Эмаль воздушной сушки что значит

Алкидная автоэмаль воздушной сушки

Состав

Авторемонтная эмаль представляет собой эмаль воздушной сушки на основе специальной алкидной смолы.

Внешний вид покрытия: гладкое, однородное, глянцевое, без посторонних включений. Склонность эмали к кратерообразованию отсутствует.

Назначение

Эмаль предназначена для ремонтной окраски металлической поверхности кузова автомобиля, а также для окраски поврежденных небольших участка кузова и других деталей автомобилей по предварительно загрунтованной и зашпаклеванной поверхности или по старому покрытию при температуре +20°С.

Особые свойства

Характерными свойствами данной эмали являются ее прекрасный и устойчивый блеск, хорошие атмосферостойкость и механическая прочность, удобство нанесения, низкая температура сушки. Автомобильная эмаль изготовлена в России по современной технологии на зарубежном оборудовании с использованием импортного сырья ведущих производителей лакокрасочных материалов. Многоступенчатый контроль качества, осуществляемый последовательно на каждом из этапов производства гарантирует высокие потребительские свойства продукта. Специально разработанные с учетом требований Российского рынка эталоны обеспечивают лучшее, по сравнению с импортными автоэмалями, попадание в цвет с наиболее широко представленными автомобилями Российского и иностранного производства.

Инструкция по применению

Перед применением эмаль тщательно перемешивают, разводят разбавителем для алкидной автоэмали в количестве от 15 до 20% от массы эмали до рабочей вязкости 18-20 сек.

Нанесение

Автоэмаль наносят на сухую, очищенную от загрязнений, обезжиренную уайт-спиритом и загрунтованную поверхность краскораспылителем в два-три слоя с промежуточной сушкой в течение 10 минут или по старому покрытию в один-два слоя.

При нанесении автомобильной эмали по старому покрытию оно должно быть обработано шлифовальной шкуркой, промыто растворителем (уайт-спирит или применяемые для разбавления эмали растворители) и тщательно высушено.

Рекомендуемые условия нанесения

При подкраске небольших участков эмаль можно наносить кистью. В этом случае эмаль разбавлять не следует.

Высыхание до монтажной прочности

При температуре 20 °С — от 2 до 3 часов.

Полное высыхание

При температуре 20 °С — 24 часа; при температуре 60 °С — 50 мин.

Упаковка

Жестяная банка с литографией. Масса нетто: 0,8 кг.

Основные технические показатели

Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, сек

Степень перетира, мкм

Твердость покрытия по маятниковому прибору ТМЛ (А):

— после высыхания эмали

Хранение

Эмаль хранят в плотно закрытой таре в сухом, прохладном помещении.

Гарантийный срок хранения автоэмали — 24 месяца с даты изготовления.

Стандарт

По типу материала

По типу защищаемой поверхности

По области применения

Сельскохозяйственная техника, Строительная техника, Автомобилестроение и авторемонт

По специальным свойствам

Антикоррозионная защита металла, Износостойкое покрытие, Авторемонтные материалы, Для наружных работ, Для внутренних работ, Декоративные свойства

По стойкости к воздействию

Влагостойкость, Износостойкость, Защита от коррозии, Бензостойкость, Устойчивость к моющим средствам, Маслостойкость

Источник

Сушка лакокрасочных покрытий

Данная статья посвящена сушке лакокрасочных покрытий самыми эффективными на сегодняшний день способами. Для того, чтобы до конца, до самых научных истоков понять их преимущества и особенности, сначала разберемся что же такое сушка вообще?

Сушка лакокрасочных покрытий производится для отверждения лакокрасочного покрытия слоя и может осуществляться либо только путем испарения растворителей (материалы типа нитро-целлюлозных, перхлорвиниловых лаков и эмалей), либо смешанным за счет химических процессов окисления, конденсации и полимеризации (материалы типа масляных, алкидных, кар-бамидных, полиэфирных, эпоксидных полиуре-тановых лаков и эмалей и т. д.).

По способу подвода тепловой энергии сушка подразделяется на конвекционную (передача тепла происходит при непосредственном соприкосновении окрасочного слоя с циркулирующим горячим воздухом); радиационную (при помощи облучения окрашенных изделий инфракрасными или ультрафиолетовыми лучами); за счет аккумулированного тепла предварительно нагретого конвекционным.

Источники инфракрасного излучения.

Мощным источником является Солнце, около 50% излучения которого лежит в инфра красной области. Значительная доля (от 70 до 80%) энергии излучения ламп накаливания с вольфрамовой нитью приходится на И. и. Применение инфракрасного излучения прочно вошло в нашу жизнь. При фотографировании в темноте и в некоторых приборах ночного наблюдения лампы для подсветки снабжаются инфракрасным светофильтром, который пропускает только И. и. Мощным источником И. и. является угольная электрическая дуга с температурой

3900 К, излучение которой близко к излучению черного тела, а также различные газоразрядные лампы (импульсные и непрерывного горения).

Для лучшей концентрации инфракрасного излучения, такие электрические нагреватели снабжаются рефлекторами.

В научных исследованиях, применяют специальные источники инфракрасного излучения: ленточные вольфрамовые лампы, штифт Нернста, глобар, ртутные лампы высокого давления и другие.

В зависимости от механизма подвода тепла, вида теплоносителя различают следующие способы сушки:

Эффективность последнего наиболее значимая. Использование И.к. излучения при проведение работ по восстановлению ЛКМ в условиях стесненных площадей, сокращение времени сушки и отверждения материала дает ощутимое удобство.

Инфракрасные излучатели могут быть:

Газовые инфракрасные излучатели, галогенные лампы инфракрасного излучения, угольные инфракрасные излучатели.

Галогенные лампы ИК-излучения

Угольные ИК излучатели изготовлены таким образом, чтобы отвечать разным техническим требованиям и условиям мощности. Излучатель может также быть создан по индивидуальному заказу клиента для отдельных установок, работающих на определенных нагревательных режимах и отвечающих специальным структурным требованиям.

Мощность нагревательных элементов широко варьируется от минимальной в 300-600 Ватт, средней от 800 до 1 200-1 300 Ватт до мощных от 1500 Ватт и более.

Коротковолновые ИК-сушки широко применя ются при локальной сушке лакокрасочного покрытия автомобилей. Их использование позволяет значительно сократить время и качество высыхания шпатлевочных материалов, грунтов и самих лакокрасочных покрытий. Специфика процесса сушки представляет под собой удаление из состава разбавительных материалов и отверждение, использование ик-излучателя кардинально ее меняет. Сушка и отверждение ЛКМ получает тепло не от наружной температуры излучателя, а от металла, на котором находится сохнущий материал. Инфракрасные волны свободно проходят через нанесенный на поверхность материал и нагревают металл. За счет этого процесс сушки как бы идёт изнутри.

В модельном ряду фирмы Filon Technologies присутствуют и более мощные ИК-сушки. Характерными примерами могут являться модель Helios и Krono.

Источник

Сказание о красках

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значит

В том, что акриловые лакокрасочные материалы предпочтительнее, например, алкидных, никого убеждать не надо. Но почему, за счет чего? Давайте попробуем разобраться в этом, не вдаваясь в сложные физико-химические подробности. А заодно вспомним историю автомобильных эмалей – от «нитро» до современных на водной основе. Свой рассказ авторы попытались оживить вставками «Есть вопрос!». Жаль только, что вопросов много, а места в журнале мало.

Кузов на конвейере

Для начала посмотрим – какие операции предшествуют окраске автомобильного кузова на заводском конвейере?

Прежде всего кузов «в металле» тщательно обезжиривают, промывают и направляют на химическую обработку – фосфатирование. После этой операции на металлической поверхности образуется тончайшая пленка из фосфатов железа и цинка, назначение которой – защищать металл от коррозии при появлении микротрещин в слоях лакокрасочных материалов. Отметим, что фосфатная пленка обладает хорошей адгезией как к металлу, так и к грунтовке.

Попутно заметим, что сегодня для изготовления кузова или его деталей все чаще применяют предварительное цинкование или используют готовый оцинкованный лист. Но обезжиривание и фосфатирование обязательны и для них.

После фосфатирования кузов снова тщательно промывают, сушат, а затем на фосфатную пленку методом катодного или анодного осаждения наносят слой водоразбавляемой грунтовки с антикоррозионными добавками.

Если кузов служит катодом, сей процесс именуется катафорезом, в противном случае – анафорезом. Отметим, что катафорез обеспечивает более надежную коррозионную защиту сварных швов и скрытых полостей, поэтому он предпочтительнее анафореза.

Есть вопрос! Значит, анафорезная грунтовка уже не применяется?

Ответ. На некоторых заводах анафорезные установки еще работают, но они постепенно вытесняются катафорезными. К настоящему времени анафорезных ванн для окраски кузовов и кабин практически не осталось.

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значитВходной контроль качества сырья. Точка эквивалентности достигнута

Толщина слоя катафорезной грунтовки достигает 20 мкм, а благодаря электроосаждению он распределяется равномерно как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях, хорошо прокрашивая и скрытые полости.

После сушки при высокой температуре (180°С) на катафорезный слой накладывают еще одну грунтовку – выравнивающую. Ее назначение двояко: во-первых, заполнять и сглаживать мелкие дефекты поверхности, во-вторых – ограничивать развитие трещин, возникающих в лакокрасочном слое. К слову, в отличие от катафорезной, выравнивающая грунтовка от коррозии не защищает.

И наконец, после сушки и шлифования загрунтованная поверхность покрывается эмалью либо материалами двухслойной системы: базисная эмаль «металлик» плюс прозрачный лак.

Эмалями (зарубежное название Topcoat) окрашивают большинство грузовиков и автобусов и некоторую часть легковых автомобилей. С двухслойными системами ровно наоборот – ими покрывают большинство легковых кузовов и лишь малую часть грузовиков и автобусов.

Мы совершили этот краткий экскурс, чтобы напомнить: даже самые современные автоэмали не обеспечат качественную окраску кузова без тщательной подготовки – и конвейерные технологии иллюстрируют это как нельзя лучше. А теперь перейдем к главной теме нашего разговора – эмалям.

Растворители и разбавители

Растворитель и разбавитель – это не одно и то же, хотя и тот и другой применяются для получения требуемой вязкости ЛКМ.

Растворитель – понятие фундаментальное, он служит для получения истинного раствора, в котором молекулы растворенного вещества располагаются равномерно.

Разбавители, применяемые в лакокрасочной промышленности, строго говоря, не обязаны что-то растворять. Их задача – лишь понижать вязкость, не приводя к расслоению и коагуляции разбавляемого продукта. Поэтому разбавители могут быть и несовместимыми с разбавляемыми материалами. Иногда это свойство разбавителей оказывается полезным: нарушение «родственности» изменяет форму макромолекул ЛКМ, они как бы «поджимают лапки», что очень эффективно снижает вязкость продукта. Разумеется, такие разбавители не должны отрицательно влиять на процесс формирования пленки, и тут всю ответственность на себя принимает фирма, производящая разбавитель.

Несмотря на каталожное наименование «разбавитель», продукты марок 1301 и 1301М для «Vika-акрил» с физико-химической точки зрения являются все же растворителями.

Ацетон, являясь растворителем, непригоден для снижения вязкости ЛКМ – он слишком летуч и не обеспечивает оптимального высыхания пленки при испарении. В лакокрасочной промышленности он применяется в качестве компонента сложного растворителя (разбавителя).

Что такое эмаль?

С филологической точки зрения слово «эмаль» (от франц. email) – типичный омоним. Во-первых, так именуют стеклообразное покрытие, наносимое на металл (или, например, керамику) и закрепляемое обжигом. Такую эмаль изготовляют из легкоплавких цветных стекол с добавлением оксидов металлов и пигментов. За примерами далеко ходить не надо – эмалированые тазы и кастрюли есть в каждом доме.

Во-вторых, эмалью или эмалевой краской называют пигментированный ЛКМ на основе раствора пленкообразователей. Или ЛКМ, полученный диспергированием пигментов в лаках, – как вам больше нравится.

Как правило, эмалевая краска обладает высоким блеском (хотя встречаются и матовые эмали). С упомянутой стеклообразной эмалью ее связывает лишь некая схожесть внешнего вида и не более того.

Далее мы рассмотрим основные виды автомобильных эмалей.

Есть вопрос! А какая эмаль появилась раньше?

Ответ. Стеклообразная, поэтому во всех словарях и справочниках она упоминается в первую очередь. Но для автомобильных кузовов она не подходит – как по технологическим соображениям, так и из-за повышенной колкости покрытия. В дальнейшем под словом «эмаль» мы будем понимать ЛКМ.

Родная сестра пороха

Не будем вдаваться в подробности окрашивания кузовов на заре автомобилестроения. Отметим лишь, что маляры использовали краски на основе природных смол, скипидара и олифы с добавками сажи и других пигментов. В 20-е годы на смену таким краскам пришла нитроэмаль.

Ее история такова: после окончания Первой мировой войны производственные мощности по выпуску пороха оказались незагруженными. Но химики мгновенно сообразили: позвольте, ведь пироксилин (тринитрат целлюлозы), применяемый в производстве пороха, и коллоксилин, идущий на изготовление нитролака, – близнецы-братья! И тот и другой являются сложными эфирами целлюлозы и азотной кислоты и различаются, в частности, содержанием азота.

Вот и получилось, что многие пороховые заводы занялись выпуском кинопленки, а также нитролаков и нитроэмалей на основе нитроцеллюлозы. А нитроэмали являют собой не что иное, как суспензии пигментов в нитролаках с добавками пластификаторов, в частности алкидных смол – без них покрытие получается слишком хрупким (что такое алкидные смолы, сказано ниже).

Для своего времени нитроэмали были, безусловно, хороши: они быстро высыхали при комнатной температуре и неплохо противостояли воздействию масел, бензина, солнечных лучей и атмосферных осадков. Правда, для сохранения высокого блеска они требовали частой полировки, но с этим приходилось мириться.

Есть вопрос! За счет чего происходит полимеризация нитроэмали

Ответ. Запомним раз и навсегда: никакой полимеризации в нитроэмалях не происходит! Отверждение, а точнее высыхание, осуществляется за счет испарения летучих растворителей – это чисто физический процесс. После высыхания образуется обратимая пленка, которая может быть снова растворена в растворителе.

Под маркой НЦ нитроэмали выпускаются и по сей день. В сегодняшних автомобильных делах они примененяются крайне редко.

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значитАнализ методом инфракрасной спектроскопии

Безусловно, по всем показателям, кроме, пожалуй, цены, нитроэмали проигрывают современным ЛКМ, поэтому в тематических обзорах их принято ругать и пинать ногами. Мы же относимся к этим материалам с искренним уважением – все же «они были первыми».

И еще: в советские времена правительственные «Зилы» и «Чайки» окрашивали только нитроэмалями. Покрытия насчитывали до 12 слоев, включая грунтовочные, и выглядели те «членовозы» великолепно. Правда, их почти непрерывно подкрашивали и полировали – благо было кому.

Катализаторы, инициаторы, отвердители

В публикациях на тему ЛКМ часто путают понятия «катализатор», «инициатор» и «отвердитель». В действительности это разные материалы и механизм их действия неодинаков.

Как известно из школьного курса химии, катализатор увеличивает скорость химической реакции, но сам в реакцию не вступает.

В качестве примера приведем так называемые кислые катализаторы. Будучи добавлены в мела-миноалкидную эмаль, они создают кислую среду, в которой меламинформальдегидная смола гораздо «охотнее» взаимодействует с гидроксильными группами алкидного компонента, что позволяет снизить температуру сушки.

В акриловых системах используют катализаторы на основе органических солей переходных металлов или органических аминов, ускоряющих реакцию уретанообразования.

Инициатор, в отличие от катализатора, участвует в реакции, генерируя радикалы, расходуется (распадается) сам и в конечном счете входит в состав полимера. Пример: второй компонент (тюбик) в полиэфирных шпатлевках содержит именно инициатор.

И наконец, об отвердителях. Отвердитель – это полноправный компонент связующего. Он не является ни катализатором, ни инициатором.

«Алкид»

Алкидные эмали у нас называют «эмалями воздушной сушки» – и вполне справедливо, поскольку отверждение их пленок происходит при комнатной температуре с участием кислорода воздуха. Впрочем, об этом чуть ниже, а пока поговорим о терминологии.

Начнем с формального определения: алкидная эмаль – это суспензия пигментов в алкидных лаках с добавками модификаторов. И тут возникает закономерный вопрос: а что такое алкидные лаки? Пожалуйста: это растворы алкидных смол.

Хорошо, скажет читатель, а что такое «алкидные смолы»? Слово «алкидный» происходит от англ. alcohol – спирт и acid – кислота. Соответственно, алкидные смолы получают на основе многоатомных спиртов и многоосновных кислот. Попутно заметим, что термина «алкид» в фундаментальной химии не существует, это термин из лакокрасочного лексикона.

К алкидным смолам относится, например, глифталевая смола, получаемая при взаимодействии глицерина (трехатомного спирта), фталевого ангидрида и растительного масла (сложный эфир глицерина и высших жирных кислот).

Можно вспомнить и пентафталевую смолу, ингредиентами которой являются пентаэритрит (четырехатомный спирт) и тот же фта-левый ангидрид. На основе этих смол российские лакокрасочные заводы выпускают лаки и эмали, маркируемые соответственно ГФ и ПФ. Это – классические алкидные ЛКМ. На автомобильный конвейер глифталевые эмали пришли в 40–50-х годах на смену нитроэмалям.

К алкидным относятся и некоторые зарубежные ремонтные автоэмали. Впрочем, не только зарубежные – например «Vika-алкид» (Vika-60), эмаль естественной сушки по сроку службы почти не уступает МЛ-1110 горячей сушки.

Возможно, кто-то удивится: неужели «дачная» ПФ-115 и авторемонтные алкидные эмали (как импортные, так и наши) стоят в одном ряду? Да, с точки зрения механизма отверждения это так. В отличие от нитроцеллюлозных, при сушке алкидных материалов параллельно протекают два процесса: испарение растворителя (физическая сушка) и химическое превращение компонентов связующего в пространственно-сшитый полимер. После полного отверждения растворить такую пленку невозможно, поэтому ее называют необратимой.

Необходимо помнить: в химическом отверждении (пленкообразовании) всех эмалей, дающих необратимую пленку, обязательно участвуют два компонента.

Есть вопрос! Но алкидные эмали считаются однокомпонентными материалами. Покупая банку с эмалью, мы не получаем никакого отвердителя.

Ответ. Давайте различать коммерческое название и химическую суть. Действительно, двухкомпонентными (2К) материалами называют ЛКМ, поставляемые в двух упаковках: вот, положим, акриловая грунтовка, а вот отвердитель к ней.

В банке с алкидной эмалью находится один реакционноспособный компонент – раствор алкидной смолы, модифицированный растительным маслом. От растительного масла продукту достаются «хвосты» высших жирных непредельных кислот, содержащих сопряженные двойные связи.

Второй компонент алкидных эмалей – это кислород воздуха. Благодаря его взаимодействию с указанными двойными связями образуется высокомолекулярное соединение, т.е. происходит полимеризация. А поскольку каждая молекула алкидного компонента имеет несколько двойных связей, полимер получается «пространственно сшитым». Так что кислород – полноценный компонент связующего, его вполне можно считать отвердителем.

Можно привести показательный бытовой пример: как тщательно ни закрывай банку с эмалью ПФ, все равно в ней образуется пленка. Это результат реакции алкидной составляющей с кислородом, находящимся под крышкой банки. А вот у эмалей марки МЛ (о них будет рассказано ниже) такого явления не наблюдается.

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значитЦвет — это не только красота, это еще и наука

Всем известно, что алкидными эмалями легко и удобно красить. Поэтому их часто используют для окраски подержанных автомобилей перед продажей – вид отменный, а что там дальше будет, пусть новый хозяин думает. Иногда такие эмали применяют для обновления кабин грузовиков перед техосмотром – получается быстро и недорого.

На конвейерах алкидные эмали не применяются.

Есть вопрос! Маляры знают, что пленка алкидной эмали хорошо сохнет «сверху», а вот «вглубь» – хуже..

Ответ. Это характерно при отверждении кислородом – по мере полимеризации его доступ «вглубь» затрудняется. Подобных недостатков лишены автоэмали, которые мы рассмотрим в следующих разделах.

«Синтетика»

В этом разделе мы поговорим о меламиноал-кидных эмалях. Как и в предыдущем случае, при отверждении этих ЛКМ одновременно протекают два процесса: испарение растворителя и поликонденсация смол (образование необратимой пленки).

Во втором процессе участвуют два компонента – но до поры до времени они мирно соседствуют в банке (о механизме отверждения говорится ниже). Что же это за компоненты? Во-первых, это алкидная составляющая, модифицированная растительным маслом, или раствор полиэфирной смолы; во-вторых – меламинформальдегидная смола.

Есть вопрос! Меламиноалкидные эмали наши мастера давно и упорно именуют «синтетикой». Почему

Ответ. Одна из этимологических версий такова: при создании алкидной части этих эмалей химики использовали синтетические жирные кислоты. Отсюда и пошло – «синтетика», «окрасить синтетикой».

Но вернемся к компонентам эмали. В отличие от эмалей воздушной сушки алкидная составляющая меламиноалкидных эмалей содержит мало двойных связей (а полиэфирная и вовсе их не имеет). Но в ней, в этой составляющей, обязательно присутствуют реакционноспособные гидроксильные группы ОН – как у спирта.

Что это означает на практике? Да то, что в отличие от алкидных эмалей алкидная составляющая здесь практически не вступает в реакцию с кислородом воздуха. Но зато при повышении температуры упомянутые гидроксильные группы ОН начинают взаимодействовать с метилольными группами меламиноалкидной смолы.

Иными словами, при достаточном нагреве запускается реакция между двумя компонентами. Поэтому второе название меламиноалкидных эмалей – «эмали горячей сушки».

Внимательный читатель уже, наверное, догадался о преимуществах такого механизма: в отличие от кислородного отверждения алкидных эмалей полимеризация здесь проходит равномерно по всей глубине. В результате образуется надежная необратимая пленка с пространственной «сшивкой» по всем направлениям.

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значитКонтрольная окраска методом безвоздушного распыления

Если же равномерность отверждения «вглубь» отсутствует, это означает одно из двух: либо эмаль «левая», основанная на дешевом алкидном ингредиенте (пример – жирный алкид с обилием сопряженных двойных связей, в результате инициативу перехватывает кислород воздуха); либо нарушен температурный режим и реакция «не пошла».

Итак, при высокой температуре меламинформальдегидная смола в описываемых эмалях играет роль отвердителя. А каковы значения этой температуры? Никакого секрета: 150°С для грунтовок и 130°С для эмалей – например, для «Vika-синтал» (МЛ-1110).

Есть вопрос! В инструкции к меламиноалкидной эмали «Vika-синтал» (МЛ-197) написано, что она отверждается при 105°С. Как это согласуется с только что сказанным?

Ответ. В этой эмали применена иная, более реакционноспособная меламинформальдегидная смола – она-то и позволила снизить температуру сушки в сравнении с МЛ-1110. Но есть у «197-й» и минусы – более года ее хранить нельзя, поскольку даже при обычной температуре реакция хоть медленно, но протекает. Это своеобразная плата за повышенную реакционную способность смолы.

Меламиноалкидные эмали МЛ-1110 и МЛ-12 используют для окраски автомобильных кузовов на некоторых заводских конвейерах – но уже не столь широко, как раньше.

В ремонтной окраске мастера применяли их в соответствии с поговоркой «на безрыбье. ». Но безрыбье кончилось: нынче рынок авторемонтных ЛКМ разнообразен и доступен, поэтому потребление МЛ-1110 за последнее десятилетие упало в несколько раз. Однако для мастеров, все еще работающих с «синтетикой», хорошим подспорьем являются ускорители сушки на изоцианатной основе. По сути, это отвердители, превращающие МЛ-1110 в двухкомпонентную эмаль.

«Акрил»

Не ищите в химических справочниках и энциклопедиях слово «акрил» – все равно не найдете. Этот термин является разговорным, жаргонным и означает «акриловый лак», «акриловая эмаль». Но прежде чем коснуться теории, посмотрим на тару, в которую разлиты акриловые ЛКМ.

В этой группе материалов компоненты связующего (пленкообразователя) разнесены по разным банкам. В отличие от меламиноалкидных эмалей, хранить их в одной емкости нельзя – они тут же вступят в реакцию. А теперь наберемся терпения и попытаемся, как говорится, «на пальцах» разобраться в химии этих ЛКМ.

Первый компонент содержит раствор акрилового сополимера. Это высокомолекулярное вещество, продукт совместной полимеризации акриловых мономеров – акриловой и метакриловой кислот, а также их сложных эфиров (если кому интересно – метилакрилата, бутил-акрилата, метилметакрилата, бутилметакрила-та и др.). И что важно: в составе этого сополимера есть звенья с гидроксильными группами ОН – запомним это.

Теперь о втором компоненте, фактически – отвердителе. В его состав входит полиизоцианат, подобранный именно для данной эмали. Нам важно знать, что он содержит изоцианатные группы 0=C=N-, весьма и весьма реакционноспособные.

И когда раствор сополимера и отвердитель соединяют, гидроксильная и изоцианатная группа вступают в реакцию по следующей схеме:

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значит

Конструкция, начертанная справа от стрелочки, – не что иное, как уретановая группа. Отметим, что изоцианатные группы, присутствующие в отвердителе, условно можно изобразить в виде трехлучевых звездочек:

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значит

Благодаря этому возникающая при полимеризации полиуретановая сетка получает пространственные «сшивки».

В итоге в отвержденной акриловой пленке образуется полиуретан, придающий покрытию исключительно высокие потребительские свойства, в частности атмосферостой кость и эластичность.

Описанная система носит название «акрил-уретановой». Такие материалы имеются в арсеналах всех известных окрасочных систем. По этой же схеме работает отечественная «Vika-акрил».

Есть вопрос! Можно ли разбавлять акриловые ЛКМ отечественными растворителями серии 645-651?

Ответ. Категорически нет. Они содержат спирты, а следовательно, посторонние гидроксильные группы ОН. Они способны направить реакцию по ложному пути, в результате чего пространственно сшитого полимера не образуется. По той же причине в системе недопустимо присутствие влаги. Следует применять растворители или разбавители, рекомендованные производителем ЛКМ. Для «Vika-акрил» это Р 1301 и Р1301-М.

Есть вопрос! Можно ли отверждать «Vika-акрил» другими изоцианатами?

Ответ. Нет. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу. Если взять другой отвердитель – получим другой полимер с совершенно иными свойствами.

Тандем

Теперь самое время поговорить о двухслойной системе «базисная эмаль плюс прозрачный лак». Выше мы писали, что именно она пришла на смену просто эмали («topcoat») и теперь почти повсеместно применяется для окраски кузовов легковых автомобилей.

Что же в ней «системного»? Ведь эмаль уже есть, даже «базисная» («basecoat»). А лак зачем? Чтобы блестело лучше? Не только. У каждого слоя своя функция. Раньше эмаль решала задачи внешнего вида, блеска, цвета, укрывистости, а также защиты от внешних воздействий. В двухслойной системе функции внешнего вида, блеска и защиты перешли к прозрачному лаку, а укрывистость и цвет остались за базисной эмалью.

Первыми на свет появились базисные эмали, с алюминиевыми пигментами. Благодаря knowhow блестящие алюминиевые чешуйки укладывались в покрытии ровненько. А «эффект металла» появлялся лишь после нанесения прозрачного лака поверх базисной эмали.

В настоящее время в базисных эмалях применяют сложные комбинации перламутровых, алюминиевых, транспарентных пигментов, формирующие широчайшее разнообразие цвета и эффектов. Оказалось, что даже при использовании привычных укрывистых пигментов, дающих «обычный» цвет без какого-либо эффекта, двухслойная система по сравнению с однослойной эмалью выглядит куда более выразительно и привлекательно.

В химическом отношении прозрачный лак сходен с вышеописанным ЛКМ «Vika-акрил». Важное отличие – необходимость в специальных компонентах, защищающих лак от. света. Да-да, от солнечного света, этого злостного разрушителя полимеров. Кстати, в пигментированных эмалях светозащитную функцию берут на себя пигменты. Тоже не простые, а специальные, светостойкие.

Конструируют базисные эмали по-разному, но один из наиболее распространенных вариантов – комбинация полиэфира, меламин-формальдегидной смолы (напоминает МЛ из предыдущих глав) и ацетобутирата целлюлозы (заставляет вспомнить нитроэмали НЦ). Только в отличие от нитрата целлюлозы ацетобутират устойчив к солнечному свету.

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значитНа этом производственном участке изготавливают «металлики», «перламутры», «хамелеоны».

Базисные эмали содержат много растворителя, а усадка пленки при сушке способствует «укладке» пигментов. Сохнет эмаль быстро, поверхность чаще всего получается матовой, цвет разобрать трудно, эффекта вообще никакого. Восхищаться внешним видом, цветом, «металликом» и «перламутром» можно лишь после перекрытия лаком. Сам же лак может быть не только высокоглянцевым, но и матовым и даже с регулируемым блеском.

С конкретными ассортиментами можно ознакомиться на сайтах производителей ЛКП.

Такова, если вкратце, ретроспектива развития автомобильных эмалей. От обратимой пленки «нитро», через отверждаемое кислородом покрытие «алкида», через пространственную сетку «синтетики» и полиуретановую «сшивку» «акрила» к фантастическим эффектам двухслойной системы. И все это в течение XX века. Что добавило в этот список нынешнее столетие?

XXI век озаботился сохранением окружающей среды. Угроза всемирного потепления сменяется ужасами всемирного похолодания, и наоборот. Объясняют это одной и той же причиной: человек загрязняет окружающую среду. Лакокрасочники тоже загрязняют – и пуще всего растворителем, бездарно улетающим в атмосферу. Поставщики пишут на банках HS, VHS, а проверишь – у большинства в лучшем случае MS, а то и LS. Получается, обманывают и себя, и потребителя, и природу.

Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть фото Эмаль воздушной сушки что значит. Смотреть картинку Эмаль воздушной сушки что значит. Картинка про Эмаль воздушной сушки что значит. Фото Эмаль воздушной сушки что значитНа участке составления грунтовок и эмалей

Но шутки шутками, а больше всего растворителей содержится в базисных эмалях. За них-то европейцы и взялись в первую очередь. Решили, пусть в атмосферу улетает вода. И приспособили свою продукцию «под воду», правда, для этого пришлось перерабатывать и смолы, и пигменты, и добавки.

Почему пришлось? Воду называют растворителем, но для ЛКМ в этом качестве она совершенно непригодна. Смолы для автомобильных покрытий вода не растворяет, некоторые пигменты начинают с ней взаимодействовать и в итоге портятся, а алюминиевые пигменты и вовсе могут привести к взрыву банок с краской.

Поэтому смолы переводят в состояние эмульсий, в которых мельчайшие (субмикро- и наноразмерные) капельки смолы диспергированы в воде. В таком случае вода выступает как дисперсионная среда и успешно понижает вязкость.

Вот так и родились эмали на водной основе. Их уже используют и на конвейерах, и в авторемонте. Европейские производители сырья готовы предложить компоненты на водной основе для всех слоев, формирующих авторемонтное покрытие. В России водные базисные эмали пока не производят, но зарубежные завозят и применяют в сервисах – прежде всего в дилерских. И даже отмечают технологические преимущества экологичных эмалей по сравнению с органоразбавляемыми.

Но вот незадача: вода замерзает. При этом эмульсии необратимо портятся. Краски на водной основе, устойчивые к замораживанию, существуют пока только для декоративного применения. Автомобильные эмали намного капризнее и защитить их от мороза пока не удается. Создание эмульсий, стабильных при хранении при низких температурах и пригодных к нанесению, да еще таких, чтобы внешний вид радовал потребителя, – задача необычайно сложная.

Применение водных ЛКМ требует обновления навыков работы. А для нашей страны – и особой логистики с учетом географии и морозных просторов. Только тогда экологичные авторемонтные эмали получат в России широкое распространение. На этой оптимистической ноте мы закончим сегодняшний обзор.

Фото предоставлены ОАО «Русские краски»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *