дифференциация звуков что это такое
Дифференциация звуков
Смотреть что такое «Дифференциация звуков» в других словарях:
дифференциация — и; ж. [от лат. differentia различие] Разделение, расчленение чего л. целого на составные части, элементы и т.п. Д. растений на виды. Д. звуков по способу образования. Социальная д. общества. Д. населения по уровню обеспечения. * * *… … Энциклопедический словарь
дифференциация — 1. Расподобление смежных звуков в целях различения омонимов. 2. Семантическое и стилистическое расслоение лексики … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
дифференциация — 1. 1) Расподобление смежных звуков в целях различения омонимов. 2) Семантическое и стилистическое расслоение лексики. 3) Образование различных родственных языков и диалектов на основе праязыка. 2. (лат. differentia различение). Разделение,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
дифференциация — и; ж. (от лат. differentia различие) Разделение, расчленение чего л. целого на составные части, элементы и т.п. Дифференциа/ция растений на виды. Дифференциа/ция звуков по способу образования. Социальная дифференциа/ция общества. Дифференциа/ция… … Словарь многих выражений
Теория слуха Гельмгольца — Дифференциация звуков на высоте объясняется тем, что звучащий тон приводит к соответствующим колебательным движениям по принципу резонанса лишь те волокна базальной мембраны улитки, длина и натяжение которых обусловливают соответствующую частоту… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Чувашский алфавит — (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия
Чувашская письменность — Содержание 1 Рунический алфавит 1.1 История 1.2 Письменнос … Википедия
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Гармония — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения). Гармония (др. греч. ἁρμονία связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе … Википедия
Дифференциация звуков
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования.
Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по моторным и акустическим признакам, проводится в следующей последовательности:
1. Дифференциация изолированных звуков.
Работа проводится с использованием картинок-символов.
При дифференциации звуков «з» и «ж» по моторным признакам поочерёдно уточняется, затем сравнивается артикуляция обоих звуков: положение губ, языка, качество воздушной струи.
Виды работ с картинками-символами при дифференциации звуков по моторным признакам:
1. Не называя картинку, ребёнок называет звук «з» или «ж».
2. Не называя звук, ребёнок определяет место положения языка (вверху или внизу).
3. Ребёнку предлагают вперемешку картинки, содержащие звуки «з» и «ж» («жёлуди», «зонт», «коза»); ребёнок выполняет первый или второй вид работы.
При дифференциации звуков по акустическим признакам логопед произносит звуки «з» или «ж», ребёнок показывает соответствующую картинку-символ.
2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.
Для повторения используют ряды слогов со смешиваемыми звуками. Количество слогов в ряду может быть от двух до пяти. Соотношение дифференцируемых звуков в слоговом ряду может быть разным.
Для дифференциации в произношении звуков «л» и «р» могут быть последовательно использованы следующие слоговые ряды:
1. Ла-ра (ло-ро; лу-ру; лы-ры).
2. Ал-ар (ол-ор; ул-ур; ыл_ыр).
3. Ала-ара (оло-оро и др.).
При устранении фонематических дислалий работе над дифференциацией звуков в слогах следует уделить особое внимание: упражнения по различению в произношении пар и рядов слогов с близкими артикуляционно или акустически звуками эффективный приём профилактики дисграфии.
3. Дифференциация смешиваемых звуков в словах.
При дифференциации звуков в словах по акустическим признакам логопед произносит слово или называет картинку, а ребёнок показывает символ.
При дифференциации звуков в словах по моторным признакам ребёнок раскладывает картинки в две стопки, называя их.
Для дифференциации предлагают пары, ряды слов, содержащие дифференцируемые звуки. В логопедической работе на данном этапе используются слова-паронимы, отличающиеся одним из звуков («мишка»-«миска»); позже – слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука («железо», «зажигалка»); применяют задания по обучению звуковому анализу на материале слов с дифференцируемыми звуками: на поиск слов, содержащих дифференцируемые звуки.
4. Дифференциация звуков в предложениях.
Предложения повторяются ребёнком вслед за логопедом; составляются с опорой на вопрос логопеда, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Количество слов в предложении с дифференцируемыми звуками, структура предложения и слов в нём усложняется постепенно.
Значительная роль на этапе дифференциации звуков отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Одновременно дифференцируют не более двух звуков. Если в дифференциации нуждаются все звуки определённой фонетической группы (все свистящие звуки), их объединяют попарно.
Игры для дифференциации звуков
КГУ «Специальная школа-интернат №6» УО ВКО
для учителей и воспитателей
Тема: «Игры на дифференциацию звуков»
Подготовила: Абильбекова Д. С
Место проведения: Онлайн
Организаторы: Учитель-логопеды КГУ «Спнециальная школа-интернат № 6» Абильбекова Д. С.
Слушатели: Учителя и воспитатели «Спнециальная школа-интернат № 6»
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков.
• Повышение теоретического уровня знаний педагогов по вопросу обучения дошкольников дифференциации звуков;
• формирование знаний по применению логопедических игр и упражнений по дифференциации звуков на практике;
• совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в слогах и словах.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.
Для данного этапа работы подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Детей учат соотносить звуки с определённой картинкой-символом.
Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.
Приёмы работы: педагог медленно называет звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Педагог спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков.Педагог вместе с детьми подводит итог: в чём различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.
«Поймай звук» (Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков.Например:взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С».Усложнение 1:Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА»)
Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах.Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т. д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С») и др.
Проводятся упражнения по развитию способности различения правильно и дефектно произнесенного звука.
Например: «Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.
Для дифференциации звуковв слогах используют упражнения типа: «Повтори слоги» (парами, тройками, «Запомни и повтори цепочку слогов» или «Кто самый внимательный» (педагог предлагает детям запомнить и повторить прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности. Педагог несколько раз меняет последовательность слогов); «Скажи наоборот» (Например: ба-па (па-ба); са-за (за-са) и т. п.); «Найди лишний слог»
(Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить,какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).
Затем слоговые ряды усложняются,например: Ка-га-ка-ка. Ва-ва-фа-ва
Цель работы по дифференциации звуков в словах – учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. Для этого используется большое количество словесного и наглядного материала.
2. Педагог подбирает картинки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздаёт их.
Каждый ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.
3. Детям предлагаются слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука,например: шоссе, сушки, солнышко и др.
Дети должны правильно называть картинки, не смешивая звуки.
Для различения близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Примеры используемых игр и упражнений:
“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
“Чем отличаются слова”. Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т. д.
“Лишнее слово” (второй вариант). Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,которое не похоже на остальные:
лимон, вагон, кот, бутон;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
“Мое слово”. Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить,какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: совок, вагон, гном;слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток;слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
“Поэт”. Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке,и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я. (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали. (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
“Расставь по местам”. Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам —все расставить по местам:
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
— Я опять задачу дам —все расставить по местам:
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток. и т. д.
“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”,и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке, Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).
Все задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками, опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Для дифференциации звуков во фразовой речи подбираются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками.Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом (сюжетные картинки); по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Педагог может дать указание придумать такое предложение, чтобы в нём было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например Л и Р (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывёт по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы и т. п.); С и Ш (Солнышко –вёдрышко выгляни в окошко! На ромашках спят шмели, лягушата спать легли.)
В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи: правильно подобранные рассказы, песенки, потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т. п. Но особенно рекомендуются чисто- и скороговорки. (В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. На горе-горушке стоит избушка. В этой избушке живут старик со старушкой. (Ш-С); Змее на ужин жук очень нужен. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзиною ползёт. (Ж-З); Шла тучка над речкой, шла за овечкой. Лавочка у крылечка, шуба на печке (Ч-Ш) и т. п.)
Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] «Дифференциация звуков с-ш» Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.
Дидактические игры на автоматизацию поставленных звуков Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, разработанные для автоматизации поставленных.
Дидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.
Игры для детей для закрепления звуков Игры для детей (на закрепление звуков) Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с играми, в которые мы с ребятами.
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.
Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.
Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Настольная игра «Кто быстрее соберет вещи в чемодан?» по дифференциации звуков [с] — [ш] для старшего дошкольного возраста Доброе время суток дорогие коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию настольную игру» Кто быстрее соберёт вещи в чемодан».
Сборник дидактических игр для дифференциации звуков у детей дошкольного возраста
Рудный кімдегіні «№ 10 балаба ша» КМ К
КГКП «Ясли-сад № 10» акимата г. Рудного
Сборник дидактических игр для дифференциации звуков у детей дошкольного возраста.
Сборник дидактических игр для дифференциации звуков у детей дошкольного возраста.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.
Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Выделение звука на фоне слога.
Формирование умения определять наличие звука в слове.
Выделение слова с данным звуком из предложения.
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что период автоматизации и дифференциации поставленных звуков у них достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений.
Размышляя над тем, как сделать индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала искать игры в специальной литературе, сети интернет и придумывать игры сама. Весь собранный материал я систематизировала по этапам работы.
Цель всех игр данного сборника: закреплять правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап логопедической работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л].
Материал: предметные картинки, слова с дифференцируемыми звуками.
Материал: слова, предметные картинки на дифференцируемые звуки.
Ход игры: выбирается водящий, он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову или выбирают картинку, в названии которой есть звук [З] или [Ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [З],то он говорит: «Звенит», если [Ж],то говорит: «Жужжит».
«Разбежались и собрались»
Материал: символы смешиваемых звуков, расположенные в разных частях комнаты, предметные картинки на дифференцируемые звуки.
Ход игры: логопед называет слова с дифференцируемыми звуками (или показывает соответствующие предметные картинки). Дети бегут к тому символу звука, который содержится в слове (названии картинки).
«Кто быстрее соберет вещи?»
Ход игры: играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук [С], другой – [Ш]. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их выпало. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан.
«Звуковая дорожка»
Материал: большая карта с нарисованными на ней цепочкой предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: участники устанавливают фишки на старте. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя нарисованные картинки и определяя, какой звук в слове и закрывая картинку нужной карточкой. Например, со звуком [Ж] – жуком, со звуком [Ш] – змейкой (возможно использование букв-символов звуков). Игра заканчивается, когда все картинки оказываются закрытыми. Вариант игры. Идти можно только по дорожке с предметными картинками на определенный звук.
ИГРЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ КАРТИНОК
Ход игры: дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют наличие того или иного звука и кладут картинку в соответствующее ведерко.
Материал: два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: разместить пассажиров по вагонам.
Материал: большая карта, разделенная на 3 полоски (полки в магазине). Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды, деньги – символы звуков.
Ход игры: каждому ребенку дают по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой. На свои деньги можно купить те предметы, в названии которых есть этот звук. Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.
Второй вариант. Деньги-буквы лежат на столе изображениями вниз, каждый играющий берет себе одну и покупает соответствующий товар.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – на дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше) – карман для букв (символов звуков).
Ход игры: построить домик для героев, например, для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Л], и для робота Ромы – со звуком [Р].
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и буквы (символы звуков) на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочки, выбирая лепестки с картинками на заданные звуки.
«Украсим комнату флажками»
Материал: две натянутые веревочки, предметные картинки (с дифференцируемыми звуками, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданные звуки – на одну веревочку со звуком [С], на другую – со звуком [З].
Материал: силуэты двух ёлочек (с кармашками для символов звуков, на которых с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «ёлочные шары», на которые приклеены предметные картинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочки шарами, на которых нарисованы картинки с дифференцируемыми звуками, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и символы дифференцируемых звуков на желтых кругах (2 солнца).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [З], а в корзину собачки – яблочки с картинками со звуком [С]. Подобно этой проводятся игры «Собери морковь», «Собери груши» и т. д.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить две пирамидки из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком, например, одна пирамидка – со звуком [Ц], другая – [Ч]. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения.Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклами Женей и Зиной, рассказывая, что они очень капризные – любят пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с их любимыми звуками [Ж] и [З]. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
Материал: два нарисованных аквариума с кармашками (для символов звуков, разноцветные аквариумные рыбки из бумаги с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: необходимо разместить рыбок по аквариумам.
Материал: две нарисованных бензоколонки с кармашками для символов звуков, автомобили с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: автомобили «везут» картинки с разными звуками, заправить автомобиль можно только на определенной заправке – с тем звуком, который есть в названии картинки на машинке.
Материал: две стиральных машинки с кармашками для символов звуков, предметные картинки с изображением одежды на дифференцируемые звуки.
Ход игры: необходимо постирать вещи, положив их в определенную стиральную машину. Если на машинке символ звука [Ш], значит, в названии одежды тоже должен быть этот звук.
Материал: два почтовых ящика с прикрепленными к ним символами звуков, письма с предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: ребенок выбирает «письмо» и опускает его в нужный почтовый ящик.
Материал: изображения двух девочек, воздушные шары с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: Лене и Рае подарили воздушные шары. На воздушных шарах Лены – картинки со звуком [Л]. На воздушных шарах Раи картинки со звуком [Р]. Узнай, где чьи шары. Ребенок называет картинку, определяет звук в названии предмета и раскладывает картинки девочкам.
Материал: лепестки цветов по 6 штук разного цвета, с обратной стороны наклеены предметные картинки на дифференцируемые звуки, желтые «серединки» цветов с написанными на них буквами (символами звуков).
Ход игры: ребенок раскладывает цветочные лепестки вокруг «серединок», выбирая картинки с нужным звуком.
«Доктор Звуков»
Материал: фигура доктора Звукова, бутылочки из картона с наклеенными на них предметными картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки, фигуры «заболевших» зверят.
Ход игры: зверята заболели, доктор Звуков прописывает им лекарство. Змейке – со звуком [З], жуку – со звуком [Ж] и т. д.
«Забей мяч в ворота»
Материал: футбольное поле с нарисованными двумя воротами (на них кармашки для дифференцируемых звуков, вырезанные футбольные мячи с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: играют двое детей. Им предлагается «забить голы»— поместить мяч в нужные ворота: одному ребенку нужно выбрать картинки со звуком [Р], другому – со звуком [Л]. За каждый правильно положенный мяч начисляется один балл. Выигрывает тот, кто забьет больше голов.
ИГРЫ С ВЫБОРОМ КАРТИНКИ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ
Материал: циферблат часов с нарисованными по краю парами предметными картинками на смешиваемые звуки (каска и кашка, шуба и сыр, штаны и стакан и т. п., синие фигуры, с помощью кнопок прикрепленные по краю круга так, чтобы они закрывали половину круга, т. е. одну картинку (каска, сыр, стакан и пр.).
Ход игры: будильник поломался. Чтобы отремонтировать его, нужно картинки со звуком [С] спрятать. В этом случае останутся картинки со звуком [Ш]. Когда ребенок сделает все правильно, логопед звенит колокольчиком (или подает другой звуковой сигнал).
Второй вариант. Педагог закрывает картинки сам, допуская ошибку. Задача ребенка найти ошибку, т. е. починить будильник.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки (с оппозиционными звуками, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: дети по очереди собирают бусы, один выбирает картинки со звуком [Ш], другой – со звуком [Ж].
ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ
Материал: вырезанный из картона круг, по краю которого помещают картинки с дифференцируемыми звуками, цветные прищепки.
Ход игры: необходимо «украсить» круг, прицепить прищепку определенного цвета на картинку. Например, на картинку со звуком [З] прикрепляется прищепка зеленого цвета, со звуком [С] – синего и т. п.
Материал: вырезанные из картона два круга прикрепляются рядом к основе таким образом, чтобы они могли вращаться. По краю одного круга помещают картинки с дифференцируемыми звуками, другого – символы этих звуков.
Ход игры: ребенок вращает круги таким образом, чтобы составить пары – картинка и символ звука, который есть в названии этой картинки.
Второй вариант. На обоих кругах – предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Один из детей вращает первый круг, другой – вращает второй круг таким образом, чтобы напротив картинки с первого круга оказалась картинка с таким же звуком.
«Звуковые часы»
Материал: картонный круг разделен на две половины, по одному краю наклеены предметные картинки с дифференцируемыми звуками [С, З, Ц, Ш, Ж], а по-другому – символы этих звуков (буквы или картинки: [С]– чайник с паром, [З] – комарик, [Ц] – белочка, [Ш] – змейка, [Ж] – жук). В середине круга – две вращающиеся стрелки.
Ход игры: ребенок вращает стрелку. Если она останавливается напротив символа звука, ребенок соединяет ее с картинкой, в названии которой есть этот звук. Если стрелка останавливается напротив картинки, ребенок соединяет ее с соответствующим символом.
Материал: кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква, предметные картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: дети по очереди кидают кубик. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок. Если ребенок правильно выполнил задание, то забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
«Звуковой домик»
Материал: нарисованные на картоне домики с кармашками-окошками для символа звука (на крыше) и для предметных картинок (на стене, предметные картинки «гостей» с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: домик зовет к себе гостей. Необходимо поместить картинки в кармашки в зависимости от звука, который есть в названии «гостя».
«Звуковое лото»
Материал: большие карты с нарисованными на них предметными картинками на оппозиционные звуки (по 4 картинки со звуками [С], [З], [Ш], [Ж], фишки, символы этих звуков, волшебный мешочек.
Ход игры: детям раздают карты, логопед (ведущий) достает из волшебного мешочка символ звука, дети закрывают на своей карте картинку, в названии которой есть данный звук.
Материал: листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши.
Ход игры: ребенку предлагается картинки с одним звуком зачеркивать, с другим – обводить в кружок.
Материал: листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши.
Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
1. Ермолаева Н. К. Обучение чтению в добуквенный период // Логопед, 2004, №3. – С. 69 – 84.
2. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. —Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
3. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы / В. А. Ковшиков. – М. : Спб., 1995.
4. Лалаева Р. И.Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. –СПб: СОЮЗ, 1998.
5. Чтение и письмо по системе Д. Б.Эльконина: Книга для учителей. — М. : Просвещение, 1993.
6. Швайко Г. С. ’Игры и игровые упражнения для развития речи
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] «Дифференциация звуков с-ш» Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.
Дидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.
Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.
Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Лэпбук «Зима». Сборник зимних настольных игр для детей дошкольного возраста Постаралась в одной папке собрать как можно больше дидактических игр на тему «Зима». Ведь это самое долгожданное и самое продолжительное.
Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения Методический сборник дидактических игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. В федеральном государственном.