долгий джонт о чем
Долгий джонт
А. И. Корженевский (1988;1997)
О. Н. Рудавин (1996)
Долгий джонт, или Джонт (англ. The Jaunt [1] ) — рассказ американского писателя Стивена Кинга, впервые опубликованный в 1981 году.
Содержание
Издания и переводы
Кинг планировал опубликовать рассказ в журнале Omni (англ. Omni ), но получил отказ, так как рассказ был признан «недостаточно научным». [2] Впервые рассказ был опубликован в журнале The Twilight Zone в 1981 году. В 1983 — вошел в антологию Great Stories from Rod Serling’s The Twilight Zone Magazine. В 1985 рассказ вошел в авторский сборник «Команда скелетов», в составе которого неоднократно переиздавался. [3] [4]
На русский язык рассказ был впервые переведен А. И. Корженевским как «Долгий джонт» и был опубликован в журнале «Изобретатель и рационализатор» № 9 от 1988 года. Перевод Корженевского в дальнейшем неоднократно переиздавался, в переработке 1997 года — издательством АСТ. [5] [6] В 1996, в переводе О. Н. Рудавина — «Джонт», рассказ был издан харьковским ООО фирма «Дельта» в составе сборника «Команда скелетов». [5]
Сюжет
Действие рассказа происходит в далеком будущем после изобретения телепортации — так называемого джонта. Семья Оутсов оправляется на Марс на два года, так как Марка Оутса направили туда в долгосрочную командировку. Пока служба джонтирования подготавливает других пассажиров к джонт-прыжку, Марк решает рассказать своим детям о истории изобретения джонта. Самой важной особенностью джонта является то, что существа с достаточно развитой высшей нервной деятельностью (люди, мыши, в меньшей степени рыбы) не могут совершать джонт в бодрствующем состоянии — такой джонт ведет к безумию и скорой смерти. Для спящих людей джонт абсолютно безвреден. Марк старается преподнести детям этот факт помягче, чтобы не испугать их и жену — в отличие от него, они джонтируются первый раз.
По прибытии на Марс Марк с ужасом обнаружил, что его сын Рикки обманул джонт-службу, притворившись спящим, и прошел джонт бодрствуя.
Персонажи
Элементы научной фантастики
В рассказе значительное место занимают элементы научной фантастики. Особенное внимание уделяется концепции джонта.
Действие рассказа происходит в начале XXIV века. К этому времени широко используется джонт, он же «процесс Каруна» — телепортационная технология, открытая в 1987 году Виктором Каруном (рассказ был написан в 1981 году). Благодаря джонту успешно колонизированы Марс и Венера.
Джонт
По изложенной в рассказе истории, к середине восьмидесятых годов XX века американский физик Виктор Карун при начальном государственном финансировании сумел соорудить прибор для телепортации. Первоначальной целью экспериментов было доказательство возможности телепортации ионов. Телепортационная установка состояла из двух порталов, между которыми предполагалась телепортационная связь, которую осуществлял компьютер. Заряженные частицы должны были регистрироваться камерой Вильсона, их прямое попадание в камеру из ионного источника пресекалось свинцовым занавесом между порталами. С 1985 года телепортация ионов была зарегистрирована Каруном всего дважды, и этот результат он не счел воспроизводимым.
В 1987 году Карун случайно частично телепортировал в обе стороны свою ладонь. Это не привело ни к каким повреждениям его тела. При телепортации обычных предметов (карандаш, ключи, воздушный шарик) и сложных приборов (калькулятор) каких-то изменений в них он не обнаружил. С животными же наблюдалась другая картина. Белые мыши, телепортировавшиеся полностью, практически сразу умирали, телепортировавшиеся частично, если не телепортировался мозг — оставались здоровы. Две аквариумные рыбки показали разные результаты — одна умерла, вторая, некоторое время пробыв в шоке, восстановила нормальную деятельность.
В 1988 году джонт широко анонсировался, что привело к резкому изменению экономической обстановки в мире. Фактически джонт заменил собой транспортировку грузов. Время джонтирования было порядка пикосекунды. Воспроизведение структуры телепортирующегося объекта берет на себя компьютер, причем отмечено, что никаких ошибок ни разу не было. При этом мощность компьютера для полноценного копирования структуры человека должна быть огромна, что недостижимо даже при технологиях XXI века. Кинг не уделяет внимания этой проблеме, которая в обзорной статье М. Попова о телепортации в журнале «Мир фантастики» приводится как одно из основных узких мест информационной телепортации. [7]
До начала XXI века проводились тесты на живых организмах. Было установлено, что усыплённые подопытные животные переносят джонт без изменений в физиологии, и на их потомстве это никак не отражается. Потом начали проводить эксперименты на спящих людях-добровольцах из числа заключенных, они были успешны. В 2007 году, по слухам, впервые был проведен эксперимент на бодрствующем человеке — некоем Руди Фоггиа, приговоренным к смертной казни, и добровольно согласившимся на эксперимент в обмен на полное помилование. Однако по прибытии в пункт назначения Фоггиа успел сказать лишь «Там вечность!», после чего умер от инфаркта. За триста последующих лет было зарегистрировано около тридцати подобных случаев, все перенесшие джонт либо умирали, либо полностью сходили с ума и ничего не могли сообщить.
В рассказе высказано предположение, что, в отличие от физических объектов, сознание, «чистый разум», является неделимым, и переносясь джонтом, мыслящие существа субъективно переживали очень длинный промежуток времени. Этот нюанс был отмечен в обзорной статье М. Попова, как одна из проблем телепортации, обсуждающихся в фантастике. [7]
Колонизация планет Солнечной системы
Изобретение джонта позволило преодолеть нефтяной кризис, поставляя нефть с Марса. Кинг экстраполировал нефтяной кризис 1973 года на все восьмидесятые и дальше, хотя в реальности цены на нефть упали в середине восьмидесятых и без изобретения джонта из-за перенасыщения рынка нефти. При этом как причину кризиса Кинг называл полное истощение нефтяных запасов, хотя по современным прогнозам человечество сможет добывать нефть на Земле до середины XXI века. [8] В рассказе упоминается, что на Марсе и Венере содержатся огромные запасы нефти, которых хватит человечеству почти на тридцать тысяч лет. При этом сама возможность существования нефти на Марсе остается открытым вопросом, так как по главенствующей в современной науке теории нефть — продукт органического происхождения, [9] а существование жизни на Марсе до сих пор не доказано, хотя возможность ее существования не опровергается. [10] Гипотезы же об огромных запасах нефти на Венере всерьез рассматривались наукой только в первой половине XX века. [11]
Также джонт позволил преодолеть проблему загрязнения воды на Земле: в рассказе описано полное загрязнение всех водных ресурсов Земли к 2030 году. В рассказе описано существование на Марсе водных запасов в виде льда на полюсах, и джонт-транспортировка воды с 2045 года. Действительно, существование на Марсе огромных запасов воды в твердом состоянии было окончательно доказано в 2000 году. [12]
Отсылки и аллюзии в рассказе
Название процесса «джонт» — прямая отсылка к одноименному процессу телепортации в романе «Тигр! Тигр!» (1956) американского писателя-фантаста Альфреда Бестера. По рассказу, Виктор Карун был поклонником творчества Бестера, и процесс назвал так же, как в его романе. Но если джонт Бестера является психической телепортацией, то есть, осуществляется «силой мысли» и долгое время не могла использоваться на космических расстояниях, то джонт Кинга — информационная телепортация, разложение тела на частицы и их перемещение с высокой скоростью. [7]
В рассказе также упоминается роман Р. Хайнлайна «Дублер»: в размышлении о мифотворчестве вокруг известных персон, в данном случае, Виктора Каруна.
Автор также сравнивает открытие Каруна с открытием Белла — телефоном.
Взаимосвязь с другими произведениями Стивена Кинга
Необходимость пребывать во сне при перемещении в пространстве или времени была впоследствии использована Кингом в романе «Лангольеры», написанном в 1990 году. М. Попов в обзорной статье про сны в журнале «Мир фантастики» называет это вторым по популярности использованием темы сна в научной фантастике, а В. Эрлихман в своей книге о творчестве Стивена Кинга — вторичной и антинаучной концепцией. [13] [14]
Интересные факты
Примечания
Ссылки
Туман (1980) · Здесь тоже водятся тигры (1968) · Обезьяна (1980) · Возвратившийся Каин (1968) · Короткая дорога миссис Тодд (1984) · Долгий джонт (1981) · Свадебный джаз (1980) · Заклятие параноика (1985) · Плот (1982) · Всемогущий текст-процессор (1983) · Человек, который не пожимал рук (1981) · Пляж (1984) · Отражение (1969) · Нона (1978) · Оуэну (1985) · Тот, кто хочет выжить (1972) · Грузовик дяди Отто (1983) · Утренняя доставка (Молочник №1) (1985) · Большие колеса: Забавы парней из прачечной (Молочник №2) (1980) · Бабуля (1984) · Баллада о гибкой пуле (1984) · Протока (1981)
Отзывы на книгу « Долгий джонт »
Ужас! Потрясение! Потрясение! Ужас!
Если бы я составила список книг, которые меня потрясли, то этот небольшой рассказ несомненно вошел бы в первую тройку.
Конец рассказа меня просто вдавил в стул, раздавил и расплющил, отнял дыхательный рефлекс и осмысленный взгляд.
Дальше спойлеры.
С визгами и хрипами оно неожиданно впилось пальцами себе в глаза, потекла кровь, и зал превратился в испуганный, кричащий обезьянник.
— Дольше, чем ты думаешь, отец! Я видел! Видел! Долгий джонт! Дольше, чем ты думаешь! Дольше, чем ты можешь себе представить! Намного дольше! О, папа!
Оно выкрикивало еще что-то………..
Оно было милым двенадцатилетним мальчиком всего несколько секунд назад.
Идея телепортации будоражит умы фантастов уже долгие годы. Это явление не обошло стороной и Стивена Кинга. Рассказ «Долгий Джонт» повествует нам о так называемых джонт-прыжках, позволяющих мгновенно перенестись из точки А в точку Б. И если неодушевленные предметы переносятся без проблем (что открывает огромный простор для экономических решений), то с переносом живых организмов есть определенные сложности – они умирают. Причина смерти не вполне ясна, и ученые долгое время ломали над этим головы. В итоге пришли к решению, что перенос людей возможен только в бессознательном состоянии. В ином случае последствия чудовищны – разрушается сама психика человека.
Подробно и интересно описаны эксперименты первооткрывателя джонт-прыжков, за их ходом интересно наблюдать. В центре сюжета семья, которой предстоит перенестись на Марс, где отец семейства получил долгожданную работу. Детям очень интересно, что же происходит во время джонт-прыжка, но подобное любопытство может оказаться роковым.
Итог: Рассказы в жанре научной фантастики для Стивена Кинга не совсем обычны. Как всегда автор использует некоторые приемы для нагнетания пугающей атмосферы. Хотя финал достаточно предсказуем, это совершенно не портит впечатление от замечательного рассказа. На мой взгляд, есть и один минус: триста лет используются джонт-прыжки, и за это время не придумали эффективной системы погружения в сон. Звучит неправдоподобно.
Любопытный рассказ, хотя тема, конечно же, не сказать, чтобы исключительно оригинальна, даже с учетом того, что написана данная история почти сорок лет назад. Но уже и тогда про телепортацию было написано так много произведений, удачных и не очень, что, кажется, удивить чем-то читателя, тем более в таком небольшом формате, было крайне затруднительно. Что уж говорить про сегодняшний книжный рынок, заполненный фантастическими сюжетами на любой вкус и цвет.
Но это же Кинг, Мастер литературы, который даже рисуя самые банальные сцены, все равно способен удивлять. В его историях обязательно найдется что-нибудь этакое, типично кинговское, какая-то изюминка, которая заставит совсем по-новому взглянуть на вроде бы избитый замысел. И «Долгий джонт» не стал в этом смысле исключением, и банальная история изобретения и использования телепортации получила яркую и драматичную развязку.
Написано тоже на вполне профессиональном уровне, читается легко и быстро. Но мне написанного показалось мало, хотелось бы чуть более развернуто про «вечность» между порталами, хотя это мое субъективное впечатление.
Удивительно, как в таком маленьком произведении можно затронуть столько тем. Противостояние одинокого ученого и правительства. Этические проблемы любого глобального изобретения. Взаимоотношения родителей и детей. Ошибочные оценочные суждения. Как иногда ошибаются родители в своем стремлении защитить детей и скрывают от них ужасную правду, не подозревая, что в будущем такая страусиная тактика приведет к гораздо худшим последствиям. Особенно хорош контраст между высоконаучным псевдопафосом всего произведения и гуманистической оплеухой финала.
Я, конечно, читала у Кинга произведения и посильнее, но рассказ очень достойный и на подумать.
Стивен Кинг «Долгий джонт»
Долгий джонт
Язык написания: английский
Перевод на русский: — А. Корженевский (Долгий джонт) ; 1988 г. — 16 изд. — О. Рудавин (Долгий джонт) ; 1996 г. — 1 изд.
Джонт-рейсы позволяют мгновенно телепортировать грузы и пассажиров на самые дальние расстояния. Есть только одно условие: живой объект должен находиться в бессознательном либо в крепко спящем состоянии, иначе.
лауреат | Великое Кольцо, 1988 // Малая форма (перевод) |
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Шикарный, достаточно короткий рассказ о непередаваемо и бесконечно необъятном понятии — Вечность.
«Дольше, чем ты думаешь. »
По фабуле рассказа миру будущего теперь доступна мгновенная телепортация в качестве средства передвижения. Имеется специально оборудованная станция, проводится инструктаж, объясняются основополагающие принципы. Главное условие телепортации — пассажир должен находиться в бессознательном либо спящем состоянии. Благо для транспортировки пассажиров имеются специально предусмотренные маски с быстро усыпляющим газом. Но один мальчик решил задержать дыхание и увидеть, что случится, если его сознание будет в бодрствующем состоянии.
В результате мальчик стал чудовищем, «существом», как называет его Стивен Кинг, кричащим в порыве безумия о Вечности. Он увидел Её. Он царапал себе глаза и всё повторял «Я увидел! Дольше, чем ты думаешь!» Это очень страшно. Настолько страшно, что не поддаётся воображению и пугает своей бесконечной неизвестностью. Мы можем только предположить, что увидел мальчик в Вечности. Скорее всего, полную пустоту (звучит как оксюморон). И в этой вечной пустоте его сознание осталось само с собой, один на один. Полагаю, что он перебрал бесчисленное множество мыслей обо всём на свете. Терял надежду — обретал её вновь. Хотел умереть — но не мог, ведь сознание нематериально. И в итоге его настигло безумие. Безумное осознание неотвратимой Вечности. В которой его сознание, его добрый рассудок, который всегда раньше помогал понимать суть вещей, начал пожирать сам себя. От безысходности. От голода.
Если вдуматься, возможно, это самая страшная вещь, которую вообще можно себе представить — Вечность.
Не читал Кинга со времен юности, но по случайному стечению обстоятельств прочел Долгий джонт и неожиданно впечатлился.
Соглашусь с теми, кто критикует сюжет и «правдоподобность» джонта. Оправдаю автора тем, что при его производительности у него нет времени на «вылизывание» произведений, он все-таки не Лев Толстой. К тому же ориентирован на менее взыскательного американского читателя.
Ставлю твердую 5-ку, без плюса, из-за недостаточной проработки деталей. А за идею твердую 10-ку по пятибальной шкале. Что происходит с сознанием за миг, который длится телепортация? Предложенный Кингом вариант пугает почище любой самой кровавой и жуткой мистической страшилки.
«Дольше чем ты думаешь, отец!» — от концовки шевелятся волосы на голове. Не зря Кинга зовут Королем ужаса.
У Лема в рассказах о Пилоте Пирксе есть описание тренировок космонавтов по полному отключению от внешнего мира с помощью «сумасшедшей ванны» — погружения в соленую воду с температурой тела в темном помещении без звуков и запахов. Главый герой ставит рекорд, пролежав в ванне 7 часов. Кому интересно хотя бы приблизительно представить, что происходит в джонте, могут прочитать лемовский рассказ. Даже банальная бессоница за несколько часов изнуряет человека, хотя он остается в физическом мире. Возможно, «вечность» длилась не так уж долго, неделю или месяц. Может быть этого вполне достаточно чтобы исчерпать ресурсы сознания. Вы бы решились на такой эксперимент?
По сюжету джонт длится 0.000000000067 секунды. Если поделить 1 на это число, то получится число секунд равное 473 годам.
Перспектива зависнуть в вечности пугает как ничто другое, даже сравнить не с чем. Это ведь принудительное вынесения человека за рамки человеческого. Мальчик превратился в существо. Жуткий рассказ, заставляет о многом задуматься.
Боялась, что впечатление от рассказа сейчас будет иным, чем в момент первого ознакомления с ним, т.к. я его впервые прочитала в период после долго голодания по книгам (3-4 года), когда наряду со всякими тогдашними неурядицами меня как прорвало и я начала читать все подряд и все мне прочитанное казалось прекрасным. В связи с этим я сейчас опасалась, что книга у меня не вызовет восторга. Но нет, оказалось, что рассказ по-прежнему достойный.
Все в мире взаимосвязано и все наши действия или бездействия к чему-либо приводят, поэтому порой в разговоре с человеком боишься затрагивать тему, которая его может сильно заинтересовать и сподвигнуть к действиям, которые не будут полезными как для него, так и для нас. Тем более это касается детей, т.к. все услышанное, им хочется проверить опытным путем, хотя сознание к этому часто еще не бывает готовым. В рассказе же показан самый экстремальный способ познания, который выбрал сын главного героя, узнавания того, что наш разум не способен охватить и понять, того, что можно выдержать физически, но что несовместимо с нашей психикой.
Хоть рассказ и с фантдопущением, но его основа все равно, как и всегда, у автора — психология и взаимоотношение обычных людей друг с другом, а поэтому история берущая за душу, будоражащая мозг, да и вообще бодрящая во всех смыслах.
При путешествии между параллельными мирами, сквозь время и пространство, человек всегда должен находиться в бессознательном состоянии. Эта идея, впервые возникшая у автора в этом рассказе, затем появится в измененном виде в Лангольерах. В противном случае. Что будет в противном случае нам говорится в финале, который немного шокирует и даже пугает (особенно тех, у кого есть собственные дети). Конечно, ожидаемо было, что в финале что-то пойдёт не так, но именно такого развития событий лично я не ожидал. Очень интересно показано, как учёный совершал своё открытие, эти моменты незабываемы для подобных людей, и жаль, что мы о многих открытиях знаем лишь поверхностно, без деталей, в которых и содержится самое интересное. Интересное видение будущего от Стивена Кинга, может быть, когда-то действительно телепортация человеческого тела станет обычным путешествием, сравнимым с полетом на воздушном транспорте.
Рассказ по настоящему начинает впечатлять, когда заканчивается вся эта предыстория с мышами, казусами и т.д. Это все как раз довольно банально. Ну, открыли телепортацию, эка невидаль. НФ точно не стезя Кинга, я полностью согласен с теми кто заметил, что усыпление с помощью маски без проверки состояния наивно. Это аналог хирургической операции, пока не удостоверятся, что пациент полностью отрубился, резать не начнут. Уж поверьте, врачей не обманешь «задержкой дыхания» даже если это человек с железной волей! Собственно достоверность Кингу и не нужна, как не нужна и в других его произведениях. Рассказ написан для ударного финала. Да, есть в нем и некая метафизическая основа. Что такое человеческое сознание по сравнению с Вечностью, великой Пустотой. Это «дольше, чем ты думаешь«! Намного дольше, чем думает Стивен Кинг.
Это наверное лучшее произведение Кинга. Здесь есть фантастика, ужасы и даже мокьюментари. Рассказ уводит читателя в историю открытия телепортации и в итоге представляет так называемый мысленный эксперимент: что было бы если.
Для успешной телепортации необходимо чтобы ее участники пребывали в состоянии сна.
Но что было бы, если бы участники телепортации пребывали в состоянии бодрствования? Это ясно из истории экспериментов.
Но что было бы, если бодрствующим участником телепортации был человек? Каковы были бы его субъективные ощущения? Что бы он пережил и прочувствовал?
Ответов в рассказе не много, но впечатления от него зачетные.
Не впечатлило чтиво. Хаять не буду — классика, всё же. Но — суди сам, уважаемый потенциальный читатель: в 23-ем веке семья телепортируется на Марс, к новому месту работы. И папа рассказывает детям историю возникновения нуль-транспортировки. А дети — слушают его открыв рот, ибо для них это не просто новость, а — давно обещанное удовольствие.
То есть — я поясняю, уважаемый потенциальный: ни айфонов, ни айпадов, ни каких иных гаджетов — у них нет. И в этом самом «телепортационном вокзале» — вообще нет Интернета, вай-фая — ничего, что связано с соцсетями, мессенджерах и т.д. и т.п. Вообще ничего. А дети — что характерно — вместо того, чтобы «дергать инфу», как все среднестатистические дети, из Сети — они, понимаешь ли, предвкушают папин рассказ. Который папа давно обещал.
Увы и ах. Что бы там дальше автор ни говорил — это уже не будет восприниматься адекватно. Ибо вся эта затея, весь этот текст — уже перешёл в ранг шутки, игры, неудачного преувеличения. Очень неудачного. Ещё раз — увы и ах: стареют не только люди. Тексты — тоже имеют свойство безнадёжно устаревать
Один из любимых рассказов Кинга.
Интересное сочетание его излюбленной темы ужасов/страшилок и научной фантастики. Произведение небольшое по объёму, но яркое и оставляет впечатление на долгое время.
Идея телепортации будоражит умы фантастов уже долгие годы. Это явление не обошло стороной и Стивена Кинга. Рассказ «Долгий Джонт» повествует нам о так называемых джонт-прыжках, позволяющих мгновенно перенестись из точки А в точку Б. И если неодушевленные предметы переносятся без проблем (что открывает огромный простор для экономических решений), то с переносом живых организмов есть определенные сложности – они умирают. Причина смерти не вполне ясна, и ученые долгое время ломали над этим головы. В итоге пришли к решению, что перенос людей возможен только в бессознательном состоянии. В ином случае последствия чудовищны – разрушается сама психика человека.
Подробно и интересно описаны эксперименты первооткрывателя джонт-прыжков, за их ходом интересно наблюдать. В центре сюжета семья, которой предстоит перенестись на Марс, где отец семейства получил долгожданную работу. Детям очень интересно, что же происходит во время джонт-прыжка, но подобное любопытство может оказаться роковым.
Итог: Рассказы в жанре научной фантастики для Стивена Кинга не совсем обычны. Как всегда автор использует некоторые приемы для нагнетания пугающей атмосферы. Хотя финал достаточно предсказуем, это совершенно не портит впечатление от замечательного рассказа. На мой взгляд, есть и один минус: триста лет используются джонт-прыжки, и за это время не придумали эффективной системы погружения в сон. Звучит неправдоподобно.
Читал это рассказ лет в 16-17 и помню как в последствии пересказывал его знакомой, аж у самого в процессе рассказа мурашки побежали, а знакомая взяла книгу в библиотеке, перечитала это рассказ и стала увлекаться творчеством С.Кинга.) Еще паре человек рекомендовал прочитать этот рассказ в более позднем возрасте и ни один не дал отрицательного высказывания.
А что касается непосредственно рассказа: вроде в основе сюжета давно «избитая тема», но всё это так интересно раскрыто товарищем Кингом, начиная от процесса открытия и экспериментов и заканчивая влиянием этого процесса на человеческое сознание (это не спойлер, так как этот вопрос задается уже в самом начале).
Как и всем своим знакомым, так и Вам рекомендую прочитать, тем более времени много это не займёт, но позволит увидеть это с новой стороны.
Хороший рассказ, развитие которого легко угадывается. Развитие, но не концовка (точнее, сам исход рассказа). Поставил 9 только потому, что хотелось бы хоть краешком глаза заглянуть под покров вечности и посмотреть, с чем же сталкиваются те, кто осуществил «прыжок», находясь в сознании. Эта некоторая недосказанность оставляет легкое разочарование.
Но финальная сцена страшна. И неизведанность в каком-то смысле и нагоняет всей жути — когда видишь последствия, но не знаешь причины.
Хороший рассказ, мне понравился, хоть и есть некоторые натяжки в сюжете. Но тут уж у кого какой склад ума: кто-то будет читать и выискивать ляпы, а кто-то отдастся безоглядно воле автора, которая пронесёт его до самой развязки. Первый будет доволен тем, какой он умный и внимательный. Второй получит удовольствие от переживания чистых эмоций, не замутнённых рациональным подходом.
Автор ткёт полотно повествования, двигаясь по кругу, в центре которого семья Оутсов. Звучит непринуждённый рассказ отца, адресованного детям, вот только тема выбрана не самая уместная. Круги всё сужаются, становятся плотнее. Отец допускает ошибку, которая встревожила маленькую дочку. На ком же затянется последний виток?
Сначала я подумал, что случится что-то страшное с маленькой Пэт. Потом решил, что неспроста отец такой деланно невозмутимый, наигранно спокойный. Сын Рикки вроде достаточно большой — не должно возникнуть проблем с газовой маской. Мать оставалась несколько в стороне, редко попадая в фокус авторского внимания.
То, что случилось в конце, действительно страшно.
Не хотел говорить о недостатках, но один прямо бросился в глаза. По моему разумению, конечно,
С ходу готов подписаться под тем, что данный рассказ имеет лишь весьма приблизительное отношение к твердой научной фантастике. Но не потому, что он плох и неудачен. И не потому, что отдельные фрагменты текста весьма уязвимы для критики со стороны тех, кто ищет в нем прежде всего логичность и рациональное зерно, а любое проявление иррационального воспринимает так же радостно, как средневековый монах — бенедиктинец, обнаруживший маленького бесенка, моющего копытца в его чашке с водой.
Просто взялся Кинг за научную фантастику, за описание всяческих занятных аспектов телепортации, но его подхватил как пушинку какой-то такой веющий от творчества Альфреда Бестера сквознячок, унес за угол, где заветы церкви Святого Хьюго Гернсбека не слишком сильно уважали в принципе, а потом и вовсе прилетела сия пушинка к порогу двери, за которой предаются разнузданному лавкрафтианству.
Злополучный паренек, переживший пресловутый долгий джонт, как известно, вопил про Вечность:
Вот я бы ни капельки не удивился, если бы он выдал нечто вроде следующего:
— Мой мозг! Мой мозг! Боже, Дэн, как давит! Откуда-то извне стучится, царапается эта дьяволица! Даже сейчас Эфраим! Камог! Камог! Омут шогготов! Йа! Шуб-Ниггурат! Козёл с легионом младых. Пламя, пламя по ту сторону тела, по ту сторону жизни… внутри земли, о боже!
Как совершенно верно заметил в одном из предыдущих отзывов Kriptozoy, при чтении приходят на ум мысли теологической направленности.
Оккультной, впрочем, тоже.
Потому как у любого аверса есть свой реверс.
Оттолкнувшись от прямого указания Кинга на творчество Бестера, вспомним, что у того кроме широко известных романов «Человек без лица» и «Тигр!Тигр!» есть еще не такая популярная, но весьма занятная повесть «Ад — это Вечность». Вещь своеобразная и не всем нравится, но там очень ярко и доходчиво изложено бестеровское понимание таких явлений как солипсизм и вечное одиночество.
Но оно не с потолка же упало. Многие теологи как раз и исходят при объяснении того, что есть Ад, из сопряжения двух понятий — «вечность» и «одиночество». Злосчастные души грешников не сковородки раскаленные лижут, а пребывают в вечных муках, вызванных, допустим, тем, что:
«Их бытие мнимое, неполноценное в силу одинокости, отсутствия самобытия, обретаемого в другом, в ближнем. Это безнадежное одиночество и потому тягостное мучение, вечный морок, невозможность встретиться с собой и соотнестись с настоящим предметом.»
Представить вечный морок в виде лавкрафтианских кошмаров, как говорится, уже дело техники.
Поэтому склонюсь к антинаучной гипотезе, что долгий джонт предполагает собой что-то вроде невообразимо бесконечного путешествия души сквозь Ад.
Очень интересно было читать про путь, проделанный ученым на пути к научному открытию, про множественность экспериментов и неожиданное озарение. Человек всегда будет стремиться преодолеть естественные границы, установленные для него природой, временем и пространством. Но вот к чему могут привести подобные потуги, остается только гадать. и надеяться, что в конечном итоге не последует полное уничтожение человечества и самой планеты, как то рисуют многие фантасты и создатели фильмов-катастроф.
Не удивительно, что за желание познать что-то запретное всегда приходится платить (как за открытие рентгеновских лучей, к примеру). А ум ребенка всегда стремится к познанию, впитывая информацию словно губка. Иногда запрет лишь подогревает желание, что и выливается в итоге в немыслимые последствия.
От финальной фразы ребенка, повидавшего бесконечность, стало жутковато.
Увы опять приходится ругать. Но после «Фантастики и футурологии» Лема удержаться почти невозможно.
Введение в проблему казалось бы неплохо — рассказ детям, но почему жена ничего не знает о джонте? 300 лет этой технологии, а есть взрослые люди вообще ничего не знающие о ней. Абсурд.
Усыпление газом по одному. Тоже бред. А вдруг не вдыхнул? Это ж сколько проблем джонт-перевозчику. Инъекция и все проблемы решены. Кстати а что за идиотские реакции на усыпляющие маски? Каждый знает на что идет, то есть без маски нечего в джонт и соваться. Или опять сводится к тому что взрослые не знают чем грозит джонт?
«Хорошая история открытия»? Чем? Классический вариант «случайного гения» — бац! и открытие. Такое впечатление что автор знаком с наукой только по НФ.
Далее. Сколько детям? «Двенадцатилетний Рикки и девятилетняя Пат». Отнюдь не маленькие. Они истории про джонт должны знать лучше папаши — по вечерам под тусклым фонариком с тучей подробностей рассказывая друг другу, вместе с историями о покойниках, гробах на колесиках и проч.
Умилила седина. Ну прям «Вий» к исходу второй ночи. Интересно, а почему она вообще появилась, если физически тело остается таким же?
Наcколько лучше выглядит Лем в «Условном рефлексе». Как будет себя ощущать человек изолированный от сенсорных раздражителей показано наглядней и на несколько порядков реалистичней. Не надо вечности, 10-ти часов чтоб съехать с катушек хватит с лихвой.
Резюме: Читать можно, но мозг «должен находиться в бессознательном» состоянии иначе «Долгий джонт» покажеться долгим. Слишком долгим (и нелепым) чтобы продлолжать читать.
П. С. Кстати о душе. Насколько я помню братьям нашим четвероногим в существовании души обыкновенно отказывают. Исключение — реинкарнация, когда каждый зверек по сути бывший человек.
Вобщем говорить что рассказ о Душе как бы бессмыссленно. Золотые рыбки бездушны, а принцип Оккама реинкарнацию сюда приплетать не позволяет.