дитя цветов что это
Куда пропали «дети цветов», или Почему угасла мега-популярная в 1970-х культура хиппи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такие хиппи
Впервые слово «хиппи» прозвучало в передаче одного из нью-йоркских телеканалов. Этим словом журналисты назвали группу молодых длинноволосых людей, одетых в майки и джинсы. Они протестовали против вьетнамской войны. В то время было очень популярно сленговое выражение «to be hip». Оно буквально значило нечто вроде «быть в курсе». Сторонников контркультуры из Гринвич-Виллиджа называли «hips». В данном случае слово hippie использовали в уничижительном смысле. Телевизионщики таким образом намекали на «необоснованные» претензии плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.
Основным принципом новоиспечённой субкультуры стало отрицание насилия в любом виде. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией, эзотерикой, восточной мистикой и религиями. Они в основном увлекались дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом. Многие хиппи становились убеждёнными вегетарианцами. Последователи движения любили вплетать в волосы цветы, раздавать их всем встречным прохожим, а также вставлять их в оружейные дула полицейских и солдат. Они использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»). За это их стали называть «детьми цветов».
Тропа хиппи
Тропа хиппи стала идеальным решением для тех, кто хотел сбежать от идеалов, навязываемых западным миром. Она пересекала Европу и Южную Азию, проходя через Стамбул и Тегеран, доходя до Дели и Катманду. Это были чудесные каникулы для тех, кто окончил школу, был безработным и хотел найти себя.
Существовало два маршрута, по которым можно было путешествовать. Самый популярный простирался на север и проходил через Тегеран, Герат, Кандагар и Кабул, идя на Индию и Юго-Восточную Азию. Вторичный маршрут отклонялся от основного в Стамбуле, проходя через Турцию, Сирию и Иран. Оказавшись в Индии, можно было переехать в Шри-Ланку, Таиланд и даже Австралию.
Дорога хиппи была самым дешёвым способом путешествовать. Многие начинали своё путешествие в таких городах, как Лондон и Париж, с рюкзаком и несколькими долларами в кармане. Оттуда они могли продолжить свой путь любым рентабельным способом: автостопом, пешком, в специализированных фургонах, на автобусе или на поезде. Большинство никогда не знали своего конечного пункта назначения, путешествуя наобум. Хиппи часто селились в дешёвых отелях и хостелах.
Увлечение контркультуры восточными религиями и философией способствовало росту популярности тропы хиппи. Это способствовало развитию экономики и инфраструктуры по всему маршруту. Местные жители начали открывать недорогие отели, организовывать автобусные парки. Всё, чем могли воспользоваться хиппи, путешествующие по региону. Даже религиозные лидеры решили стать специалистами по трансцендентному пробуждению иностранцев.
Из-за своего стремления к самореализации многие из этих молодых людей активно вступали в отношения с местными жителями. Им нравилось общаться и знакомиться с разными культурами на своих условиях, без гида и расписания.
Закат тропы хиппи
По различным экспертным оценкам, в период с 1961 по 1979 год по тропе хиппи прошли сотни тысяч человек. Когда-то она была шумным и популярным местом для путешествий, но в 1970-х годах популярность её резко пошла на спад. Причина этого кроется в нескольких не зависящих друг от друга факторах.
Основная из них заключалась в упадке движения хиппи на его родине. Экономика США в то время вошла в затяжное пике. Она начала замедляться. Это вынудило многих вернуться к обычному образу жизни. Люди вышли на работу, где им приходилось поддерживать определённый имидж, который в корне противоречил их прежнему.
Тем временем, к хиппи стали негативно относиться и те, кто жил в городах вдоль тропы. Многие осуждали их за неопрятность, неразборчивость в связях, любовь к различным дурманящим растениям, обильно произрастающим в этом регионе.
Беспорядки на Ближнем Востоке
Иная причина упадка движения связана с беспорядками, охватившими Ближний Восток. В регионе вспыхивали многочисленные военные конфликты. Тропа хиппи стала небезопасной для путешественников. Особенно очевидно это стало с началом гражданской войны в Ливане в 1975 году. Она усугубила все существующие проблемы туристов. Большая часть маршрута стала фактически недоступной. Некогда гостеприимные страны перестали быть таковыми. С риском для жизни в путь решали отправиться лишь немногие.
Цены на бензин
Неожиданным фактором, добившим движение «детей цветов» стал мировой нефтяной кризис. Иностранная нефть, которую потребляли и Европа, и Америка стремительно росла в цене. Этому способствовали конфликты, которые продолжались на Ближнем Востоке. Последним гвоздём в гроб стал кризис конца 1970-х. Он положил конец экономической экспансии многих стран после Второй мировой войны.
Решения Организации стран-экспортёров нефти и Организации арабских стран-экспортёров нефти привели к нехватке топлива и стремительному росту цен на протяжении всего десятилетия. Несмотря на то, что в США строго соблюдались правила, в Европе они носили более спорадический характер. Большинство стран предпочитали решать эту ситуацию по-своему. Таким решением стали ограничения на владение автомобилем и вождение. Чтобы снизить потребление топлива были снижены ограничения скорости во многих странах. Несмотря на все эти усилия, цены на бензин неуклонно ползли вверх.
В результате сочетания всех этих факторов желание путешествовать по миру у многих отпало. «Тропа хиппи» была окончательно заброшена. Само движение угасло. Однако до сих пор в мире есть отдельные его представители и даже общины. Кроме этого, хиппи оказали огромное влияние на человеческую культуру в целом. Их идеи прочно проросли в обществе. Не говоря уже о стиле одежды, аксессуарах и украшениях.
Не даром одно из великих христианских пробуждений связано как раз с хиппи. Оно известно как Jesus People Movement. Тысячи подростков и молодых людей стали приходить к Богу, оставляя позади свою греховную и беспорядочную жизнь. Это было настолько массовым и радикальным на то время явлением, что многие американские историки называют его последним великим пробуждением Америки.
Если вам понравилась статья, прочтите другую, об эпохальном событии, ставшем символом целого поколения: легендарному Вудстоку 50 лет: как проходил эпохальный рок-фестиваль.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дети цветов
Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hер, (в просторечье хиппари, хиппаны) — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что значит «занимайтесь любовью (сексом), а не войной!».
Содержание
История
В 40-х — 50-х годах XX века в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.
Первое использование слова хиппи зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips. В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.
В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.
Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: терпимость к расовым различиям; легализация ПАВ во многих странах; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства — в том числе радикальной формы ненасилия (веганства); антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм. Быть хиппи- значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любить — значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя. И уж, конечно, не осуждать их за внешний вид. Это суть философии хиппи.
Хиппи и политика
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Попытки использовать хиппи в политических целях неэффективны.
Американские хиппи сторонились мира капитала, жили коммунами и симпатизировали коммунистам СССР и Китая, надеясь устроить в Штатах Революцию. Лидерами политизированных хиппи(яппи) были Эбби Хоффман и Джерри Рубин. Со временем хиппи поняли, что начинать надо с себя. А революцию надо начинать проводить в сознании, а не в обществе.
Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.
Участие хиппи в большой политике часто происходило в виде фарса. Например выпускание живой утки в зал во время серьёзного телеинтервью или избирание свиньи в Президенты США. Хиппи устраивали баррикады около американских военкоматов, вместе со вьетнамскими дзэнбуддистами и кришнаитами произвели театрализованную осаду Пентагона.
Опыт театральный герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с маршем Любви в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны ошалевшей милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны советской властью, критикуя её либо за коммунистические убеждения, либо за несоответствие оным. Другие просто хотели жить вне политизированного строя.
После распада СССР «цивилы» получили возможность работать ради денег и открыто жить в своё удовольствие. В постсоветской «Системе» можно встретить много революционно настроенной молодёжи из всех уголков мира, носящей майки с Че Геварой и бредящей о мировой Революции.
Лозунги Хиппи 60-х
Хиппи в России
Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в семидесятые годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека. В России в настоящее время более 10 000 людей относят себя к хиппи.
Культура хиппи сформировала сленг на основе арго и английского языка. Например, «ксивник» (от «ксива» — документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), «хаератник» (от «хаер» — волосы, ленточка на лбу, по легенде — чтобы «не срывало крышу». Другое распространённое написание — «хайратник»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек, см. ниже) и другие. См.- Ф.Рожанский, «Сленг хиппи». Примеры сравнительно немногих слов хипповского сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»,…
Приведем коротенький пример текста, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов (пример взят из «100 хипповских телег» С.Печкина):
Пипл вписывается к герле.
Она говорит: — Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нем вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): — ну а ты вообще как, подписываешься?
Герла: — Ну вот, уже подписал!
Культура хиппи имеет признаки принадлежности, атрибуты. Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственной музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» и в среде «олдовых», как правило, вызывают хохот.
Отечественная исследовательница молодёжных движений Щепанская, Татьяна Борисовна|Т. Б. Щепанская (Т. Б. Щепанская, «Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического иссследования системы, 1986—1989 гг.», СПб, «Наука» 1993, ISBN 5-02-027379-1; «Система: тексты и традиции субкультуры», Москва, изд-во ОГИ, 2004, ISBN 5-94282-108-9) установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.
Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде.
Представителей субкультуры хиппи в 70-е и начале 90-х годов легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе на «тусовках», или «тусовочных местах». К примеру, в Москве— «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Питере— «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог рассчитывать на обретение там вписки и новых друзей. В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в те времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин «киберхиппи». Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1-го апреля «на Гоголях», и первого июня — в Царицынском парке.
Появившись на заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. Сленговые слова (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряжным отношением к такому состоянию.
В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи.
Москва: Старейшая — арт-группа «Фризия» (художники). Творческое объединение «Антилир». Ассоциация музыкантов «Время Ч». Коммуна на Пражской (занимающаяся сетевым хиповым домом), она же fnb-хиппи-группа Magic hat. Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.
Вновь обрести душевное спокойствие после тяжелых испытаний — это все, что нужно владельцу ранчо Дэниелу Рентону. Но внезапно в его жизни появляется юная красавица Лили Холлидей, которая сделает все, чтобы завоевать его доверие и любовь. Она уверена — за такого мужчину, как Дэниел, стоит побороться.
В Квинсленде было нестерпимо жарко. Казалось, будто природа застыла в ожидании. Беспощадно палило солнце, его блики отражались и в листьях пальм, и в речной воде.
Дэниел Рентон нырнул в прохладную водную гладь, он скользил вниз, пока не достиг песчаного дна, покрытого пушистыми водорослями. Сделав кувырок и резко оттолкнувшись, он вынырнул на поверхность. Над ним простиралось безоблачное голубое небо. Дэниел поплыл к противоположному берегу, он двигался свободно и легко, как будто вода была его родной стихией. Все его мускулистое тело, вплоть до кончиков пальцев, радовалось свежести и прохладе чистейшей воды.
Если бы только тоска, поселившаяся в душе, могла постепенно исчезнуть так же, как эти крути на поверхности, думал Дэниел, энергично рассекая руками волны.
Река манила его каждый день, она помогала забыться, хотя бы ненадолго избавиться от черных мыслей, которые неотступно следовали за ним по пятам, словно хищные звери, вот-вот готовые наброситься и разорвать на куски. Дэниел плавал с неистовой силой и энергией, словно дикарь. Казалось, он наверстывает упущенное в неволе время и никак не может насладиться ощущением свободы. Так происходило каждый день с тех пор, как Дэниел вернулся домой, на свое огромное ранчо в австралийской провинции в отдаленном районе штата Квинсленд.
Городские жители свысока относились к фермерам, а прекрасные плодородные земли считали настоящим захолустьем, забытым богом уголком страны, но Дэниела никогда не тревожило подобное мнение. Он родился и вырос на севере штата — на фоне дикой, величественной природы. Ему было абсолютно наплевать на то, что его родину считают краем мира. Долгие годы Дэниел провел в деревушке Айронбарк-Стейшен. Все вокруг было родным и любимым с детства: старые пальмы и кассии, красочный ковер роскошных полевых цветов и эта сонная река и знойный воздух, лишь к вечеру даривший долгожданную прохладу. И, конечно же, он обожал свое родное ранчо, раскинувшееся на много миль: с широкими пастбищами, на которых мирно паслись коровы, с загонами для скота, с многочисленными хозяйственными постройками. Дэниел всегда был доволен жизнью здесь и не мечтал о другой.
Но его покой был жестоко нарушен более двух лет назад, когда ему предъявили ложные обвинения и несправедливо лишили свободы, той безграничной свободы, к которой он привык с детства и без которой не мог дышать. А теперь Дэниел получил возможность вернуться к привычной жизни. Он вышел из тюрьмы, но в душе все еще чувствовал себя заключенным.
Дэниел не мог понять свои чувства, они сплелись в странный клубок противоречий, распутать его было непросто. У кого просить помощи? Он никогда не имел такой привычки, ему хотелось во всем разобраться самому. Может быть, время все расставит на свои места, возвратит ему способность радоваться жизни… А еще река… Но сонная река не могла дать ему все, чего он хотел. Вода, конечно, избавила от пыли, пота и грязи, которыми покрылось его тело во время утренней работы, но река не смогла очистить душу. Дэниел сомневался в том, что это вообще когда-нибудь произойдет.
На ранчо так много дел, что глаза разбегались, и хоть Дэниел Рентон был выносливым и сильным мужчиной, полдня работы окончательно его вымотали, но еще больше он устал от гложущих его мыслей.
Наконец-то он вышел из мест лишения свободы, но месяцы, проведенные в тюрьме, казалось, оставили несмываемый след в его душе, и никакие водные процедуры не могли это исправить. Как позабыть о кошмаре? Как пережить ужасную, жестокую несправедливость? Как перестать вспоминать вынесенный ему приговор?
Дэниел перевернулся на спину и теперь медленно плыл, глядя в небо. Ему казалось, будто река остановилась. Как всегда в очень жаркий день, птицы покинули верхушки деревьев. Даже легкий ветерок не колебал поверхность воды. Дэниелу хотелось полностью раствориться в окружающем его пейзаже, чтобы отступила душевная боль и гнев. Он расслабил напряженные мускулы плеч и закрыл глаза, но вдруг вздрогнул.
Взорвавший тишину голос испугал Дэниела. Он резко перевернулся на живот и посмотрел на берег. На фоне акаций стояла девушка в соломенной шляпе и отчаянно махала руками, пытаясь привлечь его внимание.
— Простите за беспокойство, — проговорила она.
Дэниел уставился на незнакомку.
Кто она, черт побери?
Вряд ли кто-нибудь в округе знал, что он вернулся. Появление незнакомой девушки вызвало у Дэниела шок. Подплыв к берегу, он прикрыл глаза от солнца ладонью. Молодая женщина стояла у самой кромки воды и смотрела на него. На ней был белый топик, голубые шорты в цветочек и сандалии. На плече висела соломенная сумка. Окинув незнакомку взглядом, Дэниел понял, что она не местная, скорей всего туристка.
Он не жаловал незнакомцев, но, по крайней мере, с ними теперь легче иметь дело, чем с кем-то, кто хорошо знал его раньше. Дэниел не хотел общаться с кем-либо из соседей. Он избегал людей, боялся любого вторжения в свою жизнь и не желал, чтобы кто-то лез в его душу и расспрашивал о прошлом.
Нет, ничего не может быть хуже!
Местные жители очень любопытны и подозрительны, а Дэниел сейчас не готов отвечать на вопросы.
— Что вы делаете на моей земле? — прорычал он.
— Боюсь, у меня проблема с машиной, — ответила девушка в соломенной шляпе.
Отлично! У городской девицы проблемы с машиной. Этого только мне сейчас не хватало!
Дэниел устало вздохнул. Придется ей помочь, скрепя сердце решил он. В другой, прошлой жизни он воспринял бы случайную встречу с девушкой как приятную неожиданность. Но те дни, когда он старался произвести хорошее впечатление на представительниц прекрасного пола, прошли. Теперь ему ничего не хотелось, все желания, радости и потребности как будто исчезли, растаяли без следа. Тюрьма сильно изменила Дэниела. Теперь он мечтал об одиночестве, полном уединении, добровольной изоляции от общества. В этот период жизни ему просто необходимо побыть одному!
Сказались полтора года заключения, которые отучили его от внезапных порывов доброты. Отбывание срока на тюремной ферме почти лишило его желания просыпаться по утрам. Зачем?
— Простите, не могли бы вы мне помочь? — попросила девушка.
Она так низко склонилась над водой, что Дэниелу показалось, будто сейчас она нырнет в реку и поплывет к нему.
— Подождите! — довольно грубо прокричал он.
В конце концов, это скотоводческая ферма, а не пункт помощи пострадавшим в дороге, подумал он со злостью. Тем не менее, Дэниел поплыл к берегу. Когда стало прощупываться дно, он встал.