Эвейл что это такое
существительное ↓
глагол ↓
Мои примеры
Словосочетания
Примеры
She availed herself of the offer.
Она воспользовалась предложением.
Our best efforts did not avail.
Все наши усилия были бесполезны /пропали даром/. / Как мы ни старались, всё было зря.
He availed himself of the available resources.
Он воспользовался имеющимися ресурсами.
Nothing could avail against the enemy attack.
Ничего не могло защитить от атаки врага.
All your begging will not avail you in the least.
Все ваши мольбы ничуть вам не помогут.
Paramedics tried artificial respiration, but to no avail.
Парамедики попытались сделать искусственное дыхание, но это не помогло.
It will avail them to dispose of their booty.
Это поможет им /даст им шанс/ сбыть награбленное.
How many schools avail themselves of this opportunity each year?
Сколько школ пользуются этой возможностью каждый год?
We searched the whole area but all to no avail. Robbie had disappeared.
Мы обыскали весь район, но всё безрезультатно /без толку, зря/. Робби исчез.
Although I appreciate the concern, your help would be of little avail in this situation.
Хоть я и ценю вашу заботу, в этой ситуации от вашей помощи будет мало пользы.
Метод тыка: как открыть проекты в разных сферах и выбрать удачные
Твори бюро
35-летний Евгений Фонталин еще в школе понял, что может заниматься передовым бизнесом, не имея специальных познаний. В 1998 году, на заре Рунета, он вместе со школьными друзьями делал сайты для компаний из родного Петропавловска-Камчатского: «Один мой друг хорошо рисовал, другой изучал программирование, а я был больше про поговорить, поэтому занимался презентациями и ведением проектов. Так мы продали три сайта». Потом предприимчивый подросток забросил идею собственного бизнеса на десять лет — после школы учился в вузе по специальности «Государственное муниципальное управление», параллельно работая начальником отдела маркетинга в местной филармонии. «В мои обязанности входило ездить с нашими звездами по Камчатской области и порой пить с ними. Например, с Надеждой Бабкиной мы три недели катались на вертолетах и снегоходах по маленьким дальневосточным городкам», — вспоминает Фонталин.
После армии он поступил на госслужбу, но быстро понял, что ее специфика ему неблизка. «В таких структурах главное правило: «я начальник — ты дурак», — говорит Фонталин. — У нас с мамой была квартира в Москве — купили на случай, если на Камчатке станет совсем тяжело. Во время одной из поездок в столицу я познакомился с девушкой и подумал: а почему бы не переехать?» Первое время он занимался холодными звонками в московской компании по производству упаковочных материалов: «Я продавал никому не нужную фигню, и у меня это плохо получалось», — рассказывает предприниматель. Затем устроился менеджером проектов в веб-студию «Атилект», но руководство уволило его через два дня, поняв, что набрало на одну должность несколько человек. Потом почему-то передумало и взяло обратно, прибавив к зарплате 5 тыс. руб. за моральные страдания.
Вскоре Фонталин приобрел на работе славу рационализатора: узнав, что в компании сайты разрабатывают каждый раз заново, хотя их структура и функционал часто похожи, предложил сделать шаблонизатор, использующий готовые модули. Внедрив идею, компания сократила расходы более чем на 25%. Через два года руководство предложило Фонталину должность гендиректора, но тот уже понял, что может делать бизнес самостоятельно. Покинув «Атилект» в 2009 году вместе с администратором Борисом Чередниковым, он открыл студию по разработке сайтов и фирменного стиля.
Студия называлась «Мастерская Фонче» — по начальным слогам фамилий основателей. Друзья сняли офис недалеко от Таганки, взяли в банке кредит в 350 тыс. руб., наняли двух сотрудников-разработчиков и одного дизайнера на удаленке. Часть работ студия выполняла как субподрядчик «Атилекта», некоторых клиентов находили сами. Через год оборот компании вырос до 5 млн руб., а прибыль — до 1,2 млн руб., но на этом развитие и остановилось, а затем продажи даже стали падать. Отсутствие опыта мешало выстроить стратегию продвижения. В 2011 году Фонталин уступил долю в проблемном бизнесе партнеру, а сам решил переехать в Доминикану. К переезду готовился всерьез: учил испанский, подобрал виллу на далеком берегу. «Я видел себя владельцем ресторанчика на побережье, — говорит он. — Работать по найму я уже не мог, но для крупного своего дела не хватало навыков».
Чтобы подкопить на переезд, Фонталин решил найти работу на четыре-пять месяцев. Пообщавшись с владельцем креативного «Бюро Пирогова» Василием Пироговым, искавшим менеджера проекта, он вышел из переговорки директором производства компании. Уже через три месяца Фонталин получил 30% в бизнесе бюро. Партнеры расширили перечень услуг, разобрались с долгами, а в декабре 2014 года Фонталин полностью выкупил долю Пирогова и переименовал компанию в «БюроБюро». Сейчас среди клиентов агентства — Альфа-банк, Raiffeisen, X5 Retail Group, «Инвитро», «Транснефть», ТАСС, «Росатом», Tele2 и многие другие.
Фонталин и Пирогов остались партнерами: в 2013 году открыли рекламное агентство Primax, которое сфокусировалось на растущем фармацевтическом рынке. Фонталину хотелось накопить в этой области сильную экспертизу, которая стала бы преимуществом перед конкурентами: «У нас в штате даже копирайтеры имеют медицинское образование, поэтому мы отлично разбираемся в особенностях бизнеса производителей и дистрибьюторов лекарств». Компания делала рекламу для таких компаний, как Stada, Pfizer, «ПИК-Фарма», Sandoz, Materia Medica, «Доминанта-Сервис».
Сейчас основной доход Фонталину приносят именно «БюроБюро» и доля в Primax. Оборот Primax в 2018 году достиг 250 млн руб., чистая прибыль — 30 млн руб. «БюроБюро» растет в среднем на 25–30% в год. В прошлом году оборот агентства составил 72,5 млн руб., прибыль была на уровне 20% от этой суммы. Компания берет за самые простые сайты 3,5–4 млн руб., но есть и проекты за 15–20 млн. «Мы делаем сложные диджитал-решения для крупного бизнеса, — говорит Фонталин. — Среди проектов — финансовая платформа для «Райффайзен Капитал», медицинский портал с личным кабинетом для «Инвитро», проект виртуальной реальности для «Росатома», лизинговая платформа для Siemens».
Как одновременно вести несколько проектов
1. Передайте управление правильным людям. Заниматься операционным управлением сразу в пяти-десяти проектах невозможно физически. Значит, ключевая задача CEO — найти правильных людей в команду. Особенно важно не ошибиться с партнером, который будет управляющим директором. Сотрудники стартапа должны быть во всем лучше вас, чтобы двигать компанию вперед.
2. Работайте над «мягкими навыками». Сильные стороны серийного предпринимателя — эмпатия, умение выстраивать нетворкинг, договариваться с людьми и проводить сложные переговоры, способность выбирать и мотивировать сотрудников — все то, что сейчас принято называть soft skills.
3. Выбирайте сферы бизнеса, где у вас есть перекрестная экспертиза. Если разобраться, у меня взлетели те проекты, которые как-то между собой связаны: «БюроБюро», которое занимается разработкой сайтов, рекламное агентство Primax, которое занимается интернет-продвижением, сервис Bookform, где также важны навыки разработки, маркетинга и рекламы, — это все про одно, про какие-то интернет-вещи. Если бы я завтра открыл завод полимеров, то ничего толкового не вышло бы.
4. Вовремя закройте бизнес, если он не растет. Тестовый период при методе тыка — год. Среди моих проектов, которые не прошли проверку временем, — фабрика постельного белья с производством в Иваново. Нам удалось выйти на определенные обороты, но я решил, что возможности не оправдывают вложений.
Евгений Фонталин, серийный предприниматель
Не выходи из комнаты
В 2013 году близкие друзья Фонталина открыли одну из первых в России сетей квестов в реальности «Клаустрофобия» и пригласили его на тестовую игру. Идея ему так понравилась, что он решил создать собственную квест-компанию. У проекта RoomStory было шесть игр: три собственные и три выкупленные у «Клаустрофобии». «Изначально это был клевый бизнес: на открытие комнаты понадобилось около 1 млн руб., а затем проект приносил столько же выручки в месяц, а расходы не превышали 200 тыс. руб.», — говорит Фонталин. Но развлечение становилось в Москве все популярнее, и конкуренция быстро росла. «Некоторые компании вкладывали по 15–20 млн руб. в открытие каждого квеста, — вспоминает предприниматель. — В итоге мы запустили «агрегатор квестов» All Escape Games: приводили устроителям квестов клиентов, оставляя себе комиссию 30% с каждой брони».
Проект был интегрирован с «Афишей», на сайте которой выглядел одним из ее разделов. В 2016 году Фонталин и его партнеры продали 50% All Escape Games медиахолдингу Rambler&Co (RoomStory предприниматель закрыл два года спустя). «Агрегатор квестов мы пилили несколько лет, — рассказывает Фонталин. — В результате получилась огромная платформа с личным кабинетом, где была возможность онлайн-оплаты, ее отмены, подведения баланса, запись звонков и куча других возможностей. Было нецелесообразно ограничивать ее только рынком квестов». Так появилась идея создания нового, по оценке Фонталина, одного из самых перспективных его проектов — Bookform.
Суть сервиса — система онлайн-бронирования для любого бизнеса: от йога-студий и салонов красоты до шиномонтажа и риелторов, занимающихся подбором квартир в новостройках. По словам Фонталина, ему удалось договорится об интеграции с несколькими ресурсами: 2gis, «Афишей», «КудаGo». Сервис был запущен в октябре 2018 года. Сейчас у него более 400 клиентов, каждый из которых заплатил по 1,5 тыс. руб. за подключение. На прибыль проект пока не вышел. «Но нам удалось найти свободную нишу, и мы будем быстро расти. У нас есть только один серьезный конкурент, но он фокусируется на салонах красоты» (вероятно, имеется в виду компания YClients. — РБК), — убежден Фонталин.
В 2014 году вместе со своим партнером по Primax Романом Куликовым он одним из первых инвестировал в калифорнийский стартап Hello Baby — приложение для молодых родителей. Сейчас количество установок приложения превысило 1 млн. Четыре года спустя предприниматель приобрел часть PR-агентства Fbr.agency у своего бывшего партнера по одному из проектов. «Это помогло не только увеличить доход, но и закрыть задачу по пиару наших компаний», — говорит Фонталин. Операционное управление во всех своих компаниях он передал партнерам, которых время от времени консультирует по стратегическим вопросам.
Как оценивать новую бизнес-идею
1. Сколько на ней можно заработать? Более точно вопрос звучит так: можете ли вы заработать ту сумму, которую хотите? Цифра не должна быть фантастической — она напрямую зависит от объема рынка и маржинальности бизнеса. Например, если объем рынка — 10 млрд руб., то, даже заняв 1% рынка, вы получите выручку 100 млн. При маржинальности в 10% ваша прибыль составит 10 млн. Оценивайте ваши шансы по пессимистическому варианту, чтобы реальный результат получился более вдохновляющим.
2. Есть ли у вас продукт, который можно превратить в бренд? Хороший бренд дает возможность устанавливать более высокую, чем у конкурентов, маржинальность и зарабатывать больше.
3. Поддается ли бизнес масштабированию? Если вы собираетесь открыть бизнес по ремонту и обслуживанию оргтехники, будьте готовы к тому, что у вас не получится выйти даже за пределы родного города. Ищите более перспективные идеи.
Сергей Меринов, основатель группы компаний «Эвейл»
Разведка боем
«Запускать незнакомый бизнес — это нестрашно: для опытного предпринимателя незнакомым он может быть только в части продукта. А принципы управления бизнесом везде одни и те же», — говорит 43-летний предприниматель из Кирова Сергей Меринов, основатель группы компаний «Эвейл». Группа — живое подтверждение его слов: в нее входят ИТ-бизнес, швейное производство, производство натуральной косметики и компания по продаже медицинского оборудования. Общий оборот группы — около 350 млн руб. в год.
Первый предпринимательский опыт Меринов получил в начале 1990-х годов: из-за девальвации рубля деньги, которые мать молодого человека копила на квартиру, обесценились. Не дожидаясь, пока они окончательно потеряют в цене, она потратила их на покупку сыну компьютера. Когда школьнику надоели игры, он заинтересовался устройством персоналки. «В компьютерах того времени даже возможность расширить память отсутствовала, — вспоминает Меринов. — Я познакомился с хорошим электронщиком, и мы начали паять и продавать платы, расширявшие возможности ПК». К окончанию школы он зарабатывал больше матери.
К концу десятилетия возможности компьютеров выросли, платы Меринова оказались не нужны, и он занимался тем, что возил кировский сыр на продажу в Москву. В 2001 году знакомый гик научил предпринимателя заправлять и чинить принтеры. Меринов купил инструменты, запчасти и дал рекламу в газету. Так появился «Эвейл», который на заре существования был бизнесом по ремонту и обслуживанию оргтехники. К 2009 году в штате компании трудились уже 30 человек, а прибыль превысила 700 тыс. руб. в месяц.
«Все процессы были настроены, я мог даже не ходить в офис. Мне стало скучно», — рассказывает Меринов. Он решил открыть новый бизнес — швейное производство. Менее чем за 1 млн руб. купил оборудование и арендовал помещение на цокольном этаже жилого дома, нанял технолога, четырех швей и закройщика. Четкой идеи, что именно он будет производить, у предпринимателя не было. «Я спросил технолога, что будем шить. Она ответила: «Давай женское, его больше покупают», — вспоминает Меринов.
Поначалу производство выпускало ежемесячно около 1 тыс. вещей. На ткань в месяц уходило порядка 200 тыс. руб. Плюсом бизнеса была возможность продавать продукцию по всей стране. Вскоре предприниматель узнал и о минусах — магазины не хотели покупать одежду по предоплате и предлагали исключительно формат «под реализацию». Конкурировать по цене было очень трудно. Выход Меринов увидел в онлайн-торговле — в 2010 году запустил интернет-магазин Lacywear.ru, а потом потратил два года на его развитие. Все это время — до 2012-го — швейное производство работало в убыток, и Меринов финансировал его из прибыли от ИТ-бизнеса. Интернет-магазин позволил выйти на прибыль. На пике, в 2016 году, бизнес приносил свыше 2,5 млн руб. прибыли в месяц. Сейчас в компании трудится 150 человек, а ее оборот превышает 150 млн руб. в год.
В 2014 году, когда швейное производство стабильно работало без участия владельца, Меринов снова задумался. «Я прочел про натуральную косметику и понял, что это направление с экспортным потенциалом», — говорит предприниматель. Из-за падения курса рубля идея казалась особенно привлекательной. По словам Меринова, концепция бренда появилась быстро: «Я ориентировался на экспорт в Китай, а там хорошо знают, что такое Сибирь. Поэтому решил производить натуральную косметику из сибирских растений». Ассортимент должен был состоять из базовых вещей: мыла, шампуня, бальзама и т.п.
Чтобы разработать рецепты первых косметических продуктов под маркой Siberina, Меринов обратился к преподавателям химфака Вятского госуниверситета, но те за три месяца так ничего и не придумали. «Либо мотивации и времени не хватило, либо к нам несерьезно отнеслись», — полагает предприниматель. Меринов стал искать технолога по объявлению и в итоге остановился на химике с подходящим хобби — тот варил дома косметику.
Разработка рецептур длилась два года. Только в конце 2016 года Меринов выложил в своем интернет-магазине первую линейку Siberina. «Мы внимательно отнеслись к обратной связи от покупателей, дорабатывали свою продукцию», — вспоминает Меринов. Продажники, в том числе из других направлений его бизнеса, продавали косметику в магазины России, Казахстана и Белоруссии. Однако малоизвестному бренду было сложно попасть в розничные сети. Тогда предприниматель обратился к крупным российским маркетплейсам — Wildberries, Ozon, Lamoda. Именно с них сегодня идет основная доля продаж косметики, которые в целом составляют 60 млн руб. в год.
Большая часть продается на российском рынке. Чтобы выйти на иностранного покупателя, Меринов завел аккаунт на маркетплейсе Alibaba. «Пока фурами или вагонами продукцию не экспортируем, — отмечает предприниматель. — Сертификация очень дорого стоит что в Китае, что в Европе». По этой же причине не получилось работать на маркетплейсе Amazon. Площадка требовала сертификат на косметику, выданный определенной компанией, но денег на это у Меринова не было.
Весной 2018 года предприниматель открыл новое направление — торговлю медицинским оборудованием. Найти для них медтехнику Меринова попросили его клиенты по ИТ-бизнесу — поликлиники. «Как выяснилось, очень сложно найти подрядчика, который выполнял бы обязательства. Очень много мелких контор, где один-два человека в штате: одну сделку сделали и пропали», — говорит предприниматель. Уже через три месяца новый бизнес вышел на прибыль. Оборот компании сегодня составляет 24 млн руб. в год. Владелец «Эвейла» видит в этом направлении большой потенциал: можно расти вширь и вглубь: не только поставлять технику по всей России, но и организовать собственное производство.
Что такое EV (стоимость компании): понятие, формула расчета и варианты использования
В фундаментальном анализе есть много мультипликаторов, которые помогают инвестору выбрать интересные для покупки акции. В основе некоторых из них лежит показатель под названием “Стоимость компании”. В статье рассмотрим, что такое EV, из чего складывается и для чего нужен инвестору. Разберем на конкретных примерах формулу расчета справедливой стоимости эмитента.
Что такое и зачем рассчитывать стоимость компании
EV (Enterprise Value) – мультипликатор, который отражает реальную стоимость компании. Используется, как самостоятельно, так и в составе других показателей. Его называют реальной или справедливой стоимостью обычно в сравнении с капитализацией, которая показывает рыночную оценку эмитента.
Напомню, что рыночная капитализация – это стоимость всех акций эмитента, рассчитывается как произведение текущей цены одной акции на их количество. Текущая цена постоянно меняется на основе спроса и предложения на рынке, поэтому меняется и капитализация. Она отражает желания покупателей купить, а продавцов продать акции в конкретный момент времени.
А теперь представим ситуацию. Мы выбираем между двумя предприятиями, капитализация которых одинаковая и равна 1 млн руб., т. е. это та цена, которую сформировал рынок здесь и сейчас. Но у первой есть кредитные обязательства на 100 тыс. руб., а у второй деньги на счетах в размере тех же 100 тыс. руб.
Мы купили акции обеих компаний и стали владельцами бизнеса, что дает право не только на получение прибыли, но и накладывает обязательства. У второго эмитента никаких обязательств нет, а у первого долги на 100 тыс. руб., которые надо погашать. В результате, реальная цена, которую мы заплатим составит:
Поэтому и называют показатель EV справедливым. Он отражает не сиюминутные настроения инвесторов на рынке, которые могут вообще не зависеть от положения дел в конкретном бизнесе, а реальную ситуацию в данном бизнесе.
Основные цели расчета EV:
Формула и примеры расчета
Формула расчет EV очень простая:
EV = Рыночная капитализация + Долгосрочные и краткосрочные обязательства – Денежные средства и их эквиваленты
Рассмотрим, как рассчитать инвестору значение показателя EV конкретного предприятия. Для примера возьмем годовую отчетность по МСФО за 2020 г. представителя нашей металлургической отрасли – НЛМК. Нам потребуется Консолидированный отчет о финансовом положении. Его я скачала на сайте НЛМК:
Давайте сравним НЛМК еще с тремя представителями этого сектора – Северсталью, ММК и Мечелом. EV определим по описанному выше сценарию:
Показатели | НЛМК | Северсталь | ММК | Мечел |
Капитализация | 21 637 044 492,77 | 18 796 457 468,14 | 9 793 015 661,36 | 663 803 856,52 |
Долгосрочные и краткосрочные обязательства | 3 486 000 000 | 2 011 000 000 | 981 828 254,85 | 4 391 094 182,83 |
Денежные средства и их эквиваленты | 842 000 000 | 583 000 000 | 877 451 523,55 | 23 628 808,86 |
EV | 24 281 044 492,77 | 20 224 487 468,14 | 9 897 392 392,66 | 5 031 269 230,49 |
Как использовать показатель инвестору
EV может использоваться инвестором в качестве самостоятельного показателя. Но большее практическое применение он находит в составе различных коэффициентов. Рассмотрим основные из них.
EV/EBITDA
EV/EBITDA характеризует, как соотносятся между собой справедливая стоимость (EV) и прибыль до вычета налогов, процентов и еще ряда расходов, которую называют EBITDA. Показывает, сколько лет потребуется, чтобы окупить вложения в бизнес за счет доналоговой прибыли. Чем меньше показатель, тем лучше для инвестора.
Применяют, когда необходимо сравнить эмитентов между собой или для сопоставления коэффициента со средним значением по отрасли. Воспользуемся данными сайта conomy.ru и посмотрим на результаты наших металлургических предприятий:
Показатели | НЛМК | Северсталь | ММК | Мечел |
EV/EBITDA | 10,622158 | 8,11301 | 5,918286 | 7,237045 |
Средний коэффициент по отрасли | 8,272062 |
Как видно, недооцененными можно считать ММК и Мечел. Выше среднего стоит НЛМК, а стоимость Северстали находится вблизи своих справедливых значений.
EV/EBIT
EV/EBIT показывает соотношение между справедливой стоимостью (EV) и прибылью до вычета процентов и налогов (EBIT).
Главное отличие от предыдущего мультипликатора – в знаменателе:
EBITDA = EBIT + Амортизация основных средств и нематериальных активов
EBIT не учитывает амортизацию и всегда меньше EBITDA. Амортизация является самой большой неденежной суммой расходов и может оказать существенное влияние на прибыль, поэтому EBITDA более полно отражает денежные потоки предприятия.
EV/Net Income
В знаменателе этого коэффициента находится чистая прибыль, т. е. та сумма, которая остается в распоряжении предприятия после оплаты всех своих расходов и налогов. По решению менеджмента она может быть направлена на выплату дивидендов, реализацию инвестиционных проектов, поощрение сотрудников, социальные мероприятия и т. д.
Как и все предыдущие мультипликаторы, EV/Net Income показывает, через сколько времени окупятся вложения в бизнес за счет чистой прибыли. Чем меньше показатель, тем лучше для инвестора.
Заключение
Мы разобрали еще один показатель, который поможет принять взвешенное решение при выборе акций в свой инвестиционный портфель. Он не лучше и не хуже других. Это мультипликатор, который нет смысла использовать в отрыве от других. Только комплексный анализ приблизит нас к объективному выводу. Но даже такой подход не гарантирует 100 % результат, потому что все наши расчеты основаны на прошлых данных. А предсказывать будущее мы только пытаемся. Иногда даже получается.