Шолохов судьба человека что это
«Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова
Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану, для подготовки к уроку литературы в 9 классе.
История создания
Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».
Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.
Краткий анализ
Год написания – 1956 г.
История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.
Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.
Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Суть рассказа
Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.
Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.
Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.
После войны некуда идти герою, он работает в чужих местах. И встречает мальчика Ванюшку, потерявшего всю семью. Соколов представляется отцом ребенка, теперь в его жизни снова есть надежда. Подробнее основные события из книги описаны в кратком содержании для читательского дневника.
Подарок судьбы — сирота Ванюшка
Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.
Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.
Тематика
Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.
Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.
Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:
Проблематика
Популярные сочинения
Характеристика главных героев
Шолохов. «Судьба человека»: анализ очередного испытания
Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.
В чем смыл произведения?
Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.
Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.
Основные качества характера главного персонажа
На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только чувство собственного достоинства. Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.
Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его — чище и мужественнее.
Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.
Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.
Малограмотный человек или настоящий рабочий
Рассказ Шолохова «Судьба человека» раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о «большой черствой руке». Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.
Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский национальный характер. Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей — обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.
Какие ценности пропагандирует Шолохов?
Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).
Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
События, произошедшие с персонажем во время войны
Ученики, которые пишут сочинение на тему «Судьба человека», обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов («Судьба человека»). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.
«Судьба человека»: краткое содержание и анализ
«Судьба человека» — одно из лучших произведений Михаила Шолохова. История одной жизни передает трагедию всего народа, столкнувшегося с ужасом войны. Понятия чести и достоинства, храбрость и способность сохранить человеческий облик в невыносимых условиях — все это отражено в новелле «Судьба человека». Краткое содержание поможет раскрыть суть этого удивительного рассказа.
«Судьба человека»: краткое содержание
Первая послевоенная весна на Верхнем Дону. Два товарища пытаются добраться на бричке в небольшую станицу. Лошади еле тянут повозку, утопающую в грязи. Дорогу преграждает разлившаяся река, через которую один из путников перебирается на утлой лодке. Теперь ему предстоит ждать два часа, пока переправится товарищ и они смогут продолжить свой путь. Так начинается рассказ «Судьба человека».
Шолохов выбрал форму повествования от первого лица. Рассказчик радуется первому теплому солнечному дню и присаживается отдохнуть на берегу реки. Появление главного героя по имени Андрей Соколов продолжает краткое содержание. «Судьба человека» — рассказ о его жизни, изложенный простым и выразительным языком.
Андрей Соколов: судьба человека, которую сломала война
Герой появляется в сопровождении маленького мальчика из-за расположенного неподалеку хутора. Увидев рассказчика, мужчина с сыном подходят поздороваться. Соколов решает, что встретил коллегу-шофера, и заводит неспешный разговор, чтобы скоротать время ожидания переправы. Отправив мальчика поиграть у воды, он угощает нового знакомого табаком и предается воспоминаниям.
Фото: YouTube/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
Словами рассказчика описывает главного героя Шолохов. «Судьба человека» кратко и выразительно, словно рельефными мазками, рисует портреты людей, передавая через внешние черты особенности характера.
Андрей Соколов — высокий, немного сутулый мужчина средних лет с невыразимо печальными глазами:
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?
Слово за словом разворачивается история жизни главного героя. Андрей Соколов — уроженец Воронежской области 1900 года рождения. Во время гражданской войны он служил в Красной Армии, а когда пришел голод, подался на Кубань батрачить на кулаков. Это спасло его от голодной смерти, которая унесла жизни его родителей и сестры.
Реальными событиями наполнен весь рассказ «Судьба человека». Читать его важно, для того, чтобы помнить об уроках истории.
Вернувшись в родные края, Соколов продает отчий дом, работает плотником в артели, затем учится на слесаря и устраивается на завод. Воспоминания о молодых годах продолжаются историей женитьбы героя на девушке-сироте по имени Ирина. Это важный эпизод в рассказе «Судьба человека»: главные герои появляются постепенно, и через отношение к ним Соколова раскрываются характеры.
Герой рассказывает о своей жене, и становится ясно, как она была ему дорога. Особенно подчеркивает он такие ее качества, как:
В браке у пары рождаются дети — сын и две дочери. Соколов увлекается машинами и переквалифицируется в шоферы. Он много работает, хорошо зарабатывает и строит дом. Жизнь налаживается и входит в колею, дети растут, благосостояние семьи увеличивается. Так незаметно проходят десять лет:
Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса…
Началась Вторая мировая война. На третий день Андрей Соколов отправился на фронт. Вспоминая тяжелый момент прощания с семьей, герой рассказывает, что его жена словно предчувствовала, что они расстаются навсегда.
Обычно сдержанная и спокойная, Ирина накануне отъезда мужа не могла сдержать слез. Это тревожило и злило героя, в какой-то момент на перроне вокзала он даже на секунду оттолкнул жену. Затем сразу спохватился и обнял супругу, но это воспоминание и спустя годы не дает ему покоя и давит чувством вины.
Военная хроника продолжает новеллу «Судьба человека», пересказ этих событий возвращает Соколова в 1942 год. Герой служил шофером, два раза был ранен. Однажды, выполняя задание, он должен был доставить на передний край обороны артиллерийские боеприпасы.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
«Судьба человека»: герои, характеры и образы
Постепенно все новые герои появляются в рассказе «Судьба человека». Персонажи, оказавшись в смертельной опасности, ведут себя совершенно по-разному: одни демонстрируют благородство и верность принципам, другие — проявляют самые низкие качества.
Один из отрицательных героев произведения — Крыжнев. Судьба человека порой зависит от его характера, принятых решений и поступков. Крыжнев заявил о том, что для своего спасения выдаст немцам молодого офицера, и тем самым подписал себе смертный приговор. Соколов понимает, что не может оставить в живых предателя и убивает подлого человека, избавив его сослуживцев от расстрела.
К действующим лицам присоединяется комендант трудового лагеря Мюллер — главный антигерой новеллы «Судьба человека».
Краткое содержание для читательского дневника стоит дополнить характеристикой этого персонажа:
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
Как-то раз Соколов резко и критически высказался об условиях и нормах работы. Кто-то из пленных донес на него начальству, и это едва не стоило герою жизни. Комендант лагеря Мюллер вызвал Соколова в свой кабинет с намерением лично расстрелять строптивого пленного.
Перед казнью он предложил герою выпить стакан водки «за победу немецкого оружия». Когда тот отказался, Мюллер придумал другой тост, и Соколов, не закусывая, выпил «за свою погибель и избавление от мук».
Поведение отчаянного солдата впечатлило Мюллера, и он решил отпустить героя, дав ему с собой буханку хлеба и ломоть сала. Не веря своей удаче, захмелевший Соколов вернулся в барак и поделил трофеи поровну между всеми заключенными.
В 1944 году главный герой получил повышение — его назначили шофером к немецкому военному инженеру. Однажды во время поездки в город Соколов оглушил немца и совершил побег, похитив врага вместе с машиной и добравшись до позиций советских войск.
Соколов возвратился в дивизию и через три месяца получил письмо от сына Анатолия, который стал артиллеристом, получил звание капитана и был награжден шестью орденами. Отец гордится его успехами и мечтает о послевоенной жизни, где будет жить рядом с семьей сына и нянчить внуков.
Но и здесь оказалась несправедливой и жестокой судьба человека — рассказ Соколова продолжает трагическая история. Сын и отец одновременно доходят до Берлина, но встретиться им не суждено: Анатолий гибнет от снайперской пули прямо в День Победы, 9 мая 1945 года.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
«Судьба человека»: пересказ послевоенных событий
Потеряв единственного сына, возвращается с войны Андрей Соколов. Судьба человека порой поворачивается самым неожиданным образом, и настоящим спасением для мужчины становится встреча с маленьким мальчиком Ваней. Как и Соколов, ребенок во время войны потерял всю семью
Узнав об этом, герой говорит мальчику, что он его отец, и усыновляет сироту. Теперь они вместе направляются в гости к сослуживцу Соколова, который обещал помочь с устройством на работу на новом месте.
За беседой незаметно пролетело два часа и подошла лодка. Рассказчик попрощался с Андреем Соколовым и мальчиком. Он размышляет о превратностях судьбы и том, какое будущее ждет этого человека и его маленького сына.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед…Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
«Судьба человека»: анализ произведения
Рассказ был написан в 1956 году и основан на реальных событиях. Однажды на охоте писатель встретил мужчину, и тот рассказал ему историю своей жизни, которой был сильно потрясен Шолохов. «Судьба человека» — короткое произведение, но к его созданию автор шел целых десять лет. В новелле поднимается несколько главных тем:
Это основная тематика рассказа. Страшная война разделила мировую историю на «до» и «после». Никогда ранее человечество не сталкивалось с таким масштабом проявления жестокости. Людей делили по расовому и национальному признаку, поводом для казни становилась этническая принадлежность.
Простыми и сильными словами, вложенными в уста главного героя, автор показывает сущность фашизма через бесчеловечное отношение к пленным солдатам. Готовность нацистов мучить и убивать людей отражает чудовищную природу фашистской идеологии. Этот рассказ — предупреждение будущим поколениям о недопустимости повторения истории.
В рассказе «Судьба человека» герои сталкиваются с реалиями военного времени. Человеческая натура сильнее всего проявляется в экстремальных условиях и при столкновении со смертельной опасностью.
Андрей Соколов, простой и честный работящий человек, любящий муж и отец, голыми руками убивает предателя. Этот поступок дается ему нелегко, но трудные времена требуют трудных решений.
Очень показательной является сцена встречи главного героя с Мюллером. Даже оказавшись перед лицом смерти, Соколов остается верным своим убеждениям и ценностям. Стойкость и мужество солдата, его понятие о чести и достоинстве впечатляют даже коменданта-садиста, который решает сохранить герою жизнь.
Шолохов искренне верил в силу человеческого духа и способность сильной личности даже в условиях кровопролитной войны сохранять лицо и совершать благородные поступки. Судьба Андрея Соколова созвучна с участью миллионов соотечественников. Эти простые люди сражались в великой войне с угрозой, которая нависла над всем миром.
Война ставит каждого перед моральным выбором, и только от нравственности человека зависит, как он себя поведет. Сильные и достойные люди с честью выдержали это испытание и, даже погибнув, остались победителями. Самые страшные испытания и потери не сломили главного героя. Несмотря на удары судьбы, он выстоял и нашел силы продолжать жить.
Встреча Соколова с маленьким сиротой стала судьбоносной для обоих. Потерявший всю свою семью мужчина усыновляет мальчика и этот благородный поступок дает ему шанс после всего пережитого обрести толику счастья.
Герою непросто одному растить приемного сына, но искренняя забота и любовь к беззащитному ребенку, выброшенному на обочину судьбы, наполняет его жизнь смыслом. После бури всегда выходит солнце, после войны вновь торжествует жизнь. Маленький Ваня — словно луч надежды на мирное будущее, возрождающий веру в людей.
Фото: YouTube.com/Киноконцерн «Мосфильм»: UGC
Произведение М. Шолохова — подлинный шедевр, повествующий о войне и мире, жизни и смерти, чести и любви, верности и мужестве. Обратите внимание на рассказ «Судьба человека»: читать и осмысливать его стоит в разные периоды жизни. Эта жизнеутверждающая новелла каждый раз производит глубокое впечатление и наводит на размышления о вечных и подлинных ценностях, которые неподвластны времени.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Судьба человека — Михаил Шолохов
Евгении Григорьевне Левицкой
Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.
В эту недобрую пору бездорожья мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое — всего лишь около шестидесяти километров, — но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.
Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.
Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:
— Если это проклятое корыто не развалится на воде, — часа через два приедем, раньше не ждите.
Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.
Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка «Беломора» совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне влажные, побуревшие папиросы.
Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:
— С той стороны подъедут?
— Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?
— Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.
Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6‑го класса Лебедянской средней школы».
Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу, но он опередил меня вопросом:
— Ты что же, всю войну за баранкой?
— Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше.
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.