Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Подростковый негативизм как черная дыра?

Каждый ребенок и родитель переживает период 11-14 лет очень по-разному. Но по-простому взрослые описывают подростков так: “Раньше был жизнерадостный ребенок, а теперь закрылся в своем мире; он меня совершенно не слышит; я ему слово, а он мне 10 в ответ; часто хмурый, огрызается, как будто ничего хорошего в жизни нет.”

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тестНе секрет, что подростков кидает из крайности в крайность. Я бы описала душевное состояние подростка словами из песни Тины Кароль “уйди, останься, исчезни, вернись, прочь убирайся”. Так подростки, в первую очередь, относятся к родителям. Подростки показывают шипы и иголки, чтобы выстроить свой новый, собственный мир ценностей. И каждый из них нуждается в ощущении любви и принятии со стороны родителей. “Да он же меня на шаг не подпускает к себе; закроется в комнате, врубит музыку и попробуй его обними”. Все так, а как вы хотели? Чтобы ребенок нашел себя не откинув старые принципы и взгляды на жизнь. И неизбежно родители подпадают под критерии “старого мира”. Потому что ведут себя так же, как вели год назад, с значит напоминают, что подросток еще ребенок, а значит не принимают изменений, а значит тормозят его.

Вот ребенок и пытается откинуть архаичность, отталкивая родителей. Но родительская любовь нужна всем, здесь как ни крути; даже если демонстрируется абсолютная противоположность. Ребенок меняется и вы меняйтесь. Только так можно восстановить новую эмоциональную связь. Вы должны стать, хотя бы постараться, больше товарищем, чем родителем, и, возможно, немного шутом в некоторых ситуациях. Да, непростая задача, но быть родителем – это не просто в принципе! Кроме того, в этот период у вас больше возможностей заняться собой, и, если подросток заметит, что вы меняетесь в лучшую сторону – то ваш авторитет в его глазах быстро поднимется. А вам на руку оба эти изменения. Именно за это мы можем сказать подросткам “Спасибо”, так как они провоцируют нас меняться, чтоб мы не успевали закостеневать.Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Теперь про черные дыры и негативизм. Когда ребёнок начинает агрессировать, огрызаться, выражаться некрасиво, делать не самые приятные поступки – то родители, да и остальные взрослые, начинают заводить с подростком разговоры-лекции про моральность, правильность поведения, стараются призвать к вине или совести, иногда даже начинают сравнивать: “А вот Петя с пятого этажа играет на скрипке и не хамит своим родителям, а ты. ”. При этом, чем больше таких монологов – тем хуже может быть поведение ребёнка; кажется, все старания улетают в пропасть, проходят мимо ушей, или влияют противоположно. Складывается впечатление, что своим негативным отношением ребёнок смывает речи родителей, будто их и не было, будто они все отправились в чёрную дыру и уже никогда оттуда не вернуться.

И теперь две новости: “Ура, это не так”! – первая новость; “О, нет, это не так” – вторя новость. Те старания и труды, которые вы вкладывайте в ребёнка во время подросткового периода “взойдут” через пару лет. Этим плодам нужен долгий период, так уж сложилось. Но вся критика, крики, непонимание и негативные эмоции тоже отложатся, особенно если их будет больше. Вкладывая в подростка: “ты хам, неудачник, двоечник”, вы оставляете негативный эмоциональный след этого периода и соответствующий показатель поддержки в сложный период.

Главная мысль: ничто никуда не пропадает, даже если по началу так кажется; эмоциональная поддержка подростка на первом месте, смысловая (разговоры о правильном и хорошем) – на первом с половиной, на втором месте – то, как он учится в этот период, на втором месте – то, что ваши вкусы в одежде или музыке расходятся; лучше понять и поддержать, чем раскритиковать или сравнить.

С подростками сложно, но познавательно. Учиться никогда не поздно. Мир.

Источник

Что Такое Негативизм В Психологии?

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Что такое негативизм? Это специфический термин, который активно используют психиатры и психологи. Он выражает особенность человека, который сопротивляется любому внешнему воздействию. Выражается отказ по-разному. Иногда свойства характера несут опасность как для самого носителя, так и для общества.

Обычные люди, далёкие от психологии и психиатрии, сталкиваются с негативизмом в повседневной жизни. Более того, многие из нас являются носителями негативизма. Познакомимся с формой поведения, присущей личности с данным расстройством.

Что такое негативизм?

Прежде всего, нужно понимать, что термин используют такие науки, как психология и психиатрия. Они связаны с деятельностью человеческой психики. Несмотря на общее предназначение, смысл понятия будет разным.

Выясним, что такое негативизм в психологии. Качество личности выражается в сопротивлении любому воздействию извне. Оно выражается в поведении, которое может рассматриваться как неадекватное, неприемлемое.

Действия, слова шокируют окружающих. Но именно этой цели и добивается носитель данного качества. Опасности такая личность для общества не представляет. Но жить и общаться с ним нелегко.

Негативизм может быть защитной реакцией человека. Таким способом он отрицает принятые правила, самоутверждается. С негативизмом часто сталкиваются педагоги или родители подростков.

Приведём пример. Некий ученик высказал мнение, что учителя не вправе задавать домашнее задание на дом. Несмотря на требования педагогов, он отказывается выполнять заданную работу. Уговоры, «двойки», конфликты результата не приносят. Подросток вредит сам себе и окружающим. Такой негативизм чаще связан с возрастным кризисом. Он проходит.

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Негативизм может проявиться и в более позднем возрасте. Допустим, некая женщина, перешагнувшая 40-летний рубеж, не хочет признавать факта окончания молодости. Она носит мини-юбки, ярко и вызывающе красится, находит друзей среди молодёжи. Казалось бы, её поведение не несёт вреда обществу. Но сама молодящаяся дама выглядит смешно и нелепо. Более того, мало кто догадывается, что творится у неё в душе. Ей тяжело, она страдает. В этом случае ей нужна помощь психолога, который поможет принять возраст, научит себя любить.

Негативизм в психиатрии – симптом заболевания. Он говорит о наличии психических расстройств. Так, негативизм при шизофрении – обычное явление. В некоторых случаях особенное поведение – проявление аутизма.

Таким образом, негативизм в психологии – это определённое поведение личности, идущее вразрез с общепринятым. А в психиатрии – признак психического расстройства.

В любом случае требуется помощь специалиста, который поможет скорректировать поведение личности.

Формы негативизма

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Негативизм проявляется в разных формах. Иногда он носит скрытый характер, выявить его не так-то просто. Но чаще всего, негативизм очевиден. Обыватели могут считать человека с признаками негативизма строптивым, упрямым, вредным, капризным. Негативист отказывается выполнять требования, действует наперекор, не придерживается правил. Перечислим основные формы проявления негативизма у людей.

Активный негативизм

Парадоксальный негативизм

Пассивный негативизм

Речевой негативизм

Детский негативизм

Негативизм у ребёнка в норме проходит с возрастом. С явлением могут столкнуться родители подростка, 3-летнего малыша и т.д.

Негативизм – способ заявить о себе как о личности, попытка самореализоваться, доказать окружающим свою силу. Может быть как активным, так и пассивным.

Все мы наверняка в своё время намеренно игнорировали требования педагогов или родителей либо совершали противоположное действие. Сейчас своё поведение объяснить трудно. Разумные вещи казались бредом. Мы яростно сопротивлялись принятым правилам и нормам, делали все наперекор.

Мудрость родителей, такт, понимание помогают подросткам справиться с этим непростым периодом. Подростковый негативизм не попытка сделать назло и причинить боль близким. Это способ заявить о себе как о взрослой личности, которая имеет собственное мнение.

В чём проявляется негативизм?

Проявление негативизма всегда заметно. Поведение негативиста отличается. Создаётся впечатление, что человек либо «дурачок», либо ему нравится делать всё назло.

Негативизм является симптомом кризиса. Человеку нелегко. Он переосмысливает ценности, отторгает принятые нормы, делает выводы, настаивает на своей правоте.

Часто жизнь в этом случае воспринимается враждебно. Негативист испытывает одиночество, отчаяние. Это способ заявить миру о себе и своей неудовлетворённости.

Негативизм у взрослых проявляется в открытой форме. Переживая какие-либо личные неудачи, разочарование человек может демонстрировать враждебное отношение к окружающим и миру в целом. Он глубоко несчастен. Но не может просить о помощи и объяснить своё поведение. Выражается чаще всего в активной или парадоксальной форме.

Приведём пример. Женщина вела благопристойный образ жизни. Она воспитывала детей без мужа, работала на двух работах, занималась домашним хозяйством, отказывалась от личных отношений.

В результате она понимает, что всё-таки счастье не только в чистом, обустроенном доме и детях. Негативистка увольняется с работы, забрасывает дом и пускается «во все тяжкие». Это тоже форма проявления негативизма. Поведение женщины в корне меняется, оно шокирует близких. А она назло им заводит любовника моложе собственного сына. Это активная форма негативизма.

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Многие люди посчитают подобное поведение сумасшествием, распущенностью. Но этой даме нужна помощь психолога.

Негативизм в пожилом возрасте может служить сигналом о развитии деменции, паралича. Не стоит злиться на бабушку или дедушку. Обратитесь за помощью к специалисту. Неадекватное поведение должно вас насторожить.

Негативизм у подростков проявляется в отказе что-либо делать либо в совершении противоположных поступков.

Психологи отмечают, что границы возрастных кризисов несколько сместились. Поэтому сейчас мы встречаем негативистов, которым уже исполнилось 20-22 года. Вполне приличные, воспитанные юноши и девушки вдруг ни с того ни с сего, начинают рушить свои жизни, вступают в сомнительные компании, ругаются с родителями, начальством на работе. Всё дело в том, что современная молодёжь взрослеет позже.

Родители стараются опекать детей до глубокой старости, контролируют их жизнь, вмешиваются в отношения, дела. Негативизм – способ защиты, попытка самореализоваться.

Каковы причины негативизма?

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Назовём основные причины негативизма:

1. Беспомощность. Человек чувствует себя беспомощным, одиноким, покинутым. Негативизм – единственная форма выразить своё отношение к происходящему, это способ борьбы.

2. Неумение проживать неудачи. Разочарование, переоценка ценностей приводит к развитию негативизма.

3. Самоутверждение. Негативизм – попытка заявить о себе, самореализоваться. Это основная причина подросткового и детского негативизма.

4. Выражение ненависти, негативных чувств к определённому человеку. Негативист как бы мстит конкретному лицу, выражает свою обиду.

5. Дефицит внимания. Негативист привлекает к себе внимание близких людей или общества. Он нуждается в заботе, но не может наладить отношения с миром.

Вообще, причин негативизма достаточно. Психолог выясняет причину развития негативизма и помогает человеку справиться с приступами конкретными методиками.

Примеры негативизма

Как избавиться от негативизма?

Выясним, как бороться с негативизмом. Прежде всего, стоит выяснить причину неадекватного поведения, разобраться, что послужило поводом для изменения личности. Поговорите с негативистом, ему нужна поддержка и внимание.

Если негативизм мешает социализации, нормальной жизни, потребуется помощь психолога. Консультации, беседы, специальные методики помогают побороть негативизм.

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Негативизм и позитивизм – неразрывные понятия. Один из близких людей негативиста берёт на себя роль позитивиста. Если один в паре видит всё с плохой стороны, то другой – преувеличивает хорошее. Важно, чтобы позитивист всё-таки увидел проблему, не смирялся с негативистом, а помог ему.

Если негативизм не проходит, он может принять опасно социальную форму. Поэтому оптимальный вариант – визит к психологу. Более того, не забывайте, что негативизм может быть признаком психического расстройства, депрессии, генетического заболевания. А здесь без медикаментозного лечения не обойтись.

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Источник

НЕГАТИВИЗМ — что это. Негативизм у ребенка

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм?

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего.

Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления.

Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у ребенка

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого.

Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

Источник

Негативизм у детей и подросков

Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Смотреть картинку Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Картинка про Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест. Фото Что является ярким примером проявления негативизма у подростков тест

М.Борба предлагает четыре шага к избавлению от недоброжелательности.

Вот четыре шага, которые помогут ребенку избавиться от недоброжелательности и развить способность к сочувствию.

Шаг 1. Критикуйте грубое поведение, а не ребенка

Как только вы заметите, что ребенок допускает грубость, немедленно обратите его внимание на такое поведение. Не загоняйте себя в ловушку, пускаясь в долгие проповеди о Золотом Правиле поведения (нотации, как правило, отталкивают детей). Вместо этого не пожалейте времени, чтобы обозначить и описать недоброжелательные поступки ребенка. Вы должны сконцентрироваться только на недобром поведении ребенка, а не на самом ребенке. Ваша задача — добиться, чтобы ребенок понял, против какого именно поведения вы возражаете и почему не одобряете такое поведение. Вот несколько примеров, как сделать недоброе поведение объектом борьбы.
«Нехорошо обзывать двоюродного брата «четырехглазым». Обзываться плохо, так как это унижает людей. Я просто не могу позволить тебе делать это».
«Как нехорошо рассказывать сестре анекдоты про толстых и называть ее толстухой. Ты ведь смеешься над ней, а не вместе с ней. Нельзя дразнить человека, это ранит его чувства».
«Ты проявил невнимательность, не спросив приятеля, какую передачу он хочет посмотреть. Ты смотришь только то, что хочешь сам, даже не поинтересовавшись его желаниями. Я хочу, чтобы ты был более внимательным хозяином».

Шаг 2. Помогите ребенку научиться понимать чувства того, кого он обидел

В воспитании ребенка, демонстрирующего в своем поведении недоброжелательность, важно помочь ему понять, насколько его поступки ранят человека. Вот несколько вопросов, которые заставят ребенка задуматься, как действует его грубость на чувства того, кого он обидел.
«Ты видишь, как огорчился твой брат? Каково ему из-за твоего поступка?»
«Она расплакалась из-за тебя. Как ты думаешь, что она чувствует?»
«Ты заметил, как подействовала на нее твоя грубость? Что бы ты почувствовал, если бы кто-то поступил так с тобой?»

Шаг 3. Научите ребенка избегать грубости

Теперь задайте ребенку один очень важный вопрос: «А что ты сделаешь иначе в следующий раз?» Мы очень часто упускаем этот шаг, потому что полагаем, что ребенок знает, как вести себя иначе. Не делайте подобного предположения! Я наблюдала, как многие дети становились закоренелыми грубиянами, поскольку никто не удосужился побеседовать с ними о поведении, замещающем грубость. В конце концов, самое эффективное воспитание — это то, которое учит детей поступать правильно. Поэтому научите ребенка вести себя по-новому, доброжелательно, Чтобы заменить грубые поступки, например, научите его хвалить друга, извиняться, делиться или высказывать восхищение. Затем помогите ребенку потренироваться в новом поведении, чтобы оно вошло в привычку.

Шаг 4. Давайте ребенку возможность исправить сделанное

Заключительная часть воспитания — помочь ребенку научиться брать на себя ответственность за грубость, исправляя то, что было сделано. В результате исследования, проведенного Мартином Хоффманом, было установлено, что если родители привлекают внимание ребенка к пагубным последствиям его поступков, побуждая искупить свою вину, это способствует развитию у него вежливости и предупредительности. Очень важно, чтобы ребенок понял, что допущенный грубый поступок нельзя отменить, однако можно смягчить неловкость и сгладить чувство обиды у того, которого оскорбили, извинившись, заменив поврежденные вещи, уступив дорогу или сделав что-то доброе по отношению к нему. Потребуйте, чтобы ребенок сам составил план действий по исправлению последствий. Более того, позаботьтесь о том, чтобы в этом вопросе не оставалось неясностей, чтобы ребенок понял — вы не потерпите недоброжелательности.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Данные исследований свидетельствуют, что количество недоброжелательно настроенных детей возрастает. Что, по вашему мнению, способствует росту этой тенденции? Специалисты утверждают, что недоброжелательными не рождаются — этому учатся. Где дети учатся недоброжелательности? А вы сами проявляли когда-либо недоброжелательность по отношению к ним? Наблюдали ли ваши дети проявления вашей недоброжелательности по отношению к супругу (супруге), членам семьи или друзьям? Как родители могут сократить количество факторов, способствующих развитию недоброжелательности? Как вы можете воспитать у ребенка сочувствие? Запишите свои мысли и выберите одну, чтобы воплотить ее в жизнь.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Подумайте, что может способствовать проявлениям недоброжелательности у вашего ребенка? Когда вы впервые заметили недоброжелательное поведение? Что обеспокоило вас? Теперь определите, на кого подобное поведение направлено (например, на вас, ваших родителей, братьев и сестер, друзей, взрослых, малышей, животных, соседских детей)? Поговорите с другими взрослыми, которые занимаются вашим ребенком, хорошо знают его и могли бы наблюдать подобное поведение в другой обстановке. Сделайте заметки.
2. Просмотрите список основных причин проявления недоброжелательности у детей. Может быть, по каким-то из этих причин и ваш ребенок ведет себя недоброжелательно? Определив причину недоброжелательного поведения ребенка, составьте план поэтапного изменения проблемного поведения.
Общие причины проявления недоброжелательности у детей:

• Отсутствие эмпатии. Ребенок может не вполне понимать, что чувствует человек, к которому отнеслись недоброжелательно.
• Отсутствие самоуважения. Ребенок чувствует свою несостоятельность, поэтому хочет унизить другого человека.
• Потребность отомстить. К нему самому приставали и его дразнили; он хочет «отыграться».
• Желание быть принятым в группе. Ребенок, желая быть принятым в какой-либо группе, подавляет ее аутсайдеров.
• Отсутствие навыков решения проблем. Не зная, как разрешить конфликт, ребенок обижает и обзывается.
• Зависть. Ребенок кому-то завидует, поэтому унижает его, чтобы почувствовать себя лучше.
• Недоброжелательность, проявляемая по отношению к самому ребенку. С ребенком обращаются недоброжелательно, поэтому он копирует такое поведение.
• Желание властвовать. Ребенок чувствует свое превосходство, когда дразнится.
• Невостребованность доброжелательности. Никто не объясняет ребенку, что недоброжелательность — это плохо.
• Неразвитые навыки общения. Ребенок не обладает такими навыками общения с другими детьми, как совместные занятия, улаживание споров, выполнение обещаний, поддержка, умение выслушать, поэтому он прибегает к подавлению другого ребенка.
3. Перечитайте четыре шага к изменению недоброжелательного поведения. Припомните последний случай, когда ребенок проявил такое поведение. Как бы вы использовали эти шаги для исправления поведения ребенка?
4. Подумайте, что вы сделаете и скажете, когда ребенок в следующий раз проявит недоброжелательность. Как вы примените эти шаги, чтобы изменить поведение ребенка? Сделайте несколько записей, которые помогают вам запомнить, как более эффективно воспитывать ребенка, чтобы искоренить недоброжелательность[3,c.191-197]

Литература:
1. Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова,В.П.Зинческо./ СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
2. Божович Л.И.Проблемы формирования личности, S. 312
3. Борба М. «Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться». М.:Вильямс, 2005.
4. Управление персоналом. Энциклопедический словарь./под ред А.Я. Кибанова/ М.: Инфра-М, 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *