грунтованный картон для чего используют

Художественный грунтованный картон

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Художественный картон это не обычный бытовой или промышленный материал. Разумеется, картон для художественных работ отличается.

Картон для художественных работ изготавливается специально под краски и другие живописные материалы, поэтому отличается высокой плотностью и толщиной. Цвет у поверхности картона естественно-серый. Использование грунтованного картона для живописи очень выгодно – такой картон не требует дополнительно подготовки поверхности перед началом работы, а невысокая стоимость относительно классических тканевых холстов приятно удивит как начинающих, так и опытных художников.

В нашем интернет-магазине можно купить грунтованный картон для живописи в размерах от 10х15 см до 50х80 см для масляной живописи, акрила, и других материалов по выгодной цене. В магазине Краски-Кисти представлен картон как отечественных, так и зарубежных производителей.

Картон бывает загрунтован акрилом, маслом или эмульсией. Такие грунты хорошо подходит в качестве связующего между поверхностью и масляной, акриловой и темперной красками, а также простого карандаша и угля!

Кроме того, грунтованный картон бывает односторонний и двухсторонний . Последний является очень выгодным и экономичным вариантов, ведь на нем можно рисовать сразу с двух сторон, делать разные варианты, эскизы и пробные полотна. А еще это отличный вариант для начинающих художников.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Какие еще преимущества есть у грунтованного картона?

Краски на грунтованном картоне выглядят ярко, поскольку не впитываются в сам картон, а остаются на грунте, не пропускающем краску в нижние слои:

Плотный картон не гнется и подходит для этюдника

Такой картон можно использовать и для других видов творчества: декупажа, мозаики и декоративных красок

Экспериментируйте с магазином Краски-Кисти!

Источник

Грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

ГРУНТЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Грунт, закрывая поры холста, образованные пересечением нитей утка и основы, делает его поверхность однородной и придает ей требуемый цвет.
Грунт предохраняет холст от проникновения в него красок, связующего и разбавителей. Он придает поверхности холста высокие адгезионные свойства (способность удерживать краски).
По своим качествам грунт должен быть мягким и эластичным. Он не должен растрескиваться при свертывании холста в рулон. Поверхность нанесенного грунта должна быть слегка шероховатой, матовой. После покрытия грунтом холст не должен терять своей выраженной фактуры.
При хранении холста грунт не должен темнеть или желтеть (пожелтение грунта вызывается хранением его в темноте).
На обратной стороне грунтованного холста не должно быть следов проникновения клея или грунта.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

ЭМУЛЬСИОННЫЙ ГРУНТ ДЛЯ КАРТОНА
Предварительно картон проклеивается с двух сторон техниче¬ским желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4 — 5-процентным раствором тепло го клея. Перед нанесением клея картон закрепляют говоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ров¬ным слоем (без следов флейца или щетки). Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.
Состав эмульсионного грунта (м. ч.):
лей желатиновый — 1
Масло льняное — 2
Белила сухие или мел — 5
Фенол (антисептик) — 0,02
Вода — 20

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭМУЛЬСИОННОГО ГРУНТА ДЛЯ КАРТОНА

Предварительно в небольшом количестве воды замачиваются цин¬ковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.
Заранее приготовленный клей растворяют в общем количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмуль¬сию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно разме¬шивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.
Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать, «тянуть» масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего —масла делает живопись матовой.
Эмульсионный грунт наносится на картон в 2—3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя.
Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.
Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или_ № 2.
При работе гуашью и темперой грунт задубливается 10-процентным раствором формалина. Но для живописи водорастворимыми красками могут быть изготовлены специальные грунты.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

На клеевых грунтах живопись целесообразно вести пастозно, не применяя разбавителя типа «пинен». При легких прописках и протирках будет заметен эффект некоторого «обезмасливания» краски по мере высыхания красочного слоя. Некоторые художники, предпочитающие получить матовую живописную поверхность картины, делают клеевые грунты. И наоборот, чтобы клеевому грунту придать положительное свойство масляного (сохранение интенсивности красок, заметный блеск), для этого по клеевому грунту наносится слой масляных белил, превращая как бы клеевой грунт в полумасляный. По многочисленным наблюдениям, целесообразен их самый тонкий слой.
Предлагаем такой рецепт клеевого грунта: 1 вес. часть рыбьего клея, 10—17 вес. частей поды, 2,5—4 вес. части мела, столько же цинковых белил п 0.01 вес. части фенола.

Любой клеевой грунт без мела неэффективен. Чем тоньше слой клеевого грунта, тем лучше. При толстом слое разрушения начинаются в самом грунте, от чего будет затем происходить шелушение краски. Наносить грунт следует в два-три слоя, каждый раз просушивая его не менее трех дней. Если соотношение пигмента и наполнителя будет больше 25 частей, то такой грунт становится рыхлым и слишком тянущим (впитывающим из красок масло).
Клеевой грунт можно приготовить и по такому рецепту: берут б—7-процентный клей (подогретый), 1 стакан цинковых белил, столько же мела и 1/5 часть (от веса сухого клея) глицерина, смешивают тщательно и в один слой покрывают поверхность холста.
Еще рецепт (по Н. Фешину). Грунтовку осуществляют в три слоя клеевым раствором: казеина — 1 г, воды— 7,5 г. глицерина — 0,5 г, нашатырного спирта — 0/1 г. Пигмент к 100 г раствора берется соответственно: первый слой — 10 г, второй слой — 50 г. третий слой — 100 г.
Следует заметить, что и отличие от всех клеев казеиновый клей дает наилучшее сцепление с масляными красками. В процессе письма краска меньше жухнет, почти не теряет в тоне, Казеиновый грунт можно использовать длительное время. Единственное опасение в том, что он более других проницаем. При неаккуратном (неравномерном) покрытии им холста масло из краски может потом проникнуть в холст.
П. Кончаловский рекомендовал холст сначала прошкурить, затем » прокрыть его один раз тонко раствором казеинового клея. По мере высыхания проклейки нанести слой грунта, осторожно втирая его ладонью, но без пропитывания грунта насквозь. Он советовал перед работой красками грунто­ванный холст протирать скипидаром.
Клеевыми грунтами всегда пользовался П. Корин. На таких же грунтах любили работать К. Юон, А. Куприн, С. Чуйков. Любителей живописи могут заинтересовать рецепты, применяемые художниками.
Рецепт однослойного клеевого грунта П. Корина. Осетровый клей — 5 г. вода — 100 см3, свинцовые и цинковые белила в равных долях. Грунтовочную массу (в виде жидкой сметаны) наносить чуть теплой, добиваясь тонкого слоя покрытия. Дать в течение суток просохнуть, затем поверхность легко зачистить шкуркой.

Источник

Переплетный, пивной, кардсток: выбираем картон для творчества

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

В скрапбукинге картон — это основа для многих работ. Мы часто сталкиваемся с вопросами от новичков о свойствах картонов, используемых в скрапбукинге, поэтому мы решили написать небольшой обзор о разновидностях, свойствах и нюансах этого материала.

1. Кардсток (cardstock) произошел от английского «stock of card», что означает партия бумаги, определенного вида и плотности.

Это плотная бумага картонного типа, плотностью от 120 до 300 гр./м2. Выпускается в разнообразной цветовой гамме, может иметь различные виды текстур — фетр, молоток, дерево, кожа, лен, тиснения. Также бывают кардстоки, украшенные глиттером (блестками), быть блестящими, перламутровыми или матовыми, могут иметь внутренний слой (например, Core’dination).

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Картон с текстурами/тиснением (фото взято из интернета)

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Кардсток с внутренним слоем (фото взято из интернета)

Представленные виды кардстока используются как основа под наклейку бумаги для скрапбукинга (для получения жестскости у страничек фотоальбомов при отсутствии более плотных видов — пивного картона), как подложек, для создания бонбоньерок, а также для изготовления открыток и так далее.

Следует отметить, что несмотря на то, что в основном большинство видов достаточно пластичные и хорошо переносят сгибы, перламутровый карсток при сгибах и тиснении может давать эффект «крошения» или неравномерных прорывов. Поэтому, перед тем, как приступать к биговке или сухому эмбоссингу, лучше заранее протестировать купленный вид кардстока.

2. Пивной картон.

Картон изготовленный из целлюлозной, древесной массы, особенность которого — гигроскопичность. Данный картон и получил свое название «пивной» именно потому, что в основном используется для изготовления бирдекелей (он же бирмат, костер), и производители данного вида картона гарантируют поглощение влаги не ниже 300% от массы бирдекеля и возможность многократного его использования после каждого высыхания.

Пивной картон состоит из множества тонких слоев. Он легкий (в отличии от переплетного при той же толщине листа). Легко режется ножом, может разрезаться и ножницами (небольшие толщины и форматы), но надо быть предельно аккуратным, так как данный картон не имеет такой гибкости, как у кардстока, и при попытке согнуть, может возникнуть расслоение или получиться излом произвольной формы.

Данный вид картона бывает различных толщин и плотностей, поэтому отлично подходит для основы страниц в фотоальбомах. Хотя может также использоваться как основа обложек у блокнотов, альбомов, как основа для денежных коробочек и пр.

3. Переплетный картон.

Помимо переплетов, он используется в изготовлении коробочек, папок, ежедневников и прочее.

В скрапбукинге имеет тоже применение, что перечислено выше, также можно изготавливать основы для фоторамок. В данном виде творчества лучше применять со средними показателями плотности и прочности, толщиной не более 1,5-2 мм.

4. Гофрокартон.

Картон, используемый в промышленности как упаковочный материал. Отличается не только малым весом и дешевизной, но и высокими физическими параметрами. Особенностью производства гофрокартона является возможность использовать бумагу и картон, полученные из мукулатуры. Недостатком гофрокартона является его низкая влакостойкость.

Гофрокартон бывает 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 7-слойным. Состоит из топлайнеров (плоских слоев) и слоя бумаги между ними, имеющего волнообразную (гофрированную) форму (флютинг). Такая композиция слоёв делает гофрокартон, несмотря на характеристики его компонентов, особенно жёстким, обладающим сопротивлением как в направлении, перпендикулярном плоскости картона, так и в направлениях вдоль плоскостей.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Гофрокартон характеризуют следующими показателями:

типом и маркой массой 1 м2 и толщиной картона для плоских слоев;

типом и маркой массой 1 м2 и толщиной картона для гофрирован­ных слоев;

геометрическими параметрами гофрированных слоев;

Хотя в кругу скрап мастеров бытуют споры о применении данного материала — одни категорически не советуют его применять, другие, наоборот, допускают его применение.

В скрапбукинге может найти применение трехслойный гофрокартон, трехслойный микрогофрокартон, гофрокартон толщиной от 0,9 до 1,8 мм, для изготовления некоторых основ, а также двухслойный гофрокартон, который может служить как фон, например, в фоторамках, досках для записей и пр. Заметим, что именно при помощи гофрокортона можно получить объемное, но легкое изделие.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Фото взято из интернета

Вот пример удачного использования гофрокартона:

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Вот, собственно, и все 🙂

Благодарим за внимание!

Очень надеемся, что данная статья поможет новичкам лучше ориентироваться в материалах для скрапбукинга.

Источник

Грунтуем и тонируем ДВП для живописных этюдов

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

По просьбам моих учениц и, конечно, моей собственной инициативе, второй мастер-класс. Он будет посвящён не менее важному пункту, обеспечивающему удачное написание картины. Конечно, это основа — тот «фундамент», на который мы наносим слоями краску. А начинающий художник часто находится один на один с этой проблемой. Говорить мы будем о холсте на картоне, картоне и ДВП.

А почему грунтовать?

Да, да почти, как Маша из мультфильма! Мы все через это проходили. Я тоже не исключение. И всё, что описываю, это на основе моего личного опыта и мнения.

А почему грунтовать? Отвечаю на первый вопрос. Если вы приобрели готовый материал, например, холст на картоне или грунтованный картон.

«Его же не нужно грунтовать?» — скажете вы! Но я отвечу: «Нет, нужно!». Как бы на заводе ни старались грунтовать, чаще всего необходим ещё один слой грунта. А вот почему. Чтобы понять, как будет скользить ваша кисть с краской (не будет ли она цепляться за фактуру холста), достаточно провести ладонью руки по всей поверхности немного надавив на неё. Чувствуете не совсем гладко? А когда начнёте писать по такой поверхности, кисть не будет слушаться (молчу про мастихин — он превратится в шпатель), не будет мазка и краска будет ложиться неровно — это не живопись, а мучения. И это простое правило касается любой, подчёркиваю, любой поверхности для работы масляными или акриловыми красками — холст на подрамнике, холст на картоне, картон и ДВП.

А что грунтовать? Вспоминаю студенческие годы на «худграфе»: например, для пленэра грунтовали всё, что «не шевелится» (только потому, что убежит). Есть сейчас в продаже готовый грунтованный холст на картоне и грунтованный картон. У них разная поверхность, которая в процессе написание, даёт разный результат мазка кисти и мастихина. Есть ещё ДВП, который используют в отделки помещений.

Сказать, что хуже, а что лучше, считаю риторическим вопросом. Но начинающему художнику ДВП — эконом-вариант.

А как грунтовать?

А я возьму и покажу! Смотрите.

Нарезать ДВП на нужные размеры я попросила своего отца. Вы можете договориться с мастерской. А вот моя ученица Аня договорилась с мебельным салоном (у них много обрезков, они ей нарезали бесплатно). Мир не без добрых людей.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Сетчатая «шкурка» — это строительная наждачная бумага. А коричневая — автомобильная бумага для полировки (взяла у отца в гараже). В магазине их огромный выбор. Строительную нужно более грубую. А вот автомобильную «шкурку», сильно мелкую не нужно, среднюю выбирайте.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Посмотрите внимательно на ДВП — грунтовать нужно шершавую сторону. Я писала и на гладкой, но это сложно. Нужно уметь чувствовать поверхность и понимать красоту получаемого мазка.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

При работе с наждачной бумагой позаботьтесь о своей коже рук. Наденьте перчатки.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Начинаем работу с обработки боковых сторон ДВП. Поставьте вертикально и быстро, нажимая «наждачкой», очистите поверхность.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Вот до и после. К этому результату и будем стремиться.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

«Шкурку» складываем в несколько раз (а можно взять деревянный брусок и завернуть в наждачную бумагу). Зашкуриваем теперь основную поверхность. Всё, мы очистили ДВП.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Теперь наносим первый слой грунта. Я это делаю слева на право, а потом справа на лево. Берём густо и не чем не разбавляем. Первая ДВП готова — загрунтовали белым цветом.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Вторую хочу сделать каким-то серо-охристым цветом. На тонированной основе хорошо и интересно писать этюды.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Берём баночку и сиену натуральную.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Добавляем немного чёрного, чтобы цвет стал приглушённее. И заливаем достаточным количеством акрилового грунта.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Количества колера должно хватить на 2 раза.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Вот и вторую ДВП мы загрунтовали. Цвет получился красивый.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Теперь берём ещё одну чистую баночку и сиену жжёную.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Всё делаем также, как описано выше. И третий колер готов!

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Когда всё высохнет (вечером грунтую, утром уже высохло), берём в руки бумагу для полировки. И зашлифовываем шершавую поверхность ДВП.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Ещё раз грунтуем все три ДВП разным колером. И проверяем ладонью — поверхность должна быть, как лист гладенькая.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

А вот друзья и результат! Мы готовы к этюдам и зарисовкам. Желаю вам удачно справиться с задачами и написать хорошие работы. Всегда рада вашим отзывам и вопросам по теме.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Основы для масляной живописи. На чём рисовать маслом?

Если посмотреть на живописное полотно в разрезе, то мы увидим, что оно, как уже говорилось ранее, очень похоже на слоеный пирог. Тот материал, на который наносятся грунт и последующие красочные слои, называется основой или основанием.

Основа – это как бы фундамент картины, который должен быть не только прочным, но и красивым. Чем тщательнее подготовлена основа для живописи, тем долговечнее будет произведение, тем легче и с большим удовольствием можно на нем работать.

В качестве основы для живописи использовались различные материалы: дерево, камень, металл, пергамент, холст и т. д. В средние века предпочтение отдавалось дереву, качество основы, в данном случае дерева, находилось под контролем государства в ряде стран Европы. Это свидетельствует о том, сколь большое значение общество придавало сохранности и качеству картин живописцев. В некоторых странах издавались даже специальные законы, запрещавшие художникам использовать для работы доски неудовлетворительного качества. Такие строгие требования объяснялись заботой государства, насколько возможно, продлить век лучших произведений живописи.

В наше время под основу чаще всего используют картон или холст, реже – фанеру и оргалит.

Холст

В качестве основания под живопись употребление холста известно с глубокой древности. Например, Плиний свидетельствует, что портрет Нерона, написанный одним из художников того времени (I в. н. э.) по приказу самого Нерона, был выполнен на холсте, а не на дереве, как это было принято в то время, причем длина этой картины составляла 40 м. На холсте написан и один из фаюмских портретов конца IV в. В качестве основания выбран плотный, не особенно тонкого плетения холст.

Широкое распространение в масляной живописи холст получил в Италии в конце XV – начале XVI в. Впервые холстом стали пользоваться довольно активно флорентийские и венецианские живописцы, а вслед за ними и художники северных школ – голландцы и германцы, в XVIII столетии и в России появились первые светские станковые картины, выполненные на холсте.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Переплетение нитей холста: а – обычное; б – саржевое

Большинство холстов итальянских, испанских и германских живописцев XV–XVI вв. по своей фактуре представляют собой довольно сложное переплетение крученых пеньковых или льняных ниток, выполненное ручным способом. Многие живописцы конца XVI в. употребляли в качестве живописного холста исключительно саржевую ткань. Тинторетто, Тициан, Веронезе, многие фламандские и голландские живописцы писали исключительно на саржевых холстах. Это объясняется тем, что благодаря саржевому характеру переплетения нитей сцепление между частицами грунта и поверхностью саржевого холста значительно больше, нежели в обычном. Кроме того, все физико-механические внешние воздействия в меньшей степени сказываются на грунте, лежащем на саржевом холсте, чем на грунте, лежащем на простом холсте.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Некоторые русские художники также использовали в качестве основы холсты с саржевым переплетением нитей (Левицкий, Карл Брюллов).

Холст как материал, служащий основой для живописи, имеет ряд преимуществ перед другими материалами (написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, их нетрудно переносить и перевозить из одного места в другое), но также и ряд существенных недостатков (слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям; его можно продавить, проколоть, порезать, разорвать; холст сильно реагирует на изменения температуры и влажности воздуха).

Самой прочной тканью является льняной холст, затем пеньковый. Хлопчатобумажные ткани уступают им по прочности. Холст должен быть плотным и соткан из ровных, без утолщения и узлов, ниток, иметь разнообразное зерно, от очень крупного до самого мелкого. Однако тонкие холсты с очень мелким зерном нельзя применять как основу для картин, написанных пастозно, и тем более больших размеров.

Суровые холсты, выпускаемые нашими текстильными фабриками, подвергаются специальной обработке, состоящей из следующих операций: предварительного отпаривания пряжи и ее шлихования; кислования холста, его аппретирования и каландрования.

Отпаривание пряжи – операция, при помощи которой из пряжи удаляются содержащиеся в ней соли, сахара и азотнокислые вещества.

Шлихование – операция, при которой происходит смачивание разваренным крахмалом ниток пряжи, идущих для основы ткани, – делается это для придания большей прочности ткани.

Кислование включает в себя обработку холста серной кислотой для удаления различных примесей. Оно может быть вредным, если ткань после кислования плохо промыта водой, в этом случае следы кислоты отрицательно скажутся на прочности холста и нанесенного на него грунта.

Аппретирование – эта операция улучшает внешний вид ткани путем нанесения на нее крахмала, мыла, парафина. Холст при этом утяжеляется, перегружается ненужными и лишними материалами.

Каландрование – пропускание холста через вальцы специальной машины для проглаживания ткани, при котором сплющиваются утолщения ниток, узлы и другие неровности. Эта операция хоть и безвредна, но не оправдывает себя, так как при нанесении грунта эти неровности набухают и снова появляются, что затрудняет своевременное удаление узлов и должную зачистку.

Для полного удаления растворимых солей и сахара холст перед грунтовкой можно промыть в горячей воде. Кроме того, такая промывка способствует некоторому уменьшению «движения» холста при изменениях влажности воздуха.

Картон

Лучшие сорта картона превосходят холст по сопротивляемости разрушительному действию времени. Он не подвергается загниванию и растрескиванию, но существенный его недостаток заключается в том, что он коробится. Под влиянием солнечного света картон или светлеет, или желтеет, кроме того, он подвержен повреждению грибками плесени.

В настоящее время для основы употребляется древесный картон светло-коричневого цвета. Древесный картон уступает по качеству тряпичному, который сейчас не выпускается. Картон соломенный имеет зеленовато-серый цвет и непрочен, ломок, ему свойственна грубая неровная поверхность, куда вкрапливаются кусочки соломы. Для грунтовки его употреблять не следует.

В наше время выпускается грунтованный древесный картон двух видов: с эмульсионным грунтом и с масляным грунтом.

Картон с эмульсионным грунтом более или менее соответствует своему назначению, но обладает не очень ровным и шероховатым покрытием, что приводит к прожуханию красочного слоя, да к тому же он сильно коробится.

Картон с масляным грунтом изготовляется способом шелкографии (нанесение через тонкую шелковую сетку разбавленных масляных белил в один слой). Ввиду того, что масляный грунт наносится непосредственно на поверхность картона, без предварительной его подготовки клеем или маслом, бывает, что часть масла из грунта впитывается картоном, отчего ослабляется тонкая пленка масляных белил. Кроме того, из-за недостаточной просушки наблюдаются случаи, когда масляный грунт настолько ослаблен и плохо спаян с картоном, что легко соскабливается ногтем. Купленный картон с масляным грунтом необходимо дополнительно выдержать, развесив его отдельными листами в светлом и сухом помещении.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Бумага

Бумага, как и картон, лучше, чем холст, противодействует разрушительному влиянию времени и почти не реагирует на температурные изменения и влажность воздуха. Масляная живопись, выполненная на бумаге, не подвержена расшатыванию и растрескиванию. Но бумага очень непрочна при механических воздействиях: рвется, мнется, прокалывается. Кроме того, пропитанная маслом, она пережигается и становится хрупкой. Для масляной живописи чаще всего используется плотная бумага. Она наклеивается на картон и проклеивается водным раствором клея. Поверх проклейки наносится тонкий слой масляной краски.

Очень многие русские художники писали свои этюды на бумаге. В хорошей сохранности находятся этюды, написанные на бумаге А. Ивановым, С. Щедриным, П. Федотовым, И. Шишкиным, Ф. Васильевым, А. Саврасовым, И. Левитаном и др.

Бумага, которую использовали в своих работах русские художники, была очень плотной, по качеству близкой к ватману. В частности, А. Иванов многие из своих этюдов исполнял на белой бумаге или на бумаге цвета охры, плотной, с мелким зерном, наклеенной на прочный полутряпичный картон желтого цвета или на холст. Бумагу, наклеенную на холст или картон, А. Иванов хорошо промасливал льняным маслом либо (в некоторых случаях) покрывал тонким слоем масляной краски розового цвета. А. В. Виннер предположил, что эта краска состояла из свинцовых белил и розово-коричневой земли.

Живопись, выполненная на бумаге, наклеенной на картон или холст, сохраняется намного лучше, чем при нанесении ее непосредственно на холст. Масляная живопись на бумаге не имеет трещин и разрывов красочного слоя, потому что сжатие и расширение основы, проявляющиеся с большей силой у холста, в данном случае почти отсутствуют.

Дерево

Римские живописцы в I–IV вв. употребляли в качестве основы под живопись доски, изготовленные из кедра, липы и сикомора (сикомор – род фикуса семейства тутовых, иногда называется явором; растет в Восточной Африке). Античные фаюмские портреты I–IV вв. написаны преимущественно на досках, сделанных из древесины кедра и сикомора. Доски обычно употреблялись достаточно тонкие (0,1–0,8 см), но у некоторых фаюмских портретов, относящихся к более позднему времени (VI–VII вв.), встречаются и довольно толстые (от 1 до 3,1 см). Западноевропейские художники IX–XVI вв. использовали в основном доски из бука, липы, ивы, каштана, тополя, сливы, ореха и т. д. Фламандцы в XIV–XVII вв. в качестве основы использовали доски из дуба и красного дерева.

грунтованный картон для чего используют. Смотреть фото грунтованный картон для чего используют. Смотреть картинку грунтованный картон для чего используют. Картинка про грунтованный картон для чего используют. Фото грунтованный картон для чего используют

Виды соединения досок для живописи

Из сказанного выше следует, что дерево как основа для живописи масляными и другими красками употребляется с давних пор. В средние века были распространены доски, изготовленные из нескольких частей. Цельные, как и клееные, доски изготовлялись из различных пород древесины. На Руси живописцы, как правило, использовали для этих целей породы деревьев, произрастающих в средней полосе: березу, ольху, сосну, а также дуб и бук.

Большая часть картин, написанных на деревянной основе, хорошо сохранилась до наших дней, несмотря на то, что у этого материала есть целый ряд недостатков: он коробится, растрескивается, поражается микроорганизмами и личинками жуков-точильщиков.

Доски под основу для масляной живописи готовят из древесины без смолистых включений и сучков, хорошо выстругивают и отшлифовывают. Доска под основу может быть, как уже говорилось, целиковой или склеенной из отдельных дощечек, или в виде фанеры. Доску вымачивают в горячей воде несколько часов для удаления растворимых в воде веществ и свертывания белковых веществ, являющихся одной из главных причин порчи древесины. После этого доску осторожно высушивают при температуре не выше 50 °C во избежание возможности растрескивания и долгое время выдерживают в сухом месте. Для уничтожения микроорганизмов, находящихся в древесине, доски пропитывают антисептиком, например раствором сулемы.

Стекло

Стекло применяется для прозрачной живописи. По стеклу (без предварительной его грунтовки) пишут очень тонко разведенными скипидарным лаком масляными красками, причем теми, которые имеют большую прозрачность. Стекло для этой цели берется толстое, зеркальное, с матовой поверхностью, так как на матовом стекле благодаря его шероховатости краски не скользят при нанесении и держатся крепче, чем на гладком.

Металлы

В качестве основы под масляную живопись используются различные металлы, которые являются исключительно прочным материалом по сравнению с холстом, деревом, картоном, бумагой и т. д. Обычно это пластины или доски различного размера и толщины, сделанные из меди, железа, цинка, свинца и алюминия. Поверхность металлических основ, предназначенных под живопись, обычно промазывается тонким слоем чесночного сока, обладающего клеящей способностью, и покрывается 2–3 тонкими слоями масляной краски. Иногда употребляли грунтовочные смеси, состоящие из горшечной глины, красной жженой земли и умбры, стертых на льняном масле. В некоторых случаях для того, чтобы грунт хорошо держался, поверхность металла подвергается насечке в виде сплошной сетки из неглубоких линий. Некоторые художники XVII в. покрывали металл тонкими листочками червонного золота для предохранения красочного слоя от вредного воздействия металлической основы.

Медь. Для основы под масляную живопись использовались листы меди толщиной 0,2–0,5 см, изготовленные почти из чистой красной меди. Поверхность медного листа покрывалась сетью продольных и поперечных линий, сделанных острым инструментом. Это способствовало более прочному сцеплению грунтовых слоев с металлом. Затем поверхность доски протиралась чесночным соком, который ее обезжиривал. В качестве грунта использовалась смесь горшечной глины, красной жженой земли и умбры, стертых на льняном вареном масле. Некоторые художники применяли в качестве грунта свинцовые белила, красную жженую охру, умбру, которые стирали на льняном или ореховом масле.

Зная, что медь при окислении приобретает зеленоватый цвет, живописцы XVII и XVIII вв. с целью предохранения красочного слоя живописи от вредного воздействия окислов меди покрывали поверхность медной доски листовым золотом, которое наклеивалось с помощью чесночного сока, после чего грунтовали масляной краской. Грунт наносился тонкими слоями, как правило, 2–3 раза.

На медных досках писали некоторые свои работы такие художники, как М. Караваджо, А. Ватто, О. Фрагонар, Ф. Буше, В. Боровиковский, И. Аргунов и др. В большинстве случаев живописные работы, выполненные на медной основе, хорошо сохранились.

Железо в качестве основы живописного произведения применяется крайне редко из-за своей подверженности быстро окисляться, покрываясь тонким слоем ржавчины. В число немногих художников, кто использовал железо в качестве основы, были Н. Пиросманишвили, многие произведения которого написаны на загрунтованных железных листах, а также В. Серов.

Цинк. Цинковые доски являются малопригодным материалом для основы под масляную живопись вследствие своей подверженности температурным изменениям. Из-за сильного сжатия и расширения цинковые листы не дают прочного сцепления красочного слоя с поверхностью металла. Кроме того, масляные краски, в состав которых входят свинцовые или медные соединения, вступая в соприкосновение с цинком, быстро чернеют и осыпаются. На цинковых досках крупнейшими русскими мастерами конца XIX в. было написано много произведений религиозной живописи, которые, к сожалению, в этой связи плохо сохранились.

Олово. В масляной живописи неоднократно в качестве основы применялись оловянные листы, набитые на доски с целью предупреждения деформирования мягкого листа олова.

Олово относится к металлам, которые окисляются с трудом, стойки к воздействию внешних атмосферных влияний. Впервые олово как основание под живопись стали применять в XVII в. западноевропейские художники, они писали по тонким оловянным доскам, загрунтованным масляной краской. Специалисты утверждают, что сохранность живописных работ, сделанных на оловянных основах, хорошая.

Несмотря на ряд перечисленных достоинств металлы не рекомендуется применять в качестве основы под масляную живопись. На это есть три очень важные причины.

Во-первых, металлы очень сильно изменяются в своем объеме под влиянием колебаний температуры, отчего происходит быстрое расшатывание и осыпание наложенных на них красок, чему способствует также недостаточно крепкая связь грунта и красок с поверхностью металлов.

Во-вторых, различные металлы по-разному действуют после высыхания масляных красок: одни сохнут быстрее, другие медленнее, в зависимости от того, на какой металл краски нанесены.

В-третьих, большинство металлов подвержено в той или иной степени коррозии, отчего наложенный на них слой красок разрушается.

Линолеум

Линолеум представляет собой джутовую или какую-либо другую ткань, покрытую под давлением горячей смесью, состоящей из вареного сгущенного льняного масла, очень мелких пробковых или древесных опилок, смолы и краски. Линолеум обладает большой прочностью и эластичностью. По своему составу линолеум близок к связующему масляных красок.

Грунтуется линолеум с обратной стороны, так как на глянцевой поверхности грунт не может прочно держаться, даже вместе с живописью осыпается. На линолеуме И. Репиным написано несколько картин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *