Что такое экономика знаний

Умный мир: как работает экономика знаний

Археологи и антропологи полагают, что человек разумный мог появиться 40–45 000 лет назад. Наша цивилизация существенно моложе. На фоне этой многотысячелетней перспективы она кажется мгновением. Возникновение и взлет цивилизации человека разумного связаны не с освоением той или иной формы энергии, не с изобретением того или иного орудия, а с созданием инструмента накопления и передачи знания. Всего 5000 лет назад шумеры изобрели письменность, и человеческая история понеслась с невиданной прежде скоростью. Все, чем может гордиться человек разумный, возникло за период, составляющий всего 11% от истории нашего биологического вида.

Получается, что мы живем в экономике знаний существенно дольше, чем многим кажется. От появления первого европейского университета в XI веке до публикации «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона прошло 600 лет, а до создания антибиотиков, ядерной бомбы и интернета — 900 с небольшим. Юваль Харари в своем последнем бестселлере Homo Deus постулировал: «Величайшим научным открытием было открытие невежества. Когда люди поняли, как мало знают о мире, у них появился сильнейший стимул к получению новых знаний, который разблокировал путь к прогрессу науки». Это осознание, которое случилось не одномоментно, дало старт Великим географическим открытиям и индустриальной революции.

Безусловно, наше время особенное. 90% знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, — наши современники. Мы пришли к осознанию того, что у нашей цивилизации не два ресурса — сырье и энергия, а три — сырье, энергия и знания. Причем знания, в отличие от двух других ресурсов, неисчерпаемы, а их аккумуляция не имеет предела. И именно накопленные знания дают нам сегодня новые виды энергии и новые материалы.

Значительная часть этого номера посвящена, вероятно, самому важному интеллектуальному проекту новой России — «Сколково». Созданный по инициативе президента Медведева инновационный центр за восемь лет вырос в полноценный город со своим университетом и технопарком. Для руководителя этого проекта Виктора Вексельберга «Сколково» — несомненный вызов. Сырьевой миллиардер из 1990-х утверждает, что тратит более половины своего рабочего времени на инновационный центр. «Не побоюсь признаться, что 80% сколковских разработок для меня уже другой мир. Но знаете, жену Эйнштейна как-то спросили, понимает ли она теорию относительности. Она сказала: нет, но зато я понимаю Эйнштейна. Я немного отождествляю себя с этой женой: мне кажется, я понимаю инноваторов», — сказал Вексельберг в интервью Forbes. Думаю, в похожей ситуации оказались многие, если не все. Масштаб технологических изменений в мире трудно осознать, еще сложнее представить себе их последствия. Но благодаря «Сколково» у страны появился шанс не остаться совсем в стороне от этих изменений.

Источник

Экономика знаний

Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний — высший этап развития инновационной экономики и является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.

Экономика знаний — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

В социологии: экономика ежедневной технологической революции. Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония.Существуют в литературе и другие определения развитых и будущих обществ и экономик.

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Одновременно необходим достаточно высокий уровень развития социального капитала.

Связанные понятия

У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)Человеческий потенциал — качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Источник

Экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Содержание

Определение

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах. [1]

История экономики знаний

По типу экономик и уровню развития различают страны [2] :

с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);

страны со смешанными укладами экономик;

страны с инновационной экономикой или экономикой знаний (используются также термины: интеллектуальная экономика, новая экономика, информационная экономика, инновационно-информационная экономика и др.).

Экономика знаний – высший тип развития экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

Существуют в литературе и другие определения развитых и будущих обществ и экономик.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высоко развитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства.

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.

СССР к середине 80-х годов XX века исчерпал возможности собственно индустриального развития в рамках командно-административной системы. Однако эффективную индустриальную экономику создать так и не удалось. Производительность труда в СССР была в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Не выросла она и в России к настоящему времени. Вызовы постиндустриализма оказались для неповоротливой социалистической экономики не по плечу. Частично с этим был связан системный кризис советского общества, спровоцировавший распад социалистической системы и СССР.

В настоящее время эффективность производств и экономики России осталась на уровне СССР. Недостаточно качественным является и российский человеческий капитал.

Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни.

Эффективная фундаментальная наука.

Высококачественный человеческий капитал в его широком определении.

Для экономики знаний характерны высокий индекс экономической свободы, развитые гражданское общество и демократия, общество знаний.

Пока в наибольшей степени реализовали экономику знаний США и, частично, ведущие страны ЕЭС.

Перспективы создания инфраструктуры и точек роста экономики знаний в России

России еще только предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д.

Источник

Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.05.2016 2016-05-20

Статья просмотрена: 10733 раза

Библиографическое описание:

Гаврилова, И. В. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования / И. В. Гаврилова, К. В. Захарова, Т. А. Малащенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29877/ (дата обращения: 08.12.2021).

Статья посвящена исследованию современного представления о понятии «экономика знаний», ее характеристиках, функциях, элементах, а также этапах формирования. В статье также исследуется методика измерения «экономики знаний». Особое внимание в статье уделяется самому понятию экономики знаний, ее сущности и характеристикам.

Ключевые слова:экономика знаний, инновационный путь развития, методика измерения «экономики знаний», рейтинг.

Понятие «экономика знаний»

Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Ф. Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.

Сейчас этот термин используется более широко для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран.

Функции знаний в «экономике знаний»

В условиях инновационной постиндустриальной экономики знания принято воспринимать как:

‒ прямой результат деятельности;

‒ продукт прямого конечного потребления;

‒ фактор производства, использующийся при производстве экономических благ;

‒ предмет и средство распределения и/или сделок на рынке;

‒ средство накопления интеллектуальной информации;

‒ средство управленческой деятельности;

‒ способ объединения общества и воспроизводства общественных институтов.

В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

Выделяют следующие четыре фундаментальных элемента «Экономики знаний»:

1. Институциональная структура.

Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний.

2. Инновационная система.

В условиях инновационной системы создаются эффективные организационные формы и деловое окружение, которые поощряют инновации и предпринимательство, охватывают коммерческие структуры, научные и исследовательские центры, университеты и другие учреждения, действующие в интересах развития глобальных знаний и одновременно, трансформируясь в соответствии с местными требованиями, применяют знания для производства инновационных продуктов, услуг и путей реализации деловых операций.

3. Образование иобучение.

Указанный элемент призван формировать общество квалифицированных, динамичных и творческих людей с перспективами получения достойного образования и пожизненного обучения для всех представителей общества.

4. Информационная инфраструктура.

Процесс создания динамичной инфраструктуры, а также конкурентоспособного, инновационного, информационного экономического пространства предоставляет собой различные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначаемые для широкого спектра сфер жизнедеятельности общества. Данный процесс реализуется не только в формате высоких технологий — таких, как Интернет и мобильная связь, но также радио, телевидение и разнообразные медиа-средства, компьютерные технологии и другие средства для хранения, реализации операций и применения информации, в том числе большой набор коммуникационных услуг.

Мануэль Кастельс (один из крупнейших социологов современности, специализирующийся вобласти теории информационного общества) выделяет следующие пять отличительных черт новой экономики:

1) производительность все в большей степени зависит от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента;

2) в развитых капиталистических странах внимание производителей и потребителей смещается от материального производства в сторону информационной деятельности;

3) происходит глубокая трансформация организации производственного процесса (от стандартизированного массового в сторону «кастомизированного» (т. е. гибко перестраивающегося в соответствии с меняющимися требованиями потребителя) производства и от вертикально интегрированной организации в сторону горизонтальных сетевых взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями).

4) экономика становится все более глобальной, вследствие чего капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организованы вне зависимости от национальных границ;

5) технологические изменения, в основе которых — информационные технологии, преобразующие материальную основу современного мира, приобретают все более революционный характер.

Главная и отличительная черта новой экономики — ускоренное развитие и использование нематериальных активов и нематериальной среды хозяйственной деятельности.

Производство, распределение и использование знаний составляют основу «экономики знаний», а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина».

Особенности:

В указанном аспекте важно обратить внимание на ниже представленные обстоятельства и особенности:

‒ дискретность знаний как продуктов (любых знания либо созданы, либо не созданы; в природе не существует «знания наполовину» или на «две третьих»);

‒ Знание, так же как и иное общественное (публичное) благо, являясь созданным, доступно всем без исключения;

‒ по своей природе происхождения, знание — это информационный продукт (информация после процесса потребления, не исчезает, как стандартный материальный продукт).

Предпосылки формирования «экономики знаний»:

‒ позиционирование знаний в качестве важнейшего ресурса наряду с природными ресурсами, трудовыми ресурсами и различными формами существования капитала;

‒ повышение удельного веса сферы услуг и высокий рост информационно емких услуг для бизнес-структур;

‒ высокая значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и профессиональную подготовку рабочих кадров;

‒ развитие и широкое применение новых форм информационно — коммуникационных технологий;

‒ трансформация роли инноваций в первоочередной источник экономического роста и конкурентоспособности фирм, регионов и национальных экономик [1].

Методика измерения «экономики знаний»

Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development — K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:

Методика предполагает расчет двух сводных индексов — Индекса экономики знаний (The Knowledge Economy Index, KEI) и Индекса знаний (The Knowledge Index, KI).

Индекс знаний — комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания, то есть своего рода индикатор ее общего потенциала к развитию интеллектуальных продуктов. Он характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. Индекс знаний представляет собой среднее арифметическое баллов, которые государство имеет по трем переменным в каждом из трех направлений: образование и человеческие ресурсы, масштабы инноваций и информационно-коммуникационные технологии.

Индекс экономики знаний — комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Он характеризует уровень развития той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний. В основе расчета Индекса экономики знаний лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM), в которой установлена прямая взаимосвязь между так называемой «интеллектуальностью» экономики и долгосрочным, стабильным экономическим ростом, а также конкурентоспособностью страны.

Индекс экономики знаний, в отличие от Индекса знаний, оценивает не потенциал страны, а то, насколько среда в той или иной стране способствует тому, чтобы знания эффективно использовались в экономическом развитии. Для этого в дополнение к трем вышеперечисленным группам факторов добавляется четвертая категория — институциональный режим.

Таким образом, индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех субиндексов: институциональный режим, образование, информационная и коммуникационная инфраструктура, инновационная система. В каждый субиндекс входит три показателя, имеющих одинаковый вес.

Рассмотрим каждый из субиндексов в отдельности.

Определяется при помощи трех показателей:

‒ тарифные и нетарифные барьеры;

Оценивает существующие тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие свободную торговлю: запреты на импорт, квоты, таможенные пошлины, требования по лицензированию и т. д.

‒ качество регулятивных мер;

Оценивает распространение враждебных по отношению к рынку действий органов власти: контроль цен, чрезмерный банковский надзор, неадекватное регулирование внешней торговли и развития бизнеса и т. д.

Для оценки показателя используются Governance Indicators — оценки экономических мер органов власти различных стран — членов Группы Всемирного банка.

В рамках этого показателя оценивается уровень преступности, эффективность и предсказуемость судебной власти, возможность принудительного осуществления контрактов и т. д.

Для его оценки также используются Governance Indicators Всемирного банка.

Данный субиндекс образуют три показателя:

‒ уровень образования взрослого населения (рассчитывается как процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет);

‒ валовой охват средним образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к количеству людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране);

‒ валовой охват высшим образованием (рассчитывается как отношение численности людей, фактически получающих высшее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране).

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) разработан Международным телекоммуникационным союзом (International Telecommunication Union, ITU) в 2007 г. В него включены следующие показатели:

‒ количество телефонов на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается как сумма количества телефонных линий, соединяющих аппарат пользователя с сетью телефонной связи, на 1000 жителей и количества мобильных телефонов на 1000 жителей.

‒ количество компьютеров на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается как сумма настольных компьютеров и ноутбуков, приходящихся на 1000 жителей.

‒ количество пользователей Интернета на 1000 жителей;

Показатель рассчитывается по данным национальных статистических агентств, которые используют разные способы проведения исследования.

Развитие инновационной системы определяют следующие показатели:

‒ сумма роялти (вид лицензионного вознаграждения) и лицензионных платежей на 1 млн жителей;

Для обеспечения сопоставимости информации по разным странам показатель рассчитывается в долларах США.

‒ количество научных и технических статей в журналах, посвященных физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, инженерии, технологии и астрономии, на 1 млн жителей.

‒ количество патентов, выданных United States Patent and Trademark Office (USPTO), в том числе патенты на изобретения, патенты на промышленные образцы, патенты на новые виды растений, переизданные патенты, защитные публикации и др., на 1 млн жителей.

После определения субиндексов вычисляется показатель Nw, соответствующий числу стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны, и это число сопоставляется с общим числом стран в рассматриваемой группе Nc по следующей формуле:

Нормализованный показатель=10(Nw/Nc) (1)

Нормализованный показатель принимает значения от 0 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию.

Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с показателями других стран, чем ближе к 10, тем выше уровень развития экономики знаний.

Индексы экономики знаний рассчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом [2,3].

В каждой стране создаются свои условия для формирования экономики знаний. Целью формирования и развития экономики знаний в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

В таблице 1 представлены данные из отчета Всемирного банка по индексам экономики знаний отдельных стран для 2012 г., так как более актуальных данных нет [4].

Рейтинг стран по уровню индекса экономики знаний

Ранг

Страна

Индексы

Субиндексы

Институцио­нальный режим

Иннова­ции

Образование

Информацион­ная инфраструктура

Источник

«Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания»

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Генеральный директор ООО «Пакс Текум»

Юлия Бровкина, генеральный директор ООО «Пакс Текум», рассказывает, что происходит на рынке образования в мире и почему бизнесам стоит внимательнее присмотреться к этой сфере.

Что такое «экономика знаний»?

Питер Друкер первым ввел понятие «экономики знаний» в своей книге «Age of Discontinuity» (Друкер, 1969). В 1996 OECD определила «экономику знания» как экономику, в которой производство, распределение и применение знаний становятся главными драйверами экономического роста, создания добавленной стоимости и новых рабочих мест.

Развитие «экономики знаний» тесно связано с революцией в информационных и телекоммуникационных технологиях и происходит под влиянием глобальных социальных проблем. В ее основе — образовательная система и инновационная экосистема.

Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания. Именно знания формируют добавленную стоимость, увеличивающую возврат на капитал (который нужен, чтобы аккумулировать знания). Это так называемый «когнитивный капитализм», построенный по распределенному принципу. Будущее же стран и метрополий зависит от их способности извлекать и перераспределять знания (Флорида, 2007, Портер, 1990, Каманьи и Капелло, 2013).

Какие страны инвестируют в образование?

«Страна, которая не смогла стать частью этой информационной революции, рискует стать более маргинализированной, чем те страны, которые отстали от прогресса в период индустриальной революции» (Aubert, 2003).

В странах OECD (Организация Экономического Развития и Сотрудничества, в состав которой входят 37 стран, производящих около 60% мирового ВВП, в которых проживает 18% мирового населения), около 50% ВВП формируется за счет сферы услуг и экономики знаний. 70% рабочих в развитых странах заняты в информационном бизнесе. Чтобы прийти к этому результату сейчас, им пришлось позаботиться об этом несколько десятилетий назад. В затылок мировым державам дышат новые региональные лидеры, развивающиеся семимильными шагами.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Всемирный Банк ежегодно делает рейтинг стран, рассчитывая индексы знаний и экономики знаний (KE и KEI). KI отражает способность страны производить, усваивать и перераспределять знания. KEI позволяет оценить окружение, насколько оно способствует активному использованию знания для развития страны.

Оценка KEI производится по 4 критериям:

Первое место в рейтинге традиционно занимает Дания. Второе — Швеция. Третье — Финляндия. США и Австралия занимают 9 и 10 места соответственно, Сингапур и Израиль — 24 и 25 места. Россия — 49 место. Китай — 77, Индия — 100. Следует отметить, что наиболее слаборазвита в нашей стране, по оценкам экспертов, политическая и экономическая среда. По значениям этого показателя в расчете KEI Россия находится в одной упряжке с такими странами, как Сирия, Ангола, Йемен, Эквадор и Нигерия.

Те страны, которые демонстрируют более высокий KE, имеют более высокие показатели экономического развития. В таблице 1 приведены сравнительные данные 22 стран, входящих в рейтинг. По объему инвестиций в R&D в абсолютном выражении безусловное первенство принадлежит США. Следом за ними идут Китай, Япония, Германия, Индия, Франция и Великобритания. По удельной доле инвестиций в R&D в объеме ВВП, топ-позиции занимают Израиль, Южная Корея и Япония.

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Малые кластеры — Сингапур, Гонконг, Норвегия, Финляндия и Израиль, хотя и занимают небольшую долю мирового рынка инвестиций в R&D, но имеют довольно высокие показатели KE и KEI, эффективно используя существующую инновационную и образовательную экосистемы (по качеству образования и доле инвестиций в образование эти страны с небольшим объемом ВВП опережают многие развитые страны).

Страны с самым высоким уровнем подушевого ВВП — Норвегия, Финляндия, США, Германия, Австралия, Израиль, Япония, Гонконг, Великобритания, Сингапур — инвестируют в образование гораздо больше, чем в R&D.

В чем причины такого расслоения?

«Характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи — времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей» (Шваб, 2017).

Для того чтобы понимать причины такого расслоения, необходимо погрузиться в глобальные тренды, меняющие современную бизнес-среду. Человечество вступило в новый социальный цикл развития в конце 20 века. Один из ключевых факторов, влияющих на современные глобальные процессы, — демографический. Второй глобальный фактор — четвертая промышленная революция.

В конце XX-начале XXI века человечество столкнулось с кратным ростом численности населения (Курцвел, 2015). За 16 лет, в период с 2001 по 2017 год численность населения Земли увеличилась на 1,4 миллиарда — столько же, сколько за 900 лет с 1000 по 1900 гг н.э. Лидеры демографического взрыва — слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки, в которых система образования развита очень слабо.

По данным ЮНЕСКО, сейчас около миллиарда неграмотных людей в мире. Существующая образовательная система просто не справляется с потребностями цивилизации. Потребность в высшем образовании тоже растет.

Каждые 15 лет количество студентов, получающих высшее образование, удваивается. По предварительным оценкам, к 2025 году прогнозируется приток в вузы дополнительно около 95 миллионов студентов в год, в то время как пропускная способность существующих образовательных учреждений ограничена. Таким образом, страны «третьего мира» автоматически теряют конкурентоспособность на мировом рынке знаний, поскольку не могут обеспечить образованием надлежащего уровня свое население.

Вследствие развития технологий и преодоления очередных технологических барьеров, радикально меняются добывающая и перерабатывающая сферы деятельности, а также сфера торговли и услуг. В системе мирового разделения труда выделяют четыре сектора специализации в экономике:

В развитых странах существенная доля ВВП формируется в двух последних секторах. Особенность производства в сфере услуг и тем более в экономике знаний — это существенная доля добавленной стоимости, формируемой за счет интеллектуального труда. Те страны, в которых доля отраслей с высокой добавленной стоимостью в объеме ВВП велика, изначально более готовы «экономике знаний», даже если испытывают временные сложности с трансформацией образовательной системы и инновационной системы.

Существует еще один мировой тренд, угрожающий благополучию стран с сырьевой и перерабатывающей экономикой, — цифровизация, роботизация и интеллектуализация производства. В производстве, вследствие массового процесса цифровизации, существенным образом сократилась скорость разработки и выхода на рынок новых продуктов, что фактически ликвидирует стабильность на рынках в любых ее проявлениях и отбрасывает на задворки мирового рынка те компании, которые не смогли обеспечить своим производственным мощностям необходимый уровень оснащенности средствами автоматизации и высококвалифицированным персоналом.

Роботизация промышленного производства и рутинных интеллектуальных функций развивается огромными темпами. Наиболее высокая степень роботизации — в Южной Корее, Японии, Германии, США, Европе, Китае.

Естественно, при отсутствии искусственных ограничений, если установка и обслуживание роботизированной системы оказывается дешевле, чем содержание персонала, компании будут отказываться от ручного труда, при этом будут освобождаться массы низко квалифицированных людей.

В Китае, например, по оценкам экспертов (Global Education Report), около 70% рабочих мест оказываются в зоне риска. Управление процессом производства в условиях цифровой экономики требует гораздо более высокой квалификации, чем та, которой располагают специалисты на большинстве промышленных предприятий в настоящий момент. Чем выше уровень автоматизации, тем выше требования к навыкам управления проектами в комплексных системах. И тем радикальнее изменение ожиданий от системы образования в отношении того, какими навыками и знаниями должен располагать выпускник вуза или СПУ.

К чему все это ведет?

«Общеобразовательные школы были драйверами индустриальной революции, высшее образование — драйвер цифровой революции». Aubert, 2003

Вышеперечисленные тренды создают предпосылки к трансформации современной мировой образовательной системы, которая должна решать три задачи:

И все это на фоне роста численности населения.

В конце 90-х Всемирный Банк и OECD говорили о том, что образование на тот момент было одним из самых недооцененных форм капитализации знаний, которое создает будущие рабочие места и способствует созданию центров по производству знаний и формированию нового уклада в течение последующего десятилетия. Образование рассматривается в одном ряду с блокчейном, интеллектуальной собственностью и ICT в дискуссиях на тему экономики знаний (Алан Вебер, 2015).

В существующей системе — это технологизированный процесс школьного и высшего образования. В перспективе — трансформировавшаяся образовательная среда, в которой школа или университет превращаются в образовательный хаб.

Он будет объединять разные поколения, выполнять функцию создания локальной образовательной экосистемы и использовать принципы проектного, предпринимательского и коллективного подхода.

Школа и вуз в процессе революции образования вновь становятся не столько местом, где осуществляется конвейерный доступ к информации и происходит усвоение существующего знания, но местом, где происходит передача новых культурных моделей и производство новых знаний. Если ICT — это «кровеносная система» нового уклада, то система образования — «нервная система». Страна, которая не хочет в период постиндустриальной революции безнадежно отстать от прогресса, обязана в первую очередь заниматься созданием экосистемы образования и исследований, причем не в изолированном режиме, а с учетом задачи глобальной интеграции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *