гравюра резцом что это
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Резцовая гравюра
Одним из самых старых видов углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом. Благодаря ее особенно ярко выраженным художественным достоинствам она рассматривается как самостоятельный вид графического искусства. Зародилась эта манера в середине XV в. в Германии и Италии, и в начальной стадии своего развития она носила исключительно творческий характер. В настоящей работе резцовая гравюра отнесена нами к одной из манер офорта, потому что при всех ее отличительных художественных характеристиках она полностью сохраняет все особенности техники глубокой печати.
Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.
Различные подходы к использованию изобразительных возможностей резцовой гравюры определяют и признаки, по которым можно различать назначение графического листа. Планомерные, геометрически ясные, расположенные в определенной строгой последовательности штрихи говорят о репродукционном характере гравюры, в которой сочность, контрастность, сложные пересечения линий создают классическую чистоту поверхности. При утолщении штрихов происходит плавное увеличение ширины в местах закруглений. При необычайно грациозных пересечениях штрихов создается ясная и изысканная фактура, достаточно точно передающая материальность изображенных предметов и пространства.
Эти традиционные приемы репродукционной гравюры надолго заслонили творческие проблемы создания самостоятельной авторской гравюры резцом. Только в начале XX в. такие мастера, как француз Лабурер, грек Галанис, работавший в Париже, и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке. Наступает истинное обновление старой техники резцовой гравюры. Внешне это выражается в более свободном рисующем штрихе штихеля, в разнообразии фактурных приемов, в экономности средств выражения того или иного мотива. Не тронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают авторскому эстампу общую светлую серебристую тональность. Как правило, штрихи резца соседствуют со штрихами сухой иглы. Гравюры, не регламентированные традиционными классичесними правилами, иногда подкрашивались или полностью раскрашивались автором акварелью, если это соответствовало замыслу.
В начале 30-х гг. XX в. авторские гравюры было принято печатать не привычной черной краской, а густым темно-синим или краплачно-красным цветом, что способствовало колористическому обогащению гравюры. Именно творческий подход к использованию изобразительных возможностей резцового штриха создает внешние отличия авторской гравюры от классической репродукционной гравюры на металле.
Значительный вклад в развитие резцовой гравюры внесли художники- граверы Германии, Италии, Франции. В России эта манера появилась в конце XVII в. и получила свое развитие в начале XVIII в., при Петре I. Тогда этой манерой гравировались чертежи, планы, иллюстрации для книг, портреты, виды Петербурга. Документально точные, скупые изображения дополнялись всевозможными рамками, виньетками, многочисленными надписями, которые не всегда делали сами авторы. Как правило, этим занимались граверы-исполнители, называвшиеся чертежниками, каллиграфами, орнаментовщиками.
Резцовая гравюра
Полезное
Смотреть что такое «Резцовая гравюра» в других словарях:
Резцовая гравюра — (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Резцовая гравюра возникла… … Художественная энциклопедия
Резцовая гравюра — РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА, или классическая гравюра, или чистая гравюра, ручная печ. форма глубокой печати, выполненная резцами на металле меди или стали. В настоящее время применяется редко, главным образом как способ создания оригинального худож.… … Издательский словарь-справочник
Резцовая гравюра — (КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА, ЧИСТАЯ ГРАВЮРА) самый старый вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов резцов, т. е. ручная печатная форма способа глубокой печати, выполненная резцами на… … Реклама и полиграфия
РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА — вид углубленной гравюры на металле, в котором рисунок прорезается штихелем на поверхности пластины ( доски ) из меди, цинка, стали; образовавшиеся углубления заполняются краской для печатания на бумаге … Большой Энциклопедический словарь
резцовая гравюра — вид углублённой гравюры на металле, в котором рисунок прорезается штихелем на поверхности пластины («доски») из меди, цинка, стали; образовавшиеся углубления заполняются краской для печатания на бумаге. * * * РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА,… … Энциклопедический словарь
Резцовая гравюра — разновидность углубленной гравюры на металле. Штихелем на поверхности медной, цинковой или стальной доски прорезается рисунок, а затем образовавшиеся углубления заполняют краской или чернью для печатания. Р. Г. возникла на основе резьбы ок. 1 й… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Гравюра — (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… … Художественная энциклопедия
Гравюра — 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто … Издательский словарь-справочник
Гравюра резцом — см.: Резцовая гравюра … Реклама и полиграфия
Гравюра — (от франц. gravure) 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… … Большая советская энциклопедия
Резцовая гравюра
В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в XVI в.) техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце XVII в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В XVIII в. видовые, батальные и резцовые гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к резцовой гравюре в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В XIX в. в петербургской АХ традиции резцовой гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале XIX в. особым видом была «очерковая» (контурно-линейная) резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, резцовые гравюры итальянского мастера Т. Пироли по рисункам Дж. Флаксмена): в России совершенства в этом виде достиг Ф. П. Толстой. С развитием фотомеханичских способов репродукции резцовая гравюра в значительной мере утрачивает своё значение; со второй половины XIX в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности резцовой гравюры на стали (первая половина XIX в.), органическом стекле или пластмассе (XX в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в XX в. выдвигается ряд крупных мастеров резцовой гравюры в её «чистом» виде (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).
Полезное
Смотреть что такое «Резцовая гравюра» в других словарях:
Резцовая гравюра — РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА, или классическая гравюра, или чистая гравюра, ручная печ. форма глубокой печати, выполненная резцами на металле меди или стали. В настоящее время применяется редко, главным образом как способ создания оригинального худож.… … Издательский словарь-справочник
Резцовая гравюра — (КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА, ЧИСТАЯ ГРАВЮРА) самый старый вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов резцов, т. е. ручная печатная форма способа глубокой печати, выполненная резцами на… … Реклама и полиграфия
РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА — вид углубленной гравюры на металле, в котором рисунок прорезается штихелем на поверхности пластины ( доски ) из меди, цинка, стали; образовавшиеся углубления заполняются краской для печатания на бумаге … Большой Энциклопедический словарь
резцовая гравюра — вид углублённой гравюры на металле, в котором рисунок прорезается штихелем на поверхности пластины («доски») из меди, цинка, стали; образовавшиеся углубления заполняются краской для печатания на бумаге. * * * РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА,… … Энциклопедический словарь
Резцовая гравюра — (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving) старейшая разновидность гравюры (См. Гравюра) на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля (См.… … Большая советская энциклопедия
Резцовая гравюра — разновидность углубленной гравюры на металле. Штихелем на поверхности медной, цинковой или стальной доски прорезается рисунок, а затем образовавшиеся углубления заполняют краской или чернью для печатания. Р. Г. возникла на основе резьбы ок. 1 й… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Гравюра — (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… … Художественная энциклопедия
Гравюра — 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто … Издательский словарь-справочник
Гравюра резцом — см.: Резцовая гравюра … Реклама и полиграфия
Гравюра — (от франц. gravure) 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… … Большая советская энциклопедия
Гравюры, гравюры. Это интересно!
Альбрехт Дюрер «Меланхолия»
Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.
Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.
Гравюра резцом что это
Одним из самых старых видов углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом. Благодаря ее особенно ярко выраженным художественным достоинствам она рассматривается как самостоятельный вид графического искусства. Зародилась эта манера в середине XV в. в Германии и Италии, и в начальной стадии своего развития она носила исключительно творческий характер. В настоящей работе резцовая гравюра отнесена нами к одной из манер офорта, потому что при всех ее отличительных художественных характеристиках она полностью сохраняет все особенности техники глубокой печати.
Принцип создания печатной формы в резцовой гравюре заключается в том, что углубленные штрихи и линии вырезаются на поверхности металла специальными инструментами — металлографическими резцами. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Но всех их объединяет необыкновенная чистота и четкость линий, изысканно-строгая ясность начертания. Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Расположенные в определенной системе, штрихи строгой своей последовательностью и различной глубиной гравирования создают неповторимые тончайшие градации тоновых пятен, что позволяет репродуцировать произведения живописи и графики. Более свободное и живое расположение штрихов характерно для позднего периода развития этой манеры.
Различные подходы к использованию изобразительных возможностей резцовой гравюры определяют и признаки, по которым можно различать назначение графического листа. Планомерные, геометрически ясные, расположенные в определенной строгой последовательности штрихи говорят о репродукционном характере гравюры, в которой сочность, контрастность, сложные пересечения линий создают классическую чистоту поверхности. При утолщении штрихов происходит плавное увеличение ширины в местах закруглений. При необычайно грациозных пересечениях штрихов создается ясная и изысканная фактура, достаточно точно передающая материальность изображенных предметов и пространства.
Эти традиционные приемы репродукционной гравюры надолго заслонили творческие проблемы создания самостоятельной авторской гравюры резцом. Только в начале XX в. такие мастера, как француз Лабурер, грек Галанис, работавший в Париже, и некоторые другие, приходят к пониманию нового, органически связанного с материалом метода гравирования резцом на меди или цинке. Наступает истинное обновление старой техники резцовой гравюры. Внешне это выражается в более свободном рисующем штрихе штихеля, в разнообразии фактурных приемов, в экономности средств выражения того или иного мотива. Не тронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают авторскому эстампу общую светлую серебристую тональность. Как правило, штрихи резца соседствуют со штрихами сухой иглы. Гравюры, не регламентированные традиционными классичесними правилами, иногда подкрашивались или полностью раскрашивались автором акварелью, если это соответствовало замыслу.
В начале 30-х гг. XX в. авторские гравюры было принято печатать не привычной черной краской, а густым темно-синим или краплачно-красным цветом, что способствовало колористическому обогащению гравюры. Именно творческий подход к использованию изобразительных возможностей резцового штриха создает внешние отличия авторской гравюры от классической репродукционной гравюры на металле.
Значительный вклад в развитие резцовой гравюры внесли художники-граверы Германии, Италии, Франции. В России эта манера появилась в конце XVII в. и получила свое развитие в начале XVIII в., при Петре I. Тогда этой манерой гравировались чертежи, планы, иллюстрации для книг, портреты, виды Петербурга. Документально точные, скупые изображения дополнялись всевозможными рамками, виньетками, многочисленными надписями, которые не всегда делали сами авторы. Как правило, этим занимались граверы-исполнители, называвшиеся чертежниками, каллиграфами, орнаментовщиками.
При систематизации коллекции гравюр, выполненных в технике глубокой печати, при определении манеры того или иного листа, необходимо знать традиционные термины, встречающиеся на старых оттисках, и общие правила оформления гравюры.
Принято считать, что любой лист авторского тиража является подлинником и полноценным художественным произведением, если он отпечатан и подписан самим автором. Подпись, как правило, делается твердым карандашом по влажной бумаге. В этом случае ее невозможно стереть без явных следов подчистки, так как карандаш глубоко врезается в бумагу. Подпись ставится под нижним правым краем изображения, при этом указывается год создания гравюры (т. е. год создания доски, а не время печатания данного оттиска на бумаге).
В левой стороне оттиска пишется название эстампа и указывается манера исполнения.
В черно-белых офортах практикуется обозначение цифрами количества оттисков (тиража) и порядкового номера данного оттиска — так называемой сигнатуры. Например, сигнатура «4/30» означает, что автором с печатной доски было сделано 30 оттисков, и перед нами четвертый по счету. Очевидно, что это правило установили не сами художники (которые нередко печатают тираж в несколько этапов, так как автору бывает сложно и порой просто невозможно предугадать потребность оттисков и определить размер тиража).
На обратной стороне оттиска принято писать фамилию и инициалы автора, название произведения, год исполнения, манеру и размеры гравюры (первая цифра — размер доски по вертикали, высота; вторая — по горизонтали, ширина).
В конце XVIII и в XIX вв. появились гравюры с небольшими рисунками на полях, так называемыми ремарками. Первые такие рисунки, как правило, не имели никакой связи с основным изображением и носили случайный характер. Выполнялись они сухой иглой: очевидно, это было своеобразной пробой материала и инструмента или отдыхом от работы над основным изображением. Впоследствии среди коллекционеров распространилась мода на такие листы, и некоторые художники уже специально гравировали на полях изображения, связанные с сюжетом основной гравюры.
Среди разнообразных надписей, сопровождающих основное изображение в гравюре, особое место занимали имена и фамилии мастеров, принимавших участие в процессе ее создания. Это имена авторов, создавших рисунок произведения (или перерисовавшего изображение специально для гравюры), имена самих граверов, работавших над печатной формой, имя печатника, печатавшего тираж, а также имя издателя гравюры. Подписи гравировались мелким шрифтом, тонкой строчкой под нижним краем изображения на латинском или родном языке автора (авторов). Обычно эти надписи гравировались в сокращенном виде. Ниже в скобках приводятся полные расшифровки сокращений, указывающих на специальности авторов, принимавших участие в процессе создания и издания гравюры.
Для автора произведения:
pinx. или pnxt. (pinxit) — писал, изобразил, нарисовал
inv. (invenit) — изобрел, сочинил
del. (delineavit) — рисовал, зарисовал
inc. (incidit), fec (fecit), sc. (sculpsit) — гравировал, вырезал
imp. (impressit) — исполнил, выполнил
exc. (excudit) — издал, изготовил
Тексты, гравировавшиеся над изображением, назывались надписями, они чаще всего помещались на книжных иллюстрациях и в серийных листах.
Изображения эмблем, гербов, виньеток сопровождалось посвящениями, обращенными к высокопоставленному лицу или заказчику, при этом перечислялись все его титулы, звания, заслуги.
В нижней части оттиска нередко можно встретить так называемый адрес, в котором кроме имени издателя и названия фирмы сообщался и почтовый адрес.
В практике библиотечной, музейной и архивной работы часто встречаются старые термины, главным образом на французском языке, пришедшие, в основном, из репродукционной гравюры. Эти термины необходимо знать при определении и распознавании оттисков.
В процессе созданию гравюры делались пробы различных состояний гравировальной доски. Эти состояния назывались видами, а оттиски — видовыми оттисками и подписывались йpreuve d’йtat.
Авторские оттиски, которые печатались художником для себя с законченной печатной формы и подписывались карандашом, назывались йpreuve d’artiste. Это лучшие оттиски, которые ценятся очень высоко. Остальной тираж доверялся в печать мастеру-печатнику. Художник из своих авторских оттисков выбирал один, который должен был фигурировать в качестве образца для печати, и этот экземпляр подписывался: modиle pour le tirage.
При создании резцовой гравюры очень часто в манере травлёного штриха гравировался предварительный рисунок, в качестве подготовки к работе резцом. Такой оттиск чистого офорта подписывался: eau-forte pure.
Оттиски с печатной формы, которая еще не наполнилась всякого рода гравированными текстами, рамками и виньетками, назывались оттисками до подписи и отмечались: avant la lettre. Это также редкие и ценные гравюры.
Тираж, выполненный мастером-печатником в большом количестве экземпляров, носил название обыкновенных оттисков и обозначался: йpreuves ordinaire.
Оттиски, печатавшиеся на случайной, бросовой бумаге, служившей в качестве очистителя печатной формы от краски, или печатавшиеся как пробные оттиски (для полного наполнения краской рисующих штрихов), назывались макулатурными оттисками, которые тоже коллекционировались и обозначались: йpreuves de maculature.
Возможности совершенствования приемов и техники офорта безграничны. При современном уровне развития науки и техники, появлении новых материалов и инструментов рождаются и новые способы создания углубленной гравюры. Каждый автор привносит в этот способ гравирования и печати новые изобразительные возможности.
Подлинные оттиски, сопровождающие настоящее пособие, выполнены с печатных форм, гравированных широко известными приемами и инструментами. Они дают самое общее представление о технике создания углубленной гравюры в различных манерах. Эти образцы, надеемся, будут полезны в тех случаях, когда отсутствуют сведения о технике исполнения гравюры. Настоящее издание призвано оказать первоначальную помощь в распознавании оттисков по внешним признакам для работников библиотек, архивов, музеев. Распознавание манеры облегчает установление времени создания гравюры, дает возможность определить ее место в сформированной коллекции.