продолжить. Возвращаемся к повороту, сумев совладать со своими стразами и предрассудками, научившись делать серию плавных поворотов в плуге, нам теперь нужно довольно быстро отказаться от пока еще не ставшей характерной позиции. поэтому начинаем делать поворот сверху вниз, руки продолжают меняться как раньше, одна на поясе, другая показывает теоретический центр поворота, тянемся за рукой.
Внутреннюю ногу сгибаем и, когда направление нашей внешней лыжи достигнет положения в направлении вниз по склону, отпускаем внутреннюю лыжу, которую нам все время приходилось удерживать в положении плуга, даем возможность плавно в процессе поворота занять место рядом с внешней лыжей, то есть еще раз, для того, чтобы лыжа пришла в параллельное с внешней лыжей положение, нам нужно просто ее отпустить и продолжая сгибать внутреннюю ног, дать ей такую возможность.
Таким образом, к моменту, когда мы начнем выходить к исходной точки связки наших поворотов (напомню, это когда вы едете поперек склона и имеете возможность или начать новый поворот или остановиться) ваши лыжи будут двигаться параллельно друг к другу.
Довольно существенная подробность, внутренняя лыжа в таком повороте будет менять кант с внутреннего в начале поворота, на внешний к его завершению. Поэтому это может оказаться занятным препятствием, смена контролирующего канта, но пока мы не будем на этом циклиться, рассчитываем, что вы будете достаточно мудры и не станете напрягаться по пустом, и все придет в равновесие.
Продолжим описывать последовательность действий в конце поворота, ваша лыжа параллельно, вы продолжаете двигаться поперек склона, ваша задача вывести новую внешнюю лыжу в положение плуг.
То есть ту лыжу, которая сейчас выше по склону, вы выводите в плуг, при этом задача — делать это одновременно с руками (руки, как вы помните, сейчас играют роль указателя поворота, то есть рука идет сверху вниз), одновременно выводите внешнюю лыжу в плуг и начинаете сгибать новую внутреннюю ногу, делаете следующий поворот по той же схеме. Когда внешняя лыжа окажется в направлении вниз по склону, начинаете плавно отпускать внутреннюю лыжу, одновременно продолжаете сгибать ногу и тянуться в сторону центра поворота.
В общем, пока задача стоит не очень сложная, делайте движения координировано и не напрягайтесь. Все должно быть естественно. Сделайте несколько спусков и добейтесь точности и ритмичности в ваших движениях.
Помните, сверху вниз и пошли за рукой до конца поворота, не бойтесь разгона, вы уже это проходили, наоборот старайтесь делать повороты более растянутыми, не торопитесь выйти поперек склона — больше вниз, больше вниз.
Заключение
Итак, первый день занятий подошел к концу, так по крайне мере мне кажется уместно сказать в данном случае. Будем ждать от вас результатов уже в катании. Если вам нужно было где-то сделать паузу, обязательно вам нужно было бы ее сделать, но это не так важно. Я Александр Смирнов, увидимся.
Интервью с Леонидом Фельдманом, инструктором по катанию на горных лыжах на курорте Солитьюд, США. О жизни, работе и отдыхе инструктора.
03.02.2018 (НОВОСТИ). На чемпионате мира среди юниоров по горным лыжам в дисциплине «слалом-гигант» россиянка Анастасия Силантьева заняла 18 место.
18.03.2018 (НОВОСТИ). Подведены итоги горнолыжного сезона 2017/2018 года. Несмотря на плохую погоду, торжественная церемония подведения итогов прошла в обычном режиме.