графический дизайн мультимедиа что это
Профессия медиа-дизайнер (media design): что делает, плюсы и минусы, карьера и где учиться
Профессия медиа-дизайнера окончательно сформировалась совсем недавно и еще не является востребованной, но редакция сайта Professii-Online и другие специалисты уверены, что это одно из перспективных направлений. Обучившись деятельности сейчас, можно как-раз успеть в момент, когда она станет популярной. Ну а в том, что она останется таковой, сомнений нет.
Наш материал призван максимально раскрыть профессию медиа-дизайнера. В нем рассказано о преимуществах, недостатках, требованиях и методах обучения. Искренне надеемся, что она окажется полезной для дорогих читателей и поможет выбрать призвание!
Примечание: в материале мы называем профессию не только “медиа-дизайнер”, но и словосочетанием “дизайнер медиа”.
Кто такой медиа-дизайнер
Сначала расскажем о том, что такое медиадизайн. Под понятием “медиа” подразумевается способ передачи информации, использующий все возможные каналы воздействия. А именно это звук, записанный видеоряд (съемка), созданный видеоряд (графика, моушн), текст, статичные и динамичные изображения.
Универсальным медиа считается видео, потому что в нем можно показать все вышеперечисленные типы передачи информации. Тем не менее, медиа-дизайнер работает не только с видео, но и с другими каналами воздействия как по отдельности, так и совмещая их между собой. Например, статичное изображение с текстом и музыкой на фоне.
Теперь именно о профессии: медиа-дизайнер занимается проектировкой медиа-произведения (это может быть реклама, игра, видео, интерактивный дизайн и прочее). Если описывать дизайн проекта языком киноиндстурии, то медиа-дизайнер является режиссером-постановщиком, а если строительными терминами, то архитектором.
Чаще всего специалист вовлечен в процесс создания дизайна не только как проектировщик, но и как человек, который создает медиа-дизайн нужного формата.
Чтобы лучше понять профессию и деятельность медиа-дизайнера, предлагаем ознакомиться с процессом работы в общих чертах:
Конкретные задачи медиа-дизайнера зависят от места работы. Например, он моделирует пространство в видеоигре, рисует эскизы для различных проектов, разрабатывает мультимедийные инсталляции каких-либо устройств (обычно бытовая техника).
Помимо этого, у профессии существует ответвление, которое называется дизайнер интерактивных медиа. Этот специалист работает с интерактивными проектами, которые сочетают в себе эффекты и реальность. Например, на концерте неонами высвечивается текст песни, либо появляются различные фигуры во время припева. Подобное как раз-таки то, чем занимается дизайнер интерактивных медиа.
Естественно, концертами все не ограничивается. Есть еще выставки, инсталляции, музеи и прочие места, в которых деятельность дизайнера интерактивных медиа будет очень кстати.
Резюмируя, хотим подчеркнуть, что профессия не из легких и требует владения множеством навыков. В то же время, это управляющая должность, которая развивает специалиста на протяжении всей карьеры. Другими словами, делом всей жизни медиа-дизайн вполне может стать. Хорошо это или плохо? Пусть каждый решает сам (поделиться своими мыслями можно в комментариях внизу страницы).
Плюсы и минусы профессии
Пожалуй, преимущества и недостатки в профессии медиа-дизайнера довольно объективные, что бывает редко. Рекомендуем внимательно ознакомиться с каждым аспектом, сопоставив их со своими предпочтениями и требованиями к работе.
Список плюсов:
Перечень минусов:
Напишите в комментариях, подходит ли вам профессия после изучения ее недостатков и преимуществ?
Работа медиа-дизайнером
Работа представляет собой деятельность в офисе, потому что требуется контролировать весь процесс создания дизайна для медиа-продукта, вовремя вносить изменения и помогать членам команды.
Чаще всего медиа-дизайнер работает в следующих сферах деятельности:
Требования и обязанности
Обязанности и требования, которые выдвигают работодатели, зависят от компании и того, как именно воспринимают медиа-дизайнера. Некоторые возлагают на такого специалиста именно обязанности по проектированию дизайна для медиа, в то время как другие выдвигают требования по непосредственному созданию контента (анимации, видео, изображения и прочее).
Наиболее часто встречающиеся обязанности и требования:
Зарплата и востребованность
Мы провели тщательный анализ, но к сожалению, из-за низкой востребованности профессии так и не нашли достаточное количество информации, чтобы вычислить среднюю зарплату медиа-дизайнера.
Не стоит делать резких выводов, потому что эта профессия только начала развитие в России и постсоветских странах. Если вы отучитесь на медиа-дизайнера, то с приобретенными навыками и знаниями сможете устроиться на позицию графического дизайнера, концептуального дизайнера, дизайнера-верстальщика, креативного дизайнера, SMM дизайнера.
Другими словами, без работы не останетесь. Но если обучение займет год-два, то как раз к моменту окончания изучения профессии на рынке труда уже могут появиться соответствующие вакансии. Да, сначала их будет немного, всего лишь 500-1000, и то 70% из московской области, но это и будет началом эффекта “снежного кома”, и вскоре количество вакансий будет исчисляться в тысячах (по нашим предположениям).
Также в США и некоторых европейских странах профессия медиа-дизайнера уже начала обретать популярность. Как правило, такие тенденции всегда доходят до нас. Вопрос лишь во времени, потому что точно определить, когда именно деятельность станет востребована в России и странах постсоветского пространства, невозможно.
Обучение на медиа-дизайнера
Работать медиа-дизайнером можно во время или после обучения. Процесс обучения нелегкий, но он будет намного проще для тех, кто уже работал в графических редакторах или на должностях, связанных с дизайном. В таких случаях можно подучить теорию и научиться пользоваться несколькими основными инструментами, а затем искать вакансию.
Существует три способа обучения: в ВУЗе, на курсах или самостоятельно.
Высшие учебные заведения
Специальности “медиа-дизайнер” в российских высших учебных заведениях не существует. Тем не менее для получения знаний и навыков, необходимых для данной профессии, есть множество программ обучения.
В них преподают теорию дизайна со всеми правилами, экспозицией, выбором концепции и т.д., и в то же время обучают нужным инструментам, например, Adobe Illustrator и Adobe After Effects.
Список подходящих направлений:
Даже если в выбранном вами направлением не обучают чему-то, что нужно для профессии медиа-дизайнера, после окончания обучения легко можно подтянуть недостающие навыки.
На сайте Postupi Online есть отдельная страница с программами обучения и высшими учебными заведениями для тех, кто хочет стать медиа-дизайнером: https://postupi.online/professiya/mediadizajner-multimedia-dizajner/
Всего на портале имеется 40 программ обучения, из которых 28 — это бакалавриат и специалитет, а 12 магистратура. Высших учебных заведений 57 (цифры актуальны на момент публикации статьи).
Онлайн-курсы
Пройдя обучение на онлайн-курсах, можно не беспокоиться о том, что придется доучивать что-то самостоятельно. Плюс качественных курсов как раз-таки в том, что они сконцентрированы на конкретной профессии и обучают всему, что нужно для работы в ней. Это лишь один из многих плюсов онлайн-курсов.
В онлайн-школах метод обучения удаленный, поэтому находиться на занятии и быть в сети необязательно. Если ученик пропустил урок, то он может посмотреть и пересмотреть его в записи. А если у него появились какие-либо вопросы, то ментор курса всегда готов помочь.
Современные онлайн-курсы делают особенный упор на практические занятия, потому что только так можно укрепить теоретические знания. Программа обучения в них составлена грамотно и с учетом всех нововведений и трендов.
На взгляд команды Professii-Online, главный плюс онлайн-курсов в том, что есть преподаватели и менторы, сосредоточенные на одной профессии. Для новичка невероятно важно поддерживать контакт с опытным специалистом, который увидит ошибки, даст советы, ответит на все интересующие вопросы.
Единственный недостаток онлайн-курсов по профессии медиа-дизайнера в том, что их мало (почти нет). Это связано с низкой востребованностью. Тем не менее мы уверены, что вскоре программ обучения станет больше.
Существует качественный онлайн-курс “Профессия дизайнер интерактивных медиа” от Contented.
Данная программа обучения посвящена именно интерактивному дизайну. Ученик научится проектировать взаимодействие человека, создавать интерактивные инсталляции, собирать прототипы разных форматов, презентовать идеи и делать многое другое. Образовательный курс длится 8 месяцев.
Ссылка на программу обучения и подробные сведения о ней: https://contented.ru/edu/interactive-media-design
Примечание: если будут появляться новые курсы, то мы их будем добавлять в этот материал.
Самообразование
Можно освоить профессию и самостоятельно, изучив инструменты и познав теоретические знания. Данный метод обучения самый сложный и длительный, но зато не требует вложения денег, и учит будущего специалиста поиску необходимых материалов.
В самостоятельном обучении самое главное — систематический подход. Составьте хотя бы примерный план обучения (благо в этой профессии это легко) и следуйте ему. Не делайте себе поблажек, пропуская дни учебы или опаздывая на нее. Помните, что и успех, и провал, зависят от вас. Точно так же как длительность и эффективность обучения.
Теперь конкретно о плане для самообучения. Мы советуем одновременно изучить какой-либо инструмент и познавать теорию (правила) дизайна. Например, сначала обучаетесь работе в Adobe Illustrator и читаете книгу по дизайну, когда закончите с Adobe Illustrator, переходите к Adobe After Effects.
Суть именно в том, чтобы как можно быстрее научиться работать в одном графическом редакторе и в одной программе для монтирования видео. После этого изучение другого софта такого же типа будет намного легче, ведь основные функции везде одинаковые, различия лишь в деталях и интерфейсах.
Даже если вы не расцениваете самостоятельное обучение как метод изучения профессии, то без него все равно не обойтись. Именно благодаря самообразованию удастся держать “руку на пульсе” и обучаться нововведениям, трендам, актуальным программам, масштабным обновлениям софта и прочему. В такой профессии, как медиа-дизайнер, необходимо идти в ногу со временем, даже несмотря на низкую конкуренцию.
Материалы для самостоятельного обучения:
Некоторые книги:
Очевидно, что профессия медиа-дизайнера только формируется, и заниматься ей прямо сейчас не выгодно из-за небольшого количества вакансий. Тем не менее мы уверены, что вскоре ситуация начнет исправляться, поэтому если вас привлекает деятельность медиа-дизайнера, советуем изучить ее и быть в числе первых специалистов в стране. Для некоторых одной такой возможности уже достаточно, чтобы погрузиться в обучение по профессии.
Как думаете, когда именно медиа-дизайнеры станут востребованными? Поделитесь мнением в комментариях! Ну а редакция сайта Professii-Online желает дорогим читателям удачи в поиске работы мечты!
Видео о профессии
Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.
Что такое графический дизайн и зачем он нужен
Английский — глобальный язык? Пф-ф! А вот с помощью графики даже трёхлетний японский карапуз легко поймёт немецкую бабушку.
Упаковки продуктов в вашем холодильнике, вывески и указатели на улицах, плакаты, флаеры и оформление ваших любимых пабликов в VK — всё это сделали графические дизайнеры. Каждый день нам на глаза попадаются сотни рекламных объявлений, брендированных продуктов и элементов визуальной коммуникации.
Графический дизайн — широкое понятие, затрагивающее почти все сферы нашей жизни и в реальном, и в цифровом мире. Давайте разберёмся, где он используется и какие функции выполняет.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Способ донести информацию
Мы по максимуму используем визуальное восприятие, чтобы ориентироваться в мире и выполнять рутинные дела.
Хотите дойти до супермаркета? Вам необходимы указатели на домах, стрелочки в Яндекс.Навигаторе или хотя бы вывеска с названием магазина, заметная издалека. Хотите почитать книжку? Нужно, чтобы графический дизайнер позаботился о подходящем шрифте и единообразии страниц. Собираетесь выступать перед аудиторией? Визуальное сопровождение поможет резюмировать всё самое важное.
Важная миссия графического дизайнера — упорядочивать хаос вокруг и раскладывать информацию по полочкам.
Вывески и указатели
Эти инструменты коммуникации нужны, чтобы человек сориентировался на незнакомой территории или понял, каких действий от него ожидают в конкретной ситуации. Иногда слова содержат всю необходимую информацию, тогда задача дизайнера — сделать надпись легко читаемой и приятной глазу.
Часто слова сопровождаются картинками: это нужно для структурирования разных сообщений, когда в них трудно ориентироваться. Человек гораздо быстрее охватит взглядом картинку, чем прочтёт несколько предложений. А иногда визуальный язык становится единственно возможным способом коммуникации: вывески в аэропортах, на международных конференциях и в туристических местах всегда дополняются изображениями.
Бывает, что слова вовсе не нужны. Например, в дорожных знаках. Все водители знают их значение и быстро ориентируются по картинкам: читать текст во время движения просто нет времени. В разных странах знаки могут незначительно различаться: дизайнеры трудятся над тем, чтобы сделать их максимально лаконичными, понятными, узнаваемыми. Это особенно важно, когда от участников дорожного движения требуется быстрая реакция.
Вывески, таблички и короткие инструкции окружают нас повсюду и помогают нам спокойно жить. Мы воспринимаем массу информации бессознательно — это работа графических дизайнеров, которая часто остаётся незамеченной.
Дизайн презентаций и инфографика
Перейдём к продуктам визуальной коммуникации, с которыми мы взаимодействуем осознанно. Таблицы, схемы, инфографика и презентации нужны, чтобы структурировать большой объём информации. Слушая выступление интересного спикера или читая инструкцию к стиральной машине, мы концентрируемся. Поэтому дизайн этих материалов может быть более детализированным, чем уличный знак.
Задача дизайнера при разработке инфографики или презентации — сделать язык картинок простым и понятным. Хорошие иллюстрации бывают эффективнее длинных текстов и понятны носителям любых языков.
Вёрстка книг, журналов и веб-страниц
Дизайн бывает и без картинок. Читая хорошую бумажную книгу, вы можете даже не догадываться, сколько часов дизайнер провёл за вёрсткой. Правильно подобранные шрифты, межстрочные интервалы, поля и переносы слов позволяют глазам меньше уставать.
Если вы думаете, что значение типографики преувеличено, полистайте дешёвые книги из девяностых годов: тогда процветала некачественная печать, строки на двух страницах одного листа не совпадали и просвечивали через тонкую бумагу. Читая такую книгу, вы быстро устанете.
В «цифре» есть свои нюансы: дизайнер заботится, чтобы вам не приходилось бегать глазами по большому экрану, чтобы абзацы отличались от межстрочных интервалов, а переход на новую строку не осложнял чтение.
Инструмент маркетинга
При упоминании Apple перед глазами всплывает надкушенное яблоко, а вспоминая Сбербанк, мы представляем себе зелёный логотип. Графический дизайн служит для узнаваемости брендов и их продвижения на рынке.
Фирменный стиль
У каждой серьёзной компании есть логотип. Однако понятие фирменного стиля гораздо шире: это набор цветов, шрифтов, паттернов и правил их сочетания между собой. Целый комплекс графических элементов позволяет поддерживать образ бренда.
Хороший фирменный стиль разрабатывается как минимум на пять лет, если компания планирует долго жить. Поэтому такая графика в меньшей степени подвержена влиянию трендов, чем реклама или веб-дизайн.
Дизайн фирменного стиля обычно представляют в формате брендбука. Это краткое руководство, в котором показаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, гармоничные сочетания цветов, шрифтовые пары и другие рекомендации. Также в брендбуках представляют дизайн основных носителей — он может иметь специфические особенности в зависимости от необходимой формы или размера.
Что дают логотип и фирменный стиль? Во-первых, они создают позитивный образ бренда в головах потребителей, сотрудников и партнёров. Во-вторых, они позволяют привести к единообразию все брендированные продукты и упростить текущие дизайнерские задачи.
Наружная реклама и полиграфия
Разработка рекламы — это более креативная область графического дизайна. Рекламные кампании меняются быстро, так что строгая лаконичность и планирование на годы вперёд здесь не требуются.
Цель рекламы — продать конкретный товар определённому сегменту целевой аудитории в заданные сроки. И первая задача на пути к этой цели — привлечь внимание зрителя, удивить его чем-то ярким и необычным, заставить задержать взгляд.
Дизайн рекламы — это маркер нашего времени, потому что он очень быстро меняется в зависимости от моды. Если вы посмотрите на фотографии двадцатилетней давности, архитектура или даже одежда людей могут выглядеть вполне современно, а плакаты и баннеры будут старомодными.
В рекламе используют модные графические приёмы и декоративные шрифты, чтобы выделить сообщение на фоне других. Но за счёт эксплуатации трендов реклама недолговечна, и каждый раз дизайнерам приходится искать новые способы удивить публику.
Продвижение в интернете
Среднестатистический городской житель не расстаётся с гаджетами. Если лет двадцать назад почти любой графический дизайн готовили под печать в типографии, сейчас это далеко не так. Рекламные баннеры на сайтах, оформление сообществ в соцсетях, лендинги и продающие сайты пользуются огромным спросом.
Не нужно быть гуру в технологиях, чтобы создавать красивые посты или рекламу для интернета. А вот при разработке целого сайта (этим занимаются веб-дизайнеры) пригодятся даже знания в программировании.
С одной стороны, интернет упростил работу дизайнерам: не нужно заниматься предпечатной подготовкой. С другой стороны, на первый план выходят другие важные критерии — например, размер файла и лёгкая читаемость картинки с любого экрана. Также интернет открыл для рекламы возможности анимации: моушн-графику активно используют и в соцсетях, и на сайтах.
Элемент цифровых и печатных продуктов
Графический дизайн помогает доносить до людей информацию и продвигать продукты. Но иногда он может являться непосредственно частью продукта. Посмотрите, что изображено на ваших обоях, любимой футболке или чехле смартфона. Технологии печати позволяют работать с любыми материалами, поэтому печатные принты заменили нам вышивку и роспись.
Теперь вспомните заставку с титрами к вашему любимому сериалу или меню приложения на телефоне, которым вы ежедневно пользуетесь. К этим продуктам графические дизайнеры тоже приложили руку.
Чем сложнее задача, тем больше компетенций требуется для работы. В широком смысле к графическому дизайну можно отнести и иллюстрацию, и 3D-моделирование, и анимацию, и веб-разработку. Все эти сферы связаны с созданием графики.
Многие дизайнеры обладают компетенциями в смежных областях, но объять всё невозможно. В узком смысле под графическим дизайном принято понимать создание статичной графики для печати или размещения в сети. Некоторые сужают свою специализацию ещё больше и занимаются тем, чем душе угодно, — например, исключительно логотипами или вёрсткой.
Хотите овладеть навыками для создания фирменного стиля, рекламных креативов и визуальных коммуникаций? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.
Чем занимаются графические дизайнеры: самые востребованные специализации
Рисовать логотипы, делать сторис для Instagram, верстать презентации или оформлять бумажные книги? Разбираемся в направлениях графического дизайна.
Зачастую в небольших фирмах графический дизайнер — это человек-оркестр, который может заниматься и наружной рекламой, и соцсетями, и презентациями, а по совместительству иногда выполнять функции фотографа, веб-дизайнера и иллюстратора. Но в крупных компаниях, где над дизайном работают большие команды, приняты более узкие специализации.
Единого регламента нет: каждый работодатель волен по-своему сформулировать название должности и обязанности сотрудника на ней. Мы рассмотрим только основные направления и попробуем разобраться, в чём суть каждой работы и где требуются такие специалисты.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Создание фирменных стилей
Айдентика — огромный пласт графического дизайна. Новые бренды появляются каждый день, всем им нужны логотипы, фирменные шрифты, цвета и паттерны. Это серьёзная работа, которая идёт в тандеме с маркетологами и может растянуться на недели или даже месяцы.
В разработку фирменного стиля входит:
После утверждения фирменного стиля создаётся брендбук — буклет, в котором будут детально описаны визуальные решения, указаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, цветов, шрифтов и других элементов. Это нужно, чтобы дизайнеры в штате или в сторонних студиях, к которым будет обращаться компания, не нарушали корпоративную символику, работая над маркетинговыми коммуникациями, упаковками или веб-ресурсами.
В небольших студиях фирменным стилем может заниматься один человек, в более крупных над этим трудится целая команда. В частности, для отдельных задач могут привлекать дизайнеров из смежных областей: например, моушн-дизайнера для анимации логотипа или иллюстратора для создания сложного паттерна.
Хотите заниматься разработкой фирменных стилей? Записывайтесь на наш курс!
Работа с полиграфией
Несмотря на то что всё больше времени люди проводят онлайн, полиграфию не стоит сбрасывать со счетов. Наверняка вы каждый месяц достаёте из почтового ящика охапку рекламных листовок, а по пути от работы до дома видите десятки рекламных баннеров. И продукты вы покупаете не в прозрачных пакетах, а в коробках с яркими картинками. Наконец, есть бумажные книги — в частности, подарочные издания и детская литература, над которыми тоже трудятся графические дизайнеры.
Иногда возникают нестандартные ситуации, которые требуют от дизайнера дополнительной работы. Например, при печати на тонкой бумаге у макета может быть превышена предельно допустимая сумма краски: чтобы не порвать бумагу, нужно вручную уменьшать количество составных цветов, стараясь максимально сохранить исходный оттенок. Есть целый ряд подобных форс-мажоров, к которым полиграфист должен быть готов. Если речь идёт о работе в крупной компании, которая заказывает офсетную печать большим тиражом, ошибка дизайнера может повлечь огромные убытки.
Наружная реклама, флаеры, брошюры и сувениры
Проекты преимущественно краткосрочные. В задачи может входить коррекция фотографий, создание коллажей и иллюстраций, оформление текста.