грязи воронежские что посмотреть
Из Грязи в князи.
Грязи — город в Липецкой области.
Административный центр Грязинского района.
Город-спутник Липецка, выполняющий функцию железнодорожного узла для жителей областного центра.
А поскольку куча поездов для жителей Липецка удобны именно из Грязей, то мои визиты в этот райцентр каждый раз связаны с тем, что надо забрать родственников с поезда или отвезти их на поезд на ж-д грязинский вокзал.
Да и сам я отправляюсь в путешествие или возвращаюсь из него именно через ж-д вокзал г. Грязи.
Вот и в этом «коронавирусном» 2020 году мне дважды пришлось побывать на грязинском вокзале. Дважды, в августе и ноябре.
Ну как тут не воспользоваться случаем и не прогуляться по этому городу-спутнику Липецка?
Правда в августе я посмотрел совсем немного, времени не было.
Расположен город на реке Матыре в 20 км к юго-востоку от Липецка.
Этот железобетонный мост через реку Матыру построили в 1863 году; он соединил город Грязи с бывшим селом Грязи.
Ранее на этом месте был понтонный мост.
Вот только два этих фото я сделал летом.
Ну и ещё ниже пару фото ж-д вокзала.
Зато уж в ноябре я посмотрел почти всё интересное что есть в этом городе, за исключением только пары храмов на окраинах г. Грязи.
И ушло у меня на эту неспешную пешую прогулку всего пару часов.
Прогулку свою я начал от здания ж-д вокзала.
Бьюсь об заклад, дорогие москвичи и питерцы, что Вы неоднократно останавливались на этой станции с «грязным» названием хоть на пять минут, когда ехали на поезде с «югов-крымов» к себе домой.
Грязи прежде всего — крупный ж-д узел Юго-Восточной железной дороги, находящийся на пересечении двух магистральных линий (направления на Москву, Ростов, Орёл, Волгоград).
На территории города находятся четыре железнодорожных раздельных пункта: три станции — Грязи-Воронежские, Грязи-Волгоградские, Грязи-Орловские, и путевой пост 474 км.
Мой дед по отцовской линии был железнодорожником, имевший «бронь» во время войны и доживал свой век в поселке Грязи-Орловские.
Дед умер когда мне было 10 лет, но я часто гостил у деда Василья и бабки Матрёны (второй жены деда и мачехи моего отца) в Грязях.
И отлично помню вкусные блины бабки Матрены и то как дед Василий лихо наяривал на балалайке (когда не был под хмельком).
Ещё помню как он смастерил сам мне деревянное колесо на длинной ручке и я гонял с этим колесом по грязинской пыльной дороге во всю прыть.
Милое сердцу советское детство!
Как мало нужно было тогда ребятишкам для счастья…
Так что мне было интересно посмотреть именно этот вокзал, учитывая профессию деда.
В послевоенные годы дед был начальником станции в Амурском Крае, но это совсем другая история…
24 августа (6 сентября) 1917 года на станции Грязи был убит солдатами русский историк и фенолог, князь Борис Вяземский. Это произошло после того, как по его приказу с целью предотвращения новых разгромов его поместья Лотарёво был разобран мост на плотине с водоспуском через реку Байгору.
Ранее в своём поместье Лотарево князь Вяземский активно занимался благотворительной и просветительской работой. В 1911 году построил железобетонный мост через реку Байгору, в 1914 — электростанцию, в 1915 — новую школу в Коробовке.
Французская актриса, его внучатая племянница, Анна Вяземски (1947–2017) написала роман «Горстка людей» (Большая премия Французской академии за роман, Премия Ренодо, выбор лицеистов), основанный якобы на дневнике прадеда автора — вымышленного князя Владимира Белогородского, который тот вёл перед тем, как был убит в августе 1917 года. История Белогородского отчасти совпадает с биографией князя Бориса Вяземского.
История города уходит корнями в XVII–XVIII века.
Существует легенда что Петр Великий при следовании через Грязи на верфи в Воронеж застрял в на карете в грязи и в сердцах воскликнул: «ну и грязи здесь!».
И будто-бы после этого случая за этим поселком и закрепилось это «грязное» наименование.
Но думаю что это не более чем легенда.
Впрочем, у нас в Черноземье как только брызнет чуть дождь, то грязь на дорогах такая, что не только на карете застрянешь, но и на вездеходе не проедешь.
1868 год можно считать временем основания города.
В этом году здесь прошла железнодорожная линия Москва-Воронеж.
На ней построили станцию (ныне Грязи-Воронежские), которую назвали по соседнему крупному селу Грязи.
Население пристанционного посёлка стало насчитывать 1300 жителей (сто семьдесят дворов).
В 1869 году отсюда потянулись линии в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой.
В последующие годы развивающийся пристанционный посёлок поглотил находящуюся рядом небольшую крепостную деревню Дми́триевку (в настоящее время это место города, где проходит Первомайская улица).
В советское время Грязи значительно выросли и благоустроились.
Липецкий писатель и поэт Цветаев в своём стихотворении «Город Грязи» решил сегодняшний город сделать краше, делая акцент на старых «грязных» Грязях:
Я помню город давних лет:
Полуразбитые дороги,
Откуда к каждому порогу
Тянулся липкой грязи след.
Но отступила грязь с годами.
Закрыты в город ей пути.
Теперь хоть в тапочках иди —
Асфальт упругий под ногами.
Дежурный обязательный памятник Ленину перед зданием администрации города.
Я прогуливался здесь 7 ноября 2020 года.
День 7 ноября давно уже не красный день календаря.
Ничего в городках и селах на постсоветском пространстве уже не напоминает об этом дне, а ведь когда — то это был самый большой праздник в году.
Помните ещё ноябрьские демонстации?
В 1928 году на средства Юго-Восточной железной дороги в Грязях был построен Клуб железнодорожников.
В 1991 году в нём создали театральный коллектив под руководством режиссёра А. Бабина.
В 1938 году первый секретарь грязинского РК Д. Ф. Лукинов предложил переименовать посёлок Грязи в город Ежов.
Например, на стрелочном заводе арестовали 15 человек, многих из которых расстреляли, в их числе — двух начальников завода.
В голосовании о переименовании приняли участие все собравшиеся на митинг у железнодорожного клуба.
Однако единогласное «да» к решению о смене названия не привело: «врагом народа» был признан и позже расстрелян и сам Ежов.
А 4 декабря 1938 года рабочий посёлок Грязи получили статус города с прежним названием.
В 1965 году на местной Красной площади был сооружён памятник Неизвестному Солдату.
В 1985 году на этом месте воздвигли мемориал Воинской славы с Вечным огнём
8 мая 1982 года на постаменте установили гвардейский миномёт «катюша», привезённый из Ржева участником войны А. И. Тимофеевым; памятник посвятили командиру первой батареи капитану И. А. Флерову, уроженцу Грязинского района.
Участник Советско-финской войны 1939—1940 гг.
Будучи командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве «линии Маннергейма».
В 1940 г. за проявленный героизм во время Советско-финской войны в боях у озера Саунаярви награждён орденом Красной Звезды.
С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях.
Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»).
Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях около 15 часов 13 июля 1941 года при обстреле станции Орша и временной понтонной переправы через реку Днепр.
6 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении, погиб в районе деревни Богатырь. Флёров будучи тяжелораненным подорвал себя вместе с секретной «Катюшей», чтобы та не досталась врагу как опытный образец.
В начале 1960-х годов Флёров был представлен к званию Героя Советского Союза. Представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Казаковым.
Однако в 1963 году указом президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён всего — лишь орденом Отечественной войны 1-й степени. Дело в том что подвиг героя в советское время всячески замалчивался из-за того что ближайшие родственники Флёрова в Грязинском районе были осуждены как враги Советской власти.
Однако в Грязях о подвиге героя помнили и знали всегда и установили этот памятник аж в 1982 году.
И всё-же награда нашла героя.
21 июля 1995 года указом президента Российской Федерации (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу, наконец-то, было присвоено звание Героя РФ посмертно.
Осенью 1995 г. группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Были найдены останки 7 ракетчиков. Среди них опознаны останки капитана Флёрова.
6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.
Город Грязи: фото, история, достопримечательности
История города Грязи уходит корнями в XVII-XVIII столетия, а годом его основания считается 1868-м. Расположен он в 20 км от Липецка на Матыре — реке, берега которой восточные славяне заселили примерно тысячу лет назад.
Откуда взялось столь неблагозвучное название, какое страшное имя этот населенный пункт едва не получил в советские годы и что посмотреть в городе?
Есть интересная легенда относительно происхождения топонима. Примерно за восемь лет до основания Петербурга мимо тех мест, где много позже возник город, проезжал Великий Реформатор. В конце XVII он там часто разъезжал, вдохновленный планом строительства судов для Азовского флота.
Впрочем, история о том, как Петр Алексеевич, с досадой выкрикнул «Ну и грязи!» во время незапланированной остановки, — всего лишь легенда.
Более правдивая история, однако не проливающая свет на происхождение названия Грязей, относится к 60-м годам XIX, к периоду правления Александра II. Павел Петрович Мельников, тогдашний министр путей сообщения, принялся бороться с печально известным русским бездорожьем. В рамках этой борьбы разработал проект о строительстве 14 крупных железных дорог, одна из которых должна была проходить мимо Дмитриевки (сейчас там улица Первомайская).
На территории посёлка располагались ярмарочная площадь, гостиницы, трактирные заведения, винный склад, бакалейные лавки, церковно-приходские и частные школы. Проживало в нем около 1500 тысяч человек.
На фото города Грязей XIX века, конечно, не узнать нынешний районный центр. На снимке ниже — одноименная станция.
А так сегодня выглядит вокзал в городе Грязи.
История этого здания начинается в 1883 году. В конце XIX века он был одним из самых красивых железнодорожных вокзалов страны.
Линии в Борисоглебск и Елец потянулись из Грязей еще в 1869 году.
Советский период и памятники
Сам Ежов вскоре тоже был обвинен в государственной измене. Грязи сохранили свое историческое название. К слову, в том же 38-м населенный пункт, а тогда в нем проживало 25 тысяч человек, получил статус города.
Спустя 20 лет после Великой Победы в центре был установлен памятник «Неизвестному солдату».
Буквально в нескольких метрах — главная современная достопримечательность Грязей. «Аллея героев». Сквер открыт в 2000 году.
Занимает он площадь в 540 квадратных метров. Состоит из 19 памятных досок с именами воинов, уроженцев города Грязи.
Грязинского Ленина недавно отреставрировали. Он нарядный, «позолоченный» и совсем непохожий на вождя мирового пролетариата.
Еще несколько фото города
Грязи совсем не грязный. Ухоженный, чистый, уютный. В нем нет очарования русского старины, что есть в купеческом Ельце или духовном Задонске, но он по-своему красив.
Правда, на мартовских фото Грязи могут показаться мрачноватыми.
Парк имени Флерова
Мемориал воинской славы
Аллея героев
Памятник «Реквием паровозу»
Храм Николая Чудотворца
ТЦ «Айсберг»
Река Матыра
Центр культуры
Памятник Неизвестному солдату
Очарование Байгоры, подвесные мосты, тихие заводи Матыры и Лукавки
Маршрут выходного дня в этот раз экспедиция GOROD48 проложила в Грязинский район.
Этот город самый чистый город на земле
Сам город Грязи, название которого связано с, якобы застрявшей в грязи карете Петра Первого, давно уже опроверг все предрассудки относительно своего названия. Еще в 2004 году на всероссийском уровне Грязи признали самым чистым и благоустроенным городом, и трижды признавали таким на уровне региональном. Когда-то возникла угроза исчезновения нынешнего названия города. В 1938 году Грязи предлагалось переименовать в Ежов, по имени сталинского наркома внутренних дел, однако жители города на народном сходе проголосовали против такого предложения местных партбонз.
Грязинский район, преимущественно равнинный, часть его покрыта лесами, здесь множество прудов и очень живописные реки — Байгора, Матыра, Лукавка. Матырское водохранилище также значительной частью расположено в Грязинском районе. Турист «выходного дня» в Грязинском районе всегда найдет, что посмотреть, и где разбить свой бивуак для отдыха. В самом городе экскурсия не будет скучной. Здесь за последнее время появилось немало объектов представляющих интерес для путешественника. Это и памятник Дворнику (координаты N52°29′50.6″ E039°56?42.0? ), расположенный прямо через дорогу от дворника памятник паровозу. Не так давно в Грязях установлен и памятник казаку (N52°28?01.4? E039°56?30.0?).
Из исторических мест и строений города заслуживает внимание железнодорожный вокзал (N52°29?37.3? E039°56?47.4?). Проект грязинского вокзала разрабатывался в Санкт-Петербурге в XIX веке. Его одобрил лично император Александр II в 1879 году. В 1883 году вокзал был построен и начал действовать. Вокзал станции Грязи считался одним из самых красивейших в России. Здесь не раз бывали и Лев Толстой, и Максим Горький, Георгий Плеханов и Иван Бунин.
Одно из самых старинных сооружений в Грязях — элеватор (N52°29?15.5? E039°56?48.2?) Осенью этого года ему исполняется ровно 100 лет. Построенный в 1912 году немецкими и австрийскими инженерами элеватор стал третьим по величине в России. Его высота на 5 метров превышает высоту Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Самым знаменитым уроженцем нынешнего Грязинского района, является, пожалуй, один из основателей РСДРП, видный деятель международного и российского рабочего и социалистического движения, пропагандист марксизма — Георгий Валентинович Плеханов. Руководитель «Земли и воли» родился в Гудаловке, ныне носящей название Плеханово. В селе есть памятный знак, воздвигнутый в честь Плеханова в 2006 году (N52°38?02.9? E039°50?32.7?). Сохранились в селе и остатки парка усадьбы Плехановых (N52°39?02.6? E039°49?02.1?).
Святые источники и храмы
В свое время присматривали себе места под строительство коттеджей в Каменке известный футболист, спартаковец, уроженец Тамбова Дмитрий Сычев, приценивались к здешним особнякам и музыканты группы «На-На». Поговаривают, проявляла интерес к Каменке даже сама Примадонна. Впрочем, подтвержедений тому нет, и все это, скорее всего, выдумки риэлторов. Но, несомненно, Каменка — одна из жемчужин земли грязинской. В селе расположен известный на всю Липецкую область святой источник Тихвинской иконы божьей Матери. Легенда гласит, что однажды в овраге появился камень со следом от ступни Пресвятой Богородицы, и забил ключ с хрустально-чистой водой. И теперь этот камень приносит исцеление от многих болезней (N52°32?13.8? E039°52?45.3?). Сам источник облагорожен, поставлена деревянная часовенка, устроена купель, навес со столом и лавочками для отдыха (N52°32?11.0? E039°52?40.6?).
В Грязинском районе много мест паломнических, интересных храмов, у каждого из которых своя история. Выходных для их осмотра, пожалуй, будет маловато: в районе 15 действующих храмов. Мы побываем в двух.
Церковь Рождества Христова в селе Княжая Байгора (N52°23?02.4? E040°01?55.9?), одна из красивейших в районе, выстроена в стиле русского классицизма с использованием приемов позднего барокко.
Построена христорождественская церковь почти 200 лет назад, в 1815 году исключительно на средства прихожан. В 1937 году церковь была закрыта, но участь разрушения ее миновала, и уже в 1944 году храм начал действовать вновь.
Пожалуй, самый известный храм Грязинского района, слава о красоте которого простирается далеко за пределами района — церковь Дмитрия Солунского в селе Коробовка (N52°20?20.3? E040°03?52.7?). Храм Димитрия Солунского был возведён в 1879—1884 годах на средства князя Леонида Дмитриевича Вяземского. Князь заказал проект новой каменной церкви в Санкт-Петербурге у знаменитого русского архитектора Максимилиана Месмахера.
Под алтарем этой церкви был спроектирован фамильный склеп для захоронения князей Вяземских и их ближайших родственников Вельяминовых. В склепе был освящён придел во имя святой Лидии, в честь небесной покровительницы дочери князя Леонида Вяземского. Из склепа шёл подземный ход к захоронениям более ранних лет. Вход в склеп осуществлялся из храма. В нише у входа в усыпальницу была помещена скульптурная мраморная группа «Плач Богородицы», которую приобрёл Вяземский во время своего путешествия по Италии. Скульптура воспроизводила знаменитую «Pieta» Микеланджело, её автор – профессор Королевской академии художеств в Риме Мазини. Сейчас эта скульптурная группа находится в запасниках Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В склепе храма захоронен и сам генерал от кавалерии, герой русско-турецкой войны 1877-1878 года князь Леонид Вяземский.
Здесь же, в Коробовке, расположена еще одна память о князе Вяземском — больница построенная для крестьян на средства князя. Корпус больницы, которой ровно 130 лет (1882 г.), и дом врача хорошо сохранились. Но, увы, сама больница как медучреждение перестала действовать 3 года назад (N52°20?20.3? E040°03?52.7?). В корпусе амбулатории сохранилось старинное зеркало, стоящее в холле, в которое смотрелось множество поколений жителей Коробовки и окрестных сел, и цела напольная кафельная узорчатая плитка. Вся эта старина стоит в запустении. В доме для врача живут несколько семей бывших медработников больницы.
Реки, парки, подвесные мосты
Близ села Княжая Байгора, над рекой Байгорой раскинулся старинный железобетонный красавец мост (N52°22?58.8? E040°01?24.9?). Построил его 101 год назад саратовский инженер Грингофф, о чем гласит табличка. Этот мост также связан с именем князей Вяземских. Финансировал его строительство сын Леонида Вяземского.
Завершили мы свою поездку по некоторым (далеко не всем) достопримечательным местам Грязинского района в Петровке, на месте слияния речушки Лукавки с Матырой (N52°29?50.6? E040°07?03.5?).
Здесь место не только живописно, с небольшим пляжем — любимым местом отдыха местных жителей и грязинцев, благо что от Грязей до сюда всего лишь 12 километров, но и связано с именем Петра Семенова-Тянь-Шанского.
Здесь было имение его деда Петра Карловича Бланка. В 1811 году, после смерти Петра Бланка имение перешло в наследство его дочери, матери будущего путешественника и географа. В 1812 году все семейство Бланков перебралось сюда из Москвы, спасаясь от армии Наполеона. Тут они и остались, так как московский дом Бланков на Солянке был сожжен французами. Имение Бланков в Петровке увы не сохранилось, но память об этом роде, будущей матери великого путешественника и географа Петра Семенова Тянь-Шанского, сохраняет старый дворянский парк, как раз и берущий свое начало с вышеописанной точки координат.
Но родина путешественника не здесь. Родился Петр Семенов-Тянь-Шанский в селе Урусово ныне Чаплыгинского района, куда экспедиция GOROD48 проложит «маршрут выходного дня» совсем скоро.