Что читают во время поста

Какие молитвы нужно читать и когда?

Существуют молитвы, которые следует читать в определенное время. Кроме утренних и вечерних молитв, существуют обращения, которые используются по праздникам и в другие временные периоды.

Какие молитвы принято читать в пост

В Великий Пост важно ежедневно заниматься духовным очищением. Для этого следует вести праведный образ жизни, читать Библию и молиться. Практически в каждый день Великого Поста предусмотрены свои молитвы. Но, безусловно, в любой день и в любом месте рекомендуется читать известную всем верующим молитву «Отче наш», которая является очень действенной и поможет справиться с любыми трудностями.

В Рождественский пост (Филиппоский)

Традиция Рождественского поста пришла из глубины веков. Но только, если пост сопровождается молитвами, в которых содержатся слова о покаянии в свершенных грехах, он может выполнять свою религиозную функцию. Кроме того молитвы в пост помогут верующему человеку духовно очистится.

Каждый вечер перед отходом ко сну обязательно читается такая молитва:

В Великий пост

В Великий Пост ежедневно, кроме выходных, включительно среды Страстной Седмицы читается молитва Ефрема Сирина.

Ее следует читать в оригинале и звучит она следующим образом:

Что читают во время поста. Смотреть фото Что читают во время поста. Смотреть картинку Что читают во время поста. Картинка про Что читают во время поста. Фото Что читают во время поста

Чтобы молитва была понятной, нужно понять ее смысл.

Вначале произносится просьба уберечь верующего человека от различных грехов:

В Великий Пост используются и другие молитвы. Какие молитвенные обращения подходят именно для вас, может подсказать ваш духовный наставник. Но к ним обязательно следует добавлять молитву Ефрема Сирина.

Петров пост (Апостольский)

Молитвы в этот период читаются перед каждым приемом пищи и после завершения трапезы. В первом случае, как правило, читается известная всем молитва «Отче наш».

А по завершению завтрака, обеда или ужина произносится следующая молитва:

Что читают во время поста. Смотреть фото Что читают во время поста. Смотреть картинку Что читают во время поста. Картинка про Что читают во время поста. Фото Что читают во время поста

Успенский пост

Успенский пост требует телесного и духовного воздержания. Поэтому нужно в строгости следовать рекомендациям по ограниченному питанию и минимизировать различные увеселительные мероприятия в этот период. Перед принятием пищи следует обязательно читать известную всем молитву «Отче наш». Также обязательно следует благодарить Господа после трапезы. Делать это можно традиционной молитвой, которая была приведена выше.

Но также можно просто произносить такую фразу:

Поскольку в данный пост уделяется особое внимание умеренному питанию, то периодически следует проговаривать молитву, которая поможет избежать неумеренного питания.

Звучит она следующим образом:

Однодневные посты

В каждую среду и пятницу в течение всего года следует соблюдать однодневные посты.

Такие однодневные посты связаны со следующими событиями:

В эти дни нужно стараться посетить храм и прочитать там известные хвалебные и благодарственные молитвы.

Молитвослов

В православном молитвослове собраны все главные молитвы православной веры, которые верующий должен читать как каждый день, так и по особым праздникам.

Перед исповедью и причастием

Каждый верующий должен периодически исповедаться и причащаться. Церковные правила позволяют это делать дома. Но обряд должен проводиться с открытым сердцем и без какого-либо принуждения. Для того чтобы правильно подготовится, нужно прочитать специальные молитвы.

Молитва, которая может использоваться перед исповедью может звучать следующим образом:

После исповеди следует причастие. После этого нужно прочитать любую известную благодарственную молитву.

По усопшему (умершему)

Согласно церковным канонам очень важно молится об усопшем человеке в первые 40 дней после его смерти. Это поможет человеку пройти все испытания Страшного суда.

Очень стильной считается молитва Ангелу Хранителю, который по жизни сопровождал усопшего.

Звучит она следующим образом:

Следует помнить, что молиться о спасении души близкого умершего человека является святой обязанностью родственников. С помощью молитвы можно доставить важное и единственное благо, которое ждет усопший. Это поминовение Господа.

Что читают во время поста. Смотреть фото Что читают во время поста. Смотреть картинку Что читают во время поста. Картинка про Что читают во время поста. Фото Что читают во время поста

За здравие свое и родных

Молитвы за свое здравие и здравие своих родных очень важны для благополучной жизни. Вариантов существует огромное множество.

Следующую молитву необходимо читать каждое утро:

Молитвы за здравие правильно читать в церкви. В процессе этого обязательно ставится свеча за здравие конкретного человека. Допускается в храме просить о собственном здравии и о здравии близких людей своими словами.

Молитва за здравие больного человека является очень действенным средством. Если она произнесена с искренней верой, то она обязательно облегчит страдания страждущего. Если приходится в таких случаях творить молитву за здравие дома, то делать это нужно перед иконой Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы или других Святых. Следует помнить, что такая молитва может помочь только крещенному человеку.

Какую молитву нужно прочитать дома ежедневно

Ежедневно и многократно нужно читать известную всем молитву «Отче наш», которая является настоящей поддержкой в любых жизненных обстоятельствах.

Что читают во время поста. Смотреть фото Что читают во время поста. Смотреть картинку Что читают во время поста. Картинка про Что читают во время поста. Фото Что читают во время поста

Утренние молитвы

Основные утренние молитвы предписаны утренним правилом и включают в себя следующие основные молитвы:

Утренние молитвы можно сокращать, если время не позволяет прочитать их в полном объеме.

Молитвы в течение дня

В течение дня нужно также обращаться с молитвенными обращениями к Богу. Нельзя делать это мимоходом. Поэтому рекомендуется использовать короткие молитвы, на тексте которых легко сосредоточиться, и они не занимают много времени.

Если возникает необходимость помолится в храме в одиночестве, то нужно прийти туда днем, когда не проводится богослужение. Следует вначале поставить свечи перед иконой Иисуса Христа и или перед иконами выбранных Святых и помолится. Для этого можно выбрать традиционную молитву, а можно обратиться к Высшим силам своими словами.

Кроме того, следует знать, что в течение дня следует молиться перед любым начинанием. Причем, вначале необходимо попросить у Господа благословения, а по завершению начатого дела нужно вознести Господу благодарственную молитву.

Что читают во время поста. Смотреть фото Что читают во время поста. Смотреть картинку Что читают во время поста. Картинка про Что читают во время поста. Фото Что читают во время поста

Вечерние молитвы (когда отходишь ко сну)

Основные вечерние молитвы предписаны вечерним правилом и включают в себя следующие основные молитвы:

Вечерние молитвы желательно читать в полном объеме, а если возникает необходимость, то дополнить их можно и другими молитвами.

Все перечисленные молитвы, которые могут читаться в течение всего дня, а также утром и вечером, можно найти в молитвослове. Их нужно выучить наизусть и читать в оригинале. Это не сложно, так как большинство молитвенных обращений короткие.

Обращаться к Богу можно в любом месте:

Православная церковь не устанавливает строгого времени для вознесения молитв к Господу. В душе каждого верующего искренние молитвенные слова должны присутствовать постоянно, а вот озвучивать их можно тогда, когда в этом возникает необходимость.

Источник

Какие молитвы читать в Великий пост дома

Смысл поста — не просто отказ от мясомолочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

По окончании молитвы, 12 раз кряду нужно сказать «Боже, очисти мя, грешнаго», и поклониться в пояс.

Еще два раза прочесть молитву Ефрема Сирина и поклониться до земли.

Молитвы, которые нужно читать в Великий пост утром и вечером

Утренние молитвы в Великий пост

Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий. Ради Девы Марии, Матери Пречистой, всех Святых, помилуй меня (имя), грешного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Аминь.

Вечерние молитвы в Великий пост

Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя.

Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь.

Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь.

Молитва о прощении грехов на каждый день

Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя), к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий.Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!

Молитва на благословение пищи и пития

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(И перекрестить пищу и питие).

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Очищающая молитва

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня.

Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Молитвы во время Великого поста перед Пасхой

Молитвы на Пасху — неотъемлемая часть праздничных ритуалов и богослужений. Считается, что пасхальная неделя обладает сильной энергетической атмосферой. Это наделяет молитвы на Пасху о здоровье и благополучии особой силой и концентрацией.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Трисвятое (ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней.

В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома).

Источник

О проведении Великого поста

Время вели­кого поста – время обнов­ле­ния, очи­ще­ния и, самое глав­ное, время под­го­товки к при­ня­тию Боже­ствен­ной исце­ля­ю­щей Бла­го­дати.

Но глав­ное Гос­подь гово­рит нам, что Он есть един­ствен­ные врата в цар­ство чистоты и света. Только обра­тив­шись к Нему, только в молитве найдя силу Его Бла­го­дати, мы можем с вами ожить, пре­об­ра­зиться, стать иными.

О про­ве­де­нии Вели­кого поста

Время Вели­кого поста спе­ци­ально дается Цер­ко­вью, чтобы мы могли собраться, сосре­до­то­читься и под­го­то­виться к встрече пас­халь­ных дней.

Вели­ким постом нужно поста­раться навер­стать упу­щен­ное, запол­нить про­белы в нашей духов­ной жизни, кото­рая так постра­дала от жиз­нен­ных неуря­диц, рас­се­ян­но­сти, лено­сти и про­чего.

Общие пра­вила

Недели поста

ПЕРВАЯ СЕД­МИЦА (НЕДЕЛЯ)

Про­во­дим сле­ду­ю­щий цикл молит­вен­ных раз­мыш­ле­ний:

1‑й день. День Еккле­си­а­ста

2‑й день. «Из глу­бины воз­звах»: Пс 130 (129)

Как много я послу­жил разным идолам, как много иллю­зий и сует­но­сти в моей жизни. Как страстно я при­ла­гаю сердце к вещам, кото­рые не могу удер­жать. Я не отда­вал себе отчета в своем често­лю­бии, тще­сла­вии, сует­но­сти, а теперь вижу, какие низкие мотивы дви­гали мной, как глу­боко я погру­зился в яму. Я бес­си­лен что-либо с собой сде­лать. Я обре­чен уже при жизни быть в аду — в аду несбыв­шихся жела­ний, в раб­стве стихии плоти и греха гор­дыни. Я — полное ничто­же­ство. И это не «уни­чи­же­ние паче гор­до­сти», а чест­ный взгляд на себя. Вспом­ним наши сны, гово­ря­щие нередко о тая­щихся в нас диких жела­ниях, на кото­рые мы закры­ваем глаза. При­знаем, что мы не можем управ­лять соб­ствен­ной сти­хией.

3‑й день. Благая Весть

Но выход есть и спа­се­ние есть, оно открыто для меня, если я еще раз совершу обра­ще­ние ко Христу… Хри­стос есть наша Благая Весть, Он родился для меня, чтобы я мог ожить и исце­литься. Он учил меня, Он открыл в Себе Бога для меня, Бога Спа­си­теля. Только с Его помо­щью я могу под­няться на ноги.

Хри­стос дает мне исце­ле­ние Своей смер­тью. Его Крест и Кровь были для меня, для всех нас, кто не в силах выйти на верный путь, хотя видит его. Он указал нам Путь (Нагор­ная про­по­ведь), Истину (Бог идет навстречу нам) и Жизнь (жизнь с Ним).

5‑й день. Бла­го­да­ре­ние

Я посте­пенно оживаю. Я бес­ко­нечно бла­го­дарю Его за то, что Он про­тя­ги­вает мне руку. И теперь нет конца моему бла­го­да­ре­нию за все: за жизнь, за спа­се­ние, за радость, за испы­та­ния, за людей, за мир, за каждую мелочь — все от Бога. Я откры­ваю двери дома, ожидая, что Он войдет под кров моей души…

6‑й день. Про­верка сове­сти

Но я должен под­го­то­вить свой дом, осмот­реть его, ожидая при­хода Гостя. Я беру в руки све­тиль­ник Его запо­ве­дей и осве­щаю темные углы. Всюду пыль, грязь, хлам — чем больше осве­щаю, тем мрач­нее кар­тина. Но не буду отча­и­ваться, начну тер­пе­ли­вую уборку. Про­верю совесть по Десяти Запо­ве­дям, по Нагор­ной про­по­веди, после­до­ва­тельно и не торо­пясь. Это моя под­го­товка к испо­веди. В вос­кре­се­нье много народу в храме, поэтому испо­ведь будет общей. Надо, сле­до­ва­тельно, обду­мать все зара­нее, чтобы в Церкви при­не­сти лишь общее пока­я­ние.

7‑й день. При­ча­ще­ние

День сугу­бого бла­го­да­ре­ния. При­но­сим Богу обет испол­нить нечто во имя Его, в знак нашей бла­го­дар­но­сти.

ВТОРАЯ СЕД­МИЦА

Неделя Тор­же­ства Пра­во­сла­вия

В эту неделю кроме общих духов­ных упраж­не­ний обя­зу­юсь сде­лать что-нибудь для церкви (уборка, пение, свечи, дело духов­ного про­све­ще­ния или что-нибудь другое).

ТРЕТЬЯ СЕД­МИЦА

Эта неделя посвя­ща­ется свя­тому-исих­асту (мол­чаль­нику). Даю обе­ща­ние в эту неделю не про­из­но­сить ни одного лиш­него слова. В хри­сти­ан­ских семьях здесь должен быть уговор. Кто одинок — пусть поста­ра­ется осу­ще­ствить это как может. Ника­ких бесед, даже хоро­ших, не говоря о ненуж­ных. Только то, что необ­хо­димо в быту. Гово­рят, что, когда насту­пает минута мол­ча­ния, то «про­ле­тает ангел». Так вот, наша задача — не отпус­кать его в эту неделю. Неко­то­рым мол­ча­ние будет трудно, но это пре­иму­ще­ственно оттого, что мы все слиш­ком говор­ливы. Кому очень тяжко будет, пусть примет его как крест и епи­ти­мью.

ЧЕТ­ВЕР­ТАЯ СЕД­МИЦА

Неделя Кре­сто­по­клон­ная

Посвя­ща­ется раз­мыш­ле­ниям о Кресте и зна­че­нии нашего кре­сто­но­ше­ния. Всякая тягота, если она встре­чает с нашей сто­роны отча­ян­ный про­тест, не явля­ется кре­стом. Кре­стом она ста­но­вится тогда, когда мы ста­ра­емся нести ее «с согла­сием», если не доб­ро­вольно.

ПЯТАЯ СЕД­МИЦА

На духов­ной лест­нице самое опас­ное — это огля­ды­ваться и про­ве­рять, далеко ли под­нялся. Ника­кое «под­ве­де­ние итогов» здесь недо­пу­стимо. Ибо, если пре­успел, то немед­ленно появ­ля­ется само­до­воль­ство, кото­рое тут же сводит на нет все усилия. Надо счи­тать себя всегда на первой сту­пени: Бог в любой момент может пере­не­сти на деся­тую. Симп­то­мами полной неудачи явля­ются посто­янно подав­лен­ное настро­е­ние или резкие коле­ба­ния от экс­та­зов к упадку.

ШЕСТАЯ СЕД­МИЦА

Неделя св. Марии Еги­пет­ской

Св. Мария Еги­пет­ская являет нам образ пока­я­ния. Поста­ра­емся собраться и напи­сать пока­я­ние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не про­пу­стим, загля­нем повсюду. Лаза­реву суб­боту хорошо посвя­тить раз­мыш­ле­нию о смерти.

«ДА ИСПРА­ВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ…» (из про­по­ве­дей)

Пока­я­ние

Об избав­ле­нии от грехов

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Вот снова запели всеми нами люби­мое пес­но­пе­ние, кото­рое начи­на­ется сло­вами: «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче», — при­бли­жа­ется время Вели­кого поста. Как после долгой дороги путник чув­ствует бли­зость воды, ощу­щает све­жесть реки, так и мы с вами при­бли­жа­емся к вели­кому очи­сти­тель­ному вре­мени. И каждый пост мы должны встре­чать так, как будто он послед­ний в нашей жизни.

Но что же может сде­лать чело­век? Какие усилия воли, какие ста­ра­ния могут изба­вить нас от гре­хов­но­сти? Мы с вами уже не дети и хорошо пони­маем, что они чаще всего бывают бес­по­лезны. Мы обычно воз­вра­ща­емся все к тем же мелким, нудным, повсе­днев­ным грехам, и все так же нас пожи­рают раз­дра­жи­тель­ность, уныние, мрач­ность, зависть, сует­ность, озлоб­лен­ность. Кто же нас выве­дет из тупика, выта­щит из болота, в кото­ром душа наша погря­зает и поги­бает? Нет у нас иной помощи и иного спа­се­ния, кроме Гос­пода Иисуса Христа, кроме Его любви — второй любви. Потому что первая нас создала, первая дала нам жизнь и мир; а вторая любовь Его, видя, что мы не спо­собны этими дарами вос­поль­зо­ваться, что мы все доброе обра­щаем во зло и живем во зле, вторая Его любовь нам про­тя­ги­вает руку и гово­рит: «Встань, спящий, про­бу­дись, про­бу­дись! Я, Гос­подь, к тебе пришел. Я умер, хотя бес­смер­тен, Я все испы­тал твое, кроме греха, чтобы быть с тобой рядом и тебя очи­стить и ожи­во­тво­рить. Вот перед твоими гла­зами Мой Крест, на кото­ром Я при­ни­маю твои стра­да­ния и твои грехи, чтобы ты очи­стился Моею бла­го­да­тью».

Кто верует Христу — тот спасен, кто при­зы­вает имя Иису­сово — тот спасен, кто идет за Гос­по­дом — тот спасен. Но для этого надо пойти за Ним, а для того, чтобы пойти, надо уви­деть, что мы недо­стойны, что мы не можем сами себя спасти — а для этого надо постичь пока­я­ние, то есть уви­деть себя прав­диво и честно. Поэтому мы молимся этой молит­вой — «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче», — ибо мы уже при­выкли ко всему, и двери пока­я­ния для нас закрыты. Нам кажется, что мы живем обычно, как и все, иногда, подобно фари­сею из притчи [см. Лк.18:9—14 ], гор­димся перед дру­гими и пре­воз­но­симся — но чем мы гор­димся? И сего­дня через еван­гель­скую притчу Цер­ковь при­зы­вает нас: «Встань, как мытарь, не думай о своих заслу­гах, о своей силе, о своих доб­ро­де­те­лях, а только встань, как он, и повтори: “Боже, мило­стив буди мне, греш­ному”».

из про­по­веди «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче».

Об иису­со­вой молитве

Между Твор­цом и тварью лежит бездна — как между абсо­лют­ным и услов­ным; ее нельзя пере­прыг­нуть ни логи­че­ски, ни бытий­ственно.

Но есть мост, кото­рый пере­ки­нут над этой без­дной. И почув­ство­вал этот мост Павел. Потому что он увидел Христа и внут­ренне с Ним соеди­нился, бес­ко­неч­ной любо­вью был к Нему при­ко­ван — так, что ему каза­лось, что он носит раны Хри­стовы на себе, что он с Ним вместе на кресте умирал и с Ним вос­крес. Он так и гово­рит: «Уже не я живу, но живет во мне Хри­стос… Вместе с Ним я умер и вместе с Ним я вос­стаю к жизни» [см. Гал.2:20 ; Рим.6:8 ]. Если с Богом нельзя слиться, то с Бого­че­ло­ве­ком можно, ибо Он при­над­ле­жит одно­вре­менно двум мирам: нашему и запре­дель­ному.

И на этом построен весь путь хри­сти­ан­ских мисти­ков, от Павла до сего­дняш­него дня.

Путь к Отцу — только через Сына.

«Аз есмь дверь», — гово­рит Хри­стос [ср. Ин.10:9 ]. Я есть дверь, врата в небо.

Повто­ряя раз­лич­ные молитвы, хри­сти­ан­ские подвиж­ники могут быть упо­доб­лены восточ­ным, индий­ским, кото­рые повто­ряют разные мантры. Здесь есть сход­ство и парал­лель. Но одна из глав­ных молитв хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства назы­ва­ется «Иису­со­вой молит­вой», где повто­ря­ется посто­янно имя Родив­ше­гося, Жив­шего на земле, Рас­пя­того и Вос­крес­шего.

И вот эта хри­сто­цен­трич­ность глав­ной хри­сти­ан­ской молитвы ради­кально отли­чает ее от всех осталь­ных меди­та­ций и мантр, потому что здесь про­ис­хо­дит встреча: не просто кон­цен­тра­ция мысли, не просто сосре­до­то­че­ние, не просто погру­же­ние в некий океан или бездну-духов­ность, а встреча лич­но­сти с Иису­сом Хри­стом, Кото­рый стоит над миром и в мире.

Мне вспо­ми­на­ется сти­хо­тво­ре­ние в прозе, напи­сан­ное Тур­ге­не­вым, — когда он стоял в дере­вен­ском храме и вдруг почув­ство­вал, что Хри­стос стоит рядом. Повер­нув­шись, он увидел обыч­ного чело­века. И потом, когда отвер­нулся, он опять почув­ство­вал, что Он здесь.

Это правда, оно так и есть. И Цер­ковь Хри­стова потому и суще­ствует и раз­ви­ва­ется, что Он стоит внутри нее.

из лекции «Хри­сти­ан­ство», про­чи­тан­ной 8 сен­тября 1990 г. в мос­ков­ском Доме тех­ники

О про­ще­нии ближ­них

Сего­дня нам напо­ми­нают о паде­нии Ада­мо­вом, о нашей общей гре­хов­но­сти, ибо Адам — это есть все мы с вами. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями. Все мы нахо­димся в непо­слу­ша­нии, в само­воль­ном блуж­да­нии, и все мы стоим перед Лицом Боже­ствен­ного мило­сер­дия. Как бы ни был грешен и слаб чело­век, если он захо­чет изме­нить свою жизнь, Гос­подь пошлет ему для этого силы.

Наша под­го­товка — в наших руках. Гос­подь Иисус гово­рит: «Если вы хотите, чтобы вас про­стил Отец Небес­ный, то и вы должны про­щать тем, кто вино­ват перед вами» [ср. Мф.6:14 ]. В самом деле, как это понятно, как это просто и логично! Можем ли мы гово­рить: «Гос­поди, забудь, изгладь, вычеркни», когда у нас в сердце сидит злоба, обе­ре­га­ется и охра­ня­ется зло­па­мят­ство? Нет, конечно. Поэтому сего­дня Цер­ковь при­зы­вает нас к про­ще­нию. Мы не можем жить друг с другом без про­ще­ния, ибо каждый чело­век всегда вино­ват перед дру­гими: муж перед женой, дети перед роди­те­лями, роди­тели перед детьми, соседи перед сосе­дями. Мы люди, живые люди, и если бы не умели про­щать друг друга, то весь мир пре­вра­тился бы в ад, хаос злобы.

И давайте начнем сего­дня. Давайте вспом­ним все то злое, что есть в нашей жизни, и оста­вим это за поро­гом Вели­кого поста. Я, конечно, знаю, что это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв Хри­стов, ради этого стоит посту­питься собой. «Се время бла­го­при­ят­ное», — гово­рит нам Цер­ковь [ср. Пс.32 (31), 5—6], а мы взы­ваем устами Псал­мо­певца: «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче». И научи меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь меня тогда, когда я в отча­я­нии увижу, как велик их сонм, как велика их сила, как неодо­лима сила греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет мне спа­се­ния, нет мне про­ще­ния, нет мне исце­ле­ния, — я узнал, что оно есть. Оно есть и дару­ется нам Духом Хри­сто­вым, Хри­стом Спа­си­те­лем, неви­димо при­сут­ству­ю­щим здесь, живу­щим среди нас, при­шед­шим в этот мир, чтобы ни один чело­век не погиб, но имел жизнь вечную [см. Ин.3:15 ].

из про­по­веди на Про­ще­ное вос­кре­се­нье

О молитве св. Ефрема Сирина

Каждый день Вели­кого поста, кроме суб­боты и вос­кре­се­нья, чита­ется молитва: «Гос­поди и Вла­дыко живота моего». Молитва эта напи­сана, по пре­да­нию, в IV веке в Сирии подвиж­ни­ком Мар-Афре­мом, или, как мы при­выкли его назы­вать, Ефре­мом Сири­ном — сири­а­ни­ном. Это был монах, поэт, бого­слов, один из слав­ных сынов сирий­ской Церкви, вошед­ший в миро­вую лите­ра­туру как зна­ме­ни­тый писа­тель.

Слова молитвы, довольно точно пере­дан­ные сти­хами Алек­сандра Сер­ге­е­вича [Пуш­кина], в пере­воде с сирий­ского звучат так на цер­ковно-сла­вян­ском: «Гос­поди и Вла­дыко живота моего», то есть: Вла­сте­лин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто явля­ется цен­тром и сре­до­то­чием моей жизни. «Не дай мне духа празд­но­сти», то есть лено­сти, кото­рая, по ста­рин­ной посло­вице, — мать всех поро­ков. Невин­ная вроде вещь — леность, но она порож­дает очень много тем­ного, чер­ного.

«Уныние»… Хри­сти­ан­ство — радост­ное учение, и тот, кто уны­вает, — тот от него отхо­дит. Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, вели­кий рус­ский святой начала XIX века, гово­рил: «Нет нам дороги уны­вать, ибо Хри­стос всех спас».

«Любо­на­ча­лие» — это значит вла­сто­лю­бие. Это есть у каж­дого; не думайте, что такие вещи, как культ лич­но­сти, — это только в поли­тике: это может быть и в семье, и в любом малом сооб­ще­стве. Каждый чело­век несет в себе зерна вот этих стрем­ле­ний: пода­вить волю дру­гого, заду­шить ее, под­чи­нить себе.

«Празд­но­сло­вие»… Я исклю­чаю детей: дети имеют право бол­тать, но до 15—16 лет. Когда дети бол­тают, они учатся обще­нию, они упраж­няют свой язык; но когда этим «детям» уже больше два­дцати, а иногда — больше сорока… Это значит: быть бес­по­щад­ным к своей жизни. Поду­майте (давайте будем чест­ными перед собой): сколько нам оста­лось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повто­ряю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, кото­рый Бог дал нам, и пом­нить, что в веч­ность мы унесем только то, что у нас будет в сердце. А празд­но­сло­вие, бол­товня — это страш­ное слово, это значит уби­вать время.

Далее в молитве ска­зано: «Дух же цело­муд­рия… тер­пе­ния и любви даруй мне, рабу Твоему». Цело­муд­рие — это чистота отно­ше­ний к миру и людям, цель­ность души, без раз­дво­ен­но­сти, без того, чтобы стра­сти тобою овла­дели.

«Сми­рен­но­муд­рие» — это значит муд­рость здра­вого чело­века. Сми­ре­ние здесь, в данном случае — это знать, чего ты сто́ишь на фоне веч­но­сти. Не раз­ду­вать себя, как лягушка в басне Кры­лова, — она же лоп­нула. Не надо раз­ду­вать, а надо знать свою цену. Муд­рость скром­но­сти — она необы­чайна, она пре­красна. Муд­рость скром­но­сти — это не уни­чи­же­ние паче гор­до­сти, а это здра­вость души. Вот вам пример. Когда чело­век начи­нает вооб­ра­жать о себе то, чего в нем нет, несколько дви­же­ний вперед — и уже мания вели­чия. Мания вели­чия — это пато­ло­ги­че­ское состо­я­ние, гор­дыня. Как только кто-нибудь заявит, что он пред­се­да­тель Совета мини­стров или Напо­леон, то его кладут в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ницу, а тот кто так не заяв­ляет, он не в боль­нице, но в душе-то думает, что он выше всех.

«Тер­пе­ние и любовь». Что такое тер­пе­ние? Фор­му­ли­рую кратко, чтобы вы запом­нили. Тер­пе­ние — это вовсе не состо­я­ние скота, кото­рый все терпит. Это не уни­же­ние чело­века — совсем нет. Это не ком­про­мисс со злом — ни в коем случае. Тер­пе­ние — это есть умение сохра­нять невоз­му­ти­мость духа в тех обсто­я­тель­ствах, кото­рые этой невоз­му­ти­мо­сти пре­пят­ствуют. Тер­пе­ние — это есть умение идти к цели, когда встре­ча­ются на пути раз­лич­ные пре­грады. Тер­пе­ние — это умение сохра­нять радост­ный дух, когда слиш­ком много печали. Тер­пе­ние есть победа и пре­одо­ле­ние, тер­пе­ние есть форма муже­ства — вот что такое насто­я­щее тер­пе­ние.

И нако­нец «любовь». Любовь — это высшее сча­стье чело­века, это спо­соб­ность нашей души быть откры­той, имма­нент­ной, как гово­рят фило­софы, внут­ренне откры­той для дру­гого чело­века. Когда вы едете в метро на эска­ла­торе, про­верьте себя, спо­собны вы любить или нет. Когда вы смот­рите на тех, кто едет по другую сто­рону, и вам про­тивно смот­реть на эти физио­но­мии — значит, все поры вашей души забиты и чув­ство любви у вас нахо­дится в эмбри­о­наль­ном состо­я­нии.

Но сила бла­го­дати Хри­сто­вой спо­собна чело­века пере­стра­и­вать таким обра­зом, чтобы он видел людей совер­шенно иначе, чтобы у него первой реак­цией была доб­ро­же­ла­тель­ность, чтобы он сразу видел кра­си­вое — в кра­си­вой жен­щине или муж­чине, оду­хо­тво­рен­ное — даже там, где другие не заме­чают; чтобы, видя стра­да­ю­щее лицо, он чув­ство­вал состра­да­ние, чтобы он был открыт. Вот такой чело­век счаст­лив всегда, потому что он в един­стве с людьми, он живет любо­вью.

И в конце молитвы ска­зано: «Ей, Гос­поди Царю (в пере­воде: Да, Гос­подь мой и Царь), даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего». Это вам понятно. Вели­кое исце­ле­ние от осуж­де­ния — это уметь кри­ти­ко­вать самого себя. Мы часто исклю­чи­тельно вни­ма­тельны, я бы сказал, наблю­да­тельны, и я бы еще сказал — пси­хо­ло­ги­че­ски изощ­ренны, когда речь идет о грехах соседа, о грехах дру­гого чело­века. Здесь мы про­яв­ляем мак­си­маль­ное знание всех мораль­ных запо­ве­дей и всех тон­ко­стей. Но мы высту­паем здесь в виде стро­гого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других людей осуж­даем, — в том вино­ваты и мы.

Вы меня спро­сите: а может, в этом есть при­ми­рен­че­ство, ком­про­мисс со злом? Ни в коем случае, нико­гда. Мы всегда должны назы­вать зло своим именем. Но чело­веку, впав­шему в этот грех, мы должны состра­дать.

Вот суть этой молитвы, кото­рая чита­ется каж­до­дневно Вели­ким постом с зем­ными покло­нами.

из лекции «Вели­кий Пост», про­чи­тан­ной 1 апреля 1989 г. в клубе «Крас­ная Пресня»

Бла­го­да­ре­ние

Об утрен­ней молитве

Утром, найдя хотя бы одну минуту среди обыч­ных, повсе­днев­ных дел и встав перед Его Ликом, ты почув­ству­ешь, как Он на тебя взи­рает с любо­вью и при­зы­вает тебя к труду. Бла­го­сло­ве­ние Божие с тобой в труде, каждую минуту жизни. Цар­ство Божие, кото­рое при­хо­дит в силе, водво­ря­ется в сердце, ибо Хри­стос сказал: «Цар­ство Божие внутри нас есть — возьми, пойди и пей живую воду Цар­ства Божия» [ср. Лк.17:21 ; Ин.4:10—14 ]. А мы стоим, как древ­ние изра­иль­тяне, у этого источ­ника, и вода нам кажется горь­кой, ибо нет у нас силы веры, кото­рая бы пре­вра­тила эту воду из горь­кой в живую. Горь­кая вода унылой, одно­об­раз­ной, полной моно­тон­ных трудов жизни течет и уходит в песок, и нет надежды, и нет про­блеска, и нет спа­се­ния — уныние, болезни, немощи, огор­че­ния, оже­сто­че­ние, холод­ность сердца, бес­смыс­лен­ность жизни — мерра (евр.), горь­кая вода нашего бытия без Креста Хри­стова.

Но если есть у нас Крест и если есть у нас вера, тогда все меня­ется, тогда каждый миг мы перед Лицом Его, и Он каса­ется нашего сердца. Только тогда зазву­чит молитва, без­молв­ная или сло­вес­ная — любая; она рвется из сердца бла­го­да­ре­нием, вос­хи­ще­нием любо­вью Божией, потому что с нами Гос­подь. Он к нам пришел и нас напол­нил Своею бла­го­да­тью — нас, непри­год­ных, немощ­ных и недо­стой­ных, посе­тил.

Живая вода Слова Божия, Креста Хри­стова течет к нам, чтобы нас вос­ста­но­вить, нас ожи­во­тво­рить и дать нам силы идти в даль­ней­ший путь.

из про­по­веди на Кре­сто­по­клон­ную неделю.

О Евха­ри­стии

Мы назы­ваем глав­ное наше бого­слу­же­ние Евха­ри­стией, бла­го­да­ре­нием. Бла­го­да­ре­ние — святое слово. И каждый чело­век с бла­го­род­ной душой не может не чув­ство­вать этого. Один фран­цуз­ский писа­тель, атеист, неза­долго до смерти гово­рил: «Я прожил пре­крас­ную жизнь, я не знаю, кого бла­го­да­рить, но я бла­го­дарю от всей души».

Для нас, хри­стиан, это есть бла­го­да­ре­ние Богу. Это самая бла­го­род­ная, самая воз­вы­шен­ная молитва, когда чело­век испол­нен высо­ких чувств и пони­мает, насколько неза­слу­женно он полу­чил уди­ви­тель­ный дар жизни, любви, дружбы, кра­соты, труда, разума — всего того, что делает жизнь насы­щен­ной и вели­ко­леп­ной. Даже (дар) испы­та­ний, даже труд­но­стей, кото­рые есть в жизни, потому что они зака­ляют под­линно креп­кую душу. Помните, у Пуш­кина: «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат»? Так вот, бла­го­да­ре­ние — за все, а прежде всего — за то, что вечное, непо­сти­жи­мое, без­мер­ное вошло в нашу жизнь.

из лекции «Хра­мо­вое дей­ство как синтез искусств», про­чи­тан­ной 19 декабря 1989 г. в клубе «Крас­ная Пресня»

О бес­ко­рыст­ной молитве

Каждый из вас знает, что, когда у нас нет особой нужды, когда у нас все спо­койно, молитва наша начи­нает охла­де­вать, она еле теп­лится, нам надо понуж­дать себя встать на молитву. И наобо­рот: в отча­ян­ных обсто­я­тель­ствах, в болез­нях, в труд­но­стях, в испы­та­ниях — вот тут-то, когда гром грянул, мужик и пере­кре­стится. Значит, нас только нужда, как ока­зы­ва­ется, побуж­дает к молитве. Значит, если бы у нас было все бла­го­по­лучно, если бы Гос­подь дал нам все дары, о кото­рых обычно меч­тают люди: здо­ро­вье, успех, бла­го­по­лу­чие в семей­ной жизни, в работе — мы, может быть, тогда и молиться бы не стали? Мы бы, побла­го­да­рив Его холодно, рас­се­янно, быстро бы забыли об этом? Да, так бывает, и все мы знаем это по своему горь­кому опыту. Так бывает…

Но вот в псалме 26‑м, кото­рый часто повто­ряем — «Гос­подь про­све­ще­ние и Спа­си­тель мой: кого убоюсь я?» [ср. Пс.27 (26), 1] — ска­зано о людях, кото­рые искали Самого Гос­пода, потому что им уже ничего не нужно на земле. Вот самое глав­ное — воз­лю­бить Гос­пода Бога всем серд­цем своим, всем помыш­ле­нием своим, всею кре­по­стию своею. «Взы­щите Лица Моего», — гово­рит Гос­подь через Псал­мо­певца [ср. Пс.27 (26), 8]. Значит, «взы­щите не только даров Моих, кото­рые Я даю вам, а взы­щите Самого Меня». Любовь ко Христу есть основа нашей духов­ной жизни. Если этого не будет, мы будем, как языч­ники, кото­рые при­хо­дят полу­чить у своих богов то, что им сего­дня нужно.

Наша молитва должна очи­ститься от коры­сти. То, что мы просим, как дитя просит у матери, — так и нужно делать, но ведь дитя любит свою мать. Оно же не только тянется к руке, кото­рая дает пода­рок или что-нибудь нужное. Дитя тянется к самой матери, потому что она любит его и потому что у него есть любовь к той, кото­рая его родила и носила на руках.

И наша молитва должна быть именно такой! Не только дающую руку Гос­подню видеть и тянуться к ней, но и Самого Гос­пода видеть, Кото­рый всегда должен быть перед нами, — как бы рас­пя­тый перед нашим лицом.

из про­по­веди на неделю пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской.

Про­ше­ние

О внут­рен­ней тишине

Второе вос­кре­се­нье Вели­кого поста Цер­ковь посвя­щает памяти свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы, покро­ви­теля хри­сти­ан­ских мол­чаль­ни­ков и молит­вен­ни­ков, кото­рых назы­вали в ста­рину без­молв­ни­ками, подвиж­ни­ками. Они ста­ра­лись сохра­нять тишину в сердце, скры­ва­ясь в дале­ких оби­те­лях на горе Афон, отре­зан­ные от всего мира морем, ска­лами. В пеще­рах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого свя­того, покро­ви­теля мол­чаль­ни­ков, мы про­слав­ляем во дни Вели­кого поста? Потому, что именно в это время нам важно узнать и напом­нить себе о мол­ча­нии и без­мол­вии.

Какова наша жизнь? Она про­хо­дит в бес­ко­неч­ном шуме и суете. Весь быт совре­мен­ного чело­века сопро­вож­да­ется массой звуков окру­жа­ю­щей жизни. Чело­век, осо­бенно живу­щий в городе, посто­янно слышит шум: ревут авто­мо­били, идут толпы… Врачи гово­рят, что это раз­ру­шает здо­ро­вье. Но мы с вами будем гово­рить о другом. Это прежде всего рас­се­и­вает наше душев­ное сосре­до­то­че­ние. Многие из нас, ока­зав­шись на мгно­ве­ние в тишине, уже чув­ствуют себя неловко и неспо­койно: мы уже отвыкли от тишины, и вместе мы не можем спо­койно помол­чать. А сколько лишних слов. И вся эта сумя­тица и суета, пожи­ра­ю­щая нашу жизнь, не дает чело­веку обра­титься к себе, вспом­нить самое глав­ное. И это про­дол­жа­ется до послед­него нашего изды­ха­ния…

Иногда, когда болезнь жестко оста­но­вит наш бег, при­кует к постели и мы вдруг ока­жемся ото­рван­ными от все­об­щего бега, нам уда­ется побыть наедине с собой. В такие минуты мы начи­наем думать: «А для чего же мы жили? Куда бежали, чего ради торо­пи­лись?»

Голос Божий звучит всегда в тишине. Если вы хотите его услы­шать, поста­рай­тесь вырвать из суток хотя бы несколько мгно­ве­ний. Для этого нам Цер­ковь дает пра­вило: несколько минут почи­тать молитвы, прийти в себя и поду­мать, каков был мой про­шед­ший день, каков будет мой сле­ду­ю­щий день. Это важно, так важно…

Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины. Кто хочет собрать свои мысли и чув­ства, ищите тишины, потому что наши мысли и чув­ства раз­бе­га­ются, не под­чи­ня­ются нам. Мы живем всегда в рас­се­ян­но­сти, но истин­ная духов­ная жизнь чело­века про­ис­хо­дит только в собран­но­сти, внут­рен­нем уеди­не­нии. Надо собрать свои мысли и чув­ства в тихий очаг в глу­бине сердца, чтобы там насту­пило мол­ча­ние, в кото­ром Бог про­из­но­сит Свое слово, обра­щен­ное к тебе. Если мы не будем застав­лять, при­нуж­дать себя к мол­ча­нию, если мы оста­немся под­власт­ными житей­скому шуму, бес­ко­неч­ному бегу, то у нас вся жизнь прой­дет на поверх­но­сти, без глу­бины, без духов­но­сти, без насто­я­щей встречи с Гос­по­дом.

Вот для чего нам сего­дня напо­ми­нают о мол­чаль­ни­ках, вот почему сего­дня Цер­ковь при­зы­вает нас бороться с пусто­сло­вием, празд­но­сло­вием, напрас­ной бол­тов­ней, упо­треб­ле­нием дара языка во зло себе. «Положи, Гос­поди, хра­не­ние устам моим, и дверь ограж­де­ния о устах моих», — гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние [ср. Пс.141 (140), 3]. Вот об этом мы молимся, мы просим Гос­пода, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаст­во­вали, чтобы захо­тели этого, чтобы мы полу­чили дар Божий — мол­ча­ние в тишине Его бла­го­сло­ве­ния.

bз про­по­веди на неделю свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы.

О нис­по­сла­нии Свя­того Духа

«Вос­стань, спящий, и вос­кресни из мерт­вых, и вос­кре­сит тебя Хри­стос!» [ср. Еф.5:14 ]. Так пели хри­сти­ане с первых дней суще­ство­ва­ния Церкви. Этот призыв обра­щен и к нам, потому что душа наша спит глу­бо­ким тяжким сном: сном лено­сти, кос­но­сти, греха. И гово­рит нам Цер­ковь: «Да вос­кре­сит тебя Хри­стос!» Значит, не своей силой встань, а силой Хри­сто­вой.

Вели­кий пост есть то самое время, когда нужно услы­шать это слово, проснуться нако­нец. Может быть, целый год мы спали — день за днем идут так быстро, и мы не заме­чаем про­хо­дя­щего вре­мени. Почему не заме­чаем? Потому что дрем­лем, плывем по тече­нию, потому что мы осла­бели. Но Цер­ковь гово­рит нам: «Вос­стань, спящий, и вос­кресни из мерт­вых!» И душа наша, изъ­еден­ная гре­хами, мерт­вая, должна вос­крес­нуть.

Бывает, идешь по полю, видишь — стоит чело­век и машет руками. Под­хо­дишь ближе — а это, ока­зы­ва­ется, пугало: его поста­вили, чтобы отго­нять птиц от посева. Мерт­вая вещь — шапка, рубаха и палка. Вот и наша душа, кажется, вроде живет, а при­смот­ришься поближе — жизни нет: ни мыслей ясных, ни веры живой, ни чувств добрых — все оце­пе­нело, все покры­лось льдом. Чудесно, что Вели­кий пост сов­па­дает со вре­ме­нем весны, когда как бы мерт­вые дере­вья начи­нают ожи­вать, земля, покры­тая снегом, вот-вот откро­ется, и слово Церкви звучит нам: «Встань, спящий, и вос­кресни из мерт­вых, и вос­кре­сит тебя Хри­стос».

И вот тут-то мы пости­гаем самое глав­ное о вере нашей. Я спро­сил как-то одну жен­щину: «Ты веру­ю­щая? Пра­во­слав­ная?» «Да, — она гово­рит, — я хожу поми­нать своих покой­ни­ков». Так разве в этом наша вера? Конечно, надо поми­нать усоп­ших. Но ведь их поми­нают и языч­ники, и даже совсем неве­ру­ю­щие люди. Когда насту­пает вос­крес­ный или суб­бот­ний день, часто на клад­бище при­хо­дят толпы. Но все ли они пришли туда помо­литься? Значит, не это глав­ное в нашей вере. А что же глав­ное? У кого спро­сить? Кто даст нам ответ? А ответ ясный, един­ствен­ный, исхо­дя­щий из уст Хри­сто­вых, дру­гого ответа нет, все осталь­ное — ложь, чело­ве­че­ские заблуж­де­ния, чело­ве­че­ские пре­да­ния. Что же гово­рит нам Гос­подь? В чем суть веры нашей, кото­рая может нас под­нять, про­бу­дить и вос­кре­сить?

Когда книж­ник по имени Нико­дим захо­тел узнать, в чем суть веры Хри­сто­вой, он пришел к Самому Гос­поду. Нико­дим стес­нялся това­ри­щей, боялся люд­ских пере­су­дов и потому пришел к Нему ночью и спро­сил: «Как же жить?» И Гос­подь ему отве­тил: «Чтобы войти в Цар­ство Божие, надо родиться свыше — вновь родиться». Нико­дим сказал: «Как же я могу родиться? Я старый чело­век». Тогда Гос­подь ему отве­тил, что родиться нужно от воды и Духа. Вода — это кре­ще­ние, вступ­ле­ние в Цер­ковь, а Дух — это вера наша, кото­рая при­ни­мает силу Гос­пода [см. Ин.3:3-8 ].

Каждый из нас должен молиться о том, чтобы Гос­подь дал нам этот Дух, чтобы дал нам это рож­де­ние. «Кто не родится свыше, — гово­рит Гос­подь, — тот не войдет в Цар­ство Божие» [ср. Ин.3:3 ]. Кто не почув­ствует на себе Его руку, так и будет мерт­вым стоять в храме до конца своих дней и не услы­шит голоса Божия: «Встань, про­бу­дись, вос­стань, спящий!» Значит, дать нам жизнь может только один наш Гос­подь Спа­си­тель — силой Своего Духа. Но кому же Он эту силу пошлет? Тем, кто хочет, тем, кто просит, тем, кто молится, тем, кто взы­вает. Поэтому всех вас Цер­ковь при­зы­вает: «Моли­тесь, про­сите» [см. Мф.7:7 ; Мк.11:24 ; Лк.11:13 ; Ин.15:7 ; 1Ин.5:15 ].

Мы повто­ряем каждый день: «Прииди и все­лися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Это мы просим, чтобы Гос­подь к нам пришел, и в нас вошел, и очи­стил нас от зла. Вот это и есть жизнь хри­сти­ан­ская, о кото­рой гово­рит пре­по­доб­ный Сера­фим: «Цель нашей жизни — обре­сти силу Духа Божия в сердце». Мы слабые? Да. Плохие? Да. Немощ­ные? Да. Косные, спящие, мерт­вые? Да! Но придет Гос­подь, про­бу­дит спя­щего и вос­кре­сит умер­шего.

из про­по­веди «Вос­стань, спящий…».

О ближ­них

Еже­днев­ная молитва друг за друга не должна быть просто пере­чис­ле­нием имен — это мы в церкви пере­чис­ляем имена ваши, мы ведь не знаем, за кого вы здесь моли­тесь. А когда вы моли­тесь сами за своих близ­ких, друзей, родных, за тех, кто нуж­да­ется, — моли­тесь по-насто­я­щему, с такой же настой­чи­во­стью, с какой стре­ми­лись вот те род­ствен­ники или друзья рас­слаб­лен­ного попасть в дом к Гос­поду [см. Мк.2:3-5 ; Лк.5:18-20 ].

Только стрем­ле­ние к Гос­поду, жела­ние при­кос­нуться к исце­ли­телю Христу может побе­дить. Вот сейчас пост, мы ста­ра­емся больше молиться, больше воз­дер­жи­ваться. Малое воз­дер­жа­ние в пище — это кро­шеч­ная, мик­ро­ско­пи­че­ская жертва Богу. Поста­ра­емся собраться с духом и при­не­сти Гос­поду молитву, на сей раз — друг за друга: не о себе, не о своем здо­ро­вье, успехе, бла­го­по­лу­чии, спа­се­нии, а о своих сест­рах и бра­тьях, о тех, кто дорог вашему сердцу, — о них сего­дня при­не­сите Гос­поду молитву, как учит нас Еван­ге­лие. О них помо­ли­тесь, чтобы их путь был бла­го­сло­вен, чтобы Гос­подь их под­дер­жал и встре­тил, — и тогда все мы, как бы дер­жась за руки этой молит­вой и любо­вью, будем под­ни­маться все выше и выше к Гос­поду. Вот глав­ное (а все осталь­ное при­ло­жится), вот самое суще­ствен­ное в нашей жизни. И тогда Иисус, видя веру нашу, скажет нам всем — и тем, за кото­рых мы моли­лись, и нам, за кото­рых они моли­лись, — скажет нам всем: «Чадо, про­бу­дись от своего сна и болезни, от рас­слаб­лен­но­сти, от духов­ного пара­лича, встань, тебе про­ща­ются твои грехи».

из про­по­веди на неделю свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы.

О нерав­но­ду­шии

Гос­подь гово­рит нам: «Мало про­из­но­сить слова “любовь”, “доб­рота”, “доб­ро­же­ла­тель­ство”. Любовь должна быть дей­ствен­ной, в чем-то про­яв­ляться в жизни». Так и апо­стол Павел гово­рит, что самое глав­ное в нашей жизни — это вера, дви­жи­мая любо­вью [см. Гал.5:6 ], вера дей­ству­ю­щая, неспя­щая, нерав­но­душ­ная. Навер­ное, тот свя­щен­ник и тот левит, цер­ков­но­слу­жи­тель, кото­рые в притче о добром Сама­ря­нине шли по дороге и видели лежа­щего ране­ного, счи­тали, что верят в Бога, но они были черст­выми и неми­ло­серд­ными: посмот­рели на чело­века, кото­рый взывал о помощи, и, не повер­нув­шись к нему, прошли мимо [см. Лк.10:31-32 ]. И это рав­но­ду­шие Гос­подь сурово осуж­дает. А бла­го­слов­ляет Он отзыв­чи­вость сердца — вот и весь закон Еван­ге­лия.

Поэтому будем про­сить у Гос­пода, чтобы Он дал нам сил, чтобы Он дал нам Свою печать Боже­ствен­ную в сердце, чтобы мы не оста­ва­лись рав­но­душ­ными, как вода, как камень, чтобы мы были живыми людьми, отзы­ва­ю­щи­мися на стра­да­ния и на нужду тех, кто нас окру­жает. И еще одно. В притче люди делятся на «черных» и «белых», а чаще всего бывает так, что в нас живет и «черный», и «белый», и рав­но­душ­ный, и отзыв­чи­вый, поэтому иногда раз­де­ле­ние и борьба про­ис­хо­дят в одном сердце чело­ве­че­ском. Так пусть же побе­дит в нас вот это «белое», свет­лое, доброе, любов­ное начало, чтобы мы услы­шали глас нашего Гос­пода: «При­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира» [ Мф.25:34 ].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *