для чего турция строит канал
Для чего Эрдоган хочет построить канал «Стамбул»
Вот уже девять лет как ожидается начало строительства искусственного водного канала в Стамбуле, который Реджеп Тайип Эрдогана еще в 2011 году назвал «безумным проектом», но кажется он еще не был так близок к реализации как сейчас. Команда Telegram-канала «Стамбульский волк» попыталась разобраться для чего этот проект нужен Эрдогану, какие у него плюсы и минусы, и должна ли Москва беспокоится о том, что канал повлияет на конвенцию Монтрё.
Как появился проект
В апреле 2011 года тогда еще премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, заявил о том, что власти Турции планируют построить канал, соединяющий Черное и Мраморное моря в качестве альтернативы перегруженному проливу Босфор.
«Мы закатали рукава для канала «Стамбул», одного из величайших проектов века, который затмит Панамский и Суэцкий каналы», — заявил тогда Эрдоган.
До того, как объявить о канале, который Эрдоган назвал «безумным проектом», турецкий премьер через публикации и обсуждения темы в медиапространстве создал вокруг этой темы интригу. Которая «совпала» с предстоящими парламентскими выборами 12 июня и канал «Стамбул» стал частью обещаний турецкого лидера перед голосованием. На выборах партия Эрдогана набрала большинство голосов, получив возможность в третий раз подряд руководить страной.
Одна из основных целей проекта заключалась в уменьшении движения через Босфорский пролив, и таким образом минимизировать экологическую угрозу. В те годы, по словам турецких властей, через Босфор проходило до 45 тысяч кораблей, и транспортировалось около 140 миллионов тонн нефти.
Тогда Эрдоган пообещал, что после выборов начнутся предварительные исследования и разработка проекта, которые, как ожидается, займут два года. С тех пор прошло 9 лет.
Уровень готовности — Эрдоган
Последний раз президент Турции обещал начать проект в марте этого года. Эрдоган заявил, что в ближайшие дни будет объявлен тендер на строительство канала «Стамбул». Возможно, после последнего обещания работы пришлось отложить по объективным причинам — из-за вспышки пандемии COVID-19. За 4 месяца до этого, в декабре 2019 года, турецкий президент также заявлял о том, что совсем скоро реализация проекта начнется. Тем не менее, тендер не объявили, а строительство так и не началось.
Стоит отметить, что Эрдоган не раз обещал приступить к возведению канала «Стамбул». После первого объявления об этом «безумном проекте» века в 2011 году, президент Турции практически ежегодно заявляет, что в ближайшие дни будет проведен тендер и начнется реализация проекта: январе 2013 года, в феврале 2014 года, в ноябре 2017 года, в апреле 2018 года.
Стоимость и время строительства
Согласно отчету «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС), проект проходит через границы района Кючюкчекмедже, Авджылар, Башакшехир, Албанкей. Связь проекта с Черным морем будет обеспечена через район Карабурун, а связь с Мраморным морем через озеро Кючюкчекмедже.
Водная часть проекта будет длиной 45 километров, шириной 250 метров в нижней части, 360 метров — в верхней и глубиной 20,75 метра. Но помимо этого, в проект также входят прибрежные объекты, порты для яхт, контейнерные порты и логистические центры, бетонные заводы.
Согласно данным о «Стамбуле», строительство продлится 7 лет, а его стоимость может составить от 75 миллиардов турецких лир (10 миллиардов долларов). В работах планируется задействовать до 10 тысяч человек.
Что даст проект Турции
Власти Турции объясняют необходимость канала двумя причинами. Первая — забота об окружающей среде, о Босфорском проливе, через который проходят в среднем 50 тысяч судов в год. И вторая — возможность заработать на предоставлении альтернативного водного пути для коммерческих судов.
Согласно информации провластных источников, на канале «Стамбул» Турция сможет зарабатывать от 6 до 8 миллиардов долларов в год.
Сейчас коммерческие суда пересекают Босфор в соответствии с конвенцией Монтрё. В Анкаре утверждают, что в 1930-х годах, когда она была подписана, количество судов, проходящих через турецкие проливы, в год составляло порядка 3 тысяч, в настоящее время эта цифра увеличилась, как и размеры самих судов в результате технологических достижений и, в частности, увеличения проходов судов, перевозящих топливо и другие опасные/токсичные вещества. Все это создает огромное давление и угрозу для города и всемирного наследия, что, по мнению Турции, делает планирование альтернативного маршрута перехода черноморских проливов обязательным.
Кто против проекта и почему
Критиками и противниками проекта выступают ученые, сейсмологи, защитники окружающей среды и все оппозиционные партии Турции, однако главным противником канала является мэр Стамбула Экрем Имамоглу — член оппозиционной Республиканской народной партии (РНП). Он был избран главой города в прошлом году и с тех пор активно выступает против строительства канала, называя его «проектом убийцей Стамбула» и «предательством Стамбула». Мэр устраивает пресс-конференции на эту тему, печатает брошюры и развешивает рекламные баннеры по всему городу, в которых рассказывает о вреде канала.
22 декабря Имамоглу объявил, что муниципалитет Стамбула расторгнул протокол о сотрудничестве с правительством по каналу. Через несколько дней он созвал пресс-конференцию, на которой назвал причины, из-за которых стоит противостоять проекту «Стамбул». По словам мэра, он пришел к такому решению после обсуждения вопроса с учеными.
«В беседе выяснилось, что канал «Стамбул» — не проект «предательства», а проект «убийства». Это катастрофический проект, который угрожает существованию 16-миллионного населения Стамбула и безопасности 82 миллионов граждан Турции», — сказал Имамоглу.
Он отметил, что независимо от обещаний, данных кому бы то ни было, от реализации канала «Стамбул» следует отказаться. Одной из причин несогласия с проектом Имамоглу назвал нехватку воды, которую может вызвать появление нового водного пути.
«Если проект будет реализован, Стамбул, существующий 8500 лет, потеряет как подземные, так и надземные источники воды. Не говоря уже о других причинах, эта причина сама по себе предполагает приостановку проекта», — сказал Имамоглу.
Мэр турецкого мегаполиса добавил, что данные об этом доступны в отчетах, подготовленных «Государственными гидротехническими сооружениями» (DSİ) и «Стамбульским управлением водоснабжения и канализации» (İSKİ).
«Канал «Стамбул» откроет путь для смешивания соленой воды в озере Теркос и дельтах рек. Главный источник воды для европейской части города исчезнет, а плотина Сазлыдере утратит функциональность. Нехватка воды является не только проблемой безопасности, поскольку территория, где планируется строительство является стратегической резервной зоной, источники которой могут быть использованы во время войн и стихийных бедствий», — отметил Имамоглу.
По словам градоначальника, помимо опасной возможности засухи, канал «Стамбул» вызовет в городе риски землетрясений.
«Принимая во внимание 120-летнюю историю сейсмических наблюдений, можно сказать, что любое строительство вдоль трассы канала создает огромный риск для жизни людей, потому что землетрясения являются неизменной реальностью этого региона. Структура почвы подвержена оползням», — подчеркнул он.
Ученые говорят, что проект «канал Стамбул» изменит баланс подземных и надземных напряжений. Перегрузки, которые вызовут конструкции, спровоцируют новые землетрясения.
Также Имамоглу обратил внимание на экономическую нагрузку проекта на граждан. По его словам, строительство окажет экономическое влияние на турок, поскольку приведет к росту налогов, а также к увеличению расходов муниципалитета Стамбула.
Кроме этого, по мнению Имамоглу, такой проект нарушит конвенцию Монтрё, которая «защищает Турцию и страны, граничащие с Черным морем». Мэр уверен, что возведение канала «Стамбул» нарушит еще семь международных соглашений.
Конвенция Монтрё
Международная конвенция, подписанная в швейцарском Монтрё в 1936 году, регулирует проход через Турецкие проливы — Дарданеллы, Босфор и Мраморное море. Она признает международный статус проливов, но также отводит Турции центральную роль в надзоре за ее надлежащим выполнением.
До Монтрё проход через Турецкие проливы регулировался другой конвенцией, приложенной к Мирному договору, подписанному в Лозанне в 1923 году. Этот документ накладывал ряд ограничений на размещение военных объектов на определенном расстоянии от проливов и Мраморного моря.
Турция, использовав благоприятную комбинацию в середине 1930-х годов, убедила государства, которые были участниками конвенции, приложенной к Лозаннскому мирному договору, заменить ее новой.
Конвенция Монтрё в целом рассматривается как значительный выигрыш Турции, поскольку она фактически подтвердила свой контроль над Босфором, сняв международный надзор и позволив Анкаре милитаризовать проливы, а также наложить ограничения на проход военно-морских судов стран, не являющихся причерноморскими.
По словам бывшего министра иностранных дел, который занимал этот пост при правительстве Партии справедливости и развития (ПСР), Яшара Якыша, это стало возможным из-за напряженности, царившей в то время в Европе: Италия вторглась в Абиссинию и Лига Наций не смогла предотвратить это, а Германия угрожала вторжением в Чехословакию.
«Турция использовала эту шаткую атмосферу, чтобы убедить стороны конвенции приспособить ее к новым условиям и смогла повторно милитаризовать берега проливов и Мраморного моря. В результате была подписана новая конвенция Монтрё, которая лучше учитывала интересы безопасности Турции и России. Она также защищала интересы других прибрежных стран Черного моря. Конвенция Монтрё была подписана на 20 лет, срок, который может быть продлен по молчаливому согласию», — рассказывает дипломат.
Неограниченная свобода прохода торговых судов поддерживается для всех стран конвенцией Монтрё. Безопасность Турции повышается за счет ограничения прохода, если страна находится в состоянии войны.
Об интересах России (тогда СССР) тоже позаботились, ограничив тоннаж военных судов непричерноморских стран, которым разрешено заходить в Черное море. Суммарный тоннаж для военных судов таких стран ограничен 30 тысячами тонн, а период их пребывания в Черном море не может превышать 21 день.
Как Россия комментирует строительство канала
Посол России в Турции Алексей Ерхов прокомментировал строительство канала «Стамбул» в интервью РИА Новости. По его словам, наличие или отсутствие дополнительной водной артерии между Черным и Мраморным морями не изменит международно-правовой режим конвенции Монтрё.
«Конвенция, с одной стороны, регулирует порядок прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, а с другой — устанавливает ограничения по общему тоннажу военных кораблей черноморских и нечерноморских государств, а также сроки пребывания в акватории Черного моря военных кораблей нечерноморских государств», — заявил Ерхов.
Как канал «Стамбул» повлияет на Монтрё
Однако, по мнению Эрдогана, канал полностью выходит за рамки применения конвенции Монтрё.
«Монтрё касается только Босфорского пролива. Это история. А Канал «Стамбул» — это наш проект, который мы построим своими силами», — утверждает он.
Эти слова поддерживает бывший глава Генштаба Турции генерал Илькер Башбуг. Комментируя тему влияния Конвенции Монтрё на канал «Стамбул», он заявил, что его строительство ликвидирует соглашение.
«Речь идет об отдельном объекте за пределами Конвенции Монтрё. Строительством канала вы создаете новые условия. В случае изменения условий стороны имеют право прекратить реализацию настоящего соглашения. Это приведет к новому обсуждению, результаты которого будут определены голосованием», — заявил генерал.
По мнению бывшего министра культуры Эртугрула Гюная, новый водный путь может вызвать возражения со стороны черноморских государств, поскольку он может поставить под сомнение дальнейшее действие Конвенции Монтрё.
«Основное беспокойство будет заключаться в том, будут ли по-прежнему применяться ограничения конвенции в отношении государств, не расположенных у Черного моря, и может ли Турция управлять каналом по своему усмотрению», — считает Гюнай.
В свою очередь Якыш напомнил о случае, произошедшем в августе 2008 года: во время кризиса между Россией и Грузией из-за Южной Осетии, Соединенные Штаты хотели отправить к грузинским берегам госпитальный корабль грузоподъемностью 68000 тонн. Анкара сообщила Вашингтону, что это нарушает конвенцию Монтрё и ВМС США пришлось отправить корабль с грузоподъемностью 12000 тонн.
«Какова была бы реакция Турции, если бы Соединенные Штаты решили отправить военные корабли в Черное море сверх ограничений, установленных конвенцией Монтрё, и попросили бы Анкару дать согласие на отправку их через канал «Стамбул», утверждая, что ограничения действительны только для Босфора?», — задает вопрос и подталкивает нас к размышлению бывший турецкий министр.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.
В Турции начали строить канал, который пройдет параллельно Босфору
Автор фото, Anadolu Agency
Первым объектом строительства нового канала будет мост через него
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал старт началу строительства нового канала «Стамбул», который соединит Мраморное и Черное моря и пройдет параллельно проливу Босфор.
По словам Эрдогана, стоимость проекта составит 15 млрд долларов, строительство займет шесть лет.
Первым будет построен мост через новый канал. Всего планируется построить шесть мостов. Канал пройдет к западу от Стамбула.
По замыслу турецких властей, новый канал должен будет разгрузить переполненный Босфор.
Однако критики проекта утверждают, что после ввода в эксплуатацию нового пролива на судоходство в нем могут не распространяться положения конвенции Монтрё о статусе турецких проливов Босфор и Дарданеллы, и транзит судов будет полностью под контролем турецкой стороны.
Автор фото, Turkish Presidency/Anadolu Agency
Кроме того, высказываются опасения, что строительство может иметь негативные экологические последствия.
Мост, первый камень в основание которого символически заложил Эрдоган, будет 1618 метров длиной, с главным пролетом в 440 метров, а высота башен-опор, на которые его подвесят, составит 196 метров.
Всего через канал, который отрежет Стамбул от европейской части Турции, по планам будут построены шесть мостов.
Прорыть канал пропускной способностью в 185 судов в сутки и построить всю инфраструктуру вокруг него турецкие власти надеются удивительно быстро: уже к 2025-2026 годам.
Споры о цене
Автор фото, Reuters
В июне в Турции прошли массовые протесты против строительства канала
Споры об экологии
Критики проекта, в том числе и власти Стамбула, которым правит оппозиция, говорят, что канал разрушит водную систему региона.
Мэр Стамбула, политический противник Эрдогана Экрем Имамоглу, сказал на этой неделе журналистам, что не может спать ночами из-за мыслей о проекте канала.
Автор фото, Getty Images
Когда о проекте канала было впервые объявлено в 2011 году, правительство Эрдогана объясняло, что Босфор перегружен. Но с тех пор благодаря строительству супертанкеров и трубопроводов движение по проливу сократилось на 10%
В начале апреля более 100 бывших офицеров флота Турции подписали открытое письмо против планов Эрдогана прорыть канал. Через несколько дней 10 отставных адмиралов из числа подписавших письмо были арестованы.
Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын заявил тогда, что эта критика президента со стороны военных напоминает о временах путча и что турецкий народ и его представители не допустят сохранения такой ментальности среди военных.
Споры о конвенции Монтрё
Согласно конвенции, подписанной еще в 1936 году в швейцарском городе Монтрё, гражданским судам всех стран гарантирована полная свобода прохода через проливы и в мирное, и военное время, но зато ограничен проход военных кораблей.
Кроме того, Турция вправе совсем закрыть проливы для военных кораблей в случае войны или угрозы ее безопасности.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А тут вдруг читаю, что Турция вплотную приблизилась к тому, чтобы построить канал «Стамбул», который пройдет почти параллельно Босфору.
Утверждается, что канал «Стамбул» должен значительно уменьшить угрозу жизни людей и культурному достоянию.
«По обеим сторонам канала будут построены два новых города. Это самый крупный проект в истории Турции, представляющий стратегическое значение для страны. Мы готовы к его реализации», — сказал Эрдоган, выступая на съезде возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития Турции.
Специалисты провели экспериментальное бурение на маршруте канала, а Администрация жилищного строительства Турции (TOKI) оценила потенциальные угрозы и риски для окружающей среды. Министр выразил уверенность в том, что канал «Стамбул» не окажет негативного влияния на экологию.
Однако экологи уверяют, что канал нарушит природный баланс между Чёрным и Мраморным морями. Под угрозой окажутся несколько видов рыб, а также источники пресной воды на западе Стамбула. Отмечается, что озеро Кючюкчекмедже, которое будет включено в систему канала, также может пострадать.
Предполагается, что канал разгрузит Босфор от большого количества водного транспорта — каждый год через Босфор проходит около 53 тысяч судов, включая танкеры с нефтью. Канал «Стамбул» пройдет параллельно Босфору и фактически сделает европейскую часть Стамбула островом и окончательно отделит его от Европы. Канал пройдет из Чёрного моря в Мраморное через озеро Кючюкчекмедже. Его протяженность составит 43 километра.
Но есть еще и вот такое мнение. Строительство канала «Стамбул» не только разгрузит судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы, но и позволит Турции, в обход конвенции Монтрё, проводить военные суда других стран в Чёрное море без ограничений, накладываемых конвенцией».
Напомним, что конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и по тоннажу.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 26 июня заложил фундамент для строительство канала Стамбул или второго Босфора, который должен соединить Черное и Мраморное моря, чтобы уменьшить нагрузку на «основной» Босфор.
Эрдоган открыл строительство первого из шести мостов на трассе Канала Стамбул и выступил с речью, в которой заявил, что Турция будет стремиться построить канал за шесть лет.
«Если в 1930-е годы через Босфор проходило в среднем 3 тысяч судов, то сегодня это число достигло 45 тысяч, а прогнозы показывают, что в 2050 году через него станет проходить более 78 тысяч судов», отметил он, поясняя, почему было принято решение построить новый канал.
Канал Стамбул, как заявляют турецкие власти, должен стать самым масштабным турецким проектом за последние десятилетия. Сам Эрдоган, заявляя о начале исследований возможности сооружения Канала Стамбул в 2011 году, назвал его «безумным проектом».
За что критикуют проект канала «Стамбул»
Кроме того, строительство канала «Стамбул» фактически уничтожит экосистему на европейской части Босфора, с многочисленными видами растений и животных. Птицы используют эту территорию для зимовок и вывода потомства. Строительство канала приведет к тому, что многие из них окажутся под угрозой вымирания. На севере города ради реализации проекта будут вырублены около 200 тысяч деревьев. 136 квадратных километров аграрных земель и 13 квадратных километров пастбищ будут уничтожены.
Новый канал ставит вопрос о конвенции Монтрё
Еще в декабре 2019 года, обсуждая новую транспортную артерию, Эрдоган выразил мнение, что морское сообщение через новый стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё, которая регулирует проход кораблей через турецкие проливы.
«Стамбульский канал не имеет отношения к конвенции Монтрё. Мы проектируем новый канал как альтернативу для морского сообщения через Босфор. Только за последние два года на Босфоре произошла 41 авария с судами. Да и нельзя забывать катастрофы прошлого», — отметил президент.
Принятая в 1936 году конвенция в швейцарском городе Монтрё восстановила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, обеспечив торговым судам бесплатный и свободный проход через эти проливы.
Что касается военных кораблей, то для них действует разный режим. Так, черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, но с уведомлением турецких властей. Для кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и тоннажу. Они могут находиться в акватории Черного моря не больше трех недель — 21 день, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. тонн. В крайнем случае, может доходить до 45 тыс. тонн. Именно благодаря этому соглашению через Босфор в Черное море, к примеру, не может зайти тяжелый американский авианосец.
Некоторые турецкие политические силы смотрят на конвенцию Монтрё как на обременительное соглашение, вынужденно заключенное после распада Османской империи. Страна не получает никакой выгоды за проход через свои территориальные воды, а также вынуждена заниматься контролем иностранных военных кораблей. Закрывать проход через Босфор и Дарданеллы Турция имеет право, только если сталкивается с военной угрозой.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Экономика
Стратегическое значение канала «Стамбул»: почему цель — Черное море? (Haber7, Турция)
Канал «Стамбул», который повысит активность Турции в мировой торговле, имеет большое значение с точки зрения торговой деятельности других стран. Как канал «Стамбул» связан с другими проектами? Почему страны пытаются выйти в Черное море?
С закладкой фундамента первого моста, который будет построен через водохранилище Сазлыдере, проект канала «Стамбул» фактически начинает претворяться в жизнь.
Такие причины, как увеличение габаритов, веса кораблей, транспортировка опасных грузов, таких как нефть и химикаты, а также увеличение количества проходов судов, являются лишь некоторыми факторами, представляющими опасность для Босфора.
Будучи естественным проливом, Босфор также таит в себе множество опасностей в силу крутых поворотов, сильных и переменных течений, а также внутригородского морского движения, которое пересекается с движением транзитных судов.
Канал «Стамбул», вопреки утверждениям, представляет собой проект, который обещает обеспечить Стамбулу долгосрочные преимущества во многих областях, таких как экология, экономика и безопасность.
Преподаватель Университета Мармара, специалист по городскому менеджменту, профессор, доктор Реджеп Боздоган (Recep Bozdoğan) отмечает, что проект канала «Стамбул» — это не просто строительство канала между Мраморным и Черным морями: «Проект включает логистический центр, конгресс-центр, выставочный центр, мероприятия в сфере экологического, оздоровительного туризма, пристань для яхт и два крупных порта. Также будет создана зона высоких технологий, которая будет функционировать как большой технопарк. Наряду с этим в рамках процесса городской трансформации для защиты от землетрясений, что является одной из крупнейших потребностей Стамбула, также будет построено два города средней величины для удовлетворения потребности в жилищном резерве. Значительная их часть будет использована в качестве резервного жилья. Оба города будут заполнены на 80%. Станут местом, где предпочтут поселиться и работать порядка 10-20% наших граждан и иностранцев».
Будут предотвращены потери, вызванные ожиданием
Чтобы пройти через Босфор, каждому кораблю приходится ждать около 14,5 часа. Для судов, перевозящих опасные грузы, таких как танкеры, этот период ожидания может затягиваться до 30 часов.
Суточные потери от аренды танкеров длиной более 200 метров достигают 120 тысяч долларов.
Предполагается, что с реализацией проекта канала «Стамбул» судоходные компании, которые вынуждены ждать очереди в Черном и Мраморном морях, сэкономят 1,4 миллиарда долларов в год.
Мировая торговля осуществляется морским путем
До 80-90% мировой торговли осуществляется морским путем. С экономической точки зрения морем обеспечивается 60-70% среднегодовой финансовой стоимости в размере 30 триллионов долларов.
Несмотря на развитие технологий и усовершенствующуюся день ото дня инфраструктуру, в торговле продолжают доминировать морские перевозки.
Одна из основных причин этого заключается в том, что это увеличивает размер коммерческой прибыли. Стоимость морских перевозок ниже по сравнению с другими способами транспортировки.
Можно сказать, что мировая торговля осуществляется по трем основным маршрутам: Северный, Средний и Южный коридоры.
Преимущества для других стран
Канал «Стамбул» предоставит множество преимуществ не только для Турции, но и для соседних стран.
Ожидается, что наибольшую выгоду от канала «Стамбул» получат Болгария, Румыния, Украина и Грузия, для которых Босфор и Дарданеллы являются единственным морским выходом к мировому океану.
Черноморские порты, обладающие критически важным значением
На побережье Черного моря расположены порты, которые имеют большое значение для мировой торговли.
К числу таких портов с растущими коммерческими объемами относятся порт Одесса на Украине, порт Констанца в Румынии, а также Новороссийск — крупнейший порт России на Черном море.
Другие важные места, демонстрирующие коммерческий потенциал Черного моря, — это порт Фильос в Зонгулдаке, порт Ийидере в Ризе, порты Варна и Бургас в Болгарии, Ильичевский порт на Украине, российский порт Сочи, грузинский порт Батуми и проектируемый порт Анаклия.
Растущие инвестиции Китая в порты в регионе
Китай продолжает сохранять доминирующее положение в мировой торговле и лидерство в мировом экспорте.
Контекст
Эксперт ЦРУ: канал Стамбул изменит конвенцию Монтрё (Cumhuriyet)
Турецкие читатели: канал «Стамбул» строят для военных кораблей Катара и США (En Son Haber)
Мэр Стамбула: 25 причин для отказа от строительства канала Стамбул (Al Jazeera)
Приобретенный Китаем порт Пирей на южном побережье Греции расположен в критически важном районе с точки зрения морской торговли.
Будучи крупнейшим портом Греции, Пирей является восьмым в Европе по тоннажу перевозимых через него грузов и третьим по величине пассажирском портом в Средиземном море.
Китай, который приобрел 66% акций порта до 2052 года, подписав соответствующее соглашение в 2016 году, намеревался сделать порт крупнейшим контейнерным центром в Средиземноморье.
С точки зрения торговли эти инвестиции рассматривались как хороший способ укоротить Шелковый путь.
Почему страны пытаются выйти в Черное море?
Волго-Донской канал, находящийся в России и соединяющий Азовское и Каспийское моря, в скором времени будет расширен.
Вместе с тем также продолжаются инвестиции в коридор «Викинг», который соединит страны Балтии с Черным морем.
Ось водного пути, которая начинается с Северного моря, проходит через Европу и достигает Черного моря, охватывая реки Рейн, Майн и Дунай, также расширяется в рамках крупномасштабных проектов трансъевропейской транспортной сети (TEN-T).
С другой стороны, учитывая нераскрытые запасы углеводородных ресурсов в Каспийском море и запасы природного газа в Черном море, ожидается дальнейший рост энергетической активности в Черноморском регионе.
Динамики мировой торговли меняются
Особенно на фоне пандемии covid-19 динамики мировой торговли начали меняться.
В очередной раз обнаружилась важность новых альтернативных маршрутов и торговых коридоров по мере увеличения спроса.
Страны Е7, а именно — Турция, Китай, Индия, Россия, Бразилия, Индонезия, Мексика, до пандемии имели растущий импульс.
Более того, ожидалось, что страны Е7 превзойдут страны G7 (Германия, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Канада) в экономическом отношении и займут место этих стран.
Предполагается, что к 2030 году объем мировой торговли, который приходится на страны Е7 и в настоящее время составляет 12 миллионов тонн, увеличится в два раза.
Турция — точка пересечения торговых путей
Китай продолжает наращивать инвестиции в Африку. Благодаря сооружаемым железным дорогам, портам, инфраструктуре Китай становится крупнейшим торговым партнером Африки.
Быстро растущее население Африки подразумевает большой потенциал с точки зрения производства и потребления в будущем.
Предполагается, что в будущем интенсивная торговля будет осуществляться в треугольнике Азия — Европа — Африка.
Черное море, связывающее Каспийское море, Европу и Средиземноморье, является одним из важнейших торговых маршрутов в этом треугольнике.
Тот факт, что через Турцию проходит торговый путь Среднего коридора, соединяющий Китай с Европой, повышает геополитическое значение нашей страны.
Связь канала «Стамбул» с другими проектами
Канал «Стамбул» занимает центральное место среди инвестиций последних лет, таких как аэропорт Стамбул, шоссе Северная Мармара, торговые порты, железнодорожные пути, логистические базы.
Утверждается, что в ближайшие годы эти инвестиции внесут большой вклад в турецкую экономику и увеличат долю Турции в мировой торговле.
Министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу (Adil Karaismailoğlu) подчеркивает, что одним из важнейших столпов видения роста Турции являются инфраструктурные работы в сфере транспорта, коммуникаций и логистики.
Относительно роли, которую Турция будет играть в мировой торговле после завершения строительства канала «Стамбул», Караисмаилоглу заявил: «После завершения строительства канала «Стамбул» Мраморноморский регион с его портами, логистическими зонами, железнодорожными линиями, Мармараем и растущей промышленностью станет центром Евразии. Этот регион, спроектированный в рамках генерального логистического плана Турции, с расширением Среднего коридора, протягивающегося от Великобритании до Китая, станет важнейшим перекрестком мировой торговли. Это будет способствовать устойчивости независимой и сильной национальной экономики, реализации геополитического потенциала, который у нас есть в зоне нашего национального суверенитета».
Почему предпочтение отдается морским перевозкам?
Морские перевозки имеют множество преимуществ над другими видами транспортировки с точки зрения затрат, эффективности, экологических аспектов.
По данным Всемирного совета судоходства, крупное грузовое судно перевозит 200 тысяч грузовых контейнеров в год. Возможности одновременной транспортировки порядка 7,6 тысячи автомобилей делают морские перевозки лучше других видов поставок.
Такие причины, как низкая грузоподъемность и необходимость совершения большого количества рейсов при выборе воздушного пути, а также потребность в преодолении расстояния в тысячи километров при выборе железнодорожного пути, также способствуют тому, что морской путь доминирует в торговле в качестве лучшей альтернативы.
Так, перевозка груза весом в один фунт, что соответствует 0,45 килограмма, на самолете будет стоить 1,5 доллара, на фуре — десять центов, по железной дороге — один цент, а по морю — всего 0,5 цента.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.