для чего предназначен резервуарный парк склада авиагсм

Резервуарный парк

Резервуарный парк – группа (группы) резервуаров, предназначенных для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ), легковоспламеняющихся или горючих жидкостей (ГЖ) и размещённых на территории, ограниченной по периметру обвалованием или ограждающей стенкой при наземных резервуарах или противопожарными проездами – при подземных. Для сокращения потерь нефтепродуктов при их откачке и закачке группы наземных резервуаров со стационарными крышами могут быть оборудованы газоуравнительными системами, которые представляют собой сеть газопроводов, соединяющих через огнепреградители паровоздушные пространства резервуаров между собой. В газоуравнительную систему входят также газгольдер, сборник конденсата, насос для перекачки конденсата и конденсатопровод. Для отключения отдельных резервуаров от газоуравнительной сети на общей сети имеются перекрывные вентили и задвижки на линиях газопроводов, отходящих от резервуаров.

Резервуарные парки являются основными сооружениями складов нефти и нефтепродуктов и входят в состав установок добычи, переработки и транспорта нефти. По назначению резервуарные парки условно подразделяются на следующие виды: товарно-сырьевые базы для хранения нефти и нефтепродуктов; резервуарные парки перекачивающих станций нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; резервуарные парки для хранения нефтепродуктов различных объектов. В зависимости от их вместимости и отдельных резервуаров склады для хранения нефти и нефтепродуктов подразделяются на категории. Противопожарная защита резервуарных парков осуществляется с помощью использования планировочных решений, применения современных средств обнаружения и тушения пожаров в резервуарах.

Литература: СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы;

Руководство по тушению пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках. М., 1999.

Источник

Резервуарный парк кризисного периода

Нефть и продукты ее переработки на специализированных предприятиях (нефтебазах, нефтеперерабатывающих заводах, резервуарных парках) хранятся в вертикальных стальных резервуарах различной вместимости. В нашей стране монтируют их обычно по изобретенной в России технологии рулонной сборки.

Рулон лучше листа
Как проектирование (причем каждый резервуар разрабатывается по индивидуальному проекту), так и монтаж идет в полном соответствии с «Правилами устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов ПБ 03–605–03», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 9 июня 2003 года №76.
Полистовой метод монтажа широко применяется во всем мире и состоит в том, что стенка и днище резервуара поставляются заводом-изготовителем отдельными стальными листами, которые при монтаже привариваются один к другому. «Рулонный способ изобретен российскими специалистами, — рассказывает Сергей Серкин, зам. генерального директора группы компаний „ Нефтегазмаш“ (г. Самара). — На резервуарных заводах имеются специальные рулонные установки, на которых отдельные листы раскладываются, свариваются между собой и наматываются на каркас или шахтную лестницу резервуара. В таком виде рулон привозится к месту монтажа и там с помощью кранов и тракторов разворачивается и монтируется».
«Наши резервуары собирались комбинированным способом: днище и крыша по сегментам круга, стенки – рулонным, — говорит Сергей Зырянов, директор нефтебазы №450 ОАО „ ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт“ (г. Екатеринбург). — По мере разворачивания кассеты металлический лист приваривается к периметру днища, и далее по высоте. Сегменты крыши свариваются на земле, затем крыша поднимается тяжелым краном за крюки, расположенные по ее периметру. На завершающем этапе на резервуары наносятся трафаретным способом их номера, наименование нефтепродукта, расписывается режим функционирования навесного технологического оборудования. Монтажная организация работает с металлом резервуара, а навесное оборудование устанавливают специализированные организации, которые могут входить, а могут и не входить организационно в структуру подрядчика».

Монтаж РВС-25000 (фото ЗАО «Нефтегазмаш»)

Применение рулонного метода снижает объем сварочных работ на монтажной площадке в среднем в пять раз, поскольку практически вся сварка происходит на заводских автоматических комплексах. В итоге общее время монтажа резервуара на площадке уменьшается в 3–4 раза по сравнению с полистовым способом.

В заводскую поставку входят днище, стенка, крыша, люки, патрубки, монтажные и переходные площадки, лестницы, площадки ограждения по крыше. Обычно также поставляется и навесное технологическое оборудование, к которому относятся дыхательные клапаны, пробоотборники, замерные люки, приемо-раздаточные устройства, аварийные клапаны, «хлопушки» и т.д.

Каспийский трубопроводный консорциум «КТК-Р», г. Новороссийск (фото ЗАО «АП Саратовский завод резервуарных МК»)

Любой проект предусматривает антикоррозионную защиту металлоконструкций. После монтажа резервуар обрабатывается с помощью песко- или дробеструйного аппарата для удаления ржавчины, затем покрывается грунтовкой и лакокрасочным или полимерным бензоустойчивым покрытием как снаружи, так и изнутри.

Типовое проектное и техническое решение Цена (тыс. руб.)
Резервуар вертикальный стальной с купольной крышей и понтоном из алюминиевых сплавов (50000 мі) 626,03
Резервуар вертикальный стальной с понтоном (30000 мі) 399,38
Резервуар вертикальный стальной (10000 мі) для аварийного сброса нефти 342,54
Резервуар вертикальный стальной (5000 мі) для аварийного сброса нефти 248,78
Резервуар вертикальный стальной со стационарной крышей и понтоном (5000 мі) 319,38
Типовые резервуары ОАО «Гипротрубопровод» (ОАО «АК „ Транснефть“) (Источник: www.gtp.transneft.ru)

Размер имеет значение
Резервуар может выполняться из малоуглеродистой, низколегированной или нержавеющей стали и иметь обозначение: РВС — резервуар вертикальный стальной, обычное исполнение; РВСС — северное исполнение; РВСП — с понтоном.
Емкость резервуаров для нефти и нефтепродуктов в России варьируется от 100 до 100000 м 3 (самые большие РВС-100000 стоят под Новороссийском).
„ Для различных продуктов применяются резервуары различных типов — например, бензин и дизтопливо, как правило, хранятся в резервуарах с понтоном, — утверждает Сергей Серкин. — В таких резервуарах на зеркале продукта устанавливаются алюминиевые понтоны, которые препятствуют испарению продукта. В резервуарах для нефти и тяжелых фракций нефтепродуктов понтоны не применяются, однако испарению продукта препятствуют специальные дыхательные клапаны, устанавливаемые на крыше“.
Понтон – легкий металлический диск, плавающий на поверхности продукта благодаря цилиндрическим поплавкам. По периметру понтон оснащен „ юбкой“, препятствующей испарению продукта.
Северное исполнение резервуара (как правило, из низколегированной стали) означает необходимость подогрева продукта, для чего монтируется секционный подогреватель или теплообменная рубашка для проточной циркуляции теплоносителя. В жарких условиях продукт может аналогичным образом охлаждаться. Для сохранения температурного режима на резервуар может также устанавливаться термоизолирующая рубашка с утеплителем из минеральной ваты.

Резервуарный парк Пермского НПЗ (фото ООО „ ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез“)

Резервуары с ЛВЖ на Пермском НПЗ (фото ООО „ ЛУКОЙЛ-Пермьнефтеоргсинтез“)

„ На современных резервуарах устанавливаются различные датчики, которые выводят сигнал на центральный пульт управления, – рассказывает Сергей Серкин. – Они сигнализируют об уровне налива продукта, о температуре и давлении. Также существуют датчики, которые срабатывают в аварийных ситуациях, например, прекращают подачу продукта в резервуар, включают систему пожаротушения и орошения и т.д. Минимальный срок службы резервуара — 20 лет. Однако если он изготавливается на специализированном заводе из качественной стали, монтируется профессиональными монтажниками, и при этом выполняется грамотная антикоррозионная защита, он простоит гораздо дольше“.
Строительно-монтажные работы по затратам обычно составляют 40% от стоимости оборудования и материалов, которая прямо зависит от массы изделия. В среднем по России стоимость изготовления одной тонны резервуара составляет порядка 45 тыс. руб., что заметно меньше прошлогодних сумм.

Источник

Оборудование для хранения авиатоплива (резервуарные парки)

Назначение

Оборудование для хранения авиатоплива должно обеспечивать выполнение следующих технологических операций:

— прием и выдачу авиатоплива;

— отстаивание и хранение авиатоплива в резервуарах (емкостях);

— выдачу авиатоплива в коллекторы пунктов налива и ЦЗС через плавающие устройства верхнего забора авиатоплива;

— дренирование подтоварной воды и механических примесей;

— учет поступившего, хранимого и выданного из резервуаров (емкостей) авиатоплива и подтоварной воды;

— отбор проб для контроля качества хранимого авиатоплива;

— контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

— сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива (при отборе проб, проведении монтажных и наладочных работ, а также в аварийных ситуациях), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков;

— зачистку и ремонт резервуаров (емкостей).

Требования к комплектации

5.2.2.1 Комплектация оборудования для хранения авиатоплива должна обеспечивать выполнение технологических операций, предусмотренных п.5.2.1. настоящего стандарта.

5.2.2.2 Количество, объем и комплектация резервуаров для хранения авиатоплива оборудованием должны быть обоснованы в техническом проекте.

5.2.2.3 Комплектация оборудования должна предусматривать:

— запорную арматуру с ручным приводом;

— запорную и регулирующую арматуру с электромеханическим приводом и системой автоматики управления;

— плавающие устройства верхнего забора авиатоплива с указателями положения;

— обратные клапаны (хлопушки с приводами и без приводов);

— световые, смотровые и технологические люки;

— дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителями;

— устройства ручного замера уровня авиатоплива и подтоварной воды;

— устройства для отбора проб авиатоплива с учетом требований ГОСТ 2517;

— устройства для отбора проб подтоварной воды;

— информационно-измерительную систему контроля уровня, температуры, плотности авиатоплива и подтоварной воды в резервуарах (в случае необходимости, в соответствии с условиями договора на разработку, изготовление и поставку оборудования);

— систему сбора и локализации возможных проливов авиатоплива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков;

— рабочие площадки, лестницы и ограждающие конструкции.

5.2.2.4 Комплектование оборудования для хранения авиатоплива системами пожаротушения, контроля загазованности, заземления, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должно быть определено в КД в соответствии с контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку оборудования, с учетом действующих норм и правил.

5.2.2.5 Для каждого резервуара должен быть сформирован комплект технической документации, включающий:

— проектно-сметную документацию на резервуар;

— схему и акты нивелирования окрайки и полотнища резервуара;

— схему молниезащиты и защиты резервуара от проявлений статического электричества;

— акты монтажа (замены) оборудования резервуара;

— акты нанесения противокоррозионного покрытия и окраски резервуара;

— акт выполнения работ по зачистке резервуара;

5.2.2.6 В конструкторской документации на резервуары должны быть указаны требования по нанесению внутреннего и наружного противокоррозионного лакокрасочного покрытия (ЛКП) в соответствии с действующими в гражданской авиации нормами и правилами, а также ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.303.

Лакокрасочные материалы должны иметь сертификаты соответствия и санитарно-эпидемиологические заключения. Эксплуатационная и технологическая документация на ЛКМ должна содержать протоколы испытаний, проведенных уполномоченной организацией.

В составе ЛКП не должны содержаться в свободном виде металлы: цинк, медь, кобальт, ванадий, кадмий.

5.2.3 Общие технические требования

5.2.3.1 Конструкция резервуаров вертикальных стальных должна соответствовать требованиям действующих норм и правил; резервуары горизонтальные стальные должны изготавливаться по КД, нормативной документации и с учетом требований настоящего стандарта. На каждый резервуар должна быть оформлена документация в установленном порядке.

5.2.3.2 Для транспортирования авиатоплива на территории резервуарного парка должны применяться стальные технологические трубопроводы из электросварных и бесшовных труб.

Скорость потока авиатоплива в трубопроводах не должна превышать норм, установленных с целью обеспечения минимального уровня накопления статического электричества.

5.2.3.3 Поддержание давления в резервуарах должно осуществляться при помощи дыхательной и предохранительной арматуры с равнозначной пропускной способностью.

Скорость наполнения (опорожнения) резервуара определяет пропускную способность дыхательных устройств.

Не допускается изменение производительности приемо-раздаточных операций авиатоплива после введения резервуара в эксплуатацию без пересчета пропускной способности дыхательной аппаратуры, а также увеличение производительности слива продукта в аварийных условиях.

5.2.3.4 Используемые предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на повышение величины внутреннего давления не более чем на 5 – 10% с учетом исключения внештатной ситуации в случае отказа в работе дыхательного клапана.

Дыхательные и предохранительные клапаны должны устанавливаться совместно с огневыми предохранителями, обеспечивающими защиту от проникновения пламени в резервуар в течение заданного промежутка времени.

Дыхательные и предохранительные клапаны устанавливаются на самостоятельных патрубках и должны быть не примерзающими.

5.2.3.5 Вертикальные и горизонтальные резервуары, в случаях использования их в качестве расходных, должны иметь плавающие устройства верхнего забора авиатоплива (ПУВ), которые должны быть оснащены приборами контроля их положения в пространстве (объеме резервуара).

5.2.3.6 Вертикальные резервуары, оборудованные плавающими устройствами для верхнего забора авиатоплива, должны иметь входной патрубок, который вваривается в диаметральном направлении, и выходной патрубок, который вваривается в направлении хорды, параллельной входному патрубку. Расстояние между параллельно вваренными входным и выходным патрубками определяется КД на плавающие устройства верхнего забора авиатоплива.

5.2.3.7 Приборы контроля уровня должны обеспечивать оперативный контроль уровня продукта (местный и дистанционный).

5.2.3.8 Конструкция резервуаров должна обеспечивать полный слив подтоварной воды и механических примесей путем использования следующих технических решений:

— вертикальные резервуары должны иметь уклон днища к центру в соотношении не менее 1:30, где должен быть расположен отстойник объемом не менее 0,01% от объема резервуара; отстойник должен полностью опорожняться через дренажную систему;

— горизонтальные резервуары должны быть установлены с уклоном 1:50 и иметь устройство для соединения нижней точки резервуара с дренажной системой.

Заполнение и опорожнение резервуаров должно проводиться по раздельным трубопроводам, с целью исключения смешивания авиатоплива в процессе его подготовки и заправки ВС.

5.2.3.9 Резервуары должны быть приспособлены для проведения их зачистки с учетом обеспечения безопасности выполнения этой процедуры в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации или в специальной технологической инструкции.

5.3 Оборудование для внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива в пункты налива и систему централизованной заправки воздушных судов

Назначение

Оборудование для внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива в пункты налива и систему централизованной заправки воздушных судов должно обеспечивать выполнение следующих технологических операций:

— перекачку авиатоплива насосными установками;

— предохранительную фильтрацию для защиты насосных установок;

— фильтрацию авиатоплива с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

— фильтрацию авиатоплива и отделение свободной воды с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

— учёт перекачиваемого авиатоплива с измерением температуры и плотности;

— отбор проб и контроль качества авиатоплива;

— контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

— защиту оборудования от гидроударов, проявлений действия статического электричества и электромагнитной индукции;

— рекуперацию и удаление паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций;

— сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива (при отборе проб, проведении монтажных и наладочных работ), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

Требования к комплектации

5.3.2.1 Комплектация оборудования для внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива в пункты налива (заправки) подвижных, передвижных технических средств и системы централизованной заправки ВС должна обеспечивать выполнение технологических операций, предусмотренных п.5.3.1. настоящего стандарта.

5.3.2.2 Комплектация оборудования должна предусматривать:

— систему технологических трубопроводов (всасывающих и напорных) с запорной и предохранительной арматурой, газосбрасывающими и обратными клапанами;

— системы включения электронасосных агрегатов, обеспечивающие плавный пуск электродвигателя;

— автоматизированные системы плавного пуска или регулирования оборотов электродвигателя насосных агрегатов, питающих системы ЦЗС, в соответствии с проектными решениями или условиями договора на разработку, изготовление и поставку оборудования;

— предохранительную фильтрацию для защиты насосных установок;

— фильтрацию авиатоплива с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

— фильтрацию авиатоплива и отделение свободной воды с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

— средства объёмного учета перекачиваемого авиатоплива в соответствии с требованиями методик выполнения измерений (МВИ), предусмотренных действующей технологией авиатопливообеспечения;

— устройство отбора проб авиатоплива с учетом требований ГОСТ 2517;

— устройства контроля потока авиатоплива в технологических трубопроводах;

— систему управления, измерений и контроля параметров технологических процессов перекачки авиатоплива;

— запорную и регулирующую арматуру с механическим приводом или с электромеханическим приводом и системой автоматики управления (в случае необходимости, в соответствии с условиями договора на разработку, изготовление и поставку оборудования);

— систему предотвращения возникновения гидроударов и защиты от их воздействий;

— систему рекуперации и удаления паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций перекачки авиатоплива;

— систему сбора и локализации возможных проливов авиатоплива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

5.3.2.3 Комплектование оборудования для перекачки авиатоплива системами пожаротушения, заземления, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должно быть определено в КД в соответствии с контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку оборудования, с учетом действующих норм и правил.

5.3.3 Общие технические требования

5.3.3.1 Подбор и комплектация оборудования для перекачки авиатоплива должны выбираться с учетом производительности электронасосных агрегатов при условии не превышения допустимых скоростей потока авиатоплива в трубопроводах.

Конструкция оборудования должна соответствовать требованиям действующих Правил промышленной безопасности, Строительных норм и правил, а также требованиям, определенным в нормативных документах, действующих в гражданской авиации. При этом конструктивное исполнение системы трубопроводов должно обеспечить последовательную перекачку авиатоплива вначале в отстойные резервуары, затем в расходные и, на заключительном этапе, в баки воздушных судов с использованием стационарных агрегатов заправки ВС, топливозаправщиков или агрегатов заправки ВС из ЦЗС.

Технологическая схема склада авиаГСМ должна предусматривать наличие зачистного трубопровода с соответствующими дренажными системами.

5.3.3.2 Конструкция всасывающих и напорных трубопроводов, а также их монтаж и испытания должны соответствовать проектной документации с учетом требований действующих норм и правил.

5.3.3.3 В конструкции оборудования для перекачки авиатоплива, с целью снижения отрицательных последствий гидроударов на фильтроэлементы, счетчики и другие узлы, должны быть предусмотрены технические решения защиты оборудования от обратных потоков авиатоплива и давлений, превышающих по величине рабочие.

5.3.3.4 На корпусах фильтров и фильтров-водоотделителей, а также в верхних точках трубопроводов и стояков налива должны быть предусмотрены технические решения для автоматической деаэрации, а также устройства для дренажного слива.

5.3.3.5 В конструкции оборудования на линиях основного потока авиатоплива, дренирования и деаэрации должны быть предусмотрены устройства визуального контроля непрерывности потока, размещение которых регламентируется утвержденной КД.

5.3.3.6 Перед счетчиками должно быть установлено оборудование, обеспечивающее деаэрацию авиатоплива.

5.4 Оборудование для выдачи авиатоплива и ПВКЖ в подвижные и передвижные технические средства заправки ВС (пункты налива)

Назначение

— нижний налив авиатоплива в собственную цистерну АТЗ и ТЗА с использованием наконечников нижней заправки (ННЗ) или бортового штуцера (БШ);

— налив ПВКЖ в расходно-контрольные резервуары АТЗ, ТЗА, АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С с использованием быстроразъемных соединений (БРС);

— объёмный учёт количества выданного авиатоплива в цистерну АТЗ, ТЗА;

— объёмный учёт количества выданного ПВКЖ в расходно-контрольные резервуары АТЗ, ТЗА, АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С;

— измерение плотности и температуры авиатоплива;

— отбор проб и контроль качества авиатоплива и ПВКЖ;

— контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

— автоматическое прекращение налива цистерны при достижении заданного уровня наполнения с подачей звукового и светового сигналов;

— защиту оборудования от гидроударов и опасного проявления действия статического электричества;

— контроль непрерывности потока авиатоплива в трубопроводах;

— рекуперацию и удаление паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций;

— сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива (при отборе проб, проведении монтажных и наладочных работ), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

Требования к комплектации

5.4.2.1 Комплектация оборудования для выдачи авиатоплива и ПВКЖ в подвижные, передвижные и стационарные технические средства заправки ВС должна обеспечивать выполнение технологических операций, предусмотренных
п. 5.4.1. настоящего стандарта.

5.4.2.2 Комплектация оборудования пункта налива должна предусматривать:

— систему технологических трубопроводов или гибких рукавов для налива авиатоплива в цистерны технических средств заправки ВС с быстроразъемными соединениями;

— предохранительную фильтрацию для защиты насосных установок;

— фильтрацию с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

— средства объёмного учета авиатоплива и ПВКЖ;

— запорную, предохранительную и регулирующую арматуру;

— устройство контроля непрерывности потока авиатоплива в трубопроводах;

— систему защиты от гидроударов;

— систему технологических трубопроводов для подачи ПВКЖ в расходно-контрольные резервуары технических средств заправки ВС с быстроразъемными соединениями;

— устройство отбора проб авиатоплива и ПВКЖ;

— систему управления, измерений и контроля параметров технологического процесса с необходимой защитой оборудования при нарушении установленных режимов работы;

— устройство для прекращения налива авиатоплива при заполнении цистерны АТЗ и ТЗА до заданного уровня с подачей звукового и светового сигналов;

— устройство для прекращения налива ПВКЖ при заполнении расходно-контрольных резервуаров до заданного уровня с подачей звукового или светового сигнала;

— систему заземления и выравнивания потенциалов;

— систему рекуперации и удаления паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций;

— систему сбора и локализации возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

Допускается совмещение номенклатуры узлов и агрегатов технологического оборудованиядля внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива (раздел 5.3 настоящего стандарта) и пункта налива в одном модуле.

5.4.2.3 Комплектование оборудования пункта налива системами пожаротушения, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должно быть определено в КД в соответствии с контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку оборудования, с учетом действующих норм и правил.

5.4.3 Общие технические требования

5.4.3.1 Спецификация (номенклатура) оборудования пункта налива должна формироваться из условия соблюдения правил безопасного заполнения цистерн технических средств заправки ВС без превышения допустимых скоростей потока авиатоплива в трубопроводах.

Конструкция оборудования должна соответствовать требованиям действующих Правил промышленной безопасности, Строительных норм и правил, а также требованиям, определенным в нормативных документах, действующих в гражданской авиации.

5.4.3.2 Конструкция всасывающих и напорных трубопроводов, а также их монтаж и испытания должны соответствовать проектной документации с учетом требований действующих норм и правил.

Трубопроводы для ПВКЖ должны изготавливаться из бесшовных труб коррозионно-стойкой стали с уплотнениями из химически стойких к эфироспиртам и растворителям полимеров и каучуков.

5.4.3.3 В верхних точках стояков и трубопроводов должны быть предусмотрены технические решения для автоматической деаэрации; в нижних точках – устройства для дренажа.

5.4.3.4 В конструкции пункта налива, с целью снижения отрицательных последствий гидроударов должны быть предусмотрены технические решения защиты технологического оборудования от обратных потоков авиатоплива и давлений, превышающих по величине рабочие.

5.4.3.5 В конструкции оборудования на линиях основного потока авиатоплива, дренирования и деаэрации должны быть предусмотрены устройства визуального контроля непрерывности потока, размещение которых регламентируется утвержденной КД.

5.4.3.6 Раздаточные рукава, используемые в пунктах налива, должны быть антистатическими и стойкими к воздействию авиатоплива.

Раздаточные рукава пункта налива должны оснащаться наконечником нижней заправки (ННЗ) и быстроразъёмными соединениями (БРС) для налива ПВКЖ.

ННЗ должны оснащаться сетчатым фильтроэлементом, устройством для отбора проб и тросиком (со штырем или зажимом типа «крокодил») для выравнивания потенциалов.

Тонкость фильтрации сетчатых фильтроэлементов ННЗ должна быть не менее 30 мкм.

ННЗ должны комплектоваться легкосъемными крышками (колпачками) с фиксацией их при снятии тросиком или цепочкой и защитными чехлами.

Конструкция ННЗ и быстроразъёмных соединений (БРС) должна обеспечивать разъединение составных частей без пролива рабочей жидкости.

5.4.3.7 Счетчики, используемые в системах учета авиатоплива и ПВКЖ пункта налива должны обеспечивать заданную точность измерения выданного объема продукта в соответствии с требованиями методик выполнения измерений, предусмотренных действующей технологии авиатопливообеспечения.

5.4.3.8 Пункты налива должны быть оснащены электрооборудованием (электросистемой), совместимым с характеристиками (параметрами) энергообеспечения объекта авиатопливообеспечения. Конструктивное и монтажное исполнение электрооборудования и кабельных линий должны исключать возможность возникновения электрической искры или теплового возгорания.

Все кабели, токоведущие провода и электрические соединения должны быть промаркированы и закодированы в КД.

5.4.3.9 Комплектация электрооборудования пункта налива должна предусматривать возможность использования серийно выпускаемых и сертифицированных электротехнических изделий. Монтаж электросистемы должен быть выполнен с учетом требований действующих норм и правил.

5.4.3.10 Электропроводка, находящаяся в зоне возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ, а также соприкасающаяся с корпусными поверхностями узлов и агрегатов, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от механических повреждений и попадания авиатоплива и ПВКЖ. Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.

5.4.3.11 Токоведущие провода должны быть тщательно заизолированы и надежно закреплены; соединение проводов должно производиться специальными зажимами или пайкой и иметь запас для повторного подсоединения проводов после ремонтно-восстановительных работ.

5.4.3.12 Световые приборы, входящие в состав электрооборудования пункта налива, средства управления и сигнализации должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении и иметь соответствующую маркировку по ГОСТ 12.2.020.

5.4.3.13 Система заземления и снятия статического электричества должна включать:

— цепь постоянного заземления, которая должна быть надежно соединена с общим контуром заземления объекта авиатопливообеспечения;

— барабан с тросом выравнивания потенциалов между пунктом налива и АТЗ, ТЗА, АФТ-П;

— шунтирующие перемычки на всех фланцевых соединениях трубопроводов и оборудования;

— трос выравнивания потенциалов с контактными устройствами на ННЗ и БРС.

Длина троса выравнивания потенциалов должна обеспечивать его соединение с АТЗ, ТЗА, АФТ-П.

Трос выравнивания потенциалов должен иметь сопротивление, не превышающее 10 Ом.

5.4.3.14 Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования должны быть заземлены, независимо от применения других мер защиты от статического электричества.

5.4.3.15 Органы управления, приборы контроля за режимами работы оборудования и средства измерения должны обеспечивать выполнение операций по п.5.4.1 и должны быть доступны для управления оператором в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.033.

Размещение приборов и средств измерения должно обеспечивать удобство их замены при проведении поверок (ремонта).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *