для чего используются страховочные системы
Страховочные системы: определение и применение
Страховочные системы применяются при существовании рисков падения работника. При том, что любое падение человека является аварийной ситуацией, страховочная система не может обеспечить остановку падения комфортным, но должна сделать его безопасным.
Согласно ГОСТ Р ЕН 363 2007, определяющему это понятие, страховочная система является индивидуальным средством защиты от падения с высоты.
Страховочная система всегда состоит из анкерного устройства, страховочной привязи и соеденительно-амортизационной подсистемы.
Способы организации страховочных систем
С использованием страховочного стропа с амортизатором. Привязь соединяется с анкерным устройством посредством страховочного стропа с амортизатором. Обычно применяются двухплечевые стропы, позволяющие обеспечивать непрерывную страховку при перемещении вдоль точек закрепления. При падении амортизатор (обычно разрывной) сглаживает пик ударной нагрузки за счёт удлинения.
С использованием устройства ползункового типа на гибкой или жёсткой вертикальной анкерной линии. Такой способ обеспечивает комфортное и безопасное перемещение работника вдоль анкерной линии. Устройство свободно скользит и срабатывает (блокируется) в момент падения. Амортизатор, использующийся для присоединения привязи сглаживает ударную нагрузку.
С использованием блоков с втяжным тросом. Этот тип устройств позволяет во многих случаях обеспечить наиболее качественную и безопасную страховку работника. Закреплённый на анкерной точке блок плавно выдаёт и выбирает в преднатянутом состоянии стальной трос, прикреплённый соединительным элементом к точке крепления типа А на страховочной привязи. В момент падения происходит мгновенная фиксация троса в блоке и падение останавливается сразу, позволяя минимизировать кинетическую энергию свободного падения.
Системы обеспечения безопасности работ на высоте
Высотные работы выполняются в различных отраслях производства и сферах деятельности человека: от строительства до науки и развлечений. Но, несмотря на разнообразие задач и условий, существует ряд общих методов обеспечения безопасности при работе на высоте.
Системы обеспечения безопасности работ на высоте можно разделить на несколько типов:
Выбор применяемой системы или систем осуществляется исходя из поставленной задачи, конфигурации строительных конструкций, архитектуры здания, доступных опор для установки анкерных устройств, продолжительности работ и т.д.
КАТАЛОГ:
Удерживающие системы
Удерживающие системы ограничивают область свободного перемещения работника, не позволяя ему оказаться в зоне риска падения. При правильном применении удерживающей системы, работник просто физически не может попасть за перепад высот.
Состав:
В удерживающих системах не возникает больших нагрузок на тело работника, поэтому может использоваться как страховочная привязь, так и привязь для удержания и позиционирования. Привязь работника соединяется с анкерным устройством при помощи удерживающего или страховочного стропа. Допускается использование стропов с устройством регулировки длины. Для организации удерживающих систем подходят стропы Petzl JANE, Petzl GRILLON.
КАТАЛОГ:
Для расширения области возможного перемещения работника могут использоваться такие средства для работы на высоте, как гибкие или жесткие горизонтальные анкерные линии. В этом случае работник будет перемещаться вдоль анкерной линии.
Необходимо понимать, что удерживающая система в принципе не предназначена для остановки падения, а только для его предотвращения. Поэтому в области возможного перемещения работника не должно быть непрочных поверхностей, проемов, открытых люков и т.п. Также опасность падения может возникать при приближении к углам зданий.
Недопустимое применение удерживающих систем
Страховочные системы
Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.
При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.
В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.
Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.
Страховочная система с использованием страховочного стропа
Состав:
Привязь работника присоединяется к анкерному устройству или горизонтальной анкерной линии при помощи страховочного стропа. Строп должен быть оснащен амортизатором рывка, снижающим силу динамического воздействия на работника в случае падения. Используя двуплечевой страховочный строп, можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой.
Используя двуплечевой страховочный строп можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой
Применение горизонтальной анкерной линии
КАТАЛОГ:
Страховочная система с использованием страховочного устройства ползункового типа
Состав:
Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.
Применение страховочного устройства на наклонных и вертикальных анкерных линиях
КАТАЛОГ:
Страховочная система с использованием СИЗ втягивающего типа
Состав:
СИЗ втягивающего типа крепится к опоре, а выходящий из него трос или стропа — к привязи работника. При перемещении работника трос автоматически выдается из блока или втягивается в него в зависимости от направления движения. В случае срыва система автоматического торможения останавливает падение. В некоторых моделях СИЗ втягивающего типа предусмотрена система плавного снижения для спуска рабочего на землю с безопасной скоростью.
КАТАЛОГ:
Системы позиционирования
Состав:
Системы позиционирования используются для фиксации работника на высоте и обеспечения работы в подпоре, при этом сводится к минимуму риск падения ниже точки опоры путем принятия рабочим определенной рабочей позы. Такие системы используются в случае, когда у работника есть опора под ногами, но для сохранения устойчивого положения требуется держаться руками. Ярким примером является работа на вышках, мачтах сотовой связи. Система позиционирования позволяет освободить руки для работы.
Использование системы позиционирования требует обязательного наличия страховочной системы.
Для позиционирования используются стропы регулируемой и фиксированной длины.
Строп для позиционирования может крепиться к опоре в обхват, либо с использованием анкерного устройства.
Позиционирование работника при помощи стропа Petzl GRILLON,
страховочная система представлена гибкой анкерной линией и страховочным устройством Petzl ASAP
Системы канатного доступа
Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.
Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70º к горизонту) и наклонной (более 30º к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа, состоящая из анкерных устройств и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема).
Работы с использованием систем канатного доступа производятся с обязательным использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины, ловитель, страховочная привязь).
Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.
В системах канатного доступа применяется страховочная привязь, совмещенная с привязью для положения сидя. Средства остановки падения присоединяются к грудной или спинной точке крепления, маркированной буквой А. Устройства для подъема (зажимы) и устройства для спуска — к точке крепления, расположенной в районе живота.
При длительной работе в состоянии подвеса необходимо использовать рабочее сидение для предотвращения нарушения кровообращения.
КАТАЛОГ:
Системы эвакуации и спасения
Перед выполнением каких-либо работ на высоте должен быть разработан план эвакуации в случае возникновения опасности. План эвакуации должен обеспечивать спуск пострадавшего на землю в течение 10 минут для предотвращения травмы подвешенного состояния. При отсутствии простого, быстрого и безопасного пути эвакуации, могут использоваться индивидуальные спасательные устройства, позволяющие работнику самостоятельно спуститься с высоты.
Также должен быть разработан план спасения в случае падения работника и повисания на страховочной системе, либо в случае невозможности самостоятельного спуска с высоты по причине травмы или плохого самочувствия. Для этого используются спасательные комплекты, в состав которых могут входить анкерные устройства, веревки, спусковые устройства, специальные лебедки, полиспастные системы (например, Petzl JAG RESCUE KIT).
Спасательный комплект Petzl JAG RESCUE KIT
Весьма эффективны предустановленные спасательные системы — в этом случае устройства для спуска заранее встраиваются в страховочную систему или в систему канатного доступа таким образом, что при необходимости работник может быть эвакуирован в любой момент. Анкерные линии закрепляются с использованием устройств для спуска, а их длина выбирается с таким запасом, чтобы ее хватило для спуска рабочего на землю. Такой метод требует большей длины анкерных линий, но при несчастном случае позволяет спустить рабочего в считанные минуты. Эвакуация может быть проведена из безопасного места, без подъема к рабочему месту на высоте.
Предустановленная система спасения
КАТАЛОГ:
Автор:
Дмитрий Шепелев, руководитель экспертной группы по использованию и обслуживанию СИЗ
Страховочные системы: определение и применение
Страховочная система (она же обвязка) – необходимый для проведения высотных работ, скалолазания, альпинизма, горного туризма элемент снаряжения, предназначенный для закрепления веревки и страховки альпиниста от травм при срыве. Такое средство индивидуальной защиты представляет собой систему прочных и надежных обхватов, регулировочных пряжек и соединительных элементов, которая плотно надевается на человека.
Страховочные системы делятся на три вида:
Верхняя обвязка при использовании без нижней опасна, так как может привести к удушению, поэтому применяется только в сочетании с ней. Полная система – это наиболее безопасный вариант, подходящий для новичков; но из-за меньшего веса и большего комфорта чаще используется нижняя.
Когда нужны?
Страховочные системы должны использоваться при выполнении любых высотных работ: строительных, ремонтных, монтажных, спасательных, восстановительных, очистительных. Конкретный перечень и определение высотных работ дает законодательный акт РФ «Правила по охране труда при работе на высоте» в редакции 2014 г.
Итак, в каких случаях необходимо применение страховочных систем:
Особенности применения страховочных систем
Правильное применение обвязки помогает сохранить жизнь и здоровье промышленного альпиниста. Чтобы минимизировать риск несчастных случаев, необходимо соблюдать ряд важных правил:
Купить качественные, надежные, сертифицированные страховочные привязи и другие СИЗ по выгодной цене можно в компании «Комплект М.». Наши сотрудники помогут вам выбрать вариант, подходящий по стоимости и условиям эксплуатации. Обращайтесь!
Разновидности систем обеспечения безопасности высотных работ.
Разновидности систем обеспечения безопасности высотных работ.
Какие существуют виды систем обеспечения безопасности работ на высоте. Назначение удерживающих, позиционирующих, страховочных систем, систем для спасения и эвакуации
Виды систем обеспечения безопасности работ на высоте
Какими бывают средства обеспечения безопасности работ на высоте.
Существует несколько видов таких систем. Выбор в пользу той или иной разновидности делается исходя из:
Удерживающие системы
Позиционирующие системы
Позиционирующие средства обеспечения безопасности используются для недопущения неконтролируемого перемещения работника вниз по вертикальной конструкции или склону, при работах в подпоре.
Предполагается, что при использовании таких систем работник сможет освободить руки для проведения работ.
Система позиционирования обязательно применяется совместно с страховочной системой!
Страховочные системы.
Страховочные системы обеспечения безопасности призваны смягчать динамическую нагрузку на тело человека при падении с высоты и сделать этот процесс безопасным. Максимальная величина безопасной динамической нагрузки 6 кН. Такие системы обязательно включают в себя амортизирующие устройства.
Страховочная система – это индивидуальное средство защиты от падения с высоты, состоящее из страховочной привязи, соединительно-амортизирующей подсистемы и анкерного устройства, присоединяемых для страховки.
Страховочная привязь + Страховочный строп
Такой комплект позволяет безопасно проводить большинство работ на высоте. При присоединении стропа к анкерной точке или анкерной линии обеспечивается страховка рабочего.
При замене на двуплечевой строп, можно выполнять работы по подъему на конструкции.
Страховочная привязь + средство защиты ползункового типа на гибкой анкерной линии
Подсистема, состоящая из гибкой анкерной линии, средство защиты ползункового типа с функцией самоблокирования, которое присоединяется к гибкой анкерной линии, соединительным элементом или стропом с соединительным элементом на конце.
Такой комплект позволяет осуществлять передвижения вдоль анкерной линии, сопровождает пользователя, не требует ручной регулировки в ходе изменения положения вверх или вниз и автоматически блокируется на анкерной линии в случае падения.
Страховочная привязь + средство защиты втягивающего типа.
Система канатного доступа (промышленный альпинизм)
Спасение и эвакуация
До начала спасения пострадавшего, необходимо тщательно оценить риски, понять причину и определить источник опасности, во избежание попадания в аварийную ситуацию спасателя.
Все это учитывается при составлении плана спасательно-эвакуационных работ. Специалисты проводящие работы, должны быть ознакомлены с ПСЭР, иметь при себе необходимый спасательный комплект и обеспечить эвакуацию в течении 10 минут. Именно столько времени человек может безопасно находиться в подвешенном состоянии.
Удерживающая система: назначение, функции и технические требования
4.2 Материалы и конструкция
Тканая лента и швейные нитки
страховочной привязи должны быть изготовлены из однородного волокна или
многоволоконных синтетических волокон, подходящих для их планируемого
использования.
Прочность на разрыв синтетического волокна — не менее 0,6
Н/текс.
Нитки, используемые для сшивания,
должны быть физически совместимы с тканью, а качество должно быть совместимо с
качеством ткани. Они должны, однако, иметь другой цвет или контрастный оттенок
для того, чтобы обеспечивать визуальный контроль.
Страховочная привязь должна
включать в себя лямки или подобные элементы, которые размещены в зоне таза и на
плечах (см. рисунки 1 и 2). Страховочная привязь должна быть подогнана к телу
по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования.
Лямки не должны менять положение
и ослабляться сами по себе.
Ширина основных лямок должна быть
не менее 40 мм, а вспомогательных лямок — не менее 20 мм.
1 — наплечная лямка; 2 — вспомогательная лямка; 3 — ремень, используемый в положении сидя; 4 — набедренный ремень; 5 — спинная
опора для рабочего позиционирования; 6 — регулировочный элемент; 7 — элемент
крепления для останова падения; 8 — пряжка; 9-элемент крепления для рабочего
позиционирования;
а — маркировка, см.
раздел 6; b— маркировка заглавной буквой «А»
Рисунок 1 — Пример страховочной привязи со спинным элементом
крепления для останова падения и элементами крепления для рабочего
позиционирования
1 — наплечная лямка; 2 — передний элемент крепления; 3 — набедренная лямка (основная
лямка); 4 — элемент
регулирования; 5 — спинной элемент крепления; 6 — пряжка
а — маркировка, см.
раздел 6; b— маркировка заглавной буквой «А»
Рисунок 2 — Пример страховочной привязи с передним
и спинным элементами крепления для останова падения
Во время статического испытания
по должно быть
визуально подтверждено, что те лямки, которые поддерживают манекен или
оказывают давление на тело человека, являются основными лямками.
Элементы крепления для остановки падения
допускается размещать так, чтобы во время использования страховочной привязи
они располагались над центром тяжести, впереди на груди и/или сзади на спине,
и/или на обоих плечах пользователя.
Страховочную привязь допускается
встраивать в одежду. Должно быть возможным проведение визуальной проверки всей
страховочной привязи, даже если страховочная привязь встроена в одежду.
Все крепежные пряжки (т.е.
пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть
сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним
правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания
соответствовали требованиям прочности и работоспособности.
Металлическая фурнитура должна
соответствовать требованиям антикоррозионной защиты в соответствии с ЕН 362
(подраздел 4.4).
Требования к страховочной привязи
Напомним, что к высотным относятся любого рода работы, производимые на высоте свыше двух метров – строительные и верхолазные без опоры (на высоте свыше пяти метров), монтажные и кровельные работы, спуск-подъём и т.д. К числу обязательных требований, предъявляемых к индивидуальной страховочной привязи, относятся:
Только точное исполнение этих требований сможет обеспечить качественную, оптимальную по время- и трудозатратам работу, а, возможно, и спасти человеческую жизнь.
Обзор видов
Виды страховочных систем подразделяют на стационарную и индивидуальную. Индивидуальные системы защиты от падения надеваются на себя и предназначаются для распределения динамического усилия, возникающего от рывка при падении с высоты.
Стационарные системы представляют собой анкерные устройства и анкерные линии разных модификаций. С их помощью пользователь может перемещаться по горизонтали, вертикально или работать с наклонной поверхностью. Полная стационарная система охватывает собой весь рабочий участок, при этом протяженности анкерных линий бывают до 12 м. В отличие от мобильных систем стационарные конструкции закреплены на своем постоянном месте.
Грудная обвязка
Выполнена из широкого поясного ремня, к которому закрепляются 2 наплечные лямки. Использование одной только грудной обвязки без использования лямок для ног создает возможность травмы, так как при долгом подвешенном состоянии, возникшем при падении, она сильно давит на область груди, тем самым провоцируя смертельное удушье. По этой причине обвязка груди без применения обвязки ног в раздельном виде не применяется.
Различают разные типы обвязки области груди.
Поясная беседка
Удобная и практичная модель, которая имеет множество форм исполнения.
Поясная беседка считается простым и удобным в использовании страховочным приспособлением.
Комбинированные
Конструкция является объединением верхней и нижней обвязок. Она считается наиболее надежной и применяется для сложного альпинизма и скалолазания. Нередко этот тип позиционируется как пятиточечная система крепления, которая надежно удерживает даже детей, обеспечивая максимальные условия безопасности.
Глава 2 Практическая часть
2.1.2 Какие страховочные устройства использовать?
Тип рельефаТип веревкив случае «классической» страховки только полустремя или «стакан» с дополнительным карабином могут быть эффективно использованы, чтобы задержать падение при отсутствии промежуточных точек. В случае страховки через тело, присутствие карабина в центральном пункте станции дает возможность пользоваться и другими типами тормозов2.1.3 Присутствие промежуточных точекПри наличии большого количества промежуточных точек, особенно, если они расположены зигзагом, эффект трения приводит к увеличению нагрузки на последнюю точку, уменьшению разницы между способами страховки и, отчасти, между тормозными устройствами.на ненадежном рельефе (лед, разрушенные скалы и т.д.), использование двух полуверевок, чередуемых в точках, оправдано уменьшением нагрузки на последней точке.
2.1.4 Какой тип веревки использовать?
в случае использования двух полуверевок, в общем случае, целесообразнее использовать их как сдвоенную веревку, вщелкивая их в один карабин; только в ситуациях, когда приоритетным является снижение нагрузки на точки страховки и веревка идет зигзагом, лучше чередовать точки, работая в технике двойной веревки
2.2 Какую технику страховки использовать?
Если точки страховки не очень надежны, (как часто случается на фирне, разрушенных скалах и т.д.) приемы, которые предполагают поднятие страхующего, предпочтительнее, поскольку при этом нагрузки в цепи страховки меньше. Слишком сильное поднятие можно снизить уменьшением треугольника блокировки станции, учитывая при этом эффективность распределения нагрузки на точки страховки.
Действуя на прочных скалах с надежными крючьями (спиты, «болты» и т.д.) предпочтительнее приемы, которые не вызывают поднятие страхующего, поскольку они безопаснее для страхующего и позволяют ограничить протравливание веревки. В этом случае классическая страховка может быть использована в вариантах как параллельной, так и последовательной блокировки точек станции.
Зачем это нужно?
Может возникнуть вопрос, зачем нужны отдельные детские удерживающие системы, если в автомобиле для всех предусмотрены ремни безопасности? Однако на деле системы безопасности в кузовах автомобилей рассчитаны на лиц ростом более 150 см. Поэтому в аварийных ситуациях людям ниже этой отметки ремень сдавливает горло, что ведет к увечьям даже при небольших столкновениях. Наиболее опасной является ситуация, когда ребенка перевозят на коленях. Если произойдет столкновение, то вес его увеличится в несколько десятков раз, и его тело нанесет серьезные повреждения взрослому.
Есть несколько удерживающих систем устройств для лиц младше 12 лет. Помимо автокресел используют и наиболее простую из них – отечественную «ФЭСТ». Она стоит в разы дешевле автокресел и в то же время соответствует всем требованиям закона.
Прекрасно видна конструкция детской удерживающей системы на фото.
III. Факторы риска и меры безопасности в особых случаях.
1. Факторы риска при спусках на большую глубину.
1.1.1.2.1.3. 1.4.1.5. Рекомендации по снижению рисков, связанных со спуском на большую глубину:Не применять спуски на большую глубину без серьезной необходимости. 1.5.1.Рис. 4
2. Особые случаи, в которых опасно применять двойную веревку.
2.1.2.2.2.3. Скручивание двух веревок может привести к следующим опасным последствиям:2.4. Меры по снижению риска закручивания веревок.3. Организация спусковой / подъемной системы на одной станции. отказ единственной станции будет означать отказ всей системы в целом и может привести к тяжелым последствиям и / или гибели пострадавшего и сопровождающим, а также спасателей, работающих на станции.
Проверка страховочной привязи
Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:
Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.
Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.
Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.
Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.
Обзор видов
Предохранительные пояса бывают нескольких разновидностей. По ГОСТу используется такая классификация:
Безлямочный предохранительный пояс (удерживающая привязь)
Это наиболее простой вид предохранительной привязи (1-й класс защиты). Состоит из предохранительного (монтажного) ремня и фиксирующего фала или ловителя для закрепления к опорам. Другое название – удерживающая привязь, в обиходе такую привязь называют просто монтажным поясом.
Удерживающая привязь подходит для работы на относительно безопасной поверхности, где можно опираться ногами, и нет опасности падения (например, строительные леса, крыша). Длина фала регулируется таким образом, чтобы не дать специалисту покинуть безопасную зону и подойти слишком близко к краю, откуда можно сорваться.
Но при самом падении монтажный пояс, в отличие от полной страховочной привязи, не гарантирует безопасности:
Поэтому нормативами запрещено использовать безлямочные пояса там, где есть риск падения, или специалист должен находиться без опоры (в подвешенном состоянии).
Лямочный предохранительный пояс (страховочная привязь)
Это страховочная система 2-го, более высокого класса надежности, состоящая из монтажного ремня и специальной системы лямок, тяг, крепежных элементов. Лямки фиксируются к монтажному поясу в точках крепления на нагрудных и наспинных узлах. То есть монтажный пояс здесь выступает не автономно, а как элемент более сложной системы. Такая система называется страховочной привязью (не путать с удерживающей привязью) или в обиходе – просто привязью.
Лямки привязи бывают:
Крепление лямок должно быть максимально надежным, способным выдерживать высокие разрывные нагрузки, ширина несущих лямок не может быть тоньше 4-х см, а общий вес привязи не должен быть больше 3-х кг.
Конструкция страховочной привязи позволяет закрепить ее к опоре в нескольких точках – от 1 до 5. Самый надежный вид конструкции – пятиточечный.
Поэтому она может применяться при выполнении опасных работ, в том числе на безопорных конструкциях.
С амортизатором
Амортизатор – встроенное или присоединяемое к монтажному ремню устройство (обычно в виде особой эластичной ленты), которое уменьшает силу рывка при падении (по нормативу до значения менее 6000 Н), чтобы предотвратить риск травмирования. При этом для эффективного поглощения рывка должен быть «запас» по высоте свободного полета не менее 3-х метров.
Без амортизатора
Стропы, которые используются совместно с поясом, подбираются в зависимости от условий и нагрузки: они могут выполняться из синтетической ленты, веревки, каната или стального троса, цепи.
Как перемещаться по конструкциям и высотным объектам
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны быть выполнены в соответствии с документацией производителя или индивидуальным дизайном.
Леса должны быть установлены на устойчивой и очерченной земле с уклоном, который позволяет отвод дождевой воды. Количество и размещение анкерных креплений лесов и размер силы крепления должны быть указаны в конструкции лесов или в документации производителя.
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны:
Лица, занятые сборкой и разборкой строительных лесов и мобильных рабочих платформ, должны обладать необходимой квалификацией. Запрещается сборка, эксплуатация и демонтаж строительных лесов и мобильных рабочих платформ по перечисленным ниже критериям:
Важно! Использование строительных лесов допустимо после их принятия руководителем строительства или уполномоченным лицом. Приемка лесов подтверждается записью в строительном журнале или в техническом акте приемки
Для перемещения по прочим строительным конструкциям на высоте необходимо применять:
Страхующий должен создать независимое анкерное устройство с креплением тормозной системы с динамическим канатом.
Испытание страховочных привязей
Как любое СИЗ, страховочная привязь должна эксплуатироваться в строгом соответствии с ГОСТами. Это касается регулярного использования и периодичности плановых проверок. Перед испытанием СП нужно изучить прилагаемую к ней инструкцию от производителя. В ней описывается порядок подготовки, проверки, применения изделия.
Вкратце общие правила испытаний выглядят так:
После этого можно проводить испытания на прочность, соблюдая условия, установленные производителем, то есть в рекомендованном температурном режиме, вдали от химически активных веществ, колюще-режущих предметов. Изделие испытывается на статическую, динамическую нагрузки на специальных стендах с использованием стального манекена, который имитирует человека.
Хранение СП осуществляется по правилам: в сухом помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Нельзя хранить экипировку рядом с отопительными приборами, горючими или химически агрессивными веществами. После очистки возможна только естественная сушка изделия.
Важно помнить, что при любом повреждении или ослаблении конструкции использовать привязь нельзя, а по завершении гарантийного срока экипировку следует вывести из эксплуатации и уничтожить. К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются
Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н
К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются. Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н.
Это делается двумя способами:
Если после тестирования металлические детали не деформировались, ткани и нити не разорвались, не появились другие дефекты, то испытание страховочного пояса считается успешно пройденным.
Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.
Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.
К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:
Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу
Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами
Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.
Типы по сфере использования
Выбор страховочной экипировки зависит от вида выполняемых работ и активности пользователя. По сфере применения защитные средства подразделяются на несколько типов.
Системы для альпинистов – удобны и комфортны, в них можно длительное время пребывать в состоянии подвеса. Выполнена из поясного ремня с широким основанием и регулируемых ножных лямок. Нередко пользователи добавляют к подобной системе петли разгрузки для снаряжения.
Как ухаживать?
Чтобы не сокращать срок службы страховочной системы, за ней требуется регулярный уход после использования. Разрешается стирать экипировку с применением хозяйственного мыла, очищать ее от загрязнений лучше вручную. После стирки конструкцию нужно просушить, но не на батарее. Материалы, изготовленные из полимеров, нельзя очищать органическими растворителями и иными химическими препаратами.
Перед каждым использованием защитную систему необходимо тщательно проверять на ее целостность, а также осматривать металлические детали на предмет их деформации или поломки. При обнаружении дефектов экипировка не подлежит эксплуатации.
В следующем видео смотрите о том, как правильно выбрать страховочную систему.
Основные выводы по III части статьи:
Единого универсального «рецепта» действий по организации страховки во время спасательных работ в горах не существует. Выбор способа организации спуска/подъема и техники страховки зависит от совокупности многих факторов.Все приведенные выше рекомендации относятся, прежде всего, к потенциально опасным условиям, и не имеют абсолютного характера. Эти рекомендации являются ориентирами для принятия решений, но не законами.В каждой конкретной ситуации спасателям необходимо принимать решение о выборе тактики и техники страховки самостоятельно, с учетом специфики условий, в которых проходят спасательные работы. Продолжение следует:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий