Что является целью глобального обучения
Что является целью глобального обучения
Информация к размышлению
Глобальное образование в России
Продолжаем публикацию материалов о Глобальном образовании.
Сущность глобального образования состоит в формировании свободной, творческой личности, готовой отстаивать свои убеждения, но терпимой к чужим взглядам и способной к конструктивному разрешению конфликтов, со стойким иммунитетом к шовинизму любого рода; понимающей и ценящей специфику разнообразных культур и то общее, что их объединяет с родной культурой, воспринимающей мир как единое целое и осознающей свою причастность к локальному, общенациональному и мировому сообществу.
Представляем книгу А.П.Лиферова, Я.М.Колкера, Е.С.Устиновой «Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе». Рязань, Издательство Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, 1995.
Настоящая работа Российского центра по проблемам глобального образования открывает серию публикаций, в которых обобщается первый опыт российских школ глобальной ориентации, построения учебных планов, программ, технологий ведения урока по отдельным дисциплинам.
Книга предназначена для преподавателей школ глобального типа и широкого круга лиц, интересующихся педагогическими инновациями в России и во всем мире.
Глава 1*
* В данной публикации приводятся фрагменты первой и второй глав книги.
Глобальное образование и проблемы современной школы
Одним из направлений реформирования российского образования, прежде всего, его всесторонней гуманитаризации, может стать глобальное образование, главной идеей которого является формирование свободной и непринужденной личности с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и мира в целом.
Целью глобального образования является преодоление:
1) разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;
2) разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;
3) расщепления человеческого сознания и души. Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокопности частных культур.
Я не считаю себя сторонником идеи о самостоятельном значении глобального образования. Более того, я убежден, что единственной и безошибочной модели развития образования не существует. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого отечественной и мировой педагогикой. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.
Истоки и место глобальной педагогики определяют, по меньшей мере, три всеобъемлющих по своей сути явления.
Первое — гигантское ускорение всех социокультурных перемен в современном мире. С ним, в частности, связано растущее несоответствие между развитием образования и общим уровнем культурного и технического окружения. Нарушилась веками сложившаяся система передачи опыта и традиций. Ныне каждое новое поколение имеет все меньше возможностей перенять от предшествующего опыт и навыки труда и жизнеустроения. При стремительном сокращении сроков внедрения в практику новейших достижений науки и техники эти навыки становятся во многом ненужными. Речь идет о таком вихревом наступлении будущего, которое, по словам О.Тоффлера, чревато наступлением своеобразного «футуршока». Разрыв между развитием образования и потребностями общества не сокращается, а возрастает. Реформатор французской школы С. Френе по этому поводу заметил: «Если прогресс идет со скоростью 10, то школа — со скоростью 1».
Постиндустриальная эпоха глобализирует проблемы образования. Общим делом землян становятся проблемы сдерживания ряда отрицательных последствий НТР, «очеловечивания» множества ее благ, а также успешного духовного воспроизводства человечества. В целом это выливается в глобальную педагогическую задачу — поиск общими усилиями новых стратегий организации и содержания образования, адекватных реалиям XXI века.
Второе явление — современные глобальные проблемы человечества. С ними связано не только зарождение в общественном сознании духа «алармизма», тревоги за судьбу земной цивилизации, но и осознание того, что человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию и воспитанию новых поколений, главным в которых должно стать формирование взгляда на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех. Именно этим во многом определяется возросший в мире интерес к глобалистским комплексным исследованиям в области образования. Жизнь подтверждает актуальность слов Г. Уэллса: «Все больше и больше будущее человечества представляет собой бег наперегонки между образованием и катастрофой».
И, наконец, третье — общие для большинства стран мира тенденции и проблемы, рождающиеся в самом образовании. Масштабы и всеобъемлющий характер. Господствовавшие в мировом образовании в последние два столетия технократические и сциентистские тенденции во многом предопределили его нынешний кризис. Откуда же берут свое начало утвердившиеся в образовательной системе узкодисциплинарный подход, резкое обособление двух компонент образования: естественнонаучной и гуманитарной. Линейный, детерминистский подход к природе и технике способствовал развитию у людей фрагментарного восприятия действительности, утрате способности предвидеть, адекватно и комплексно оценивать глобальные экологические, цивилизованные, образовательные кризисы.
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира. (. )
Концепция глобального образования даже в его первоначальном понимании и тем более в предлагаемом варианте, подчеркивающем общность мыслительных процессов во всех областях познания, хорошо согласуется с идеей гуманитаризации образования.
Однако использование идей глобального образования в школе требует от учителя определенной перестройки его сознания, психологии, его знаний как специалиста, его методических умений как педагога.
Учащийся же должен не только воспринять сущность идей глобального образования, но главное, научиться действовать на их основе, воспринимать события жизни и определять свое отношение к ним, свои поступки с позиций глобального представления о мире.
Соответственно, необходимо новое поколение учебных пособий и для учащихся, и для учителя.
Глава 2
Основы построения глобально-ориентированного учебного плана в средней школе
1 Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. — В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987, с.382.
Отечественные психологи давно указывали на возможность формирования основ научного познания даже у младших школьников.
2 Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения. — В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987, с.395.
С концепцией проблемного обучения перекликается деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин). Идеи развивающего обучения лежат в основе таких авторских школ, как «Дидактическая система обучения Л.В. Занкова», «Школа диалога культур» В.С. Библера. Таким образом, не будет преувеличением заявить, что российская педагогика и психология обучения всегда утверждали роль самостоятельного мышления как предпосылки формирования творческой личности, способной решать нестандартные задачи, которые ставит перед человечеством настоящее и будущее мира.
3 Амонашвили Ш.А. Установление гуманных отношений в процессе обучения. — В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение.
Переход к глобальному образованию — процесс постепенный. Мы разделяем взгляды зарубежных исследователей, допускающих несколько моделей глобализации образования в переходный период. Так, Ф. Стейли предлагает пять подходов к построению учебного плана, из них первые три — компромиссные, для переходного периода:
1) внедрение глобальной перспективы в существующие учебные программы;
2) разработка модулей, которые можно добавить к существующим программам;
3) интеграция модулей или курсов: ведение уроков преподавателями нескольких дисциплин.
Четвертый подход, по Ф. Стейли — построение собственно глобальных курсов конкретного типа, а последний — самая отдаленная перспектива! — полный пересмотр учебного плана в глобальном аспекте.
В начальной школе приоритет отдается развитию концептуальных основ, то есть формированию базисных понятий. На средней ступени упор делается на формирование ментальных операций, приемов научного мышления, широту восприятия мира, глубину проникновения в отдельные дисциплины. Старшая ступень связана с глубиной восприятия мира как единой системы разнообразных факторов, а также с формированием глобальной позиции в свете проблем настоящего и будущего человечества.
Мы полагаем, что в глобальной школе на каждой ступени обучения учебный план удобно выстраивать вокруг некоего стержня, представляющего собой глобально-ориентированный курс(ы), связанный, в свою очередь, с конкретным набором дисциплин, изучаемых на данной ступени обучения, причем каждая из дисциплин наполняется глобально значимым содержанием и увязана с остальными по формируемым умениям и навыкам. Целостность восприятия мира обеспечивается стержневым глобальным курсом, строящимся по принципу «голографического изображения», где в части отражается целое.
Первой стержневой дисциплиной (на начальной ступени) может быть курс типа «Как прекрасен этот мир». Ребенок выступает как первооткрыватель: он осваивает мир, в котором он живет, как сказку, где в привычном и обыденном открывается удивительное и незнакомое. Ребенок знакомится с рядом базисных понятий из различных сфер человеческого опыта, причем в первую очередь должны развиваться умения, связанные с наблюдением и обощением, так как подход к организации урока должен быть преимущественно индуктивным. Младший школьник воспринимает мир не рассудочно, а эмоционально, в то же время основы научного мышления закладываются именно в этом возрасте, поэтому на младшей ступени так важно добиться синтеза рационального и эмоционального в содержании обучения.
В принципе исходной точкой зрения при рассмотрении мира может быть понятие красоты: в чем она заключается, что красиво и что безобразно и как мы это определяем, в какой степени наше ощущение красивого и безобразного совпадает, и насколько оно индивидуально или обусловлено конкретной культурой, что мы можем сделать, чтобы мир был прекрасным и т.д.
Возможна и другая исходная перспектива — целесообразность: что мешает людям жить и что нужно, чтобы мир был удобен для человеческого общежития. Эта точка зрения более рациональна и скорее приемлема для подростка.
И, наконец, возможно совместить эти исходные перспективы, т.е. стараться, чтобы весь учебный процесс пронизывало ощущение единства красоты и целесообразности, то есть чувство гармонии — в природе, в человеке, в человеческих творениях — будь то произведение искусства, жилище или сложный механизм. Мы полагаем, что на начальной ступени курс такого типа должен носить преимущественно эстетический характер, но при этом на каждом уроке «прорастать» в проблемы естественнонаучных, гуманитарных и других дисциплин. Например, можно показать как бионика учится у живой природы, разрабатывая сложные механизмы: эта наука как раз и исходит из того, что красота и целесообразность в природе почти всегда неразделимы. Форма крыла птицы наилучшим образом обеспечивает скорость и маневренность, поэтому уроки природы используются в самолетостроении.
Таким образом, эстетически — ориентированный глобальный курс вовсе не означает, что в нем изучается только искусство: он затрагивает все аспекты жизни, включая культуру быта и поведения, уважение к чужим культурам, красоту и выразительность языка, восприятие красоты природы и воспитание бережного отношения к ней. В этом случае и другие предметы начальной ступени смогут дополнять стержневой курс, не повторяя его, но и не отчуждаясь от него. Такими предметами в начальной школе будут, несомненно, родной язык, а иногда и иностранный, литература, математика, природоведение, охрана здоровья и физкультура, труд.
Поскольку приобретение опыта и знаний носит концентрический характер, на втором этапе обучения (11-14 лет) значительная роль отводится систематизации и углублению знаний и умений в различных отраслях. Здесь традиционно появляются некоторые дисциплины, отсутствующие в начальной школе: физика, отдельные разделы биологии и математики, химия и др. Мы полагаем, что учебный план как перечень дисциплин не нуждается в коренном пересмотре, по крайней мере, в переходный период. Создание интегративных курсов вместо академических дисциплин чревато нарушением системности научного познания, пока не будут разработаны учебные программы, содержание и технология обучения в рамках полностью глобализированного учебного плана.
Задача дисциплин каждого цикла состоит в построении непротиворечивых картин мира под определенным углом зрения: математическим, историческим, языковым и т.д. При этом каждый учебный предмет может отражать не отдельный сектор действительности, а мир в целом, но в конкретном ракурсе. Поэтому глобальный «стержневой» курс средней ступени, организующий вокруг себя специальные предметы, призван показать, как могут совмещаться эти различные картины мира и, накладываясь друг на друга, создавать многомерное видение мира в пространстве и времени. Такой курс — условно назовем его «Мир вокруг нас» — должен подчеркивать идею взаимозависимости различных социальных и природных факторов. Его базисная идея: «Что нужно понимать и уметь индивиду и человечеству, чтобы выжить самим и сберечь мир для будущих поколений?» Подобный курс интегрирует социальные и естественнонаучные области человеческого опыта. В отличие от стержневого курса начальной ступени, в нем доминирует рациональная идея целесообразности.
Выявляя основные механизмы взаимозависимости различных систем, такой курс показывает учащимся, что нельзя объять необъятное, но можно осмыслить закономерности развития и научиться прогнозировать развитие процессов. Именно на средней ступени наиболее активно совершенствуются такие мыслительные операции, как сопоставление, классификация, варианты по аналогии и т.д.
На старшей ступени (15-17 лет), с одной стороны, углубляются и расширяются знания и умения по базисным дисциплинам, а с другой стороны, появляются новые предметы, которые могут иметь либо обобщающий характер (этика, основы права, основы философии и религии), либо прагматическую направленность (информатика, второй иностранный язык). Чтобы придать целостность учебному плану и подготовить учащегося к вхождению в мир взрослых, нужен стержневой глобальный курс типа «Я среди людей». Будучи комплексным, как и предыдущие два, он должен быть в первую очередь ориентирован на психологоэтические и социологические аспекты восприятия мира. Его кредо: «благополучие человека зависит от благополучия остальных». В курсе старшей ступени, как и на начальной ступени, чрезвычайно важна.
Сбалансированность рационального и эмоционального, но не в плане постижения гармонии мира, а в плане осознания своей роли в настоящем и будущем окружающего мира.
Именно на этой ступени особое значение приобретает пятое измерение по модели Р. Хенви: осознание возможности выбора и ответственности за свой выбор. Наряду с собственно глобальными проблемами здесь достаточное место должны занимать и вопросы взаимоотношений людей, проблемы самопознания, адекватной самооценки, психологической адаптации к различным условиям и т.п.
7. Глобализация образования
7.1. Общие сведения
Реальный новый мировой порядок на планете Земля существенно отличается от умозрительных схем типа «One World», напротив, все более актуальными становятся процессы «новой регионализации» и социально-экономической диссоциации мира.
Академик РАЕН Л.В.Лесков трактует глобализацию лишь как глобальность социального и экологического кризиса, охватившего во второй половине XX столетия всю планету. Кризиса, который, по мнению Л.В.Лескова, принимает в настоящее время все более острые формы, поскольку механизмы сдерживания, позволявшие сохранять определенный баланс между цивилизацией и окружающей средой, ныне стремительно деградируют, утрачивая эффективность.
В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей, ООН 8 сентября 2000 г., в частности, говорится: «. главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».
Идея глобализации жизнеустройства (и, следовательно, образования) не нова. Еще два века назад начала формироваться философия так называемого «русского космизма», яркими представителями которого стали известные литераторы и ученые: В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Умов, С.Н.Булгаков. В последнем веке минувшего тысячелетия к космистам можно смело отнести К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, В.Ф.Купревича, А.К.Манеева.
Н.Ф.Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. А.Л.Чижевский создал теорию невероятной предсказательности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Для В.И.Вернадского появление разума по значимости явление такого же порядка, как и возникновение жизни на Земле.
Теории глобального взаимодействия сил Космоса, разума, социального развития не могли не отразиться на содержании образования в цивилизованных странах. В США такой мировоззренческий подход получил название глобального образования. В России мы чаще встречаем словосочетания «планетарное мышление», «планетарное образование».
Теория глобализма не является чем-то чуждым и искусственно привнесенным на российскую почву. Ее истоки лежат в трудах выдающихся отечественных и зарубежных философов и педагогов XVII-XIX вв. Первые шаги по разработке и организационному оформлению теории глобализма относятся к началу 60-х гг. прошлого столетия. Теория глобального образования оформилась в США и некоторых странах Западной Европы только в 70-е годы. Она стала своеобразным ответом на запросы общества, столкнувшегося с угрозой общепланетарной трагедии. К настоящему времени наибольшую известность приобрели две модели глобального образования, авторами которых являются американские философы Р.Хенви и Боткин.
Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования состоит в совокупности следующих основных измерений:
По мнению этого автора, образование является одной из важнейших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни.
Таким образом, названные выше модели глобального образования не только не противоречат, но и значительно дополняют друг друга. Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты, философский подход и способность к конкретным действиям, они выдвигают приоритетной задачей формирование взгляда на мир как на единое целое, как на огромную общину, в которой благополучие каждого находится в прямой зависимости от благополучия остальных.
С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе дорогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение разнообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспытателей в сословие действительных или потенциальных космополитов. Нечто подобное наблюдается в искусстве, прежде всего в музыке, эстраде, кинематографе.
7.2. Глобальное образование в российской школе
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.
Глобальное образование ориентируется на:
Целью глобального образования является преодоление:
Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.
На наш взгляд, глобальное образование можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегрируемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
Технологическая направленность глобального образования:
Принципы глобального образования:
Критерии глобального урока по целеполаганию:
Аспекты анализа урока глобальной ориентации
Приоритетные технологии глобального урока
Отработка программы функционирования российской модели школьного глобального образования осуществляется в одной из школ Волгограда. Здесь объединились творческие усилия ученых педагогического университета и учителей школы.
Лаборатория глобального образования создана с целью вхождения школы, района, города, области в международный проект «Глобальное образование» и осуществления научного, учебно-методического обеспечения развития глобального образования. Лаборатория глобального образования, следуя принципам всемерной гуманизации и гуманитаризации отечественного образования через их осмысление, ведет просветительско-организаторскую и исследовательскую работу по нескольким методическим направлениям.
Просветительско-организаторская деятельность лаборатории связана с распространением идей глобального образования в различных формах повышения научно-методической подготовки педагогов школ и совершенствования их профессионального мастерства в целом. Среди них: подготовка и проведение методической учебы «Проблемы глобального образования» и «Глобальная ориентация урока»; участие в работе методических объединений учителей-предметников школы; проведение семинаров различного уровня (района, города, области) по тематике, глобального образования; участие в научно-практических конференциях и семинарах ГМЦ, ИУУ и ВГПУ.
Исследовательская деятельность лаборатории реализуется через опытно-экспериментальную работу школы.
В процессе обобщения философской теории глобального образования и внедрения ее в практику российской школы конкретизированы цели и задачи этого образования.
В концепции школы цель глобального образования сформулирована как создание условий для понимания целостности и взаимозависимости мира, единства человека и природы; преодоление расщепленности человеческого сознания и души. Данная цель образования реализуется, на наш взгляд, благодаря решению конкретных задач:
Исходя из анализа образовательной ситуации школы создана программа развития в условиях эксперимента, которая определяет деятельность школы по пяти направлениям:
Ведущими идеями при этом будут:
Одним из отправных пунктов работы может стать созидание (совместно с учащимися и их родителями) интегративных курсов и программ, сводящих в проблематику эпохи ноосферы.
На пути формирования гражданина Мира необходимо пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с Природой, читать Книгу Природы, понимать закономерности ее развития. Современному школьнику необходимы знания о себе как природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и своего места в нем.
Центральными здесь становятся такие категории, как Вселенная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др.
Рекомендуется включение курсов экологической направленности, связанных с охраной окружающей среды, собственного организма, дисциплин валеологического цикла в учебный план работы школ всех типов на уровне нормативных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков. В содержательном отношении решении этих задач может служить и курс обеспечения основ жизнедеятельности.
Молодому жителю Петербурга необходима реалистичность взглядов на состояние окружающей среды своего региона в сравнении с другими областями и регионами страны и мира. Для этого продуктивно привлечение школьников к исследованиям и оценке состояния города и окрестностей, знакомство с экологически неблагоприятными зонами, с последствиями невежественного обращения человека с окружающей средой. Возможна организация выездных полевых экологических практикумов, экологических экспедиций, других активных форм, способствующих накоплению опыта экологической деятельности, освоения современных вариантов охраны среды и человека.
Учащиеся школ, педагоги, родители могут привлекаться к участию в международных, региональных, городских экологических акциях. Например, под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге осуществляются:
В Санкт-Петербурге силами детей и взрослых осуществляется акция «Чистые воды Невы». Изучается микрофлора и состав загрязненной воды, собираются данные по другим рекам Невского бассейна.
Операция «Чистый город» предполагает работу по очистке и озеленению дворов, изготовлению кормушек и домиков для птиц, заботу о домашних животных.
Прогностическая и креативная деятельность успешно может быть организована также на основе имитационного моделирования. Разработаны и используются дидактические игры «Экология и мы», «Ноосфера», «Разумный глобализм», «Экологический совет» и др.
Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого сообщества. При этом необходима информация о том, что такое экономические, политические, социальные права и свободы человека. Это также подразумевает обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур, стран. Кроме того, ставится задача помочь детям разобраться в истинных причинах разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия является уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, живущего по законам Добра, Красоты, правды, внутреннее неприятие любых форм населения и неуважения к человеку; знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и отношений с другими людьми. Формами работы в таком направлении могут стать:
Таким образом, авторы Петербургской концепции воспитания видят глобализацию образования прежде всего как формирование межрасовой, межэтнической, межконфессиональной, межкультурной толерантности.
7.3. Формирование глобального (планетарного) мышления учащихся
Глобальное образование основано на концепции, согласно которой информация о мире должна быть представлена как существенная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии познания, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.
Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, отражающаяся в учебных планах и программах.
Наиболее известные подходы к построению учебного плана школы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:
Если же планетарное мышление формируется в рамках отдельных курсов (например, курс «Человек и космология», разработанный учителем ростовской СШ № 15 Р.Т.Морозовой), то образовательные задачи могут быть несколько сужены. Обычно ставится цель дать научный комплексный анализ человека как существа социоприродного, космопланетарного, в котором в одно целое соединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. При этом личность выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы, корни которой уходят в глубины Космоса.
Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.
Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех.
В контексте реализации общих целей и задач глобального образования становится актуальным определение содержания и включения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направлений: эстетического, исторического и собственно культурологического, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, естественных), позволяет обеспечить становление концептуальной картины мира.
Осмысление действительности во всем многообразии ее проявлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гуманитарных, нравственных, этических, экологических и других проблем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов.
Понимание и интерпретация культурных традиций других народов, уважение к ним, полноценное вхождение человека в мировое сообщество невозможны без осознания им самого себя, а следовательно, своей собственной духовной культуры. Становление и развитие русской культуры, основные тенденции и этапы ее эволюции, роль и место художественного наследия нашей страны в мировом культурном процессе является предметом изучения в курсе «Русская национальная культура» (VIII-XI классы).
В целом изучение предметов культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной художественной культуры, развития их эстетического и художественного вкуса, способности ориентироваться в культурной среде современного общества, формирования представлений о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоззренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоятельную личностную ориентацию в современном мире.
7.4. Перспективы глобализации образования
На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами. Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, духовности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманентный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия. Достижение поставленной цели может быть осуществлено только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной, целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления.
Очевидно, что концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:
Идеи глобального образования, развивающиеся в США на протяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального образования и проходят сейчас апробацию в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отличается оригинальностью подхода к человеку как к космобиопсихосоциокультурной индивидуальности.
Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможностей освоения культурного опыта человека.
Процесс глобализации связан со значительными преобразованиями в области политики, экономики, финансов, с перестройкой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по меньшей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:
Глобализация образования ощутимо проникает и в жизнь высшей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообразные базы производственной практики студентов и стажировки преподавателей. Например, в Уральском экономическом университете в 6-м семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерском университете. Студенты заранее подают заявки в отдел международных связей и оформляют всю необходимую для учебы документацию. Балльная система оценок делает возможным перезачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять контрольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дисциплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты направляются в международный отдел университета Висбадена.
В течение 7-го семестра студенты этой специальности проходят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам практики в 8-м семестре выполняется дипломный проект, осуществляется его зашита и сдача государственных экзаменов.
Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной учебы и практики непосредственное влияние оказывают как экономическая и политическая ситуация в стране, так и политика германского правительства по отношению к ней. Интерес к России среди немецких студентов существует. Число студентов университета Висбадена, изучающих русский язык, около 10. Из них два человека в 1998 г. и один в 1999 г. обучались в течение одного семестра в Уральском государственном экономическом университете. Студенты смогли выполнить поставленные своим учебным заведением задачи по требуемым предметам, хотя в целом наши учебные планы с большим перечнем дисциплин были для них довольно сложны. Требуется основательная совместная работа по приведению учебных планов во взаимное соответствие, что будет являться основой и для осуществления проекта получения «двойного диплома».
Не существует идеальных систем образования: каждая национальная система зависит от социально-экономических и политических реалий страны и должна не только опираться на положительный опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать передовой международный опыт.
Аналогами специалистов-товароведов в международной практике являются менеджеры по обеспечению рынка высококачественными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интеграции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифицированных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других государств. Возможными путями укрепления и развития международного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие:
В последние годы в связи с кризисом традиционной концепции общественно-экономических формаций историки и философы все больше внимания уделяют цивилизационной модели общественного развития человечества. Как известно, у истоков цивилизационного подхода стояли такие западноевропейские мыслители, как О.Шпенглер и А.Тойнби. Существенную роль в его развитии сыграла теория культурно-исторических типов, разработанная русским ученым Н.Я.Данилевским. В последние годы в России предпринимались многочисленные попытки модернизации цивилизационной парадигмы (М.А.Барг, Е.Б.Черняк, И.Н.Ионов, А.М.Кантор, Ю.В.Яковец и др.). Исследователи пытались модернизировать и формационный подход, ввести в него элементы других теорий (Л.И.Райснер, И.М.Дьяконов и др.).
На наш взгляд, понятие «цивилизация» должно определяться на основе системного подхода к анализу изучаемых явлений. Представляя социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений между этими элементами, можно согласиться с пониманием цивилизации как целостной, саморазвивающейся системы сущностных отношений между людьми, взятой со средой обитания и создаваемыми материальными и духовными благами и системой ценностей (Е.Б.Черняк). При таком подходе цивилизация может пониматься как структурированная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основными составляющими которой являются людские вещные и знаковые компоненты. Иначе говоря, первичными элементами цивилизации как системы, несводимыми друг к другу, выступают элементы «человек», «вещь», «знак». В общем плане цивилизация представляется совокупностью этих элементов. Совокупность структурируется субъектно-объектными отношениями «человек-человек», «человек-вещь» и «человек-знак». При этом триада «человек-вещь-знак» образует поле материальной цивилизации. Посредником в выделенных субъект-объектных отношениях «человек-человек», «человек-вещь», «человек-знак» выступают структуры, имеющие знаковый характер и составляющие поле ментальности, которое определяет особенности локальной цивилизации и является ее ядром.
Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэлементную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представляют собой обмен вещными структурами, людскими совокупностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие элементы преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнеторговый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобладание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии). Анализ развития экономических, политических, идеологических и культурных связей между различными странами и группами стран показывает, что типы связей между конкретными государствами с течением времени меняются. Существует определенная цикличность в таких изменениях.
БизнесБас Сервис. У нас возможна полная покраска автомобиля газель недорого.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.
Отключи на минуту блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров на странице. Тебе ничего не будет стоить, а сайту поможешь материально.