декреты бенеша что это
Бенешевские декреты ч. 16
Существует ещё один огромный «скелет в шкафу» послевоенной Чехословакии. Это так называемые «бенешевские декреты». О них крайне редко вспоминают чешские экскурсоводы, да и политики демократической Чехии не любят касаться этой щекотливой темы. И уж, тем более, почти ничего не известно об этом большинству населения нашей страны.
Попробуем кое-что вспомнить.
Итак, согласно Википедии, «декре;ты Бе;неша (чеш. Bene;ovy dekrety) это 143 декрета, призванные обеспечить послевоенное конституционное устройство Чехословакии, принятые чехословацким правительством (включая период его существования в изгнании) во главе с президентом Эдвардом Бенешем в 1940—1945 гг. и ратифицированные парламентом Чехословакии после её освобождения в 1946 году. В настоящее время термин чаще всего применяется к ряду декретов о лишении гражданства и имущества немецкого и венгерского населения Чехословакии, что привело, в частности, к изгнанию немцев из Чехословакии».
Важно подчеркнуть, что ВСЕ эти декреты были подготовлены Бенешем ещё в Лондоне, а приняты и претворены в жизнь не коммунистами, а правителями демократической Чехословакии.
(Честное слово, иной раз при изучении реальных исторических событий, и того, что на самом деле творили «демократические» руководители Запада в 30-50 годы ХХ века, приходит на память старый анекдот про Вовочку, который нечаянно увидев, какие фортеля вытворяют папа с мамой в спальне, изрёк: «И эти люди запрещают мне ковырять в носу. »)
Декреты Бенеша делятся на три категории:
Декреты лондонского правительства 1940—1944 об устройстве правительства в изгнании и армии;
Декреты лондонского правительства 1943—1945 о (будущей) передаче власти от оккупационных властей союзников к чехословацкому правительству;
Декреты, изданные уже в Чехословакии (1945 г., до 26 октября) о текущем устройстве государства.
Все эти декреты были ратифицированы Временным национальным собранием 5 марта 1946 г. путём принятия конституционного закона 57/1946 Sb.
Непосредственно к немцам и венграм относятся следующие декреты Бенеша:
от 19 мая 1945 г. (5/1945 Sb.) — о недействительности передачи прав собственности за время оккупации немцам, венграм, предателям чешского и словацкого народа;
от 21 июня 1945 г. (12/1945 Sb.) — о конфискации и ускоренном разделе сельскохозяйственной собственности указанных категорий;
от 19 июня 1945 г. (16/1945 Sb.) — о наказании нацистских преступников и предателей через чрезвычайные народные суды
от 20 июля 1945 г. (28/1945 Sb.) — о заселении славянских земледельцев на ранее конфискованные земли;
от 2 августа 1945 г. (33/1945 Sb.) — о лишении немцев и венгров гражданства;
от 25 октября 1945 г. (108/1945 Sb.) — о конфискации вражеской собственности»
Согласно этим декретам выяснилось, что немцы и венгры СТОЛЕТИЯМИ жившие в Богемии и Моравии, после поражения III рейха ПОГОЛОВНО оказались ВРАГАМИ чехов.
Причём немцы мгновенно потеряли все права на свое имущество, земли и всю другую движимую и недвижимую собственность. Касались эти декреты ВСЕХ немцев, проживавших в Чехословакии, прежде всего, разумеется стариков, женщин и детей.
Почти всё мужское немецкое население этих районов в годы войны было призвано в вермахт и к лету 1945 года оказалось либо в плену, либо в могилах. Мужчин среди изгоняемых немцев почти не было, и заступиться за женщин и стариков никто не мог бы.
Интересно и то, что при смешанных браках (которых там было множество, кстати) чехи сами определяли, кто немец, а кто нет.
Вот что вспоминала по этому поводу графиня Мария Андреевна Разумовская, потомок известного рода, почетный член Всеавстрийской ассоциации российских соотечественников:
«– Вы родились в Австрии?
– Нет, в Чехии, в Северной Моравии, в городе Троппау (Opava) – столице австрийской Силезии. Мой дед, австриец и внук русского, владел там несколькими имениями и, кстати, очень много делал для развития страны. Его младший сын и мой отец в Первую мировую войну, будучи австрийским офицером, попал в плен и три года провел в военном лагере в Иркутске. Там он научился говорить по-русски. Когда он вернулся домой, познакомился с русской девушкой – урожденной княжной Витгенштайн, которая смотрела за детьми его сестры. Они поженились, и первой в семье родилась я, а потом еще две дочери и два сына – всего пятеро детей. Моя мать происходила из обрусевшей немецкой семьи (ее прадед был генералом русской армии и сражался против Наполеона). Родители научили нас русскому языку.
.
Так сколько же в вас русской крови?
– Одна моя половина – русская, а вторая – австрийская. Ну а в общем, я – европейка.
.
– Когда ваша семья переехала в Вену?
– Мы жили в Троппау до 1946 года. Потом вышли Бенешевские декреты, нас посчитали немцами и отобрали имение».
Очевидно, что в определении национальности графини решающую роль сыграло наличие у неё имения, которое потом чехи и отобрали…
Первые массовые расправы над немецким населением начались уже в мае 1945 года. В период с 5 по 9 мая в Праге было убито не менее 855 немецких гражданских лиц, множество изнасиловано и искалечено. В период с 9 по 11 мая, по данным судетонемецкого общества, чехословацкими подразделениями было убито около 10 тысяч уже разоружённых немецких военнослужащих. В освобождённом от немецкой армии Попраде президент Эдвард Бенеш заявил: «Беда, беда немцам, трижды беда! За свои преступления горько поплатятся! Ликвидируйте их! Беда им! Ликвидируйте их!».
12 мая 1945 Бенеш заявил, что «немецкую проблему в республике мы должны окончательно ликвидировать».
Ну и как можно оправдать эти МАССОВЫЕ убийства чехами немецких военнопленных (10 тыс. человек за 3 дня)?!
А ведь официально чехи ни дня не были в состоянии войны с Германией.
Всю войну чешское население протектората исправно трудилось на своего сюзерена, а после его поражения – продемонстрировало такие зверства по отношению к невиновным ни в каких доказанных преступлениях и уже разоружённым немецким пленным.
Убийства и изнасилования гражданских немцев во время «пражского восстания» тоже остались не расследованными и безнаказанными…
Весной-летом 1945 гг. к немцам Чехословакии применялись следующие дискриминационные меры:
были обязаны регулярно отмечаться в полиции, им запрещалось покидать своё место жительства,
были обязаны носить нашивки «N» — «Немец» или повязку со свастикой,
у них конфисковывались автомобили, мотоциклы и велосипеды,
запрещалось пользоваться общественным транспортом, посещать публичные места,
им запрещалось ходить по тротуарам,
запрещалось иметь радио, телефон и использовать их,
запрещалось разговаривать в публичных местах по-немецки
были обязаны посещать магазины только в определённое время,
По декрету Бенеша о лишении гражданства от 2 августа 1945 г. «Граждане Чехословакии немецкой или венгерской национальности, которые ранее получили по распоряжению оккупационных властей немецкое или венгерское гражданство, в день получения такого гражданства утратили право на гражданство Чехословакии».
Фактически это условие относилось к подавляющему большинству немцев и венгров Чехословакии, в частности, ко всем немцам Судет (которые в 1938—1945 гг. были гражданами Германского рейха и жили на его территории). При этом не брался во внимание тот факт, что немецкое и венгерское гражданство за редким исключением предоставлялось жителям оккупированных территорий автоматически.
Декретами от 21 июня и 25 октября было конфисковано имущество немцев, венгров и так называемых «врагов чешского и словацкого народов».
В 1945—1946 гг. из Чехословакии было изгнано более 3 миллионов человек. (Точного учёта изгнанных, конечно, никто не вёл. Судетские землячества считают, что чехами тогда было изгнано от 3,3 до 3, 8 МИЛЛИОНА немцев. В основном, стариков, женщин и детей, повторю…).
Изгнали тогда из Чехословакии и свыше 70 тысяч венгров, кстати.
На фото: изгнание судетских немцев из Чехословакии
«ДЕКРЕТЫ БЕНЕША»: Мина замедленного действия для ЕС?
ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
на тему «Декреты Бенеша: Мина замедленного действия для ЕС?»
«ДЕКРЕТЫ БЕНЕША»: МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ЕС?
Решение о выселении немцев было принято на Потсдамской конференции держав-победительниц в июле-августе 1945 года. Оно стало неотъемлемой частью итогов Второй мировой войны. В дополнение к нему власти Польши, Чехословакии и Югославии в 1944-1946 годах издали свои законы, касающиеся немецкого (а также венгерского и итальянского) населения. На основании всех этих документов оно и было депортировано.
Вопрос о «декретах Бенеша», как и об аналогичных польских и югославских законах, возник неслучайно. Он появился в ходе переговоров о приёме бывших социалистических стран в ЕС. Дело в том, что речь в декретах идёт о лишении гражданства и конфискации имущества, а подобные меры противоречат документам Евросоюза, таким как Декларация основных прав и свобод (1989 г.) и Хартия основных прав и свобод (2000 г.).
В них говорится, что на территории стран-членов ЕС запрещается всякая дискриминация по признакам языка, религии, национальности, имущества. Не могут действовать и правовые акты, где прописан принцип «коллективной ви-ны»4. Именно на это ссылались сторонники отмены «декретов Бенеша».
С другой стороны, законы, на основании которых были выселены немцы, являются частью послевоенного устройства Европы, которое не ставится под сомнение руководством Евросоюза. На это указывают противники отмены послевоенных постановлений.
А такие документы, как Всеобщая декларация прав человека и Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, были приняты в 1948-1949 годах. То есть к тому моменту, когда депортация немцев уже была проведена. Следовательно, документа, которому могли противоречить «декреты Бенеша», к моменту их издания не было. Но проблема, как показали события первой декады XXI века при расширении ЕС, осталась.
Наследие вековой давности
По окончании войны чехословацкий президент занялся созданием правовой базы для выселения немцев. В его декрете от 2 августа 1945 года сказано: «Лица немецкой и венгерской национальности, получившие гражданство Германии и Венгрии, лишаются чехословацкого гражданства». Данная мера не распространялась на антифашистов.
25 октября 1945 года Бенеш издаёт декрет «О конфискации вражеского имущества и фондах национальной реставрации», в котором говорилось о конфискации в пользу Чехословакии (без компенсации) имущества, находившегося в собственности Рейха, Венгрии и лиц немецкой и венгерской национальности
28 марта 1946 года временное Национальное собрание Чехословакии придало декретам Бенеша статус законов. Так возникла правовая основа для выселения чешских немцев. Словосочетания «изгнание лиц немецкой национальности» в декретах не было. Просто права на проживание в стране лишились обладатели паспортов другого государства.
Требования чешских немцев и словацких венгров об отмене декретов поддерживались политиками Германии, Австрии и Венгрии. Но власти Чехии и Словакии не собирались этого делать. В результате тема вышла на международный уровень, оказав существенное воздействие на процесс приёма в ЕС новых членов. Обсуждение её велось на трёх направлениях: чешско-германском, чешско-австрийском и словацко-венгерском. Каждое из них имело разное по силе влияние на процесс развития Евросоюза.
В словацко-венгерских отношениях вопрос об отмене «декретов Бенеша» настойчиво ставил нынешний премьер-министр Венгрии В. Орбан, первый раз занимавший этот пост в 1998-2002 годах. Так, 23 февраля 2002 года он заявил, что недопустимо существование в законах стран-кандидатов на членство в ЕС положений, отталкивающихся от принципа коллективной вины4. Словакия отказалась подчиниться требованию, и после 1 мая 2004 года, когда она стала членом ЕС, «декреты Бенеша» остались частью словацкого законодательства.
Это вызвало недовольство и в Будапеште, и среди венгерских политиков в самой Словакии. В ответ в сентябре 2007 года словацкий парламент принял специальное постановление, подтверждающее, что декреты по-прежнему будут частью законодательства страны. Представители Партий венгерской коалиции в парламенте назвали решение «позором»1.
В июне 2009 года ультраправая венгерская партия «Йоббик» заявила, что будет настаивать не только на отмене «декретов Бенеша», но и Трианонского договора 1920 года, на основе которого установлена современная словацко-венгерская граница2. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что споры о последствиях Второй мировой войны до сих пор играют значительную роль в отношениях Словакии и Венгрии.
Для Евросоюза венгерско-словацкий спор о «декретах Бенеша» пока представляет собой мину замедленного действия. Помешать Словакии вступить в ЕС Венгрия не могла, ибо сама вошла в эту организацию 1 мая 2004 года. А принадлежащие к числу «старых» членов Евросоюза Германия и Австрия особого интереса к судьбе словацких венгров не проявили.
Но если Венгрия официально поставит вопрос об отмене Трианонского договора 1920 года, благодаря которому на территории Словакии оказались тысячи венгров, проблема станет весьма актуальной для всего ЕС. Поскольку речь зайдёт о желании одного из государств-членов Евросоюза перекроить границы.
В Германии и до, и после вступления Чехии в ЕС наиболее активно за отмену декретов выступали представители христианско-социального союза (ХСС). Эту партию представлял в Европарламенте пресс-секретарь германского землячества судетских немцев Б. Поссельт. Его точка зрения на послевоенные постановления однозначна: «Декреты Бенеша не имеют с нормами ЕС ничего общего». Ряд депутатов Европарламента от ХСС 9 апреля 2003 года голосовал против приёма Чехии в Евросоюз
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
У чешской стороны такой подход вызвал неприятие. В марте 1999 года премьер-министр Чехии М. Земан подчеркнул, что для развития добрососедских отношений нельзя поднимать вопросы прошлого. А в мае 2004 года президент В. Клаус назвал высказывания Штойбера «скандальными и недружественными». Требование об отмене декретов Чехией неизменно отвергалось.
В документе содержалось сожаление о выселении судетских немцев, но ФРГ на государственном уровне обязалась не требовать возвращения им имущества. Кроме того, Германия заявила о готовности помочь Чехии в приёме в ЕС.
Тема «декретов Бенеша» применительно к чешско-германским отношениям пока не стала проблемой общеевропейского масштаба. Но с повестки дня она неснята. Об этом свидетельствуют слова, произнесенные в 2007 году главой Ев-ропарламента, представителем ХДС Х.-Г. Пёттерингом: «Мы никогда не забудем о судьбе изгнанных немцев»1.
Австрия — возмутитель спокойствия?
В отличие от Германии к моменту начала переговоров о вступлении Чехии в ЕС в 1998 году Австрия не подписала с ней документа, подводящего черту под разговорами о декретах. Из-за этого спор об их судьбе две страны вели на официальном уровне и до, и после приёма Чехии в Евросоюз.
Предметом чешско-австрийского спора стали не только декреты, но и договор, заключённый с Австрией ещё социалистической Чехословакией 19 декабря 1974 года. По нему чехословацкая сторона выплатила Австрия и её гражданам за утраченное в ходе реализации «декретов Бенеша» компенсацию в 1 млрд шиллингов.
Одновременно указывалось, что «австрийскими гражданами, которых затрагивает договор, являются только люди, проживавшие в Австрии до 27 апреля 1945 года». Судетские немцы, оказавшиеся в этой стране после того дня, права на компенсацию лишались. Оговаривалось, что «Австрия не будет поддерживать имущественные претензии своих граждан в отношении Чехословакии».
По прошествии некоторого времени, в 2000 году, МИД Австрии дал понять, что считает теми, на кого распространяется договор 1974 года, всех судетских немцев, получивших гражданство страны после апреля 1945 года. Но чешская сторона предпочла придерживаться буквы документа и отказалась его пересматривать.
Трения между двумя странами вызвал также закон «О смягчении последствий некоторых несправедливостей в имущественных делах», принятый чехословацким Федеральным собранием 2 октября 1990 года. Согласно ему, люди, лишённые по окончании Второй мировой войны собственности, их родственники и потомки получили право на её возвращение или денежную компенсацию.
Но документ касался имущества, отобранного в 1948-1959 годах. Судетских немцев он не затрагивал, поскольку декреты Бенеша были изданы раньше. Была и оговорка насчёт иностранцев: «Закон распространяется на иностранцев, если судьба их имущества не урегулирована межгосударственными соглашениями».
В случае с Австрией был договор от 1974 года, и живущие в ней судетские немцы права на возвращение имущества в Чехии лишились.
Правительство Австрии поставило вопрос о возврате имущества судетским немцам, отметив, что нельзя исключать из процесса реституции граждан других стран. Чехия пересматривать закон отказалась. Каждая из сторон упорно стояла на своём, не собираясь идти на компромиссы.
Чешские и австрийские политики неоднократно высказывались на тему «декретов Бенеша». Так, бывший президент Чехии В. Гавел призывал принять чешско-австрийскую декларацию о примирении, подобную чешско-германской3. Но об отмене декретов он не сказал.
Бывший глава гражданско-демократической партии, нынешний президент В. Клаус отвергал возможность отмены декретов: «Мы не должны вести об этом споры. Пересмотр послевоенного устройства Европы не является предметом переговоров». Не считал возможным он и принятие декларации о примирении, ибо договором 1974 года вопрос закрыт.
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Точку зрения австрийских социал-демократов выразил экс-руководитель их фракции в Европарламенте Х. Свобода. Он считал необходимым принять чешско-австрийскую декларацию о примирении. Лидер же партии «зелёных» А. ван дер Беллен указывал, что вопрос об отмене декретов стоит. Но подчёркивал, что изданию законов предшествовала нацистская оккупация Чехословакии, и в решении вопроса можно было бы ограничиться декларацией о примирении.7
Более твёрдую позицию занимали консерваторы из народной партии. Возглавлявший её канцлер Австрии в 2000-2006 годах В. Шюссель заявлял следующее: «Нужно обсудить вопрос о преодолении проблемы декретов Бенеша. Прага должна сделать шаг в этом направлении»1. Декларацию о примирении консерваторы считали недостаточной мерой.
Обе стороны были настроены непримиримо. Неудивительно, что споры с Австрией относительно декретов Бенеша оказали большое влияние на процесс приёма Чехии в Евросоюз. При этом споры велись и между отдельными политиками, и на уровне органов власти.
Так, парламенты Чехии и Австрии заочно обменялись громкими заявлениями. В мае 1999 года австрийские депутаты приняли постановление с требованием к Чехии отменить декреты Бенеша, пообещав в противном случае воспрепятствовать приёму соседей в ЕС3.
В апреле 2002 года нижняя палата парламента Чехии подготовила ответное постановление. В нём говорилось, что декреты были результатом войны, и на их основе не могут появляться новые законы. Но «правовые и имущественные отношения, вытекающие из них, неприкосновенны».
Когда в начале 2000 года новое правительство Австрии сформировали народная партии и партия свободы, чешско-австрийские отношения обострились. Партия свободы, в принципе выступавшая против расширения ЕС, добивалась вето на приём в его ряды Чехии5. А это уже влияло на весь Евросоюз: под угрозой оказалась вся идея пополнить ряды организации бывшими соцстранами.
В январе 2000 года австрийский канцлер Шюссель пожелал, чтобы проблема была решена до вступления Чехии в ЕС. От имени правящей коалиции он заявил: «Я ожидаю, что декреты утратят юридическую силу»6. В ответ Чехия отвергла требование и присоединилась к санкциям, которые ввели против Австрии ЕС, США и Израиль1 в начале 2000 года, после вхождения в правящую коалицию партии свободы, считающийся многими в мире неонацистской.
В 2002 году чешско-австрийская полемика по данной проблеме была самой жаркой. Во многом это было связано с тем, что в обеих странах прошли парламентские выборы, и политики не упустили возможности высказаться о декретах.
В середине января чешский премьер-министр М. Земан сделал резкое заявление об Австрии и судетских немцах: «Австрия была не жертвой гитлеровской Германии, а её первым союзником. Судетские немцы были пятой колонной Гитлера при уничтожении Чехословакии»3.
31 января 2002 года австрийский парламент солидарным голосованием депутатов от всех партий потребовал от правительства сосредоточить усилия на отмене декретов. С этого момента тема декретов Бенеша стала важнейшей на переговорах о приёме Чехии в Евросоюз.
Разряжать атмосферу двусторонних отношений пришлось президентам. 5 сентября 2002 года В. Гавел и Т. Клестил призвали к преодолению последствий прошлого, и указали, что «моральная ответственность за страдания в прошлом должна быть признана»6. Но слов об отмене декретов Гавел не произнёс.
По итогам выборов 24 ноября 2002 года у власти в Австрии осталась коалиция народной партии и партии свободы, но последняя растеряла прежние позиции (10% голосов против 26,9% в 1999 году).7 Несмотря на ослабление позиций ультраправых, проблема декретов с повестки дня двусторонних отношений снята не была. Глава МИД страны Ферреро-Вальднер заявила: «Австрия намерена и далее вести переговоры о декретах».
1 мая 2004 года Чехия вступила в Евросоюз. Но требование Австрии отменить декреты никуда не делось. Что показала прошедшая 27-28 августа того года встреча двух президентов В. Клауса и Х. Фишера. Австрийский лидер признал преступления, совершённые в отношении чехов нацистами, но призвал Прагу сделать то же самое в отношении судетских немцев. В ответ Клаус дал понять, что хочет закрыть тему прошлого, и пожелал смотреть исключительно в будущее.
Ещё один всплеск эмоций имел место осенью 2007 года. 16 октября уполномоченные по делам изгнанных немцев от четырёх партий Австрии приняли заявление, где призвали Чехию отменить декреты. Постановления были названы «требующим осуждения бесправием, несовместимым с нормами ЕС»
В ответ В. Клаус 28 октября 2007 года посвятил проблеме «декретов Бене-ша» немалую часть своего телеобращения к нации. Он посетовал, что в Австрии и Германии до сих пор раздаются призывы пересмотреть итоги Второй мировой войны, и отверг такой подход: «История должна остаться историей».
А уже 4 марта 2010 года австрийский президент Фишер заявил, что его страна впредь будет ставить вопрос о том, чтобы Чехия отменила декреты Бенеша6. Так что тема с повестки дня двусторонних отношений не исчезла и сегодня.
Чешские политики, памятуя, что немецкий вопрос в 1938-1939 годах стоил их стране утраты государственности, не допускают мысли об отмене декретов. Австрийские, будучи часто связанными с судетско-немецкими организациями (что доказывает наличие уполномоченных по данной проблеме в ведущих партиях), вновь и вновь поднимают вопрос об отмене тех постановлений.
В итоге чешско-австрийский диалог по данной проблеме не сложился. Ни одна из сторон так и не пошла на уступки. Можно говорить о том, что в отношениях двух стран образовалось «конфликтное поле», усеянное «минами замедленного действия».
Декреты Бенеша глазами Евросоюза
Европейские структуры не могли оставаться в стороне от трений вокруг декретов. Всё-таки дело касалось такого масштабного проекта, как расширение ЕС за счёт бывших соцстран. При этом вмешательство Евросоюза на разных направлениях спора о послевоенных постановлениях было разным.
Что касается словацко-венгерского направления, то возможности помешать соседям вступить в ЕС власти Венгрии не имели, а территориальных претензий они Словакии не предъявляли. В случае с Чехией и Германией последняя официально не требовала отменить декреты. Так что здесь Евросоюз имел возможность оставаться в стороне, считая данные трения исключительно двусторонним делом.
С чешско-австрийским спором вышло иначе. Настойчивые призывы Австрии отменить декреты обернулись тем, что она едва не поставила под угрозу расширение ЕС. Единственным выходом из тупика стало вмешательство Евросоюза. Тем самым трения о «декретах Бенеша» приобрели общеевропейский характер. При этом действия ЕС в связи с послевоенными постановлениями не отличались последовательностью.
В феврале 2000 года комиссар ЕС по расширению Г. Ферхойген заявил, что судьба декретов Бенеша не может быть предметом переговоров о вступлении Чехии в Евросоюз. А в марте 2002-го дал понять, что декреты Бенеша, связанные с изъятием имущества, не соответствуют современному законодательству Евросоюза, и высказался за передачу постановлений в правовую комиссию Европарламента для экспертизы на соответствие их стандартам ЕС
1 октября 2002 года правовая комиссия Европарламента вынесла своё решение: декреты не противоречат основам законодательства Евросоюза. Была лишь сделана оговорка, что на их основе нельзя принимать законы в отношении лиц, которые окажутся на территории Чехии после её вступления в ЕС.
14 декабря 2002 года на встрече глав государств Евросоюза и стран-кандидатов было объявлено, что Чехию примут в ЕС в 2004 году. Были согласованы условия, на которых Чехия войдёт в организацию. 16 апреля 2003 года был подписан Договор о вступлении 10 стран в Евросоюз. Об отмене декретов Бенеша в этих документах ничего не говорилось.
В декабре 2008 года парламент Австрии принял резолюцию, где потребовал от Евросоюза сделать всё, чтобы заставить Чехию отменить декреты Бенеша. И чешская сторона ответила так, что без вмешательства руководства ЕС обойтись было невозможно.
При этом президент Клаус отказался ратифицировать Лиссабонский договор. В октябре 2009 года он остался единственным лидером страны-члена Евросоюза, кто не поставил под документом свою подпись. И без его согласия договор не мог вступить в силу.
9 октября Клаус потребовал, чтобы Чехия получила гарантии сохранения декретов Бенеша после вступления Лиссабонского договора в силу. Он сослался на то, что для Великобритании и Польши были сделаны исключения, и на
них Хартия основных прав и свобод распространялась не в полном объёме. Так, от желания Чехии подстраховаться на случай претензий соседей стало зависеть будущее всего Евросоюза.
Требование Клауса о нераспространении на его страну Хартии основных прав и свобод из-за декретов Бенеша было принято на саммите ЕС 29-30 октября 2009 года. 3 ноября Клаус скрепил Лиссабонский договор своей подписью.
1 декабря 2009 года документ вступил в силу. То, что Евросоюзу в очередной раз пришлось вмешаться в спор о декретах Бенеша в такой момент, лишний раз доказывает, конфликтный потенциал какой силы заложен в нём.
А ведь активно вмешиваться Брюсселю пока пришлось только в чешско-австрийские проблемы, связанные с декретами. Гарантий, что подобные страсти не закипят на словацко-венгерском и чешско-германском направлении, или по
поводу других послевоенных законодательных актов, нет.
Проблема документов, принятых по итогам Второй мировой войны, оказалась темой трений на рубеже XX-XXI веков. Послевоенные решения вошли в противоречие с современным правом Евросоюза. И вопрос совмещения постановлений двух эпох до сих пор не урегулирован.
Конфликтный потенциал всех участников спора настолько велик, что в силу множественности противостоящих сторон он приобрёл общеевропейский характер. И от того, как он будет разрешён, во многом зависит стабильность и прочность ЕС. Речь идёт о таких фундаментальных принципах, как незыблемость границ и сохранение максимального status quo в имущественных делах.
Вопрос может выйти и за рамки Евросоюза. Те же немцы были выселены и из Калининградской области России, не входящей в ЕС. Потенциально вопрос может оказаться на повестке дня и российско-германских отношений. Япония так же, как и Германия с Австрией и Венгрией, проигравшая во Второй мировой, уже предъявляет России территориальные претензии.