гужевая повозка что это такое
Является ли гужевая повозка транспортным средством?
Для современного горожанина упряжка с лошадью – экзотика и романтика, которую не встретишь на улицах мегаполиса. А для сельских жителей гужевая повозка – актуальное и в двадцать первом веке средство передвижения.
Обычный транспорт или красивая традиция?
Рассуждая о том, является ли гужевая повозка транспортным средством, следует принять во внимание, что, несмотря на бурное развитие технологий, в некоторых районах земли именно такое транспортное средство остается основным способом передвижения и перевозок различного груза.
Конные упряжки – украшение романтических свадеб, развлечение для туристов, помощь фермерам. Собачьи и оленьи упряжки – традиционный способ передвижения для жителей Крайнего Севера, где техника дает сбои в условиях сорокаградусных морозов, а ездовые животные быстро и безопасно перевозят грузы и людей. Трудно сохранить работоспособность техники и в условиях невероятной жары, где надежно движутся в заданном направлении караваны повозок, запряженных мулами, верблюдами, слонами. По всему миру миллионы людей и тонны грузов ежегодно перевозят тем же способом, что и наши далекие предки, – в телеге.
В современном мире среди разнообразных средств передвижения не утратила актуальности гужевая повозка. Фото мегаполисов, где среди потока современных автомобилей движутся конные упряжки, – тому подтверждение. А в сельской местности такой способ передвижения может оказаться более удобным и доступным.
От саней до фаэтона
Интересно, что к гужевому транспорту относятся самые разнообразные виды повозок – телеги, фургоны, двуколки, кареты, фаэтоны, коляски и даже сани, а запряжены в них могут быть не только лошади, но и ослы, ишаки, ездовые собаки, верблюды и даже слоны. Поэтому, отвечая на вопрос о том, какое транспортное средство называется гужевой повозкой, наиболее точный ответ – это вид колесного безрельсового транспорта, приводимый в движение животными.
Причем этот вид транспорта, как и большинство других, может быть пассажирским, грузовым или специального назначения. Гужевые повозки следует отличать от вьючных, тут груз закреплен непосредственно на спине или боках ездовых животных.
Данный вид транспорта является экологически чистым, но не может состязаться с автомобильным, железнодорожным и воздушным по скорости, грузоподъемности и объему пассажироперевозок. Кроме того, тягловые животные могут испугаться резких звуков, заболеть, заупрямиться во время пути. То есть, без сомнения, гужевая повозка – транспортное средство, управление которым требует соблюдения правил безопасности.
Что общего у каюра и велосипедиста
Человека, который управляет упряжкой, называют в общем случае ездовым. В зависимости от упряжных животных это может быть кучер (управляет упряжкой копытных животных) или каюр («рулит» ездовыми собаками). Независимо от вида гужевого транспорта, передвигаясь по общественным магистралям, ездовой обязан сообщать другим участникам дорожного движения об изменениях темпа или направления езды: о поворотах, перестроении на другую полосу, замедлении, ускорении и остановке. Условные знаки можно подавать рукой или кнутом, по содержанию и смыслу они похожи на жесты, которые используют простые велосипедисты.
Все по правилам
Независимо от назначения использования, следование гужевого транспорта по дорогам требует строгого соблюдения правил. Например, как и другой медленно движущийся транспорт, повозки могут следовать по одной полосе, если только ее смены не требуют соответствующие знаки. При необходимости поворота на другую дорогу кучер обязан подать соответствующий знак перед сменой полосы движения. Сворачивая в ворота или боковой проезд, ему не требуется менять полосу движения, можно оставаться на прежней.
Для передвижения в темное время суток и в условиях плохой видимости все виды гужевых повозок должны быть обязательно оснащены осветительными приборами. На торцевой стороне повозки должен быть закреплен светоотражающий элемент красного цвета. Там же рекомендовано прикрепить предупреждающий знак – красный треугольник, который будет хорошо заметен и в светлое время суток.
Право управлять повозкой надо доказать
В некоторых странах мира, например в Великобритании, управлять гужевым транспортом разрешено всем, даже детям. Это правило не менялось на протяжении последних столетий. Однако в российских условиях ответ на вопрос о том, нужны ли права на гужевую повозку, был переосмыслен совсем недавно.
В России любой вид транспорта, в том числе и гужевой, на законодательном уровне признан источником повышенной опасности. Следовательно, управление повозкой можно осуществлять только с четырнадцати лет. А с 2017 года правила стали еще более жесткими – для управления, например, конной упряжкой, требуется получить водительские права, а само транспортное средство теперь подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.
Каждая повозка должна иметь собственный регистрационный знак, а разрешение на управление выдается сроком на 5 лет. Любопытно, что порядок получения прав на управление гужевым транспортом предполагает сдачу экзамена. Однако, как именно будет производиться обучение кучеров и выполняться проверка их мастерства, пока доподлинно неизвестно.
Необходимость получения прав на управление гужевым транспортом – дополнительное подтверждение как популярности этого средства передвижения, так и того, что даже конная упряжка является полноценным участником дорожного движения.
У лошадок тоже есть права
Новацией правил дорожного движения является отдельное внимание к соблюдению прав животных, которые будут использоваться при осуществлении гужевых перевозок:
И верхом, и шагом
Любопытно, что действующие в России правила дорожного движения устанавливают единые условия передвижения животных как запряженных в телеги и сани, так и вьючных и передвигающихся в стадах.
Всем видам транспорта с участием животных в городской черте разрешено передвигаться только в светлое время суток, причем занимать допускается только правую сторону.
Таким образом, все виды гужевых повозок являются полноценным транспортом, их передвижение и использование регулируются правилами дорожного движения, которые следует неукоснительно соблюдать всем, кто ими управляет.
Гужевой транспорт в современной России
Гужевая повозка – это сани, кабриолеты, повозки, катафалки, кареты, двуколки, детские коляски, тележки, фургоны, фаэтоны, движение которых обеспечивают тягловые животные – лошади, ослы, верблюды, ездовые собаки, слоны и т.д.
Такое транспортное средство можно использовать в качестве:
В городах сейчас это скорее вид развлечения, в деревнях гужевая повозка используется редко – автотранспорт намного удобнее, надежнее и менее проблематичен. Но на Крайнем Севере, в горах, иных труднопроходимых местностях в отсутствие дорог гужевой транспорт по-прежнему незаменим.
За и против
Преимущества подобного транспорта очевидны:
Но недостатков более чем достаточно:
Совершенствование качественных показателей гужевой повозки
Несмотря на очевидные недостатки данного вида транспортного средства, его качественные характеристики можно усовершенствовать:
Краткосрочное достижение высокой скорости возможно за счет древних методов стимулирования животного. Эффект может негативно сказаться за здоровье, т.е. будущей работоспособности, «движущей силы».
Увеличение дальности поездок возможно за счет создания сети особых станций (ранее это были почтовые станции), где можно было бы переменить усталых животных на отдохнувших.
Для повышения комфортабельности повозок стоит:
Обслуживание
Обслуживание является наиболее значимой проблемой гужевого транспорта, т.к. животное следует:
Гужевой транспорт на дорогах
О степени популярности гужевого транспорта в России свидетельствует тот факт, что с 2017 г. ужесточаются ПДД в отношении гужевых повозок. С 1 января будущего года для управления ими нужны будут права, а само средство передвижения придется регистрировать в ГИБДД. На каждую повозку выдадут регистрационный знак. Разрешение на управление подобным транспортом будет действовать не менее 5 лет. Для получения необходимого документа придется сдать экзамен, но кто будет обучать вождению, по какой программе, как проверять мастерство кучеров, пока не известно.
Пристальное внимание к таким экипажам объясняется тем, что их используют не только в сельской местности – они популярны и в городах. Нарядные лошадки, запряженные в элегантные коляски, катают туристов и свадебные процессии, а правила их перемещения в черте города прописаны не достаточно четко. Сегодня гужевой транспорт имеет право перемещаться по дорогам общего пользования по правой стороне в светлое время суток.
В дополнениях к ПДД отдельно пропишут и условия, направленные на соблюдение прав животных:
Гужевой транспорт
Смотреть что такое «Гужевой транспорт» в других словарях:
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — (от гуж кожаная петля которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колесный и санный гужевой транспорт … Большой Энциклопедический словарь
гужевой транспорт — Вид наземного транспорта, в котором в качестве тяги используется сила животных: лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др … Словарь по географии
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных л. и др. упряжными ж ными (ослами, мулами и пр.). До появления железных дорог и автомобилей сухопутные перевозки на короткие и дальние расстояния осуществлялись Г. т. Обозы с груза … Справочник по коневодству
Гужевой транспорт — Повозка для перевозки пива, Германия Гужевой транспорт вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузовог … Википедия
гужевой транспорт — (от гуж кожаная петля, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колёсный и санный гужевой транспорт. * * * ГУЖЕВОЙ… … Энциклопедический словарь
гужевой транспорт — наземный транспорт, в котором используется тягловая сила животных (лошадей, волов, верблюдов, ослов, оленей, собак и др.), перевозящих грузы и людей на повозках (гужом). Разновидностью гужевого транспорта является вьючный транспорт (без повозок) … Географическая энциклопедия
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка грузов конной тягой. К Г. т. прежде всего относится само тягло лошадь, вол, верблюд и т. д., затем колесные повозки, сани, подсанки, сбруя и др. средства перевозки. Несмотря на быстрый рост советского автостроения и развитие… … Сельскохозяйственный словарь-справочник
гужевой транспорт — извоз. извозчик. обоз. вьюк. вьючить. вьючный. навьючить, ся. развьючить. подкова. подковать. расковать, ся. взмылить (взмыленная лошадь). вспенить. загнать. прост: запалить. зарезать … Идеографический словарь русского языка
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — вид безрельсового транспорта, в к ром в качестве тяги используется сила упряжных ж ных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно Г. т … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
гужевой транспорт — гужевой транспорт, вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Гужевой транспорт 21 века
Вариант №1
Грета является убежденной сторонницей поездов. Проблема данного вида транспорта в его не всегда «чистых» источниках энергии для движения.
Одним из вариантов решения проблемы может быть конный привод, а точнее сочетание ж/д вагона и конной тяги.
Сейчас «конки» уже практически не используются, но все еще остаются места где они сохранились.
В Австралии в городе Виктор-Харбор работает трамвай-конка. Эта линия выполняет функции перевозки туристов на остров с пингвинами, и проходит полностью по дамбе-мосту.
«Конка» Douglas Horse Tramway расположенная на острове Мен продолжает работать, несмотря на попытки ее закрыть. В отличие от австралийской линии ее используют и как обычный транспорт.
Кроме традиционного привода вагона-конки были и другие.
Например в начале был циклопед.
Идея была простая — соединить лошадь и беговую дорожку.
Конструкция создана британским математиком и изобретателем Томасом Шоу Брандретом в 1829 году. Вес был около 3 тонн, а максимальная скорость — 8—9,6 км в час.
Более совершенный привод был разработан в 1850 году итальянцем Клементе Массерано. Главной доработкой было наличие коробки передач, что позволило буксировать 30 вагонов даже при подъёме на склон при наличии всего 2 — 4 лошадей. КПП позволяло передвигать состав как в прямом, так и в обратном направлениях, и даже отключать передачу момента на колеса для остановки.
Практически достигнутая скорость — 11 км/ч, а в теории было возможно ускорить поезд до 24—33 км/ч.
Конечно конно-железнодорожный транспорт сейчас мало применим для перемещения на большие расстояния, но на отдельных участках пути это все же возможно.
Вариант №2
Движение по ж/д пути не единственный способ использования живой силы.
Так в наше время есть возможность использовать кареты похожие на те что были в 19 веке. Один из самых традиционных вариантов — кареты амишей в США.
Характеристики этого транспортного средства традиционные — одна лошадиная сила в натуральном эквиваленте.
Материалы современные, как и некоторые технологии…
Кузов сделан из фибергласа, а отдельные элементы из алюминия. Окна отделываются дубом или буком, внутренности — плюшем. Все деревянные части к тому же подвергаются термической обработке для стойкости.
Пневматических шин нет, а вместо них колеса из металла или из твердой резины на ободе. Амортизация ходовой тут может быть как с помощью ленточных пружин(рессор), так за счет пневмо-подушек!
Тормоза могут быть как барабанные, так и дисковые.
Электрика присутствует в минимальном количестве чтобы соответствовать правилам дорожного движения. В Огайо и Пенсильвании повозки по закону должны быть оснащены фонарями и 99% повозок имеют приборную доску, на которой установлено управление освещением. Есть передние фары, задние габариты и указатели поворотов.
Для работы электрооборудования используется аккумуляторы идентичные таким же в строительных инструментах. На многих «багги» для поддержания заряда батарей может быть установлен генератор.
Для безопасности кареты амишей так же имеют очистители стекол, зеркала заднего вида и стоп-сигнал.
Внутри «начинка» бывает разной. Могут присутствовать опции в виде отопления кабины пропаном, держателей для чашек и спидометрa (что при средней скорости от 5 до 8 миль выглядит странно).
В салоне может ехать в зависимости от конструкции от 5 до 6 пассажиров.
Управлять повозкой разрешено амишу любого возраста, и права на этот вид транспорта не требуются, как и номерные знаки (кроме штата Индиана где требуют установку номеров в обязательном порядке).
Неплохой способ вернутся в 19 век в 21-ом да?
Больше перспектив у этого направления при использовании в качестве карет автомобилей.
Так еще в годы Депрессии (1929−1933) в результате проблем с топливом в США и Канаде многие автовладельцы переделывали свои автомобили в гужевые машины. В США их называли «повозки Гувера» (по имени тогдашнего президента страны), а в Канаде — «багги Беннетта» (в честь премьер министра того времени).
Для преобразования автомобиля в повозку снимали все «лишнее» (двигатель, кпп и т. д.).
Вместо двигателя устанавливали кресло кучера с поводьями в тех автомобилях, где это можно было сделать без проблем.
После окончания голодных 30-х многие владельцы переделывали свои автомобили обратно на ДВС-тягу, но часть таких повозок так и остались на конной тяге (видимо это уже не имело практического смысла по причине износа «кареты»).
Идея автомобиль + лошадь не умерла и в наше время, и иногда получает продолжение…
В Ливии используют сочетание верблюды + джип.
В дальнейшем скорее всего при тенденции развития автопилота и электромобилей может появится смысл совмещения этого транспорта с лошадью. Подобная фантазия пока представлена только в рамках мечтаний дизайнеров.
В 2017 году итальянская дизайн-студия Camal нарисовала концепт гибридной кареты Viva.
Беспилотник-карета по задумке дизайнеров будет иметь 3 режима работы.
Первый традиционный — с помощью лошадей, что позволит в движении заряжать аккумуляторы. Два других предполагают помощь электромотора в движении когда лошади начнут уставать, и даже движение без конной тяги (автономно).
Характеристики Viva схожи с автомобильными.
Длина — 7 м; Ширина — 2.5 м; Высота — 2 м. Салон четырехместный. Максимальная скорость в безлошадном режиме по логике концепта может быть и автомобильной.
Есть у этого сочетания лошади и кареты и ряд очевидных недостатков.
1. Несмотря на наличие у животных «подгузников» некоторое количество отходов все же может попасть на дорогу.
2. Аэродинамика бегущей лошади не лучше чем у коровы, а управляемость при маневрах и торможении слабая. Не стоит забывать об явно не эстетичном виде и запахе от «живого переднего привода» кареты.
Решение второй проблемы было найдено в 20 веке… надо было просто установить телегу впереди лошади!
История знает ряд примеров таких карет.
Например этот экипаж перевозил в 1905 году коньяк.
А этот только водителя и пассажира.
В 21 веке нашли уже более прогрессивную концепцию кареты с лошадью позади телеги, которая решает и первую проблему.
Вариант №3
Развитие технологий на данный момент расширило возможности использования беговых дорожек для лошадей.
Так в 2007 году в ОАЭ изобретатель Хади Мирхеджази (Hadi Mirhejazi) впервые создал конемобиль с беговой лентой внутри. Назвал он этот аппарат — Naturmobile.
Лошадь размещена внутри корпуса похожего на теплицу за водителем, и бежит на дорожке с небольшим подъемом переднего края с практически постоянной скоростью (не более 20 км/ч). Внутри для непарнокопытного есть все условия для комфорта — кондиционер, корм и вода перед мордой, а боковые тонированные панели кузова защищают от лучей солнца.
Привод колес тут электрический, а конный привод выполняет функцию генератора, заряжая батареи. По причине гибридности силовой установки конь внутри может иногда и не бежать когда устанет. Особенностью стимуляции животного к бегу является гуманный способ ускорения — лошадь бежит от того что в начале пара электромоторов начинает раскручивать бегущую дорожку не оставляя животному выбора. Когда же животное перешло на неспешную рысь – моторы отключаются, и машина начинает двигаться только за счёт живого мотора.
Максимальная скорость этого аппарата планируется в рамках 60 — 80 км/ч, а достичь таких показателей должна помочь 20-скоростная коробка передач.
Правда похоже на импульсорию?
Выхлоп машины т. е. Отходы жизнедеятельности лошади попадая на ленту дорожки проворачиваясь падают в специальный поддон внизу. А состояние животного водитель контролирует с помощью датчиков температуры животного и температуры воздуха внутри бегового отсека. Дополнительно планируется установка датчика считывания пульса.
Весит автомобиль без лошади около 300 кг, внутри есть место для водителя и пассажира. Все попутные признаки автомобиля так же присутствуют.
Лошадь достаточно крупный «мотор», и может не совсем удобный по габаритам. Поэтому возможно есть смысл применять не беговой дорожке и других животных. Изначально Грете предлагали ослов, однако в истории можно найти и другие варианты.
Гужевой транспорт
Гужево́й тра́нспорт — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени и др.
В том случае, когда груз укрепляется на самом животном, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта.
Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, знак запрещает движение гужевого и вьючного транспорта на данной дороге.
История
Гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом. До того, как широкое распространение получили железные дороги (середина XIX века), гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. Гужевой транспорт оставался довольно важным видом транспорта до Второй мировой войны, после чего он был вытеснен более современными, моторизованными видами транспорта.
В северных регионах России вплоть до середины 60-х годов вместо оленей и лошадей широко использовались гужевые собаки. Собачьими упряжками пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.
В начале XXI века гужевой транспорт используется практически только в сельской местности для коротких перевозок людей и грузов. Во многих туристических городах конные экипажи используются для катания туристов.
В то же время в некоторых развивающихся странах роль гужевого транспорта более высока.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гужевой транспорт» в других словарях:
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — (от гуж кожаная петля которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колесный и санный гужевой транспорт … Большой Энциклопедический словарь
гужевой транспорт — Вид наземного транспорта, в котором в качестве тяги используется сила животных: лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др … Словарь по географии
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных л. и др. упряжными ж ными (ослами, мулами и пр.). До появления железных дорог и автомобилей сухопутные перевозки на короткие и дальние расстояния осуществлялись Г. т. Обозы с груза … Справочник по коневодству
гужевой транспорт — (от гуж кожаная петля, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колёсный и санный гужевой транспорт. * * * ГУЖЕВОЙ… … Энциклопедический словарь
Гужевой транспорт — вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др. ). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От… … Большая советская энциклопедия
гужевой транспорт — наземный транспорт, в котором используется тягловая сила животных (лошадей, волов, верблюдов, ослов, оленей, собак и др.), перевозящих грузы и людей на повозках (гужом). Разновидностью гужевого транспорта является вьючный транспорт (без повозок) … Географическая энциклопедия
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка грузов конной тягой. К Г. т. прежде всего относится само тягло лошадь, вол, верблюд и т. д., затем колесные повозки, сани, подсанки, сбруя и др. средства перевозки. Несмотря на быстрый рост советского автостроения и развитие… … Сельскохозяйственный словарь-справочник
гужевой транспорт — извоз. извозчик. обоз. вьюк. вьючить. вьючный. навьючить, ся. развьючить. подкова. подковать. расковать, ся. взмылить (взмыленная лошадь). вспенить. загнать. прост: запалить. зарезать … Идеографический словарь русского языка
ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — вид безрельсового транспорта, в к ром в качестве тяги используется сила упряжных ж ных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно Г. т … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
гужевой транспорт — гужевой транспорт, вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь