Шеринговые самокаты что это

Кикшеринг в России: как работает и сколько стоит

В современном мире вопросы мобильности и экономии времени особенно важны. Не зря говорят, что время – деньги. Но в больших городах, которые перегружены автомобилями, можно провести в пробке ни один час. Именно поэтому все большую популярность набирает одна из разновидностей шеринга – кикшеринг. Об этом мы и поговорим более детально, разберем в каких городах доступна такая услуга и что она из себя представляет.

Прокат самокатов. Кикшеринг – что это и как работает

Кикшеринг – система предоставления в краткосрочную аренду самокатов или электросамокатов. Безусловно, это средство передвижения вполне удобно, но не в любое время года проедешь на таком виде транспорта.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Сейчас модно жить в аренду: люди снимают квартиры, пользуются услугами такси или каршеринга вместо личного транспорта, даже музыку многие предпочитают слушать по подписке. В 2017 году аренда самокатов накрыла волной популярности всю Европу, а буквально через год кикшеринг появился и в нашей столице. Разберем, как функционирует эта система.

Кикшеринг может работать с привязкой к станции проката или по системе «dockless». Это значит бесстанционно. Действуют система краткосрочной аренды по следующему принципу: самокат можно арендовать через мобильное приложение, а оплатить необходимо за фактическое время использования. Это может быть поминутная, получасовая или часовая оплата.

Важно! Клиент не оставляет за пользование транспортом залога и может завершить продолжительность аренды в любой точке города.

Электросамокаты отлично подходят для преодоления коротких расстояний. Но даже если предстоит длительная поездка в метро или автобусе, не будет проблемой взять достаточно легкий транспорт с собой. Средство передвижения имеет следующие характеристики:

Для того чтобы читатель легко мог понять как работает система кикшеринга, представим пошаговую инструкцию:

Обратите внимание! Некоторые компании требуют оставлять транспорт исключительно на специально отведенных станциях, а кому-то достаточно будет того, чтобы самокат после использования разместили на муниципальной велопарковке.

Компании. Условия и тарифы

Буквально недавно кикшеринговых компаний в России было немного, но ежегодно их список пополняется. Теперь услугами краткосрочной аренды можно воспользоваться не только в Москве, но и в других городах нашей страны. Ознакомимся с наиболее успешными и крупными представителями такого бизнеса, изучим их тарифы и условия:

Источник

400 тысяч самокатов и 50 миллионов пользователей. Что будет с кикшерингом через 3 года

«Трушеринг» провел большое исследование рынка шеринга самокатов: как появился, почему так быстро растет, какие проблемы испытывает и главное – что с ним будет дальше.

Оглавление

Скачать и посмотреть версию исследования в формате PDF (с графиками и основными тезисами) можно по этой ссылке

Обзор экосистемы

В 2021 году рынок шеринга самокатов (кикшеринга) в России сделал значительный шаг вперед. Компании показывают впечатляющий рост пользовательской базы, объема поездок, единиц техники и регионов присутствия.

Сейчас, по нашим данным, в России работают около 50 кикшеринговых компаний. Кикшеринг присутствует в 90 городах (с учетом городов-спутников), суммарно во всех парках российских кикшерингов к концу сезона 100-120 тысяч самокатов.

Мы оцениваем рост рынка кикшеринга по сравнению с прошлым годом на 200-230%: он выражается в увеличении количества городов присутствия, самокатов, клиентов и в росте выручки.

За 2021 год кикшеринговые компании увеличили количество самокатов примерно на 70-80 тысяч единиц и открылись в 30 новых городах. Драйверами роста рынка мы считаем:

Кикшеринг лучше других вариантов передвижения по городу решает сразу несколько больших проблем, связанных с транспортом:

Что важно, рост рынка обусловлен увеличением доли транспортных поездок, а не развлекательных. Именно транспортные поездки делают кикшеринг значимой частью городской экосистемы и способствуют росту активной и лояльной пользовательской базы.

По данным кикшеринговых компаний, 70-85% поездок на шеринговых самокатах в 2021 году совершались в транспортных целях и только 15-30% – в развлекательных.

Для сравнения, в 2020 году транспортных поездок было около 60% (при том что всего поездок в 2020 году было на 70% меньше, чем в 2021).

Хотя на российском рынке работает около 50 кикшеринговых компаний, большую его часть занимают 2 сервиса – Whoosh и Urent. По нашей оценке, лидеры контролируют около 70-80% рынка. Остальные компании, среди которых много локальных игроков с небольшим парком самокатов, делят между собой 20-30%.

В этом исследовании мы рассмотрим, как развивался кикшеринг в России с момента появления и как он влияет на развитие городов, оценим текущее состояние рынка и сделаем прогнозы на его развитие в ближайшие 3 года.

В основе исследования – данные из открытых источников, информация, полученная напрямую от участников индустрии и независимых экспертов, а также собственные расчеты, прогнозы и гипотезы.

Историческая сводка развития индустрии

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

2018 год

До 2018 года в России было несколько попыток запуска сервисов шеринга самокатов, но первые полноценно работающие в городе компании появились именно в 2018 году.

В мае 2018 года в Москве начали работать первые кикшеринги – Делисамокат и YouDrive lite. Оба сервиса запустились внутри каршеринговых компаний (Делимобиль и YouDrive). Делисамокат запустился с 1000 самокатов, кикшеринг работал по станционной модели (в день запуска анонсировали 25 точек выдачи и возврата, расположенных у станций метро) с почасовой и суточной тарификацией (100 рублей в час, 450 рублей в день).

YouDrive lite запускался с 200 самокатами, работал по бесстанционной модели (завершать аренду можно было на городских велопарковках) и с поминутной тарификацией (цена аренды – 5 рублей в минуту). К концу сезона YouDrive lite увеличил парк до 500 электросамокатов и сообщал о 75 000 аренд за 2018 год.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Пользователи кикшеринга YouDrive lite совершили 75 тысяч поездок за сезон

Делисамокат через год закрылся, не проработав и два полных сезона, а YouDrive lite существует до сих пор, но перестал быть частью компании YouDrive (каршеринг был продан О2О-платформе — совместному предприятию Сбера и Mail.ru Group, а сервис шеринга самокатов в периметр сделки не вошел) и сократил зону аренды в Москве до нескольких нецентральных районов.

В августе 2018 года в Розе Хутор основатель еще одного каршеринга, UrentCar, Андрей Колесник запустил проект UrentBike – сервис по аренде велосипедов. Через несколько недель в UrentBike для аренды стали доступны и электросамокаты. Сервис также работал в Анапе и Сочи.

2019 год

Запуск первых кикшерингов не привел к взрывному росту индустрии, но в 2019 году начали появляться новые компании и продолжили развитие уже существующие.

В апреле 2019 года появились слухи о том, что свой кикшеринг планирует запускать Яндекс, который закупил для этого несколько тысяч электросамокатов.

Летом того же года в Москве запустился кикшеринг Whoosh. На старте сервис предлагал около 200 самокатов с тарифом 5 рублей в минуту и зоной завершения аренды на городских велопарковках внутри Бульварного кольца.

В день официального начала работы Whoosh рассказал о привлечении инвестиций в размере миллиона долларов, а к концу сезона кикшеринг вырастил парк до 1000 самокатов, ввел динамическое тарифообразование, открылся в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Сочи и расширил зону парковок и поездок в Москве.

Urent в 2019 году занял лидирующие позиции на юге России (Сочи, Адлер, Краснодар и курортные города побережья), первым из крупных шерингов запустил работу на технике со сменной батареей. Парк расширился до 2500 самокатов и 1500 велосипедов.

2020 год

В 2020 году рост кикшеринга заметно ускорился. В январе основатели каршеринга Карусель привлекли 25 миллионов рублей на запуск кикшеринг-сервиса. Вообще именно в 2020 году начался активный запуск новых шеринговых сервисов и открытие новых городов.

К концу сезона 2020, по нашей информации, в России работало около 20 компаний примерно в 60 городах.

Продолжили рост и крупные игроки. В начале июня сервис Urent запустился в Москве, а через несколько недель привлек 150 миллионов рублей от основателей сервиса “Сравни Такси” Андрея Азарова и Михаила Гейшерика, а также основателя агентства Possible Андрея Винограда. Парк сервиса увеличился до 15 000 самокатов, он начал работать в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде и в нескольких городах Московской области. В августе 2020 года самокаты Urent появились в приложении агрегатора такси и каршеринга Ситимобил.
Кикшеринг Whoosh за 2020 год увеличил парк до 10 000 единиц, открылся в Краснодаре, Екатеринбурге, Тюмени, Уфе, Казани, Калуге, Туле и Воронеже.

2021 год

К 2021 году потенциал развития индустрии стал уже очевидным, это привело к нескольким крупным инвестиционным сделкам на рынке.

В феврале 2021 года Whoosh привлек почти 2 миллиарда рублей от фонда ВТБ Капитал Инвестиции. А Urent в марте получил от Сбера финансирование в размере 400 миллионов рублей, за которым последовали инвестиции от фонда Sistema SmartTech (часть АФК “Система”). Обе компании заявляли, что привлеченные средства планируют потратить на увеличение парка самокатов и запуск новых городов. Так и случилось. Парк самокатов в 2021 году вырос на 200-230% по сравнению с прошлым сезоном, а количество городов, в которых есть сервисы шеринга самокатов, увеличилось с 60 до 90 (с учетом городов-спутников).

Весь рынок кикшеринга в России к концу 2021 года можно оценить в 10-15 миллионов пользователей и примерно 55 миллионов поездок за сезон.

Важным событием стал запуск кикшеринга от Яндекса в июле 2021 года. На старте самокаты Яндекс Go работали только в центральных районах Москвы, в октябре компания запустила самокаты в Краснодаре. По мнению участников рынка, у Яндекса большие шансы стать одним из лидеров кикшеринга в России, но пока по количеству аудитории и размерам парка ему далеко до лидеров.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Яндекс запускает собственный кикшеринг в Москве

Часть 1. Рынок сейчас

Влияние кикшеринга на развитие городской мобильности

Одним из ключевых факторов успешного роста индустрии кикшеринга в мире является то, что такой формат передвижения по городу лучше других закрывает несколько серьезных проблем мобильности, актуальных для современных городов. А именно:

Кикшеринг – уже лидер микромобильности в России. В Москве, по данным Департамента транспорта, в 2021 году количество поездок на самокатах превысило количество поездок на велосипедах на 20%. А в следующем году кикшеринг, как считают участники индустрии, займет 80% рынка российской микромобильности.

Главным конкурентом кикшеринга среди сервисов, предоставляющих услугу транспорта последней мили, можно считать велошеринг, который также существует в России уже несколько лет (и достаточно хорошо представлен в нескольких крупных городах). Но, по нашей оценке, за счет низкого порога входа, меньшей потребности в качественной городской инфраструктуре и компактности развитие кикшеринга более перспективно.

Паттерны потребления в кикшеринговых сервисах могут значительно отличаться в разных городах. Например, в курортных городах совершается значительно больше развлекательных поездок, а в городах-миллионниках, наоборот, наблюдается максимальное смещение в сторону транспортного сценария. Сценарий напрямую влияет на продолжительность поездки и средний чек по городу, и для российского кикшеринга за последние годы характерен рост доли именно транспортных поездок (75-90% поездок в зависимости от города).

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Одну из ключевых ролей в развитии индустрии сейчас играет городская политика касательно кикшеринга. На примерах этого сезона, которые мы разберем ниже, видно, как грамотная городская политика и сотрудничество городской администрации приводило к значительному росту уровня кикшеринга в городе. Есть и обратные примеры, когда местные власти сильно мешали компаниям или совсем не давали им развиваться, вынуждая уходить из городов.

Сразу стоит отметить, что отношения кикшеринговых компаний с городскими властями – важная тема не только для российского рынка. Существуют прецеденты в других странах, в том числе и довольно конфликтные.

Например, из-за перенасыщенности рынка и недовольства горожан и властей количеством самокатов крупные китайские велошеринги Ofo и Mobike в 2018 году переживали кризис и были на грани банкротства, хотя еще в конце 2017 года парк шеринга в Китае составлял более 20 миллионов велосипедов.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Велошеринг в Китае: больше не значит лучше

Еще одной громкой историей был запрет на работу кикшерингов в Сан-Франциско в 2018 году. Из-за того, что новые сервисы очень быстро стали популярными, город столкнулся с проблемой переполненности улиц самокатами, которые могли мешать другим участника движения.

Есть и более актуальные примеры коммуникации между кикшерингами и городом. Власти Мюнхена, Копенгагена и Осло выделяют как значимые проблемы скорость движения электросамокатов и граждан, которые ездят в нетрезвом виде или вдвоем на одном самокате, подвергая опасности себя и окружающих. Совместно с кикшеринговыми компаниями города разрабатывают различные варианты решения этих проблем: социальную рекламу, предустановленные ограничения скорости, запрет на ночные поездки.

Интересно также сравнить европейские города с российскими по количеству самокатов на 1 тысячу человек – в российских городах этот показатель сильно ниже. В Стокгольме на тысячу жителей приходится 19 самокатов, во Франкфурте и Дюссельдорфе – 12-13 самокатов. Даже в Варшаве показатель плотности самокатов (4 самоката на тысячу человек) выше, чем в городах России, где на 2021 год плотность составляет 1,5-2,5 самоката на тысячу человек в зависимости от города. Это еще раз подтверждает что рынок РФ не насыщен и имеет значительный потенциал роста.

В России в 2021 году городская политика в отношении кикшеринга обсуждалась очень активно. Были примеры как конструктивной, так и деструктивной коммуникации. Один из лучших примеров мы наблюдаем в Москве. С момента появления в городе кикшеринга Департамент транспорта контролировал его присутствие, зоны передвижения и завершения аренды, а позже – и максимальное количество самокатов на компанию.

В июле 2021 года Дептранс Москвы обновил правила работы кикшерингов в городе, согласно им операторы могут иметь в парке не более 10 тысяч самокатов. Регулируется и территориальное распределение самокатов: 30% должны находиться внутри Садового кольца, 30% – между Садовым кольцом и ТТК, оставшиеся 40% – за пределами ТТК. На одной велопарковке (в радиусе 10 метров) можно размещать не более 6 самокатов каждого оператора.

Важным нововведением стали «медленные зоны» – территории повышенного скопления пешеходов, на которых действует ограничение скорости в 15 км/ч (в остальных местах максимальная разрешенная скорость ограничена 25 км/ч).

Правила разработаны совместно с кикшеринговыми компаниями, и их выполнение встроено в работу сервисов (например, въезжая в «медленную зону» шеринговый самокат автоматически снизит скорость до необходимой).

Примеров деструктивной коммуникации, мешающей развитию рынка, к сожалению, было больше. Например, в Санкт-Петербурге в июне 2021 года власти провели обыски у большинства операторов кикшеринга, работающих в городе, и вынудили компании приостановить работу, а также завели шесть уголовных дел о причинении вреда здоровью по неосторожности. Компании вернулись в город только после того, как подписали с комитетом по транспорту соглашение, которое вводило скоростные ограничения и запрещало движение в части центральных районов.

Кикшеринги, по сути, оказались в ситуации, когда они вынуждены соглашаться на выставленные городом условия (не всегда обоснованные) для того, чтобы продолжать работу.

В Ростове-на-Дону по требованию губернатора Ростовской области мэрия города подготовила проект изменений, который обязывает операторов устанавливать стационарные парковки для самокатов, добавляет дополнительные зоны ограничения скорости и зоны, в которых запрещено передвижение на средствах индивидуальной мобильности.

А в Казани по предписанию ГИБДД в 10 раз сократили число парковок для кикшеринга, ограничили скорость движения самокатов по тротуарам до 10 км/ч, а по велодорожкам — до 15 км/ч. Такая скорость, по сути, делает использование кикшеринга неэффективным для пользователей и невыгодным для компаний, то есть вынуждает кикшеринги приостановить или значительно сократить свою деятельность в городе.

Из-за чего возникают такие сложности? На наш взгляд, у этого есть две причины.

Во-первых, нет корректного законного регулирования передвижения на самокате. Самокат фактически приравнен к пешеходу (действующее в ПДД понятие «пешеход» приравнивает к пешеходам лиц, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства»). Скорее всего, это свазано с тем, что в ПДД не учитывается электросамокат, который способен набирать значительно большую скорость, чем мускульный.

Из-за неурегулированности законодательства и консервативности городских властей им часто проще запретить развитие кикшеринга или установить необоснованно жесткие ограничения, чем пытаться построить корректную коммуникацию, выгодную и бизнесу, и всем жителям города.
Во-вторых, с самокатами есть ряд лежащих на поверхности проблем (занимают место, мешают пешеходам, провоцируют опасные ситуации из-за движения в пьяном виде или вдвоем на одном самокате), которые быстрее решаются запретами и жесткими ограничениями, чем сложной работой над улучшением качества городской инфраструктуры и повышением транспортной осознанности горожан.

Обе проблемы – решаемые.

Уже готовятся поправки в ПДД, которые введут понятие Средство Индивидуальной Мобильности (СИМ), включающее в себя и шеринговые самокаты. Поправки также уточнят правила движения: например, разрешат ездить по велодорожкам (сейчас человек на электросамокате формально является пешеходом и не может пользоваться велодорожкой). На федеральном уровне шеринговые самокаты по мощности и скорости отвечают требованиям для СИМ и не подпадают под регулирование или необходимость иметь водительские права.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Поправки про электросамокаты в ПДД. Мы все прочитали и рассказываем, что там написано

Для городских проблем, вроде слишком большого количество самокатов или отсутствия парковок, тоже есть конструктивные решения. Например, на самом массовом российском рынке кикшеринга – московском – действует оферта об использовании городских парковок. Она регулирует лимит на каждого из игроков и общий размер парка в городе. Для игроков рынка это выгодно, так как защищает их от конкурентов, доминирующих за счет количества самокатов. Города также выступают с инициативами о подписании соглашений относительно ограничения скорости в зонах с высокой плотностью пешеходного потока. Стандарт таких соглашений – ограничение до 15 км/ч.

Кажется, что большее количество проблем для города могут доставить личные электросамокаты – на них часто можно развивать скорость выше 30 км/ч, что может приводить к серьезным авариям. По нашим данным, большинство резонансных ДТП происходят как раз на частных электросамокатах с людьми в состоянии алкогольного опьянения. В то же время кикшеринговые компании ограничивают максимальную скорость своих самокатов до 25 км/ч, вводят на программном уровне ограничения скорости в «медленных зонах» и стремятся к совместному решению существующих проблем с городскими властями.

Экономика

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

В 2020 году, рынок российского кикшеринга состоял из 26 компаний, работающих в 60 городах. За год было совершено около 8 миллионов поездок, а суммарное количество пользователей можно оценить в 1,5 миллиона человек.

Важным катализатором роста индустрии стали инвестиции, которые привлекли крупные игроки: в феврале 2021 года Whoosh привлек почти 2 миллиарда рублей от фонда ВТБ Капитал Инвестиции. В марте того же года Urent получил от Сбера финансирование в размере 400 миллионов рублей, за которым последовали инвестиции от фонда Sistema SmartTech (входит в АФК «Система»). Обе компании заявляли, что планируют потратить привлеченные средства на увеличение парка самокатов и запуск в новых городах.

И действительно, в 2021 году, в основном за счет лидеров рынка, выросло и количество городов присутствия, и парк самокатов.

По нашей оценке, весь объем рынка в 2021 году можно оценить в 12 миллиардов рублей.

На конец сезона кикшеринг представлен в 90 городах России (с учетом городов-спутников), совокупный парк всех операторов — 100-120 тысяч самокатов. Кикшерингом в 2021 году воспользовались 10-12 миллионов человек, которые совершили около 55 миллионов поездок за сезон.

Примерно 80% рынка занимаю крупнейшие игроки – Whoosh и Urent. Их совокупную аудиторию мы оцениваем примерно в 8 миллионов пользователей, которые в 2021 году совершили 35-40 миллионов поездок. На долю всех остальных игроков приходится 20% рынка (2 миллиона пользователей и 10-15 миллионов поездок).

1 самокат за сезон приносит компании 100 000 рублей, в день на нем совершается 3-5 поездок (в зависимости от популярности оператора и города). Средняя стоимость поездки варьируется от 160 до 200 рублей. Средняя стоимость минуты – 7-8 рублей.

На стоимость поездки влияет ее длина, а на длину – характеристики города. В миллионниках стоимость поездки может быть на 40% больше, чем в небольших городах. Это объясняется не только более высокими тарифами и расстоянием, но и качеством городской инфраструктурой, благодаря которой растет и продолжительность поездки.

Из наших данных также следует, что пользователь совершает в среднем 5 поездок за сезон и приносит компании 800-900 рублей.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Проблемы и риски

Среди основных проблем и сложностей, с которыми сталкивается индустрия кикшеринга в России прямо сейчас, мы выделяем:

Разберем каждую проблему более подробно.

Отсутствие корректного законодательного регулирования электросамокатов, по мнению опрошенных нами участников рынка и независимых экспертов, является наиболее значимой проблемой, которая ограничивает рост индустрии. Выше мы уже подробно ее описывали (см. «Влияние кикшеринга на развитие городской мобильности»), поэтому здесь ограничимся кратким изложением.

Действующее в ПДД понятие «пешеход» приравнивает к пешеходам лиц, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства», то есть, по сути, самокат сейчас приравнен к пешеходу. Получается, что в ПДД не описаны адекватные правила регулирования электросамокатов (которые могут набирать скорость в разы превышающую скорость пешехода). Это приводит к тому, что городским властям приходится разрабатывать на местах собственные правила регулирования. Из-за этого сами правила и методы их внедрения могут значительно отличаться друг от друга в разных регионах России.

Проблема должна решиться в ближайшее время, так как в ПДД готовятся поправки, которые введут понятие Средства Индивидуальной Мобильности (СИМ). СИМ в новой редакции ПДД определяется как «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)» (абзац 56, п. 1.2).

Для СИМ будет установлено максимальное ограничение скорости в 25 км/ч и ограничение массы транспортного средства в 35 кг. Также для СИМ будут подробно описаны правила движения (по велодорожке, если ее нет – по тротуару, если его нет – по обочине, если нет и ее – по правому краю проезжей части).

Шеринговые самокаты по мощности и скорости отвечают необходимым требованиям и подпадают под определение СИМ. Операторы кикшеринга, по нашей информации, положительно оценивают появление корректного регулирования электросамокатов в ПДД и считают, что это должно привести к более конструктивному диалогу бизнеса с городскими властями.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

«Мы за то, чтобы этот документ быстрее был принят». Как обсуждали регулирование СИМ на конференции

Еще одна актуальная для кикшеринга проблема – закупки самокатов. Сейчас около 60% самокатов на российском рынке – бренда Ninebot, 30% – самокаты Okai. Из-за пандемии с одной стороны и роста популярности кикшеринга по всему миру с другой, возможности производителей самокатов не соответствуют спросу кикшеринговых компаний. Рост парка в российском кикшеринге может замедлиться за счет невозможности купить столько самокатов, сколько готовы крупные игроки.
Третьей проблемой мы считаем нехватку рабочей силы. Компании не успевают за своим ростом, и им требуется больше людей, обслуживающих самокаты, чем доступно сейчас. К тому же, из-за того, что сервисы предлагают новую для России услугу, на рынке пока мало людей, компетентных в этой области. Это означает, что компании вынуждены тратить дополнительное время и ресурсы на обучение персонала.

По нашему мнению, ситуация стабилизируется со временем и по ходу роста индустрии. Мировые лидеры рынка кикшеринга также считают развитие кадров, способных качественно обслуживать самокаты, одним из значимых направлений своего развития и стремятся к ситуации, когда на одного техника приходится 100 самокатов.

Наконец, четвертая проблема – демонизация кикшеринга в информационном поле. В 2021 году в СМИ и в общественном обсуждении часто поднималась тема дискомфорта, который самокаты причиняют пешеходам и автомобилистам. Самокаты критиковали за то, что они занимают много места и создают небезопасные ситуации из-за езды по тротуарам, в нетрезвом виде или вдвоем.

За первую половину 2021 года было зафиксировано 135 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом парк кикшеринга за год вырос на 250%, а из 135 ДТП только 19 произошли с участием СИМ, принадлежавших юрлицам (из которых не все относятся к кикшеринговым компаниям; часть принадлежит, например, службам доставки). В 116 случаях СИМ принадлежали частным лицам. Тем не менее, осуждение, критика, а также последовавшие за этим ограничения пришлись именно на шеринговые компании.

Подобные претензии частично объясняются тем, что продукт новый, и горожане не знают, как им правильно и безопасно пользоваться. Это решится со временем, когда самокат станет более привычным способом передвижения по городу. Но уже сейчас кикшеринговые компании решают наиболее критичные проблемы совместно друг с другом и с городскими властями. Например, ограничивают скорость самокатов в «медленных зонах», проводят обучение при регистрации в приложении и запускают социальную рекламу с доступным объяснением правил передвижения на самокате.

Важно отметить, что главная причина появления подобных конфликтов в недостаточно развитой городской инфраструктуре, в которой людям с разными транспортными потребностями некомфортно сосуществовать. Полноценное решение таких проблем лежит именно в развитии этой инфраструктуры и в грамотном разделении транспортных потоков на территории всего города между пешеходами, пользователями самокатов/велосипедов и автомобилистами.

Часть 2. Перспективы развития

Региональная экспансия

Важнейшими драйверами роста рынка в ближайшие годы станут еще более активный выход кикшеринга за пределы городов-миллионников, открытие новых городов и более агрессивное развитие в тех городах, где уже работают кикшеринговые компании.

На примере Москвы и некоторых других крупных городов виден тренд на искусственное ограничение присутствия кикшеринга с разной степенью грамотности подхода к этому. Крупные города опасаются «засилья» самокатов и часто не дают компаниям увеличить парк самокатов настолько, чтобы полностью удовлетворить потребность горожан в транспорте последней мили. На наш взгляд, эта проблема станет менее острой в будущем (за счет изменений в ПДД и более плотного сотрудничества бизнеса с городскими властями), однако она вряд ли исчезнет совсем.

В то же время рост кикшеринга в регионах заметен уже сейчас. Сервисы работают примерно в 90 городах России: эта цифра увеличилась на 50% за последний год и, по нашим данным, экономически работа сервисов в небольших городах так же выгодна, как и в крупных (хотя, конечно, развитость инфраструктуры и платежеспособность населения напрямую влияют на средний чек поездки, он может отличаться в зависимости от города на 40%).

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Развитию кикшеринга в регионах способствует и то, что в небольших городах есть запрос на короткие поездки – из-за небольшой территории происходит больше транспортных сценариев в пределах 8 километров. К тому же, порог входа для использования шеринга самокатов ниже, чем например, для каршеринга. А в некоторых городах спрос может расти из-за плохо развитой системы общественного транспорта.

Отдельно стоит сказать про потенциал туристических и курортных городов – в них кикшеринг развивается уже сейчас и будет развиваться дальше, но в основном за счет развлекательных поездок. Они в среднем длиннее, чем транспортные, но не так хорошо влияют на возвращаемость клиентов и не создают регулярного паттерна использования.

При этом мы не исключаем, что регионы будут заимствовать московскую модель развития: вводить ограничение на количество самокатов в городе в целом и для каждого оператора в частности, лимитировать количество самокатов на одной парковке, а также прибегать к практике «медленных зон». Впрочем, на примере Москвы видно, что операторы готовы к таким ограничениям, и они не являются критическими для развития сервиса.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

По нашим данным, основными критериями выбора города для запуска у кикшеринговых компаний являются:

Некоторые крупные игроки рассматривают возможность запуска в других странах, а кто-то уже делает явные шаги в этом направлении. Например, Urent еще в 2019 году запустился на Кипре, а Яндекс в октябре 2021 года приобрел израильскую часть кикшеринга Wind. Однако основной потенциал пока видится в развитии российских регионов, открытии новых городов и росте парка там.

Текущие тренды и информация от представителей рынка говорят о том, что экспансия в регионы будет продолжаться в ближайшие годы. По нашей оценке, к 2024 году объем рынка в российских городах с населением от 200 тысяч до 1 миллиона человек будет составлять 40% (около 12-16 миллиардов рублей).

Емкость рынка и экономика до 2024 года

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Напомним, что объем рынка кикшеринга на 2021 год составляет около 12 миллиардов рублей, сервисами пользуется 10-15 миллионов человек, они совершают примерно 50 миллионов поездок в год. Общий парк самокатов – 100-120 тысяч единиц.

По нашей оценке, рынок кикшеринга к 2024 году вырастет в 3-4 раза. В своих расчетах мы учитывали только региональную экспансию и прогноз, при котором кикшеринговые компании откроются во всех российских городах с населением более 200 тысяч человек и смогут полностью покрыть необходимым количеством самокатов соответствующие транспортные потребности жителей этих городов.

В своих расчетах мы не закладывали влияния на рост рынка таких факторов, как улучшение технической части самокатов или изменение транспортных сценариев горожан: точно просчитать такое сложно, и результат в любом случае будет слишком условным. Поэтому мы учитывали то, на чем сейчас, в первую очередь, фокусируются крупные кикшеринговые компании – на расширении парка и городов присутствия.

Итак, по нашей оценке, объем рынка кикшеринга к 2024 году будет составлять 30-40 миллиардов рублей. Парк кикшеринговых сервисов составит 300-400 тысяч самокатов. Клиентская база увеличится до 40-50 миллионов пользователей, которые будут совершать около 230 миллионов поездок в год.

При этом рынок городов-миллионников составит примерно 60% (18-24 миллиардов рублей) от общего рынка, а на города с населением меньше миллиона человек придется около 40% (12-16 миллиардов рублей).

Мы также предполагаем, что средняя стоимость аренды может снижаться в случае, если крупные игроки начнут более активную конкуренцию за пользователей. Сейчас на рынке есть возможность для развития сразу нескольких крупных операторов, но к концу 2024 года их станет сильно меньше, и снижение цены (пространство для снижения есть у кикшерингов и сейчас) кажется нам одним из наиболее вероятных методов борьбы за клиентов.

Шеринговые самокаты что это. Смотреть фото Шеринговые самокаты что это. Смотреть картинку Шеринговые самокаты что это. Картинка про Шеринговые самокаты что это. Фото Шеринговые самокаты что это

Возможная консолидация рынка

Ситуация на российском рынке шеринга самокатов сильно напоминает рынок московского каршеринга в конце 2017 – начале 2018 года. За пользователей конкурирует много небольших компаний, при этом есть несколько явных лидеров, контролирующих большую часть рынка. Окончательно рынок еще не поделен, а индустрия находится в стартовом развивающемся состоянии.

В каршеринге тогда к радикальным изменениям привел запуск сервиса от Яндекса, за которым последовала консолидация рынка, закрытие большей части маленьких компаний, поглощение одними компаниями других и формирование четырех крупных игроков, которые сейчас делят между собой весь рынок.

В кикшеринге много схожего (большое количество некрупных компаний, есть явные лидеры, у рынка есть перспективы роста в 3-4 раза, недавний запуск сервиса Яндексом), но есть и заметные отличия: более низкий порог входа, отличающиеся паттерны поведения, перспективы развития в регионах, борьба за которые, судя по всему, и станет ключевым фактором в разделе рынка в ближайшие годы. И все же потенциальная консолидация на рынке кикшеринга кажется очень реалистичной.

Примеры консолидации можно наблюдать в других странах, которые также переживают стремительный рост шеринга самокатов. Например, в Германии шесть крупнейших игроков объединились на платформе Shared Mobility и совместно предлагают ее пользователям около 150 тысяч самокатов в 80 городах страны.

Запуск самокатов Яндекса может стать существенным катализатором изменений. Сервис запустился только в середине 2021 года, поэтому пока говорить о его значительном влиянии на рынок не приходится. Но очевидно, что в ближайшие годы Яндекс будет активно догонять лидеров кикшеринга Urent и Whoosh, которые сейчас делят между собой около 80% рынка.

При этом лидеры, по нашей информации, не сильно опасаются Яндекса. В отличие от каршеринга на рынке сейчас нет сервисных центров и достаточного количества специалистов, которые могут обслуживать парк в несколько десятков тысяч единиц техники во всех крупных городах. Единственные обладатели такой инфраструктуры – Urent и Whoosh, а ее построение занимает несколько лет. Кроме того, перед сезоном 2022 года в ключевом городе, Москве, власти вводят искусственные ограничения в 10 тысяч самокатов на игрока. Эта мера как раз направлена на соблюдение паритета и предсказуемую маржинальность, и примеру Москвы могут последовать другие города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *