гостехнадзор к чему относится
Приложение N 1. Перечень объектов гостехнадзора, входящих в состав вооружения и военной техники
Приложение N 1
к Обязательным требованиям
(п. 2)
Перечень
объектов гостехнадзора, входящих в состав вооружения и военной техники
1. Подъемные сооружения (механизмы) в составе ВВТ, грузоподъемные приспособления:
установщики (транспортно-перегрузочные агрегаты, загрузочные устройства) ракет, систем обнаружения связи;
грузоподъемные стреловые краны;
лифты, подъемники и кабины обслуживания специальных, фортификационных сооружений и шахт, административных зданий;
краны мостовые (тали, тельферы) всех типов, установленные в монтажно-испытательных корпусах и специальных сооружениях;
краны козловые, автомобильные;
лебедки подъемные локационных станций, антенного полотна;
траверсы и другие специальные грузозахватные приспособления;
грузоподъемные машины на подвижных тягачах;
грузоподъемные машины для перемещения боекомплектов;
грузоподъемные приспособления артиллерийских установок;
стропы, траверсы, съемные грузозахватные приспособления для перемещения разрядных и специальных грузов военного назначения;
грузоподъемные машины (механизмы) авиационной техники;
краны корабельные (судовые) морских спасательных и специальных кораблей (судов);
спуско-подъемные устройства кораблей, катеров и судов, плавстредств;
вышки военного назначения;
унифицированные многофункциональные вышки (типа УМВ-30, 81К6М, 82К6М);
унифицированные вышки (типа 40В6 всех модификаций);
заряжающие машины всех модификаций;
перспективные подъемные сооружения (механизмы), грузоподъемные приспособления и другое оборудование, используемое совместно с ПС в составе ВВТ, разработанные по тактико-техническому заданию (техническому заданию) и согласованные с Управлением гостехнадзора в соответствии с пунктом 10 Обязательных требований.
2. Оборудование, работающее под давлением, в составе ВВТ:
цистерны, баллоны, технологические трубопроводы заправщиков компонентами топлива, установленные на раме железнодорожного вагона, шасси автомобиля или других средствах наземного передвижения;
емкости, бочки, резервуары, технологические трубопроводы компонентов топлива;
баки, сосуды, баллоны вертолетов, самолетов, космических и других летательных аппаратов;
баллоны, сосуды, технологические трубопроводы систем подпора и пожаротушения фортификационных сооружений;
сосуды, баллоны систем наддува ракет;
щелочеотделители, декарбонизаторы, адсорберы и другие сосуды (баллоны), технологические трубопроводы азотодобывающих (зарядных) станций, кислородных заводов (поездов) и компрессоров;
баллоны, сосуды, технологические трубопроводы систем (агрегатов) сжатых газов, водородных установок (генераторов);
баллоны, сосуды, технологические трубопроводы систем наддува кабелей средств управления и связи;
баллоны, сосуды пожаротушения стационарных и подвижных систем (агрегатов);
баллоны, сосуды систем жизнеобеспечения;
барокамеры, подводные снаряды и водолазные колокола, башни;
баллоны (сосуды) систем нейтрализации, дезактивации и дегазации;
сосуды углекислотно-зарядных станций;
сосуды дозаторных установок;
баллоны, технологические трубопроводы артиллерийских установок;
баллоны, технологические трубопроводы установок транспортных резервуаров жидкого компонента и средств аэродромно-технического обеспечения;
баллоны, технологические трубопроводы авиационной военной техники;
гидрокамеры для технических испытаний;
адсорберы, водомаслоотделители вспомогательного оборудования барокомплексов;
камеры, колокола, барокамеры автономных подводных и глубоководных аппаратов (снарядов);
баллоны, технологические трубопроводы транспортов вооружения, танкеров, сухогрузов, рефрижераторных транспортов, госпитальных судов, морских буксиров, кораблей;
паровые котлы, технологические трубопроводы, установленные на подвижных транспортных средствах и (или) на кораблях и судах;
перспективное оборудование, работающее под давлением, в составе ВВТ, разработанное по тактико-техническому заданию (техническому заданию) и согласованное с Управлением гостехнадзора в соответствии с пунктом 10 Обязательных требований.
Гостехнадзор — государственная служба, осуществляющая надзор за техническим состоянием самоходных машин
Гостехнадзор — это государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Данная служба была организована постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС» от 18 апреля 1958 года No 425.
Функции Гостехнадзора
Основными функциями Гостехнадзора является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе — за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
Структура Гостехнадзора выглядит следующим образом:
1. Глава государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России);
2. Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.
Организационная структура
В настоящее время в состав Гостехнадзора входят:
— Административно-технические инспекции по административным округам города Москвы;
— Специализированные инспекции: Техническая инспекция, Инспекция по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы, Дорожная инспекция, Светотехническая инспекция.
Благодаря тесному взаимодействию с другими инспекциями данная служба оперативно устраняются выявленные в ходе проведения поднадзорных мероприятий правонарушения.
К компетенцию Гостехнадзора относятся следующие мероприятия:
— надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
— надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме параметров, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;
Компетенция Гостехнадзора
— надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования;
— регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации);
— проведение периодических технических осмотров;
— прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);
— участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;
— производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении технического осмотра транспортных средств и осуществление иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования.
Воспользоваться электронными услугами службы Гостехнадзор можно на официальном сайте. Здесь доступен следующий перечень услуг:
1. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста). Данный сервис позволяет оформить удостоверение тракториста-машиниста, а также переоформить его взамен утерянного или испорченного;
Услуги
3. Оформить аварийное разрытие без ордера. Благодаря данному сервису на сайте можно узнать куда обратиться за услугой, как это сделать, ее стоимость и порядок оплаты. Также здесь представлен перечень необходимых сведений об услуге, сроки ее предоставления и результаты оказания услуги;
4. Выдача талона (допуска) на эксплуатацию аттракциона. Данная услуга предоставляется только в ОИВ, а на сайте можно узнать место обращения за услугой и способ обращения. Также можно получить информацию о результатах предоставления сервиса, стоимости сервиса, перечень необходимых документов, сроки предоставления сервиса;
5. Технический осмотр самоходных машин и прицепов к ним. Услуга предоставляется на сайте и в ОИВ. Причем в режиме онлайн можно узнать подробную информацию о том, кто может обратиться за услугой, ее стоимость, перечень необходимых документов, сроки предоставления услуги и результаты оказания;
Электронные услуги
6. Регистрация, перерегистрация, снятие с учета механизированных аттракционов. Данный сервис позволяет осуществить регистрацию механизированного аттракциона, его снятие с регистрации и перерегистрация;
7. Ордер на земляные работы, установку временных ограждений и объектов. Данная услуга позволяет выполнить оформление ордера на земляные работы, установку временных ограждений и объектов, а также переоформление, продление, оформление дубликата и закрытие ордера.
Гостехнадзор в своей деятельности использует множество документов различной степени значимости. Вся документация имеется на сайте службы и представлена следующими блоками: аккредитация, задолженность по уплате штрафов, государственный контроль в области благоустройства, региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники,
Документы
региональный государственный надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники, судебная практика ОАТИ, судебная практика Гостехнадзора, практика осуществления контроля, план проверок, программа профилактики нарушений, административные регламенты предоставления государственных услуг и функцией, нормативные правовые акты, регламенты взаимодействия и соглашения о сотрудничестве, сроки предоставления услуг в сфере строительства.
Каждый блок документов содержит в себе активные ссылки на скачивание документа в формате PDF.
Скачивание документа в формате PDF
На сайте службы Гостехнадзор имеется рубрика «Новости». Здесь любой пользователь сайта может узнать о времени проведения обучающих семинаров, статистике роста желающих на получение прав на управление мотовездеходами, практических выездных семинарах, итогах надзора за техническим состоянием аттракционов за конкретный период, предоставляемых услугах данной службой и многом другом.
Новости
О руководителях Гостехнадзор также можно узнать на сайте службы. Здесь для этого предусмотрена вкладка, которая так и называется «Руководство». Данная вкладка включает в себя всё руководство объединения с контактной информацией руководителя, его биографией и часами приема граждан.
Руководство
Очень объемной вкладкой на сайте Гостехнадзор является «Деятельность». Здесь можно получить информацию об объединении административно-технических инспекций (ОАТИ), организационной структуре, государственной службе, государственных услугах, о гостехнадзоре, народной деятельности, контрольной деятельности, документах.
Таким образом, Гостехнадзор осуществляет контроль за благоустройством города, а также, при необходимости, применяет меры административного воздействия. Объединение административно-технических инспекций может привлечь к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий, содержания зданий и сооружений, стройплощадок, производства земляных и ремонтных работ.
Деятельность
Помимо всего прочего, данное объединение контролирует техническое состояние самоходных машин и других видов техники, регистрирует аттракционы и выдаёт талоны допуска на их эксплуатацию, занимается регистрацией и техническим осмотром самоходных машин, принимает экзамены на право управлять ими, оформляет разрешения на проведение земляных работ, установку временных ограждений и объектов.
—>
НИЦ «ГОСТЕХНАДЗОР»
Золотая осень
Немного истории гостехнадзора
ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИКИ
Создание гостехнадзора неразрывно связано с передачей техники из машинно-тракторных станций сельскохозяйственным товаропроизводителям (колхозам и совхозам), которая была проведена в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1958 г. № 425 «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В этом документе предусматривалось также введение должностей государственных технических инспекторов госсельтехнадзора в системе ремонтно-технологических станций.
В задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи хозяйствам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С образованием в феврале 1961 г. Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзора была передана этой организации.
Первоначальное нормативное закрепление задач и функций надзора определялось Положением о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхозтехника», которое было утверждено постановлением Совмина СССР от 30 ноября 1961 г. № 1058 «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов».
В соответствии с этим Положением государственный технический инспектор был призван оказывать колхозам и совхозам помощь в обеспечении эффективного использования машин и оборудования и осуществлять государственный надзор за техническим состоянием машинно-тракторного парка.
К служебным функциям технического инспектора относились проведение два раза в год технического осмотра МТП, а также проверка состояния хода и качества ремонта машин, хранения техники, нефтепродуктов, запасных частей и ремонтных материалов в колхозах и совхозах.
Кроме того, технический инспектор давал заключения о техническом состоянии машин и энергетического оборудования, представляемых на списание колхозами и совхозами. Он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических навыков механизаторов, прошедших курсы подготовки и переподготовки трактористов, комбайнеров и машинистов колхозов и совхозов, принимал экзамены по правилам уличного движения от трактористов и выдавал им разрешения на допуск к работе на тракторах, выполняющих транспортные работы.
Для выполнения задач и в качестве мер воздействия технический инспектор имел право требовать предъявить для осмотра машины и оборудование, устранить в установленные сроки выявленные недостатки и нарушения в хранении, использовании и ремонте машинно-тракторного парка, изымать у механизаторов удостоверения на право управления машинами и отстранять их на срок до одного месяца от соответствующих работ за грубое нарушение правил технической эксплуатации и безопасности.
За допуск к работе механизаторов, не имеющих прав на управление машиной, невыполнение указаний государственного технического инспектора об улучшении технической эксплуатации машинно-тракторного парка и хранения сельскохозяйственной техники производились денежные начеты в размере до 10 руб. на руководящих работников, непосредственно отвечающих за состояние машинно-тракторного парка.
К середине шестидесятых годов система «Сельхозтехники» выполняла значительную часть работ в области ремонта и технического обслуживания колхозов и совхозов, оставаясь при этом не поднадзорной техническим инспекторам. Кроме того, технические инспекторы зачастую вынуждены были представлять интересы обсуживающих организаций, в структуре которых они находились, тем самым дискредитируя свое первоначальное назначение.
Такое положение не могло устраивать сельхозтоваропроизводителей и органы управления. По этой причине в Российской Федерации постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совмина РСФСР от 5 апреля 1965 г. № 430 технические инспекторы были переведены в сельскохозяйственные органы управления всех в уровней, а их головная организация в лице Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машинно-тракторного парка в Министерство сельского хозяйства РСФСР.
Постановлением Совмина СССР от 13 декабря 1969 г. № 122 в целях улучшения государственного надзора за техническим состоянием машиннo-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях на Минсельхоз СССР были возложены функции государственного надзора за техническим состоянием, соблюдением правил технической эксплуатации и списания машин и оборудования. Была признана необходимость образования для этой цели инспекций госсельтехнадзора как самостоятельных структурных подразделений в Министерстве сельского хозяйства СССР и министерствах сельского хозяйства союзных республик на правах главных управлений с подчинением непосредственно министрам, а в министерствах сельского хозяйства автономных республик, в краевых и областных управлениях сельского хозяйства — на правах отделов с подчинением непосредственно министрам и начальникам управлений.
В районных управлениях сельского хозяйства образовывались группы инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором, которые подчинялись областным (краевым) инспекциям госсельтехнадзора.
Государственные инженеры-инспекторы наделялись надзорными полномочиями (запрещение эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов прав управления, право наложения денежных начетов в размере 10 руб. и т.п.). Кроме того, в их задачу входила выдача номерных знаков на тракторы, самоходные шасси и тракторные прицепы в системе сельского хозяйства, а с августа 1969 г. в соответствии с Правилами регистрации, утвержденными на основании постановления Совмина СССР от 10 марта 1969 г. № 179, и на самоходные дорожно-строительные машины.
Более совершенной структурой, функциями, полномочиями и правами органы госсельтехнадзора были наделены постановлением Совмина СССР от 23 декабря 1975 г. № 1035, когда основное надзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в районные инспекции госсельтехнадзора.
Важной вехой в становлении госсельтехнадзора в тот период являлось установление норматива численности районных инспекций, использование которого позволило довести штатную численность его органов в РСФСР до 4,5 тыс. чел. (1982 г. — 3,4, 1989 г. — 2,7, 1993 г. — 1,6 тыс.).
Дополнительными функциями органов госсельтехнадзора стало осуществление надзора за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков, вскрываемых в гарантийный период эксплуатации техники, а также за качеством ремонта и технического обслуживания в организациях и на предприятиях «Сельхозтехники» (кроме специализированных).
На районные инспекции возлагалось руководство работой квалификационных комиссий по аттестации трактористов-машинистов и выдаче удостоверений установленного образца, участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев в связи с ненадлежащим качеством проданной или отремонтированной техники. Главный государственный инженер-инспектор района возглавлял комиссию, которая определяла целесообразность восстановления или списания машин и оборудования, пришедших в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.
В качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось право налагать на виновных лиц денежные начеты в размере до 50 руб. и направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного использования или хранения техники, а равно ее разукомплектования.
В период существования Госагропрома СССР, в систему которого с 1986 по 1989 гг. входили уже переименованные органы гостехнадзора, постановлением Совмина СССР от 23 июля 1988 г. № 789 «О продаже в 1998-1990 годах кооперативам некоторых видов транспортной и сельскохозяйственной техники» на них дополнительно возлагался надзор за техсостоянием и соблюдением правил технической эксплуатации тракторов и другой сельскохозяйственной техники, приобретаемой кооперативами.
В этом же году аналогичным нормативно-правовым актом от 25 августа за № 1048 «О регистрации тракторов, прицепов к тракторам и самоходных сельскохозяйственных машин, находящихся в личной собственности граждан» на органы гостехнадзора возлагались обязанности по регистрации тракторов и прицепов к ним и самоходных сельскохозяйственных машин, в том числе самодельных, находящихся в личной собственности граждан, и выдаче на них единых номерных знаков. За органами гостехнадзора нормативно закреплены прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления машинами в отношении лиц, имеющих в личной собственности тракторы и другие самоходные машины, а также функции надзора и меры ответственности за нарушения, допущенные указанными владельцами техники.
В 1989-1991 гг., когда в качестве главного органа управления агропромышленным комплексом выступала Госкомиссия по продовольствию и закупкам Совмина СССР, а в последующем Минсельхоз СССР, на правительственном и даже законодательном уровне предпринимались попытки упорядочить нормативную базу органов гостехнадзора, которые не увенчались успехом в связи с кризисом управления страной. Этому также препятствовало широко бытующее даже в верхних эшелонах власти мнение о том, что рынок все сам расставит на свои места и необходимость в надзорных органах в недалеком будущем отпадет. Однако практика показала необходимость выполнения, а в ряде случаев ужесточения многих надзорных функций, связанных с обеспечением безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраной окружающей среды, защитой интересов граждан и организаций. Об этом также свидетельствует опыт развитых зарубежных стран.
После распада СССР в 1991-1993 гг. деятельность органов гостехнадзора осуществлялась без строгого нормативно-правового регулирования. Прежняя правовая база не отвечала требованиям другой системы и вступала в противоречие с действующим законодательством. Падали престиж и значимость органов гостехнадзора, а это, в свою очередь, обозначило распад системы надзора. К этому времени в стране резко возросли различного рода нарушения, связанные с эксплуатацией машин и оборудования в агропромышленном комплексе и других отраслях хозяйственного механизма. Это дополнялось также ростом преступлений из-за отсутствия должного учета и контроля за принадлежностью машин. Сложившаяся ситуация требовала принятия экстренных и кардинальных мер.
Принятием постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» было утверждено Положение о гостехнадзоре, фактически воссоздавшее органы гостехнадзора в новом качестве.
На уровне районов, городов, субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне в органах управления АПК было предусмотрено создание государственных инспекций. Установленный порядок надзора шагнул за пределы агропромышленного комплекса, а его нормативно-правовая основа не позволяла вмешиваться в неограниченную законодательством хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, а также предотвращала возможные нарушения прав владельцев машин.
Принятие постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации послужило импульсом для разработки и утверждения целого ряда нормативных правовых актов, необходимых для деятельности органов гостехнадзора.
На уровне Правительства Российской Федерации были утверждены постановления, на основании которых устанавливались основные нормы регистрации техники, а также вводились единые паспорта на самоходные машины и прицепы к ним.
В качестве ведомственных актов были утверждены:
положение о паспорте самоходных машин и других видов техники;
правила регистрации тракторов, самоходных и дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, проведения государственного тех нического осмотра таких машин, регистрации залога машин и прицепов, регистрируемых органами гостехнадзора;
перечень сборов, взимаемых органами гостехнадзора;
табель оснащения государственных инспекций гостехнадзора и др.
Примерно в этот же период был принят ряд федеральных нормативных правовых актов, которые сыграли значительную роль в формировании системы и организации деятельности органов гостехнадзора. Среди них Закон о внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, позволивший расширить полномочия органов гостехнадзора по применению мер административной ответственности, Положение о порядке лицензирования деятельности по изготовлению государственных регистрационных знаков и защищенной спецпродукции. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами и т.д.
Следующим этапом в развитии структуры, функций и нормативно-правовой базы деятельности органов гостехнадзора стал 1998 г., когда в Положение о гостехнадзоре были внесены изменения, предусматривающие функционирование государственных инспекций гостехнадзора как самостоятельных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В сферу деятельности органов гостехнадзора вошла выдача удостоверений на право управления практически всеми видами регистрируемых машин, а не только тракторами и сельскохозяйственными машинами. Кроме того, государственные инженеры-инспекторы стали определять соответствие оборудования и оснащенности учебных учреждений, осуществляющих подготовку трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин, требованиям образовательного процесса. В число полномочий органов гостехнадзора стали входить оценка технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования, а также производство по делам об административных правонарушениях.
Эти изменения не только наделили государственных инженеров-инспекторов новыми обязанностями, но и предоставили им право ношения форменной одежды.
В период с 1998 по 2004 г. были приняты Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), упорядочившие деление самоходных машин по категориям в зависимости от вида движителя и мощности двигателя, Порядок проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, который упорядочил организацию проведения гостехосмотра с учетом различной принадлежности машин и сроков их использования, Положение о внештатном инспекторе гостехнадзора, позволившее привлечь дополнительные кадровые резервы для оказания помощи органам гостехнадзора в осуществлении надзорных мероприятий. Также органы гостехнадзора обрели свою ведомственную награду — нагрудный знак «Почетный инженер-инспектор гостехнадзора».
В ходе административной реформы 2004 г. полномочия Минсельхоза России в области нормативно-правового регулирования и координации деятельности органов гостехнадзора были поставлены под сомнение. Мин-сельхозу России, МВД России и Минпромэнерго России было поручено рассмотреть вопросы регистрации сельскохозяйственной техники и надзора за безопасностью ее эксплуатации (их передачу в МВД России).
Такая ситуация не устраивала Минсельхоз России, поскольку передача каких-либо полномочий в иные органы фактически могла привести к ликвидации системы органов гостехнадзора.
Поэтому в течение 2004-2005 гг. Минсельхоз России проводил работу, направленную на отмену вышеназванного решения, сохранение надзорных функций за инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации и возвращение в компетенцию Минсельхоза России функций по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению и координации деятельности государственных инспекций гостехнадзора субъектов Российской Федерации. Позиция Минсельхоза получила поддержку МВД России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в результате чего Правительственная комиссия по проведению административной реформы приняла новое решение о продолжении выполнения Министерством сельского хозяйства и государственными инспекциями гостехнадзора субъектов Российской Федерации указанных функций.
Для нормативно-правового закрепления этого решения в 2005-2006 гг. Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении соответствующих дополнений и изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, возвращенный Минсельхозу Аппаратом Правительства Российской Федерации. Это объясняется тем, что с учетом положений Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» для издания указанного постановления нет оснований из-за отсутствия федерального закона о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
В связи с этим Минсельхозом России ведется работа над проектом Федерального закона «Об общих принципах организации государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», предусматривающего определение основных принципов организации государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, эксплуатации и использования таких машин, а также осуществление данного надзора. Принятие проекта позволит окончательно закрепить полномочия Минсельхоза России в качестве органа, уполномоченного в данной сфере деятельности, упорядочить взаимодействие федерального и региональных уровней власти при осуществлении государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники основывается на законодательных актах. В 2005 г. Минсельхозу России удалось внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» поправки, предусматривающие закрепление полномочий по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники за субъектами Российской Федерации. Это удалось сделать благодаря помощи государственных инспекций гостехнадзора Кировской, Сахалинской и Воронежской областей, Республики Мордовия и Алтайского края. В 2007 г. также при помощи государственных инспекций гостехнадзора субъектов Российской Федерации удалось внести изменения в часть Налогового кодекса Российской Федерации, касающуюся взимания государственной пошлины за юридически значимые действия, осуществляемые государственными инженерами-инспекторами гостехнадзора.
Сегодня органы гостехнадзора являются одним из важнейших инструментов обеспечения должного технического состояния машин и оборудования агропромышленного комплекса и других отраслей экономики страны.
Инспекции постоянно проводят смотры и конкурсы, освещающие надзорную деятельность и работу организаций, которые успешно решают вопросы, контролируемые органами гостехнадзора. Минсельхозом России в рамках ежегодной Всероссийской сельскохозяйственной выставки «Золотая осень» организуется экспозиция, раскрывающая деятельность органов гостехнадзора.
Органы гостехнадзора, взаимодействуя с другими надзорными и контрольными службами, органами власти, организациями и гражданами, оказывают им помощь в решении многих вопросов.
Сегодня в различных регионах России трудится более 3,2 тыс. высококвалифицированных работников, осуществляющих общегосударственные задачи надзора. Ими проводятся плановые проверки технического состояния различных машин и оборудования в процессе использования, качества ремонта, технического обслуживания и соблюдения правил хранения техники. В этой работе большое содействие им оказывают около 3 тыс. внештатных инспекторов гостехнадзора. В целом органами гостехнадзора проверяется ежегодно от 8 до 10 млн. машин и оборудования. Запрещается эксплуатация от 150 до 200 тыс. ед. техники, состояние которой не соответствует требованиям безопасности. Выдается свыше 50 тыс. предписаний, требующих обязательного исполнения. Государственные инженеры-инспекторы гостехнадзора ежегодно регистрируют около 350 тыс. самоходных машин и прицепов; проводят государственный технический осмотр более чем 2 млн. самоходных машин и прицепов, подлежащих государственной регистрации; принимают экзамены на право управления самоходными машинами и выдают более 300 тыс. удостоверений тракториста-машиниста (тракториста); проверяют в процессе использования техническое состояние более 550 тыс. самоходных машин и прицепов, в том числе в ходе проведения операций «Трактор» и «Снегоход»; проверяют соблюдение правил эксплуатации около 300 тыс. ед. машин и оборудования в агропромышленном комплексе; регистрируют залог более 120 тыс. машин, подлежащих государственной регистрации; рассматривают свыше 80 тыс. дел об административных правонарушениях. Добросовестный и самоотверженный труд инженеров-инспекторов гостехнадзора является весомым вкладом в выполнение задач функционирования и развития технического потенциала агропромышленного комплекса и других отраслей экономики России.