Что такое основные сюжетные линии
Сюжетная линия: что это, роль в киносценарии
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Содержание:
Термин «сюжетная линия» в кино имеет два уровня определения. Во-первых, сюжетной линией называют законченную историю внутри фильма или сериала. Во-вторых, так часто называют саму схему или структуру из нескольких эпизодов, объединенных между собой причинно-следственной связью. Сюжет фильма может состоять как из одной, так и сразу из нескольких сюжетных линий (далее СЛ). Сюжет и СЛ могут быть синонимичны в случае, когда в фильме показана единственная история. В остальных случаях линии – компоненты сюжета.
Замысловатые переплетения СЛ нередко превращают обычный рассказ в увлекательное зрелище на экране. Вместо череды событий, вытекающих друг из друга, возникает гармоничный каскад эпизодов, вызываемых новыми обстоятельствами. Структура сюжета становится сложной, что заставляет зрителей не отрываясь следить за экраном.
Линда Сегер в книге «Как хороший сценарий сделать великим» пишет, что сюжетные линии – это компоненты, которые придают сценарию объемность и художественную выразительность. Часто они отражают процесс решения личностных проблем героя – осознания своей личности, поиск своего жизненного пути. Сегер считает, что «сюжетные линии дают персонажу возможность поразмышлять, подумать о смысле жизни, помечтать».
Виды сюжетных линий
В зависимости от роли в донесении замысла фильма до зрителя выделяют основные и второстепенные СЛ. Основная линия – выведенные на первый план персонажи и события.
Второстепенная СЛ – меньшая по масштабу и значимости в рамках общего замысла. Однако сегодня все чаще появляются произведения, где существует сразу несколько одинаково важных сюжетных линий. Чаще всего такие примеры можно встретить в телесериалах, но и в фильмах их тоже немало.
Переплетение нескольких равноценных сюжетных линий можно проследить в фильме «Свидетель» (1985). Лента начинается как классическая полицейская история. СЛ разворачивается вокруг идеи, сможет ли Джон найти убийцу. Но в середине рассказывается линия романтических отношений главных героев. А в заключительной части ленты на первое место опять выходит полицейская история.
Еще один пример – вторая часть «Крестного отца». В фильме две сюжетные линии, отражающие: первая – восхождение Майкла Корлеоне, вторая – восхождение его отца. Они равноправны и могли бы полноценно разыгрываться в разных фильмах. Однако их объединение привело к ощущению эпичности событий, созданию нескольких уровней в структуре сюжета, что сделало фильм монументальным, сложным, событийным. Такой прием помогает удерживать внимание зрителя на протяжении всего действия.
Второстепенная линия – часто любовная история. Например, в фильме «Бойцовский клуб» (1999) романтические отношения между главным героем и Марлой Сингер периодически выступают на первый план.
Второстепенные сюжетные линии всегда работают на раскрытие основной истории. Они помогают раскрыть тему фильма, дополняют и объясняют идею автора или глубже раскрывают характер героя, что помогает понять мотивы его поступков. Обрастая второстепенными СЛ, история становится более содержательной и объемной. Без них сюжет часто выглядит как схема, напоминающая план действий героя на следующий день, неделю, месяц.
Второстепенные СЛ дают возможность зрителю отстраниться от текущего конфликта и поразмышлять на тему, что ждет его дальше. Отклоняясь от основной СЛ, второстепенные всегда выводят действие назад – к главной идее фильма. Пример второстепенной СЛ в фильме «Блондинка в законе» (2001) – дружба Эль Вудс с мастером маникюра Полет Бонифанте. Отношения двух женщин позволяют зрителю периодически переключать внимание и отдыхать от основной темы картины.
Второстепенные линии можно использовать, чтобы представить зрителю нового персонажа, который впоследствии должен сыграть значимую роль. Например, в фильме «Трасса 60» главный герой в одной из второстепенных линий знакомится с больным раком мужчиной, который носит на себе пояс шахида и угрожает взрывом каждому, кто при нем солжет. Впоследствии именно благодаря этому персонажу главному герою удастся избежать тюрьмы в городе Морлоу и вытащить оттуда девушку, которую он искал.
В картине «Тутси» (1982) одновременно развиваются несколько сюжетных линий. Они раскрывают взаимоотношения героев – Майкла и Джули, Майкла и Санди, Майкла и Леса, Майкла и Брюстера, Рона и Джули. Пять линий объединены общим замыслом фильма, который восхваляет дружбу и любовь. Линия Майкла и Джули – основная. Второстепенные линии гармонично дополняют основную, периодически замещая ее на первом плане.
Виды сюжетных линий по классификации Джокерса
Мэтью Джокерс, профессор английского языка в университете штата Вашингтон при помощи компьютерной программы проанализировал несколько тысяч самых известных литературных романов и выделил часто встречающиеся сюжетные линии. Это один из подходов к классификации СЛ.
Вот какие бывают сюжетные линии по классификации Мэтью Джокерса:
Например, трагедия четко прослеживается в фильме «Госпожа Бовари» (2014). В фильме развивается несколько СЛ – Эмма и Чарльз, Эмма и Леон, Эмма и Родольф. Несчастливое замужество и череда неудачных любовных романов приводят к накоплению долгов и самоубийству главной героини.
Фильм «Ромео и Джульетта» (2013) олицетворяет развитие сюжета по принципу подъем-падение. Влюбленные герои дают друг другу клятву верности. Они счастливы и верят в успешный исход – возможность быть вместе. Однако вражда между семьями не дает осуществиться мечтам влюбленных. Трагический финал неизбежен.
Развитие сюжета по принципу подъем-падение-подъем наблюдается в фильме «Гордость и предубеждение» (2005). Героиня К. Найтли и ее сестры надеются на удачное замужество. Однако чтобы надежды девушек оправдались, им предстоит преодолеть немало трудностей на пути. Счастливый финал – награда за упорство и верность идеалам. Фильм «Гордость и предубеждение» – образец хитросплетения многочисленных сюжетных линий. Отношения пар героев развиваются параллельно друг другу и одновременно переплетаются между собой, определяя ход общего сюжета.
Примеры построения
Чтобы составить сюжет, нужно объединить сюжетные линии в единую последовательную историю. Повороты сюжета воспринимаются с интересом, если они естественны и логичны. Американский кинопродюсер, редактор Лора Кросс делится секретами и правилами построения СЛ:
Кросс подчеркивает: второстепенные СЛ не менее важны, чем основные. Они двигают действие вперед, помогают раскрыть характер персонажей. Например, зрители лучше понимают смысл и мотивы поступков героя, если второстепенная СЛ показывает события из его детства, далекого прошлого. Кроме того, она советует использовать второстепенные СЛ в жанрах с предсказуемыми сюжетами – триллерах, фильмах ужасов, комедиях.
В фильме «Подмена» (2008) каждая дополнительная СЛ выводит конфликт на новый уровень. Основная СЛ строится вокруг темы – мать ищет пропавшего сына. Второстепенная СЛ развивается вокруг события, когда полицейские находят другого мальчика и пытаются выдать его за сына героини А. Джоли. Следующая дополнительная линия охватывает тему пребывания главной героини в психбольнице.
Что такое основные сюжетные линии
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Блогерская драматургия или как говорить, чтобы тебя слушали
Что такое драматургия?
Драматургия – это теория построения драматических произведений. То есть набор инструментов, с помощью которых можно придумать интересный сюжет для спектакля или фильма. В нашем случае – для сторис.
В обычной жизни драматургия воспринимается как искусство создавать напряжение.
Зачем нужна драматургия в блоге?
Чтобы удержать внимание аудитории и повысить лояльность ваших подписчиков. Главная задача драматургии – заставить зрителя наблюдать за вашими сторис. Попробуйте превратить блог в сериал, а себя в главного актера.
Для этого нужно придумать несколько сюжетных линий, которые будут раскрываться в событиях прошлого, настоящего и будущего.
Структура
Любая история строится по классической схеме: завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Кстати, эти правила вы можете использовать не только для сторис, но и для историй в постах.
Завязка – это событие, которое является началом действия.
Сначала вы рассказываете предысторию и интригуете зрителя. Именно от того, как вы подадите ситуацию вначале, зависит досмотрят ваши сторис или нет.
Допустим, вы просыпаетесь и слышите, как под окном мяучит котенок.
Развитие событий – последовательность событий, которые развивают конфликт. Здесь находится основная часть вашей истории.
Вы не знаете, что делать, так как нужно идти на работу, но решаете проверить, что же там такое. Котенок застрял в кустах и вы его достали.
Кульминация – момент максимального напряжения. Это место, где вы заставляете подписчиков вам сопереживать. Эмоции – это лучший способ повысить лояльность аудитории.
Момент выбора: оставить котенка себе или бросить на улице.
Развязка – исход события.
Например, встречаете на улице человека, который забирает котенка себе.
Элементы драмматургии
Здесь мы рассказываем о главных элементах без которых не обойдется ни одна история. Так-то их существует намного больше.
Персонажи
Это может быть как сам блогер, так и его окружение. Можете придумать и негативных героев, чтобы вызвать у зрителя больше эмоций. Это может быть и подруга, которая всегда влазит в ваши сторис, и кот, который сопровождает каждый ваш шаг. Можете рассказывать о советах, которые дает вам бабушка. Чем больше персонажей, тем интереснее.
Конфликт
То, что мешает вам дойти к своей цели. Он бывает внешний и внутренний. Внешний: вы хотите выучить новый язык, но не можете найти преподавателя. Внутренний: вы хотите выучить новый язык, но не можете пересилить себя и вместо этого смотрите сериальчики.
Момент выбора
Классный прием, чтобы заставить зрителя проникнуться вашими чувствами. Его можно использовать как и цельной истории, так и в единичных сториз. Здесь вы показываете все возможные варианты и раскрываете процесс принятия решения. Можете показать сомнения, раскрыть плюсы и минусы или попросить помощи у подписчиков.
В интернете просто обожают давать советы, поэтому это один из самых действенных способов повысить вовлеченность.
Интрига
Возможно вы замечали, как часто блогеры недорассказывают что-то или специально затягивают с ответом. Так часто делают и сериалы, обрывая сюжет на самом интересном.
Интригу можно растянуть на пару сторис, на день или даже на пару месяцев. Это уже зависит от масштаба событий.
Эмоциональные качели
Эмоциональные качели – это бурная смена эмоций, когда человек испытывает резкую перемену с позитивных чувств на негативные и наоборот.
Например, сначала он грустит и сочувствует, а потом испытывает веселье или удивление
Сюжетные линии
Показывайте разные сферы своей жизни и в каждой из них развивайте несколько сюжетных линий. Так подписчику интереснее будет за вами наблюдать
Это могут быть как мелкие сюжеты: трудности на работе, ссора с подругой или подготовка к дню рождению, так и более глобальные. Например, воспитание ребенка.
Однако запомните: никогда не стоит выжимать себя ради контента. Люди полюбили вас и хотят следить за вами настоящими. Будьте собой и делитесь своими настоящими эмоциями.
Выводы
Драматургия в блоге нужна для того, чтобы удержать внимание аудитории и повысить лояльность ваших подписчиков. Любая история строится по классической схеме: завязка, развитие событий, кульминация и развязка. А для того, чтобы сделать сюжет насыщенным, используйте элементы драматургии.
Основное задание 75. Линии сюжета. Часть 1
В произведении может быть несколько сюжетных линий, и это знают все) Чем больше произведение, тем их больше. В рассказе очень часто одна или две. В романе их может быть много, очень много. Возьмите, к примеру «Евгения Онегина» и посчитайте. Про «Игру престолов» я и вовсе молчу.
При этом каждая сюжетная линия должна иметь все обязательные композиционные элементы, но по форме она может быть любой, не обязательно линейной.
По значимости сюжетные линии могут быть равноценными (параллельными) или главными и второстепенными.
2. Еще одна не менее очевидная связь – историческое / социальное / любое другое объективное событие, в котором герои сюжетных линий сталкиваются. В этом случае герои могут не быть антагонистами. Но кульминация или финал в этих линиях, как правило, совпадают.
3. Личность героя. Да-да, один и тот же человек может быть героем нескольких сюжетных линий. Например, герой сейчас и события его прошлого. Или сюжетная линия героя в одной среде и в другой: на работе и в семье, к примеру. Или наяву и во снах. Ну, вы поняли, да?
4. Общее дело, чувства, события, тайна, отношения, мечта (борьба за власть, кстати, тоже сюда входит)… в общем, что-то общее между героями, причем читателю не обязательно понимать связь между сюжетными линиями с первой страницы. И эти связи могут быть самими разными. Это и параллельные действия в настоящем и далеком прошлом, и чтение одним героем писем/дневников другого героя, и история влюбленных… продолжать можно долго. Мне кажется, что сюда попадает все, что не попало в первые три пункта. И в целом это правильно, потому что сюжетные линии в произведении должны быть связаны, иначе это будут два разных произведения )
Что касается второстепенных сюжетных линий, то они могут быть разными и служить разным целям. Про второстепенные линии хорошо написано здесь (да, здесь снова рассматриваются сценарии фильмов, но для книг это подходит в первую очередь). Рекомендую прочитать.
На самом деле мораль этого поста проста: линии должны создавать картину.
Картина, кстати, принадлежит гениальному знактоку линий Эшеру.
По традиции можете отметить выполнение этого задания плюсиком в комментариях.
6 типовых сюжетов мировой литературы
Исследователи изучили тексты более 1700 романов и обнаружили, что все их можно отнести к 6 сюжетным типам.
В своей лекции 1995 года американский романист Курт Воннегут рисовал на доске различные сюжетные линии, по ходу повествования иллюстрируя изменение положения главного героя по шкале «хорошо-плохо». Среди сюжетов были «загнанный в угол человек», в рамках которого главный герой попадает в беду и в итоге выбирается из нее, а также «парень добивается девушки», где герой получает нечто чудесное, теряет это и снова находит в конце. «Нет никаких препятствий к тому, чтобы загружать простые формы историй в компьютер, — заметил Воннегут. — Это прекрасные формы».
Благодаря новым технологиям интеллектуального анализа люди решили эту задачу. Профессор Мэтью Джокерс из Университета штата Вашингтон, а позже и исследователи из лаборатории компьютерных историй Вермонтского университета проанализировали тексты тысяч романов и выявили шесть основных типов историй — архетипов, — представляющих собой базовые структурные блоки для построения более сложных сюжетов. Вермонтские исследователи описали эти шесть форм повествования, лежащих в основе 1700 английских романов, следующим образом:
1. «Из грязи в князи» — постепенное улучшение положения от плохого к хорошему.
2. «Из князи в грязи» — падение от хорошего положения к плохому, трагедия.
3. «Икар» — взлет и падение.
4. «Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5. «Золушка» — взлет, падение, взлет.
6. «Человек, загнанный в угол» — падение и взлет.
Исследователи применили анализ эмоциональной окраски — статистическую методику, часто используемую маркетологами для оценки публикаций в социальных СМИ. В ее рамках каждому слову на основе краудсорсинговых данных назначают определенные «очки тональности». В зависимости от выбранного лексикона слово попадает в категорию положительных («счастье») или отрицательных («печаль»), или оно может быть ассоциировано с одной из восьми не столь однозначных эмоций, например, страхом, радостью, удивлением или предчувствием.
К примеру, прилагательное «счастливый» имеет положительную окраску и ассоциируется с радостью, доверием и предчувствием, а глагол «искоренять» имеет отрицательную окраску и ассоциируется со злостью.
Примените эмоциональный анализ ко всем словам в романе, поэме или пьесе, отобразите результаты на шкале времени, и вы сможете проследить изменения настроения по ходу текста в виде некой линии — тональности повествования.
Несмотря на несовершенство этого подхода, рассматривающего каждое слово отдельно от контекста, он позволяет получить на удивление интересные результаты при анализе больших объемов текста. Наглядный пример можно найти в блог-посте ученого-информатика, применившего машинный анализ к романам Джейн Остин.
Инструменты для проведения анализа эмоциональной окраски находятся в свободном доступе, а бесплатно распространяемые литературные издания можно скачать из онлайн-репозитория Project Gutenberg. Ниже приведен анализ некоторых горячо любимых читателями произведений из опроса BBC «100 историй, сформировавших наш мир», в которых авторы попытались обнаружить шесть описанных выше типов сюжета.
«Божественная комедия» (Данте Алигьери, 1308–1320)
Тип истории: «из грязи в князи»
График построен Мириам Квик с помощью языка R и пакетов Syuzhet, Tidytext и Gutenbergr. Данные на всех графиках сглажены.
Структурированная и симметричная эпическая поэма Данте показывает его воображаемое путешествие в преисподнюю в компании, как вы думаете, кого? Конечно, поэта Виргилия. Отрицательная тональность произведения усугубляется по мере того, как дуэт проходит один круг ада за другим. В этой ситуации есть некоторая схожесть с типом сюжета «Человек, загнанный в угол».
Пережив ад, герои взбираются на гору Чистилище, где обитают отлученные от церкви, похотливые и ленивые души. Беатриче, умершая возлюбленная Данте, заменяет Виргилия и становится спутником Данте. Восхождение пары в рай в третьей части произведения отмечено нарастающей радостью, связанной с тем, что поэт начинает понимать истинную природу добродетели, а его душа становится едина с «любовью, движущей солнцем и звездами».
«Мадам Бовари» (Гюстав Флобер, 1856)
Тип истории: «из князи в грязи»
В истории Флобера о скучающей и неверной домохозяйке есть момент, когда героиня Эмма Бовари приходит к выводу, что раз уж до сего момента жизнь ее была так плоха, то оставшаяся часть наверняка должна оказаться лучше.
Но на деле все оказывается не так. Ее ждет череда неудачных и отчаянных романов, позволяющих ей лишь ненадолго отвлечься от утомительного бытия супруги самого скучного человека на свете. Она накапливает огромные долги и совершает самоубийство, выпив мышьяк. Скорбящий муж узнает о ее многочисленных изменах и несколько позже умирает. Их осиротевшая дочь отправляется жить со своей бабушкой, которая тоже вскоре отдает господу душу. Далее девочка попадает к своей бедной тете, которая отправляет ее работать на прядильную фабрику.
Это образец хрестоматийной трагедии, развитие событий которой направлено на достижение безжалостной конечной цели тотального падения.
«Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир, 1597)
«Ромео и Джульетту» принято считать трагедией в соответствии с описанием самого Шекспира. Но анализ эмоциональной окраски произведения позволяет отнести его скорее к типу «Икар» (взлет и падение). Ведь сначала молодой человек встречает девушку и влюбляется в нее, а уж только потом им суждено потерять друг друга. Пик романтического настроения приходится примерно на первую четверть длины пьесы — это знаменитая сцена под окном Джульетты, в которой герои клянутся друг другу в любви и верности.
С этого момента начинается стремительное падение. Ромео убивает Тибальта и бежит. Брат Лоренцо планирует помочь Джульетте тайком бежать и этим создает ложный всплеск надежды, однако, как только она выпивает снадобье, трагический финал становится неизбежен.
«Гордость и предубеждение» (Джейн Остин, 1813)
Тип истории: «Человек, загнанный в угол» или «Золушка»
Первая половина романа Остин представляет целую череду балов, веселья (пусть и сдержанного), остроумия и несерьезных предложений руки и сердца из уст героев вроде комичного викария мистера Коллинза. Ситуация становится мрачнее вместе с отъездом Бингли, когда у Элизабет складывается ошибочное плохое впечатление о Дарси. Явно негативным эмоциональный фон романа становится после провального предложения руки и сердца от Дарси. Пик отрицательных эмоций приходится на побег Лидии с неблагонадежным Уикхемом. Это, разумеется, дает Дарси возможность проявить себя. И он достойно и уверенно ей пользуется, покоряя сердце Элизабет. Повествование счастливо завершается, и каждый герой становится чуточку мудрее, чем он был сначала.
«Франкенштейн, или Современный Прометей» (Мэри Шелли, 1818)
Новаторский роман Шелли — это ужасающая история чудовищного создания Виктора Франкенштейна, рассказанная со слов самого Виктора капитаном Уолтоном в форме переписки со своей сестрой. В один прекрасный момент чудовище берет повествование на себя, превращая роман в связку вложенных друг в друга историй. Эта часть предлагает читателю немного отдохнуть от так хорошо начавшейся, но постоянно ухудшающейся ситуации. Примерно две трети романа спустя наступает переломный момент, когда чудовище предлагает Виктору выход, — создать ему спутницу женского пола. Однако Виктор отказывается, и с этого момента его судьба предрешена. «Запомни, я приду к тебе в твою брачную ночь», — угрожает создание. Так оно и случается.
«Гадкий утенок» (Ханс Кристиан Андерсен, 1843)
Тип истории: комбинированный
Наиболее короткая в выбранной группе историй, знаменитая сказка Ханса Кристиана Андерсена отличается при этом самой сложной структурой. В ней есть два сюжета: «человек (утенок), загнанный в угол», вложенный в общую, более глобальную историю типа «из грязи в князи». Ситуация утенка в ходе повествования постепенно улучшается, но происходит это не линейно, а в рамках череды взлетов и падений. Сначала он вылупляется (взлет), но подвергается травле из-за своей непохожести (падение). Он узнает, что умеет плавать лучше других уток, и испытывает ощущение родства, когда видит группу пролетающих над ним лебедей (взлет), но после чуть не умирает холодной зимой (падение). В конце концов, утенок превращается в лебедя, как и ожидалось с самого начала. В этом, конечно, и была суть рассказа: лебедь остается лебедем, даже если его яйцо высидела утка на ферме. История завершается на самой высокой ноте. Повзрослевший лебедь радостно признается, что «даже и мечтать не мог о таком счастье».