Исследование истории возникновения фамилии Шелгунов открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.
Фамилия Шелгунов относится к распространенному типу родовых именований, образованных от мирских имен, прозвищ.
Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, прозвище, отражавшее какие-то его индивидуальные особенности, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Это объясняется тем, что из тысяч канонических имен, записанных в святцах и месяцесловах, на практике использовалось чуть более двухсот церковных именований, которые в итоге часто повторялись. Зато неисчерпаем был запас прозвищ, позволявших легко отличить человека от его тезок. Источниками прозваний могли служить указания на профессию, особенности характера или внешности, названия национальности или местности.
Исследуемая фамилия восходит к прозвищу родоначальника Шелгун. Согласно толковому словарю Владимира Даля, слово «шелгун» в новгородских, псковских и тамбовских говорах имело значение «котомка, мешок для хлеба и припасов в пути». Можно предположить, что прозванием Шелгун наделяли запасливых людей, чьи закрома всегда были полны. Однако вероятнее, что такое прозвище носил странник, путешественник, заморский купец или паломник. Также не исключено, что под мирским именем Шелгун был известен ремесленник, изготовлявший различные котомки, или мешочник, торговавший мешками.
Согласно другой версии, данное родовое имя относится к числу фамилий, образованных от топонимов – названий рек, городов, сел и деревень. Такие семейные именования изначально представляли собой прозвища, которые говорили о местности, откуда был родом человек, о тех краях, где он жил и служил прежде. В Псковской и Калужской областях находятся села Шелгуны, а в Московской и Новгородской – Шелгуново. Переселенцы, выходцы из этих мест в официальных документах могли быть записаны как Шелгуновы.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового именования Шелгунов говорить сложно. Однако можно утверждать, что данное семейное имя представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.
Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Русские фамилии (Унбегаун Б.-О.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Толковый словарь живого великорусского языка (Даль В.И.), География фамилий (Никонов В.А.).
Анализ происхождения фамилии Шелгунов подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Шелгунов:
Шелгунов — Шелгунов, Николай Васильевич Николай Шелгунов Имя при рождении: Николай Васильевич Шелгунов Дата рождения: 1824 год … Википедия
Шелгунов Н.В. — Шелгунов Н.В. Шелгунов Николай Васильевич (1824 1891) Русский публицист, педагог, общественный деятель. Афоризмы, цитаты • Как ни справедливо, что мнение одного умного человека стоит мнения тысячи дураков, но, чтобы дурак дорожил мнением умного,… … Сводная энциклопедия афоризмов
Шелгунов — I Шелгунов Василий Андреевич [8(20). 8.1867, дер. Славковичи Псковской губ., 2.4.1939], один из старейших участников социал демократического движения в России. Член Коммунистической партии с 1898. Из крестьян. С 1876 рабочий на заводах… … Большая советская энциклопедия
ШЕЛГУНОВ — Николай Васильевич (22 нояб. 1824 – 12 апр. 1891) – рус. революц. демократ, публицист, лит. критик. Окончил Лесной ин т, где в 50 е гг. был профессором. Чл. тайного общества Земля и воля (60 е гг.). Автор прокламаций К молодому поколению и К… … Философская энциклопедия
ШЕЛГУНОВ — 1. ШЕЛГУНОВ Василий Андреевич (1867 1939), один из первых рабочих революционеров в России (с 1886). Член социал демократических групп П. В. Точисского, затем М. И. Бруснева. В 1906 ослеп, но продолжал партийную работу. С 1922 член Президиума… … Русская история
Шелгунов — (Николай Васильевич, 1824 1891) известный писатель. Прадед и дед его были моряками, отец служил по гражданскому ведомству. Ш. вырос в Николаевскую эпоху и лично ознакомился со всеми особенностями ее режима. Отец Ш. умер, когда ему было 3 года, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шелгунов В. А. — ШЕЛГУНÓВ Василий Андреевич (18671939), один из первых рабочих революционеров в России (с 1886). Чл. с. д. групп П.В. Точисского, затем М.И. Бруснева. В 1906 ослеп, но продолжал парт. работу. С 1922 чл. Президиума Всес. об ва старых… … Биографический словарь
Шелгунов Василий Андреевич — [8(20). 8.1867, дер. Славковичи Псковской губ., ‒ 2.4.1939], один из старейших участников социал демократического движения в России. Член Коммунистической партии с 1898. Из крестьян. С 1876 рабочий на заводах Петербурга. В революционном движении… … Большая советская энциклопедия
Шелгунов (Николай Васильевич, 1824-1891) — известный писатель. Прадед и дед его были моряками, отец служил по гражданскому ведомству. Ш. вырос в «Николаевскую» эпоху и лично ознакомился со всеми особенностями ее режима. Отец Ш. умер, когда ему было 3 года, и оставил семью без всяких средств. Мальчика отдали в Александровский кадетский корпус для малолетних; здесь он пробыл до девятилетнего возраста. От этой школы у Ш. остались воспоминания только о телесных наказаниях. В 1833 г. Ш. отдали в Лесной институт. Первый период пребывания Ш. в институте, когда он находился под управлением министра финансов Канкрина и не имел еще военной организации, оставил по себе хорошую память. Жить было легко и свободно; учились охотно. Преподаватели русской словесности, Комаров (друг Белинского) и Сорокин, знакомили учеников с произведениями современной литературы и способствовали развитию любви к литературе. С введением военной организации порядки изменились, стали жесткими и суровыми: поведение и фронт заняли внимание и преподавателей, и учеников. Впрочем, по отзыву Ш. эта «военная цивилизация» имела свои хорошие стороны: развивалось чувство рыцарства и товарищества. Ш. окончил курс по первому разряду с чином подпоручика и званием лесного таксатора, и поступил на службу в лесной департамент. Летом он совершал разъезды по провинциям для лесоустройства, жил в деревнях и знакомился с жизнью народа; на зиму возвращался в СПб. и работал над теоретическим изучением своего дела. Вопросам лесоводства посвящены первые литературные труды Ш. Первая его статья появилась в «Сыне Отечества». Специальные статьи он помещал и в «Библиотеке для Чтения». Уже в первые годы по окончании курса Ш. нашел себе невесту в своей двоюродной племяннице Л. П. Михаэлис; он рекомендовал ей книги и писал ей письма, замечательные совестливым и в то же время настойчивым желанием уяснить себе отношения мужчины к женщине. В 1850 г. Ш. женился. В 1849 г. он был послан в Симбирскую губернию для устройства лесной дачи и зимой был оставлен при тамошнем управлении казенными землями, находившемся в Самаре. Самара в это время, по выражению Ш., переживала медовый месяц своей гражданственности. На службе находились честные люди, приносившие в провинцию заветы своих учителей Грановского и Мейера. Ш. сошелся здесь с П. П. Пекарским (см.). В Самаре Ш. бывал на вечерах, играл в любительских концертах на скрипке и корнете и в то же время работал над своим большим трудом по истории русского лесного законодательства. В 1851 г. Ш. возвратился в Петербург и снова стал служить в лесном департаменте. В это время у него завязались прочные отношения с литературными кругами; знакомство с Н. Г. Чернышевским и М. Л. Михайловым скоро превратилось в тесную дружбу. В 1856 г. Ш. предложили место в Лисинском учебном лесничестве, которое было практическим классом для офицерского класса корпуса лесничих. Ученый лесничий должен был летом руководить практическими работами, а зимой читать лекции. Ш. не считал себя достаточно подготовленным к этим обязанностям и настоял на том, чтобы ему была дана заграничная командировка. Эта поездка завершила выработку миросозерцания Ш. С восторгом, уже будучи стариком, Ш. вспоминал это время: «И какое это было восторгающее и ошеломляющее время! Я буквально ходил как в чаду, спешил, рвался куда-то вперед, к чему-то другому, и это другое точно лежало сейчас же за шлагбаумом, отделяющим Россию от Европы». В жизни Ш. заграничная поездка была тем моментом, когда «одно новое слово, одно новое понятие производят крутой перелом и все старое выкидывается за борт». Он изучал за границей Россию по печатным книгам, так как до сих пор не знал ни ее географии, ни истории. В Эмсе Ш. познакомился с доктором Ловцовым, который привлек его внимание к сочинениям Герцена. В Париже он попал в кружок, в котором принимала участие Женни д‘Эпикур, известная пропагандистка идеи женской эмансипации. Пребывание в Париже преобразило Ш. и его жену; характерна фраза одной русской дамы после непродолжительного разговора с женой Ш.: «от вас каторгой пахнет». По возвращении из-за границы Ш. продолжал службу по лесному ведомству. Любопытный эпизод этой службы — отношения его к М. Н. Муравьеву, назначенному в 1857 г. министром государственных имуществ. Ш. находился при нем во время ревизионного путешествия по России, которое скорее походило на нашествие. Ш. приходилось очень много работать: даже во время дороги он должен был представлять свои доклады на другой день, а за промедление Муравьев наказывал Ш. тем, что приказывал везти его не в своей свите, а отдельно. По приезде в СПб., осенью 1857 г., Муравьев назначил Ш. начальником отделения лесного департамента. По службе Ш. имел очень много дела, да кроме того еще редактировал газету «Лесоводство и Охота». Муравьев ценил своего подчиненного и требовал его к себе даже по ночам для разъяснения какого-нибудь вопроса; но с Муравьевым очень тяжело было служить. Когда директором департамента был назначен племянник Муравьева и в департаменте «пошла ужасная кутерьма», Ш. решил оставить департамент. Вместо отставки ему дали заграничный отпуск (в мае 1858 г.). На этот раз Ш. пробыл за границей около полутора лет; некоторое время он ездил вместе со своим другом Михайловым. По-прежнему Ш. много работал по лесоводству, изучая практически положение лесного хозяйства в западноевропейских государствах (он был с этой целью и в Швеции). Вместе с Михайловым Ш. побывал у Герцена в Лондоне; несколько позже он встречался с ним в Париже. По возвращении из-за границы Ш. составил проект преобразования лесного корпуса в высшее учебное заведение; некоторое время он состоял профессором института и читал историю лесного законодательства, но в это время лесная служба уже потеряла для Ш. всякий интерес. Неприятное положение Ш. в лесном ведомстве усугублялось интригами сослуживцев. Статьи «Материалы для лесного устава» и «Законы о лесах в Западной Европе», напечатанные в «Юридическом Вестнике» Калачова в 1861 г., были последними трудами Ш. по лесоводству. В марте 1862 г. он вышел в отставку с чином полковника корпуса лесничих. Еще до выхода в отставку, в 1859 г., он стал сотрудничать в «Русском Слове». В это время на первом месте стояла идея «освобождения»: за «освобождением» крестьян виднелось освобождение от старых московских понятий. «Мы, — пишет Ш., — просто стремились к простору, и каждый освобождался, где и как он мог. Эта реакция против государственного, общественного и семейного насилия, это «отрицание основ» совершалось во имя определенных положительных идеалов. Идеалы будущего носили характер не только чисто политический, но и социально-экономический. Печать была в это время силой, и прогрессивная литература проводила в сознание общества идеалы будущего». Публицистическая деятельность Ш. началась в «Современнике» в то время, когда во главе журнала стояли Добролюбов и Чернышевский. В этом журнале появились статьи Ш.: «Рабочий пролетариат в Англии и Франции», замечательные не оригинальностью содержания (в основу их положена известная книга Энгельса о положении рабочего класса в Англии), а постановкой самой темы. До Ш. о рабочем классе писал лишь В. А. Милютин, но в его время этот вопрос имел лишь отвлеченное значение. Статья Ш. справедливо считается первой по времени в своем роде. После перехода «Русского Слова» к Благосветлову, Ш. становится ближайшим сотрудником этого журнала: кроме многочисленных и разнообразных статей, он дает еще в каждую книжку журнала внутреннее обозрение, под названием «Домашней летописи». Весной 1862 г. появились прокламации, обращенные к народу и к солдатам. За первую пришлось отвечать Чернышевскому, за вторую — Ш. Сохранилось свидетельство, что Ш. распространял прокламации к народу весной 1862 г. (Л. Ф. Пантелеев, в «Русских Ведомостях», 1903, № 143). Этой же весной Ш., вместе с женой, выехал в Нерчинск, чтобы повидаться с сосланным туда Михайловыми (результатом этой поездки были статьи: «Сибирь по большой дороге»). Здесь Ш. был арестован и препровожден в С.-Петербург, в крепость, в которой пробыл до ноября 1864 г. Он обвинялся в сношениях с государственным преступником М. Михайловым, в том, что «вел переписку с разжалованным рядовым В. Костомаровым», и в том, что «имеет вредный образ мыслей, доказывающийся не пропущенной цензурой статьей» (Л. П. Шелгунова, «Из недалекого прошлого», стр. 196). В ноябре 1864 г. Ш. был выслан административно в Вологодскую губернию. Здесь Ш. переходил из города в город — из Тотьмы, где он был первое время, в Устюг, Никольск, Кадников и Вологду. Условия жизни в этих городах тяжело отзывались и на настроении, и на здоровье Ш. Писал Ш. для «Русского Слова» и в это время очень много, но значительная доля присылаемого пропадала, не пропущенная цензурой. 8 января 1866 г. «Русскому Слову» дано было предостережение, между прочим, за статью Ш., в которой «предлагается оправдание и даже дальнейшее развитие коммунистических идей, причем усматривается возбуждение к осуществлению названных идей». В 1867 г. было основано «Дело», и Ш. начал в нем сотрудничать с той же энергией, как и в «Русском Слове». Лишь в 1869 г. Ш. удалось выбраться из Вологодской губернии, да и то не в Петербург, а в Калугу; в 1874 г. ему разрешено было переехать в Новгород, затем в Выборг; только в конце 1870-х годов Ш. получил доступ в С.-Петербург. После смерти Благосветлова он сделался фактическим редактором «Дела», а при графе Лорис-Меликове получил даже утверждение в этом звании, впрочем — ненадолго (до 1882 г.). В 1883 г. Ш. был выслан в Выборг. После перехода «Дела» в другие руки, Ш. прекратил в нем сотрудничество. Литературная деятельность Ш. в восьмидесятых годах носит иной характер. С грустью Ш. смотрел на появление на исторической сцене «восьмидесятников»; оставаясь верным идеям шестидесятых годов, он из публициста-пропагандиста превратился в обозревателя русской жизни. С 1885 т. он начал работать в «Русской Мысли»; здесь ежемесячно появлялись его «Очерки русской жизни», пользовавшиеся большим успехом у читателей. Мнения Ш. в это время приобрели высокий нравственный авторитет; к его голосу прислушивались с особенным вниманием, как к голосу человека, много испытавшего и сохранившего непреклонную верность убеждениям своей молодости. В «Русской Мысли» появились и очень ценные воспоминания Ш. о шестидесятых годах и их представителях («Русская Мысль», 1885, кн. X, XI и XII, 1886, кн. I и III; в тексте «воспоминаний», перепечатанных в «Собрании сочинений», сделаны значительные сокращения). Скончался Ш. 12 апреля 1891 г.; на похоронах его обнаружилось то сочувствие, которое он возбуждал среди молодежи. В 1872 г. появились три тома «Сочинений Ш.»; в 1890 г. Павленков издал «Сочинения Ш.» в двух томах; в 1895 г. О. Н. Попова переиздала «Сочинения» тоже в двух томах, но с иным распределением материала; в добавление к ним были отдельным томом изданы «Очерки русской жизни» (СПб., 1895). В этих книгах собрано далеко не все, что написано Ш. в течение продолжительной его деятельности в «Русском Слове» и «Деле». Перечитывая статьи Ш., современный читатель находит много слишком известного и не требующего доказательств; но не следует забывать, что только благодаря деятельности Ш. и его современников эти «бессмертные идеи» вошли в общественное сознание. Ш. уступал в даровании таким блестящим представителям его эпохи, как Писарев, но, обладая серьезным образованием, очень хорошо исполнял то дело, которое выпало на его долю и к которому можно применить широкий термин «распространение знания». Ш. писал по самым разнообразным вопросам: его статьи в собрании его сочинений распределяются на исторические, общественно-педагогические, социально-экономические и критические. Эти рубрики все-таки еще не выражают всего разнообразия тем Ш. Он писал только тогда, когда чувствовал, что статья его нужна. Он написал популярный очерк по русской истории до Петра Великого, потому что встретил одного капитан-лейтенанта, который не знал, кто такой Степан Разин. Он напечатал статью «Женское безделье», потому что увидел, что русской женщине неизвестны самые простые экономические понятия, с которыми нельзя познакомиться из романов и повестей — единственного чтения женщин. Характерной особенностью Ш., как публициста шестидесятых годов, является вера в силу знания: нужно только понять, узнать причины явления — дальше процесс претворения знания в дело пойдет сам собой. Эта вера в активную силу знания напоминает воззрения Сократа (см. «Убыточность незнания»). Представления о силе знания создают некоторую неясность в мнениях Ш. о сущности исторического процесса: с одной стороны, он только в социально-экономических условиях усматривает источник политической и юридической власти, с другой — видит основу всей цивилизации в улучшении человеческих способностей. Отводя огромное значение экономическим отношениям, Ш. все-таки утверждал, что единственный элемент прогресса есть свободная личность, развившаяся в свободном общежитии. Впрочем, Ш. не был теоретиком; другие его современники взяли на себя теоретическое оправдание основных идей движения 1860-х гг. Довольно распространено мнение, что Ш., «не внося в работу 60-х годов каких-нибудь своих резких индивидуальных черт, впитал в себя весь дух своего времени» (слова А. М. Скабичевского). В 1903 г. в «Русской Мысли» (июнь) появился весьма интересный для характеристики Ш. последний из «Очерков русской жизни», вызванный упомянутой формулой и посвященный самоопределению. Ш. находит, что подобная характеристика его личности может вызвать недоразумения, и указывает, что именно совокупность особенностей, присущих деятелю 60-х годов, и составляет его резкую индивидуальность. Оставаясь верным хранителем традиций своего времени, Ш. в последние годы жизни по общественно-практическому содержанию и направлению своей мысли явился как бы провозвестником общественного течения девяностых годов. Его роднит с этим течением сочетание широкого общественного идеализма с трезвым практическим пониманием деятельности (см. «Мир Божий», 1901, 6). Биографические сведения о Ш.: «Воспоминания Ш.»; «Литературные воспоминания Михайловского» (СПб., 1900, т. I); Л. В. Шелгунова, «Из далекого прошлого. Переписка Н. В. Шелгунова с женой» (СПб., 1901), «Из дневника Ш.» («Мир Божий», 1898, кн. II, 12); «Из записок Ш.» («Новое Слово», 1895-96, №1); некролог Ш. в «Северном Вестнике» (1891, май, стр. 210-215). Статьи о Ш.: «Моралисты новой школы» («Русский Вестник», 1870, июль); В. Яковенко, «Публицист трех десятилетий» («Книжная Неделя», 1891, № 3), А. В-н, «Писатель 60-х годов» («Вестник Европы», 1891, №5); M. Протопопов, «Н. В. Шелгунов» («Русская Мысль», 1891, № 7); Н. К. Михайловский, «Статьи, приложенные к собранию сочинений Ш.»; П. Б. Струве, «На разные темы» (СПб., 1902). П. Щеголев.
ШЕЛГУНОВ
ШЕЛГУНО́В Николай Васильевич (22 нояб. 1824 – 12 апр. 1891) – рус. революц. демократ, публицист, лит. критик. Окончил Лесной ин-т, где в 50-е гг. бы. смотреть
ШЕЛГУНОВ
ШЕЛГУНОВ
1. ШЕЛГУНОВ Василий Андреевич (1867-1939), один из первых рабочих-революционеров в России (с 1886). Член социал-демократических групп П. В. Точисского. смотреть
ШЕЛГУНОВ
ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич (1824-91), российский революционный демократ, публицист, литературный критик. Участник революционного движения 60-х гг., автор нескольких прокламаций; с 1866 один из ведущих сотрудников, в 1880-84 фактически редактор журнала «Дело». Автор воспоминаний.
ШЕЛГУНОВ
ШЕЛГУНОВ Василий Андреевич (1867-1939), один из первых российских рабочих социал-демократов. В революционном движении с 1886. Член Коммунистической партии с 1898. В 1906 ослеп, но продолжал партийную работу. С 1922 член Президиума Всесоюзного общества старых большевиков.
ШЕЛГУНОВ В.
Шелгунов, В. — сотр. «Р. Богат.» (1912-13)Псевдонимы: В. Ш.Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деяте. смотреть
ШЕЛГУНОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
Шелгунов Василий Андреевич [8(20). 8.1867, дер. Славковичи Псковской губ., ‒ 2.4.1939], один из старейших участников социал-демократического движения в. смотреть
ШЕЛГУНОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (18671939)
ШЕЛГУНОВ Василий Андреевич (1867-1939), один из первых российских рабочих социал-демократов. В революционном движении с 1886. Член Коммунистической партии с 1898. В 1906 ослеп, но продолжал партийную работу. С 1922 член Президиума Всесоюзного общества старых большевиков. смотреть
ШЕЛГУНОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (18671939)
ШЕЛГУНОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
Шелгунов, Михаил Николаевич — сотр. журн. «Дело» (1879)Псевдонимы: Ш—нов, М.Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и о. смотреть
ШЕЛГУНОВ Н.В.
ШЕЛГУНОВ НИК. ВАС.
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Шелгунов, Николай Васильевич (22 нояб. 1824 — 12 апр. 1891, Спб.) — публицистПсевдонимы: А. Б.; Мирский, Н.; Н. В.; Н. В. Ш.; Н. Р.; Н. Ш.; Провинциал. смотреть
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
1824-1891), публицист, общественный деятель. Участник революционного движения 1860-х гг., автор нескольких прокламаций (в т.ч. «К молодому поколению», 1861). С 1866 один из ведущих сотрудников, в 1880-84 фактический редактор журнала «Дело». Автор цикла «Очерки русской жизни» и воспоминаний. смотреть
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(22.11 (4.12).1824, Петербург 12(24).04.1891, Петербург) публицист, литературный критик, последователь Чернышевского. Учился в Александровском кадетском корпусе, окончил Лесной ин-т, работал в Лесном департаменте, в 1862 г. ушел в отставку. Во 2-й пол. 50-х гг. становится на позиции политического радикализма, сближается с Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, Серно-Соловьевичем и др. За границей познакомился с Герценом. Важной вехой в духовной биографий Ш. стал выход в журн. *Современник* его труда *Рабочий пролетариат в Англии и во Франции* (1861), в к-ром он выступил в качестве популяризатора кн. Ф. Энгельса *Положение рабочего класса в Англии*. Ш. автор революционных прокламаций *К солдатам* и *К молодому поколению* (1861). Арестовывался в 1862 и 1863 гг., был заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Вологодскую губ. После запрещения журн. *Дело* (1883), редактором к-рого был Ш., он жил в смоленской деревне, где написал свои известные *Воспоминания*. Похороны Ш. в Петербурге превратились в политическую демонстрацию. Главной своей задачей Ш. считал создание социальной теории, к-рая могла бы служить преобразованию об-ва на *справедливых основах*. Он исходил из положения, что различные народы, развиваясь особым путем, составляют тем не менее *типическое единство*, подтверждающее, что в истории существуют общие экономические законы и что развитие человечества идет по восходящей линии. Эти законы непреодолимы, их действие реализуется через все препятствия (*Социально-экономический фатализм*, 1868; *Фатализм исторического прогресса*, 1872). Ш., по свидетельству его друга Михайловского, был типичной фигурой 60-х гг., человеком, к-рый *впитал в себя весь дух того времени*. В своих исходных философских взглядах Ш. стоял на позиции материализма (или реализма), занимался популяризацией идей Сеченова, Чернышевского, К. Фохта, Л. Бюхнера и др. (*Земля и органическая жизнь*, 1863). Объективность внешнего мира для него несомненна. Человек, будучи частью природы или *последствием ее сил*, есть лишь звено в цепи общих природных закономерностей, к-рые он изменить не в силах. Поэтому, полагал Ш., не существует свободы человеческой воли, понятой как автономность, независимость от действия *общих законов* (*Письма о воспитании*, 1872-1873). Мышление же есть не более чем *реальное мышление* именно в том смысле, что человек знает внешний мир *не таким, каков он есть в действительности, а каким он нам представляется*. Из этого следовало, что естественные границы *реального мышления* определяет, с одной стороны, рассудок, отражающий мир по законам логики, а с другой психология человеческого восприятия, склонного к изменению и уточнению прежних понятий *на основании нового материала*. Если такое изменение невозможно в отношении постоянно действующих природных сил, то оно вполне законно в применении к социальной реальности, нуждающейся в переменах. До конца жизни разделяя установки реалистической философии в духе Чернышевского, Ш. приветствовал, в лице Лаврова, новое поколение радикальных социальных мыслителей, подчеркивавших важность поворота от естествознания к вопросам истории и социологии (*Историческая сила критической личности*, 1870). В то же время он осудил как *философию застоя* фаталистическую философско-историческую концепцию Толстого, изложенную в эпилоге к роману *Война и мир*. смотреть
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ШЕЛГУНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ШЕЛГУН́́ОВ Николай Васильевич (1824—91), рус. публицист и лит. критик, революционер-демократ. Не посвятил Л. отд. статей, но в своих выступлениях в жур. смотреть