Шхуна это что за корабль

Значение слова «шхуна»

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения — расположение грот-мачты — самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме, для того, чтобы, особенно в случае с гафелным вооружением, карнаги штаг, соединяющий фок и грот-мачту, шел немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.

Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты. Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится рыскливой. Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон» (1902 год, см. ниже).

Первые суда с шхунным такелажем появились ещё в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII — XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море. В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун.

В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.

После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

ШХУ’НА и шку́на, ы, ж. [гол. schoener] (мор.). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами.

Источник

ШХУНЫ

Эра паровых машин началась на морском транспорте в начале прошлого века, однако и несколько десятилетий спустя на судах все еще господствовал парус. По типу оснастки корабли классифицировали так: с прямым, косым и смешанным вооружением.

На первых паруса, имевшие вид правильных четырехугольников и трапеций, привязывались к реям длинным, утончающимся к концам брусьям. Число реев, и, следовательно, ярусов на каждой мачте достигало шести. Чтобы судно не опрокинулось при сильном ветре, приходилось «брать рифы» – уменьшать площадь парусов.

Выражение «брать рифы» ничего общего не имеет с подводными камнями и скалами. Просто площадь парусов уменьшали, подвязывая их к рею веревками наподобие оконных штор. Веревки эти на морском языке именуются «риф-сезни» («риф-штерты»). Для выполнения опасной операции матросам нужно было сначала подняться на мачту (на высоту 20 – 30 метров!), переместиться вдоль рея и, стоя на протянутой под реем веревке, обеими руками «выкатывать» парус и перевязывать его риф-сезнями. Не удивительно, что моряки в кровь раздирали ногти, сдирали с пальцев кожу. А ведь в непогоду за сутки приходилось брать по четыре ряда рифов на 5 – 6 огромных парусах!

Суда с прямым вооружением требовали больших экипажей – до 100 человек – и соответствующих затрат. Это привело к различного рода упрощениям и усовершенствованиям – нижние паруса начали делать разрезными, для разворота реев применили паровые и механические лебедки. Самыми простыми и дешевыми в эксплуатации парусниками оказались шхуны.

Когда и где появились шхуны?

Американские историки судостроения обычно утверждают: первое в мире судно этого типа было построено в городе Глостере в 1713 году капитаном А. Робинсоном. Однако на гравюрах знаменитого голландского художника Виллема Ван-де-Вельде-младшего, относящихся в концу XVII века, изображены двухмачтовые парусники, которые с полным правом можно именовать гафельными шхунами.

Шхуны быстро завоевали хорошую репутацию: отлично ходили при боковых ветрах и могли идти под значительно более острыми углами к ветру, нежели суда с прямым вооружением. А главное – для управления потребно было минимальное количество людей: паруса на шхунах легко спускались вниз.

Единственный недостаток этих судов состоял в том, что на крупной волне при попутном ветре они были рыскливы и уступали в скорости судам с прямым вооружением. Однако выход был найден: на первой мачте, помимо косого паруса, появилось несколько прямых (рис. 50). Такие шхуны стали называть топсельными (от слов «top» – верхний и «sail» – парус).

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Рис. 50 Топсельная (марсельная) шхуна

На стаксельной шхуне (рис. 51) часть косых парусов (стаксели) поднимается и опускается на кольцах по натянутым между мачтами снастям.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Рис. 51 Стаксельная шхуна

Наиболее распространены были гафельные шхуны (рис. 52). На них основные паруса растягивались между мачтой, нижним, почти горизонтальным брусом – гиком и верхним, наклонным – гафелем.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Рис. 52 Гафельная шхуна

Любопытно, что до 80-х годов прошлого века шхуны строились исключительно с двумя или тремя мачтами. Первая четырехмачтовая шхуна «Вильям Уайт» была сооружена в Америке в 1880 году. Спустя восемь лет там же спустили со стапелей судно с пятью мачтами.

Однако и этого американским корабелам показалось мало: в 1900 году появилась шестимачтовая шхуна «Джордж Уэллс». По ее подобию в США была построена целая серия торговых кораблей с шестью мачтами.

История судостроения насчитывает примерно двадцать различных типов шхун: бермудские, сирийские, марсельные, устричные, баржевые и т. д.

В конце прошлого века судостроитель Кроуниншильд дал репортерам нью-йоркских газет интервью. В нем говорилось: «Я приступил к проектированию гигантской стальной шхуны с семью мачтами». Прошло несколько лет. 11 июля 1902 года шхуна-монстр была спущена на воду. Длина корабля превышала 120 м, ширина – 15 м, осадка – 9 м. Шхуна предназначалась для перевозки угля между портами восточного побережья Северной Америки, затем ее переоборудовали под танкер. Этот чудо-парусник назвали именем американского писателя Томаса Лаусона.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Рис. 53 Семимачтовая шхуна «Томас Лаусон»

Семь стальных 35-метровых мачт напоминали заводские трубы. Их продолжением служили сосновые 17-метровые стеньги. Бушприт, вынесенный на 21 м впереди форштевня, нес пять косых парусов.

Еще на ходовых испытаниях «Томаса Лаусона» перед моряками встал вопрос: «Как назвать мачты?» Если следовать установившимся правилам, то мачты со второй по шестую должны были называться гротами. Капитан «Лаусона», предложил свою терминологию: 1-я мачта – фок, 2-я – грот, 3-я – бизань, 4-я – хлопун, 5-я – вертун, 6-я – ведун и 7-я – толкач. Это нововведение в морской практике запутало матросов, и они нашли оригинальный выход – мачты получили названия дней недели: от понедельника до воскресенья.

Вот что писал относительно мореходных качеств мастодонта его капитан Артур Кроули:

«Время, потребное на перемену галса, когда это чудовище в балласте, составляет от десяти минут до бесконечности». Никто из команды «Лаусона» не мог понять, почему шхуна при одном и том же ветре правым галсом шла быстрее, чем левым.

19 ноября 1907 года «Томас Лаусон» с полным грузом керосина и нефти вышел в свой первый трансатлантический рейс. Он оказался для шхуны последним.

Судно на подходе к Ла-Маншу из-за плохой погоды шло по счислению. Курс был проложен в десяти ми-лях к югу от маяка Бишок-Рок. Расчет капитана не оправдался: когда туман рассеялся и открылся берег, «Лаусон» оказался в ловушке среди опасных рифов островов Силли. Начавшийся ночью шторм сорвал беспомощный парусник с якорей и выбросил на прибрежные скалы острова Аннет. Через два часа от стального левиафана осталась груда металла. По иронии судьбы при этом кораблекрушении спасся лишь капитан Джордж Доу. Это произошло в пятницу 13 декабря. Невероятно, но единственная книга писателя Томаса Лаусона называлась «Пятница – 13 число».

Источник

Шхуна

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Шху́на (нидерл. Schoener ) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье.

Наличие косых парусов позволяло ходить круто к ветру и использовать меньшую численность команды.

Первые суда с шхунным такелажем появились ещё в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII — XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью. После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Исторические факты

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун.

Ссылки

Древний ВостокЕгипетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская биремаДревняя ГрецияГексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • ЭннераДревний РимАктуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • УниремаСредиземное мореБарбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Неф • ЧайкаСеверная ЕвропаГукор • Драккар • Кнорр • Когг • Ладья • Фламандская каракка • ШнекаБлижний ВостокБум • Гей-бао • Зарука • ДоуНовый СветКаяк • ПирогаДальний ВостокГуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • ПроаЛиния баталииЛинейный корабль • ФрегатВспомогательныеБомбардирский корабль • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот• Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • ЯхтаПарусно-гребныеАкат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Пинас • Пинк • Скампавея • Шебека • ШхоутТорговые и грузовые судаАак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Бригантина • Билландер • Габара • Йект • Карбас • Коф • Коч • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Трабакколо • Тьялк • Фелука • Флейт • Шаланда • Шмак • ШхунаПромысловыеГукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Полезное

Смотреть что такое «Шхуна» в других словарях:

ШХУНА — англ. Судно с двумя наклоненными назад мачтами. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ШХУНА см. ШКУНА. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

ШХУНА — (Schooner) парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Ш. имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная Ш. (марсельная Ш. или… … Морской словарь

шхуна — голет Словарь русских синонимов. шхуна сущ., кол во синонимов: 4 • балау (1) • германизм … Словарь синонимов

ШХУНА — (от англ. schooner) парусное судно (от 2 до 7 мачт) с косыми парусами. В 19 в. применялись т. н. марсельные и брамсельные шхуны с 2 3 прямыми парусами (обычно на фок мачте) … Большой Энциклопедический словарь

ШХУНА — и шкуна, шкуны, жен. (голланд. schoener) (мор.). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ШХУНА — ШХУНА, ы, жен. Морское судно с косыми парусами. Двухмачтовая, многомачтовая ш. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

шхуна — (устарелое шкуна), мн. шхуны, род. шхун … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

шхуна — парусное судно с двумя и более мачтами, вооружённое косыми парусами. В 18 19 столетиях входили в состав парусных флотов в качестве посыльных судов, имели до 16 пушек. Современные шхуны имеют длину 22 28 м, снабжены двигателем внутреннего сгорания … Морской биографический словарь

ШХУНА — парусное судно, имеющее от 2 до 7 мачт с косыми парусами на всех мачтах. Современные Ш. оснащены, кроме парусов, двигателем внутреннего сгорания; деревянный млн. стальной корпус имеет длину от 20 до 30 м … Большая политехническая энциклопедия

шхуна — 1) морское парусное судно с 2–7 мачтами, несущими только косые паруса (гафельная шхуна) или косые на всех мачтах и прямые верхние паруса (марсели) на носовой мачте (марсельная шхуна). 2) Самоходное парусное или моторное судно для промысла… … Энциклопедия техники

Источник

Шхуна

Из Википедии — свободной энциклопедии

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения — расположение грот-мачты — самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме, для того, чтобы, особенно в случае с гафельным вооружением, карнаги-штаг, соединяющий фок- и грот-мачту, шел немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.

Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты. Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится рыскливой. Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон» (1902 год, см. ниже).

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.

После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Источник

Шхуна это что за корабль

«В кораблях – в машинах для ветра и пара – элемент прекрасного внятно ощутим даже для неразвитого в эстетическом отношении глаза… Поэзия машин, эстетика индустрии должна начать свои первые шаги с описания кораблей – этих подлинных произведений искусства».

У этой легкой камышовой лодки еще не было мачты. Но с достаточным основанием ее можно считать прародительницей корабля. Египтяне придали своему, по сути дела, плоту из папируса благородную гидродинамическую форму. Появились первые слаженно действующие судовые экипажи: кормчий с рулевым веслом, направляющий лодку, и гребцы, работавшие веслами, как на каноэ.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Было готово все, чтобы сделать решающий шаг.

И за три тысячи лет до новой эры на мачтах нильских кораблей были подняты первые прямые паруса. Суда делали уже из дерева, но своим седловидным профилем они напоминают камышовую лодку. Усовершенствованный большой руль прикреплялся прямо под кормой к высокому шесту.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Такая непрочная конструкция не позволяла египтянам выходить в море, но на Ниле они чувствовали себя вполне уверенно.

Торговые суда XV века до новой эры представляли собой более совершенные конструкции длиной до 20 м. Мореходы отваживались уходить на них за тысячи миль от родных портов.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Военные корабли египтян отличались от торговых судов мощным носом-тараном, Таран пробивал корпус вражеского корабля ниже ватерлинии, над водой же красовалась устрашающая голова льва.

Сочетание гребли с умелыми действиями рулевых делало военные парусники достаточно маневренными.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Финикийцы снискали себе славу самых выдающихся торговцев и отважных мореплавателей. Их торговые суда во многом напоминают египетские, но есть и различия: ванты, ведущие на верхушку мачты, кувшин, укрепленный на носу, ограждение по бортам. Внутри ограждения лежал палубный груз, а вдоль бортов размещались гребцы.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Нос финикийских кораблей обычно украшали изображением лошадиной головы, а корма напоминала рыбий хвост. На одной из древних ваз изображено судно финикийцев. Можно различить «рыбий хвост», ограждение и форштевень с волнорезом.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

Насколько обогатилось искусство кораблестроения, можно судить на примере финикийской биремы. Этот военный корабль совершеннее и по очертаниям – сравните с седловидными контурами более древних судов – и по устройству. Бирема оснащена большим парусом, а весел было не по одному, а по два ряда на каждом борту (отсюда название корабля). Банки гребцов расположились как бы в два яруса. Воины во время боя занимали свои места у бортов, на палубе и прикрывались от стрел неприятеля щитами.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

КОРАБЛИ ГРЕЦИИ И РИМА

Греки и римляне, подобно финикиянам, строили их наборными – на киль крепили шпангоуты и обшивали их досками, Гомер сообщает, что при осаде Трои греческий флот состоял из беспалубных унирем с платформами на носу, где стояло по 50 воинов.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

На биремах весла расположены уже в два этажа. Рисунок 8 – реконструкция греческой биремы VI века до н. э. Подобные суда изображены на до-шедших до нас этрусских вазах, их же подробно описал Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны».

Длина бирем доходила до 25 м. Самое примечательное в их архитектуре – таран и кормовое украшение в виде цветка. При встречных ветрах парус на биремах убирался и мачта укладывалась на палубу.

Трирема (или триера) – основной тип боевого корабля античного Средиземноморья. Об изобретении триремы спорят до сих пор. Одни исследователи считают, что ее придумали финикияне, другие называют коринфянина Аменокла.

Триремой командовал триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов – гортатор.

Паруса ставились только при попутном ветре. Скорость хода триремы на веслах достигала 7 – 8 узлов, но все три ряда весел работали только во время боя. Да-же при небольшом волнении нижние весла втягивали внутрь корабля и весельные порты закрывали кожаными щитами. Триремы были суда весьма внушительных размеров. Их водоизмещение достигало 230 т, длина – 45 м. Фукидид сообщает, что греки обязаны были своей победой над Ксерксом тому, что имели в составе своего флота несколько мощных трирем, легки на ходу, обгонявших все прочие суда.

Весла на триремах были различной длины. Самые сильные гребцы – траниты – размещались на верхней палубе. Они получали довольно высокое жалованье, поскольку орудовали длинными и тяжелыми веслами. Гребцы в среднем ряду именовались зигитами, в нижнем – таламитами.

Шхуна это что за корабль. Смотреть фото Шхуна это что за корабль. Смотреть картинку Шхуна это что за корабль. Картинка про Шхуна это что за корабль. Фото Шхуна это что за корабль

При движении на противника триремы старались развить максимальный ход, пройти вдоль борта вражеского корабля, сломать ему весла, чтобы лишить хо-да, а затем поворачивали и таранили. Затем, если корабль противника оставался на плыву, шли на абордаж.

Интересно что в 1860 году по приказу Наполеона III, живо интересовавшегося морскими делами, известный корабел Франции Дюпюи де Лом и морской историк Огюст Жаль построили на Сене точную копию триремы длиной 42 м, шириной 6 м и осадкой 2 м. Судно, оснащенное 176 веслами, успешно прошло испытания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *