движение вверх что правда а что вымысел
Три секунды, или О чём умолчали создатели фильма «Движение вверх»
Олимпийский финал между сборными США и СССР в 1972 году стал без всяких натяжек самым драматичным в истории международного баскетбола. То, что фильм «Движение вверх» об этом потрясающем матче сняли только сейчас, само по себе удивительно: эта история просилась на экран. Результаты проката — фильм режиссёра Антона Мегердичева собрала в прокате 1,69 миллиарда рублей и стала самым кассовым российским фильмом в истории — доказывают, что зритель давно ждал такую спортивную драму. В жизни всё обстояло несколько иначе, чем в кино, но не менее драматично.
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Долягин, kinopoisk.ru / «Движение вверх»
К началу 70-х годов баскетбольная сборная СССР ходила в странном статусе. Она стабильно входила в обойму лучших и с 1952 года ни разу не проваливалась на Олимпиадах. Сборная всегда брала медали… но серебряные (кроме бронзы в Мехико 1968 года). Главным и, по сути, единственным претендентом на золото всегда считалась непобедимая и легендарная сборная США, dream team, команда мечты. До 1972 года она выиграла все Олимпиады, причём каждый раз брала золото с большим, а иногда — просто сокрушительным отрывом от проигравших. Естественно, в СССР никто не собирался оставаться в ранге вечного догоняющего. Тем более если на Олимпиадах обыграть американцев не выходило, то на чемпионатах мира команда Советского Союза обыгрывала в том числе и Штаты. И всё-таки главный трофей не поддавался.
Непрерывные полуудачи шестидесятых серьёзно повлияли на карьеру легендарного тренера Александра Гомельского. После двух бронзовых медалей подряд — на очередных Олимпийских играх и на чемпионате мира — Гомельский потерял место главного тренера сборной и даже слёг в больницу с аритмией сердца. Уход многолетнего «рулевого» сборной казался революцией.
XVI чемпионат Европы по баскетболу среди мужских команд выиграла сборная СССР. Слева направо сидят: Виталий Застухов, Александр Куликов, Зураб Саканделидзе, Модест Паулаускас, Сергей Белов, Прийт Томсон. Стоят: Валентин Сыч (руководитель делегации), Сергей Коваленко, Сергей Белов, Александр Гомельский (старший тренер), Владимир Андреев, Георгий Авсеенко (массажист), Александр Болошов, Анатолий Поливода, Геннадий Вольнов, Юрий Озеров (тренер), 1 октября 1969 года. Фото: © РИА Новости / В Ун Да-Син
На место Гомельского пришёл Владимир Кондрашин, тренер ленинградского «Спартака». Хотя тёмной лошадкой его было не назвать, вопрос о том, сможет ли он поднять сборную на новый уровень, стоял в полный рост. Так началось соперничество двух великих тренеров. И Гомельский, и Кондрашин были невероятно амбициозными людьми, ревнивыми к славе, оба считали себя достойными привести команду к олимпийскому золоту.
Эта гонка завершится вничью: высшую награду в разное время возьмёт и тот, и другой. Но пока в копилке сборной СССР не было ни одной такой награды. Правда, Гомельский оставил Кондрашину не выжженную пустыню, а лучшую национальную команду Европы, которая стояла уже не так далеко от того, чтобы стать сильнейшей в мире. И всё же этот шаг ещё предстояло сделать.
Фото: © кадр из видео YouTube «До и после 3 секунд»/канал Ностальгия Эпоха СССР
Кондрашин оказался человеком с непростым характером. Нелюдимый, мрачный интроверт, он лишний раз старался не контактировать с игроками, которые его просто побаивались. Впоследствии один из лучших игроков той сборной, Сергей Белов, писал в мемуарах, что даже за элементарной организационной информацией к Кондрашину старались не обращаться. Несколько сглаживал это взаимное отчуждение Сергей Башкин, помощник тренера, отношения с которым установились неплохие.
Фото: © РИА Новости / Фред Гринберг
Зато Кондрашин был исключительно цепким, эффективным тактиком. Он отлично понимал, что главный соперник сборной СССР — это американцы, и самым тщательным образом изучил их манеру игры. Своего рода репетицией стало выступление на универсиаде в 1970 году в Турине. Американцы привезли туда весьма сильный состав, по мнению советских игроков, мало уступавший олимпийскому. Этот этап советская сборная выиграла, но главным стал не успех сам по себе, а возможность при меньших ставках и в более мягкой форме лишний раз оценить игру чужой сборной. Другим «тренировочным подходом» стал чемпионат Европы. Для сборной СССР этот турнир имел неожиданное значение: именно там в сборную впервые включили Ивана Едешко, тогда мало кому в сборной известного новичка. Однако проверить, насколько Кондрашин сумел подготовить сборную, предстояло в 1972 году в Мюнхене, на Олимпиаде.
К 1972 году сборная СССР находилась на пике возможностей. В сборной США, наоборот, царил некоторый разброд. Из-за организационных проблем и необходимости увязывать интересы сборной с интересами клубов американская сборная в Мюнхене была слабее и значительно «моложе», чем могла быть. С другой стороны, сыграла свою роль общая расслабленность: к европейскому баскетболу относились без особого почтения. Тем более что и в существующем виде это была исключительно мощная сборная, способная затоптать любого противника во главе с Генри Айба — великолепным тренером, уже дважды бравшим золото. Однако, кроме сборной СССР, американцев остановить не мог тогда никто.
Три секунды на доигрывание
Первые матчи не принесли никаких сюрпризов. СССР и США находились в разных группах и не встречались. Однако в своих группах обе сборные выглядели, без сомнения, сильнейшими. Как ни странно, под началом замкнутого и мрачного Кондрашина сборная начала играть более свободно, чаще полагаясь на импровизацию. «Тренировка на кошках» на второстепенных турнирах позволила избавиться от комплексов перед сборной США, а к Олимпиаде сборная подошла отменно слаженной и готовой ко всему. Интригу создали поединки с Кубой и Пуэрто-Рико, и нельзя сказать, что сборная Кондрашина проехала по ним катком, однако в итоге поражений на групповом этапе удалось избежать.
Международная товарищеская встреча по баскетболу между командами СССР и США. Сергей Белов (№ 10) у кольца американской команды. Фото: © РИА Новости / Долягин
9 сентября 1972 года начался финал, которого все так ждали. Зал был набит битком и распалён, причём там находилось довольно много болельщиков из СССР. Это были последние дни Игр, так что поболеть пришли многие спортсмены других видов спорта. Но у советской сборной хватало доброжелателей и из нейтральных стран — просто в пику фавориту, которым, несмотря ни на что, была сборная США.
Кондрашин начал игру ярким быстрым составом в расчёте на агрессивный рывок с самого начала. При этом на скамье оказался Модестас Паулаускас, спортсмен из Литвы, один из ключевых игроков сборной, привыкший выходить в первой пятёрке. Решение было неожиданным для всех, в том числе для самого литовца. Игра началась в стремительном темпе, советская команда сразу выскочила вперёд и удерживала отрыв, даже увеличила его. Нервы у всех были на пределе, во время игры даже случилась драка между Михаилом Коркия и Дуайтом Джонсом. Джонс случайно или сознательно попал локтем в голову Коркия, грузинский игрок взбесился и двинулся выяснять отношения, в итоге обоих удалили до конца матча. Кондрашин был скорее доволен: лучший из игроков сборной США сел на скамейку.
В игре был момент, когда казалось, что американцы «поплыли» и их можно добить. Позднее Сергей Белов говорил, что, если бы ему и Паулаускасу дали провести на площадке ещё немного времени, знаменитые три секунды уже не понадобились бы. Однако произошло то, что произошло. Сборная вела в счёте, но уже уставала после исключительно динамичной игры в самом начале.
В итоге Александр Белов сделал ошибку перед самым концом матча. Остаётся шесть секунд, СССР ведёт одно очко, и в этот момент чуть не происходит катастрофа. Белов в сложной, но не безнадёжной ситуации отдаёт неудачный, неточный пас. Его тут же перехватывает Даг Коллинз из университетской команды Иллинойса. На Коллинзе фолят, но тот получает право на два штрафных — и забивает оба. За три секунды до конца игры счёт 50:49 в пользу США.
Движение вверх: исторические факты, реальная история, правда и мифы, несоответствия, судьба героев фильма
Хотите узнать исторические факты и вымысел фильма «Движение вверх»? Как было на самом деле? На каких событиях основан фильм? Существует реальная история, поэтому мы должны рассказать вам, какова правда и мифы, какие есть несоответствия и как сложилась судьба героев.
Вступление
«Движение вверх» – это российский фильм, основанный на реальных событиях о том, как прошла знаменитая и в каком-то смысле роковая игра на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене между сборными СССР и США. В тот год Советский Союз не просто выиграл в баскетбол, а сделал это с триумфом, забив решающий бросок на последних трех секундах. Прямо как в кино.
Не мудрено, что эту историю использовали как основу для сюжета фильма. Создатели опирались на одноименную книгу Белова и в целом придерживались фактов, но слишком большие расхождения между правдой и вымыслом оказались настолько существенными, что это вылилось в скандал.
Все началось еще во время утверждения сценария – вдовы Кондрашина и Белова не могли смириться с тем, в каком свете выставили их мужей, но так и не добились ощутимых изменений сценария. По словам создателей, фильм получился бы плохим. Дошло до того, что вдовы решили судиться с киностудией Михалкова за клевету.
Авторы фильма настаивают, что имеют право на художественные отступления, в конце концов, это же не хроника. Но нам все же стало интересно, что из представленного в фильме является правдой, а что вымыслом.
Техника в баскетболе
Нам простым непрофессионалам это и заметно не было, но оказывается, советские баскетболисты использовали нескольку другую технику для игры. В частности, в фильме вы видите броски сверху, так называемые «слэм-данки», но в 70-ые в СССР они почти не использовались, а в США и вовсе были запрещены.
Режиссер Мегердичев прокомментировал, что не пытался дословно передать игру, а хотел показать баскетбол в целом, добавив соответствующие эффекты для зрелищности.
Справедливости ради, нужно отметить, что кое-кто все-таки пытался следовать канонам. Мы это рассказывали в интересных фактах о фильме вот здесь. Художник по костюмам даже скопировал ткани для трусов – у американцев хлопок, а у советских баскетболистов – сатин. Вот это подход!
Кондрашин
С тренером Кондрашиным самая сложная история. Ссоры с вдовой достигли такого уровня, что киностудия изменила фамилию на вымышленную – на Гаранжина. Это сделано для юридической защиты против исков, мол, персонаж вымышленный, к реальному человеку отношения не имеет.
По сюжету Гаранжин спекулировал валютой, чтобы собрать деньги для лечения сына, который мог передвигаться только в инвалидной коляске. От эмоций в конце, Юрий (сын) даже встал, настолько на него повлияла победа. Но реальность была совсем другой. Да, у Кондрашина действительно рос сын Юрий, страдающий от церебрального паралича. Операций ни в СССР, ни в США не проводилось, денег не собиралось, а сын на всю жизнь и по сей день прикован к инвалидному креслу.
То, как мы видим тренера в фильме, далеко от настоящего характера тренера – об этом говорят все, кто лично был с ним знаком. Немного угрюмый, замкнутый и молчаливый, он выполнял все, что от него требовалось, а в кинокартине скорее показан собирательный образ советского тренера.
Александр Белов
Жена Белова – ныне Овчинникова – сама баскетболистка. Это правда. Но она разочаровалась в картине, потому что в фильме ее мужа показали больным уже во время Мюнхена. Хотя это не так – Белову на Олимпиаде было 20 лет, а о саркоме сердца он узнал значительно позже – в 1976 году.
Больше всего Овчинникова оскорбилась любовными похождениями, которую приписали Белову, мотивируя это тем, что у парня было много девушек до невесты и ничего удивительного тут не было.
Сергей Белов
У Сергея Белова, автора мемуаров (оба Беловы – просто однофамильцы) по фильму больные колени. Да, это правда, но опять же, они были таковыми уже после Мюнхена. На самом матче баскетболист был абсолютно здоров.
Модестас Паулаускас
Рекомендуем вам почитать, кто играл баскетболистов в фильме Движение вверх. Там есть фото и актеров, и прототипов.
Пожалуй, характер этого баскетболиста перекроили сильнее всех. Выставив его злобным прибалтом и русофобом, сценаристы приписали Модестасу Паулаускасу желание сбежать из Советского Союза. Это было очень далеко от правды. Паулаускас никогда не отличался антисоветскими настроениями и даже больше – он до сих пор ездит в Калининградскую область потренировать молодых ребят и побыть среди русских, которые полюбились ему с советских времен.
Алжан Жармухамедов
У Алжана Жармухамедова были проблемы со зрением и от части он больше опирался на чутье в игре, чем на глаза. Хотя баскетболист не был уж настолько слепым – всего минус два. Кстати, насчет слепоты в фильме тоже приврали – первые линзы у баскетболиста появились уже после Олимпиады, а не во время нее.
Александра Белова
Вольность в отношении появления девушки Белова – Александры – на Олимпиаде – лирическое отступление для усиления драмы. Исторически женский баскетбол появился на Олимпийских играх только в 1976 году, а родные или друзья не могли сопровождать спортсменов из сборной во время игр. Так что, Беловой там не было.
Матч за икру
По сюжету, когда баскетболисты прилетели в Америку, то играли с местными в баскетбол за контрабандную черную икру. После проигрыша они напились в баре. Этого вообще не было ни в мемуарах, ни в действительности. К слову, американцы не были настолько непобедимыми. Сильными, да, но не настолько – СССР обыгрывало в баскетболе США на чемпионатах мира, но этот факт опустили, чтобы показать, насколько значимым был для сборной Советского Союза Кондрашин. Да, был. Но и до него сборная побеждала.
Да и сам баскетбол не был настолько уж масштабным видом спорта по сравнению с хоккеем и футболом, чтобы от сборной и тренера требовали невыполнимого. Давление было, но никаких громких заявлений с уходом из спорта от Кондрашина на пресс-конференциях не было.
Судьба героев
Из всех игроков той сборной меньше всего повезло Александру Белову. В 26 лет он скончался от неизлечимой болезни сердца, но до этого переживал непростые времена отстранения от спорта.
После того победоносного матча Белова уличили в контрабанде икон, хотя выдвигали гипотезы о подрыве репутации и ослаблении команды за счет наговоров. В любом случае, был огромный скандал со всеми вытекающими – отстранение от участия в играх, лишение наград. Белова восстановили в 1978 году, но уже было поздно – болезнь подкосила буквально через пару дней после новости, и он уже не встал. С женой они прожили в браке всего год, детей не было.
Сергей Белов после ухода из большого спорта сделал успешную карьеру тренера, принося России награды и призовые места. Он скончался в 2013 году.
Из всей команды в живых сейчас Иван Едешко, Модестас Паулаускас и Анатолий Поливода. Последний в фильме не упоминается. Сейчас он живет на Украине.
А вот и видео с той знаковой игры.
На этом у нас все. Мы постарались рассказать про все исторические факты и вымысел в фильме, как было на самом деле, какой была судьба героев, где правда и мифы, и где реальная история. Как видите, несоответствия есть, и они существенные, но теперь вы знаете, на каких событиях основан фильм. Кстати, вы его уже смотрели? Что думаете?
«Вымысел не есть обман…»? Найдет ли зритель правду в спортивной драме «Движение вверх»?
«Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить.
Я пишу исторический роман
Уже буквально все посмотрели новый отечественный блокбастер от режиссера Мегердичева и студии «ТРИ Т» Михалкова – спортивную драму «Движение вверх». Многие также приняли участие в публичном обсуждении сюжета и своих впечатлений, вызванных фильмом, в социальных сетях. Впечатления оказались разные – восторженные и не очень. Мнения разделились. Зрительный зал частями аплодировал, а кто-то уходил после сеанса с горечью на душе.
Вот некоторые из «некрасивых», но наиболее драматичных, цепляющих зрителя фактов:
1) на самом деле Александр Белов узнал о своей болезни много позднее этого матча, он выглядел здоровым человеком и был очень перспективным молодым спортсменом, не лежал в больнице, а главный тренер не оплачивал его лечение из своих личных сбережений (по поводу возможности активно заниматься спортом с таким диагнозом надо спросить у врачей);
2) деньги на операцию сына главного тренера никто не собирал, так как никакой операции не было, не известно планировалась ли она;
3) капитан команды литовец Паулаускас не был яростным антисоветчиком, как его показали в фильме, никуда бежать не собирался, ведь он достойно возглавлял сборную на протяжении нескольких лет;
4) женской сборной СССР по баскетболу тогда еще вроде как не было и…. многое другое.
Родственникам спортсменов также не понравились сюжет о пьянстве спортсменов, проигрыше местной шпане в американской подворотне и некоторые другие моменты поведения героев, нетипичного для них. Известно, что вдовы Александра Белова и главного тренера подали в суд на студию «ТРИ Т», но проиграли дело в первой инстанции. Решение суда мне найти не удалось. Каковы были исковые требования и на чем они основаны, мне также не известно. Однако в СМИ мелькнуло, что суд отказал в удовлетворении иска (вероятно, среди прочего) по причине «недоказанности факта создания фильма». Видимо, иск рассматривался еще до проката фильма в кинотеатрах. Если кто-то поделится текстом решения и информацией об апелляции, будет интересно.
«Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен…?»
Или вот еще: «В художественном произведении об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет выходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории – это либо обман, либо пропаганда.»
Отлично сказано. И это очень интересное мнение, в том числе потому, что речь идет о кино, как форме пропаганды. Можно ли назвать «Движение вверх» пропагандой? Вполне, ведь фильм наглядно пропагандирует:
1) красоту спорта и стремление к победе;
2) мы все-таки круче американцев;
3) мир, дружба между ближними нам народами;
4) патриотизм в парадигме мышления спортивных болельщиков;
Очевидно, что пропаганда бывает разная и такая тоже бывает, наверное, это нормально.
В американской практике существует суждение о безопасных рамках, которые автору следует использовать для описания реального человека в художественном произведении даже в форме вымышленного персонажа. Следует либо не маскировать этот персонаж совсем, но при этом воздерживаться от любых искажений фактов об этом человеке, которые можно назвать клеветой; либо тщательно скрыть прототип, устраняя любую возможность его идентификации, и тогда приукрашивать его как угодно ярко. Соблюдают ли создатели кино это правило?
В любом случае, биографическое произведение до его публикации должно быть согласовано с лицом, о котором оно рассказывает, или его родственниками. Ведь можно постараться достичь соглашения. Это справедливо и демонстрирует добросовестное отношение автора к историческим событиям и прототипам своих героев, глубину и серьезность проведенного автором исследования фактов с целью достоверного изображения не только одного человека, но, возможно, целой эпохи. О подходе создателей фильма «Движение вверх» в рассматриваемом в этом блоге контексте можно только сожалеть.
Англо-американское договорное право
Практические навыки работы юриста
Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право
Комментарии (28)
Хотят Учитель, Михалков и прочие зашибить деньгу на простодушной публике, пусть зашибают. Не приемлют православные или родственники «творения» Учителя и Михалкова, пусть не приемлют. Это проблемы их субъективного восприятия.
Влияние публикации недостоверных фактов на репутацию лица, степень нравственных страданий, может оценить только само лицо или его близкие. Людям, которые смотрят на это со стороны, может показаться, что все вроде как в рамках разумного. Поэтому судья с такими делами находится в сложном положении, ведь он как раз смотрит со стороны.
Можно ознакомиться с исковыми требованиями родственников героев фильма (см. по ссылке, любезно предоставленной коллегой выше), они следующие: «о запрете распространения информации о частной жизни». Истцы говорили о публикации недостоверных сведений о заболеваниях героев. Иначе говоря, в иске вопрос о клевете истцами прямо не ставился, они говорили о вторжении в частную жизнь путем публикации неких личных сведений.
Ответчик же как раз говорил о том, что «обстоятельства и действия персонажей представляют художественный вымысел и результат творческого труда авторов сценария и не являются биографическими фактами действующих лиц, обозначенных в фильме в качестве реальных участников и собирательных образов». Иначе говоря, «художественный вымысел» может быть очень удобным обоснованием любых слов автора.
PS Мне фильм в целом тоже понравился, за исключением титров с победами других спортсменов. Мне бы хотелось увидеть, что же стало с этими героями после матча. В биографических фильмах обычно в конце делают небольшую ремарку, но не в этом случае.
«В любом случае, биографическое произведение до его публикации должно быть согласовано с лицом, о котором оно рассказывает, или его родственниками. Ведь можно постараться достичь соглашения. Это справедливо и демонстрирует добросовестное отношение автора к историческим событиям и прототипам своих героев, глубину и серьезность проведенного автором исследования фактов с целью достоверного изображения не только одного человека, но, возможно, целой эпохи. О подходе создателей фильма «Движение вверх» в рассматриваемом в этом блоге контексте можно только сожалеть. «
А я вот как раз про клевету, Александр. Ведь Вы хотели сказать «про историческую недостоверность, которую выдают за клевету», верно? Потому что меня именно в таком ракурсе проблема интересует.
Отсюда и ниже текст материала, включая все изображения, взятые оттуда же.
Вся правда о «Движении вверх»
К фильмам, снятым на основе реальных событий, чаще всего подход один — раз взялись, будьте добры верно подавать факты. А уж когда главным событием оказывается баскетбольный матч, который проходил не абы где, а на Олимпийских играх 1972 года (и к которому априори прилагаются видео- и аудиоматериалы), больше обычного тянет раскладывать по полочкам каждую минуту — да что там, секунду — знакового советско-американского спортивного противостояния.
Слэм-данки от игроков «красной машины»? Слёзы капитана команды в финале? Приступы у Александра Белова? Всё это в картине «Движение вверх» становится предметом самого тщательного разбора, даром что фанаты спорта и просто пытливые зрители часто отличаются на диво цепкой памятью. Особенно хорошо, если кто-то (например, один небезызвестный киносайт) уже сделал за вас всю чёрную работу и публикует подробный анализ событий фильма — что там правда, а что вымысел.
Не каждый знает, что «Движение вверх» — это в первую очередь автобиографическая книга Сергея Белова, знаменитого члена тогдашней сборной СССР, её капитана и комсорга. В «Движении вверх» он более чем подробно вспоминает собственный путь к баскетбольным вершинам и даёт тщательные характеристики товарищам по команде. С таким «багажом» фильму идти на риск художественного вымысла ещё сложнее. И дело здесь не только в прихоти его создателей.
Личная жизнь и время
Сюжетные линии фильма условно можно разделить на спортивные и личные — и если с первыми всё более-менее прозрачно, то вот частная жизнь никак не укладывается в кинематографические реалии. Например, фамилия тренера сборной СССР была вовсе не Гаранжин, а Кондрашин: её смена стала не прихотью режиссёра или сценариста, а условием родни, посчитавшей образы главного героя и членов его семьи даже позорными. Да, про то, что тренер взял скопленные на операцию сына деньги и отдал их на лечение игрока своей сборной, нигде не написано. Тем не менее, сын-инвалид у Кондрашина всё-таки существовал.
К протестам присоединились и со стороны Александра Белова — его вдова, возможно, была недовольна своим образом в фильме или тем, как обошлись с недугом мужа: на самом деле редкая болезнь сердца у Белова проявилась ближе к 1977 году и на матче мюнхенской Олимпиады ещё никак не сказывалась.
Владимир Петрович Кондрашин любуется своим родным «Спартаком» на чемпионате СНГ по баскетболу в 1992 году.
С другой стороны, создателям фильма приходилось довольствоваться временным отрезком примерно в год — от замены тренера Гомельского Кондрашиным до победы на Олимпиаде, тогда как история о людях, победивших сборную США на Играх 1972 года, этим периодом далеко не ограничивалась. Например, сцена с таможней, которая на первый взгляд кажется чуть ли не ироничной демонстрацией тогдашнего отношения советской власти к любому намёку на контрабанду, имеет прототип — в 1977 году у Александра Белова возник серьёзный конфликт с таможней, так как спортсмен зачем-то вёз в СССР. иконы. Отчасти этим объясняется Библия в чемодане Сергея Белова уже в самом фильме; ну и приятным дополнением к правдиво переданным фактам служит то, что Белов хорошо разбирался в религиозных текстах — и даже цитировал в своей книге Екклезиаста.
Этой же необходимостью уложить историю в короткий временной период, не превращая фильм в байопик одного игрока, можно объяснить и все моменты с Александром Беловым — начиная от его приступов и заканчивая американским госпиталем. Никак иначе, к сожалению, не передашь тот факт, что здоровый, невероятно талантливый игрок в баскетбол (на момент знаменитого матча ему был всего двадцать один год) умер уже в 1978 году от редкой, неизлечимой болезни сердца. Разве что в титрах написать — но эффект, разумеется, будет минимальный. Забавного в этом мало, но факт остаётся фактом: и второму Белову, Сергею, раньше времени приписали больные колени — конечно, такой недуг у него и в самом деле был, но играть в 1972 году ещё никак не мешал. В книге, кстати, целый раздел посвящён «прекрасной» медицине и её отдельным светилам, которые временами гробили на корню карьеры спортсменов-профессионалов. Например, один из вероятных участников судьбоносного матча не смог участвовать в нём именно из-за медицинской ошибки и личного упрямства врача — игрок Владимир Андреев получил травму мениска, удалили ему по ошибке другой, затем спровоцировали гангрену. Разумеется, спортивная карьера для Андреева закончилась — хорошо хоть, ногу удалось спасти.
Сергей Белов готовится выполнить свой коронный бросок в прыжке.
Одна фраза, сказанная Сергеем Беловым своим товарищам по команде, тоже перекочевала в фильм из раннего этапа его жизни: на слова о том, что с ним приятно играть, Белов ответил: «А мне с вами — нет» вовсе не в преддверии Олимпиады. Но вышло всё равно убедительно.
Пожалуй, самый неоднозначный персонаж фильма — Модестас Паулаускас — воплощает собой человека, недовольного СССР, но преданного своему делу и команде, что в итоге играет для него решающую роль. Надо ли говорить, что всего этого накала страстей с секретной машиной, родственниками в Германии и защитой со стороны Кондрашина не было? Более того, странно, что на фоне возмущения семей Кондрашина и Белова не появилось хоть какой-нибудь реакции самого Паулаускаса, который сейчас, кстати, жив-здоров. Может, дело здесь в условном согласии с необходимостью художественного вымысла — как ещё за столь короткий срок показать развитие персонажей и сплочение команды вокруг нового тренера? Да и предателем литовец в итоге не оказывается, а наоборот, помогает команде одержать победу. Эти допущения нередко сглаживаются достоверными деталями — например, тем, что Модестаса Паулаускаса и Сергея Белова на Олимпиаде разместили в одном номере с сопровождавшим команду КГБ-шником. Именно поэтому в фильме из его уст звучит упрёк, что он, в отличие от них, по чужим вещам не лазает.
Точно по такой же схеме работает и внешняя атрибутика — у Александра Белова нет его знаменитых бакенбард, зато у Сергея Белова вдруг появляются усы, которых в 1972 году не было и в помине. Владимир Кондрашин и Владимир Машков имеют минимум внешнего сходства, так же как Иван Едешко и сыгравший его Кузьма Сапрыкин. Именно с помощью продуманных мелочей создатели дают понять, насколько важна им самим эта история. За брошенной как бы между делом фразой Кондрашина-Гаранжина, мол, Зураб Саканделидзе мог бы бегать и быстрее, скрывается проверенная информация о том, что грузинский спортсмен пробегал стометровку за феноменальные одиннадцать секунд. А факт, что Сергей Белов занимался с мешком на спине, дабы увеличить высоту прыжка, абсолютно достоверный — более того, именно такие тренировки давали Белову возможность в игре забросить мяч сверху, пока противники пытались заблокировать его снизу.
Сверху: Алжан Жармухамедов (№ 7), Геннадий Вольнов (№ 13), Анатолий Поливода (№ 4), Иван Дворный (№ 12), Александр Белов (№ 14), Сергей Коваленко (№ 15, здесь почему-то в майке с № 9, как и у Ивана Едешко), Александр Болошев (№ 8). Снизу: Модестас Паулаускас (№ 5), Михаил Коркия (№ 11), Зураб Саканделидзе (№ 6), Иван Едешко (№ 9), Сергей Белов (№ 10).
Линзы, кстати, тоже были. Правда, их не доставал из ниоткуда Кондрашин, а вполне себе легально вытачивали в СССР из оргстекла, уже после победы в 1972 году. Потеря такой прямо во время матча была делом довольно частым: все останавливались и «ползали на пузе», ища драгоценную линзу Алжана Жармухамедова. А ещё носить их было настоящим мучением. Как можно играть и выигрывать в таких условиях, вообще непонятно.
Вот ещё одна забавная деталь: нетрудно догадаться, что никакой тренер в здравом уме не пустил бы игрока своей сборной на свадьбу в Грузию, вдобавок прихватив с собой всю команду. На самом деле это был тренировочный сбор в грузинском Сухуми в 1972 году. Единственная вольность по отношению к спортивной этике заключалась в том, что Кондрашин разрешил игрокам взять с собой семьи. Для того времени это было почти невероятным — и тем не менее, повлияло на команду благотворно. Скорее всего, здесь крылся какой-то тайный тренерский расчёт, потому что на ещё одних сборах перед Олимпиадой — в Москве — Кондрашин вообще разрешил спортсменам-москвичам ночевать дома.
Грузинские песни в олимпийской деревне Мюнхена, уже упоминавшийся выше «побег» Паулаускаса и скомканное выступление представителей СССР на конференции, где якобы хотели объявить о выходе сборной из соревнований, — мягко говоря, не совсем правда. И если первое выглядит уместным желанием раскрыть героев, которых называли «грузинским дуэтом», а второе — творческим вымыслом, то третье существует в основном для создания интриги. Зритель, который не читал от корки до корки книгу Белова и не вникал в подробности событий сентября 1972 года в Мюнхене, вполне может поддаться напряжению игроков и тренера: а вдруг придётся уехать, а вдруг не сыграем? На самом деле, инициатива могла исходить в первую очередь от олимпийского комитета: вставал вопрос о безопасности спортсменов, участии в соревнованиях людей еврейского происхождения (которые, естественно, были злы и напуганы) и в целом обстановке морального напряжения на Играх. Гибель всех взятых в заложники спортсменов усилила истерию среди немецкого руководства — известно, что ещё в ходе переговоров министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк предлагал обменять заложников на себя и получил от террористов отказ. Однако советское руководство не созывало никакую пресс-конференцию и не заявляло, что нападение на израильских спортсменов похоже на провокацию по отношению к СССР. Сборная Советского Союза, так же как и сборная Штатов, осталась в Мюнхене, чтобы уверенно выйти в финал.
Сорок минут жестокого противостояния команд СССР и США зрители «Движения вверх» получают практически в виде полноценной игры: даже хронометраж почти не пострадал. Табло, счёт, речь комментатора — всё это имитирует реальный матч, к тому же здесь творческие вольности создателей фильма практически исчезают. Тайм-ауты и замены, поведение судей и тренеров, драки на поле, выход игроков и их удаления происходят точно в соответствии с реальными событиями. Да, разумеется, от зрелищности современных баскетбольных приёмов совсем отказываться нельзя, но несомненно, последние секунды матча проходили именно так, как это показано в «Движении вверх». Даже плакал Сергей Белов в финале по-настоящему — точнее, его, по собственным воспоминаниям, «сотрясали сухие рыдания».
Во время матча и после победы.
Здесь в фильме снова налицо скрупулёзное внимание к деталям. Помощник тренера Сергей Башкин вместе с генеральным комиссаром ФИБА Уильямом Джонсом практически вырывает у судей право советской команды раз за разом переигрывать последние три секунды матча: то из-за неуслышанной просьбы Кондрашина о тайм-ауте, то из-за рано прозвучавшей сирены и неисправного табло. Сергей Белов мажет один из двух раз в штрафном броске. Иван Едешко даёт свой «золотой пас» Александру Белову, чтобы тот наконец забил уже американцам решающий мяч. Глава в книге Сергея Белова, посвящённая победе, называется «Секунды славы» — именно такое впечатление производит то, что творилось в эти три раза переигранные решающие мгновения.
По уровню проработанности материала «Движение вверх» спокойно может составить конкуренцию документальному кино; более того, фильм смотрится органично даже рядом со знаменитыми «О спорт, ты — мир» (1981) или «Спорт, спорт, спорт» (1970).
А ещё очень важно здесь, пожалуй, вот что: фильму, как и книге Сергея Белова, удалось избежать набившего оскомину присутствия политики в спорте. Парадоксально, но как на фоне актуальных олимпийских скандалов, так и в контексте чисто политического противостояния СССР и США «Движение вверх» смотрится очень легко. Говоря о Штатах, мы говорим о спортсменах; упоминая соперничество, имеем в виду борьбу профессионалов и личностей. Ничего лишнего, ничего надуманного и ничего лживого — просто движение вверх.
Надо Бэдкомедиану предложить чтобы по нему обзор сделал. Хотя я думаю просить не придется.
Очень качественное и приятное кино. Просмотрел с огромным удовольствием при абсолютно полном зале. Все дни показа в кинотеатрах нет свободных мест. Билеты бронируют за несколько дней. Рекомендую всем к просмотру. Твёрдая 10 из 10.
Зачем минут десять перманентно показывать в фильме, как грязно американцы калечат советских баскетболистов? Ну нет этого в трансляции той игры. Ах да, видимо, зритель должен возненавидить американцев, чтобы потом сильнее порадовался победе над злодеями.
Мечта сбылась
Аж чуть не прослезился.
Вспомнилось, ночь пакет 100руб, запах прокуренного зала, мышки с шариками, пень 4й, Варкрафт 3, Старкрафт.
Клиентоориентированность
– Здравствуйте! Мы всё сделали!
– Мы делаем для вас сайт.
– Но мы у вас ничего не заказывали.
– Вы позвоните нам завтра и скажете, что нужно надо было сделать сайт вчера.
Сомнений больше нет
Эххх. а мы где в отношениях с нашими девушками свернули не туда?
Сами же просили
Неожиданно
Папина дочка
Вчера ходил в игровую зону в ТЦ с мелкой (2,5 года). Ну захотел ребенок писать.
Куда нам идти? Женский? Мужской?
Зашел в женский с мелкой: А там как начали орать:
Закрылся в кабинке, подержал ребенка, она сделала дела, вышли, помыли руки и без тени косых взглядов ушли на фудкорт.
Что нужно женщине
Заплати
Как привиться и не изменить принципам
Клей ПВА + Вата
Нет цели, только путь
Когда обкакался, но не стыдно
Ответ на пост «Про душнил. И я такой же»
Сыну 9 лет, необходима консультация невролога. В поликлинике его нет, дали направление в детскую городскую больницу. Жена позвонила. это были 20-е числа октября, в регистратуре ей сказали, что всё занято, звоните в конце ноября, возможно будут талоны на декабрь.
Я захожу на сайт этой больницы, в форме обратной связи описываю ситуацию, пишу что такое лечение не устраивает, прошу назначить приём врача в ближайшее время или я напишу жалобу в Департамент здравоохранения города и в страховую (ОМС).
Через 4 часа жене перезвонили и недовольным тоном предложили прийти уже на следующий день.
К слову сказать, со слов жены, в больнице было пусто и на приём вообще никого не было, ни до прихода, ни после. Хотя они пришли на 20 минут раньше.