гост р 51121 97 на что заменен
Департамент общего аудита по вопросам маркировки товара
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Одним из наших клиентов, со ссылкой на проверку со стороны РОСПОТРЕБНАДЗОР, предъявлено требование о необходимости сопровождения товара, который мы поставляем (упаковочные материалы для пищевой промышленности в рулонах) этикетками на русском языке с информацией, согласно ГОСТ Р 51121-97.
В связи с данным требованием
Просим Вас дать письменный ответ на вопросы:
1. Применяется ли ГОСТ Р 51121-97 в настоящее время, если да, то распространяется ли его действие на продажу товара юридическому лицу, использующему такой товар в предпринимательских целях (производство продукции и продажа конечному потребителю).
2. Какие технические регламенты, стандарты и ГОСТы действуют в настоящее время в отношении маркировки упаковочных материалов для пищевой промышленности.
3. Обязаны ли поставщики упаковочной и иной непищевой продукции (в том числе импортного производства), осуществляющие поставку такой продукции только оптовым покупателям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим ее в своих предпринимательских целях), маркировать ее информацией на русском языке.
4. Каков перечень такой информации, обязательные требования по ее расположению на товаре и нормативно-правовая база, регулирующая данные требования к маркировке товара.
5. Какие лица, согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования маркировки товаров, относятся к категории «потребитель продукции/товара» и могут ли оптовые покупатели-юридические лица быть отнесены к данной категории.
6. Распространяется ли действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011 на товары, поставляемые нашей компанией только оптом и только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для их предпринимательских целей.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Требования к маркировке товаров
Что такое маркировка товара — процесс идентификации, состоящий в присвоении кода и нанесении его на продукт. Перечень продукции, подпадающей под процедуру, установлен законодательно.
Для чего нужна маркировка
Присвоение индивидуального кода позволяет отследить движения продукта с момента производства или ввоза из-за границы до факта его реализации или вывода из оборота. У покупателя появляется возможность самостоятельно отследить легальность реализации товара посредством сканирования штрихкода. Такие действия потребитель способен произвести посредством мобильного приложения и узнать, что означает маркировка, выпущена ли продукция в обращение. К лицам, на которых возложена обязанность производить идентификацию, относят юридические компании и индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности таких субъектов должна соотноситься с производством, поставкой или продажей продукции из установленного списка.
Какую продукцию маркировать обязательно
Для точного определения товаров, подлежащих обязательной идентификации, законодатель определил все виды отдельным актом. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р устанавливает 15 групп товаров, на которых производится маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам об идентификации. Каждая группа включает в себя несколько видов в соответствии с основным классификатором видов экономической деятельности и товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Для промежуточного периода перехода к маркировке установлен срок на приведение производства к требованиям действующего законодательства.
Для определения круга товаров, не подпадающих под требования норм об идентификации, на законодательном уровне установлены виды, к которым не применяется идентификация. Перечень установлен п. 3 постановления правительства РФ от 26.04.2019 № 515. В него включены товары, на которых не распространяются пошлины, иностранная безвозмездная гуманитарная помощь, для использования в дипломатических представительствах, поступающие в РФ для участия в выставках и иные.
Идентификация продукции охватывает различные сферы. Среди установленного перечня выделяют товары, к которым относится маркировка продуктов питания: сыры, мороженое, молочная продукция, упакованная вода без добавления сахара. Перечень продуктов для идентификации в дальнейшем будет расширяться. С 01.04.2021 по 31.08.2021 производится эксперимент для включения в список пивных напитков и пива. К 2024 году планируется значительное увеличение списка для контроля и охвата наиболее распространенных продуктов производства.
Требования к маркировке
Маркировка представляет собой процесс нанесения на продукт кода, читаемого с использованием цифровых средств. Код является индивидуальным и состоит из двух частей: код товара и серийный номер. Последний является индивидуальным и присваивается каждому продукту. Отдельных правил о том, какая информация в обязательном порядке указывается на продуктах питания, не устанавливается. Применяются общие требования ГОСТа Р ИСО/МЭК 16022-2008. Порядок присвоения идентификатора определяется постановлением правительства РФ от 26.04.2019 № 515. Для получения услуги придерживайтесь следующего порядка:
Коды наносятся по месту хранения или производства товара. Идентификатор, знаки на упаковке товара и расшифровка маркировок состоят из двух частей. Первая определяет нахождение продукта в системе. Вторая — идентификатор возврата, генерируемый при проверке.
Образцы маркировки
Какая ответственность за несоблюдение
С целью соблюдения законодательства и единой практики применения маркировки установлена ответственность за нарушение норм права.
Производство алкоголя или табачных изделий без маркировки
Оборот алкоголя или табачных изделий без маркировки
Если материалы по вменяемому составу правонарушения подготовлены, есть вероятность избежать наказания. Это возможно по основаниям малозначительности или обстоятельствам, исключающим производство по делу. Например, отсутствие события или состава правонарушения. Рассмотрим судебную практику в пользу организации или ИП на основании следующей таблицы:
Маркировка продукции: правила и ГОСТы
Маркировка товаров — это использование различных символов и знаков для обозначения определенной информации о продукции на ее упаковке. Различные виды товаров имеют особенности маркировки.
Для чего нужна маркировка
Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели могут узнать, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.
В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. Требования к маркировке товара подразумевают отражение на упаковке сведений о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.
Маркирование продукции позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам можно понять, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.
Требования к упаковке и маркировке товаров установлены государственным стандартом (ГОСТ) и техническим регламентом Таможенного союза № ТР ТС 005/2011. Вся необходимая информация должна наноситься на упаковку или на этикетку. Если речь идет о пищевых продуктах, то их упаковка и маркирование должны осуществляться по ГОСТ и на основании 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Какую продукцию маркировать обязательно
Хотя состав маркирования является добровольным для изготовителей, определенный перечень продуктов подлежит обязательной сертификации с последующим подтверждением документального соответствия установленным стандартам качества и безопасности. Список таких изделий утвержден ПП РФ № 982 от 01.01.2009.
Если товары не включены в этот перечень, то маркирование продукции является добровольным. Главной задачей любого продавца является привлечение покупателей. Поэтому маркировка необходима. Ведь благодаря определенным знакам, символам, пиктограммам, штриховым и QR-кодам потребитель узнает о товаре еще до его приобретения. Осведомленность и уверенность делает покупку более вероятной. Именно поэтому практически каждое изделие промаркировано. Рекомендации на маркирование содержатся и в ПП РФ № 55.
Где найти требования к маркировке
Все требования к маркировке по ГОСТ указаны в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения должны быть нанесены четко, надписи надлежит указывать разборчиво. Знаки нужно делать контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействий внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования. Все сведения должны быть указаны четко и понятно, чтобы у потребителя не возникло иного варианта применения продукта, который может повлечь угрозу здоровью и жизни.
Ключевые требования к маркированию не зависят от сферы применения продукции потребителем:
Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.
Виды маркировок
Маркеры классифицируются на производственные и торговые. Группирование осуществляется в соответствии с целевым применением символики.
Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Также производители могут проставить на продукцию (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.
Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители могут получить информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, а также ценники. Все данные в таких документах должны быть указаны по правилам ПП РФ № 55.
Вот так, например, выглядит образец маркировки пищевой продукции:
Структура маркировки
Сам маркер может состоять из текста, рисунка и информационных обозначений. На одной упаковке могут быть представлены как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.
Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель может увидеть обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.
Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.
Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры могут сказать покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.
Что будет за нарушения по маркировке
Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.
Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, это грозит привлечением к штрафным санкциям должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей и юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Если вышеуказанные нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф составит 30 000-50 000 рублей — для должностного лица и 700 000-1 000 000 рублей — для юридического лица.
Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, то в данном случае может быть применена мера наказания в виде штрафа и уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ. А непромаркированная продукция подлежит конфискации.
Требования для отдельных категорий товаров
Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом, а также Техническим регламентом Таможенного союза.
Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля должно дополнительно включать вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.
Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:
Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:
Образцы маркировки
Статья 9. Требования к маркировке продукции из Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ред. от 09.08.2016) О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»
(вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»)
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:
(см. текст в предыдущей редакции);
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:
Для кож дополнительная информация должна содержать:
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Гост р 51121 97 на что заменен
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОКРЫТИЯ И ИЗДЕЛИЯ КОВРОВЫЕ МАШИННОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА
Информация для потребителя
Textiles. Machine-made floor coverings and carpets.
Information for consumer
Дата введения 2002-08-01
1 РАЗРАБОТАН Центром стандартизации, метрологии, экспертизы и сертификации в легкой, текстильной и смежных отраслях промышленности «Легпромстандарт» (Центр «Легпромстандарт») и Открытым акционерным обществом Научно-производственный комплекс «ЦНИИШерсть» (ОАО НПК «ЦНИИШерсть»)
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 8 августа 2001 г. N 326-ст
3 Настоящий стандарт гармонизирован с международным стандартом ИСО 6347-89 «Покрытия текстильные для пола. Информация для потребителя» в части раздела 3
1 Область применения
1.2 Стандарт не распространяется на ковровые покрытия и изделия специального (производственно-технического) назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 51121, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 артикул: Условное обозначение изделия, присвоенное в целях ограждения его особенностей и отличий по одному или нескольким признакам от другого аналогичного по виду.
3.2 вид изделия: Классификационный признак, объединяющий изделия одного или сходного назначения в зависимости от типа производства и/или переплетения.
3.3 наименование изделия: Краткая характеристика изделия, отличающая данное изделие от любого другого, конкретно и достоверно характеризующая изделие.
4 Общие требования к информации для потребителя
4.1 Информация для потребителя должна быть представлена в печатном (текст) и/или графическом виде на товарных ярлыках, этикетках, прикладываемых и/или прикрепленных к изделию, а также в паспорте и/или иных документах, подтверждающих безопасность, качество и количество изделий.
Информация должна поступать к потребителю с каждым изделием.
4.2 Текстовая информация для потребителя оформляется на русском языке. Информация при поставке изделий на экспорт может быть полностью или частично продублирована на иностранных языках, а также по согласованию с заказчиком на государственных языках субъектов Российской Федерации.
4.3 Информация для потребителя конкретного изделия должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной.
4.4 Информация для потребителя должна содержать следующие данные:
а) наименование, вид или артикул изделия;
б) наименование страны-изготовителя;
в) наименование изготовителя и его торговую марку (товарный знак);
г) юридический адрес (место нахождения) изготовителя;
д) нормативный документ, по которому изготовлено изделие;
е) наименование волокон и нитей, формирующих ворсовую или рабочую поверхность, массовую долю сырья;
ж) линейные размеры (длина, ширина);
и) дату изготовления (месяц, год);
к) информацию о сертификации (знак соответствия);
м) вид специальной обработки (антистатическая, молестойкая, противогнилостная, грязеотталкивающая и т.д.);
н) символы по уходу;
п) специфическую информацию:
1) штриховой код (при наличии),
2) характеристики пожарной безопасности,
3) удельное электрическое сопротивление,
4) теплозащитные свойства,
5) звукоизолирующие свойства,
6) поверхностную плотность,
7) поверхностную плотность ворса,
8) характеристику грунта,
9) поверхностную плотность приклея,
10) стойкость к истиранию,
11) устойчивость окраски,
12) прочность закрепления ворса,
13) вид и характеристику изнаночной стороны,
14) символы назначения (приложение А),
15) памятку по уходу.
4.5 Информация по 4.4, перечисления а)-н) является обязательной для изготовителей и/или продавцов изделий и приводится ими на этикетке или товарном ярлыке изделия.
4.6 В зависимости от вида и назначения изделия изготовитель по согласованию с продавцом (потребителем) имеет право применять, дополнительно к обязательной, информацию согласно 4.4, перечисление п) полностью или частично, определяя ее конкретное содержание нормативными документами на конкретный вид изделия и/или условиями договора.
4.7 Обязательным требованием для изготовителя и/или продавца является соответствие информации об изделии требованиям договора.
4.8 Информация для потребителя, помимо сведений, приведенных в 4.4, может содержать также дополнительные сведения о свойствах и преимуществах конкретного вида изделия по сравнению с аналогичными изделиями, в том числе о наградах, наличии лицензированных (товарных) знаков, экологической безопасности (благоприятности) изделия и т.п.
4.9 Наименование изделия указывают в соответствии с ГОСТ 28415, ГОСТ 28867 или другими нормативными документами.
4.10 Наименование страны-изготовителя указывают в соответствии с официально принятым в ООН наименованием страны.
4.11 Размеры и характеристики основных свойств изделий указывают в соответствии с требованиями ГОСТ 28415, ГОСТ 28867, ГОСТ 26623 и другими нормативными документами.
4.12 Сведения о видах специальных обработок (при наличии) должны наноситься путем полной надписи («молестойкая», «противогнилостная» и т.д.).
Допускается применение сокращенных обозначений видов обработок:
4.14 Сведения о сертификации указывают в виде знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
4.15 Штриховой код наносят на этикетку, ярлык и/или упаковку по инициативе изготовителя или по требованию потребителя и/или продавца по правилам, установленным Европейской ассоциацией товарной нумерации (EAN).
4.16 Специфическую информацию для потребителя допускается приводить на этикетке или товарном ярлыке, в паспорте, документах, подтверждающих их количество и качество, на отдельном листке-вкладыше в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид изделия.
5 Расположение информации
5.1 Информацию для потребителя располагают единообразно, в удобном для прочтения месте изделия, как правило, на его изнаночной стороне и упаковке.
5.2 При небольших размерах изделия, на котором технически сложно поместить весь необходимый текст информации для потребителя, а также на сувенирных и подарочных изделиях допускается размещать характеризующие изделие данные (или их часть) на листке-вкладыше, прилагаемом к каждой единице упаковки, или на групповой упаковке, или в сопроводительной документации к поставляемым изделиям.
6 Способы представления информации для потребителя и требования к качеству ее исполнения
6.1 Информацию для потребителя наносят типографским или иным способом, обеспечивающим четкость и легкость считывания.
6.2 Если изделие помещено в дополнительную упаковку, то информация на изделии должна быть легко читаемой сквозь наружную упаковку, либо на наружной упаковке должна быть нанесена идентичная информация.
6.3 Средства и способы нанесения информации не должны влиять на качество изделия и должны обеспечивать стойкость маркировки при его хранении, транспортировании, реализации.
6.4 Сохранность информации для потребителя должна быть обеспечена на всех этапах реализации и доведения изделий до потребителя.
- гост р 50849 96 на что заменен
- гост р 51433 чем заменен