что относится к ювелирным изделиям
Ювелирное изделие
Ювели́рное изде́лие — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.
В соответствии с действующим законодательством России [1] к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.
Содержание
Исторические сведения
Для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определённый магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день.
Древний Восток
В Древнем Египте основным материалом для изготовления ювелирных украшений было золото. Древнеегипетские ювелиры применяли различные техники его обработки, умели также с помощью различных добавок изменять его цвет — от белого до зелёного и розового. Золотые браслеты, кулоны, ожерелья, серьги, диадемы, кольца, различные украшения на голову, нагрудные украшения и ожерелья-ошейники — всё это изготовляли в Древнем Египте, на земле фараонов. В украшениях ценили не только сам металл, но и красивую цветовую гамму, причём предпочтение отдавалось ярким, насыщенным цветам. Их отделывали вставками из цветного стекла (так называемой пасты) и поделочных камней, таких, как сердолик, малахит, лазурит и др. А вот тех камней, которые мы сейчас считаем драгоценными — алмазов, рубинов, сапфиров — египтяне не знали.
У древних евреев главным украшением женщин были серьги с подвесками различной формы (чаще всего в виде звёздочек или полумесяцев). Носили также носовые кольца. Очень популярны были ожерелья, состоявшие из шерстяной ленты, на которую нанизывались шарики или пуговки из кораллов, жемчуга, цветных камней или стекла; иногда лента была из металла, а шарики — из сандалового дерева. Самые дорогие ожерелья делались из соединённых между собой золотых шариков. К ожерельям подвешивали медальоны в форме полумесяца или солнца, различные амулеты и флакончики с духами. Помимо всех прочих украшений, женщины носили на лодыжках цепочки с колокольчиками, которые заставляли их двигаться медленно и плавно, а при ходьбе мелодично позванивали. Маленькие девочки носили украшения из кусочков сукна (кольца и т. п.).
Античность
Об изделиях из драгоценных металлов и камней встречаются упоминания и из памяток Древней Греции. Первые упоминания о драгоценных металлах и камнях в Древней Греции восходят к 14 веку до н. э. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой. Золотые украшения (как те, что носил покойный при жизни, так и специальные золотые маски, венки, нагубники и наглазники) помещали в погребения, стремясь воздать последние почести усопшему и отогнать от него злые силы. Широкую известность получил т. н. «клад царя Приама», найденный знаменитым немецким археологом Г.Шлиманом в 1873 г. при раскопках Трои. В этот клад входили 24 ожерелья, шпильки для волос, шейные гривны, браслеты, серьги, височные кольца, налобная золотая лента и две великолепные золотые диадемы.Эти предметы представляют собой подлинный шедевр микенского ювелирного искусства, свидетельствуя о высоком мастерстве древних умельцев.
В Древней Греции на поток было поставлено производство бус, которым придавали формы раковин, цветов и жуков. Интересным является тот факт, что бусы изготавливались путём соединения двух плоских золотых пластин, а между ними засыпали белоснежный песок. К 300 веку до н. э. греки начали изготавливать разноцветные ювелирные украшения, используя изумруды, гранаты, аметисты и жемчуг. Они также творили шедевры из камней, стекла и глазури. В это время становятся популярны такие ювелирные изделия, как гравированные броши, медальоны из индийского сардоникса.
Средние века
В средние века основным заказчиком ювелирных изделий стала церковь. Складные алтари, причастные чаши, различные сосуды, оклады икон и книг, изображение святых, сцены из жизни Христа — вся эта роскошная церковная утварь производилась в те времена в немалых количествах. Особенно необходимо отметить украшения окладов книг, которые хранились в монастырях и соборах как реликвии. В центре и по углам окладов книги обычно располагали рельефный орнамент из чеканного металла и слоновой кости в окружении эмалевых или черневых изображений святых и прямоугольных или круглых пластин, заполненных геометрическим узором перегородчатой эмали. Между пластин помещали яркие самоцветы, закрепляя их в высоких гнездах или окружая филигранным ажуром; они образовывали богатую цветную кайму. Основным средством декора ювелирных изделий того времени была эмаль. Соперничая с самоцветами, она давала тот же эффект драгоценной многоцветной поверхности предмета. Наибольшее распространение эмали получили во Франции (причём особенно славилась лиможская эмаль) и Германии. Эмали на изделиях ювелиров этих стран, как правило, выемчатые и заполированы на одном уровне с фоном. По колориту эмали отличаются пестрой и свежей цветовой гаммой. Холодные оттенки голубого, синего, белого или зеленого цвета чуть расцвечивали золотыми и красными узорами, их чистоту и интенсивность колорита подчеркивали золоченым фоном, покрытым тонким гравированным орнаментом. Изделия средневековых мастеров производят впечатление перегруженности яркими выпуклых форм камнями (рубином, изумрудом, сапфиром, жемчугом), но встречаются экземпляры, украшенные такими самоцветами, как горный хрусталь, топаз, аметист, гранат. И привозные, и местные камни шлифовались вручную и без изменений естественной формы кристалла или галечной породы. Личные украшения жителей средневековой Европы почти не сохранились до нашего времени. Диктуемая церковью доктрина аскетизма — отрицание радостей земного существования — выразились в предельной простоте костюма, скрывавшего очертания тела, в сокращении количества украшений.
В XIII в. количество драгоценностей на костюмах светских и церковных феодалов возрастает. Художественная простота форм и наивная яркость изделий начала века уступает место рафинированности изысканных драгоценностей развитого феодализма. В моду входят пряжки, ожерелья, широкие пояса, усыпанные жемчугом и камнями в высоких ажурных гнездах. Основание оправ часто делают ограненным, что усиливает игру камней. Перстни носили и мужчины, и женщины. Перстни с резными камнями употребляли в качестве печатей и для обозначения ранга владельца. Из гладкого золота в сочетании с аметистом, рубином, сапфиром изготовляли перстни для епископов. Кольцо главы церкви — Папы Римского — украшали фигурки св. Петра в ладье. Знаками папских послов служили крупные перстни из бронзы или меди с недорогим камнем или стеклом и священным изречением, нанесенным методом гравирования. Существовали посольские перстни и особые кольца членов купеческих гильдий.
Россия
На территории Могилев-Подольского района зафиксирован [источник не указан 784 дня] уникальный памятник восточнославянских ювелиров на селище конца V—VIII вв. н. э.: специальное помещение мастерской-полуземлянки дерево-каркасной столбовой конструкции (3,5×2, 9 м, ориентация углов — почти по сторонам света), в которой под руинами глиняной обмазки стен «in situ» выявлены 64 каменные литейные формы ювелира. Вместе с литейными формами у печи-каменки найден и керамический тигель-леячка. Таким образом, речь идет о производственном ювелирном комплексе с печью-каменкой.
Эпоха Возрождения
Новое время
Современность
Многие ювелирные изделия, которые можно увидеть сегодня в магазинах, серийного производства, то есть изготовлены методом литья по выплавляемым восковым моделям или штамповкой. Однако ручное изготовление не потеряло своей актуальности. Старейшим учебным заведением, обучающим ювелирному мастерству, является Московская школа художественных ремёсел.
Оценка ювелирных изделий
Существует три подхода к определению рыночной стоимости ювелирных изделий: оценка с точки зрения затрат, по прямому сравнению продаж и с точки зрения ожидаемого дохода. значимость.
Классификация и ассортимент ювелирных товаров
Классификация и ассортимент ювелирных товаров до 1970-х годов. Цены на ювелирные товары.
По материалу ювелирные товары различали:
изделия из золота с камнями и без них;
изделия из платины с камнями и без них;
изделия из серебра с камнями и без них;
изделия из металлических сплавов, похожих на золото или серебро и покрытых сверху золотом или серебром;
изделия из недрагоценных металлов с камнями и без них;
изделия из янтаря, коралла и других камней.
По назначению ювелирные товары делились на группы:
украшения (кольца, браслеты, бусы, кулоны, колье, серьги, медальоны);
декоративные и туалетные принадлежности (запонки, пряжки, булавки, броши, пуговицы, пояса, пудреницы, зеркала, шкатулки, рамки, флаконы туалетные и др.);
принадлежности для курения (портсигары, табакерки, порттабаки, сигаретницы, зажигалки, спичечницы, мундштуки);
столовые принадлежности (столовые и чайные приборы, подстаканники, рюмки, кубки, бокалы, стопки, солонки, салфеточные кольца, подносы, сахарницы, вазы, кофейники); письменные принадлежности (ручки, карандаши, чернильные приборы, бювары, листорезы, блокноты);
предметы разного назначения (сумки, наперстки, портмоне, набалдашники и ручки для палок и зонтов).
Товарный ассортимент розничной торговли включал собственно ювелирные товары и различные товары.
Ассортимент ювелирных товаров
1.украшения (серьги, ожерелья, кулоны, медальоны, кольца, браслеты);
2. туалетные и декоративные принадлежности.
Ассортимент различных товаров
1.часы, оправленные в золотые и серебряные корпуса ювелирной художественной работы, с гравировкой и другими украшениями;
2.часы с корпусами из драгоценных металлов и материалов без всяких украшений;
3.высококачественные художественные изделия из фарфора и хрусталя, имеющие в основном декоративное назначение;
4.заготовки и детали изделий из драгоценных металлов (пластинки для гравирования надписей, замочки, карабинчики и др.).
Основная масса ювелирных товаров производилась на ювелирных фабриках Главювелирторга. Выпускали новые ювелирные изделия из золота, серебра, драгоценных, полудрагоценных и искусственных камней. Кроме того, реставрировали ювелирные изделия, поступавшие со скупочных пунктов.
Трест « Русские самоцветы» занимался добычей и обработкой камней, выпуском ювелирных изделий из серебра и золота с камнями. Производством ювелирных изделий из серебра и сплавов цветных металлов занимались предприятия государственной промышленности. Многие виды ювелирной галантереи изготавливали цехи ширпотреба промышленных предприятий. Ювелирную галантерею из серебра и цветных металлов с дешевыми камнями и стеклом производили артели промысловой кооперации, в том числе расположенные в Москве и Московской области. Пользовались спросом и известностью изделия промартели в селе Красном Костромской области. Артель «Северная чернь» в городе Великий Устюг славилась ювелирными изделиями и столовыми приборами, отделанными чернью. Ювелирные изделия с характерным рисунком чернью изготавливали в селе Кубачи Дагестанской АССР. Артели промкооперации Армении, Грузии, Азербайджана выпускали серебряные изделия с национальным рисунком. Изделия из янтаря выпускал промкомбинат в Калининграде и некоторые другие предприятия.
Основной поставщик ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в те годы – Центральная база драгоценных металлов и камней Главювелирторга.
Прейскуранты на ювелирные товары. В действовавших в те годы прейскурантах на ювелирные товары классификация их построена по признаку материалов, из которых они изготовлены. Все изделия были разделены на 9 групп:
1.золотые изделия;
2.бусы из кораллов;
3. часы в золотых и серебряных корпусах;
4. серебряные весовые и штучные изделия;
5. серебряная галантерея;
6. изделия из янтаря;
7.ювелирно-металлическая галантерея;
8.мельхиоровые посеребрённые изделия;
9. разные изделия.
Для большинства ювелирных изделий в прейскуранте установлены условные обозначения – артикулы. Артикул для ювелирных товаров состоял из 4 цифр. Первые 2 цифры – группа изделий, последующие – порядковый номер изделия в каждой группе.
Трест «Русские самоцветы» устанавливал на ювелирные изделия, выпускаемые предприятиями треста, свои артикулы, состоящие из букв и цифр. Буквы обозначали сокращенное название вида ювелирного изделия, а цифры – порядковый номер по каждому виду изделия: Б – броши, Бр – браслеты, Бл – булавки, З – запонки, Зм – зажимы для галстука и т.д.
Цены на ювелирные изделия устанавливались из расчета стоимости драгоценного металла, т.е. с учётом пробы металла, и стоимости камней (в зависимости от качества и размера).
На изделия с гравировкой, занимающей не менее ; площади поверхности, устанавливалась надбавка за гравировку за грамм изделия. На изделие с эмалевой отделкой, с незначительными повреждениями, устанавливалась скидка.
Если в прейскуранте была указана цена на изделие определённой пробы, а изделие изготовлено из металла, имеющего другую пробу, то производили перерасчет путём установления стоимости одной пробы и затем умножением полученного результата на число данной пробы.
Например, в прейскуранте указана цена 1 грамма серебряной разливной ложки 800-й пробы – 90 копеек. Цена этой ложки 750-й пробы будет:
90коп. : 800 = 0,1125
0,1125 х 750 =84 коп.
Изделия из недрагоценных металлов с янтарём выпускали двух сортов – 1с и 2с. Прейскурант определял цены на изделия с янтарём, выполненные из недрагоценных металлов 1 сорта. На изделия 2сорта действовала скидка от цены изделия 1 сорта.
Реставрированные изделия и новые ювелирные изделия с драгоценными камнями расценивались с учётом стоимости драгоценного камня, благородного металла, стоимости работ (изготовление или реставрация) с учётом накладных расходов и наценок.
Торговые организации получали скидки от розничной цены для покрытия расходов и накопления прибыли.
Кроме Прейскурантов розничных цен на ювелирные изделия применялись Прейскуранты на изделия из золота, серебра, платины, на драгоценные, поделочные камни, скупаемые у населения через пункты или отделения ювелирных магазинов Главювелирторга.
Признаки ювелирного украшения
Не каждое украшение можно назвать ювелирным изделием. Дело здесь не в бижутерии или поддельных камнях. Результат ювелирной работы — это сочетание нескольких аспектов: наличие в изделии драгоценного металла и художественной обработки, правильное назначение украшения и клеймо на его внутренней стороне. Давайте разбираться по порядку, почему то или иное изделие можно назвать ювелирным.
Драгоценный металл
Слово «ювелир» происходит от немецкого juwel, что в переводе означает «драгоценность». Поэтому, в первую очередь, ювелирные изделия — это украшения, которые выполнены из драгоценных металлов: золота, серебра, платины или палладия.
Металлы считаются драгоценными по нескольким причинам. Они устойчивы к химическим воздействиям, редко встречаются в природе, а их добыча чрезмерно дорога.
Из драгметаллов в чистом виде ювелирные изделия не делают. Это обусловлено мягкостью природного материала, его подверженностью износу и высокой ценой. Обычно ювелирные компании используют сплавы, состав которых держат в строжайшем секрете. Сплавы отличаются цветом, твердостью, температурой плавления, а также процентным содержанием самого драгоценного металла. Процентное содержание определяет пробу металла, о которой мы поговорим в следующих двух статьях.
Художественная обработка
Украшение из драгоценного металла может считаться ювелирным, если имеет художественную ценность. Именно благодаря специальным техникам обработки ювелирное изделие становится настолько притягательным, что вы хотите заполучить его. К художественной обработке относятся следующие процессы: литье, ковка, чеканка, скань, финифть, чернение, нанесение алмазной грани, родирование и другие техники.
Назначение изделия
Возможно, вы удивитесь, но ювелирные изделия — это не только то, что люди надевают на пальцы, шею, руки и ноги. Это понятие намного шире. Только взгляните:
Также к ювелирным изделиям относят часы и иконы, выполненные из золота и серебра. Они могут быть инкрустированы драгоценными или полудрагоценными камнями, о которых мы поговорим в четвертой статье серии материалов.
Клеймение
Возьмите в руки любое ювелирное украшение и обратите внимание на внутреннюю сторону. На настоящей российской ювелирной продукции должно быть два оттиска.
Первое клеймо называется именником самого завода, который создал украшение. Там зашифрован год создания изделия, а также коды Государственной инспекции пробирного надзора и изготовителя. Это клеймо завод ставит сам.
Именник ювелирного изделия
Второе клеймо на каждом изделии ставит Государственная инспекция пробирного надзора. В оттиске зашифрован регион, в котором произведено украшение, а также указана проба металла.
Клеймо Государственной инспекции пробирного надзора
Если вы держите в руках украшение без второго клейма, значит, это иностранное изделие или подделка. Если на украшении нет ни одного оттиска или данные на нем нечеткие, стоит усомниться в подлинности изделия и потребовать необходимые документы на товар.
Подведем итог
Изделия могут считаться ювелирными, если они:
Запомните. Все, что не попадает в эту категорию, считается бижутерией. Она тоже имеет право на жизнь благодаря своей красоте, но ювелирным изделием такие украшения назвать нельзя.
Носите настоящие ювелирные украшения. Погружайтесь в ювелирную тематику каждый день. Компания AQUAMARINE поможет вам и с первым, и со вторым.
Ювелирные товары
Главным потребительскими свойствами ювелирных товаров являются их эстетические свойства, и в этом их особенность. Некоторые из ювелирных изделий (столовые приборы, запонки и др.) имеют определенное утилитарное назначение. Однако оно не является главным критерием при покупке, основной критерий—это красота изделий. Определенная особенность потребительских свойств ювелирных товаров заключается также в том, что срок службы ювелирных изделий из драгоценных металлов исчисляется десятками и даже сотнями лет.
Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров
Факторами, формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства.
Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, ювелирные камни, декоративные и поделочные материалы.
К основным драгоценным металлам относят золото, серебро и платину. Драгоценные металлы имеют красивый внешний вид, высокую устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью, способностью сплавляется с другими металлами, что обуславливает широкое применение их в ювелирном производстве. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой. В нашей стране действует метрическая система проб, указывающая содержание драгоценного металла в 1000 частей (по массе) сплава.
Из сплавов платины в ювелирном деле применяют в основном сплав платины 950-й пробы.
Из цветных металлов и их сплавов в ювелирном производстве чаще используют сплавы меди – латунь, мельхиор, нейзильбер.
Ювелирные камни подразделяют на природные и искусственные. Природные камни могут минерального и органического происхождения. Их делят на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Искусственные камни, как правило, имеют минеральную основу.
Драгоценные камни (самоцветы) характеризуются высокой прозрачностью, твердостью, красивой игрой света. К ним относят алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Мерой веса драгоценных камней является карат (0,2 г).
Алмаз – самый твердый камень, состоящий из кристаллического углерода. Отличается сильным блеском и высоким показателем преломления света. Граненый алмаз называется бриллиантом. Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма (существует 17 видов форм), масса (они бывают мелкие, средние и крупные), цвет (7 групп), дефективность (8 групп) и геометрические размеры. Наиболее ценными являются бесцветные алмазы, а также камни с голубой, синей, красноватой или зеленоватой окраской.
Рубин и сапфир – самые твердые после алмаза камни. Основу их составляет кристаллический глинозем (корунд). Окраска определяется присутствием незначительных примесей оксидов металлов. Рубины имеют красный цвет, сапфиры чаще синие, иногда встречаются красновато – синие или фиолетовые.
Жемчуг – драгоценный камень ограниченного происхождения, образующийся в раковинах речных и морских моллюсков. Его отличает своеобразный радужный блеск перламутрового вещества. Цвет жемчуга может быть различным. Наиболее ценен блестящий жемчуг округлой формы белого и розового цветов.
Полудрагоценные камни отличаются разнообразием. Это камни прозрачные и полупрозрачные, бесцветные и цветные. Неодинаковы и их свойства, определяемые преимущественно химическим составом, внутренним строением. По химическому составу выделяют несколько групп полудрагоценных камней: группа берилла (аквамарин, александрит), группа кварца (аметист, горный хрусталь, опал) и др. К полудрагоценным камням относят и камни органического происхождения: янтарь, коралл. Мерой веса полудрагоценных камней является грамм. Наименования и цвета некоторых из них приведены ниже.
Янтарь – это легкий и мягкий камень, представляющий собой окаменевшую смолу древнейших хвойных деревьев. Цвет янтаря – от ярко – желтого до буро-коричневого. Наиболее ценен прозрачный янтарь с включениями насекомых или частичек растений.
Кораллы – это окаменевшие остовы морских беспозвоночных организмов – полипов. Они непрозрачны, имеют различную окраску.
Агат – полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный ( до 20 оттенков ), рисунчатый ( полосатый, слоистый ) камень. Разновидность агата, обычно с полосчатостью черного и белого цвета, называют ониксом.
Искусственные камни получают чаще из оксидов различных металлов путем выращивания кристаллов в определенных условиях. К ним относятся синтетический корунд, искусственные гранат, изумруд, сапфир, искусственные кристаллы – фианиты, искусственно выращиваемый жемчуг и др. Часто искусственные камни почти не отличаются от природных. Обычно они более крупных размеров, более чистые и равноокрашенные.
Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий применяют стекло, кость, рог, пластмассы и др.
Особенностью производства ювелирных изделий является то, что они расцениваются как произведения искусства и создаются художниками – ювелирами. Производство ювелирных изделий начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете. Основные технологические процессы производства следующие: заготовка, создание форм, отделка, огранка и закрепка.
Заготовку материалов из сырья и полуфабрикатов производят плавкой, прокаткой, волочением, ковкой и резкой.
Форму ювелирных изделий создают штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой (сборкой деталей с помощью пайки, сварки или клепки).
Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, оксидирование, золочение, серебрение, эмалирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть – миниатюрная живопись по эмали, филигрань (скань) – ажурный узор из гладкой или крученой проволоки, инкрустирование различными материалами.
Огранку ювелирных камней производят различными способами. Основные из них – огранка розой (боковые поверхности камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).
В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корневая и глухая.
При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах), при гризантной – обжимается ободком с насечкой (гризантом). Корненая закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла). При глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности.
Клеймение ювелирных изделий
Все изделия из драгоценных металлов, изготовленные в нашей стране, должны иметь пробирное клеймо, поставленное Инспекцией пробирного надзора Министерства финансов. Пробирное клеймо содержит пробу, указываемую цифрами.
Кроме метрической системы, применяемой в нашей стране, в ряде стран используется каратная система проб. Соответствие некоторых проб золотых сплавов двух систем приведено ниже: