Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Конспект урока по литературе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Образовательная: выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин);

Развивающая: формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания.

1. Проверка домашнего задания.

2 группа (герои, которые хотят выбраться «со дна»)- Наташа, Васька Пепел, Настя, Актер, Клещ.

Лука герой, который держится особняком.

2. В пьесе одновременно происходят два конфликта. Назовите их.

Действия какого конфликта происходят за пределами сцены?

( Любовного. Драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Второй же конфликт наоборот постоянно разворачивается на сцене.

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!»

( найти и зачитать диалог Квашни и Клеща).

Первые слова о правде принадлежат Квашне, но все же основными персонажами, спорящими о значении правды, будут являться Бубнов, Сатин и Лука.

Давайте еще раз вспомним значения их имен и запишем это в тетрадь. ( слайдовая презентация)

Сатина и Бубнова мы видим сразу с начала пьесы, а как появляется Лука? ( его приводит Наташа, фрагмент фильма на 21:30 мин.)

Рассказывает ли что- нибудь о себе Лука? (Ничего, кроме того, что он странник, фрагмент фильма на 21мин.)

Как относятся к нему жители ночлежки? ( Наташа ведет себя с ним ласково, уважительно, указывает ему место, где он может расположиться, Барон называет его кикиморой, Васька Пепел ругает его за то, что он плохо поет).

Обижается ли на кого- нибудь из них Лука? ( Нет, потому что он мудрый и к каждому старается найти подход).

После своего появления Лука старается утешить обитателей ночлежки и дать им совет. Кого он утешает и что при этом советует?

1. утешает Актера, рассказывая о лечебнице для пьяниц( фрагмент фильма на 6 мин.)

2. утешает умирающую Анну( фрагмент фильма на 03:50 мин.)

3. советует Ваське пеплу идти в Сибирь, в «золотую сторону» (фрагмент фильма на 09:39)

4. утешает Настю, когда никто из ночлежников не верит в ее историю любви.

Вспомните историю из жизни, которую рассказывает старик, когда он служил сторожем под Томском. Какую мораль он вынес из этой истории? ( Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!)

Давайте вспомним историю о праведной земле, которую рассказал старик. Какой смысл в этой истории? ( Мораль такова, что человеку нужно во что- то верить, пусть даже это будет неправдой, иначе жизнь потеряет смысл).

Бубнов является антиподом Луки, кем он был до того, как скатился «на дно»? ( Скорняком, красил меха, работал в мастерской)

Что отвечает Бубнов, когда у него спрашивают есть ли у тебя совесть? (На что совесть? Я – не богатый…)

Во время разговора Васьки Пепла и Наташи, Бубнов несколько раз повторяет протяжно фразу: а ниточки то гнилые, что выражают эти слова? ( недоверие, сомнение в серьезных намерениях Васьки Пепла).

Какой поговоркой характеризует жизнь в ночлежке Бубнов? (Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье)

На протяжении всей пьесы Бубнов произносит такие фразы: «Все люди на земле лишние…» «Все сказки…» «Все так: родятся, поживут и умирают. И я помру… И ты…». Что этими фразами он хотел сказать? ( Все люди обречены на страдания, поэтому незачем врать людям о лучшей жизни, пусть все останется как есть)

Как относится Бубнов к Луке? ( Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие – зачем? Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?)

Теперь давайте поговорим о правде жизни Сатина.

Кем он был в молодости? ( работал телеграфистом, читал книги и был образованным человеком по его словам)

Найдите в тексте монолог Сатина, прочитайте его. Какова жизненная позиция Сатина? (Вся сила заключена в человеке, что на земле только одна правда- это сам человек, все на Земле- это творение его рук)

Сатин мыслил абсолютно противоположно Луке, но почем уже, когда Барон назвал старика шарлатаном, Сатин заступился за него? (Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! 02:13 мин )

Чем заканчивается пьеса? ( самоубийством Актера)

Почему Сатин говорит такую реплику: Эх… испортил песню… дур-рак!( Потому, что в тот момент, когда все ночлежники пели песню, они почувствовали себя единым целым, почувствовали надежду на что- то лучшее, а самоубийство Актера снова вернуло их в то же самое дно, фрагмент фильма на 12:30 мин.).

3.Итак, мы выяснили с вами все три правды пьесы. Скажите, какой точки зрения придерживаетесь вы? Может ли быть ложь спасительной, утешительной или нужно всегда говорить только правду, даже если она горькая и жестокая? На чью сторону встанете вы? На сторону Бубнова, Луки или Сатина? Актуальна ли пьеса «На дне» для нашего времени? Или она давно устарела, и ее не стоит показывать на сцене?

Источник

II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

Философия правды в пьесе Горького.

– Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

– Как вы понимаете слова Луки: «Во что веришь, то и есть»? Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда»?

В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.

Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. Признали, видишь, что пьяница – тоже человек. » В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.

– Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

А) Как понимает «правду» Бубнов? В чем противоречия его взглядов и философии правды Луки?

Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот. не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить. очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » Лука лечит душу.

Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкатьникогда не вредно».

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

Б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет!»

Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.

Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.

Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.

В) Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?

Для Луки правда в «утешительной лжи».

Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь».

В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.

«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок. » – произнес он в финале 1 акта.

Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье. молчать о старике. Старик – не шарлатан. Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту».

Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Видел я всякие угнетения, какие делают под солнцем; и вот слёзы угнетённых, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. — презентация

Конспект урока по литературе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин);

формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

воспитывать чувство сопереживания.

Проверка домашнего задания.

(герои, которые хотят выбраться «со дна»)- Наташа, Васька Пепел, Настя, Актер, Клещ.

герой, который держится особняком.

2. В пьесе одновременно происходят два конфликта. Назовите их.

-это любовный конфликт между
Костылевым, Василисой, Васькой Пеплом и Наташей)
2

— это конфликт героев, спорящих о предназначении человека ( Бубнов, Сатин, Лука)

Действия какого конфликта происходят за пределами сцены?

( Любовного. Драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Второй же конфликт наоборот постоянно разворачивается на сцене.

Что является основным лейтмотивом пьесы?

( Лейтмотив – это. выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя).
Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?
Спор о правде – смысловой прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!»

( найти и зачитать диалог Квашни и Клеща).

Первые слова о правде принадлежат Квашне, но все же основными персонажами, спорящими о значении правды, будут являться Бубнов, Сатин и Лука.

Давайте еще раз вспомним значения их имен и запишем это в тетрадь. ( слайдовая презентация)

Сатина и Бубнова мы видим сразу с начала пьесы, а как появляется Лука?

( его приводит Наташа, фрагмент фильма на 21:30 мин.)

Рассказывает ли что- нибудь о себе Лука?

(Ничего, кроме того, что он странник, фрагмент фильма на 21мин.)

Как относятся к нему жители ночлежки?

( Наташа ведет себя с ним ласково, уважительно, указывает ему место, где он может расположиться, Барон называет его кикиморой, Васька Пепел ругает его за то, что он плохо поет).

Обижается ли на кого- нибудь из них Лука?

( Нет, потому что он мудрый и к каждому старается найти подход).

После своего появления Лука старается утешить обитателей ночлежки и дать им совет. Кого он утешает и что при этом советует?

утешает Актера, рассказывая о лечебнице для пьяниц( фрагмент фильма на 6 мин.)

утешает умирающую Анну( фрагмент фильма на 03:50 мин.)

советует Ваське пеплу идти в Сибирь, в «золотую сторону» (фрагмент фильма на 09:39)

утешает Настю, когда никто из ночлежников не верит в ее историю любви.

Вспомните историю из жизни, которую рассказывает старик, когда он служил сторожем под Томском. Какую мораль он вынес из этой истории?

( Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!)

Давайте вспомним историю о праведной земле, которую рассказал старик. Какой смысл в этой истории?

( Мораль такова, что человеку нужно во что- то верить, пусть даже это будет неправдой, иначе жизнь потеряет смысл).

Бубнов является антиподом Луки, кем он был до того, как скатился «на дно»?

( Скорняком, красил меха, работал в мастерской)

Что отвечает Бубнов, когда у него спрашивают есть ли у тебя совесть?

(На что совесть? Я – не богатый…)

Во время разговора Васьки Пепла и Наташи, Бубнов несколько раз повторяет протяжно фразу: а ниточки то гнилые, что выражают эти слова?

( недоверие, сомнение в серьезных намерениях Васьки Пепла).

Какой поговоркой характеризует жизнь в ночлежке Бубнов?

(Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье)

На протяжении всей пьесы Бубнов произносит такие фразы: «Все люди на земле лишние…» «Все сказки…» «Все так: родятся, поживут и умирают. И я помру… И ты…». Что этими фразами он хотел сказать?

( Все люди обречены на страдания, поэтому незачем врать людям о лучшей жизни, пусть все останется как есть)

Как относится Бубнов к Луке?
(
Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит… А… другие – зачем? Вот – Лука, примерно… много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?)

Теперь давайте поговорим о правде жизни Сатина.

Кем он был в молодости?

( работал телеграфистом, читал книги и был образованным человеком по его словам)

Как он попал в ночлежку?

Найдите в тексте монолог Сатина, прочитайте его. Какова жизненная позиция Сатина?

(Вся сила заключена в человеке, что на земле только одна правда- это сам человек, все на Земле- это творение его рук)

Сатин мыслил абсолютно противоположно Луке, но почем уже, когда Барон назвал старика шарлатаном, Сатин заступился за него?

(Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! 02:13 мин )

Чем заканчивается пьеса?

Почему Сатин говорит такую реплику:

Эх… испортил песню… дур-рак!( Потому, что в тот момент, когда все ночлежники пели песню, они почувствовали себя единым целым, почувствовали надежду на что- то лучшее, а самоубийство Актера снова вернуло их в то же самое дно, фрагмент фильма на 12:30 мин.).

3.Итак, мы выяснили с вами все три правды пьесы. Скажите, какой точки зрения придерживаетесь вы? Может ли быть ложь спасительной, утешительной или нужно всегда говорить только правду, даже если она горькая и жестокая? На чью сторону встанете вы? На сторону Бубнова, Луки или Сатина? Актуальна ли пьеса «На дне» для нашего времени? Или она давно устарела, и ее не стоит показывать на сцене?

Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Характеристика героев пьесы

В первую очередь стоит познакомиться с персонажами пьесы, так как именно их мысли и диалоги служат для развития сюжета.

Главные герои

Это интересно: что такое синекдоха, примеры в литературе.

Второстепенные персонажи

Краткое содержание «На дне» Горького

Переходим к краткому содержанию пьесы Максима Горького «На дне». Для удобства, пересказ будет поделён на акты, как и само произведение.

Акт первый

Утро ранней весны, подвал ночлежки, похожий на пещеру.

Клещ пытается подобрать ключи к старым замкам. Квашня «хозяйничает» у большого, но грязного стола. На нарах расположился Бубнов, собравшийся подлатать свою кепку. За старой занавеской кашляет Анна, лежащая на кровати. На печке ворочается Актёр.

Квашня рассказывает Барону о том, что бывала замужем и одного раза ей хватило. Клещ дразнит женщину и говорит, что она рада будет выйти за Медведева. Барон отбирает у Насти книжку, и увидя её название «Роковая любовь», начинает смеяться.

Анна просит всех перестать ругаться и дать ей спокойно отойти в мир иной.

Сатин, Актёр, Клещ и Бубнов беседуют. Появляется хозяин ночлежки, он ищет свою жену. Стучится в комнату Пепла, чтобы поговорить, но тот прогоняет его. Костылев уходит.

Обитатели подвала обсуждают роман Василисы и Пепла. Сатин просит у Пепла денег, тот не отказывает в просьбе. Сатин начинает рассуждать о работе и жизни.

Сатин и Актёр выходят.

Появляется Наташа, она привела нового постояльца — Луку. Пепел начинает приставать к Наташе, но та не воспринимает его заигрывания.

Приходит пьяный Алешке, он не может понять, почему его отовсюду гонят. Появившаяся Василиса, выгоняет его и ругается из-за грязи. Она спрашивает у постояльцев была ли у них Наташа и говорила ли с Васькой Пеплом. Получив ответ, выходит.

Акт второй

Бубнов играет с Медведевым в шашки. Лука расположился возле кровати Анны. Несколько человек играют в карты, Актёр и Клещ за ними наблюдают. Анна жалуется Луке на свою жизнь. Тот успокаивает её, говоря о том, что после смерти она получит отдых.
Актёр хочет рассказать старику стихи, но забывает их, из-за чего сильно расстраивается. Лука говорит, что не все потеряно, и уговаривает Актёра перестать пить. Он утверждает, что существуют бесплатные больницы для пьяниц.

Приходит Пепел и интересуется у Медведева сильно ли избита Наташа. Тот отказывается отвечать, на что Василий угрожает рассказать следователю о воровстве, на которое его подбили Костылев с женой.

Лука пытается вмешаться, но Пепел обрывает его. Васька спрашивает зачем старик всем врёт. На что тот советует не искать правды, а идти в Сибирь «золотую сторону», чтобы найти свой путь.

Приходит Василиса, Пепел говорит, что в ней нет души и она ему надоела. На что Василиса предлагает ему свою сестру в жены, в обмен на убийство мужа.

Входит Костылев, ссорится с Пеплом и между ними вспыхивает драка, но её предотвращает Лука. Он советует Пеплу не связываться с Василисой. Затем странник замечает, что Анна умерла и все собираются у её кровати.

Акт третий

Действие происходит во дворе ночлежке. Настя рассказывает о своей любви, а Бубнов и Барон смеются над её рассказом. Настя плачет, Лука успокаивает её.
Постояльцы ночлежки рассуждают о правде и лжи.

Пепел зовёт Наташу уйти с ним, та теряется в раздумьях, но всё-таки соглашается. Василиса, слышавшая разговор, пытается столкнуть Михаила и Василия, но Лука вовремя их успокаивает.

Хозяева ночлежки просят старика уйти.

Сатин и актёр заходят в подвал, они спорят о словах странника. Лука спрашивает у Сатина, как он очутился в таком месте и тот рассказывает о сестре, убийстве и тюрьме.

Приходит Клещ, он очень расстроен, так как чтобы похоронить жену ему пришлось продать все инструменты.

Из квартиры Костылевых слышны крики Наташи. Актёр и Сатин выходят, чтобы разнять сестёр.

Квашня и Настя помогают Наташе идти, та сильно избита, а ноги обварены кипятком. За ними идут все обитатели ночлежки. Пепел видит Наташу и сильно бьёт Костылева, тот падает. Василиса начинает кричать, что её мужа убили. Василий говорит, что она сама пыталась подговорить его на убийство мужа.

Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре, затем теряя сознание, просит забрать себя в тюрьму.

Источник

«Дно»; как основной мотив пьесы А. М. Горького «На дне»

Максим Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Самым трудным для автора оказался выбор точного названия пьесы. Сначала она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». Само название носит огромный смысл. Люди, попавшие на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской и мировой литературе. Достаточно вспомнить «Отверженных» Виктора Гюго или многих героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир воров, пьяниц, проституток и сутенеров. Только Горьким он показан еще более страшно и реалистично.

Условия, господствующие в обществе выбросили прекрасных, добрых людей на дно. Каждый предоставлен самому себе. Если он споткнулся, сделал один неверный шаг, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, Актер становится самоубийцей, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. Но даже здесь, на этом самом дне жизни, продолжают царить волчьи законы. Отрицательные эмоции вызывает фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Его жена Василиса столь же отвратительна своей безнравственностью.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Смотреть картинку Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Картинка про Что является основным лейтмотивом пьесы на дне. Фото Что является основным лейтмотивом пьесы на дне

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *