госдума и мосгордума чем отличается
Мосгордума меняет регламент по образцу Госдумы
Евгений Белоусов
В ходе заседания депутаты Московской городской думы приняли постановление, согласно которому регламент МГД меняется, теперь он ближе к принципам работы Государственной думы. Об этом 3 ноября рассказал председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
По его словам, злоупотребление правом депутата выступать по ведению необходимо прекратить. Он отметил, что за последние 20 месяцев работы в этом созыве по ведению депутаты выступали 765 раз, что в общей сумме составляет 13 часов. Это практически два целых заседания.
— Такие действия призваны отвлечь внимание от важных вопросов, которые рассматриваются на заседании, — заявил Алексей Шапошников.
Согласно постановлению, время выступления на прениях будет сокращено до 40 минут, время на вопросы по проектам постановления думы — до 10 минут. Уточняется, что на данный момент на время выступления на прениях отводится целый час.
— Изменения в регламент позволят повысить эффективность работы Мосгордумы: мы сможем существенно сэкономить время при рассмотрении каждого вопроса и увеличить количество рассматриваемых вопросов, — передает слова председателя Мосгордумы агентство городских новостей «Москва».
Кроме того, в документе уточняется порядок представления депутатских запросов на заседании думы. Текст запроса должен быть представлен в аппарат думы до начала заседания парламента для ознакомления всех депутатов, а на оглашение запроса предлагается отводить не более одной минуты. Также уточняется, что текст сделанного на заседании думы запроса должен быть размещен на официальном сайте думы.
Ранее Алексей Шапошиков рассказал, что 3 ноября Московская городская дума в первом чтении рассмотрит проект городского бюджета на период с 2022 по 2024 год.
Мосгордума оказалась самым бесправным региональным парламентом России
Московская городская дума имеет наименьшие полномочия среди региональных парламентов России, следует из аналитических материалов штаба кандидата в Мосгордуму от КПРФ, советника лидера КПРФ Геннадия Зюганова по экономическим вопросам Вадима Кумина, с которыми ознакомились «Ведомости». Всего были проанализированы полномочия 45 законодательных собраний регионов. В связи с этим коммунисты предлагают законодательные изменения, которые бы позволили увеличить полномочия столичного парламента.
В частности, у Мосгордумы нет полномочий по установлению системы исполнительных органов власти региона и по согласованию кандидатур заместителей главы субъекта РФ, руководителей департаментов финансов и городского имущества, которые есть, например, у Законодательного собрания Свердловской области. Мосгордума также не вправе утверждать отчет мэра как высшего должностного лица региона о выполнении бюджета (депутаты могут его лишь заслушивать) и программ социально-экономического развития субъекта РФ, как это происходит, к примеру, в Новгородской, Смоленской, Свердловской и Тюменской областях.
Оппозиция добивается регистрации на выборах в Мосгордуму протестами
Нет среди полномочий Мосгордумы контроля над распоряжением государственной собственностью и имуществом, права принимать решения об определении порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов и их использования, а также права согласовывать решения по созданию новых государственных бюджетных учреждений (ГБУ) общегородского масштаба. КПРФ также предлагает принять московский закон о парламентском контроле, где следует прописать статус депутатского запроса, парламентских слушаний и расследований, как это предусмотрено, к примеру, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Алтайском и Ставропольском краях. Сейчас в уставе Москвы есть лишь упоминание о «праве на внесение депутатского запроса», но нет закона, регламентирующего порядок реализации этого права. Кроме того, коммунисты считают, что Мосгордума могла бы утверждать Генеральный план Москвы и его изменения, как это делается в Санкт-Петербурге и Севастополе.
«Мосгордума – самый бесправный региональный парламент в России, пустое место, – говорит Вадим Кумин. – Нет никакого контроля за бюджетом Москвы, размер которого превышает 2 трлн руб. Мы требуем дать депутатам право не просто заслушивать отчеты мэрии, а отправлять на доработку бюджет и госпрограммы, согласовывать кандидатуры заместителей мэра Москвы, принимать участие в создании новых ГБУ, запрашивать материалы по их текущей деятельности, проводить депутатские расследования». КПРФ уже готовит специальный закон «О Московской городской думе», в котором планируется все это прописать, отмечает Кумин: «Внесем его в первую сессию [нового созыва Мосгордумы]. Если надо, будем блокироваться в гордуме с другими оппозиционными депутатами, которые пройдут в парламент».
С большинством выводов КПРФ можно согласиться – в тех вопросах, где федеральное законодательство предусматривает вариативность полномочий для их уточнения на уровне самого региона, в Москве реализован вариант с минимальными полномочиями, говорит политолог Александр Пожалов: «Например, из 85 субъектов РФ только в 17 регионах, в том числе в Москве, не предусмотрено согласование заксобранием, пусть и с разными правовыми последствиями, хотя бы отдельных вице-губернаторов или министров. По целому ряду чувствительных для горожан градостроительных вопросов принимаемые Мосгордумой законы относят все основное регулирование на уровень подзаконной базы – так было и с московским законом о реновации, и с Генпланом, который Мосгордума теперь не утверждает». В вопросах, касающихся депутатского контроля над деятельностью бюджетных учреждений, даже муниципальные депутаты имеют больше возможностей, чем депутаты Мосгордумы, подчеркивает эксперт: «Перед муниципальными советами должны ежегодно лично отчитываться главы управ, руководители райотделов полиции, районных ГБУ «Жилищник», руководители школ и поликлиник – чего нет на уровне Мосгордумы».
По мнению Пожалова, свою роль в сокращении полномочий Мосгордумы сыграло и то, что к моменту прихода в город команды Сергея Собянина после отставки предыдущего мэра Юрия Лужкова дума была полностью «лужковской»: «В такой ситуации попытка сузить влияние прежних депутатов на принимаемые новой командой решения нередко встречается в регионах». В целом же такая ситуация с Мосгордумой полностью устраивает мэрию, так как позволяет ускорить реализацию масштабных общегородских проектов развития и госпрограмм, за которые отвечает исполнительная власть, считает эксперт: «Общественного запроса на усиление городского парламента тоже нет, поскольку большинству аполитичных москвичей видны позитивные результаты работы мэра». Однако рост числа примеров нерачительного использования бюджетных средств – как, например, ежегодная замена бордюров на одних и тех же местах – или социальные конфликты, которыми сопровождались программа реновации и некоторые градостроительные проекты, могут создавать такой запрос в периоды политизации общества, отмечает Пожалов.
«Для КПРФ эти предложения – попытка создать общегородскую рамку избирательной кампании [по выборам в Мосгордуму]. От других политических сил мы пока не видим попыток предложить общегородскую программу к этим выборам», – констатирует эксперт. Но вряд ли большинство москвичей, которое, по всем опросам, не интересуется выборами в Мосгордуму и довольно общей ситуацией в городе, откликнется на эту инициативу КПРФ, резюмирует Пожалов.
Зачем нужна такая дума как московская? Это же фарс полный!
Московский «городской парламент» – пожалуй, самое карикатурное и бессмысленное заведение такого рода в стране. По идее (про которую все давно забыли), городское Собрание депутатов – что-то типа постоянного совещания авторитетных в городе людей, которые прежде всего следят за правильным расходованием городского бюджета. А также сами этот бюджет и верстают, исходя из своего понимания, что городу прежде всего нужно, а что может и подождать.
Бюджет Москвы на сегодня – более 2,7 трлн. рублей в год, или примерно 41 млрд. долларов. Для сравнения – весь бюджет России – 15 трлн. рублей, то есть бюджет Москвы составляет порядка 20% от всероссийского (при том, что в Москве, даже после ее расширения до «новой Москвы», проживает лишь 8% населения России).
Составлять, проверять и распределять бюджет в размере аж 41 млрд. долл., поддерживающий функционирование огромного мегаполиса – задача не из легких и к тому же очень конфликтная. Любые три читателя, предложи им выработать приоритеты в финансировании города, имея под рукой такие деньги, через полчаса передерутся. И ясно, что работа эта огромная, требующая полной отдачи от депутата.
Тем забавнее выглядит Мосгордума – особенно после собянинской реформы 2014 года.
Во-первых, МГД очень маленькая. В ней всего 45 человек: один депутат представляет 190 тысяч избирателей. Ни в одном субъекте федерации нет такого соотношения. Получается – почти по миллиарду долл. на одного депутата в год. Распределяй!
Вторая особенность еще забавней: Мосгордума – это собрание депутатов на непрофессиональной основе! Большая их часть не получает зарплат и все 5 лет депутатского срока продолжает трудиться на своей основной работе. В Думу же депутаты приезжают несколько раз в месяц в порядке хобби. Прямо по Маяковскому: «Землю попашет, попишет стихи». Городской бюджет на год – огромный фолиант, который и листать-то замаешься; но, конечно, любой депутат – сверхчеловек, которому ничего не стоит его прочесть в свободное от работы время и иметь о нем квалифицированное суждение!
Еще одна пикантная деталь – кто такие депутаты МГД. Среди них половина – главврачи городских больниц и поликлиник, а также директора школ. Которые, как уже было сказано, продолжают трудиться на своих рабочих местах. Другими словами, все они по факту – подчиненные мэра Собянина. Одних он контролирует через Департамент Здравоохранения, других – через Департамент Образования. Конфликт интересов? Да что вы! Людям ведь в России невдомек, что единственный смысл «разделения властей» на исполнительную (мэрия) и законодательную (МГД) – чтобы меньше воровали: одни не могут тратить, но определяют на что и как, а другие могут тратить, но не могут определять, как и на что. В Москве же никакого разделения по факту нет – в Думе заседают подчиненные мэра. И никого это, что называется, «не парит».
Естественно, депутаты, «распределяющие» каждый год 41 млрд. долларов в качестве общественной нагрузки в свободное от работы время, на деле ничего не распределяют, а просто послушно голосуют за все документы (и прежде всего бюджет), составленные в мэрии. Быстро проголосовал – весь день свободен! Вникать же подчиненные Собянина ни во что не могут, даже если бы и хотели – банально времени на это нет.
Говоря проще: Мосгордума – орган абсолютно декоративный. Ни на что не влияет и влиять не может, туда просто пару раз в месяц заезжают депутаты и голосуют за все, что им привезли «от Собянина». Если бы документы от Собянина никуда бы не возили, а прямо в мэрии ставили бы лиловые штампы «принято!» – никто бы не заметил разницы.
Вопрос – зачем нужна такая Дума? Ответ: как любой симулякр, она нужна с единственной целью – занимать место настоящей. Представим, что ее бы не было вообще; через какое-то время горожане стали бы чувствовать смутное беспокойство: «А что же, Собянин сам определяет, куда тратить наши городские деньги, и сам же тратит? Но это же неправильно! Во всем мире не так! Должен же быть горсовет, который мэра контролирует и сам формирует бюджет города!» В общем, начался бы ненужный шум.
А так – все в порядке. Вы спрашиваете: где Дума? Да вот же она! Стоит. Кабинеты депутатов, зал заседаний – всё как положено. И депутаты – вот они. 45 штук, полный комплект. Спите спокойно, дорогие граждане олухи!
Политический ликбез: «Гордума ближе к «земле», а в Заксобрании сидят небожители»
Сегодня наш выпуск посвящен депутатам. Наверное, многие задавались вопросом: чем похожи и чем отличаются обязанности депутатов гордумы и Законодательного собрания. Чем вообще занимаются народные избранники на самом деле? Ответы – в нашем очередном ликбезе.
Законодательное собрание Свердловской области
Депутаты регионального Заксобрания (далее ЗСО) разрабатывают и принимают областные законы, обсуждают и принимают годовой бюджет. У нас в области вот уже четыре года работает парламент в составе 50 депутатов – 25 из них избираются по партийным спискам, еще столько же – по одномандатным округам.
Одномандатный избирательный округ – это определенная территория, которую в думе представляет один депутат, набравший на выборах большинство голосов.
Мандат – документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет.
Руководит работой Заксобрания председатель, ему помогают четыре заместителя. В составе парламента есть семь комитетов, которые совершенствуют законодательство и контролируют расходы и доходы бюджета, а также работу губернатора. Они предварительно рассматривают законопроекты и поправки к ним, прежде чем выносить их на повестку общего заседания парламента.
Также в составе работают шесть комиссий, занимающиеся организационными вопросами: прекращение полномочий депутатов, назначение мировых судей и так далее.
Основная форма работы Заксобрания – заседания в соответствии с графиком. Как правило, парламентарии собираются все вместе раз в две недели. Они голосуют за новые законопроекты в трех чтениях. Сначала с отчетом выступает докладчик, который рассказывает об инициативе, затем ему поступают вопросы и предложения, а в конце народные избранники голосуют – принять закон или нет.
Также перед Заксобранием регулярно с отчетом выступают губернатор, прокурор, омбудсмен, министры и другие чиновники.
Гордума Екатеринбурга
Городская дума Екатеринбурга – представительный орган местного самоуправления. Сегодня состоит из 35 депутатов, которые работают в составе комиссий, фракций и межфракционных групп. Избирается на пять лет.
Руководит городской думой председатель. Депутаты думы обладают меньшими полномочиями по сравнению с коллегами из ЗСО. Главным отличием является то, что они не имеют права принимать законы, а если хотят внести изменения в областное законодательство – могут только обратиться к коллегам из Заксобрания.
Народные избранники принимают Устав города, а также могут вносить в него изменения, утверждают муниципальный бюджет. Они работают по уже известной нам схеме: сначала проекты рассматривают специальные комиссии, а уже потом – полный состав органа. Депутаты решают, как управлять городским имуществом, и их решением обязана руководствоваться администрация города. Дума, так же как и Заксобрание, выслушивает отчеты чиновников, но уже городского масштаба.
Комментарий депутата Заксобрания от партии ЛДПР Дениса Носкова: «Гордума отвечает только за свой город, а Заксобрание – за весь регион. У нас масштаб проблем другой, поэтому и работы больше».
Безусловно, есть и другие сходства и различия в работе Заксобрания и городской думы. Одно из главных сходств – все депутаты должны вести работу с населением. Также все избранники народа принимают бюджет, занимаются программами по развитию города и региона.
Комментарий депутата городской думы от партии КПРФ Вячеслава Вегнера: «Заксобрание – это такие небожители, они формируют законодательство, а гордума ближе к земле, мы занимаемся конкретными проблемами города – тут меньше политики и больше вопросов, связанных с жизнедеятельностью мегаполиса – больницы, школы. Работа с программами по развитию города. В системе власти мы, депутаты гордумы, хочешь не хочешь, все равно подзависимые. Заксобрание может давать полномочия и деньги, может забирать».
Фракции
Дума и парламент делятся на фракции: это группы однопартийцев. В Заксобрании сегодня представлены четыре партии, а в гордуме – пять. Отметим, что депутаты не могут по закону выйти из фракции в отличие от тех, кто шел по одномандатным спискам.
Фракции имеют право придумывать и предлагать коллегам разные законопроекты, выступать с правовыми инициативами.
Комментарий Вячеслава Вегнера: «Перед голосованием по любому вопросу мы советуемся, принимаем консолидированное решение, потом единогласно за него голосуем. Это очень важно, чтобы голосование было единым – мы все идем со своими программами, за исполнение которых отвечаем перед людьми. Вот для этой сплоченности и нужны фракции».
Межфракционные группы
Есть в составе думы и Законодательного собрания межфракционные группы, которые создаются для решения задач, не связанных с политикой, – точечная застройка, развитие транспортной системы города, региона. В такие группы входят представители разных партий.
Осенью областные и городские депутаты традиционно занимаются обсуждением, формированием и принятием бюджетов. От главного финансового документа области и города зависит, в каких экономических условиях будут жить все жители нашего региона в следующем году.
Работа с населением
Каждому депутату после получения мандата выделяется несколько помощников для работы с обращениями избирателей. Если у городских избранников народа есть возможность работать только в своем городе, то парламентарии областного Заксобрания могут открывать любое количество приемных по всему региону.
Комментарий Дениса Носкова: «У некоторых депутатов нет дополнительных приемных, просто пять помощников, на которых государство выделяет 100 тысяч рублей в месяц и кабинет, ведут прием граждан. У меня дополнительно работают в регионе четыре приемных, где специалисты помогают людям на общественных началах».
Лев Истомин, Европейско-Азиатские Новости.
20 главных вещей, которые нужно знать о Мосгордуме перед тем, как идти на выборы
В воскресенье, 8 июня, в Москве пройдут праймериз — предварительное голосование перед выборами в Мосгордуму. В силу того, что о Мосгордуме вообще мало что известно, «Город» собрал 20 ярких, показательных и возмутительных фактов об этом учреждении.
Мосгордума была впервые созвана в 1993 году. Она сменила советский Моссовет, бессменным членом которого до самой смерти был Владимир Ленин. В 2014 году будет сформирован уже шестой созыв. Вплоть до этого года в думе было стабильно 35 депутатов — в этом году было решено увеличить их армию до 45.
В нынешней Мосгордуме официальная зарплата депутата — 200 тысяч рублей. Для сравнения, в 2005 году средняя зарплата депутата составляла 80 тысяч рублей, а в 2009 году — 130 тысяч.
Мосгордума располагается по адресу: Петровка, 22. Здание Мосгордумы — неприступная крепость: пройти туда обычному человеку не представляется возможным, если только заранее не назначить встречу с конкретным депутатом. Охранники сторожат от посетителей казенный туалет. В ноябре этого года Мосгордума должна переехать в новое здание на Страстном бульваре. На переезд из старого здания в новое из бюджета было выделено более 3 млрд рублей.
Переезд в новое здание еще не состоялся, но скандалами обрасти успел. В январе 2013 года ради строительства новой Мосгордумы снесли исторические корпуса Ново-Екатерининской больницы, построенные по проекту архитектора Матвея Казакова и находящиеся в охраняемой зоне. Архитекторы и защитники исторического наследия подали в суд с требованием признать снос незаконным. Арбитражный суд Москвы отклонил иск. В новом здании будут подземный паркинг, конференц-залы, личные кабинеты и отдельно комнаты отдыха для каждого депутата.
С 1993 года мандат депутата давался на четыре года, в 2009 его продлили еще на год. Некоторые депутаты не меняются от созыва к созыву, например, в нынешней думе как минимум четыре депутата сидят с 1993 года. То есть 21 год подряд.
В уходящей Мосгордуме (2009–2014) представлены всего две партии — «Единая Россия» и КПРФ. Из 35 депутатов только 3 коммунисты, все остальные — единоросы.
За 20 лет работы Мосгордумы больше всего законов было принято по финансовому законодательству, а меньше всего — по охране окружающей среды и общественного порядка.
Фотография: Promo Audi
Все депутаты Мосгордумы ездят на служебных Audi A6 с личными водителями. Председателю Владимиру Платонову выделили Audi A8. Цена на такой автомобиль начинается с 4 миллионов рублей.
Большинство принятых Мосгордумой законов (69%) были предложены и инициированы мэром Москвы.
Одной из самых обсуждаемых инициатив Мосгордумы стало введение универсальной электронной карты в 2011 году. Инициатива вызвала возмущение у православных — в карте они усмотрели «ключ к царству зверя». На Пушкинской площади даже прошел митинг против карты. В начале 2012 года трое православных юристов подали иск с требованием отменить закон о картах, но суд отклонил заявление.
У каждого депутата Мосгордумы шесть помощников, которые получают зарплату из бюджета города. В новой думе количество помощников сократят до четырех. Кроме официальных, депутат может нанимать еще 40 помощников, но уже за свой счет.
Фотография: Стас Добрый
Большинство московских штрафов устанавливает как раз Мосгордума. Например, в прошлом году депутаты установили штрафы для граффитчиков и стрит-арт-художников. «За несанкционированное нанесение на конструктивные элементы инженерных коммуникаций и сооружений надписей, рисунков и изображений, расклеивание информации» — штраф от 500 до 1500 рублей.
Самому молодому депутату нынешней Мосгордумы, бывшему молодогвардейцу Кириллу Щитову 29 лет. Его последняя законодательная инициатива — «Московских бомжей — за 101-й километр». Кроме того, депутат прославился скандалом с организацией «Синие ведерки», назвав их «лохами».
В 2011 году 35 депутатов и руководитель аппарата Мосгордумы застраховали свои жизни на 903 миллионов 312 тысяч рублей — примерно 25 миллионов рублей на каждого депутата. Глава московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин раскритиковал сумму страховки — никакой угрозы жизни и здоровью депутатов, по его мнению, нет.
Самый говорливый из депутатов Мосгордумы — глава фракции коммунистов Андрей Клычков. Он выступал целых 230 раз. Клычкову 34 года. В 2010 году он голосовал против назначения Сергея Собянина мэром Москвы. Кроме того, Клычков — единственный депутат Мосгордумы, поддержавший предложение Алексея Навального об аудите и прозрачности тарифов ЖКХ.
Самые скандальные выборы в Мосгордуму прошли в 2005 году. Тогда рогозинскую партию «Родина» сняли с выборов из-за националистического ролика «Очистим Москву от мусора». Ролик наделал столько шума, что про него написали отдельную статью в Википедии.
В прошлом месяце Мосгордума приняла закон о снижении налога на прибыль для нефтяных компаний. До этого налог на прибыль составлял 20%, а после принятия закона — только 13,5%. Депутаты уверяют, что хорошие условия для нефтяных компаний принесут городу увеличение дохода в 2 млрд рублей в год.
471,5 млн рублей будет потрачено из бюджета Москвы на организацию выборов в Мосгордуму 14 сентября 2014 года. Выборы мэра 2013 года обошлись бюджету в 449 млн рублей. Выборы в Мосгордуму в этом году станут особенными — впервые за долгое время среди кандидатов звезды шоу-бизнеса, вроде Надежды Бабкиной и Леонида Ярмольника. Много будет кандидатов и от оппозиции: Ольга Романова, Ирина Прохорова, сотрудники Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального, Илья Яшин и многие другие.
По подсчетам муниципального депутата Максима Каца, беспартийному кандидату нужно иметь как минимум миллион рублей, чтобы собрать минимальные 5000 подписей для прохода на выборы. Политолог Александр Кынев считает, что серьезный бюджет на один московский округ — от 30 до 60 млн рублей.
25-летний Леонид Зюганов, внук бессменного лидера КПРФ, собирается баллотироваться в Мосгордуму. Леонид Зюганов окончил соцфак МГУ и сейчас занимается партийной работой.