диспут и дискуссия чем отличаются
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Наука и жизнь
Спор, дискуссия, диспут и полемика
кандидат филологических наук Дарья Зарубина
Эти синонимичные понятия часто сбивают нас с толку. В чём же разница? Из всего перечисленного спор — самое простое и распространённое явление: это столкновение мнений, словесная борьба, в которой каждая из сторон активно отстаивает свою правоту.
Спор чаще всего возникает спонтанно — спорщики к словесному поединку заранее подготовиться не могут, поэтому им помогают красноречие и эрудиция. Порой спор изначально затевается не для того, чтобы убедить собеседника и что-то доказать, а как тренировка ораторских способностей и остроумия.
Случается, проигравший в споре никак не может смириться с поражением и продолжает диалог в голове, придумывая новые блестящие аргументы, язвительные ответы и повороты беседы, проигрывая в воображении другие варианты развития ситуации. Такие «диалоги с ушедшим собеседником» даже имеют своё название — жуска.
На более высоком, научном уровне спор переходит в полемику — аргументированное отстаивание идей и опровержение доводов оппонента. Участники полемики тщательно готовятся к поединку умов.
Дискуссия отличается тем, что ни один из оппонентов не ставит целью «победить» другого; каждый из говорящих представляет свою точку зрения с целью найти решение проблемы, которое устраивает всех участников. Именно в таких спорах «рождается истина».
Диспут первоначально представлял собой публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня это слово толкуется как публичный спор на научную и общественно важную тему.
Текущий рейтинг:
В чем различие между дебатами, дискуссией, спором, полемикой, диспутом, прениями и перепалкой?
Спор и прение есть синонимами хотя вкусовые акценты немного разные.
Так как прение слово устаревшее пришедшее из славянского языка и используется в таком например контексте как «судебное прение».
Вообще прением переводилось греческое слово άντιλογία которое означало «(возражение, рассуждение, спор).
Вообще в этом греческом слове заложена суть того что есть спор вообще.
анти- противопоставление. Логос- и слово и мысль и понятие.
Поэтому спор есть столкновение(противостояние) мнений или позиций.
Все остальное есть частными случаями спора отличающимися по форме и по желанному результату этого столкновения.
Сначала самое простое. Перепалка. Слово перепалка по отношению к спору используется в переносном значении. Перепалка=Перестрелка. Поэтому перепалка есть спор обладающий акцидентами перестрелки.
Такими как агрессивность,кратковременность, отсутствие всяких правил.
Перепалка вообще ближе к ссоре чем к спору. (Есть некорректным видом спора)
Дискуссия vs Полемика.
Дебаты есть спор с использованием корректных аргументов на публику.
Дискуссия предполагает важность оппонента.
Полемика предполагает противника как средство утверждения себя.
Для дебатов же противоположная сторона важна постольку поскольку она то-же влияет на «зал». И главным есть борьба за это влияние.
(Но вообще ближе всего к полемике)
Диспут есть дебатами в академической среде.
Это есть способ ведения спора в средневековых университетах.
Отличием от дебатов чаще всего есть:
1) Арбитр(публика) которая должна рассудить кто победил есть более образована чем сами диспутанты. + Публика эта может быть всего 1 человеком. Что для дебатов не характерно.
2)Большее количество цитат и ссылок на авторитеты.
3) Определенный человек группа выдвигал тезис который оппоненты должны были опровергнуть. Бремя доказательства обязательно лежит на том кто выдвигал тезис.
4) Чаще всего защищающий тезис есть один а опровергающих его может быть несколько.
Вообще тут постоянно говорилось про корректность и не корректность.
Это тема сложная. Так как что корректно в полемике не корректно в дискуссии.
Тут разбираться это не будет. Отсылаю вас к книжке Поварнина «Искусство спора».
Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия
Если люди не соглашаются друг с другом и вступают в дебаты, то такое понятие именуют спором. При этом принято выделять различные обстоятельства, при которых люди дискутируют. Важно является ли обсуждение публичным и к чему стремятся стороны. Прийти к единому мнению или выйти в общении победителем. Стиль ведения беседы и конечный результат определяют понятия. В разговоре любое разногласие объединяют под словом спор. В литературе каждое из понятий: спор, дискуссия и полемика имеют свое значение. Разделим понятия и разберемся в отличиях.
Что такое спор?
У понятия спор множество синонимов – это разногласие, противоречие, ссора. С этим явлением сталкивался каждый из нас. Спорят по мелочам, важным вопросам. Столкновение происходит в результате отличных мнений. Во время беседы присутствуют двое или более человек. Подобное обсуждение называют диспутом, полемикой или дискуссией. Но, это не верно.
Что же такое спор? Это противопоставление сторон, возникающее спонтанно, без предварительной договоренности об обсуждении конкретного вопроса. К спору не подготавливаются заранее, не собирают материалы и доказательную базу. Достаточно не согласится с мнением одного из дискутирующих, чтобы завязалось обсуждение. В споре человек опирается на опыт, полученные знания. Редко предоставляет конкретные данные: цифры, исследования, примеры.
Спор проявляется в двух формах. Первый вариант – это устные ссоры. Такие разногласия ограничены по времени. Заканчиваются при нежелании второй стороны дискутировать или при окончании встречи. Вторая форма – письменная. Такие споры длятся бесконечно. Выражаются в составлении писем, заявлений, петиций, протестов, которые отравляются на адрес оппонента. Вторая сторона не может прервать поток письменных сообщений.
Люди, вступающие в спор, действуют по разным причинам. Кому-то важно доказать истину убеждений, кто-то просто заполняет свободное время. Лидеры стремятся одержать победу. Почему человек вступает в спор и поведенческую линию людей изучают такие науки: конфликтология и психология. При этом нельзя относить спор к негативному явлению. Достаточно вспомнить мудрость, что «в споре рождается истина».
Дискуссия, что это?
Вспомните встречу на работе, где собираются начальники отделов и пытаются прийти к решению вопросу. При этом каждый из них приходит с отличным мнением. По итогам этого собрания находится приемлемый вариант, который решает проблему. Но, это не означает, что участники встречи поменяли мнение. Если вам знакома эта ситуация, значит вы принимали участие в дискуссии.
Что же означает дискуссия на научном языке? Это публичное собрание людей, где обсуждается конкретная тема. Участники обсуждения имеют отличные мнения, высказываются, противопоставляют друг другу. Но, при этом стремятся прийти к единому мнению, найти выход из ситуации. Дискуссия не предполагает победителей или проигравших. Чтобы склонить оппонента на свою сторону участники беседы используют факты, подготавливают отчеты, предоставляют расчеты и другие убедительные доказательства.
Дискуссия считается одним из эффективных методов убеждения. За короткий промежуток времени выслушивается несколько идей. Чтобы убедить собеседников, достаточно правильно подготовиться, собрать факты и доказательства.
Что означает понятие полемика?
По значению полемика недалеко ушла от спора. Во время обсуждения проблемы люди оказываются по разные стороны баррикады. Против одного мнения выставляется абсолютно противоположное. Начинается беседа, именуемая полемикой. Что означает это понятие?
Это обсуждение спорного вопроса, которое в отличие от дискуссии не ведет к примирению сторон. Задача каждого из дискутирующих – это одержание победы. Здесь нет общего мнения, только одно правильное, в котором победитель убедил других участников беседы. Остроумный, решительный и хваткий полемист выигрывает в таком сражении. Слабовольный и застенчивый человек не в состоянии противится такому напору.
Под полемикой понимают отдельную науку, которая учит влиять на людей, убеждать, склонять на нужную сторону. При этом слов не достаточно. Человек, желающий выиграть спор, представляет неоспоримые факты и мощные доказательства. Полемистов обучают тактикам, стратегиям, психологическому влиянию на собеседника.
Какие бывают виды спора?
Если оттолкнуться от научных понятий, то становится понятно, что спор – это не просто противопоставление двух мнений. Это тонкая, умелая борьба, которой обучаются. Полемисты умеют отличать истинную дискуссию, находят лазейки, выходят победителем в любой ситуации.
Какие бывают виды спора?
Дискуссия с целью найти истину. Возникает в результате обсуждения темы людьми, хорошо разбирающимися в ситуации. Для правильного решения вопроса искусственно сталкиваются отличные мнения. К такому спору стороны тщательно подготавливаются, приносят доказательства, обосновывают точку зрения. Обязательное условие участия в такой дискуссии – это профессиональное знание темы и желание прийти к истине. Цель спора – это поиск единственного правильного решения. Одна из сторон убеждает другую путем предоставления неоспоримых фактов и доказательств. Конфликтующий соглашается не под давлением или ораторскими умениями собеседника, а под научными подтверждениями.
Полемика с целью убедить противника. Здесь сторона действует по разным причинам. Первый вариант – это четкое убеждение в правоте. Второй – это необходимость склонить собеседника на нужную сторону. При этом полемист не разделяет эту точку зрения, а действует по приказу начальства либо в силу других обстоятельств.
Спор с целью выйти победителем. Мотивы организатора дискуссии разнообразные. Неуверенные личности подавляют другого человека желая самоутвердиться. Либо спорят по заданию начальства, долгу службы. Еще один вариант добиться победы путем спора – это работа на публику. Стоит задача организовать громкую и фееричную победу. При этом методы достижения желаемого не учитываются. Победа в споре достигается любыми путями.
Дискуссия ради спора. Такой человек вступает в любые обсуждения, поддаваясь спортивному интересу. Задача дискутирующего поучаствовать в полемике. При этом человек может не разбираться в теме, быть далеким от проблематики обсуждения. Не важно, кто выступает с обратной стороны, и какими качествами обладает. Для такого человека спор – это вид спорта, где важно не только участие, но и победа, возможность блеснуть знаниями и красноречием. Посмотрите на свое окружение, такая личность есть в каждой компании. При первом столкновении человек производит впечатление эрудированного и знающего человека. После нескольких дискуссий понимаешь, что за громкими фразами скрывается незнание темы и пустота. Старайтесь не вступать в подобные дискуссии, решение вопроса в таком обсуждении вы не найдете. К описанной схеме прибегают в подростковом возрасте. В этот период ребенок стремится вырваться из-под опеки взрослых и отстоять мнение.
Приведенные виды условные и редко встречаются в чистом виде. При этом изначально начавшийся спор может повернуться в любую сторону. Во время дискуссии поднимаются бытовые, личные, семейные вопросы, социальные темы. В последнем случае отстаиваются интересы групп лиц. К таким дискуссиям готовятся заранее, привлекают к обсуждению знающих людей и умеющих вести переговоры. Спор забирает время и отнимает силы. Вступайте только в те дискуссии, которые имеют социальное значение. Не растрачивайте энергию по пустякам.
В классическом варианте разногласие возникает между двумя сторонами. Данная дискуссия выливается в диалог. Если при обсуждении присутствует более двух человек, имеющих разную точку зрения, то спор называется полилог. При этом не важно, ведется дискуссия за закрытыми дверьми или участники полемики выступают публично. К сбору общественности прибегают, когда стоит цель повлиять на мнение спорящих людей.
Психология выделяет еще один вид дискуссии. Это спор с самим собой. Такой человек вступает в конфликт с собой, ведет внутренний монолог. Данное состояние не считается отклонением. Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда приходится принимать важные решения. На результат влияет множество факторов: личные убеждения, влияние со стороны. В итоге человек убеждает сам себя, спорит, находит доводы, ведет монолог.
Значение понятий в современном мире
Полемика и дискуссия имеют важное значение в деловом мире. Трудовая деятельность предполагает контакт с другими людьми, умение выделять важные вопросы, проводить опросы, собирать доказательства и приводить других к правильному решению. Полемистом называют человека, обладающего такими качествами:
эрудированностью;
высокими знаниями в выбранной теме для спора;
нестандартным мышлением;
навыками общения и убеждения.
Такой человек умеет организовывать встречи, собирать нужных людей и готовить доказательную базу. Чтобы организовать полемику по конкретному вопросу, выполняются следующие действия:
Выбирается тематика для обсуждения. Учитывается отправная (правильная) точка зрения. Прорабатываются возражения по этой теме. Участники полемики должны понимать, какая проблематика обсуждается.
Подготовка к вопросам и ответам. Чтобы беседа проходила живо и привела к результату, проговариваются проблемные вопросы. Для этого организатор вытягивает присутствующих к обсуждению, подбрасывая «горячие» темы. По выполнению двух пунктов у полемиста на руках должен быть четкий сценарий беседы.
Полное владение темой. При необходимости организатор обращается к специалистам в выбранной тематике. При изучении вопроса узнает о противоположных теориях, точках зрения. Обрастает знаниями, повышает эрудированность и приходит к четкому мнению.
Владение ситуацией. Организатор обладает умением слушать и слышать, направляет беседу в нужное русло. Полемист проводит обсуждение в объективном русле, держит главную линию, отметает второстепенные вопросы.
При проведении дискуссии цель организатора заключается в погашении конфликтов. В результате участники не должны испытывать эмоциональное напряжение. Итог – это желание дискутирующих встретится для дальнейшего сотрудничества и обсуждения вопросов.
Спор, дискуссия, полемика: разделяем понятия
В чем же основные отличия между тремя значениями? Прежде чем подводить итог, отметим, что существуют сходные понятия:
Диспут. По теории понятие схоже с дискуссией. Основное отличие – это обсуждение научного или общественного вопроса. Ранее понятие означало только отстаивание научной работы. Обсуждение проходило публично.
Дебаты. Слово знакомо по политическим передачам, заимствовано из французского языка. Участники разных партий обмениваются докладами, после чего вступают в дебаты.
Прения. Это последствия выступления человека с публичным сообщением, заявлением. При несогласии с мнением оратора возникают вопросы, обсуждения. Распространенное явление при проведении конференций или собраний.
Описанные понятия уже выходят из трех основных: спор, дискуссия и полемика. По сути – это схожие значения, поскольку причина возникновения их единая. При наличии разных мнений появляются спорные ситуации. Чтобы прийти к общему знаменателю используют дискуссию. Грамотное отстаивание своей правоты – это полемика. Спонтанно возникшее обсуждение называют спором.
ДИСКУССИИ и ДИСПУТЫ
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
1
29.12.2020
ДИСКУССИИ и ДИСПУТЫ
МИШИНА И.А.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
4
29.12.2020
«ФОРМУЛА» ДИСКУССИИ:
Соединение групповой работы с решением проблемной ситуации
(«малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему (вопрос) как часть общей глобальной проблемы, которую предстоит решить коллективу).
Описание слайда:
ЭТАПЫ ДИСКУССИИ
ПЕРВЫЙ ЭТАП: вводный
Формулируется проблема (тема)
Выдвигаются гипотезы
Намечаются узловые моменты изучения
Проговариваются возможные точки зрения
Определяется регламент проведения дискуссии, правила и условия
Проводится инструктаж участников, распределяются роли
Раздается необходимый дидактический материал
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию
Описание слайда:
6
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСКУССИИ
ВТОРОЙ ЭТАП: обсуждение проблемы в группах
Структура группы:
Ведущий (организатор, модератор, аниматор, фасилитатор)
Внутренний оппонент («да, но…»)
Функционер
Аналитик
Протоколист
Описание слайда:
7
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСКУССИИ
ТРЕТИЙ ЭТАП: конструктивный диалог
Типы дискутантов
«Спорщик»
«Позитивист»
«Нигилист»
«Всезнайка»
«Словоохотливый»
«Застенчивый»
«Неприступный»
«Незаинтересованный»
«Важная птица»
«Почемучка»
Описание слайда:
8
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСКУССИИ
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: итоги обсуждения
резюме по теме из сказанного
обзор полученных фактов и мнений
суммирование обсуждаемых проблем,
обсуждение пути применения результатов и перспективы изучения темы
анализ самого хода обсуждения экспертами
Описание слайда:
9
29.12.2020
ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ДИСКУССИИ
Прежде чем выступать, определите четко свою позицию, проверьте, правильно ли вы понимаете суть проблемы.
Внимательно выслушивайте оппонента, затем уже излагайте свою точку зрения.
Помните, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты, четкая аргументация и безупречная логика.
Не искажайте мыслей и слов своих оппонентов.
Говорите ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке».
Имейте мужество признать правоту оппонента, если вы оказались не правы.
Не допускайте уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
Заканчивая свое выступление, подведите итоги и сформулируй выводы.
Описание слайда:
Описание слайда:
11
29.12.2020
ТЕМА ДИСКУССИИ:
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА РОССИЮ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В центре внимания дискуссии: реальные и альтернативные возможности развёртывания событий при усилении влияния той или иной религиозно-культурной традиции в прошлом и настоящем.
Религиозно-культурные традиции: восточно-христианская (православная, старообрядческая), западно-христианская, исламская, буддистская, иудейская
Описание слайда:
12
29.12.2020
ПЛАН АНАЛИЗА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
1. Сформулируйте направление развития страны через усиление влияния той или иной религиозно-культурной традиции.
2. Выявите историческую обусловленность и обстоятельства усиления влияния избранной религиозно-культурной традиции в прошлом и настоящем.
3. Оцените достоинства и возможные риски усиления влияния той или иной религиозно-культурной традиции.
4. Оцените последствия и значение роста влияния той или иной религиозно-культурной традиции на внутреннюю жизнь, на внешнеполитические отношения, на поведенческие модели населения, общественные ценности и приоритеты.
Описание слайда:
13
29.12.2020
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ХОДА ДИСКУССИИ
Правильно ли была сформулирована цель дискуссии и проблема?
Удалось ли добиться полной активности и вовлеченности участников в дискуссию?
Выполнили группы или отдельные участники намеченные перед ними задачи?
Удалось ли избежать монополизации обсуждения?
Насколько удерживал внимание коллектива сам ход дискуссии?
Отклонялась ли дискуссия от темы?
Правильно ли было распределено время дискуссии?
Назовите наиболее эффективные приемы ведения обсуждения.
В чем проявились негативные стороны дискуссии?
Выделите факторы, снижающие результативность дискуссии.
Описание слайда:
14
29.12.2020
ЧТО ТАКОЕ ДИСПУТ?
ДИСПУТ (от лат. disputo спорю, рассуждаю) – обсуждение острой, общественно значимой проблемы с целью утверждения собственной точки зрения и победы над другой стороной. Диспут:
ориентирует на обсуждение жизненно важных, значимых проблем, но не требует определенных и окончательных решений;
является способом предотвращения «истощения» мотивации учения и ее укрепления
ориентирует на приобретение знаний и формирование коммуникативных и диалоговых умений и навыков в ходе столкновения мнений, точек зрения;
дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей;
учит обнаруживать сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения;
учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины;
Описание слайда:
15
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСПУТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП: вводный
Деление на 2-3 группы, априори отстаивающие определённые позиции
Каждая группа определяет роли участников, исходя из их «функционала»
Формулируется проблема (тема)
Намечаются узловые моменты спора
Проговариваются возможные точки зрения
Определяется регламент, правила и условия проведения диспута
Раздается необходимый дидактический материал
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию
Описание слайда:
16
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСПУТА
ВТОРОЙ ЭТАП: обсуждение в группах
Участники диспута
Лидер (даёт возможность высказать свою точку зрения каждому участнику, следит за соблюдением этических норм, не допускает отклонений от поставленной задачи)
Генератор идей (продуцирует собственные и корректирует выдвигаемые идеи, безусловно и энергично поддерживает исходный тезис)
Функционер (участник диспута, обрабатывающий материал)
Оппозиционер (действующий по принципу: «да, но…, в целом поддерживает позицию, но понимает её внутреннюю противоречивость и уязвимость, предупреждает контрдоводы противника)
Исследователь-аналитик (выверяет логическую безукоризненность и точность формулировок, привносит в обсуждение элементы рефлексии)
Группа изучает дидактические материалы и готовит 2-3 каверзных вопроса противнику
Описание слайда:
17
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСПУТА
ТРЕТИЙ ЭТАП: познавательный спор
1 группа:
Выдвижение оспариваемого утверждения
Аргументация, усиливающая позиции утверждающих
Итоговая формулировка
2 группа
Контр-утверждение
Контраргументы и доводы
Контр-формулировка утверждения
Каверзные вопросы как средство «подогрева» спора
Описание слайда:
18
29.12.2020
ЭТАПЫ ДИСПУТА
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП: подведение итогов
Удалось ли сблизить позиции?
Удалось ли прийти к некоторым общим выводам?
Обнаружились ли явно ошибочные, с точки зрения участников, утверждения?
Проявлялись ли домыслы, искаженные догадки, неправильные толкования терминов?
Имелись ли факты грубого вмешательства в спор, безапелляционного навязывания своей точки зрения?
Есть ли смысл вернуться со временем к данному предмету спора?
Описание слайда:
19
29.12.2020
ТЕМА ДИСПУТА:
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ:
СВЕТСКИЙ ИЛИ РЕЛИГИОЗНЫЙ ВАРИАНТ?
Описание слайда:
20
29.12.2020
ПРЕДМЕТ СПОРА:
Кризисное состояние современной семьи: истоки и сущность
Как проявляется кризисное состояние семьи у представителей различных религиозно-культурных традиций и в семьях на светской основе?
Возможно ли возрождение семьи на основе светских ценностей и идеалов?
Воспримет ли современная семья религиозные семейные ценности, ценность брака, материнства и отцовства (факторы риска)?
Описание слайда:
21
29.12.2020
Спасибо за внимание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.