Шабат в синагоге что это
Шаббат — Еврейская Суббота
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Этот таинственный и всем известный Шабат
Шабат, или суббота – святой для каждого еврея день. Соблюдающие традиции проводят его в молитвах, изучении Торы и трапезах, а светские предпочитают попросту отдыхать, поехать на пикник за город, на рыбалку или в боулинг-клуб. Многие ошибочно полагают, что в Шабат нельзя выполнять тяжелую работу, а легкую – вполне себе можно. Но логика запретов известна лишь Творцу.
Например, разрешается перенести из одной комнаты в другую громоздкий диван, который необходим для того, чтобы гости сели за праздничный стол. А вот написать всего лишь две буквы на обычном листке бумаги – это грубое нарушение одного из 39 запретов Торы. Все эти запреты связаны со служением в Мишкане – переносном Храме, описанном в Торе. Это изготовление хлеба («лэхем а-паним»), красителей и материалов для покрытия стен Мишкана, его строительство и перенос во время странствия евреев по пустыне. Многие запреты, существующие в наше время, выведены мудрецами по аналогии с видами вышеописанных работ.
Так, например, включение электроприборов – это разжигание огня. Впрочем, представители разных либеральных течений в иудаизме (реформистов, «консерваторов» и пр.) часто не согласны с подобной трактовкой. В Израиле в Шабат – официальный выходной. Общественный транспорт не ходит практически во всех городах, за исключением Хайфы и Эйлата. Не работает большинство крупных торговых сетей. Но подобный статус-кво не всегда по душе светскому населению, которое через своих представителей в Кнессете и местной власти пытается изменить положение дел, пока что – безуспешно.
Нет, как ни крути – Шабат – это нечто особенное. День, когда можно по-настоящему отвлечься от всего: придирчивого начальства, счетов за электричество и прочих издержек современного бытия – и окунуться в мир духовности и тишины. День, который Творец подарил нам, чтобы мы смогли передохнуть после тяжелой недели, оценить и взвесить свои поступки, провести, наконец, время со своей семьей, набраться сил и двигаться дальше. Стоит ли лишать самих себя такого удовольствия? Тем более что мудрецы утверждают – работа в Шабат не только не приносит пользы, но и грозит нам убытками. Деньги, заработанные в этот день, обязательно будут потеряны где-то в другом месте. Причем это может произойти в самый неожиданный момент.
Итак, как же встречают Шабат в традиционной еврейской семье? Жена еще в четверг вечером начинает готовить вкусные блюда. Бывает, что ей помогают муж и дети. За 20-30 минут до заката в субботу хозяйка дома и ее дочки зажигают свечи. Их количество бывает разным, но, минимально, замужней женщине принято зажигать две свечи, а незамужней – одну. После этого вся семья идет в синагогу на торжественную встречу Шабата и вечернюю молитву Маарив. Придя из молельного дома, муж поет своей жене песню «Эшет Хаиль» («Кто найдет жену столь совершенную?») и делает праздничный Киддуш для всей семьи. Вслед за вином или виноградным соком участники трапезы производят омовение рук, после чего начинают Шабатний ужин с поедания свежеиспеченной халы – вкусного хлеба. Затем на стол подают салаты, рыбные и мясные блюда, десерт. В еврейском доме принято приглашать на Шабатние трапезы гостей. Это особая заповедь (мицва). За столом говорят на темы Торы и Галахи. Также распространен обычай рассказывать хасидские истории, напевать субботние песни. Утро вновь начинается с молитв – Шахарит и Мусаф – между ними читают Тору по свитку. Подняться к Торе – почетно, в некоторых синагогах эта возможность продается за деньги, порой немалые. Раввин общины обычно выступает перед прихожанами на тему текущей недельной главы. Вернувшись из синагоги, делают утренний Киддуш и начинают вторую трапезу. После нее многие стараются поспать несколько часов, потом направляются в синагогу на послеобеденную молитву – Минха. Часто перед ней проводятся уроки Торы как для мужчин, так и для женщин. Затем следует третья трапеза. Во многих общинах ее делают прямо в синагоге. Так незаметно время Шабата уже подходит к концу. Сразу же после вечерней молитвы следует Авдала – отделение святости от будней.
Но и это еще не все. Широко распространен обычай провожать царицу-субботу трапезой Мелаве-малька. На следующий день начнется новая рабочая неделя, а вместе с ней – новые хлопоты, проблемы и заботы. И так до следующего Шабата…
В последние годы евреи в общинах всего мира объединяются один день в году, чтобы встретить вместе Всемирный Шабат. Многие из тех, кто не соблюдает традиции, в этот день принимают все заповеди Торы, связанные с Шабатом, и проводят его в соответствии со строгими обычаями Галахи. Париж и Одесса, Буэнос-Айрес и Иерусалим, Нью-Йорк и Биробиджан. География с каждым годом расширяется, и это удивительная традиция набирает все большую популярность. Впрочем, чтобы встретить Шабат по-настоящему, вовсе не обязательно жить в Иерусалиме. Как поется в одной уже набившей оскомину песне: «Важней всего – погода в доме».
И как театр начинается с вешалки, Шабат начинается, прежде всего, в семье. Атмосфера этого дня зависит только от вас. Стоит постараться и вам зачтется. Только не забудьте взять в союзники хорошее настроение. Грустить в Шабат строго запрещается. Об этом лучше всего расскажут хасиды рабби Нахмана, но это уже совсем другая история. Приезжайте в украинскую Умань в дни Рош а-Шана – узнаете.
25 фактов о Шабате, которые должен знать каждый еврей
от Источник
Что такое Шаббат и как его соблюдать
Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт
Откуда появился Шаббат
Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library
Как соблюдали Шаббат в древности
В условиях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Великое собрание законоучителей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.
Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превратили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пустыню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).
Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons
Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отменяться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мученичества за веру «освящением Божьего имени».
Что можно, а что нельзя делать в Шаббат
1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Трепание. 15. Крашение. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Перемещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъединение двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязывание узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распарывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обработка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Разработка его. 36. Тушение огня. 37. Зажигание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосефта. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).
Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для человека, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, например, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электричество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответствующие духу субботы», например катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудическим, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разрешения проблем, возникающих при соблюдении субботы. Например, «субботний лифт»: в самом по себе использовании лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит механизм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Существуют холодильники с кнопкой «субботнего режима», отключающей все лампочки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.
В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «реформированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практической сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые ограничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).
Как встречают Шаббат
Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открывается именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.
Вечер пятницы
«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за другой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту оправу. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молитвенный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светятся, как скрижали Завета над священным ковчегом».
Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на время Шаббата становятся священными: люди соприкасаются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и символизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.
Утро субботы
Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специального шкафа торжественно достают большой свиток Торы, написанный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священников Иерусалимского храма — благословляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.
Вечер субботы
Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.
Субботний и юбилейный годы
Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календарными предписаниями.
Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год священен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому предписанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компаниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.
Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвращались своему исконному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяйстве «право земли на отдых» для соблюдающих предписания Торы иудеев остается актуальным.