Что такое омниканальность в ритейле
Омниканальный подход в маркетинге: 7 рекомендаций
Omnichannel-подход предполагает, что бренд использует различные каналы продаж и маркетинга — и клиент может совершать покупки или общаться с брендом любым удобным ему способом, в любом канале, бесшовно, с сохранением истории коммуникаций и продаж. В фокусе такой стратегии находится клиент, соответственно, его лояльность растет.
Число точек соприкосновения клиента и бренда увеличивается с каждым годом. Лет 20 назад среднестатистический потребитель мог соприкоснуться с брендом чаще в одной, реже в двух-трех точках (например, в магазине, позвонив в компанию по телефону, увидев рекламу в СМИ, найдя каталог в почтовом ящике). Сейчас количество точек соприкосновения может достигать десяти и более: СМС, email-рассылки, соцсети, чат-боты, мессенджеры, сервисы обратного звонка, веб-сайты компаний, приложения, маркетплейсы и так далее. Но наличие нескольких каналов коммуникации делает стратегию бренда не омниканальной, а только многоканальной. В чем разница?
Многоканальный подход, как следует из названия, использует множество каналов, но они не связаны в единую экосистему. Клиенты могут звонить по телефону, посещать торговые точки, заходить на сайт и социальные сети, покупать товары на маркетплейсе — но все эти каналы работают независимо друг от друга. Клиент, который позвонил по телефону, а затем перешел в другой канал, например, в мессенджер или электронную почту, должен будет начать коммуникацию сначала. А между тем современных пользователей раздражает необходимость повторять свою историю по нескольку раз. Клиенты хотят, чтобы сотрудник уже был знаком с их проблемой или вопросом, — 71% ожидают непрерывную коммуникацию в любом канале бренда, но только 29% получают ее. Кроме того, при многоканальном подходе сложно анализировать и планировать маркетинговые затраты — планирование и размещение рекламы происходит стихийно, без единой стратегии для всех каналов.
Суть омниканальности — не в том, что соприкосновений бренда и клиента много, а в том, что пользователь может естественно перемещаться по всем каналам, и история его коммуникаций с брендом будет сохраняться. Клиент может кликнуть по баннеру и прийти на веб-сайт, где продается нужный ему товар, затем позвонить по телефону и уточнить детали, затем получить по электронной почте подробный файл с информацией от службы поддержки, затем приехать в магазин и посмотреть товар, а заказать из дома через приложение с доставкой. Параллельно он может изучать сайты отзывов, советоваться с друзьями о том, где они купили и довольны ли, задавать уточняющие вопросы в мессенджер компании, оставлять заявку на обратный звонок.
Omnichannel-подход также важен для маркетологов при планировании маркетинговых бюджетов, поскольку дает системность и бесшовность не только каналам коммуникации, но и всем маркетинговым процессам.
Согласно исследованию Coresight Research, лидеры рынка (те, кто внедрили возможности омниканального подхода и при этом показали рост выручки не менее 4% за последний финансовый год) полагают, что omnichannel помогает:
Пример компании, которая успешно использует омниканальный подход:
Freshippo (в Китае привычно название Hema) — сеть из более 200 продуктовых магазинов Alibaba по всему Китаю, которая реализует их концепцию «нового ритейла» (и которая, кажется, уже вышла за рамки подхода omnichannel), удивительный микс офлайн- и онлайн-услуг. Это и магазин, и фулфилмент-центр, и фудкорт, где повара готовят из выбранных покупателями продуктов — для тех, кто не хочет готовить сам. Покупатели могут прийти в супермаркет, навести на продукты смартфон и изучить подробности в приложении (описание, срок годности, откуда продукт прибыл в магазин и когда), затем на выходе рассчитаться у терминала с помощью Alipay. А могут заказать продукты из приложения по дороге с работы (приложение покажет только те продукты, что в наличии в магазине поблизости), и через 30 минут пакет будет стоять под дверью. Также приложение рекомендует покупателям продукты, основываясь на их опыте покупок и привычках, и беспрерывно собирает данные, в том числе, для прогнозирования спроса. Такой подход помогает управлять складами — популярные товары всегда будут в наличии, а количество непроданных и испортившихся товаров снизится.
Надо сказать, что во время пандемии Freshippo сумел быстро адаптироваться к новым условиям, например, организовал схему групповых закупок для закрывшегося Уханя, эпицентра эпидемии.
Согласно исследованию Newstore, в 2019 году далеко не все бренды сегмента премиум и лайфстайл могли похвастаться омниканальным подходом:
Только 7,2% компаний считают свою омниканальную стратегию внятной, с четкой коммерческой ценностью и критериями рентабельности. Если у вас нет омниканальной стратегии, нужно как минимум оптимизировать сайт для мобильных устройств, интегрировать сайт с соцсетями, сохранять историю коммуникаций клиента с брендом и настроить аналитику.
Коммуникации в цифровых каналах и так интенсивно развивались последние годы, а теперь их развитие подстегнула пандемия, которая показала бизнесу, что присутствие в онлайн сегодня не просто важно, а критично.
Следите за всеми платформами, которые клиенты используют для взаимодействия с компанией, учитывайте их возможности, дизайн, удобство и другие факторы. Возможно, сторонняя платформа окажется важнее, чем ваш собственный сайт — например, в США 83% всех поисков продуктов онлайн стартуют не на Google, а сразу на Amazon.com, так что компании уделяют много внимания стратегии продвижения бренда на Amazon.
Пользователи готовы разбираться самостоятельно, если в их распоряжении есть база данных и внятные инструкции. Доля тех, кто обращается в саппорт по любой проблеме, из года в год снижается.
Тем не менее, люди продолжают обращаться в службу поддержки и сложные проблемы предпочитают решать с помощью человека — поэтому колл-центр остается важным каналом коммуникации.
Омниканальный подход предполагает, что на любом этапе взаимодействия клиента с вами и через любой канал (мессенджер, чат в приложении, письмо, телефонный звонок) вы готовы предоставить клиенту адекватную и исчерпывающую информацию, потому что знаете его потребности и историю общения с вами.
4. Обеспечьте единство опыта во всех каналах
Независимо от канала взаимодействия клиент должен получать единый опыт: это и tone of voice в рекламе и текстах на сайте, и ответы сотрудников колл-центра, и оформление магазинов, и интерфейс мобильного приложения, и даже упаковка товара и форма курьера, который этот товар принесет.
5. Интегрируйте данные всех каналов в единую систему
Пользователи неотделимы от своих телефонов: пользуются ими на отдыхе и на работе, дома и на улице. Возможности смартфонов гораздо богаче возможностей десктопа, поскольку смартфоны позволяют отслеживать положение пользователя, использовать камеру и функции дополненной реальности, отправлять персонализированные уведомления ровно в тот момент, когда это имеет наибольший смысл. Именно поэтому приложение на телефоне, а не веб-сайт, должно стать центром omni-системы.
6. Собирайте обратную связь
Обратная связь помогает оценивать опыт клиентов (насколько легко им пользоваться функциями сайта, приложениями, взаимодействовать с вами в соцсетях и в других каналах) и улучшать его. CX (customer experience, клиентский опыт) — одна из трех приоритетных областей для маркетинговый инвестиций, наряду с аналитикой данных и развитием технологий. 80% организаций считают, что качество обслуживания клиентов стало главным предметом конкуренции. Кроме того, половина брендов в 2019 увеличила расходы на технологии, связанные с клиентским опытом.
Для омниканального подхода важно собирать пользовательский фидбэк по всем каналам — методик множество: онлайн-опросы, фокус-группы, отзывы на сторонних сайтах, ответы на звонки и письма, общение в соцсетях. Важно помнить, что если вы не общаетесь со своими клиентами, вы не сможете понять, что им нужно, и настроить бизнес под них.
Омниканальный маркетинг не может полноценно работать без аналитики. Собирайте данные об онлайн и офлайн-конверсиях — они показывают, где сосредоточиться и когда стоит подумать о сокращении маркетингового канала в пользу другого, который может приносить больше конверсий.
Сервисы веб-аналитики (Яндекс, Google) предлагают инструменты, чтобы отслеживать поведение пользователя в разных каналах, в том числе офлайн. У Google также есть возможность присвоить пользователю уникальный идентификатор User ID и связать данные о взаимодействиях с нескольких устройств и из нескольких сеансов с уникальными пользователями.
У рекламных платформ тоже есть решения для учета офлайн-конверсий, например, Facebook умеет отслеживают офлайн-конверсии по телефонному номеру — можно загрузить в рекламный кабинет список покупателей из вашей CRM и сопоставить рекламу, которую видит пользователь, с транзакцией. Но это будут обезличенные данные, вы не сможете узнать пользователей поименно — это будет просто количество людей, которые видели рекламу, а затем совершили покупку.
Важный аспект аналитики в эпоху коронавируса: некоторые способы измерять конверсии изменились, поскольку изменилось и поведение пользователей, и экономика в целом. Неожиданный эффект пандемии — рост органических продаж через неоплачиваемые каналы, например, социальные сети, контент-маркетинг, поиск, PR-статьи.
Некоторые бренды адаптируют маркетинговые сообщения для тех, кто работает дома, другие используют А/В тестирование, чтобы оценить результаты, при этом многие сокращают или замораживают рекламные бюджеты. Еще один тренд, возникший благодаря COVID, – маркетологи мониторят и анализируют данные не ежемесячно и не еженедельно, а ежедневно — практически в режиме реального времени, чтобы иметь маневр для быстрой оптимизации кампании. Потому что мир сейчас меняется очень быстро.
Выстраивайте отношения с вашими клиентами там, где это наиболее эффективно.
Что такое принцип омниканальности и как он работает
Омниканальность ненавязчиво вошла в мир маркетинга, чтобы существенно изменить представление о продвижении людей по воронке продаж. Рассматриваем примеры и разбираемся, как работает этот принцип и почему в современном маркетинге он просто необходим.
Омниканальность — это модель, связывающая в единую систему различные каналы коммуникации с клиентом. Ее главный принцип — комплексный подход, когда фокус с какого-то определенного канала взаимодействия или источника трафика смещается на на клиента и пользовательский опыт.
Как это работает? Обычно воронка продаж рисуется по определенной схеме в духе:
Внимание — интерес — желание — действие
Но такая модель далеко не всегда соответствует действительности. Клиент может пропускать какие-то этапы, отвлекаться на конкурентов, менять свое решение, многократно переходить на сайт при помощи разных каналов и так далее. Именно поэтому необходимо увязать все каналы в единую систему.
Факторов, влияющих на принятие клиентом решения, очень много, чтобы понять это лучше, рассмотрим примеры:
Компания по продаже детских кроваток-трансформеров получила крупный заказ с полной предоплатой. И для этого был задействован не один канал:
Какой из каналов был более эффективным, сказать сложно. Контекстная реклама, лендинг, email-маркетинг, ремаркетинг — все они повлияли на решение клиента.
Амбициозный маркетолог решил покорить новые вершины и повысить свою квалификацию, для чего заказал на сайте курсы по акции. Может показаться, что именно акция дала толчок для покупки, но на самом деле:
“Выстрелило” сразу несколько каналов: блог (контент-маркетинг), SMM, онлайн-курсы и т.д., а акция лишь подтолкнула его к совершению покупки.
Омниканальность позволяет избежать путаницы между различными каналам связи, что является важнейшим условием удержания клиентов и увеличения прибыли.
Можно выделить несколько ключевых факторов, которые делают принцип омниканальности незаменимым для современного бизнеса:
Коммуникация значительно влияет на отношения между компанией и потребителем. Чем проще и приятнее контакт с компанией, тем чаще и стабильнее потребитель к ней обращается.
Для того чтобы создать эффективную стратегию внедрения омникакальности, вам следует:
Все описанное выше звучит довольно сложно? Тогда давайте разберемся на примере:
Допустим, вы владеете бизнесом по производству и продаже обогревателей и каминов. Вы знаете, что рост частотности запросов на обогреватели/камины отмечается в осенне-зимний период, и для продвижения бизнеса используете контекстную рекламу, которая ведет на ваш умопомрачительный лендинг.
Основная задача: формирование спроса на обогреватели, получение заявок вне сезона, увеличение среднего чека и объема продаж.
Решение: для того чтобы регулярно подогревать интерес потенциальных клиентов, даже вне сезона, и увеличивать трафик, необходимо задействовать больше каналов. Наибольшая эффективность контекстной рекламы наблюдается с приходом холодов (по некоторым целевым запросам), когда люди вспоминают о том, что зима близко.
С этой целью вы можете внедрить следующую стратегию:
Блог с качественным контентом (статьями-руководствами, подборками, практическими советами и т. д.) демонстрирует экспертность компании, привлекает поисковый трафик по целевым и смежным запросам.
Как использовать: для начала соберите поисковые запросы и составьте контент-план (в том числе после анализа контента конкурентов), составьте ТЗ копирайтерам, укажите метатеги и начинайте публикацию материалов.
Как оценивать эффективность: по поисковому трафику, переходам со статей на страницы товаров и услуг, вовлеченности (лайкам, репостам, комментариям) и дочитываемости.
Формирование лояльности клиентов напрямую зависит от оперативных консультаций. Если у клиентов возникнут какие-то вопросы, касающиеся продукта, условий доставки, возврата-обмена и пр., они должны максимально быстро получать ответы, в том числе в мессенджерах.
Как использовать: зарегистрируйте аккаунты в мессенджерах и укажите их на сайте. Для того чтобы сэкономить силы и не делать все вручную, воспользуйтесь платформой для messenger-маркетинга. Если через этот канал вы планируете распространять контент, составьте план публикаций и продумайте способы привлечения юзеров.
Как оценивать эффективность: по количеству обращений в мессенджерах, росту подписчиков и охвату постов.
Социальными сетями пользуется около 3,8 млрд людей, которые более 100 дней в год проводят онлайн, сообщает компания We Are Social. Аккаунт в соцсетях может стать одним из важных каналов трафика.
Как использовать: заведите страницы/группы в социальных сетях, составьте контент-план и начинайте размещать посты. Также не забудьте выделить бюджет для платного продвижения (запуска таргетированной рекламы и платных постов в других популярных и раскрученных группах/пабликах).
Как оценивать эффективность: по вовлеченности аудитории (лайкам, репостам, комментариям), социальному трафику на сайт, обращениям в личные сообщения группы и т.д.
Email-маркетинг поможет не только продемонстрировать высокий профессиональный уровень компании, но и плавно подведет пользователя к покупке.
Как использовать: начните с подготовки email-стратегии (соберите базу, определите место размещения формы подписки, выберите тип будущей рассылки и т. д.), после этого переходите к разработке макетов и написанию текстов.
Как оценивать эффективность: по подпискам/отпискам, открываемости и кликабельности писем.
Прежде чем приступать к работе, не забудьте настроить системы веб-аналитики и добавить UTM-метки.
Если у вас достаточно ресурсов, вы можете использовать все инструменты параллельно или, наоборот, внедрять каналы последовательно. Например, колл-трекинг можно подключить не на старте, а после увеличения трафика и роста пользовательских обращений. Лучше не отказываться от канала полностью, поскольку в будущем вы можете принять неверное решение из-за отсутствия данных о заказах по телефону и реальных продажах.
Прежде чем завершить статью, вот еще один простой, но крутой пример (да сколько можно уже?!) омниканального маркетинга:
Омниканальность предполагает, что все каналы взаимно интегрированы в единую систему. Именно поэтому взаимодействие пользователя с компанией по всем каналам связи происходит согласованно, без прерывания клиентского опыта. Например, он одновременно использует телефон, чат на сайте, онлайн-приложение и пр. Такой принцип позволяет сэкономить время и выстроить эффективную маркетинговую стратегию.
Как ритейлеру выстроить омниканальную стратегию и продавать больше
Клиенты решаются на покупку только после предварительного сбора информации о товаре. Так 73% людей используют несколько каналов на своем пути к покупке, по данным Harvard Business Review.
Использование омниканальной стратегии повышает средний чек. Исследование поведения 46 тысяч покупателей показало, что клиенты омниканальных ретейлеров тратят в среднем на 4% больше на покупку в магазине, а в онлайне на 10%, чем клиенты одноканальных продавцов.
С подключением каждого дополнительного канала продаж, покупатели начинают тратить больше. Например, клиенты, которые использовали 4+ каналов, в среднем тратили на 9% больше в офлайн-магазинах по сравнению с теми, кто использовал только один канал. Покупатели, предварительно изучившие товары в онлайн-магазине продавца или на сторонних площадках, при совершении покупки в офлайн-магазине тратят на 13% больше.
Исследование опровергло несколько общепринятых точек зрения:
Виды стратегий по каналам продаж:
Мы в Heads and Hands помогаем клиентам спланировать и реализовать взаимодействие между разными каналами продаж.
Рассмотрим, из чего складывается омниканальный опыт пользователя и поделимся тем, как мы создаем его на различных проектах.
Norman Nielsen Group выделяют следующие составляющие омниканального опыта покупок: согласованную работу всех каналов, оптимизацию под контекст и бесшовный опыт. Рассмотрим их подробнее.
Покупатели взаимодействуют с компаниями через различные каналы: онлайн и офлайн магазины, соцсети, мессенджеры, электронную почту, сервисные центры. Цель омниканальной стратегии — предоставить клиентам единый и непрерывный опыт взаимодействия через все эти точки соприкосновения.
Из чего складывается согласованность:
На сайте и в приложении Ginza Доставка в личном кабинете можно задавать нежелательные ингредиенты или вычеркивать их прямо из блюд. Если пользователь задал нежелательные ингредиенты в приложении, они сохранятся в личном кабинете на сайте и наоборот. То же справедливо и для блюд: если пользователь вычеркнул нежелательные ингредиенты из блюда, начал заказ на сайте, а продолжил в приложении, то в корзине будет блюдо со всеми модификациями.
Магазины, соцсети, сайт и приложение 12 STOREEZ выполнены в едином минималистичном визуальном стиле с использованием естественных спокойных оттенков — визуальные элементы во всех каналах поддерживают стиль одежды, которую выпускает марка.
На сайте и в приложении наших клиентов Ginza Delivery сразу можно указать свое местоположение через геолокацию или вручную, чтобы просмотреть блюда из ближайших ресторанов, понравившееся блюдо можно сразу добавить в корзину.
В отличие от приложения, на главной странице сайта есть не только блюда, но и секции с акциями, в интерфейсе приложения они бы смотрелись чужеродно и отвлекали пользователя от совершения задачи.
Блюда в приложении объединены в карусели для каждого ресторана, а на сайте каждое блюдо представлено отдельно, так как большой экран вмещает большее количество карточек. Также на сайте мы использовали нестандартную сетку с разноразмерными фото блюд и товаров, подборками и рекомендациями для управления вниманием пользователей и создания акцента на еде.
Необходимо понимать и использовать сильные стороны каждого канала на всех этапах воронки продаж.
Для понимания контекста использования каждого канала и проектирования соответствующего опыта ответьте на следующие вопросы:
Мы использовали сильные стороны смартфонов для клиентов СТД «Петрович». В торговых центрах «Петрович» представлены тяжелые товары, ценник каждого из них оснащен NFC-меткой. Клиент может зайти в приложение ретейлера, открыть раздел Touch&Beep и поднести смартфон к ценнику. В этот момент на экране появится карточка товара с подробным описанием и возможностью добавить его в корзину. Тот же путь позволяет проделать сканер штрихкодов в приложении. Чтение штрихкодов и NFC-меток позволяет клиентам не выписывать артикулы, а сохранить товары в корзине и оформить их либо через менеджера на месте, либо в онлайне.
Бесшовность предполагает переключение из одного канала на другой без потери прогресса. Клиент должен иметь возможность завершить задачу с того места, на котором он остановился, на любом устройстве.
Бесшовность является результатом проектирования всего пути пользователя, а не отдельных взаимодействий. Для создания бесшовного опыта необходимо узнать, как и в каких случаях пользователи переключаются между каналами, найти и убрать потенциальные препятствия на этом пути. Начать стоит с ответов на следующие вопросы:
Например, пользователи карт Google могут искать маршрут на компьютере, а выстраивать уже на мобильных устройствах. Поэтому десктопная версия Google Maps предлагает напрямую отправить маршрут на смартфон.
После того как вы найдете все препятствия на пути клиента при переключении между каналами продаж, вы можете начать устранять их. Вот несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание:
Netflix и Facebook невозможно использовать без входа в учетную запись и это объяснимо, так как первому нужно подтянуть данные о подписке, а второму — профиль, через который происходит взаимодействие с остальными участниками соцсети.
В то же время заставлять пользователя авторизоваться или регистрироваться для изучения ассортимента и покупки в интернет-магазине бессмысленно, так как он не захочет усложнять себе жизнь и уйдет в другое место.
На сайте «Петрович» можно составить смету на ремонт и поделиться ей с помощью ссылки. Если пользователь откроет ссылку со смартфона, на котором установлено приложение, содержимое сметы сразу отобразится в корзине.
Упростите повторный доступ к информации и сохраняйте прогресс на случай, если пользователь переключится на другой канал во время выполнения задачи. В этом помогут такие функции, как добавление в вишлист и список недавно просмотренных товаров.
В приложении 12 STOREEZ мы запоминаем и подставляем просмотренные товары в подсказки поиска. Мы помогаем пользователю вернуться к товару, который он просмотрел, но не добавил ни в вишлист, ни в корзину.
Создание качественного омниканального опыта не заканчивается после того, как клиент совершил заказ. Вернется ли он к вам в следующий раз, зависит от поддержки, которую вы ему окажете на этапах получения и возврата заказа.
В приложении 12 STOREEZ можно осуществить возврат товаров. Пользователю достаточно указать причину возврата в приложении и дождаться, когда представители ретейлера свяжутся для уточнения способа возврата.
Многие препятствия при переключении между каналами возникают из-за проблем на бэкенде. На старте проекта на бэкенде не всегда предусматривают появление новых каналов продаж и коммуникации с пользователями. Может получиться так, что какие-то процессы не были учтены заранее и это привело к разобщенной инфраструктуре. Создание бесшовного опыта покупок всегда требует инвестиций в разработку необходимого функционала на стороне бэкенд-систем. Для решения этой задачи мы в Heads and Hands обычно проектируем прокси, который берет на себя задачу по взаимодействию всех бэкенд-систем по API с интерфейсами в каналах взаимодействия с пользователем.
Если вы используете офлайн и онлайн каналы продаж, стоит подумать о том, как связать их между собой. Возможность беспрепятственно совершить конверсию в любом канале продавца на 30% повышает такой показатель, как сustomer lifetime value (пожизненная ценность клиента), то есть позволяет выстроить и сделать эффективнее долгосрочные отношения с клиентами.
Мы связываем офлайн и онлайн-каналы продаж на проектах своих клиентов следующим образом:
Есть еще ряд интересных решений, вроде навигации по магазину через приложение, коммуникации через интерактивные экраны с отправкой результатов на смартфон или почту.
Выстраивание омниканальной стратегии продаж и коммуникации с клиентами – обязательное условие для любого крупного ретейлера. Чем проще клиенты переключаются между каналами при изучении ассортимента, оформлении заказа и его отслеживании — тем больше они тратят и охотнее возвращаются к вам. На примерах мы показали, как наши клиенты выстраивают омниканальную стратегию, а мы помогаем ее реализовать.
Омниканальность простыми словами
Кризис 2020-2021 года принес много новых трендов в маркетинг. В том числе омниканальность. Все мало-мальски крупные игроки рынка уже переориентировались на новый тренд.
А клиенты уже давно считают омниканальность само собой разумеющимся:
Омниканальный подход – это то, во что большинство компаний инвестируют сегодня. Для остальных это будущее, которое обязательно настанет.
Что такое омниканальность?
Заглянем в википедию:
Согласитесь, слов много, а суть омниканальности по-прежнему непонятна? Попробуем упростить:
Омниканальность (omni-channel) – это единая система коммуникации с клиентом с помощью разных каналов.
Определение стало проще, но и в таком виде суть его не до конца понятна. Что за система? Как ее выстраивать? Зачем она нужна?
Попробую перефразировать совсем простыми словами и покажу на примерах.
Что такое омниканальность простыми словами?
«Omni» – в переводе с английского означает «все вместе». Т.е. все каналы маркетинга должны работать как один и нести единый посыл для клиента.
Омниканальность – это связка всех каналов маркетинга в единую цепочку взаимодействия с клиентом.
Представьте себе путь клиента по воронке продаж (тут в идеале в вашем сознании должна всплыть лестница узнавания Бена Ханта).
Так вот, согласно этой лестнице и воронке продаж, сначала клиент о вас ничего не знает, затем ищет, как можно проблему решить, потом выбирает, к кому обратиться, затем изучает ваши условия и только потом покупает. При этом вопросы свои решает на разных платформах – в поиске, на картах в навигаторе, в инстаграм, фейсбуке, у друзей, отзывы на форумах и т.д.
Уже после этого принимает решение оставаться с вами дальше или искать другую компанию.
На каждом из этих этапов маркетологи взаимодействуют с клиентом с помощью разных каналов.
Например, чтобы сформировать потребность, используют медийную рекламу, наружку, технологии look-a-like, таргет и RTB.
Когда потребность сформирована – приводят клиентов на сайт с помощью SEO, маркетплейсов, programmatic и контекстной рекламы.
К выбору вас, как поставщика, склоняют с помощью нативной рекламы, работы с SERM и улучшением юзабилити сайта.
А чтобы клиент купил у вас, помогают онлайн-консультанты и прогревы рассылками.
Возвращать целевую аудиторию на сайт способны email-маркетинг и ретаргетинговые, ремаркетинговые кампании.
Популярные каналы, которые чаще всего используют для выстраивания воронки продаж, в зависимости от воронки:
Вступает в действие правило 5 касаний. Когда человек видит вас впервые – уровень доверия к вам у него низкий. Если человек видит вас постоянно, несколько раз заходит на сайт, то конверсия вырастет в 2-3 раза. Когда пользователь видит вас в пятый раз, вы для него – старый знакомый. Он вам доверяет.
Это же показывает и недавнее исследование Яндекса:
Самые распространённые действия перед покупкой – чтение отзывов (31,5 % опрошенных), сравнение похожих товаров (29 %) и цен на них в разных магазинах (28 %). Все это говорит о том, что пользователю необходимо несколько касаний с брендом на разных площадках перед покупкой.
Что же тут нового спросите вы? Где тренд-то? И причем омниканальность? Давно же так делали и всем это известно.
Поменялось то, что теперь это не набор отдельных каналов, а единая продуманная цепочка, где каждый канал подхватывает и усиливает предыдущий.
То есть омниканальность – это единое сквозное сопровождение клиента по воронке продаж. Не отдельная проработка каждого канала, чтобы именно этот канал генерировал продажи, а ведение клиента по воронке с выстраиванием единой коммуникации.
Посмотрите короткий обучающий ролик, который демонстрирует влияние множества каналов на продажи:
А теперь зайдите в отчет многоканальные конверсии на Маркетинговой платформе Google, в которую входит знаменитый сервис аналитики.
И воочию убедитесь, что вашей компании необходим омниканальный маркетинг. Практически в любом бизнесе мы видим схожую картину: до покупки клиенты несколько раз взаимодействуют с брендом с помощью разных каналов – это аксиома, исключения из нее очень редки.
Без хитростных настроек «Отчет многоканальных последовательностей» способен показать, какой микс каналов чаще всего приводят к конверсиям именно в вашем бизнесе. Просто зайдите в Сервис, раздел Конверсии > подраздел Многоканальные последовательности > Обзор.
И, скорее всего, увидите аналогичную картину:
А теперь представьте, что будет, если все эти каналы грамотно выстроить и связать между собой. Обычно это именно та точка роста, которая поможет вывести бизнес на новый уровень.
Чтобы понимать, как связывать эти каналы между собой, вам необходима прежде всего CJM (карта пользовательского пути).
Но, прежде чем разобраться, зачем она нужна и понять другие тонкости построения омниканальной стратегии, стоит упомянуть об отличии мультиканального маркетинга от омниканального.
Омниканальность и мультиканальность
Использование нескольких каналов (не важно, успешное оно или нет) не равно омниканальности.
Вы можете настроить офигенную таргетированную рекламу в соцсетях. Иметь кучу продаж в контексте. Оба канала будут генерировать продажи, но, если их не связать в единую цепочку, омниканальным маркетингом они не станут. Это значит, что все равно будет упущенная выгода, и вы можете получать гораздо больше.
Разберемся, в чем отличие омниканального подхода от мультиканального и кросс-канального.
Посмотрите на картинку ниже:
Думаю, уже по ней интуитивно станет понятно основное отличие омниканальности от мультиканальности.
Мультиканальный маркетинг – это одновременное использование нескольких каналов взаимодействия с клиентом, но без их взаимосвязи между собой. Т.е. коммуникация с клиентом происходит в рамах одного канала.
Пример мультиканального маркетинга
Допустим, у вас есть офлайн-магазин одежды для беременных. Случилась пандемия, и, чтобы не терять продажи, вы пошли в интернет. Теперь у вашего бизнеса есть сайт и представительство в Инстаграм. Наличие нескольких каналов коммуникации уже является мультиканальным маркетингом.
Для привлечения клиентов вы запустили таргетированную рекламу. Параллельно занимаетесь SEO-продвижением и ждете, что сайт будут находить пользователи в поисковиках.
Маркетолог отслеживает, какой канал работает лучше, тестирует креативы. Потом добавит контекстную рекламу и отправит промоутеров с листовками.
При этом цены на сайте, в Инстаграм и офлайн-магазине могут отличаться. Каждый канал живет по своим законам и своим стратегиям. Даже вести эти каналы могут разные сотрудники без ущерба.
Все это – классический пример мультиканального маркетинга – несколько разрозненных каналов для привлечения клиентов и коммуникации с ними.
Минусы такого подхода в том, что чем дольше каналы будут разрозненны, а бизнес становиться масштабнее, тем больше проблем возникнет. В офлайн-точке будут говорить, у нас нет такого размера, посмотрите на сайте, на сайте цены могут быть другими. Или, наоборот, заказ, оформленный на сайте, нельзя будет померить в магазине. А по акциям и подавно никто проконсультировать не сможет, потому что для Инстаграм будут одни, для сайта – другие, а в офлайн-точке – третьи. При этом разная логистика, склады, управляющие. В общем, не очень удобно, если бизнес большой, а каналов несколько.
Но тем не менее, 80% компаний на рынке используют именно мультиканальный подход – миксуют несколько разных каналов для продвижения своего продукта. Иногда вполне успешно, особенно если речь идет о товарах повседневного спроса или когда надо охватить большую долю рынка при размытой целевой аудитории.
Если немножко усложнить систему, то уже получим кросс-канальность.
Кросс-канальный маркетинг – маркетинг, при котором у нас есть единая стратегия и есть взаимодействие между каналами.
Чаще всего кросс-канальность присуща ритейлу, это связано с бурным ростом онлайн-покупок в последнее время.
Пример кросс-канального маркетинга
Для разнообразия представим, что теперь мы продаем игрушки. Настроили рекламу в директе, а пришедших на сайт пользователей, которые ничего не купили, подогреваем в Инстаграм, показывая ту же самую рекламу по смыслу, но уже на другой площадке.
Т.е. каналы настраиваются так, что если один из них не конвертирует, подключается другой канал и «дожимает» до покупки. При этом маркетолог разрабатывает единую коммуникативную стратегию с покупателем, подключая разные каналы в зависимости от поведения пользователя.
Есть и другие примеры кросс-канального маркетинга, когда используются партнеры. Например, sunlight любит распространять листовки с промокодом на получение подвески через супермаркеты, банки и магазины одежды:
Пользователь придет за подвеской, взамен ювелирный салон получает контакт этого клиента. И добавляет его в базу для информирования об акциях, распродажах и о закрытии своих магазинов. А также настраивает ретаргетинговые кампании и т.д.
Кросс-канальный маркетинг в своей работе используем при любом комплексном подходе. И снова покажу на примере, как это делаем мы.
Настраиваем SEO для клиента, если бюджет ограничен, то работаем не с верхушки воронки, а с середины – на этапах с уже готовыми к покупке клиентами (продвигаем запросы, по которым клиент уже готов купить).
Чтобы не терять трафик, если он не конвертируется с первого касания (в общем-то и не должен сразу конвертироваться), всем клиентам, не совершившим целевого действия, показываем ретаргетинговую и ремаркетинговую рекламу, например, о том, что сейчас есть скидка.
Если и это не помогает, то дальше показываем рекламу в соцсетях:
Именно такой подход позволяет получать максимальную отдачу и получать больше продаж. Но и это не омниканальный маркетинг – можно сделать еще круче. Правда для реализации омниканальности и бюджеты нужны побольше.
Омниканальный маркетинг – сводится к тому, что в центр коммуникации ставим клиента. Маркетолог выстраивает единую систему коммуникации с клиентом, миксуя каналы по мере необходимости. Т.е. получается более глубокая проработка кросс-канальности с единой базой и бесшовной коммуникацией.
Пример омниканальности
Допустим, вы продаете велосипеды. Тем, кто никогда раньше не покупал велосипед, но интересуется им, вы показываете медийную рекламу. Например, баннер на поиске:
Тем, кто перешел на сайт, но не оставил заявку, показываете статьи о новых моделях велосипедов во ВКонтакте, Яндекс.Дзене, рекламу на Youtube и Фейсбуке, и тех, кто прочитал статьи, догоняете ретаргетом и возвращаете на сайт, а если не прочитали, то подключаете другие каналы.
Схематично это выглядит приблизительно вот так (рассмотреть ближе):
При этом важно не просто выстроить сцепку каналов, но и обеспечить бесшовную коммуникацию. Если клиент позвонит в компанию, то менеджер увидит, что он пришел по рекламе и интересовался такой-то моделью. А если после оформления заказа клиент уточнит в Фейсбуке, когда будет доставка, ему администратор сообщества даст ответ на этот вопрос, не переадресовывая в отдел доставки.
Таким образом, мы с клиентом сегодня можем пообщаться в чате на сайте, завтра показать баннер в соцсетях, а послезавтра продолжить разговор в директе Инстаграма. При этом разговор не будет каждый раз строиться заново, компания будет видеть всю историю взаимодействия с клиентом. Потому что у всех сотрудников единое информационное поле и общие сведения о пути и заказах клиента. Тогда и клиенту будет удобно.
Омниканальность с точки зрения потребителя
С точки зрения клиента омниканальность сродни высококлассному сервису: допустим, с утра вы получили сообщение в WhatsApp, что у вашего друга юбилей, и вас приглашают в ресторан через неделю. Вы давно с другом тесно не общались и не знаете, что ему подарить. В поисковике вбили запрос: «что подарить другу на юбилей N лет». Почитали одну статью с кучей бесполезных советов, другую. И решили подарить впечатления. Остановились на чем-то необычном, вроде зорбинга или полета на параплане. Но тут подошел начальник и вернул ваши мысли в рабочее русло.
Вечером вы поделились со своей половинкой новостью, что вас приглашают на юбилей и стали вместе обсуждать подарок. Зорбинг на семейном совете отмели, но идея с парапланом была поддержана. Просмотрев несколько сайтов, стали изучать, безопасно ли это, сколько это стоит и где вообще такое можно купить. У одной компании цены были слишком высокие, у другой не было подарочных сертификатов в наличии, только электронные. Третий сайт вовсе при загрузке выдал чистый лист. Юбилей не скоро, решили отложить покупку, да и сериал начался.
На следующий день вас буквально на каждом шагу преследовала реклама с предложением купить полет на параплане. А во время обеда, листая соцсети в телефоне, вы увидели классное предложение – купить сертификат на впечатления, по которому одариваемый может сам выбрать, что ему по душе – параплан, зорбинг или багги. Вы перешли по рекламе, посмотрели на этом сайте цену (кажется, на этом же сайте вы и читали статью, после которой загорелись подарить впечатления), написали им в мессенджер, уточнили стоимость и узнали, что сертификат у них в наличии тоже есть. Да и вообще фирма известная. Переслали супруге, что вот он тот самый идеальный вариант. И пошли работать дальше.
Вечером, возвращаясь домой, ваш навигатор показал рекламу, что вы проезжаете в 200 метрах от их магазина и сейчас действует скидка 200 рублей при личном посещении на покупку сертификата – самое время купить его. Недолго думая, вы сворачиваете к магазину и покупаете. А зачем откладывать, мимо же едете.
Весь ваш путь – от идеи до покупки – сопровождал данный магазин. Да, поначалу вы его не замечали, но, увидев рекламу в очередной раз, обратили внимание и совершили покупку.
Если грамотно выстроить путь клиента (начните с CJM, о котором упоминала выше) и продумать все нюансы, то мы получим тот самый омниканальный маркетинг, о котором все говорят.
Принцип омниканальности
Омниканальный маркетинг пришел на смену мультиканальному вполне закономерно.
Сет Годин в своей книге «Разрешительный маркетинг» противопоставляет традиционный «прерывающий» маркетинг доверительному. К слову, эта книга была переведена на русский язык еще в 2004 году. А сама идея доверительного маркетинга появилась более 10 лет назад. Если вы еще не читали эту книгу, обязательно прочтите. Потому что именно с разрешительного маркетинга начинается омниканальность.
Так вот Сет Годин еще тогда начал говорить, что именно за маркетингом вовлечения будущее. И принцип омниканальности это будущее отражает как нельзя лучше.
Задача маркетолога не вклиниваться на пути и не прерывать действия пользователя назойливой рекламой, кричащей «купи-купи-купи», задача маркетолога – завлечь клиента так, чтобы он чувствовал вашу поддержку на всем пути, а когда придет время, сам к вам пришел и спросил «мне вот это надо, поможете купить?».
Сет Годин считает, что широковещательные способы продвижения, такие как реклама на радио и телевидении, это дорого и малоэффективно. Доверительный маркетинг учит дружить с клиентами – быть там и тогда, когда они больше всего нуждаются в вас. Не продавать, а помогать решать проблемы.
Сравнивает маркетинг с браком: ведь, прежде чем предлагать руку и сердце, вы сначала сходите на несколько свиданий и познакомитесь ближе.
Разрешительный маркетинг требует продуманной стратегии и структуры. Собственно, омниканальность и есть та структура, которая нужна для его реализации.
По Сет Годину доверительный маркетинг должен быть:
Омниканальность подразумевает выстраивание отношений с самого верха воронки и не заканчивается с продажей
Когда клиент еще ничего не знает о своей проблеме, и тем более о вас, вы уже должны думать о нем.
Не гонитесь за продажами, выстраивайте доверительные отношения. Возьмите потенциальных клиентов с самого верха воронки и начинайте их «греть-греть-греть». Тогда, пройдя рядом с вами весь путь по воронке, выбор в вашу сторону будет очевидным, зачастую даже не требующим вашего участия.
Не делайте упор только на клиентов, готовых уже купить, так делают все ваши конкуренты, и это на перегретых рынках не эффективно. Начинайте выстраивать отношения с верхушки воронки, создайте себе поток клиентов сами.
Еще до Сет Година Дон Пепперс и Марта Роджерс написали книгу «Наедине с будущим», именно они предложили радикально пересмотреть отношения с клиентами.
Их книга была больше манифестом по увеличению прибыли компании за счет (внимание!) уменьшения количества клиентов.
Речь шла о так называемой обратной воронке (или петле лояльности) – когда путь клиента с продажей не заканчивается, а только начинается.
Ведь гораздо проще продать больше клиенту, который тебе доверяет, чем найти нового.
Омниканальность поддерживает этот принцип.
Выстраивание отношений с клиентом – всегда дорого! Это не просто покрутить рекламу и ждать продаж, необходимо выстроить взаимосвязь нескольких каналов и сопровождать клиента на всех этапах воронки, а значит, стоимость привлечения клиента закономерно возрастает, как следствие, растет и цена его потери.
Поэтому так важно не просто начинать выстраивать отношения с самого верха, но и поддерживать их после продажи.
Главный принцип омниканальности – комплексное решение и фокус на клиенте и его потребностях, а не каком-то отдельном канале взаимодействия как источнике трафика или продаж.
Как это все правильно внедрить и какие инструменты потребуются – давайте разбираться.
Внедрение омниканальности
Прежде всего надо понять, какие каналы уже есть, какие этапы воронки они перекрывают, как можно эти каналы усилить и какие этапы воронки проседают. Для этого посмотрите отчет Многоканальные конверсии в Google Analytics (подробно, как это сделать, описано выше).
Продумайте CJM для каждого портрета потребителя.
Распишите общую стратегию – пример.
Распишите детальный план по использованию каналов и оценке их эффективности. Скачать пример плана.
Оцените результат. Оценивать надо не только вклад каждого канала, но и их совместное влияние. Допустим, у нас есть такая многоканальная последовательность: SEO (ведем на блог) → прямой заход (вспомнил адрес сайта, где читал статью хорошую) → дальше ретаргет в социальной сети → внутренний переход.
Элементарно просчитать конверсию можно, разделив ее поровну, не учитывая прямые заходы и внутренние переходы. То есть в данном случае каждому каналу – SEO и SMM – конверсию поделить пополам. Ну либо SEO дать чуть выше, ведь без него не сложилась бы эта цепочка.
Чаще всего результат от микса каналов – это игра в долгую. Не стоит комплексно оценивать медиамикс раньше, чем через 3 месяца после полного внедрения, а то и до года можно подождать.
Начните с малого, например, с проработки одного портрета целевой аудитории. Можно внедрять каналы как последовательно, так и параллельно.
Чтобы оценить результат многоканальности, лучше настроить сквозную аналитику. Для этого вам понадобится: настроить системы веб-аналитики (Яндекс.Метрику и Google Analytics), всегда использовать utm-метки, связать CRM и коллтрекинг, туда же интегрировать сервисы для общения с клиентами в одно окно, для этого можно использовать готовые платформы, вроде Roistat.
Тот же живосайт позволяет не просто отвечать в одно окно всем пользователям во всех каналах (куда бы пользователь ни писал – сообщение ВКонтакте, чат на сайте, в Фейсбук или даже авито), но и видеть, какой путь по воронке уже прошел пользователь:
Можно опять же настраивать это все в порядке необходимости, а не весь бюджет сразу тратить на аналитику.
Есть специальные сервисы по автоматизации маркетинга: Emarsys, Esputnik, Carrotquest и другие.
Пример того, как они работают:
Выбирайте то, что вам кажется ближе, и вперед!
Омниканальность в ритейле
Без омниканальности можно обойтись в бизнесе с небольшим чеком. FMCG тоже не требует омниканального подхода – там решения принимаются быстро и бывает достаточно 1-2 каналов. Иногда без многоканальности можно обойтись даже в B2B-сегменте, сделав упор на удержание текущих. Во всех остальных случаях имеет смысл подумать над омниканальностью.
Чаще всего именно в ритейле омниканальность необходима и оправдана.
Исследование Coresight Research показало, что лидеры рынка (с ростом выручки не менее 4% за последний финансовый год) считают, что омниканальность в ритейле помогает:
Согласно этому же исследованию, 14% европейского ритейла уже реализовали стратегию омниканальности и только 3% не планируют, остальные жев процессе внедрения:
Омниканальность у крупных брендов
Омниканальность – не просто тренд, это то, что сейчас требует рынок. Ярким примером омниканальности, помогающим расти, можно назвать сеть кофеен Старбакс.
Они четко сопровождают клиента, работая на всех этапах воронки.
Любому посетителю кофейни положена карточка, к которой привязан личный кабинет клиента на сайте, в самом Старбаксе или в мобильном приложении.
Активно используется микс разных каналов для привлечения и удержания клиентов. Классно сделана программа лояльности:
Вы можете даже составить собственный плейлист Starbucks, а самые «залайканные» мелодии будут крутить в кофейне.
О силе бренда говорит и распиаренный эпизод с «Игрой престолов». В 4 эпизоде 8 сезона буквально на доли секунды промелькнул кофейный стаканчик, однако этих секунд хватило компании, чтобы получить бесплатную рекламу в размере 2,3 миллиарда долларов. Фотографии и видео завоевали внимание публики в социальных сетях, в течение нескольких часов после выхода в эфир обсуждался кофе из Старбакса. Компания получила около 200 000 упоминаний Starbucks и «Игры престолов» в течение 48 часов.
К слову, стаканчик оказался не от Starbucks: )
Выводы по омниканальности
Как обычно строится маркетинг в компаниях: приходит владелец бизнеса к SEO-специалисту и говорит, что хочет SEO, мол, нужны клиенты из поиска. При этом никто не задумывается о болях и потребностях клиента, о том, что до совершения покупки клиент проходит еще много стадий, и, если на них он вас не встречал, то продать ему будет гораздо сложнее.
Хорошо, если SEO-специалист вас услышал и подберет «продающие» ключи, тогда, возможно, хоть какие-то продажи будут, а ведь может и не услышать – тогда трафик получите, а посетители в клиентов конвертироваться не будут (или будут очень плохо).
Потом эта компания наймет маркетолога, который настроит рекламу в Яндексе, потому что продаж из поиска долго ждать. А соцсети поручат фрилансеру, потому что продаж и от Директа будет минимум и вообще «этот Яндекс» только сливает бюджет.
Но все это НЕ эффективно по одной простой причине – изменился мир, клиенты и сам маркетинг, а вы еще работаете по старым правилам игры. И пора уже делать первые шаги хотя бы в сторону кросс-канальной коммуникации.
Вот так должна выглядеть ваша воронка:
А вашей компании следует взаимодействовать с клиентами на всех ее этапах. А многие до сих пор даже не подозревают, что используют многоканальный подход и он устарел.
Проблемы мультиканального подхода:
Выстраивайте отношения на всех этапах воронки, грейте клиента, дружите с клиентом и только потом делайте ему предложение. И тогда, и только тогда, он не сможет вам отказать, какая бы бешеная конкуренция ни была на рынке.
Объедините текущие каналы, подготовьте единую стратегию, и вы уже получите отдачу, не меняя бюджеты, а сменив только подход:
Омниканальность позволяет получать больше продаж за счет фокусировки на клиенте. При этом бюджеты могут быть не сильно увеличены, как раз за счет того, что вы выжимаете каждый канал до капли, точечно таргетируясь. И не бросаете клиентов даже после продажи. А еще обеспечиваете бесшовную коммуникацию с клиентами и отлаживаете связи между каналами.
Клиент увидит ваш товар или услугу, которые просматривал с рабочего компьютера в обеденный перерыв, у себя в телефоне, листая вечером ленту Instagram, а чуть позже и в email-рассылке, а еще позже заметит баннер с уведомлением о скидке и точно купит. Диалог с клиентом последователен и персонализирован вне зависимости от его устройства и канала взаимодействия.
Такой подход дает максимальный результат и кратный рост продаж.