Шведский вертолет что такое

Военно-воздушные силы Швеции

ВВС Швеции – вид вооруженных сил, в котором сосредоточены все военные авиационные средства страны. Предназначены для решения задач противовоздушной обороны, уничтожения целей на суше и на море, а также для сбора разведывательной информации.

Датой создания ВВС Швеции считается 1 июля 1926 года, когда разрозненные авиационные подразделения армии и военно-морских сил были объединены под единым командованием.

За прошедшие 80 лет ВВС Швеции неоднократно реорганизовывались. Последний этап модернизации завершился в 2014 году. До того, в 2003 году, в состав ВВС вошли все вертолетные подразделения.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

ВВС Швеции – нейтральной страны, не входящей ни в один военный блок, – приняли участие всего в трех военных конфликтах. В ходе Зимней войны (1939-1940 г.) между СССР и Финляндией на стороне Финляндии воевала добровольческая эскадрилья.

В составе миротворческих сил ООН в Конго с 1961 по 1964 год шведская эскадрилья привлекалась к ударам по объектам катанжийских сепаратистов.

В 2011 году по просьбе НАТО восемь шведских истребителей SAAB JAS 39 «Грипен» ограничено поддерживали бесполетную зону в Ливии.

Общая численность личного состава на 2016 год – 2700 военнослужащих. Налет летного состава – 100-150 часов в год.

СТРУКТУРА ВВС

Руководство военно-воздушными силами Швеции осуществляет командующий (инспектор) ВВС посредством Командования ВВС (штаб г. Стокгольм). После реорганизации 2014 года ВВС состоят из трех авиационных (F7, F17 и F21) и одного вертолетного авиакрыльев, а также Военно-воздушной академии.

СОСТАВ ВВС

Скараборгское авиакрыло F7. Дислоцируется на военной авиабазе Сотенес около г. Линчепинг. Имеет в своем составе шесть подразделений: 71-я («Густав Рюд»), 72-я («Густав Бло») истребительная и 71-я транспортная эскадрильи, 72-й дивизион управления, 73-й дивизион РЭБ, 73-й дивизион связи транспортной авиации. На вооружении истребительных эскадрилий стоят новейшие шведские истребители JAS 39C/D «Грипен». 71-я транспортная оснащена грузовыми ТР-84 (С-1 ЗОН «Геркулес»). 72-й дивизион управления имеет в своем распоряжении бортовые системы управления и контроля ASC 890 «Эриай» на базе самолетов ДРЛОиУ SAAB 340. 73-й дивизион РЭБ имеет два самолета РЭБ S-102B на базе «Гольфстрим» IV, 73-й транспортный – ТР-102А («Гольфстрим» IV версии VIP). Блекингское авиакрыло F17 (авиационная база Каллинге, г. Роннебю) включает 171-ю («Аквила») и 172-ю («Гатор») истребительные эскадрильи, вооруженные JAS 39C/D, и подразделения аэродромно-технического обслуживания.

Норрботтенское авиакрыло F21 (авиабаза Лулео). В составе две истребительные эскадрильи: 211-я («Урбан Рюд») и 212-я («Урбан Бло») – самолеты JAS 39C/D «Грипен», 212-я транспортная, оснащенная SAAB 340 (ТР-100), и подразделения аэродромно-технического обслуживания.

ВЕРТОЛЕТНОЕ АВИАКРЫЛО

Вертолетное авиакрыло состоит из трех эскадрилий и Специальной группы, которые распределены по трем авиабазам – Лулео, Каллинге и Мальмен.

1- я вертолетная эскадрилья располагается на базе Лулео, оснащена вертолетами Hkp-14 – шведская модификация NH Индастриз NH-90. Основное назначение – наземные субарктические операции. Находится в непосредственном взаимодействии с Норрботтенским авиакрылом F21.

2- я вертолетная эскадрилья находится на базе Мальмен около г. Линчепинг. Использует Hkp-15 (Агуста Вестланд AW-109) и Hkp-16 (Сикорский UH-60M «Блэк Хок»)

3- я вертолетная эскадрилья (авиационная база Каллинге, г. Роннебю) базируется совместно с Блекингским авиакрылом F17. Основное назначение – спасательные операции и противолодочная борьба. Эскадрилья вооружена вертолетами Hkp-14 и Hkp-15, модифицированными для морских операций.

Кроме этих трех эскадрилий в Вертолетное авиакрыло входит Специальная вертолетная группа (SHG), которая осуществляет вертолетное обеспечение войск Специального назначения (FM SOF). SHG дислоцирована на базе Мальмен (Линчепинг) и отвечает за транспортировку подразделений спецназа, эвакуацию раненых, а также сбор разведывательной информации. Группа имеет отборный персонал, оснащена вертолетами Hkp-15 и Hkp-16.

ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ

Военно-воздушная академия (LSS) была создана в январе 2005 года. В настоящее время с боевых частей полностью сняты функции подготовки и переподготовки летного состава. Все они переданы в L5S. Академия имеет в своем составе пять школ для подготовки пилотов и специалистов разного уровня, которые базируются на семи авиабазах (Арна/Уппсала, Мальме, Болста, Лулео, Хальмстадт, Хастведа и Сотенес).

АВИАЦИОННЫЙ СОСТАВ

Авиационный состав ВВС Швеции оптимизирован для выполнения возложенных на них задач. На вооружении находится 97 истребителей-бомбардировщиков JAS 39C/D «Грипен». Для радиотехнической разведки и РЭБ используется два «Гольфстрим» IV 5RA-4 (S-102B). ДРЛОиУ представлено тремя самолетами: S-100В и двумя S-100D «Аргус».

Транспортная авиация имеет восемь самолетов: пять средних ТР-84 (С-1 ЗОН «Геркулес»), два легких ТР-100С (SAAB 340) и пассажирский «Гольфстрим» 550 (TP-102D). Имеется также самолет-заправщик КС-1 ЗОН «Геркулес» и 67 учебных самолетов SAAB Sk-60W.

На вооружении ВВС стоит восемь БПЛА RQ-7 «Шэдоу». Вертолеты: 14 единиц Hkp-14 (NH-90), 12 единиц Hkp-15A (AW-109), восемь Hkp-15B (AW-109A)и 15 Hkp-16 (UH-60M «Блэк Хок».)

Источник

uCrazy.ru

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Самые быстрые вертолеты в мире (Expressen, Швеция)

Петер Тунборг (Peter Thunborg)

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Они похожи на гигантских жужжащих шмелей, но внешность обманчива. Эти десять вертолетов — самые быстрые в мире. Скорость — одна из важнейших характеристик в бою, а также для перемещения войск и в спасательных операциях. Самый стремительный вертолет может перемещаться со скоростью 500 км/ч.

10. Ми-26 (Halo по кодификации НАТО)

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 295 км/ч.

Этот российский транспортный вертолет — уникальный в своем роде монстр, его размеры превышают все аналоги в мире. Ми-26 оснащен двумя моторами, мощность каждого составляет 11 400 л.с. Длина корпуса вертолета — 40 м, диаметр винта — 32 м. Ми-26 может легко поднять пассажирский самолет.

Эту модель вертолета используют вот уже 40 лет, начиная с 1977 года. В 1986 году Ми-26 применялись при ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

9. Ми-28Н «Ночной охотник»

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 300 км/ч

Советский Союз разработал целый ряд удачных моделей вертолетов. После распада СССР заводы и вертолетный парк перешли к России. Часть вертолетов и самолетов остались в прежних советских республиках, которые ранее участвовали в формировании объединенных военно-воздушных сил. Ми-28Н дебютировали в 1988 году, то есть за год до окончания советской войны в Афганистане и за три года до распада Советского Союза. Этот современный ударный вертолет специализируется на уничтожении танков и бронетехники, а также не слишком скоростных воздушных целей.

8. AgustaWestland AW139

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 310 км/ч.

Эта модель вертолета существует в военном и гражданском вариантах и применяется в том числе при спасательных операциях на море. Военный вертолет способен перевозить до десяти солдат в полном вооружении или же пятнадцать пассажиров. Вертолет собирали в разных частях мира, в том числе в американской Филадельфии и в России, где этим занимался холдинг «Роствертол». Сегодня компания действует в Великобритании и Италии.

В телепередаче Uppdrag granskning сообщили, что шведское Ведомство по делам судоходства закупило у итальянского производителя AgustaWestland семь спасательных вертолетов данной модели, однако, как выяснилось, сделка была подстроена заранее.

7. AgustaWestland AW101 Merlin (EH101 до 2007 года)

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 309 км/ч

Один из самых быстрых военно-транспортных вертолетов в мире. Оснащен тремя моторами Rolls-Royce/Turbomeca RTM322, что обеспечивает высокую скорость и большую грузоподъемность. Мощность каждого из двигателей — 2 270 л.с. Максимальная высота, на которую поднимается вертолет, — 4 575 м.

AW101 Merlin может применяться при температурах от −40 до +50 градусов. Его работе не мешают ни лед, ни, например, песок в пустыне.

Такие вертолеты имеются на вооружении ряда стран, в том числе Великобритании, Дании, Канады, Италии, Японии, Португалии.

6. Ми-35М

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 300 км/ч

Эти вертолеты впервые применили в бою на войне за Огаден между Эфиопией и Сомали в 1970-х, в которой Советский Союз поддерживал Эфиопию. Вертолет вмещает восьмерых парашютистов со всем оснащением. Но сегодняшние Ми-35М мало похожи на своих предшественников. Модель постоянно развивается и сейчас оснащена самыми современными средствами аэронавтики и навигации.

Помимо России, такие вертолеты имеются в Бразилии, Венесуэле и Азербайджане.

5. Boeing CH-47 Chinook

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 285 км/ч

Старый надежный транспортный вертолет, пока еще не выведенный из эксплуатации. Эту модель выпускают с 1962 года. Знатокам военной истории известно, что CH-47 Chinook применялись во время войны во Вьетнаме, а позже модернизированные версии побывали в Ираке, Афганистане и на Фолклендской войне.

В модификации CH-47D достаточно места для 33 солдат и трех членов экипажа, в CH-47F установлены 55 пассажирских сидений. Существует несколько вариантов этого двухмоторного вертолета, самый быстрый достигает скорости в 315 км/ч.

4. NH90

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 291 км/ч

NH90 — плод сотрудничества четырех стран НАТО, двухмоторный военный вертолет в двух модификациях — TTH (Tactical Transport Helicopter для транспортировки тактических войск) и NFH (корабельный NATO Frigate Helicopter).

NH90 подходит для эксплуатации в самых тяжелых условиях — днем и ночью, над сушей и над водой. Прекрасно показал себя в военно-морских операциях. Внушительная крейсерская скорость вертолета составляет 300 км/ч, что делает его одним из самых быстрых в мире. В случае необходимости вертолет оснащается дверным пулеметом.

В силах шведской обороны NH90 проходит под обозначением Hkp14. В полной комплектации он ложится в основу оперативных вертолетных операций на суше и на море.

3. Ка-52 «Аллигатор»

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 300 км/ч (350 км/ч максимально допустимая скорость)

Еще один российский продукт Ка-52 называют разведывательным и боевым вертолетом нового поколения. Он может уничтожать танки, бронированные и небронированные сухопутные цели, обстреливать войска противника, заниматься обычным патрулированием и сопровождать военные конвои.

2. AH-64D Apache

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 293 км/ч. (365 км/ч максимально набираемая скорость при пикировании до разрушения коснтрукции)

Еще в 1972 году армия США сформулировала запрос на создание особого современного ударного вертолета. После нескольких смен производителя и создания ряда модификаций появился AH-64D Apache, который впервые применялся в бою в 1989 году во время вторжения США в Панаму. Позже такие вертолеты участвовали в различных операциях на Ближнем Востоке, в Ираке и Афганистане. Особенно хорошо они себя показали в ходе войны в Персидском заливе, уничтожив сотни бронемашин.

Существует несколько модификаций вертолета, и их закупили многие страны, несмотря на высокую стоимость. В соответствии с нынешними курсами валют за один такой вертолет приходится выложить около полумиллиарда крон.

1. Eurocopter X3

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Максимальная скорость — 410 км/ч. (472 км/ч единственый испытательный полёт)

7 июня 2013 года Eurocopter X3 поставил неофициальный рекорд среди вертолетов, развив скорость до невероятных 472 км/ч. Мощность каждого из двух турбовальных двигателей Rolls-Royce/Turbomeca, установленных на Eurocopter X3, — 2 270 л.с.

Во время испытаний вертолет разгонялся на 1700 м в минуту.

Eurocopter X3 пока не производится массово. Вопрос в том, будет ли спрос на серийное производство этого исключительно дорогого проекта. В любом случае, работа над ним продолжается. А все желающие полюбоваться на Eurocopter X3 могут сделать это в парижском Музее авиации и космонавтики, где он выставлен с июня 2014 года.

Источник

Швеция. Большая авиация небольшой страны

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Швеция была и остаётся одной из немногих стран мира, способных самостоятельно создавать первоклассную авиационную технику. Боевые самолёты этой скандинавской страны всегда отличались какой-то «изюминкой», их не спутаешь с однотипными машинами других стран. В мире достаточно подобных друг другу самолётов, но похожих на шведские истребители, пожалуй, не сыскать. Объяснение, на мой взгляд, простое: с момента своего зарождения в конце 1930-х годов шведская авиапромышленность не копировала уже построенные зарубежные самолёты, а проектировала и строила собственные образцы. А то, что в короткие сроки скандинавские инженеры разработать не могли (к примеру, современные реактивные двигатели или радиоэлектронное оборудование), закупалось за рубежом, в том числе и лицензии на их производство.

В то время как Франция пытается экспортировать Rafale, Швеция показывает всему миру, как маленькая нация может создать собственный истребитель и даже поставлять на экспорт.

Главным и, пожалуй, единственным производителем и разработчиком авиационной техники в Швеции, является Saab AB — шведская компания, специализирующаяся в области авиастроения, аэрокосмического оборудования и военной электроники. Основана в 1937г., основное производство и сборка в Линчепинге, за время своего существования разработала 13 различных типов истребителей и построила свыше 4000 самолетов, большинство из которых соответствовало специфическим требованиям ВВС Швеции.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Шведская политика вооруженного нейтралитета оказала влияние на формирование национальной авиационной промышленности, не опиравшейся на иностранные технологии. Фирма SAAB разработала все основные боевые самолеты, поступившие на вооружении ВВС Швеции с середины 1950-х годов. Среди них такие известные истребители как J32″Лансен», J35 «Дракэн» и J37 «Вигген». В настоящее время Швеция является, самой небольшой страной, способной создавать современные боевые самолеты, незначительно уступающие аналогичным истребителям, спроектированным ведущими авиационными странами.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

После окончания Второй мировой войны стало ясно, что поршневые самолеты уходят в прошлое и на смену им приходят самолеты с ТРД (турбореактивный двигатель). Естественно, шведы не хотели стоять в стороне и принялись за разработку реактивного самолета. Чтобы не создавать новый самолет для установки ТРД, и начать переучивание летного и технического состава на реактивную технику, как можно в более короткие сроки было решено использовать для его установки J-21 (решая аналогичную задачу, поступили так же и в ОКБ Яковлева, установив на Як-3 ТРД, в результате чего получили Як-15).

После кратковременного использования J-21R в качестве истребителя, было решено использовать самолет только в качестве штурмовика. Век самолетов J-21A и J-21R оказался недолгим, J-21R дослужили лишь до середины 54-го.

Первым по-настоящему боевым, получившим международное признание, стал реактивный истребитель со стреловидным крылом J-29 «Туннан». Совершивший первый полёт 1 сентября 1948г. Серийно производился в 1950—1956 годах (построена 661 машина).

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Конструкторы фирмы СААБ, в отличие от других, смогли обойтись без прототипов самолета, которые, как правило, никогда не поступали в серийную постройку. Шведским конструкторам было намного сложнее работать в силу того, что теоретические знания, полученные в ходе непрерывных дорогостоящих экспериментов в других странах, не были им доступны или были доступны, но в небольшом объеме. Кстати СААБ J-29 явился первым серийным истребителем со стреловидным крылом европейской конструкции. «Гоуст» с центробежным компрессором отличался большим диаметром. Поэтому СААБ 29 (такое обозначение получил на фирме проект R1001) пришлось буквально лепить вокруг двигателя. Получилось, что фюзеляж с небольшим крутым носовым воздухозаборником заметно утолщался к тому месту, где располагался двигатель и находился центр тяжести самолета.

Пилотская кабина буквально сидела верхом на подводящем воздуховоде двигателя. Хвостовое оперение размещалось на тонкой хвостовой балке над выхлопным соплом. Оборудование гермокабины и катапультируемое сидение позаимствовали без изменения у СААБ J-21R.

На одном из серийных J-29B капитан шведских ВВС К. Вестерлунд 6 мая 1954-го установил мировой рекорд скорости, пройдя замкнутый 500-километровый круг со скоростью 977 км/ч и побив рекорд двухгодичной давности, принадлежавший американскому Норт Америкэн F-86E «Сейбр».

В истории шведской авиации J-29 занимает особое место: он первый и единственный самолет ВВС Швеции, принимавший участие в военном конфликте за пределами страны. Это произошло в 1961-62 годах в далеком африканском Конго. Основной задачей шведов стала штурмовка аэродромов и позиций мятежников. «Туннаны» демонстрировали неприхотливость и высокие ТТХ, несмотря на тяжелые климатические условия и постоянные перебои со снабжением.

Самолеты J-29 «Туннан» положили начало и другой традиции. Они стали первыми шведскими боевыми самолетами, поступившими на вооружение ВВС зарубежного государства. В 1960 г. Австрия объявила о замене устаревших учебно-боевых «Вампиров». В 1961 г. по итогам конкурса, в котором приняли участие советский МиГ-17Ф и американский F-86 «Сейбр», были выбраны J-29F.

Следующим в ряду боевых машин стал J-32 Lansen. Первый полёт опытного образца состоялся осенью 1952 года. Самолёт пилотировал шеф-пилот фирмы лётчик-испытатель Бент Олафо (Bengt Olow).

Полёт прошёл успешно, за ним последовали испытания. 25 октября 1953 года самолёт в пологом пикировании преодолел звуковой барьер. Вскоре к испытаниям подключились все четыре экземпляра опытных машин, параллельно шла подготовка серийного производства, определялись планы строительства. Предполагалось строить машину в трёх основных версиях: ударной, всепогодного истребителя-перехватчика и морского разведчика.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

К концу 1947г. до шведов дошла информация о том, что в США экспериментальный самолет Белл Х-1 14 октября 1947 г. преодолел скорость звука. Полученный стимул заставил отдел разработки СААБ задуматься над проектом сверхзвукового истребителя.

Именно с этого момента начали вырисовываться формы нового истребителя, который в 50-х годах заставил говорить о Швеции, как одной из передовых авиационных держав.

Самыми сложными моментами в конструировании «Дракена» стали вопросы, связанные с аэродинамикой крыла, его формой и двигателем, в первую очередь конструкцией форсажной камеры.

Выкатка первого самолета (с/н 35-1) произошла летом 1955 г. 25 октября 1955 г. самолет под управлением Бенгта Р.Олафо совершил первый полет. Применение треугольного крыла с увеличенным углом стреловидности в корневых частях и малой удельной нагрузкой позволило самолету «Дракен» приземляться со скоростью 215 км/ч, несмотря на отсутствие механизации. На большинство вариантов «Дракена» устанавливался двигатель RM6 различных модификаций, являвшийся производимым по лицензии Вольво Флюгмотор двигателем Роллс-Ройс «Авон».

Первый предсерийный самолет получил название «Дракен» и отныне именовался, как J-35A. Серийное производство самолета развернулось к середине 1959г.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

На самолете установлена система передачи данных, интегрированная с полуавтоматической системой контроля за воздушным пространством STRIL-60, автопилот СААБ FH-5 с вычислителем воздушных параметров Аренко Электроникс и прицел СААБ S7B, модифицированный под возможность применения ракет Rb.27 и Rb.28. РЛС производства Ерикссон PS01/A обеспечивает поиск цели и определение дальности, оборудована системой стабилизации по горизонту.

В дополнении к ней устанавливается инфракрасный датчик производства Хьюз (также устанавливался на Конвэр F-102 «дельта Даггер»), интегрированный как и РЛС с прицелом СААБ S7B. Система интегрирования РЛС производства Филлипс PN-594/A и PN-793/A. Радиосвязное оборудование включает в себя УКВ приемопередающую р/с производства АГА Fr.-17 и УКВ приемник производства АГА Fr.-16 (на некоторых самолетах устанавливался приемник производства Коллинз) и дальномерное оборудование АГА Fr.-15.

Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек «Аден» (калибр 30 мм), размещенных в околофюэеляжных частях крыла. Кроме того, на 3 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых замках могут быть подвешены ракеты «Сайдундер», контейнеры Матра со снарядами Бофорс, бомбы и топливные баки общей массой 4480 кг.

Самолёт поставлялся в Австрию, Данию, Финляндию и Швейцарию, всего было выпущено 612 машин. Дольше всего эксплуатировался в Австрии, до начала 2000-х.

К концу 50-х стало ясно, что УТИ на базе Де Хэвиленд «Вампир» свое отслужили и требуют замены. Успех «Дракена» привел к разработке в порядке частной инициативы конструкторами SAAB модели SAAB-105. Это высокоплан со стреловидным крылом, сиденья для двух (четырех) членов экипажа расположены в кабине в два ряда, тягу обеспечивают два турбореактивных двигателя. Интересной особенностью самолета является то, что в стандартном варианте в нем на КК располагаются два пилота, но при необходимости КК могут быть удалены, и вместо них установлены четыре неподвижных сидения.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

В середине 1960-х годов, на основе изучения опыта вьетнамской войны, в ведущих авиационных державах мира усилился интерес к легким самолетам непосредственной поддержки войск. В Швеции для этой роли хорошо подошел Sk.60A, быстро доработанный в ударный самолет Sk.60B (на машине установили шесть подкрыльевых пилонов для подвески вооружения, соответствующую проводку, а также стрелковый прицел и кинофотопулемет). Самолет предназначался для поддержки наземных войск, а также борьбы с катерами и десантными средствами противника. В мае 1972 года совершил первый полет ударный Sk.60G, имеющий усиленное вооружение.

Проблему рассредоточения авиации в случае начала боевых действий можно было наилучшим образом решить за счет создания большого числа резервных ВПП на прямых участках автомобильных дорог (специально усиленных и снабженных боковыми ответвлениями для заруливания, организации технических позиций и стоянок).

Перед началом проектирования самолета «Дракен» военные потребовали, чтобы этот самолет имел скорость, вдвое большую, чем его предшественник, но чтобы он в то же время мог эксплуатироваться с существующих аэродромов. Тогда было применено треугольное крыло с изломом передней кромки (с увеличенным углом стреловидности в корневых частях крыла). В случае самолета «Вигген» была поставлена задача лишь незначительно увеличить максимальную скорость и одновременно введено условие эксплуатации с аэродромов, имеющих взлетно-посадочные полосы длиной до 500 м.

Конфигурация «двойной треугольник» была подвергнута разносторонним исследованиям, целью которых являлось улучшение летных качеств крыльев при малых скоростях и сохранение хороших характеристик при сверхзвуковых скоростях полета.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Так возникла аэродинамическая схема биплан-тандем, в которой большая общая подъемная сила во время взлета и посадки достигается благодаря созданию дополнительной подъемной силы на переднем крыле, оснащенном закрылками.

Для увеличения этой силы закрылки имеют систему управления пограничным слоем (путем сдува его воздухом, отбираемым от компрессора двигателя), а само вспомогательное крыло расположено значительно выше главного и имеет больший угол установки. Благодаря этому угол атаки при посадке может быть больше, чем для самолета «Дракен».

На авиационных специалистов самолет произвел сильное (хотя и неоднозначное) впечатление своей оригинальностью и нетрадиционностью предлагаемых технических решений. Его аэродинамическая компоновка, пожалуй, в наибольшей степени соответствовала схеме «тандем» (хотя ряд западных аналитиков называли машину и «последним бипланом»). AJ-37 имел переднее высоко расположенное треугольное крыло, снабженное закрылком по всему размаху, и низко расположенное заднее основное крыло с тройной стреловидностью по передней кромке.

Самолет должен был обладать сверхзвуковой скоростью полета на уровне моря и максимальной скоростью, соответствующей 2 Мах на оптимальной высоте. Требовалось обеспечение предельно высоких разгонных характеристик и скороподъемности.

Строительство первого опытного образца было закончено 24 ноября 1966 г. и впервые он поднялся в воздух 8 февраля 1967 г. Его пилотировал шеф-пилот фирмы СААБ Эрик Дахлстром (Erik Dahlstrom). В процессе летных испытаний «Виггена» выявился ряд серьезных проблем, связанных с аэродинамикой самолета.

В частности, обнаружилась тенденция к внезапному кабрированию при разгоне на сверхзвуковых скоростях, что было связано с различием в перемещении скачков уплотнения на верхней и нижней поверхностях основного крыла. Этот недостаток удалось устранить за счет некоторого увеличения площадей поперечного сечения фюзеляжа в верхней части, в зоне перед килем, где был сформирован своеобразный «горб».

Первый полет серийного самолета состоялся 23 февраля 1971 г. В 1971 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 2005 года. Серийный выпуск модификации AJ-37 продолжался до 1979 г., было построено 110 самолетов этого типа.

Освоение нового истребителя-бомбардировщика (как и любого принципиально нового боевого самолета) шло достаточно трудно. В 1974-1975 гг. было потеряно три машины (к счастью, всем пилотировавшим их летчикам удалось спастись). Причинами аварий явилось образование в главном лонжероне крыла первых 28 серийных самолетов усталостных трещин в районах отверстия под крепеж.

С 1990-х годов на вооружение ВВС ряда европейских стран стали поступать истребители нового поколения. К их разработке приступили в 1980-х годах с целью не только уменьшить зависимость от экспорта американских самолетов, но и продемонстрировать возможность европейской авиационной промышленности создавать современные боевые самолеты, способные оказать конкуренцию американским изделиям.

В марте 1980г. шведское правительство рассмотрело предложение ВВС, но настояло на оценке вероятности закупки истребителей Дассо Авиасьон «Мираж» 2000, Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фолкон», Макдоннелл-Дуглас F/A-18А/В «Хорнет» и Нортроп F-20 «Тайгершарк» (в варианте F-5S). В конце концов, правительство, решив, что страна должна создавать собственный самолет, предоставило фирме SAAB возможность продолжить начавшуюся в 1950-х годах традицию разработки истребителей,выполненных по оригинальным аэродинамическим схемам («бесхвостка» или «утка»). В мае 1980г. парламентом Швеции были одобрены двухлетние поисковые исследования, а в сентябре того же года сформировалась промышленная группа IG JAS («Индустри Группен JAS») в составе фирм SAAB, «Вольво Флигмотор», «FFV Аэротэк» и «Эрикссон». После этого фирма SAAB приступила к проектированию самолета и его бортовых систем. Выбор для истребителя JAS 39А аэродинамической схемы «утка» с цельноповоротным ПГО подразумевал обеспечение статической неустойчивости для получения высокой маневренности. Это, в свою очередь, потребовало применение цифровой ЭДСУ. В качестве силовой установки решили использовать один ТРДДФ Вольво Флигмотор RM12, представлявший собой лицензионную модификацию двигателя Дженерал Электрик F404J (двигатели семейства F404 применялись на истребителях Макдоннелл-Дуглас F/A-18A/B). Расчетная максимальная взлетная масса истребителя JAS 39А не превышала 1 1 т.

9 декабря 1988г. опытный самолет «Грипен» 39-1, пилотируемый летчиком-испытателем Стигом Хольмстрёмом, выполнил первый полет. До этого летчик отработал на пилотажном стенде свыше 1000 ч. Уже в первых полетах пришлось столкнуться с серьезными проблемами, связанными с работой ЭДСУ и особенностями статически неустойчивой компоновки самолета. В шестом полете (2 февраля 1989 г.) во время посадки на заводском аэродроме в Линчёпинге истребитель 39-1 разбился.

Летчик-испытатель Ларе Рэдестрём сумел остаться невредимым, если не считать поврежденный локоть и небольшие царапины.

Авария вызвала длительную задержку в программе создания истребителя. Ее расследование показало, что причиной стали самовозбуждающиеся колебания по тангажу из-за ошибок в ПО системы управления, усугубившиеся сильными порывами ветра.

К концу 1991г. фирма SAAB объявила, что все проблемы с авионикой и ПО решены. В связи с этим командование ВВС решило, что истребитель «Грипен» может быть принят на вооружение, поскольку во время испытаний многие расчетные характеристики были улучшены. В июне 1992 г. было дано разрешение на создание двухместного самолета JAS 38В. Тогда же между фирмой SAAB и FMV был подписан контракт на производство второй партии истребителей. В сентябре 1992 г. два опытных самолета «Грипен» дебютировали на авиационно-космической выставке в Фарнборо.

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Первый истребитель JAS 39А «Грипен» ВВС Швеции получили в ноябре 1994 г. Поставки истребителей «Грипен» для ВВС Швеции разбиты на три партии (Batch 1, 2, 3). По мере совершенствования авионики вновь строящиеся самолеты отличались составом оборудования и боевыми возможностями. Все истребители первой партии были оснащены триплексной цифровой ЭДСУ производства американской фирмы «Лир Ас-троникс».

Истребители JAS 39C/D «Грипен» третьей партии полностью соответствуют стандартам НАТО, что дает возможность принимать им участие в совместных боевых операциях. Самолеты оборудованы новой системой опознавания, а летчики получили очки ночного видения. Имеются планы дальнейшего совершенствования самолета. Например, предлагается использование пассивной системы поиска и слежения IR-OTIS (разработанной фирмой «SAAB Дайнэмикс» и напоминающей теплопеленгатор в шарообразном обтекателе, установленный на российских истребителях перед фонарем кабины экипажа), нашлемного прицела-целеуказателя и бортовой PЛC с АФАР. В состав вооружения одноместного истребителя JAS 39А (или JAS 39С) входит встроенная одноствольная 27-мм пушка Маузер ВК27 с боезапасом 120 снарядов. Сначала для поражения воздушных целей самолет «Грипен» мог нести УР малой дальности Рейтеон AIM-9L «Сайдуиндер» (Rb74) с тепловой головкой самонаведения, а в середине 1999 г.

На вооружение была принята УР средней дальности AMRAAM AIM-120, имеющая в шведских ВВС обозначение Rb99. Следует отметить, что истребитель с самого начала разработки рассматривался как носитель ракет AIM-120; соответствующие соглашения были подписаны между правительствами США и Швеции. Бортовая РЛС Эрикссон PS-05/A проектировалась под использование этих ракет, оснащенных активной радиолокационной системой наведения. Самолет «Грипен» может нести четыре УР AIM-120 и одновременно атаковать четыре цели. При этом РЛС способна сопровождать еще 10 целей.

К апрелю 2008г. было построено 199 истребителей. 28 января того же года в ходе испытательного полета второго истребителя «Грипен»,предназначенного для ВВС ЮАР, был преодолен рубеж в 100000 летных часов для всего парка самолетов. Всего ВВС Швеции заказали 204 истребителя JAS 39 «Грипен». Если на постройку первого серийного самолета JAS 39А ушло 604 дня, то к моменту окончания постройки первой партии время сборки истребителя удалось уменьшить до 200 дней.

Истребитель поставлен ВВС Чехии и Венгрии (взято в аренду по 14 машин), ЮАР и Таиланд имеют по 26 и 6 истребителей соответственно. Кроме того, эти самолеты поставлены испытательной школе ВВС Великобритании. Самолет участвует в конкурсах в Бразилии, Индии и Швейцарии, есть планы экспорта в Хорватию и Данию.

На сегодняшний день ВВС Швеции располагает более 330 летательных аппаратов.

В их составе имеются так же самолёты ДРЛО ASC 890 собственного производства, на базе Saab 340. Основой его оборудования является работающая в 10-см диапазоне длин волн многофункциональная РЛС PS-890 Ericsson Erieye, имеющая двухстороннюю активную фазированную антенную решетку (АФАР).

Шведский вертолет что такое. Смотреть фото Шведский вертолет что такое. Смотреть картинку Шведский вертолет что такое. Картинка про Шведский вертолет что такое. Фото Шведский вертолет что такое

Показательно сравнение шведского авиапрома с авиастроительной отраслью Франции. Швеция сумела создать и оснастить свои ВВС боевыми самолетами собственной разработки, практически не уступающими французским. Для страны с населением 9 млн. человек и ВВП, равным 15% от французского, это совсем неплохо, особенно если учесть, что Швеция разрабатывает и другие виды вооружений, такие как подводные лодки, фрегаты и бронетехника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031