для чего служит система менеджмента безопасности движения сдо
Для чего служит система менеджмента безопасности движения сдо
ГОСТ Р ИСО 39001-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД)
ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Road traffic safety (RTS) management systems. Requirements with guidance for use
Дата введения 2015-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в п.4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
По тексту стандарта введены дополнительные сноски, выделенные курсивом, в которых даются необходимые разъяснения отдельных положений стандарта с точки зрения нормативных документов, действующих в Российской Федерации.
В текст стандарта включено дополнительное справочное приложение ДА, в котором приводится сопоставление терминов, используемых в настоящем стандарте, и аналогичных терминов в соответствии с нормативными документами Российской Федерации.
Перевод с английского языка (еn).
6 Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех случаев применения таких патентных прав.
Предисловие к ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
Международные стандарты подготавливаются в соответствии с правилами, изложенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2.
Главной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами рассылаются организациям-членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется не менее 75% голосов организаций-членов.
ИСО 39001 был подготовлен создаваемым Техническим комитетом PC 241, Road Traffic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).
Введение ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
Безопасность дорожного движения является глобальной проблемой. Приблизительно 1,3 млн человек погибают и от 20 до 50 млн человек получают телесные повреждения на дорогах всего мира каждый год и эти цифры возрастают [10]. Социально-экономическое воздействие аварийности и воздействие на жизнь и здоровье населения является весьма существенным.
Настоящий стандарт предоставляет инструмент, призванный помочь организациям уменьшить, и в пределе, избегать аварийности и риска смертельных случаев и случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Концентрация активности на этом направлении может иметь результатом также повышение экономической эффективности использования системы организации дорожного движения.
Настоящий стандарт идентифицирует элементы надлежащей практики, которые позволят организации достигнуть желаемых результатов в безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт применим к общественным и частным организациям, которые взаимодействуют с системами организации дорожного движения. Он может быть использован как внутренней, так и внешней сторонами, включая органы по сертификации для оценки возможности организации удовлетворять требованиям.
Мировой опыт показал, что существенное снижение случаев гибели людей и тяжких телесных повреждений может быть достигнуто принятием целостного подхода Безопасной Системы к безопасности дорожного движения. Он включает ясный и недвусмысленный акцент на результатах безопасности дорожного движения и действиях, основанных на фактах, подкрепленный соответствующими организационными возможностями [9], [11], [12].
Правительство не может достигнуть упомянутого снижения уровня аварийности самостоятельно. Важную роль будут играть организации любых типов и размеров, а также и индивидуальные пользователи дорожной сети. В результате принятия настоящего стандарта организации смогут достигнуть следующего:
— результатов безопасности дорожного движения на уровне, превышающем уровень, который можно достигнуть путем соответствия законодательству и стандартам,
— своих собственных целей и, в то же время внести вклад в достижение общественных целей.
Система менеджмента, представленная в настоящем стандарте нацеливает организацию на ее собственные цели и планы в безопасности дорожного движения и руководит планированием деятельности, направленной на реализацию этих целей посредством использования подхода «Безопасная система» в безопасности дорожного движения. В приложении В описаны категории результатов безопасности дорожного движения, подход «Безопасная система» и структура менеджмента надлежащей практики безопасности дорожного движения, а также показано, как они могут быть соотнесены с настоящим стандартом.
Приложение А содержит некоторые указания по руководству для внедрения настоящего стандарта.
Система менеджмента безопасности дорожного движения интегрирована или построена как совместимая с другими системами менеджмента (см. приложение С) и процессами внутри организации.
Настоящий стандарт способствует использованию принципа итерационных (повторяющихся) процессов (планируй, делай, проверяй, исправляй), который стимулирует организацию к достижению результатов безопасности дорожного движения.
1 Область применения
Настоящий стандарт применяется к любой организации вне зависимости от ее типа, размера, а также поставляемых организацией продукции или услуг в том случае, если организация планирует:
a) повысить уровень БДД;
b) создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД;
c) обеспечить свое соответствие сформулированной политике в области БДД;
d) доказать соответствие требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для целей менеджмента БДД. Стандарт не имеет целью установление технических требований и требований качества к средствам транспортирования и транспортным услугам (например, дороги, дорожные знаки/светофоры, автомобили, трамваи, услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, службы спасения и скорой помощи).
Задачей настоящего стандарта не является установление единообразия в структуре менеджмента БДД или единообразие документации.
БДД является объектом совместной ответственности. Настоящий стандарт не имеет своей целью освобождение пользователей дорог от их обязанностей соблюдать законодательство и ответственного поведения. Стандарт может способствовать организации в усилиях по поощрению пользователей дорог к соблюдению законодательства.
Все требования настоящего стандарта не являются предметом патентного права.
В тех случаях, когда-какое либо из требований настоящего стандарта не могут быть применены по причине статуса организации, а также ее продукции или услуг, это требование может считаться исключением, при условии, что данное исключение и причины его документированы.
В том случае, если исключения сделаны, претензия на соответствие настоящему стандарту допустима только в том случае, когда они не влияют на способность организации успешно создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД.
2 Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.27) получения свидетельств аудита (3.4) и объективного их оценивания с целью определения степени выполнения согласованных критериев (3.3) аудита.
Примечание 1- Аудит может быть внутренним аудитом (первой стороны) или внешним аудитом (второй или третьей стороны), а также комплексным аудитом (объединяющим две или более дисциплины).
3.2 аудитор (auditor): Лицо, обладающее продемонстрированными атрибутами и компетентностью (3.7) для проведения аудита (3.1).
3.3 критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований, используемые, как база для оценки, с которой сравниваются свидетельства аудита (3.4).
3.4 свидетельство аудита (audit evidence): Записи, изложение фактов или другая информация, которые относятся к критериям аудита (3.3) и могут быть проверенными.
3.5 наилучшая доступная информация (best available information): Информация, доступная организации, и которая учитывает любые известные ограничения в данных или используемых моделях, или вероятность расхождения мнений экспертов.
3.6 ориентация (commitment): Уровень действия и назначение, приданные системе менеджмента (3.16).
3.7 компетентность (competence): Способность применять знания и опыт для того, чтобы достигнуть намеченных результатов.
3.8 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.28).
3.9 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по повышению рабочих характеристик (3.23).
3.10 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.19).
3.11 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (3.19) и предотвращения его повторения.
3.12 гибель (death): Потеря человеческой жизни, как прямой результат автомобильной катастрофы (3.33).
* На территории Российской Федерации погибшими в результате ДТП признаются пострадавшие в нем лица, которые умирают в течение 30 дней с момента совершения ДТП.
3.13 документированная информация (documented information): Информация, которая требует управления и поддержания со стороны организации (3.21) и средства, в которых она воплощена.
Примечание 1- Документированная информация может быть в любом формате и в любом качестве, а также из любого источника.
— к системе менеджмента (3.16), включая связанные с ней процессы (3.27);
— к информации, создаваемой для функционирования организации (документация);
— к свидетельствам о достигнутых результатах (записи).
3.14 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.21), которые могут оказывать влияние или подвергаться влиянию или считать, что они подвержены влиянию действий или решений.
В Поездку
Все для локомотивной бригады
1. Общие положения
1.1. Настоящие Типовые требования (далее — требования) устанавливают базовые требования по созданию, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии системы менеджмента безопасности движения (далее — СМБД) в ОАО «РЖД».
1.2. Настоящие Требования разработаны с учетом «Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 28 января 2013 г. N 197р, «Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2013 г. N 1498р.
1.3. Настоящие Требования предназначены для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и их структурными подразделениями ОАО «РЖД», деятельность которых связана с безопасностью движения (далее — организация).
1.4. Применение настоящих Требований дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии между ОАО «РЖД» и его дочерними и зависимыми обществами.
1.5. Применение настоящих Требований сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
1.6. В настоящих Требованиях применяются следующие термины с соответствующими определениями:
1.7. В настоящих Требованиях применяются следующие сокращения:
1.8. Настоящие Требования являются общими для применения и должны быть адаптированы к деятельности конкретной организации, с учетом действующих законодательных и иных требований по обеспечению безопасности движения.
Презентация «Система менеджмента безопасности движения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система менеджмента безопасности движения Выполнил студент группы 2опп-542: Гарькавый К.А.
Безопасность движения Безопасность движения на железнодорожном транспорте — комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды.
Система менеджмента безопасности движения, представляет собой часть общей системы менеджмента в организациях холдинга «РЖД», реализующая управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью движения, способствующая достижению целей и решению задач безопасности движения, включающая в себя оценку риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, распределение ответственности и полномочий, правила и процедуры, а также процессы мониторинга и оценивания.
Процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском Риск – «влияние неопределенности на цели» (международный стандарт ISO 31000). Управление рисками – это скоординированные действия для того, чтобы направлять и контролировать организацию в отношении рисков. Управление рисками осуществляется по принципу, согласно которому работа с рисками сопряженными с большими убытками и высокой вероятностью реализации проводится в первую очередь, а работа с рисками с более низкой вероятностью реализации и меньшими убытками проводится в порядке убывания их важности.
Действующие в настоящее время системы дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов холдинга «РЖД», профессионального обучения рабочих кадров и технической учебы работников ОАО «РЖД» должны развиваться в направлении повышения уровня знаний в области безопасности движения и их результативности для практической деятельности. В развитие общих для всех организаций холдинга «РЖД» нормативной документации в области поддержания компетентности руководителей всех уровней и профессионального мастерства работников в каждой организации холдинга «РЖД» следует разрабатывать и вводить в действие собственные документы по вопросам взаимодействия персонала внутри организации холдинга «РЖД», а также между организациями, если от этого взаимодействия зависит безопасность движения поездов и маневровой работы Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач
Меры по выполнению требований регистрации и документирования информации Данный элемент означает, что в организации холдинга «РЖД» должно быть четко зафиксировано, какая установленная в нормативной документации информация в области безопасности движения регистрируется и какими средствами (например, устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов, системами документированной регистрации переговоров, комплексной автоматизированной системой анализа надежности технических средств КАСАНТ и др.). При этом перечень источников информации, состав этой информации, порядок обращения с ней, порядок контроля за техническим средствами регистрации информации документируются независимо от того, в ведении какой организации холдинга «РЖД» находятся части систем регистрации данных (например, они могут быть в ведении ОАО «РЖД» (как, например, комплекс технических средств КТСМ) или других сторонних организаций, но, если осуществляют регистрацию важных для какого-либо филиала или ДЗО ОАО «РЖД» данных, то указанные сведения должны найти отражение в документации этого филиала или ДЗО).
Для чего служит система менеджмента безопасности движения сдо
Руководители хозяйств и предприятий Забайкальской железной дороги 7 июня в формате семинара поделились между собой опытом построения системы менеджмента безопасности движения и культуры безопасности.
Система менеджмента безопасности движения (СМБД) была создана в ОАО «РЖД» в целях повышения уровня безопасности движения поездов, а также вовлечения в деятельность по обеспечению безопасности движения всех организаций, участвующих в перевозочном процессе. Она представляет собой часть общей системы менеджмента в организациях холдинга, реализует управленческие технологии, способствует достижению целей и решению задач безопасности движения, включает в себя оценку риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, распределение ответственности и полномочий.
С точки зрения СМБД, основным инструментом оценки готовности предприятий к гарантированному обеспечению безопасности движения поездов является сертификация этих предприятий. Впрочем, такой сертификат необходимо заслужить, выполнив все требования и критерии оценки. Десятки структурных подразделений на полигоне Забайкальской железной дороги уже получили такие сертификаты. Однако дается документ не навсегда. Невыполнение ряда условий СМБД, нарушение правил производства работ и последующих аудитов на право получения сертификатов могут стать причиной изъятия таковых. Такие случаи, как признали участники семинара, к сожалению, нередки на ЗабЖД. А потому необходимо усилить работу по улучшению ситуации с безопасностью движения поездов.
Для этого в службах и дирекциях ведется работа по вовлечению коллективов подразделений в процесс повышения безопасности. В частности, в службе автоматики и телемеханики Забайкальской дирекции инфраструктуры закрепили за отстающими дистанциями СЦБ контролирующих руководителей службы. Кроме этого, проводятся обязательные разборы выявленных нарушений, но при этом руководство службы не забывает использовать комбинированный метод «кнута и пряника», который невозможен без грамотной мотивации работников в случае наметившихся успехов.
Кроме того, современные информационные технологии тоже могут послужить на пользу организации работы. Примером их использования стала система «Мобильный общественный инспектор», позволяющая оперативно и эффективно реагировать на сигналы о нарушениях в работе хозяйств.
Ряда объективных причин ухудшения ситуации можно избежать, если грамотно построить работу, вовремя менять устаревающее и вышедшее из строя оборудование. Кроме того, в современных условиях, как подчеркнул и.о. начальника ЗабЖД Сергей Албитов, большое значение играет уровень механизации. И все это должно работать в системе.
Таким образом, максимальная эффективность СМБД будет достигнута только тогда, когда на местах приоритет будет отдаваться качеству производственных процессов, а также когда будет налажен взаимообмен информацией, усовершенствована система учета транспортных происшествий. Как подчеркнул главный ревизор ЗабЖД по безопасности движения Алексей Хащенко, на предприятиях необходимо внедрять культуру безопасности, прививать работникам осознание доли ответственности за безопасность.
Руководители магистрали в ходе семинара призвали всех участников перевозочного процесса сделать выводы и максимально сосредоточиться на принципах системы менеджмента безопасности движения поездов.
На фото: Система менеджмента безопасности движения поездов может быть реализована только при полном вовлечении в нее каждого работника.
Для чего служит система менеджмента безопасности движения сдо
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 983р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО «РЖД»
В целях совершенствования и развития системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2015 г. прилагаемые Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД».
2. Начальникам Департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД»:
а) организовать работу по приведению внутренних локальных документов в области системы менеджмента безопасности движения в соответствие с Типовыми требованиями к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»;
б) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить его выполнение.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Вице-президент ОАО «РЖД»
Ш.Н.Шайдуллин
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 15 апреля 2015 г. N 983р
ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ОАО «РЖД»
2. Цели и задачи создаваемой СМБД
2.1. Основными целями создания СМБД являются:
повышение уровня безопасности движения и надежности перевозочного процесса;
обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми филиалами, структурными подразделениями, ДЗО холдинга «РЖД», участвующими в перевозках или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;
реализации подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями международных стандартов, применяемых на зарубежных железных дорогах.
2.2. Руководители организаций внедряющих СМБД должны обеспечить, чтобы цели создания СМБД были доведены до сведения причастного персонала, а также понятны ему.
2.3. Для достижения целей создания СМБД, в организации необходимо установить и обеспечить решение следующих задач:
— управление безопасностью движения на основе правил, ограничений и требований эксплуатации объектов движения;
— управление операционными процессами с целью снижения рисков для безопасности движения;
— проведение мониторинга системных процессов СМБД, предупреждение случаев, угрожающих безопасности движения при осуществлении операционных процессов;
— разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМБД, обеспечение ее целостности, управления рисками и улучшения результативности в области безопасности движения.
3. Общие требования к СМБД
3.1. СМБД должна быть разработана, задокументирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии, а также постоянно улучшаться.
3.2. Должен производиться через запланированные интервалы времени мониторинг состояния СМБД.
3.3. Внедряющая СМБД организация должна:
— обеспечивать управляемость на любых уровнях всеми, связанными с обеспечением безопасности движения, процессами деятельности, с распределением ответственности за выполнение этих процессов;
— способствовать вовлечению персонала в соблюдение установленных требований по безопасности движения в отношении выполнения процессов текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организации движения поездов и маневровой работы;
— обеспечивать своевременное обновление и пополнение нормативными документами СМБД;
— обеспечивать непрерывное улучшение СМБД;
— определять процессы, необходимые для системы менеджмента безопасности движения, и их применение во всей организации;
— определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
— определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
— обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;
— осуществлять мониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;
— принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
3.4. СМБД должна содержать процедуры для:
— идентификации и оценки всех рисков для безопасности движения, которые появились или могут появиться вследствие выполнения операционной деятельности;
— определения мер управления, применяемых для управления рисками для безопасности движения, а также для мониторинга состояния безопасности движения на основе оценки риска;
— мониторинга эффективности мер управления риском для безопасности движения.
4. Разработка и внедрение СМБД
4.1. Разработка и внедрение в СМБД состоит из нескольких этапов, включающих:
— идентификацию законодательных и других обязательных требований в области безопасности движения применительно к конкретным видам деятельности. Учет требований в области безопасности движения;
— разработку политики и целей в области безопасности движения;
— установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области безопасности движения. СМБД должна распространяться на операционные процессы деятельности, связанные с обеспечением безопасности движения;
— выявление недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД, адаптированных к особенностям, масштабу и другим условиям деятельности организации;
— определение необходимых ресурсов (информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, производственная среда, программное обеспечение) и своевременное и в необходимых объемах обеспечение ими для достижения установленных целей в области безопасности движения и реализации недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД;
— разработку методов измерения показателей критически важных для безопасности движения операций процессов деятельности и показателей их результатов в области безопасности движения;
— определение корректирующих и предупреждающих мер для устранения причин выявленных несоответствий и предупреждения возникновения потенциально возможных несоответствий, важных для безопасности движения;
— разработку и применение мер постоянного улучшения СМБД, в том числе за счет развития культуры безопасности движения, являющейся неотъемлемой составной частью корпоративной культуры и характеризующей качество СМБД в целом и ее отдельных элементов.
5. Основные функции и принципы построения СМБД
5.1. СМБД включает в себя следующие основные управленческие функции:
— планирование и прогнозирование безопасности движения;
— управление безопасностью движения;
— обеспечение безопасности движения;
— улучшение показателей безопасности движения.
5.2. Создание СМБД базируется на следующих основных принципах:
— принцип всестороннего и бесперебойного обеспечения безопасности движения;
— принцип планирования СМБД;
— принцип предвидения и предупреждения;
— принцип презумпции ответственности в области, внедренной СМБД.
6.1. СМБД организации должна включать следующие элементы или управляемые виды деятельности:
— формирование политики в области безопасности движения;
— установление качественных и количественных целей, принятие планов и процедур для достижения этих целей;
— учет требований законодательных актов, стандартов, иных нормативных документов;
— процедуры менеджмента риска и выполнение мер по управлению риском;
— меры по обеспечению обмена информацией;
— процедуры расследования транспортных происшествий и событий, их учета и принятия мер по предупреждению;
— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения задач;
— выполнение требований регистрации и документирования информации;
— предупреждение нарушений безопасности движения, информированность о них и действий в нестандартных ситуациях
— проведение внутренних и внешних аудитов СМБД, дополняющих проведение технических ревизий, проводимых филиалами ОАО «РЖД».
6.2. Требования к элементам СМБД изложены в соответствующих разделах Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 апреля 2013 г. N 1498р.
7. Обязательные документированные процедуры СМБД
8. Поддержание СМБД в рабочем состоянии
8.1. Поддержание в рабочем состоянии СМБД включает в себя:
— результативность и эффективность формирования СМБД;
— формирование и развитие культуры безопасности движения в холдинге «РЖД»;
— итоги проведенных аудитов СМБД и принятые на их основе управленческие решения;
— выполнение установленных и запланированных целевых показателей;
— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач;
— рассмотрение процедур менеджмента риска;
— анализ функционирования процессов, связанных с безопасностью движения.
9. Контроль за созданием и функционированием СМБД
9.1. Общий контроль за созданием и функционирование СМБД в организациях осуществляется уполномоченным подразделением аппарата управления ОАО «РЖД», а в их территориальных и структурных подразделениях, уполномоченным подразделением железных дорог.
9.2. Контроль за созданием и функционирование СМБД внутри организаций осуществляют их руководители.
10. Полномочия и ответственность за исполнение требований к СМБД, ее внедрение и поддержание в рабочем состоянии
10.1. Руководство организации должно обеспечивать внедрение СМБД, ее соответствие установленным требованиям, а также постоянное улучшение ее результативности посредством:
— доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований СМБД;
— разработки политики и целей в области безопасности движения, гармонизированных с политикой в области безопасности движения холдинга «РЖД»;
— проведения анализа состояния безопасности движения в организации со стороны руководства;
— обеспечения необходимыми ресурсами для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМБД.
10.2. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы политика в области безопасности движения:
— соответствовала целям организации;
— включала в себя обязательство соответствовать установленным требованиям и постоянно повышать результативность СМБД;
— создавала основы для постановки и анализа целей в области безопасности движения;
— была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
— постоянно обновлялась и анализировалась, осуществлялся регулярный мониторинг проводимой политики в области СМБД.
10.3. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области безопасности движения были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области безопасности движения должны быть измеримыми и согласуемыми с проводимой политикой в области безопасности движения.
10.4. Руководство организации должно обеспечивать:
— планирование создания, поддержания и улучшения СМБД для достижения целей в области безопасности движения;
— сохранение целостности СМБД при планировании, внедрении и внесении в нее изменений.
10.5. Руководство организации должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
10.6. Руководство организации должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности СМБД.
10.7. Руководство организации и назначенный им представитель должны анализировать через запланированные интервалы времени, но не реже одного раза в квартал, функционирование СМБД на предмет ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.
Для анализа функционирования СМБД со стороны руководства организации должны быть установлены входные данные, такие как:
— анализ функционирования производственных процессов со стороны их руководителей;
— результаты аудитов СМБД;
— результаты проверок состояния обеспечения безопасности движения в организации, проведенных государственными надзорными органами и уполномоченными подразделениями владельца инфраструктуры;
— фактические показатели состояния безопасности движения;
Данный анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в СМБД, в том числе в политике и целях в области безопасности движения.
11. Идентификация и оценка рисков в области СМБД
11.1. Для идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками:
— организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации рисков, оценки рисков и определения, необходимых мер управления рисками в определенной области применения СМБД;
— процедуры идентификации рисков и оценки рисков должны принимать во внимание системные факторы, влияющие на безопасность движения;
— в результате выполнения работы по идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками в области безопасности движения должны быть выявлены опасности и факторы риска, которые оказывают или могут оказывать значимое влияние на риски в области безопасности движения;
— организация должна выполнять процедуры идентификации рисков и оценки рисков в области безопасности движения в случаях, когда в деятельность организации предполагается внести изменения, способные привести к новым рискам в этой области;
— для менеджмента изменений организация должна обеспечить проведение переоценки рисков в области безопасности движения, связанной с предполагаемыми изменениями в своей деятельности;
— на этапе идентификации рисков организация должна определить возможные аварийные ситуации и связанный с ними масштаб рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, окружающей среде. Эти действия необходимы для разработки и внедрения процедуры реагирования на данные ситуации;
— методология по идентификации рисков и оценке рисков должна быть определена с учетом области ее применения, характера и времени применения, чтобы обеспечить ее предупредительный характер, а также обеспечивать идентификацию, ранжирование по степени значимости и документирование рисков, а также применение соответствующих мер управления ими;
— организация должна документировать и поддерживать в рабочем состоянии результаты идентификации рисков, оценки рисков и разработки мер управления рисками в области безопасности движения. Необходимо принимать меры, чтобы идентифицированные значимые риски в области безопасности движения, а также соответствующие им меры управления были приняты во внимание при разработке, внедрении и поддержании СМБД в рабочем состоянии.
12. Организация разработки и документирование СМБД
12.1. Руководство организации должно принять на себя общую ответственность за разработку, внедрение, поддержание функционирования и постоянное улучшение СМБД.
12.2. Функции общего руководства и оперативного управления СМБД определяются требованиями к СМБД, установленные настоящими требованиями ко всем элементам СМБД.
12.3. Функциональные обязанности, ответственность, подчиненность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения всех лиц, которых они касаются;
12.4. Руководство организации должно назначить своего представителя, который независимо от других функциональных обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:
— обеспечение разработки, внедрение и поддержание функционирования СМБД в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего документа;
— представление руководству организации для анализа отчетов о результативности СМБД, включая рекомендации по ее улучшению.
12.5. Руководство организации должно обеспечить и документально оформить ответственность работников на рабочих местах за те аспекты СМБД, которыми они управляют, включая соблюдение обязательных требований, правил и норм в области безопасности движения.
13. Проверка и мониторинг результативности СМБД
13.1. Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры регулярного мониторинга и измерений результативности мер и методов управления рисками в области СМБД, которые должны предусматривать:
— качественные и количественные измерения, необходимые для обеспечения безопасности движения;
— выполняется ли политика, и достигаются ли цели в области безопасности движения;
— внедрено ли и насколько результативно управление рисками в области безопасности движения;
— существуют ли и насколько результативны действия по обеспечению осведомленности и подготовки персонала, по выполнению программы консультирования.
14. Оценка соответствия
14.1. Руководство организации должно:
— разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру периодической оценки соответствия своей деятельности применимым законодательным и нормативным требованиям по безопасности движения;
— периодически оценивать соответствие своей деятельности другим требованиям, с которыми оно согласилось и обязалось выполнять.
15.1. Организация должна проводить аудиты СМБД.
15.2. Основными функция аудита СМБД являются:
— осуществление проверок систем управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных несоответствий в СМБД и производственных процессах входящих в ее область, а также предоставление рекомендаций по повышению эффективности управления;
— осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.
15.3. При аудите СМБД проверяют соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением безопасности движения требованиям нормативных документов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению безопасности движения.
15.4. Руководство организации должно обеспечить проведение с запланированной периодичностью внутренних аудитов, чтобы определить:
— соответствует ли СМБД запланированным мероприятиям в области СМБД;
— должным ли образом СМБД внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;
— результативна ли СМБД в части реализации политики и достижения целей в области безопасности движения.
15.5. Руководство внедряющей СМБД организации должно планировать программы аудитов, определять критерии, область применения, частоту и методы проведения аудитов.
15.6. Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и СМБД.
15.7. Руководство организации должно обеспечить наличие необходимых дополнительных компетенций у персонала ответственного за организацию и проведение аудитов СМБД.
15.8. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита СМБД.
15.9. В организации должна быть разработана документированная процедура распределения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов СМБД, ведением записей, составлением и хранением отчетов о результатах проведенных аудитов СМБД.
15.10. Руководство организации, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечивать разработку и осуществление корректирующих действий для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер и подготовку отчета о результатах верификации.
16. Действия по улучшению СМБД
16.1. Организация должна разработать документированную процедуру работы с выявленными и потенциально возможными несоответствиями, важными для безопасности движения, а также осуществления соответствующих корректирующих и предупреждающих действий. Указанные процедуры должны быть разработаны для определения требований по:
— анализу несоответствий, определению их коренных причин и осуществлению корректирующих действий для исключения их повторений;
— оценке необходимости принятия и внедрения адекватных предупреждающих действий для предотвращения возникновения несоответствий;
— записям результатов выполнения принятых корректирующих и предупреждающих действий;
— анализу результативности выполненных корректирующих и предупреждающих действий.
16.2. Все корректирующие и предупреждающие действия, осуществленные для устранения причин реальных и потенциальных несоответствий, должны соответствовать значимости проблем и быть соразмерными рискам в области безопасности движения.
16.3. В случаях, когда осуществление корректирующих и предупреждающих действий может привести к новым или измененным рискам или к необходимости разработки новых или измененных мер управления рисками, процедура должна предусматривать в качестве обязательного требования проведения оценки рисков до внедрения разработанных мер.
16.4. По результатам выполнения предупреждающих действий внедряющая СМБД организация должна обеспечить внесение необходимых изменений в соответствующую документацию СМБД.
17. Непрерывное улучшение СМБД
17.1. Постоянное повышение уровня безопасности движения осуществляется на основе регулярного менеджмента непрерывно функционирующей СМБД и реализации цели постоянного улучшения СМБД. Действия по улучшению должны включать:
— анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;
— установление целей улучшения;
— поиск возможных решений для достижения целей;
— оценивание и принятие решений;
— выполнение принятых решений;
— измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения принятых решений для определения того, достигнуты ли цели;
— оформление изменений.
17.2. Результаты анализируются с целью определения дальнейших возможностей для улучшения. Улучшение является постоянной деятельностью.
17.3. Руководство организации должно постоянно повышать результативность СМБД путем использования результатов внутренних аудитов, технических ревизий, проверок, анализа данных, информации о результативности корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа СМБД в целом.