что по вашему мнению следует отнести к функциям парламента
Что такое парламент — его функции и история, как называется и что из себя представляет парламент РФ
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас живет по законам государства (что это?), которые регламентируют деятельность граждан и юридических лиц в различных сферах общества.
Для их разработки и принятия существует специальный законодательный орган – парламент. В нем на выборной основе работают депутаты, ответственные за содержание законов, которые иногда могут иметь судьбоносное значение для всех людей.
Что такое парламент
Парламент (фр. parler – говорить) это – высший представительный орган государства, наделенный полномочиями принятия законов (что это?). Осуществляет представительство интересов ключевых социальных групп населения во власти, поэтому работающих в нем депутатов часто называют «народными избранниками».
Исторически он играл роль своеобразного «амортизатора» между монархом (кто это?) и обществом. По мере своей эволюции превратился в высший орган государства.
Древнейшим парламентом планеты считается исландский альтинг – он впервые был созван в 930 году. К числу старейших «говорилен» (так дословно переводится парламент с французского) относится парламент Великобритании, созданный графом Симоном де Монфором в 1265 году. Несколько позже, в 1302 году были созваны Генеральные Штаты во Франции.
В практике парламентаризма встречаются два вида представительных органов:
Главные функции парламента
Основная роль представительного органа – законотворческая, которая связана с разработкой, обсуждением, принятием поправок и утверждением законопроектов.
Также он реализует следующие функции:
Парламент РФ — это Федеральное собрание
Действующий парламент РФ Федеральное собрание был образован в 1993 году. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В верхней палате (Совете Федерации) работают 170 человек, которые делегированы от исполнительной и законодательной власти регионов. Также в соответствии со ст.95 Конституции в Совфеде могут работать назначаемые главой государства представители РФ в количестве не более 10% от числа членов палаты.
Госдума (нижняя палата) состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем на 5 лет по смешанной избирательной системе (225 по одномандатным округам + 225 по партийным спискам).
Полномочия и статус главного законодательного органа страны (парламента) закреплены в V главе Конституции РФ.
Структурно Совет Федерации состоит из 10 комитетов и трех комиссий, а депутаты Госдумы подразделяются на 29 профильных комитетов, отвечающих за качество проходящих через них законопроектов. На протяжении нескольких последних созывов в Нижней палате формируются 4 фракции:
Попробовать свои силы в работе депутатом может каждый россиянин, достигший 21 года.
Парламент играет ключевую роль в политической системе государства. В нем работают люди, представляющие интересы своих избирателей во власти, от решений которых зависит качество жизни всего общества.
Как называются парламенты в разных странах
В мире не существует единого названия парламента. В каждой стране он называется по-разному, эти наименования нередко меняются.
На слуху такие названия как Конгресс (США), Кнессет (Израиль), Федеральное собрание (Россия) или Бундестаг (Германия). У других стран представительный орган называется следующим образом:
История российского парламентаризма
В России представительный орган власти, по меркам развитых стран, появился довольно поздно. Историческое заседание состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Выборы в однопалатную Государственную думу проходили в условиях полыхавшей Первой российской революции (1905—1907 гг.)
Избиратели был разделены на курии – особые разряды, выделяемые по социальному и имущественному критерию. Тогда их было 4 – помещики, буржуазия, крестьяне и рабочие. Выбирать могли далеко не все – права голоса были лишены подданные моложе 25 лет, женщины, военные, которые состояли на действительной службе и многие другие.
Вес голоса представителей курий был неодинаков, например, на один голос помещика приходилось 260 голосов крестьян или 543 рабочих. Это позволяло царю формировать «удобный» парламент, в котором преобладали его политические сторонники.
Однако в Думе была и оппозиция (это что такое?), о чем свидетельствует двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. Всего до момента падения монархии в Российской империи избиралось 4 Госдумы. Последняя была сформирована в 1912 году и распущена императором в конце февраля 1917 года во время тревожных дней Февральской революции.
В СССР что такое парламент знали немногие, так как он не играл определяющей роли в политической системе, где решающее мнение всегда оставалось за вождем. Однако в период с 1938 по 1989 годы представительный орган существовал под названием Верховный Совет.
Он состоял из двух палат – верхней Совета Союза и нижней Совета Национальностей. Выборы в него нередко проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты часто молчаливо соглашались с решениями Генерального секретаря и Политбюро.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
А для меня «Парламент» это вкуснейшие и не сильно крепкие сигареты родом из начала «нулевых». А еще слово «Парламент» ассоциируется с Францией, есть там такое выражение, часто применяемое к явновыраженным иностранцам: «Парле ву франсе»? То есть «Парламент» в переводе на русский язык можно назвать «Говорильня»))
Нечто похожее на парламент установил Моисей)) Когда его тесть Иофор, видя, как зять сидит один и решает проблемы трёхмиллионного народа с утра до вечера, предложил ему выбрать себе помощников.
Основные функции парламента.
ЛЕКЦИЯ № 6
Тема: Высшие органы государственной власти.
Цель:раскрыть основновные функции и условия эффективной работы парламента. Охарактеризовать предназначение и основные полномочия правительства. Дать понятие бюрократии. Проанализировать веберовскую типологию бюрократии.
Тип занятия: лекция.
План
1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.
2. Основные функции парламента.
4. Бюрократия и бюрократизм.
1. Парламент: сущность и роль в жизни общества.
Парламент– высший предатавительный, законодательный орган государства. Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в 1265г., а с середины XIV в. он стал двухпалатным. Реальное значен
ие как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций ХVІІ – ХVІІІст. Парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. В Италии его называют парламентом, в США – Конгрессом, в Израиле —Кнессетом, в Швеции – риксдагом, В России – Федеральным собранием, в Украине – Верховной Радой.
Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов. Верхние палаты образуются по-разному:
1). По принципу наследования (Великобритания);
2). По принципу назначения главой государства (Канада, Иордания);
3). По принципу избрания (США, Италия. Индия, Франция).
В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если на 1 млн. человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотворческому процессу. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется квотум (присутствие достаточно). Так, в Индийском парламенте он составляет 10% от численности парламента, а в палате лордов – 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек.
Условия эффективной работы парламента:
1). Компетентность депутатов – важное, но не единственное условие для эффективной работы парламента.
2). Работа должна быть организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой либо другой деятельностью.
3). Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.).
4). Важную роль в работе парламента играют фракции. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня.
5). Обсуждение законопроектов, которое предполагает столкновение различных точек, конфликтные ситуации. Внести упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель (в англоязычных странах – спикер) парламента. Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функций председательствующего, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата. Таким образом, в число руководителей представителъного органа входят спикер, председатели комиссий и комитетов, лидеры партийных фракций.
Члены обеих палат имеют парламентские привилегии:1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.
Основные функции парламента.
Первая функцияпарламента – законотворческая, в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.
Осуждение законорпоекта на пленарном заседании происходит, ак правило, публично, в комиссиях – при акрытых дверях. В большинстве стран вначале законопроект рассматривается нижней палатой, верхняя палата либо его одобряет, либо отклоняет. Принятие закона затруднено, если обе палаты наделены одинаковыми полномочиями. В этом случае законопроект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название
«челнока» и с ее помощью можно провалить любой неугодный закон).
Вторая функция парламента — представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей.
Третья функция парламента – функция обратной связи, безкоторой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, «круглые столы».
Четвертая функция парламента – формирование бюджета,которую образно называют «правом кошелька». Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя «право кошелька», формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.
В деятельности парламента следует выделить и внешнеполитические функции. К ним относятся:
1. Утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
2. Ратификация и денонсация международных договоров;
3. Объявление, войны, заключение мира и др.
Реализация всех перечисленных функций позволяет предотвращать развитие недемократических, авторитарных тенденций.
Глава государстваолицетворяет единство нации страны, выполняет представительские функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности – высшие государственные акты. Роль, место и функции главы государства определяются разными факторами, среди которых наибольшее влияние оказывают форма правления и политический режим. Как правило, главой государства является монарх, президент, премьер-министр.
Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютних и дуалистических монархиях, а таких в современном мире немного (Саудовская Аравия, Кувейт и некоторые другие ). В современных парламентских монархиях институт монарха — это прежде всего дань традиции, и она носит формальный характер. Монарх «царствует, но «не управляет», хотя юридически он может утверждать премьер-министра, быть несменяемым членом правительства, иметь доступ ко всем документам, быть верховным главнокомандующим.
В республике главой государства является, как правило, президент. В отличии от монарха, он избирается на определенный срок. Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются разнообразием. В большинстве стран президента выбирают всенародно (Франция, Ирландия, Россия, Беларусь, Украина); в некоторых — коллегией выборщиков (США), в Германии — особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии — правительством; в Греции, Израиле — парламентом. Неодинаков и срок полномочий президента: в США, России, Колумбии — 4 года, в Индии, Венесуэле, Беларуси, Украине — 5; во Франции – 7 лет. Кроме того, в ряде стран
Конституции ограничивают срок пребывания в президентской должности одного и того же лица одним (Мексика, Эквадор) либо двумя (США, Австрия, Германия, Россия, Беларусь) сроками; во Франции, Италии, Финляндии ограничения срока не предусмотрены.
В случае невозможности выполнения президентом своих функций, его место занимает либо вице-президент (США), либо председатель правительтва, либо спикер парламента и проводятся досрочные президентские выборы. Такие ситуации возникают, если президент:
— недееспособен по состоянию здоровья;
— совершил измену государству или другое тяжкое преступление, нарушил Конституцию и его отстранили от должности посредством процедуры импичмента.
— уходит в отставку добровольно.
Полномочия главы государства определяются Конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство.
В президентських республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является и главой государства и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра, или председателя правительства при смешанной форме правления. Им осуществляются:
• формирование правительства и контроль за его деятельностью;
• решение вопросов использования вооруженных сил, выработка военной политики государства;
• прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;
• право помилования, амнистии;
• назначение судей (без права вмешательства в процесс правосудия);
• обращение к парламенту с посланиями;
• роспуск парламента в случаях, предусмотренных Конституциями (Франция, Россия, Беларусь, Украина);
• контроль за исполнением законов;
• ведение переговоров и заключение международных соглашений;
• право вето на отдельные законодательные акты;
• введение чрезвычайного положения в случаях, предусмотренных конституцией; и др.
Таким образом, простое перечисление функций главы государства в президентских республиках и республиках со смешанным правлением свидетельствует, что президент фактически единолично определяет все основные направления деятельности исполнительной власти, делегируя министрам ряд своих полномочий.
Правительство.
Правительство –это высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства входят главы министерств и центральных ведомств. Наиболее распространенное название его — совет министров или кабмин. Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентских формах правления это высший орган исполнительной власти.
Иногда правительственную коалицию по той или иной причине создать не удается. И таком случае одна или несколько партий формируют правительственное меньшинство, которое обладает властью лишь постольку, поскольку его поддерживают другие партии, не вошедшие в состав правительства. Такие правительств формируются довольно часто в Дании, Норвегии, Швеции.
В странах с парламентарными формами правления правительство ответственно перед парламентом, со смешанными оно несет двойную ответственность — и перед парламентом, и перед президентом.
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести отнести:
• формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
• составление и исполнение бюджета;
• прогнозирование социально-экономического развития;
• руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
• участие в законодательной деятельности (посредством права законодательной инициативы разработки законопроектов);
• принятие нормативных актов;
• ведение международных переговоров и заключение соглашений.
Для исполнительной власти характерна тенденция узурпации властных, полномочий, потому очень важно, чтобы парламент имел достаточный вес и влияние на политические процессы.
Какие функции выполняет парламент
Содержание статьи
Какова законодательная функция парламента
Главная функция любого парламента – законодательная. То есть, именно он рассматривает проекты законов, поправки и дополнения к ним. Парламент принимает законы, изменяет их содержание или вовсе отменяет при необходимости.
В рамках своей законодательной функции парламент также осуществляет контроль исполнительной власти. Он рассматривает вопрос о доверии правительству, а также в отдельных, предусмотренных законом случаях, осуществляет процедуру досрочного отрешения от должности главы государства (монарха, президента). Как правило, такое случается при длительной неспособности этого высшего должностного лица исполнять свои обязанности – например, по состоянию здоровья, или по его собственному желанию, или ввиду выдвинутого против главы государства обвинения в уголовно наказуемом деянии. Из совсем недавних примеров можно вспомнить добровольное отречение от престола испанского короля Хуана Карлоса II в пользу своего старшего сына. Это отречение было утверждено испанским парламентом – Кортесами.
Какие функции может выполнять парламент, кроме законодательной
Парламент при необходимости может создавать комиссии по расследованию деятельности как отдельного должностного лица, так и целых учреждений, министерств. Он может вызывать (либо приглашать, в зависимости от законов конкретной страны) на свои заседания для отчета любое должностное лицо, для этого он направляет ему письмо. Эти заседания проводятся либо в открытом режиме, с участием представителей общественных организаций и СМИ, либо в закрытом, если рассматриваемый вопрос затрагивает государственную тайну.
Наконец, парламент осуществляет еще одну важную функцию – представительскую. В подавляющем большинстве случаев все его члены (или хотя бы члены нижней палаты, если состав парламента двухпалатный), получают свои мандаты от избирателей, путем тайного голосования. Таким образом, в состав парламента входят люди, которым делегировали полномочия представители самых широких слоев населения, придерживающиеся разных политических взглядов.
Без функции обратной связи парламент не сможет обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Также к функции парламента можно отнести формирование бюджета, например, некоторые страны детально расписывают все статьи расходов бюджетных средств.
РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы по темам лекций
Тема 1. Понятие предмет и метод теории государства и права.
1. Систему юридических наук составляют следующие дисциплины:[1]
2. Теория государства и права является:[3]
3. К теории государства и права не относится следующая функция:[1]
4. Предмет теории государства и права составляют: [1]
5. Какие из перечисленных методов познания( 1. Формально-логический; 2. Системный; 3. Сравнительное правоведение; 4. Государственное моделирование; 5. Проб и ошибок; 6. Государственный контроль) можно отнести к общенаучным методам теории государства и права? [1]
Тема 2. Происхождение, сущность и функции государства.
1. Кто из перечисленных мыслителей является автором патриархальной теории происхождения государства: [1]
2. Кто из указанных мыслителей является автором теологической теории происхождения государства: [1]
3. Автором договорной теории происхождения государства является:[1]
4. Кто из перечисленных мыслителей является автором органической теории происхождения государства: [1]
5. Кто из названных мыслителей является автором насильственной теории происхождения государства: [1]
6. Кто из названных мыслителей является автором психологической теории происхождения государства: [1]
7. Какие формы возникновения государства рассматривали классики марксистской теории происхождения государства: [3]
11. «Государство происходит из семьи, является результатом ее разрастания и трансформации. Государственная власть есть продолжение отцовской власти, отношения между государством и подданными аналогичны отношениям в семье между родителями и детьми». Как называется данная концепция происхождения государства? [3]
12. Для какой концепции государства характерно понимание его как системы прямых и обратных связей элементов, характеризующейся потоками циркулирующей информации? [3]
Тема 3. Происхождение, сущность, свойства права, функции, формы (источники) права. Правовые системы.
1. К какому виду правовых принципов в теории права относится принцип равенства граждан перед законом: [1]
2. К какому виду правовых принципов в теории права относится принцип состязательности: [1]
5. Из ниже перечисленного укажите собственноюридические функции права: [1]
6. Из перечисленных функций права найдите социальные функции права: [3]
7. Исключите то, что не относится к признакам права: [3]
8. К первичным объективным свойствам права относятся: [3]
Тема 4. Типология государственно-правовых систем: понятие, признаки, форма, содержание.
1. Выберите типы государственности, присущие формационной теории:1. древневосточное, 2. рабовладельческое, 3. феодальное, 4. буржуазное, 5. социалистическое, 6. коммунистическое, 7. федеративное, 8. унитарное, 9. сословно-представительное:[3]
3. За типологию государственности, в основе которой лежала бы зависимость государственности от уровня экономического развития общества выступал: [1]
Тема 5. Формы и функции посттоталитарного государства. Роль ОВД в осуществлении функций государства.
1. Какие признаки из приведенного перечня не характерны для государства? [1]
3. Для какого вида государственного (политического) режима характерны следующие признаки: безраздельное господство исполнительной власти; существование парламента, выполняющего совещательные функции при главе государства; персонифицированный характер государственной власти? [3]
5. Что из ниже перечисленного можно отнести к формам правления?[3]
7. Кто из названных мыслителей утверждал, что главная функция государства заключается в утверждении среди его граждан нравственности? [1]
Тема 6. Государство в политической системе общества и ее реформа в современных условиях
1. Компонентами политической системы общества являются: [1]
2. Что из нижеперечисленного можно отнести к политическим институтам общества: [1]
Тема 7. Механизм (аппарат) государства: понятие, структура, задачи, функции. Место ОВД в государственном аппарате и пути перестройки их организации и деятельности.
1. Какие из приведенных определений соответствуют понятию «механизм (аппарат) государства»? [3]
2. Что из названного является признаками государственного органа?[3]
3. Что, по вашему мнению, следует отнести к функциям парламента?[3]
4. Принцип разделения властей заключается в вычленении следующих ветвей государственной власти: [1]
Тема 8. Понятие, основные черты и социальная ценность права.
1. Что из нижеперечисленного можно отнести к концепциям правопонимания: [3]
5. Какое определение права из представленных ниже принадлежит классикам марксизма-ленинизма? [3]
6. Как Вы думаете, кто является автором следующего высказывания: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть положенная вообще свобода как идея».[3]
7. Кто является автором следующего высказывания: «Право есть совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». [3]
8. Назовите автора следующего высказывания: «Право существует в общем народном духе и, стало быть, в общей воле, которая постольку является и волею каждого отдельного индивида». [3]
9. Как вы думаете, кто является автором следующего высказывания: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». [3]
11. Какие из перечисленных направлений воздействия права на общественные отношения характеризуют общесоциальный аспект в сущности права? [3]
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
2. Какая теория определяет понятие «право» из так называемой основной нормы (grund norma): [1]
3. Какая теория в качестве права рассматривает решения судов и нормы социальных институтов: [1]
4. Что из указанного является одной из функций права как регулятора общественных отношений: [1]
5. Установление чего является главным юридическим средством осуществления статической функции права: [1]
6. Установление чего является главным юридическим средством осуществления динамической функции права: [1]
7. В каких двух значениях употребляется понятие право? [1]
8. Можно ли считать закон формой (источником) права наряду с судебным или административным прецедентом и санкционированным обычаем: [3]
9. Как назывались единые нерасчлененные нормы первобытного общества, являющиеся социальным регулятором в первобытном обществе? [1]
10. Какими социальными нормами регулировались общественные отношения в период первобытно-общинного строя? [1]
12. В каком обществе отношения регулируются мононормами? [1]
13. Подберите понятие к данному определению: » Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться «. [3]
14. Выберите то, что не относится к признакам, которые отличают право от социальных норм первобытного общества:[3]
15. Какие способы воздействия на поведение людей закрепляются в нормах права? [1]
16. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность? [1]
18. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения субъектов права». [3]
19. Для какого вида социальных норм характерна возможность государственно-принудительного осуществления? [3]
20. Среди нижеобозначенных признаков, найдите те, которые являются характерными для нормы права: [3]
21. Среди нижеобозначенных признаков, найдите те, которые являются характерными для норм морали: [3]
22. Право является нормативным регулятором, поскольку. [3]
Тема 10. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. Профессиональное правосознание и правовая культура сотрудников ОВД
1. Правовое воспитание включает в себя следующие направления деятельности: [1]
2. Что из названного можно отнести к признакам правосознания? [1]
3. Правовая идеология включает в себя: [1]
4. Правосознание это: [1]
5. Компонентами правовой культуры является:[1]
6. Укажите функции правовой культуры: [1]
7. Что из названного является структурными элементами правовой культуры? [1]
8. Перечислите уровни правосознания: [3]
9. Укажите элементы структуры правосознания? [1]
10. Что из перечисленного является видами правосознания? [1]
Тема 11. Понятие, признаки, структура и виды норм права. Виды правовых норм.
1. Если нормы права не исполняются добровольно, к каким действиям прибегает государство: [1]
2. Какова структура права? [1]
3. Воспроизведите классическую структуру нормы права: [1]
5. Назовите характерные признаки юридической нормы. [3]
6. Назовите элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности. [3]
7. Как называется элемент правовой нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы? [1]
8. Какой элемент правовой нормы предусматривает условия применения юридической нормы? [1]
9. Назовите разновидности юридических норм, которые выделены на основе двух основных функций права: [1]
11. Регулятивные нормы права подразделяются на: [1]
12. Характеристика какой разновидности норм права изложена ниже: «. непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей». [3]
14. Характеристика какой разновидности норм права изложена ниже: «. призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями». [3]
15. «. нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении», это: [3]
16. Характеристика какой разновидности норм права изложена ниже: «. действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур». [3]
Тема 12. Правотворчество и формы (источники) права. Юридические коллизии. Виды нормативных актов, регулирующих деятельность ОВД
1. Какое значение имеет закон для существования права: [1]
2. Правотворчество, как форма государственного руководства обществом, проходит следующие этапы: [1]
3. Какое из приведенных определений раскрывает способ нормотворчества: [3]
4. Отметьте основные технико-юридические приемы выражения и исполнения законодательной воли: [1]
5. Какие основные виды терминов используются для выражения воли законодателя: [1]
6. Законы вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие, а именно: [1]
7. В каких случаях прекращается действие нормативных актов во времени: [3]
8. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях, а именно: [1]
9. Назовите основные юридические средства, входящие в состав юридической техники: [3]
10. Укажите элемент, не входящий в структуру правоприменительного акта: [1]
11. В чем состоит различие в правотворческой деятельности государственных органов и общественных организаций? [1]
12. Все ли указы являются нормативными актами? [1]
Тема 13. Понятие, основные черты, структура, система права и законодательства.
1. Что из перечисленного можно отнести к характерным чертам системы права: [1]
2. В качестве основных частей (элементов) системы права, на различных ее уровнях, можно выделить: [3]
3. Что служит основанием (критерием) для деления права на отрасли и институты? [3]
4. Какое из указанных понятий включает все остальные: [3]
5. Метод автономии характерен для: [3]
6. Метод властвования характерен для: [3]
7. Чем отличается инкорпорация от кодификации? [1]
Тема 14. Правоотношения в обществе: понятие, структура, виды, особенности.
1. Как называется способность лица своими действиями приобретать права и выполнять обязанности: [1]
2. В чем состоит отличие правоотношений от иных общественных отношений: [3]
3. Что, входит в содержание правоотношения: [3]
4. Какие из перечисленных правомочий не входит в содержание субъективного права: [3]
5. К какому виду юридических фактов относится «истечение срока»:[1]
6. Назовите разновидности правового статуса личности: [1]
7. К элементам правового статуса личности можно отнести: [1]
8. Классификация прав и свобод личности предусматривает их подразделение на: [1]
9. Как называется право, принадлежащее конкретному лицу? [1]
Тема 15. Понятие, формы реализации норм права. Основные формы реализации правовых норм
1. Какая форма реализации права носит государственно-властный характер: [3]
2. Посредством какой формы непосредственной реализации происходит осуществление обязывающих норм права: [3]
3. В каких отраслях права не допускается применение права по аналогии: [3]
4. Почему соблюдение, исполнение и использование являются формами непосредственной реализации правовых идей? [3]
5. Когда конкретно необходимо правоприменение: [3]
6. Укажите основные требования надлежащего применения права:[1]
7. В чем заключается различие между аналогией права и аналогией закона: [5]
8. Какой способ толкования требует устанавливать смысл норм права с учетом их связей с другими нормами: [3]
9. Укажите в чем состоит смысл ограничительного толкования: [3]
10. Для каких субъектов обязательно толкование данное пленумом Верховного суда по определению категории дел: [3]
11. Каким видом толкования является толкование указа Президента РФ, данное самим Президентом: [3]
Тема 16. Законность и правопорядок в обществе.
1. Что из перечисленного является непременными условиями законности? [1]
2. Принципы законности подразумевают: [1]
3. Что из перечисленного является гарантиями законности: [1]
Тема 17. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.
1. Что не является признаками правонарушения: [1]
2. Какие действия не могут быть квалифицированы как правонарушение: [1]
3. Что из перечисленного можно отнести к юридической ответственности: [1]
4. Что не входит в состав правонарушения:[1]
5. Определите, какая из приведенных классификаций видов юридической ответственности является верной: [3]
Тема 18. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, процесс, механизм, виды, типы, методы, способы
1. Правовое регулирование осуществляется при помощи: [3]
2. Назовите начальное звено механизма правового регулирования:[1]
3. Что из перечисленного можно отнести к средствам правового регулирования? [3]
4. Какие из перечисленных отношений входит в предмет правового регулирования: [1]
5. Назовите факультативную (необязательную) стадию процесса правового регулирования: [1]
6. Что является заключительным звеном механизма правового регулирования: [1]