Что является разновидностью педагогического исследования
Педагогические исследования и их виды
Понятие и виды педагогического исследования
Педагогическое исследование – это процесс и итог научно-исследовательской деятельности, направленной на открытие новых знаний в вопросах закономерностей образования, их структуры, содержания, механизмов, принципов, технологии. С помощью педагогических исследований определяются и объясняются возможные явления и факты.
Педагогические исследования разделяют на несколько видов:
Фундаментальный вид педагогического исследования определяет обобщающую концепцию, которая выражает итог теоритических и практических достижений педагогики и выдвигают модели формирования и развития педагогической системы основываясь на педагогической основе.
Прикладной вид педагогических исследований проводит работы целью которых является детальное изучение определенных сторон педагогического процесса, определение закономерно-многосторонней педагогической деятельности.
Разработки педагогического исследования направлены на действия с помощью которых можно обосновать научно-практические достижения, опираясь на уже имеющиеся теоритические выводы.
Все педагогические исследования включают в себя общепринятые методологические параметры, среди которых можно отметить: проблему, тему, объекты, предметы исследования, цели, задачи, гипотезы, защищаемые убеждения.
Под главными критериями качества педагогического исследования понимаются актуальность, новые взгляды, теоритическая и практическая ценность.
Программа и предмет педагогического исследования
Программа исследования включает в себя два раздела:
Методологический раздел в включает в себя объяснение причин актуальности темы, формирование проблемы, обозначение объекта и предмета исследования, цели и задачи исследования, формирование главных понятий, начальный анализ объекта исследования, обозначение главной действующей гипотезы.
Процессуальный раздел раскрывает стратегические планы исследования, а также ход действий направленных на сбор и анализ начальных данных.
Актуальность указывает на обязательное и своевременное изучение, разрешение проблем касающихся развития теории и практики воспитания и обучения. Своевременные исследования предоставляют информацию отвечающую за наиболее острые вопросы сегодняшнего дня, характеризуют общественный заказ, педагогические нужды, обозначают основные противоречия имеющиеся в практике. В общем понимании актуальность понимается как степень расхождения между спросом на научные гипотезы и на практические указания в сравнении с предложениями, которые предлагаются наукой и практикой в настоящий момент.
Основой на которой базируется определение темы исследования становится противоречие между социально-педагогической практикой которая обозначает самые острые, социально значимые проблемы, которые следует без промедления разрешать. Но этого не достаточно, необходимо переходить от социального заказа к определению конкретной темы, объяснений, которые смогут обосновать выбор определённой темы исследования.
В случаях когда социальный заказ формируется на основании анализа педагогической деятельности, то проблему стоит искать в другой области. Она характеризует главное противоречие, которое следует разрешить через научные средства. Формирование научной проблемы это действие которое требует отдельного внимания, определённых знаний, опты и научной квалификации. Проблема присутствующая в исследовании выражает потребность в изучении конкретной области общественно-социальной жизни, для того чтобы эффективно влиять на разрешение противоречий которые имеют не ясное понимание, поэтому не могут быть планомерно регулироваться. Разрешение проблемы является основой исследования.
Методы реализации педагогического исследования
Методы реализации педагогического исследования – это виды исследований целью которых является изучение актуально-сложившегося опыта организации учебно-образовательного процесса.
В процессе изучения педагогического опыта применяются следующие методы:
Наблюдение это процесс целенаправленного восприятия определённого педагогического явления, в котором исследователь обладает фактическим материалом. Выделяют несколько видов наблюдения: активное (исследователь участвует в процессе с изучаемыми), стороннее, открытое, тайное, целостное, выборочное. Данные наблюдения фиксируется с помощью записей в специальных книгах, видео съемке, аудио записях. Обладая обширными возможностями метод наблюдения все же является ограниченным. С помощью него возможно обнаружить только внешнюю активность педагогических фактов, внутренняя активность недоступна для наблюдения.
Беседа основывается на диалоге исследователя с исследуемыми, который был заранее структурирован в особую схему. Под общими правилами беседы понимается обоснованность и определение мотивов исследования, создание неформальной обстановки, способствующей открытой беседе, формулирование различных вопросов, как прямых так и скрытых по смыслу, проверяющих искренность ответов. Полеченные от собеседника ответы не как не фиксируются.
Анкетирование используется с применением методов письменного опроса, с целью общего сбора информации. Выделяется несколько вариантов анкетирования: контактное анкетирование осуществляется через заполненные анкеты, в которых исследуемый отмечает свои ответы на заранее подготовленные вопросы. Заочное анкетирование проводится через рассылку по почте анкет с инструкциями объектам исследования, они их заполняют и отправляют обратно исследователю. Прессовое анкетирование осуществляется через анкету, напечатанную в газете или журнале. После чего читатели заполняют данные анкеты и редакция оперирует полученными данными в вопросах обозначенного исследования.
Педагогическое исследование (сущность, формы, методы, элементы) ПОДРОБНО
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование (сущность, формы, методы, элементы) ПОДРОБНО»
1.Сущность научного исследования в педагогике. Понятие о теоретическом и прикладном исследовании.
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности. Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям:
1) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата;
2) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом;
3) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; 4) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.
1. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
3. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Отличия между фундаментальными и прикладными исследованиями проявляются в следующем: 1) в характере устанавливаемых понятий, законов и теорий, в глубине раскрытия сущности явлений — фундаментальные раскрывают наиболее глубокие, существенные связи между явлениями, внутренний механизм происходящих при этом процессов. Именно поэтому они служат фундаментом для прикладных исследований. По этой причине законы прикладных наук рассматривают как феноменологические, а фундаментальных — как теоретические. 2) в широте применения их законов и теорий. Законы, используемые в прикладных науках, по необходимости носят ограниченный характер, так как они устанавливают связи между свойствами и величинами, измеряемыми на практике. В отличие от этого теоретические законы содержат величины, которые могут быть определены косвенным путем, а именно через сложную цепь логических выводов, вытекающих из теории.
2. Основные элементы исследования
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны,
теоретической и практической значимости.
—Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
—Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.
-Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.
3.Логика педагогического исследования, путь от противоречия к знанию
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
Главной движущей силой воспитания является именно противоречие. Оно оказывает влияние на развитие и совершенствование процесса.
Существуют и другие противоречия, как внутренние, так и внешние, которые влияют на процесс преподавания и учения школьников, например:
между учебным предметом и соответствующей наукой;
между теми знаниями, которыми владеет учитель, и тем учебным материалом, который он объясняет в классе;
между знанием педагогики и умением применять педагогические знания в практической деятельности;
между способами усвоения знаний учеником и способами изложения в учебнике или объяснения на уроке и др.
4.Методы педагогического исследования. Виды методов.
-Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
—Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его
протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.
2.Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе,
воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
3. Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в
педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
5.Формы представления результатов педагогического исследования
Завершением любой научно – исследовательской работы является оформление её результатов. Условно виды представления результатов можно разделить на 4 подвида:
текстовое изложение (текстовая информация): текст, устная речь;
символическая информация: знаки, формулы, модели;
графическая информация: схемы, графики, таблицы;
предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки).
Текстовое изложение. Основной способ передачи информации, организованное по определённым правилам. Различают два вида текстов: на естественном (обыденном) и на научном языке. Любое представление результатов исследования является по своей сути текстом «смешанного» вида: в естественно – речевую структуру включены «куски», сформулированные на строго научном, понятийном языке. Научная терминология очень важна. Поскольку научный термин имеет однозначное предметное содержание, значение научного термина определяется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели.
Текст состоит из высказываний, у каждого из которых имеется определённая логическая форма. Основные из них: 1). Индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал;
2). Дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма;
3). Аналогия – нахождение общих черт и закономерностей явлений;
4). Толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания др-го.
Символическая (знаки, формулы, модели) и графическая информация (схемы, графики, таблицы) условно объединяются в группу геометрического описания результатов, поэтому рассмотрим их в единстве. Это традиционные способы кодирования информации, позволяющие представить её наглядно, позволяет дополнить и пояснить текст. У этих способов большая информационная ёмкость (график или таблица могут сообщить о результатах лучше, чем их вербальное описание).
Основные формы графического представления информации:
1. Теоретические модели, выполненные в геометрической форме (куб, пирамида, треугольник и др.). (Вспомните, например, «треугольник» структуры личности С.Л. Рубинштейна, или «ступени» потребностей в гуманистической психологии.)
2. Диаграммы, гистограммы, таблицы и графики. На диаграмме обозначаются два изучаемых признанка (диа, дуа – два).
Предметно – образная информация (макеты, фильмы, фотографии, продукты деятельности (например, рисунки) представляется только в случае необходимости, определяемом исследователем. Например, представляются самые значимые и интересные фотографии, самые оригинальные и информативные детские рисунки, наиболее часто встречаемый вариант заполнения анкеты и др.
При изложении результатов научного исследования можно начинать его с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследования, а, прежде всего, на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.
Как правило, принято выделять три основных методических варианта изложения содержания научной работы:
1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;
2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;
3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.
Классификации педагогических исследований
Тема 1. Методологические основы педагогического исследования
План
1.Суть понятий «методология», «методика», «педагогические исследования».
2.Классификации педагогических исследований.
3. Результаты исследования и способы их описания.
4.Основные принципы педагогических исследований.
Цель занятия-ознакомление студентов с методологической основой, классификацией и основными принципами педагогических исследований, формирование методологического сознания.
Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.
1.Методы– способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
2.Методики– это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
3.Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.
Педагогическое исследование – это совокупность методов, средств, технологий, приемов и принципов, необходимых для организации и реализации научно-исследовательской работы, направленной на изучение педагогических явлений, выявление и решение научных проблем в воспитательно-образовательном процессе.
Из курса философии известно, что методология— это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
Важно далее уточнить, что следует понимать под методологией, каковы ее сущность, логическая структура и уровни, какие функции она выполняет.
В широком смысле слова методология— это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком
В.В. Краевский в работе «Методология педагогического исследования» [1] приводит шуточную притчу о сороконожке, которая однажды задумалась над тем, в каком порядке она при ходьбе передвигает свои ножки. И как только она задумалась над этим — закрутилась на месте, и движение прекратилось, так как нарушился автоматизм ходьбы.
Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также как теория для создания соответствующих педагогических концепций. По мнению Р. Барроу, существует специальная философия, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности.
Для раскрытия сущности рассматриваемого понятия важно обратить внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:
· — во-первых, определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность;
· — во-вторых, направляет и предопределяют основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель;
· — в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педагогики;
· — в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке;
в-шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания.
Эти признаки понятия «методология», определяющие се функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики — это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:
— во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;
во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;
— в-третьих, рассмотрение исследуемых проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, антропологии, физиологии, генетики и т.д.;
— в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчинснность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);
-в-пятых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов-исследователей на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма.
. Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.
Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики — дескриптивной, т.с. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной — нормативной, создающей ориентиры для работы педаго-га-исследователя.
Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии на две группы — теоретические и нормативные.
К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:
— общая характеристика методологии науки, ее уровней;
— методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в областях педагогики;
— объект и предмет методологического анализа в области педагогики.
Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:
— научное познание в науке среди других форм духовного освоения мира;
— определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятийно-категориального аппарата;
— типология педагогических исследований;
— характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;
— логика педагогического исследования и т.д.
Этими основаниями очерчена объективная область методологических исследований. Их результаты могут служить источником пополнения содержания самой методологии соответствующей науки и методологической рефлексии педагога-исследователя.
2. Методы теоретического исследования.
1.В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.
2.Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
3. Математические методыприменяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).
Ранжирование– расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.
Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.
Классификации педагогических исследований
В настоящее время научные работы разделяются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Фундаментальные работы освещают теоретические закономерности педагогики, ее методологию. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, они связывают теорию с практикой. Разработки непосредственно обслуживают практику, сюда относятся учебные программы, методические пособия, учебники, дидактические материалы. В любой психолого-педагогической дисциплине могут быть и фундаментальные, и прикладные исследования, и разработки.
К фундаментальным относятся исследования, нацеленные на поиск новых идей, путей и методов познания и объяснения. Фундаментальные исследования характеризуются следующими отличительными признаками: исторический подход к изучению объективной действительности; критический анализ существующих научных концепций, выявление перспектив движения, противоречий, ведущих тенденций; богатство фактического материала, использованного для иллюстрации исследования.
Работы разделяют также на теоретические и экспериментальные в соответствии с основным методом исследования. Например, в истории педагогики основной метод – теоретический, опытная работа здесь подчас невозможна.
Важнейшей характеристикой психолого-педагогического исследования является его результат– совокупность новых идей, практических и теоретических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Ценность любого исследования определяется именно полученным результатом. Результат исследования должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания.
Результатом завершенных психолого-педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т.д.
Можно выделить следующие основные результаты психолого-педагогических исследований.
Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики. Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение.
Практические рекомендации– новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. Все эти материалы в результате оформляются в научные публикации.
Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа).
1. Классификация по типу связи науки и практики
Различают такие виды педагогических исследований как фундаментальные, прикладные, разработки.
Виды педагогических исследованийпо типу связи науки и практики
2 Классификация в зависимости от применения в них эксперимента
Выделяют теоретические и экспериментальные исследования(С.И. Брызгалова)
Виды педагогических исследований в зависимости от применения в них эксперимента