Шхд что это такое
В начале марта на виртуальных полках магазина Steam появился и стал стремительно набирать популярность и положительные отзывы не совсем обычный проект, посвященный реалиям жизни самого обычного человека в самом типовом панельном доме в условиях русской зимы с её непрекращающимся снегопадом и темнотой за окном, едва разгоняемой желтым светом уличных фонарей. Особенностью игры, получившей название ШХД: ЗИМА (или более понятное и лаконичное английское It’s Winter) является то, что у неё нет сюжета, нет цели, нет смысла, а «геймплей» так же незатейлив, как и повседневный быт многих из нас. И, само собой, нашего игрового альтер-эго.
реклама
Игра была разработана на движке Unity одним-единственным разработчиком Александром Игнатовым, носящим ник и творческий псевдоним sad3d, что в некотором роде символизирует и отражает основное художественное направление его деятельности на ниве простеньких, но занятных инди-игр. Кстати жанр «Зимы» он сам определяет как russian toska.
На этом моменте разрешите закончить серую, скучную и беспросветную, как жизнь нашего альтер-эго в игре, вводную часть данного обзора и перейти к показу того, что же предстоит увидеть человеку, севшему поиграть в данный игровой проект.
реклама
реклама
Когда съехал от родителей и, в целом, неплохо обустроился на новом месте.
реклама
Проверено – надписи на стенах генерируются случайным образом (как и разный хлам на соседских балконах, кстати). Но вместо того, что обычно пишут на стенах в вашем подъезде, на заборах и автобусных остановках в реальном мире, тут пикселизованным шрифтом написаны такие слова, как «МИР», «ВСЁ ХОРОШО!» и «УЛЫБНИСЬ». Выглядит очень мило и добавляет нотку позитива и надежды в пустом и меланхоличном мире игры.
Побегав вокруг своего родного квартала можно найти расположенные в соседнем доме салон красоты и продуктовый магазин. Вопреки словам из некоторых обзоров, «сходить в магазин за сигаретами» в игре не получится чисто физически: магазин закрыт. В мире игры царит то ли ночь, то ли раннее утро. По словам разработчика, данные заведения были добавлены в игру для антуража и не более того. И с этой ролью они справляются.
Снова визуальный стиль и аутентичность окружения. Обратите внимание на вкопанные в землю покрышки в качестве ограды. А бетонные решетки между домами – это не художественный вымысел автора, а реалии архитектуры города Петрозаводска, где он живет. На формирование визуального стиля игры было потрачено больше сил и времени, чем кажется – симпатичные спецэффекты освещения от фонарей и падающего снега соседствуют с нарочито пикселизованными текстурами и снежинками, которые не портят общей картинки, а лишь делают её более стильной.
На балкон последнего этажа выйти можно лишь воспользовавшись одним багом. с мусоропроводом.
А на автобусной остановке спрятана «пасхалка» и прямая отсылка на стих за авторством Ильи Мазо (взято с iliamazo.ru):
Кто-то выкинул гирлянды
А потом сломал и урну
Опрокинул её, сбил
Я не знал куда звонить
О таком меня никто
Не предупредил
Попытавшись убежать в лес, по дороге или просто включив радио на кухне, нам придется послушать весьма странные голосовые сообщения, записанные с помощью программы-робота. Возможно в них есть какой то смысл, понять который сможет не каждый, далеко не каждый игрок.
Думаю, вы уже поняли, за что ШХД:ЗИМА получила свою долю популярности на фоне кучи других инди-проектов. Хотя не мало и обоснованной критики основывается на том, что в ней банально слишком мало контента и интересного интерактива, в то время, как хотелось бы больше и задел для этого есть огромный. Между тем, часть пользователей недовольны и ценником в районе 260 рублей, мотивируя это тем, что за такие деньги в «Стиме» можно прикупить не самый новый проект ААА-класса по скидке, а небольшие инди-поделки так и вовсе стоят копейки. Однако, по словам самого разработчика Александра Игнатова, такая цена была взята не «с потолка»: приблизительно столько стоит бокал пива в баре. Удовольствия от данной игры как минимум будет не меньше, чем от употребления 0,5 л пенного напитка и времени для ознакомления она займет приблизительно столько же. Ну, во всяком случае, не меньше.
10 деталей симулятора панелек «ШХД: ЗИМА», о которых вы могли не знать
Игра про жизнь в типичном панельном доме «ШХД: ЗИМА» попала в топ магазина Steam, хотя в ней даже нет сюжета. «Афиша Daily» попросила разработчиков расшифровать мир симулятора панелек: что значит букет в мусорке, откуда появился панельный дом, что за таблетки ест главный герой.
Что такое «ШХД: ЗИМА»
Это игра-песочница, действие которой происходит зимой в пустом панельном квартале. В ней нет никакой цели и игровых механик. Героя загружают в пустой хрущевке и ничего не объясняют, в игре можно взаимодействовать с кучей предметов — кастрюлями, микроволновкой, качелями, — но это ни к чему не приведет и ни для чего не нужно. Отсутствие сюжета и цели подчеркивает безнадежность существования в маленькой квартире, а в маленькой локации нет никакого способа выйти из симуляции. Лучшие части — когда первое время игрок думает, что попал в хоррор, и когда не может вспомнить, как вернуться домой, потому что на улице темно и нет никаких ориентиров.
Поиграть можно в Steam.
Кто придумал игру
Поэт Илья Мазо и игровой дизайнер Александр Игнатов, который работает под псевдонимом sad3d и ранее разработал несколько подобных локаций. «ШХД: ЗИМА» — часть проекта Мазо, в центре которого книга со стихами про наступление зимы. Помимо этого, по книге сняли короткометражный фильм, записали музыкальный альбом и разработали игру. Проект закончится спектаклем в клубе Pluton, часть музыки для которого написали «Синекдоха Монток» и «Хадн дадн».
Разработчик «ШХД: ЗИМА», игровой дизайнер
«На проект — от первых зарисовок до публикации — ушло два года. Для меня эти годы не были временем работы не покладая рук: я мог вспомнить о домиках и деревьях после перерыва в месяц, зайти на час, переставить окна и пойти дальше. Не хотелось делать из этого какой‑то забег, типа «одна страница в день» или что‑то такое. Я больше за спокойствие!
Думаю, за это время я провел в игре где‑то месяц.
Сначала примерно год в свободное время я делал параллельную версию игры — про лето. Потом мы списались с Ильей, он увидел мои скрины в паблике и прислал свои идеи — нам обоим стало интересно, поняли, что должны сделать зиму. Я старался делать все немного отвлеченным, как будто это собирательное воспоминание или сон героя, например, дом не совсем обычный: в нем восемь этажей, он панельный, но в нем есть мусоропровод. Получилось как смесь моих детских воспоминаний — дворы, снег, желтый свет фонарей, утром нужно в садик, а так не хочется, — и стихов Ильи. Многие предметы и локации — буквальное воспроизведение происходящего в его книге».
«Про безысходность дёшево»: обзор ШХД: Зима
Площадки современного искусства не ограничиваются картинными галереями, брусчаткой красной площади или кинозалами: иногда даже форматов им становится недостаточно. На почве такого «форматного голода» и родился проект ШХД: Зима под авторством поэта Ильи Мазо. Сперва он существовал в виде сборника стихов, потом перекочевал в видеоэссе, позднее по нему сняли короткометражку, 7 марта выпустили игру, а уже в конце марта состоится спектакль.
Этот текст про то, как ограниченными средствами разработки можно легко создать безысходную атмосферу, которую содержанием все будут наполнять по-разному.
Дисклеймер: я ступаю на скользкую дорожку описания метафор и художественных приемов, которые, как мне кажется, разработчик и идейный вдохновитель заложили в игру. Несмотря на то, что это выглядит, как ответ на вопрос «что хотел сказать автор» из школьного эссе, мне кажется важным рефлексировать над подобным в играх.
Поставленная в декорациях, сошедших с фотографий в «Эстетике ебеней» Зима рассказывает уникальную и грустную историю про политику, одиночество и постсоветское пространство. Доносить свои мысли у неё получается даже без цельного повествования: единственные ясные средства выразительности это несколько записок, разбросанных по квартире и аудиозаписи Алёны — «цифрового духа зимы». Её играет Voiceover приложение.
Замысел игры в том, что она отвергает идею внутреннего прогресса: её нельзя пройти, в ней нечего собирать и при каждом перезапуске она начинается с начала. В этом смысле она выступает ярким представителем постмодернизма, вступая в противоречие с Просвещением — тогда идею прогресса начали всячески продвигать, в современности же она наоборот сходит на нет.
Можно навести в маленьком мирке протагониста порядок: аккуратно жарить яичницу, выбрасывая скорлупу в мусорку, выбрасывать отходы за соседями и убрать бычки с лестничной клетки. Можно привнести и хаос: повыкидывать все вещи из окна, попытаться разбить снегоуборочную машину телевизором, или выйти за пределы карты.
Пафос один: это ни на что не повлияет. Игроки будто попадают в мертвый город.
Несмотря на кажущуюся простоту, изолированность в Зиме может рассказать нам больше о нас, а не мире игры. В этом смысле Илья Мазов отлично справился с задачей сделать из игры произведение искусства.
Посудите сами: в этом стерильном отображении постсоветской действительности невозможно не узнать свою обитель. Пусть у кого-то аналогия слабее — не все живут в однушках с такой планировкой, но присмотритесь к деталям: одна пара обуви убрана в ящик до лучших времен, на балконе старые, забытые вещи, полупустой холодильник с минимумом продуктов, а в доме только продуктовый и салон красоты. Выгляните из окна: разве другая картина встанет перед глазами?
Всё это значит, что мы знаем друг о друге гораздо больше, чем кажется: такая организация пространства, планировка, говорит не только о бытовых привычках и стереотипах, но и о некотором коллективном бессознательном, от которого убежать не получится, даже если уехать из страны или упорно это игнорировать.
Другой пример: ограничения карты. Кроме нескольких домов, которые образуют двор и открытого пространства вне этого двора, на карте ничего нет. При первой попытке выйти за её край на связь выходит Алиса, а нас возвращают в локацию. Последующие потуги вырваться за пределы вакуума просто ничего не дают.
Это ещё одна выраженная метафора пространственной ограниченности: люди могут всю жизнь ездить по нескольким маршрутам и не замечать того, что происходит в соседнем дворе или районе. Их собственные «игровые миры» на самом деле ограничены ничуть не меньше, чем скудный набор локаций в Зиме. Что примечательно: до автобусной остановки добраться можно без проблем.
Средствами одного независимого разработчика в игре получилось создать очень ограниченное пространство. Это тот случай, когда геймплейные ляпы играют на пользу, создавая более широкий простор для метафор: вода в ванной никогда не перельется через край, микроволновка не взорвется, если включить её пустой, а соседи не откроют, сколько не стучи.
Всё это невольно погружает игрока в мир вымышленного, в категории, которыми мыслят жители хрущевок. На этом же этапе игра сталкивается и с политическим. В частности, с разделением «свой-чужой». Ментальность большинства стран постсоветского пространства осталась чрезвычайно индивидуалистской — нас заботит только собственная обитель и предметы, которые встречаются по пути до «точек интереса» — например, работы или учебы.
Поэтому квартира выглядит так опрятно на контрасте с подъездом, каждый пролёт которого размалеван надписями и закидан сигаретными бычками. Весь мир игры — это политика без видимых «чужих», в ней можно прожить только те события, которые имеют значение для нас. Да, в соседних домах горят окна, но то, что происходит внутри не заботит нас так же, как и происходящее в других городах и странах.
Не зря Зиму в шутку номинировали на звание игры года. С минимальными усилиями, средствами двух людей, в ней удалось воссоздать эмоционально-подавленный фон, с которым сталкиваются жители стран бывшего СССР, вне зависимости от того, в мегаполисе они обитают или в провинции.
Это редкий пример того, как процедурные ограничения и, возможно, лень хочется списывать на художественный замысел и осмыслять то, что происходит вокруг. А зачем иначе играть в игры?
It’s Winter — депрессивная игра про Россию, которая получилась неоптимизированной картой с пиксельным снегом Статьи редакции
Здесь ждут страдания.
В начале марта в Steam вышла «ШХД: Зима» (It’s Winter), а сегодня про неё начали писать не только российские, но и зарубежные СМИ. В описании разработчики обещают, что проект передаёт одиночество и быт типичного жителя российского панельного дома. Мне захотелось почувствовать дух той самой русской меланхолии.
При запуске игра сразу же предупреждает, что плохо оптимизирована, и советует найти друга с компьютером получше. Казалось бы, зачем мощное железо инди-проекту на движке Unity? Затем, что разработчики совсем не потрудились над оптимизацией. На моём MacBook Air 2015 года «ШХД: Зима» на максимальных настройках работает при 15 кадров в секунду. Да, AAA-игры я не могу запускать, но большинство инди идут без проблем.
Сюжета здесь нет — персонаж просто гуляет по вечернему провинциальному району. Разработчики обещают, что в игре можно готовить, но перекладывание бананов и помидоров в кастрюлю совсем не похоже даже на самый простой симулятор кухни. Можно послушать шипение радио, но из-за гудения ноутбука, которое начинается спустя минут пять, не слышно уже ничего.
Зато в игре не запрещено буквально выйти в окно вместо того, чтобы взять ключ со стола и спуститься по лестнице. Но тогда можно пропустить большую часть геймплея — уборку в подъезде. Персонаж умеет выкидывать в мусоропровод чёрные мешки, разбросанные по лестничной клетке.
На улице игрока ждут два мрачных квартала с магазином «Продукты» и салоном красоты «Элиза». Идти некуда — все двери закрыты, что, наверно, добавляет безысходности. Детские площадки и лес, окружающий панельки, занесены снегом, который не перестаёт идти.
Единственный намёк на то, что здесь всё-таки кто-то живет — бенгальский огонь, который загорается на входе в один из дворов и быстро потухает. Других признаков жизни обнаружить не удаётся. Так игроки должны почувствовать одиночество.
Путь, который на первый взгляд кажется выходом, — это дорога, ведущая в никуда. Спустя минуту путешествия в пустоту встречаешь тарахтящий трактор, а женский голос из Google-переводчика начинает читать странные стихи. При этом скорость бега замедляется, а снег начинает идти в слоу-моушене.
Дальше снежная буря усиливается, а персонаж начинает врезаться в пиксельные деревья. В конечном счёте я провалилась сквозь текстуры и не смогла вернуться в уютный двор. После второй попытки прохождения результат оказался таким же. Так, русская меланхолия превратилась во фрустрацию.
За 204 рубля больше хочется самой выйти в депрессивный район и купить четыре «Доширака» в местном ларьке, чем платить за собранную на Unity карту разработчикам, которые решили не заниматься оптимизацией своего продукта.
При рождении страна сразу же предупреждает, что плохо оптимизирована, и советует найти страну с государством получше.
Ни в городе нет, ни игры, так и живу
Найс. Не ожидал что мой старичок потянет на почти ультра. Забавно наблюдать за видосами на ютубе а-ля «СЮЖЕТ МЕТРО ГЛУБЖЕ ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ». Как вообще люди в игры играют, если для них это звучит как новость)
Ну вот я в игры совсем недавно играть начала, ибо компьютер для рендера с большим монитором уж очень к такому склоняет и для меня было большой новостью, что в игрушках куда серьезнее относятся к сюжетному повествованию, чем в некоторых фильмах.
расскажи, какие понравились из последних
А, ну и совсем забыла, не совсем новая и очень короткая игра, но с просто потрясающим сюжетом: What Remains of Edith Finch
Попробуй Firewatch, игра примерно в таком же стиле. Повествование, возможно, чуть менее глубокое, чем в WRoEF, но в целом всё очень атмосферно и увлекательно. Проходится за часов 6.
не слышал о такой. а ты Метро покупала?
Да, не понимаю всех этих претензий к эпикам, я прекрасно отношусь к Epic Games, потому никаких проблем с тем, что они выпустились не в стиме я не вижу.
А в эдит финч обязательно поиграй, она невероятная и проходится всего за два часа.
Kingdom Come: Deliverance и Метро, собственно, на этом пока что все.
а ну и Ведьмака нельзя пропускать. Если не лень, можно и с первой части начать
Ведьмака сначала прочитать нужно. иначе не особо интересно играть мне кажется
Согласен, я как раз прочитал и только потом вышел 2 ведьмак. Может быть и не так зашло без прочтения)
Не, я в старые игры точно не готова играть. Ведьмак слишком долгий, пыталась начать, но забросила. Есть что-нибудь коротенькое, что можно пройти за несколько вечеров с хорошим сюжетом и красивым миром?
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
Хороший с точки зрения драматургии. Так что скорее лучше тот, где все умерли или тот, где происходит что-то абсолютно неожиданное. Вроде у биошока с этим все хорошо.
то есть чтоб поплакать в конце?
Не обязательно, есть множество фильмов, где из тебя пытаются выдавить слезу, но с отвратительным повествованием. И наоборот.
Если вопрос про metro exodus, то говнище, такое чувство, что делали две разные команды, старательные и распиздяи, распиздяи победили
Ничего подобного не заметила. Разве что на DX12 на максималках появляются странные глюки и артефакты, игра куда стабильнее на dx11
Не, графонистая, слов нет, анимация, кое какие механики, выше всяких похвал, но геймплей, сюжет и прочее просто мусор
А что не понравилось в сюжете? На какую концовку вышел?
Да я ещё в первом водном городе бросил, цепочка квестов кривая, я пока искал как выполнить первый квест, зачистил всю территорию, все криво и косо. Играть приятно, но вот именно прохождение прям брр, очень сыро. Справедливости ради отмечу, что играл в пиратку, но вообще я не сторонник пираток и если игра заходит, почти всегда покупаю
Вот очень зря бросил и зря говоришь так о сюжете, даже не попытавшись поиграть. После пустыни игра раскрывается и становится невероятно душевной и атмосферной. Сюжет и кинематографичность сцен в последней локации поражает.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Жалобы на оптимизацию в заголовке.
В тексте выясняется, что игру запускали на печатной машинке.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Любовь к вождю который сдох от того что рак голоданием лечил
Его вес, как ни странно. Хрупким девушкам куда приятнее носить с собой докиллограмовую машинку, которая справляется с большинством задач, чем тяжёлую прошку.
сосоми эйр весит столько же, железо поновее. а вообще в спортзал нужно ходить 😀
На маках работаем, часть рабочего софта исключительно под макос.
Вот как раз любители печатных машинок его и покупают
Комментарий удален по просьбе пользователя
Так получилось, что печатная машинка стала предметом антиквариата, а любители остались. Да и выхода в интернет у механической печатной машинки тоже нет, как ни странно.
Да я погорячился.. не подумал что девушкам эир самое то
Там какая-то тема с одновременным запуском альбома, стихов, игры и чего-то еще.
Но за 200 рублей это конечно мда.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Вот и моды назревают.
TJ в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе
Комментарий удален по просьбе пользователя
Комментарий удален по просьбе пользователя
кручу, верчу, капитализма хочу…
а на TJ новость с фотографией монитора
Даша, тебе отдали подсайт Игры для развития?
Вы заметили, что в холодильнике 9 яиц?
Оптимизация, ФПС. готов поставить компот, что никто с этим и не заморачивался. Зачем тебе ФПС в симуляторе выноса мусора?
Чтобы в полной мере понять, что к чему, надо быть в контексте ситуации и знать об остальных частях этого арт-проекта Ильи Мазо. Тогда сложится полная картина. А так получается, что люди просто с наскока влетают в «игру про панельки» и удивляются, что в ней нет контента. Не надо так, это не игра.
из-за гудения ноутбука не слышно уже ничего
Наушнички 🙂
Шхд что это такое
Сосны и берёзы
В розовом
Снег с дождём косым
Щекочет щеку
Поезд пролетел
Между шпал прогнивших
Свежая трава
Все скрипит –
шатается
Листовой забор
Перебой со светом
Горницы бытовок
В темноте стоят
МЧС предупредило
О штормовом ветре, усиленном
снегопаде,
Просили на улицу не выходить.
Я вышел – я догадался о крупном
поэтическом заговоре,
Они хотят все увидеть сами,
Они хотят все от тебя скрыть
В огромном, чёрном лесу – метель
Верхушки деревьев белёсого неба
расцарапали брюхо
Тебя окликнет гаденький скрип,
состарившейся голос девочки –
позовет по имени –
твой болящий от чебуреков живот
важнее чертова племени.
Выйду ночью к путям
Поезда,
что идут из Москвы –
провожать
Тихо-тихо идут они –
дальние –
Тусклый свет в запотевших
окошках..
. Воркутинский. На час пятнадцать.
Я стараюсь совсем не дышать.
На коньках
Мужчины взрослые
по пруду бегут.
Осадки выпали
И осели
Абсолютная тишина
Только ты стоишь в полный рост
Тебя не бросили –
Это такая игра
Со широких со степей
Из лесов болотистых
Из под гор высоких
Да белых снегов
Ой люли
Оленьки да Ванечки
Ой люли
Машеньки-Сереженьки
С пожитком и сынами
С дочерьми
Нет нам места здесь
Брошенные, лютые,
Злые, завистливые,
Честные, трусливые
С лицами майонезными
С душами сметанными
Соберитесь все
Из мест насиженных
гнезд обставленных
Полетим в глубины космоса
Я пришел на радио-рынок
Уже прилизанный, но всё ещё
Базар
Я знал
То, что я ищу не продадут
в цифровом гипермаркете
Я подошёл к самому опасному
и мутному
и прямо в лицо сказал:
Нужен телефон –
Чтобы был отключен
Мужчина в нелепых штанах и шляпе
дымок в голубых глазах
пустая седина в усах –
Казак
Ряженый – это ты,
сникерхед в бесконечных русских
снегах
Во дворе два пацана с телефона
Слушают трилл
Трут за судьбу хип-хопа
Курят, щурясь
пахнет – не табаком
Рядом мама орет
на старшего сына:
Ты что идиот
Он чуть не упал затылком
Снег укрывает дворы
Ночь
озеро в зимнем лесу
город красит заревом небо
я напев с собою несу
из дня где меня будто
небыло
В сердце зимней ночи
В мутных облаках
Неправильной формы
В неправильном месте –
Вышел охрипший месяц
Желтый
Победивший свой страх
На скользком карнизе уставшего
грубого дома
повис
Но тот и его удержит
И всех, кто греется на этажах
Нолик — яичко
Птенчик — единичка
В сердце моем дырочка
По 99 курочка
Встану среди ночи
Приму таблеточку
Ах в сердце моем дырочка
Утром приедет внученька
Сварю ей курочку
Когда ты умрёшь –
попадешь в летнюю Крымскую ночь
В кафе на набережной
Станешь светомузыкой
Через какое-то время
точно спросишь:
Зимой в городе
так мало теней
Только я и ты
Мой друг
Надземный переход
Зайдешь и станешь
Над землёй
А на земле снега,
И черная зима
Укутывает город –
Несутся поезда
Кто знал, что переход ещё
Не сдан
Жизнь не умеет
Ждать
Январская метель
Над городом не спящим
В слепящей патоке огней
Мигают знаки перехода
Гремит зимы бурдон
Ты вылетаешь из-за
На своей белоснежной Шкоде
Вот мы и встретились,
Дорогая
Ты и Я – первые цветы
этой Весны
Вата в голове моей
Зима ли в этом виновата
Закрыта дверь,
я никого
захочешь родным отнести –
схватишь – покалечишь, убъешь
их приведешь – ничего не сможешь найти
Деревья в сахаре
Оранжевые машины
Как пчелы
Въются
Все ждёт пока ты заплатишь
(какой-нибудь полтинник)
И тогда
В гущу зимы опустится палочка
Из прохода в тамбур валит снег
На волнах качаясь
Я гляжу наверх
Лижет лёд железо где
Там где белое над белым
Небо и поля
Под ногами скрипит
Снег
Будто кроме улицы этой в трёх фонарях
О семи вывесках –
Во дворе деревья в глазури
И бухой мужик
Я смотрю в небесную бездну
А он звонит Катюхе
Бросим наших баб, мужик
Погрузись в безвременье
ни к чему не готовься
Когда все беды мира придут
Соври им:
Ночью в дом придет
Дух
Проверит
Чисто ли в доме:
Жир на плите
Вещи на стуле
Волосы в сливном отверстии
Прямо сейчас, встань и проверь
Поставил ли ты обувь на место?
В глухом колокольном
Стоне
Во серой трясине
Неба
Я слышу
Наклонившись под снегом
Деревья стоят
Тяжело, молчаливо –
Под манной кашей снежной
Гололёд
Скользят, не слушаются ноги
Шагал домой
А пришагал в шалман
Космос для русского –
Второй дом
Знакомый с самого детства
По черной безоблачной
Ночи
Состояние комнаты и квартиры — средне-удоволетворительное, ремонт делался давно, вещи не на своих местах.
В отдельной комнате, имеется спальное место (в комнате 2 кровати, рядом стоящие дочери и мамы), на полу матрац, имеется учебное место, книги и игрушки, продукты питания. На момент проверки солнце
залило всю комнату
В жарком споре
Терял дыхание
Но теперь ты стоишь
В самом центре пруда
Под ногами лёд
Подо льдом немая вода
А над вами глыба сапфира
И куда не – снег
Скажи
Кто же тогда
Был прав?
На камни падает снежок
густое небо рвут лучи
какой сегодня день?
два мальчика на лестнице в подвал
среди бутылок и шприцов
прячутся
только щеки их
от холода горят
и азарта
Февраль всё крепче
Молчаливый,
жмёт все живое
к земле
Но живое не гнется
Все только и говорят
О весне